Церковь похвалы пресвятой богородицы. Храмы в честь праздника похвалы богородицы в московском кремле

Москва. Кремль. Церковь Похвалы Божией Матери в Потешном дворце.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце. Обиходные названия: Похвальская церковь; Богородицкая церковь Дата основания 1651 г. Дата постройки последнего здания 1651-1652 гг. Современный адрес: Москва, Кремль, ул. Дворцовая. Потешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями. Освящена 1 сентября 1652 г. как домовая церковь боярина И.Д. Милославского. Приделы: Алексия, человека Божия и Марии Египетской. Узкий участок между крепостной стеной и хозяйственной застройкой царской резиденции определил планировочное решение усадьбы Милославского. В центре участка расположилось само строение, с юга и севера соответственно парадный и хозяйственный дворы. Почти квадратное в плане здание имело в середине арочный проход, соединявший обе территории. Парадное крыльцо, выходившее на южный двор, замыкало пристройку, поставленную глаголем к основному объему палат. По смерти Милославского усадьба в 1669 г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 г. в них для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом.

С 1679 г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен. Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором, близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объем здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны в виде машикулей, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью. При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 г. здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Перестройка осуществляется по проекту И.В. Еготова и предусматривает превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу в главный. С этой целью для симметрии пристраивается северное крыло, а фасад и интерьеры украшаются модными псевдоготическими деталями. Церковь при этом упраздняется. Главы снесены, но сохранилась звонница. В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000-2004 гг. на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения зданий и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца.

Подготовил материал к размещению на сайте Виктор Скалдин

Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце церковь (Кремль)

Из Александровского сада и с Манежной улицы хорошо видна церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, расположенная в служебной зоне Кремля. Особенно теперь, когда после реставрации Потешного дворца XVII века воссозданы в первозданном виде золоченые купола храма. Церковь строилась в 1651–1652 гг. как домовая при палатах Ильи Даниловича Милославского, отца царицы Марии Ильиничны, и была освящена 1 сентября 1652 г. с приделами преподобного Алексия, человека Божия, и преподобной Марии Египетской. Палаты, расположенные у западной Кремлевской стены, между Троицкой и Комендантской башнями, – единственный оставшийся в Кремле дом частного происхождения. По смерти Милославского усадьба в 1669 г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 г. в них для царской семьи стали устраивать потехи – первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты Милославского стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец расширили и частично перестроили. Расположение домовой церкви, вписанной в объем здания, является отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части над жилыми покоями. Палаты были как бы «небоскребом XVII века» (четыре этажа, а с подвалами – пять), с церковью и со звонницей, с плоскими крышами и висячими садами на них, со сквозным проездом тридцатиметровой длины под всеми этими сооружениями, с резным белокаменным бестиарием (собранием фантастических животных) на плоскостях наличников. Став Комендантским домом в 1806 г., бывший дворец подвергся перестройке, тогда и упразднили домовую церковь. Главы снесли, но сохранилась звонница. В 1869 г. архитекторы П.А. Герасимов и Н.А. Шохин пытались вернуть Потешному дворцу первоначальный вид. Они удалили поздние надстройки и псевдоготическое оформление, на фасаде сделали лепнину по образцу XVII века. Но при этой реставрации был допущен целый ряд ошибок, связанных с неправильным прочтением следов утраченного декора памятника.

В 1999 г. было принято постановление вернуть дворцу первоначальный облик. Отлитые в цементе накладные наличники XIX века сняли везде, под ними были найдены остатки старых, срубленных, которые сумели воссоздать. Утраченный декор по сохранившимся фрагментам выполнил скульптор Григорий Эрстакян. Частично восстановили оригинальную раскраску наружных стен. В 2001–2003 гг. реставраторы восстановили завершения церкви и звонницы. На чердаках, под слоем вековой пыли они смогли разглядеть фрагменты оснований барабанов. Любопытно, что алтарная часть имела трехщипцовые завершения, а четверик храма еще более сложные покрытия. Его центральная часть венчалась закомарами с востока и с запада, а на южном и северном фасадах – двускатной крышей. На восточном фасаде под штукатуркой по натурным остаткам реставрировали наличники с треугольными фронтонами и рустами. Их классическая форма, традиционная для европейской архитектуры, уникальна для древнерусского зодчества. При реставрации дворца в 2000–2004 гг. церковь внешне восстановлена, однако освящены только кресты, сам же домовый храм используется комендатурой Кремля в служебных целях.

Читать еще:  Сонник раздавать хлеб людям. К чему снится хлеб - толкование сна

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

Группа

Мастерская храма Похвалы Пресвятой Богородицы

Информация

Описание: ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Анонс о предстоящих мастер-классах и мероприятиях читайте в нашей группе. Сайт: http://hram-pohvala.moseparh.ru

Другое

Действия

2 490 записей Показать записи сообщества

Сегодня, в восьмой день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа Спаситель, по древнему священному обычаю, приносится в храм Господень и, как осмодневный Младенец, посвящаемый Небесному Отцу, Показать полностью… терпит ради нас обрезание плоти, предуказывая пролитие Своей Крови, на крестную, указывая этим на крестную животворящую смерть. Терпит ради нас страдания, являя великое снисхождение, любовь к падшей во грех человеческой природе, очищая ее и освящая. В этот же день свершается наречение праведным Иосифом Богомладенцу священного имени Иисус, имени земного, человеческого, но возвещенного праведнику Ангелом, сшедшим с небес. Это имя усваивается отныне Божественному Лицу Господа Иисуса Христа, соединившему в Себе нам подобную человеческую природу и невидимую Божественную.

Об этом имени в сегодняшний день возвеселились и небо и земля. Чрез призывание с верою этого имени отныне человеческий род должен обрести великое лекарство и снадобие для бессмертного своего духа, для очищения всего естества своего. Об этом имени впоследствии, будут свидетельствовать апостолы, всякое колено подклонится: и небесное, и земное, и даже преисподнее. И нет иного имени, — изречет некогда апостол Петр, — которым надлежало бы спастися человекам под небесами. Сила этого имени, по изъяснению святых отцов в том, что оно относится к Самому Богу Воплощенному. Соединив с этим именем Свое Божественное Лицо, Личность, Господь даровал этому имени воистину божественные свойства относительно врачевания нашей природы. Этим именем Он заповедал призывать нам Его, Спасителя нашего, засвидетельствовав, что Небесный Отец, ради призывания имени Господа Иисуса Христа, обогатит нас всяким даром, и ниспошлет нам всякое благословение, и исполнит всякое благое прошение сердец наших. Вот почему Мать Церковь не пропустила, не оставила без внимания это святое имя, но вознесла его, так сказать, на знамя спасения, призывая всех своих чад благоговеть, трепетать пред этим именем и призывать его во спасение душ и телес наших. Древние учителя жизни во Христе свидетельствовали, что все без исключения христиане, без различия званий и состояний, призваны в течение дня, а, может быть, и ночи, обращаться ко Спасителю, освящая в душе Его святое превожделенное имя. Еще в 14-м столетии святитель Фесаллоникский Григорий Палама настаивал на том, что и мирские особы, живущие посреди шумного мира, призваны непрестанно вращать в уме и сердце это имя, и с его помощью достигать очищения и освящения души. Но особенно лица монашеского звания призваны возрастать в любви к имени Иисуса Христа. Не случайно в самое облачение входят четки – «меч духовный», который при пострижении вручается всякому постригаемому лицу с заповедью на всякое время и на всяком месте призывать имя Господа Иисуса Христа. Для них это уже не только предмет благого изволения, но долг и обязанность. Ибо, по наставлению преподобного Серафима Саровского, всякое внешнее послушание лица, отрекшегося от мира, принимает освящение по причине внутреннего возношения ума и сердца к Богу.

В кратких словах, братие и сестры, напомним вам аскетическое учение Православной Церкви о молитве Иисусовой, содержащей в себе имя Господа Иисуса Христа. Видим, что еще святые Апостолы познали силу имени Господа. Святой Апостол Петр некогда на вопрос своего Учителя: «За кого почитаете вы Меня, Сына Человеческого» — ответил: «Ты еси Христос Иисус, Сын Бога Живаго». И в ответ на это исповедание, которое легло в основу молитву Иисусовой, Господь обещал Петру великие милости, сказав, что это правильное исповедание Его, Сына Божия, Богом во плоти, признание, соделает его твердым, как скала, так, что и врата адовы не сумеют поколебать сердце, хотя бы и не безгрешное, но верующее в Господа и призывающее его святое имя. «Если устами, — говорит Апостол Павел, — будешь исповедовать Иисуса Христа, а сердцем веровать в Него, то это делание будет тебе во спасение». И в этих словах мы также видим свидетельство о молитве Иисусовой. Для того пришел Сын Божий в мир, дабы мы имели жизнь вечную чрез веру в Него, чрез призывание имени Его, — свидетельствует святой Иоанн Богослов. Итак, все Писание убеждает нас в необходимости, ради нашего спасения, возлюбить это имя и призывать его внимательным умом и трезвящимся чистым сердцем.

Позднейшие наставники благочестия, особенно отечественные – святой епископ Игнатий Кавказский, святитель Феофан Затворник — применительно к нашей немощи разъясняют нам всю пользу молитвы Иисусовой, предупреждая и против возможных ошибок в ее священном делании. Так, святитель Феофан Затворник учит, что самому естеству человеческому принадлежит произволение в призывании имени Иисуса Христа. И тот, кто трудится в этом производстве, молитве Иисусовой, может, еще без явного содействия Святого Духа, немало преуспеть в молитве Иисусовой. От нашего естества зависит, насколько мы прилепляемся умом и сердцем к этому имени, насколько благоговейно произносим его. Впрочем, «лишь Духом Святым, — говорит Писание, — можно призывать имя Господа Иисуса Христа». Это относится к молитве чистой, к молитве, привносящей в нашу душу освящение Божией благодатью. Но даже, если подвижник веры еще не имеет понятия о высших степенях молитвы, борется со страстями и с понуждением себя призывает имя Господа, он не лишается великих милостей Божиих. Неосновательна забота и тревога тех, кто говорит: «Вот я настолько обременен послушаниями и обязанностями, общаюсь среди людей, что призывание мною имени Господа весьма несовершенно. Я часто рассеиваюсь и обнаруживаю все погрешности, которые только относятся до молитвенного делания». Да, мы грешны, мы немощны, но Господь многого не требует от нас. Он видит наши усилия памятовать о Нем, видит, сколь мы искушаемы лукавым духом, и поэтому радуется Божественною радостью, когда замечает в ком из Своих детей стремление призывать Сладчайшее имя Свое. Ради этого имени мы бываем хранимы от умножения грехов. Ради этого имени Господь не попускает боговраждебным помыслам надолго оставаться в нашей грешной душе. Ради этого имени Господь хранит нас от встречи с неблагонамеренными, подчиненными диаволу людьми. Ради этого имени Господь отгоняет самого лукавого духа, упраздняя многие невидимые нашему взору козни, силки, засады, которые он измышляет, желая сбить нас с пути истинного. Ради призывания этого имени освящается и душа и тело даже несовершенного молитвенника, самое пространство вокруг него. Ради этого имени Ангелы Божии охотно вспомоществуют нам в наших трудах, хотя и остаются невидимы для нашего взора.

Читать еще:  Гора: сонник. К чему снятся горы

Впрочем, по учению епископа Феофана Затворника, успех в делании священной молитвы нужно полагать вовсе не в том, чтобы она, часто повторяя себя самое, непрестанно звучала в нашей душе. И многие, особенно в начале 20-го столетия, забыв и не усвоив, как следует, святоотеческого наследия, посвященного молитве, думали, что лишь механическое произнесение имени Иисуса Христа является целью этого делания. Нет, не так. Святитель Феофан достаточно в резких словах укоряет тех людей, кто приписывали магическую силу самому имени Иисуса Христа, оставляя в стороне подвиг трезвения, внимания, наблюдения за своей душой, оставляя в стороне подмечание, насколько благодать Господня содействует этому деланию. Современные подвижники благочестия даже замечают, что можно встретить людей, которые достигли непрестанного повторения, вращения в своем сознании имени Божия и, как это не парадоксально, остаются при этом погруженные в собственные страсти: самолюбие, гордость, нелюбовь, непримирительное обращение с людьми, неуживчивость и даже злословие. Кажется невероятно, можно ли, имея в сердце Божественный огонь, оставаться холодным, словно ледышка, по отношению к ближним. Но настолько ныне извращена наша падшая природа, настолько возросло в нас горделивое самосознание, самолюбие, что современные люди часто употребляют имя Иисуса Христа наподобие каких-то магических неосмысленных заклинаний, нисколько не заботясь о стяжании прочих нравственных добродетелей, которые являются неотменным условием для свершения правильной покаянной молитвы. Вот почему, — говорит святитель Феофан, — самое важное, это то, что дает нам призывание молитвы Иисусовой. Его можно уподобить некоему древу с глубокими корнями. Но древо, по необходимости, должно произвести отрасли, ветви, которые покрываются листвой и плодами. Цель священного призывания имени Иисуса Христа заключается не столько в непрестанности этого действия, сколько в оживотворении души Божией благодатью. И только в случае, если благодать Божия будет содействовать молитвеннику, в простоте духа, в смирении сердца, в совершенном незлобии, в любви к людям, немало не возносящемуся умом, только если благодать Господня будет содействовать нам, тогда будет подлинный и желаемый нами успех. Заключается он в том, что посредством имени Господа Иисуса Христа, памятуя о Боге, мало-помалу исполняться сознанием неприступного величия, святости, непостижимости Божества, то есть, иными словами, стяжание благоговеинства и страха пред Господом Богом и всем, что мы называем святынею. Возрастая, по милости Божией, в страхе Господнем, внимательно и правильно молящийся именем Иисуса Христа христианин, мало-помалу все в большей и большей степени открывает для себя самого подлинное состояние души своей. Он убеждается, насколько его сердце не свободно от страстей, как редко сердцу удается из глубины воздохнуть ко Господу. Он начинает видеть те многочисленные путы и узы, которыми скована душа, находящаяся в нечувствии окамененном, он исполняется сознания своей нечистоты и недостоинства и обретает понятие о себе самом как воистину худейшем всякого иного человека. Видеть свою худость и всем при этом отдавать предпочтение в сравнении с самим собою. Вот к чему должно приводить правильное призывание имени Господа Иисуса Христа.

Если душа претерпит в этом подвиге, то мало-помалу она приобретет чувство полной зависимости от Господа, не на словах, а на деле она будет исповедовать истину Писания: «Без Меня, -говорит Господь, – ничего доброго сотворить не можете». Даже и пальчиком пошевелить не можем мы без тайной помощи Господа нашего. Возрастая в этих благоговейных чувствах, исповедуя свою немощь, славословя Господа за Его величие и святость, мы мало-помалу, возлюбив имя Иисуса Христа, уже не захотим надолго с ним расставаться. Действительно, никто не может без помощи молитвы привести ум в необходимое для свершения молитвы состояние. И святые отцы дружно свидетельствуют: лишь со вниманием призывание имени Господа способно очистить наш ум от всякого образа, всякого мечтания, всякого ненужного воспоминания, сделать его чистым зеркалом, в котором непостижимо отразится Невидимый Бог. Лишь с помощью имени Господа Иисуса Христа мы сможем в наше сердце ввести Христовы добродетели, особенно те, которые относятся к тайному деланию христианина, а именно: добродетели жалости и сострадания, смирения и кротости, чистоты, добродетель божественного смирения. Имя Иисуса Христа не тотчас и не вдруг соединяется с естеством человека. Но, если душа претерпит необходимые борения, то вскоре она обретет способность радоваться о Господе, как и свидетельствует о том царь Давид: «О имени Твоем возрадуемся весь день». Имя Господне, по свидетельству премудрого царя Соломона, есть некая крепость, в которую вбегает и прячется от невидимых врагов подвижник веры. Имя Господне есть щит, посредством которого мы удобно угасим все раскаленные стрелы лукавого духа.

Попросту сказать, в призывании имени Господа состоит все существо духовной жизни, если только мы понимаем, что от этого цветка должно исходить обязательно благоухание — любви, смирения, кротости, незлобия и чистоты. И безусловно, никакие заботы, никакая обремененность послушаниями, даже жительство в миру посреди шумного города с соблазнами его и прельщениями не мешают христианину единому с единым Богом беседовать и мало-помалу, по слову преподобного Серафима, восходя от степени в степень, достигать совершенного очищения души. В чем и да поможет нам Господь, если мы будем всегда распинать свою гордость, самолюбие, своеволие, непослушание, всегда зазирать себя в наших немощах, укоряя себя, оправдывать ближних, памятуя, что лишь «вера, действуемая любовью» возводит христианина на высоту нравственного совершенства. Аминь.

Читать еще:  Какие цветы имеют значение. Язык цветов

ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ

5 вопросов о Субботе Акафиста

Акафисты всегда были любимы православным народом: они исполнялись на молебнах, пелись на крестных ходах, читались дома. Но есть один особенный, хронологически самый первый Акафист, который исполняется один раз в году на пятой неделе Великого поста. В этом году мы будем слушать его 15 апреля.

  1. Почему богослужение называется Субботой акафиста, хотя сам акафист читается в пятницу вечером?

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

В полной мере суточный круг соблюдается в монастырях. Великопостное богослужение имеет свои особенности: Вечерня пятницы совершается в этот день утром вместе с Литургией преждеосвященных Даров, а вечером накануне служится Утреня субботы, на которой и читается Акафист.

  1. Как исполняется Акафист на богослужении?

Утреня субботы Акафиста – единственная в своем роде.

После 16-й кафизмы духовенство под пение кондака «Взбранной воеводе…» исходит на середину храма, совершается полное каждение и читается Акафист с первого икоса по четвертый кондак. Далее звучат особые песнопения – «Непорочны» и произносится ектения, хор снова поет первый кондак, а духовенство посреди храма читает следующие четыре кондака и икоса с четвертого по седьмой. Затем начинается канон. По его третьей песне и ектении под пение кондака «Взбранной воеводе…» духовенство продолжает чтение с седьмого икоса до десятого кондака. По шестой песне канона снова совершается каждение всего храма и читается заключительная часть Акафиста. Таким образом, чтение Акафиста завершается в том месте богослужения, где традиционно читается кондак праздника после шестой песни канона.

  1. Как написан Акафист?

Вероятнее всего, Акафист в составе 24 примерно одинаковых строф (без «Взбранной воеводе…») изначально возник как кондак на праздник Благовещения, причем припевом для всех строф мог служить возглас «Аллилуиа». Основная тема песнопения – прославление Боговоплощения, вследствие чего в тексте древнейшей части преобладает обращение ко Христу. Также существенное внимание уделяется и Богоматери как непосредственной участнице события. Со временем в текст, через одну строфу, были вставлены херетизмы; при этом содержащие их строфы в наших богослужебных книгах стали называться икосами, а краткие строфы – кондаками. В результате добавления херетизмов тематический акцент в песнопении в целом сместился в сторону прославления Богоматери, так что сам Акафист ныне воспринимается в первую очередь как Богородичное песнопение.

  1. Почему иногда можно улышать, что Суббота Акафиста – «второе Благовещение»?

Разные Уставы определяют особые дни для Акафиста: 23 марта (Студийско-Алексиевский Типикон), вторник 6-й седмицы (Триодь из лавры свт. Афанасия) или за пять дней до Благовещения (итальянская версия Студийского Устава). Однако уже в X–XII вв. наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях (после XII в.). Торжество Иерусалимского устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородицы за указанным днем. Но до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований. Даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, т.е. 25 марта (ст. ст.), и в Субботу Акафиста.

  1. Когда и кем был написан акафист?

Трудно указать точные хронологические рамки как возникновения древнейшей части Акафиста, так и добавления в него херетизмов. Среди современных исследователей наибольшую популярность имеет следующая точка зрения: основа Акафиста составлена преп. Романом Сладкопевцем (1-я половина VI в.), а херетизмы добавлены Патриархом Сергием в 620-е годы.

Диакон Сергий Правдолюбов

В день Похвалы («в похвальскую субботу») святой благоверный князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями в Ледовом побоище в 1242 г.

СОДЕРЖАНИЕ АКАФИСТА

«В первой его половине последовательно по Евангелию воспеваются все события от Благовещения до рождения Христа: в частности, в 1–4 строфах воспевается Благовещение, в 5-й – посещение Девой Марией Елизаветы, в 6-й – сомнение Иосифа, в 7–10 – Рождество Христово, поклонение пастырей и волхвов, в 11-й – бегство в Египет, в 12-й – Сретение. В дальнейших 12 строфах воспевается догматическая высота факта Боговоплощения».

И.А. Карабинов, проф. Санкт-Петербургской
Духовной академии и семинарии, из книги «Постная Триодь»

«Херетизмы» – воззвания, начинающиеся словом «радуйся» – χαίρε (греч.)

КОГДА ОБЕДАЛИ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ СО СВЯТОСЛАВОМ

В нашем городе в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы были возведены два храма. Первый сохранился, но сейчас не действует: это одна из домовых церквей Потешного дворца в Московском Кремле, сооруженная между 1651 и 1679 гг. Второй стоял на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Он разделил участь собора и был разрушен большевиками в 1932 г.


К счастью, в Зябликове на месте будущего храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (Патриаршего подворья) уже действует временная церковь. Адрес: Ореховый пр., напротив вл. 41. Тел.: 8 (963) 772-78-55, веб-сайт: hram-pohvala.cerkov.ru, эл. почта pohvala2012@yandex.ru
Первое сохранившееся упоминание о нашем городе за 95 лет до Ледового побоища, если верить Ипатьевской летописи, также связано с этим праздником: «И прислав Гюрги и рече: «Приди ко мне, брате, в Москову». Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володимера Святославовича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус (барса). И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святей Богородици, и тако быша весели».

Николай Георгиев

Источники:

http://sobory.ru/article/?object=03423
http://vk.com/hram.pohvala
http://orthodoxmoscow.ru/poxvala-bogorodicy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector