Целоваться под омелой на рождество. Рождественская волшебная омела

Волшебная омела

Омела – вид паразитных кустарников, который встречается на множестве деревьев: тополях, соснах, ивах, клёнах и многих плодовых. Переносится в основном птицами, поедающими ее ягоды, в которых находиться семена. Омела, долголетний (поскольку может достигать сорокалетнего возраста) вечнозеленый кустарник, размер которого составляет около одного метра в диаметре.

Отличить куст омелы от всех прочих растений нетрудно, поскольку она заселяет, верхушки деревьев и постепенно разрастаясь, паразитирует, превращая крону в густые округлые шары.

Омела никогда не касалась земли и не знает, что такое почва. Чаще всего жертвами паразита становятся такие деревья как клен, ива, липа, каштан, осина, тополь. Мягкая кора эти пород, при попадании на нее семян омелы, позволяет ее корневой системе без трудностей инфицировать растение, постепенно проникая все глубже в древесину. Корень паразита имеет вид гаустории и со временем образует на «хозяине» разветвленную систему тянущих соки отростков.

Иногда омела поселяется на ветвях плодовых деревьев, к примеру, на яблоне и груше и даже была замечена на некоторых хвойных породах.

Омела широко распространена по всему миру, но наиболее известным ее видом является омела белая.

Зацветает омела в марте-апреле, когда на концах ее побегов ,появляются маленькие и неказистые с виду цветы желтовато-зеленого оттенка. Цветок у растения однополый.

Плоды омелы представляет собой шаровидную «сидячую» зеленую ягоду и когда она созревает, то становится молочно-белой. Семена внутри ягодки внешне напоминают по форме серые сердечки укрытые липкой слизью (вещество называется висцин).

Процент прорастания семян у растения крайне низкий и предпосылкой для их нормального развития являются оптимальная температура воздуха, хорошее освещение и высокая влажность.

Чтобы получить и мужской и женский род омелы, что необходимо для образования плодов, в одно место на коре должно попасть сразу несколько семян.

Плодоносить женские особи начинают на пятом году жизни.

Существует две версии способов размножения омелы и обе осуществляются с помощью птиц.

Первая версия такова: пернатые (например, синички или дрозды) поедают спелые ягоды, вследствие чего вызревшие семена, пройдя через пищеварительную систему птиц, в конце концов, вместе с пометом оказываются на ветках деревьев и там прорастают, чтобы дальше жить за «чужой» счет, питаясь соком растений – доноров.

Вторая версия несколько отличается. Как было сказано выше, семена омелы покрыты клейкой основой, поэтому они могут легко прилипать к клювам или лапкам птиц, которые и разносят их по округе.

Подключившись к системе жизненного обеспечения и бесплатно получая все необходимое для существования, омела постепенно «убивает» своего хозяина, разрушая его ветви, лишая их влаги и полезных веществ.

Омелу используют в медицинских целях: их экстракта ее листьев делают лекарства от гипертонии.

На самом деле омела обладает многими целебными свойствами: противовоспалительными, мочегонными, вяжущими, седативными, слабительными, глистогонными и прочими, поскольку растение содержит алкалоиды, холин, урсуловую и олеановую кислоты, вискотоксин, висцерин, жирные масла, вискол, смолистые вещества, аскорбиновую кислоту и каротин.

Лекарства из омелы улучшают сердечную деятельность, расширяют и очищают сосуды, устраняют гнойники и нарывы, помогают при заболеваниях нервной системы, снижая тревожность и возбудимость. Ее также применяют как эффективное средство против эпилепсии, судорог, припадков и головокружения..Замечено, что биологически активные вещества внутри омелы различны по своему составу и во многом зависят от породы того дерева, на котором она паразитировала.

Сегодня экстракт молодых листьев и ягод омелы широко применяется в современной медицине и входит в состав многих кровеостанавливающих препаратов. Ранее из клейковины ягод омелы варили специальный клей, который использовали для приманивания и ловли небольших певчих птичек, поэтому иногда омелу называют «птичьим» клеем.В средние века алхимики считали омелу универсальным противоядием. Человеку с симптомами отравления давали выпить отвар омелы, а на живот клали веточки растения.

Считается, что традиция украшать ветками этого растения свои дома в канун зимних праздников появилась в Англии во времена друидов, которые считали его священным. Изначально было принято подвешивать только пучки омелы. Позже появилось традиционное рождественский венок, который украшают вечнозелеными растениями. Чаще всего для этого используют омелу, плющ или падуб.Во многих странах Европы до сих пор в канун Рождества люди готовят веночки из омелы, чтобы с их помощью украшать жилище, потому, что считается, что этот символ обязательно принесет в дом счастье и достаток.

До распространения елки во второй половине XIX века, это растение было традиционным символом Рождества в Англии. Из-за обычая целоваться под веткой омелы, её также называют «веткой поцелуев».

Еще один символ омелы – ограждение дома от злых духов и магии. Её присутствие в доме на Рождество означало защиту от грома и молнии, а также от колдовских сил.В Швейцарии считалось, что омела способна защитить дом от грозы, для чего ее веточки сжигали в домашнем очаге.

В странах Скандинавии это растение считалось символом мира. Украшение снаружи домов омелой означало, что хозяева готовы принять у себя путника. Если под деревом с этим растением встречались враги – они должны были сложить оружие на весь день.

С очень древних, незапамятных времен, омела считается одним из самых волшебных, таинственных и священных растений, упоминающихся в европейском фольклоре. Древние манускрипты утверждают, что она способна даровать жизнь и плодородие, защищать от яда, и быть сильным афродизиаком. Но откуда произошла традиция вносить ветку омелы в дом именно на Рождество?

Родоначальницей обычая считают Великобританию. Именно там, в древней культуре загадочных друидов омела считалась символом вечной жизни, способным творить чудеса. Друиды утверждали, что омела – чудодейственное лекарство от разных болезней и надежная защита для людей от ведьм. Более того, в 100 г. н.э. возникло впервые предположение, что древесный паразит помогает «людям и животным иметь больше детей». Уже тогда, в глубокой древности, когда о христианстве на этих землях даже речи идти не могло, друидские священники, на 6 день луны (в начале января), облачившись в белые одежды, срезали золотым серпом омелу из дуба, и давали ее «страждущим и болящим». Люди несли ее с благоговением в свои дома, а священникам жертвовали двух белых быков.

Омела с давних времен была в особом почете у колдунов и чародеев, поскольку считалась загадочным, мистическим растением, и по народным поверьям обладала способностью к любовному привороту и привлекала в жизнь людей достаток и здоровье.

Кроме того данное растение было обязательным элементом при проведении различных праздников еще в языческих племенах и составляла значимую часть торжественных ритуалов. Особым почетом пользовалась омела, обитающая на дубе, поскольку, по мнению язычников, она обладала более сильными свойствами.

Древние маги приписывали омеле силу оберега, а также, по их мнению, она была превосходным средством для увеличения плодородия или могла выступать гарантом удачной охоты. Растению приписывали даже такое волшебное свойство, как открывание любых замков.

Жрецы древних кельтов друиды называли омелу не иначе, как «золотой ветвью» и были убеждены, что срезать ее необходимо лишь используя серп или нож из чистого золота. Они считали омелу святым растением, которое предохраняет и исцеляет от всех болезней и были уверенны, что для того, чтобы человек выздоровел, ему достаточно лишь прикоснуться к ее листьям.Ещё древние греки и римляне считали омелу символом жизни и сильной защитой. У друидов сбор омелы сопровождался особым ритуалом: ее срезали золотым серпом в определенные астрономические часы, на специально выбранном дерево, в присутствии людей, прошедших очищение.Женщины, желающие забеременеть, носили веточки с омелой на поясе и на кистях рук.

Читать еще:  Тесты какие у тебя сверхъестественные способности. Экстрасенсорные способности по дате рождения, знаку зодиака

Древняя легенда, связанная с омелой

Предположительно, традиция целоваться под омелой уходит своими корнями в историю древних викингов. Около 800 г. н. э. появилось первое зафиксированное мифическое свидетельство этого. Хотя, тот, первый поцелуй под омелой был символом не любви мужчины к женщине, а проявлением материнской любви к сыну. В то время пантеон божеств был очень многочислен. И однажды так случилось, что один из богов – Бальдр, бог летнего солнца – был убит ядом из омелы. Согласно древним верованиям, это означало, что скоро все живое на земле должно было погибнуть. Его матери, богине любви – Фригг – невероятными усилиями удалось его вернуть к жизни через три дня. От радости, что сын снова открыл глаза и улыбнулся ей, она поцеловала каждого, кто прошел под омелой, а ее слезы – стали жемчужно-белыми ягодами на диком растении.

А вот культом для влюбленных омелу сделали древние греки. Они придумали красивый обряд, который каждый год становился заключительным событием фестиваля Сатурналий. Тогда парни брали веточку омелы, подходили к понравившейся им девушке, и целовали ее. Дни фестиваля были благодатным временем, в которое разрешалось влюбленным открыто демонстрировать свои чувства. Скоро поцелуй под омелой стал обрядом бракосочетания.

Омела может примирять враждующих людей, сближать стеснительных, делать более раскованными скромных, рождественский обряд «поцелуя под омелой» живет и процветает до сих пор. Хотя, современная традиция целования немного отличается от древней. Теперь в определенное время рождественского праздника девушка становится под гроздью омелы и ждет.

Если среди присутствующих есть влюбленный в нее парень, он должен поспешить ее поцеловать. Его поцелуй – это безмолвное предложение руки и сердца. Девушка же, в свою очередь, не может отказать парню в поцелуе (так гласит священный закон древних викингов). Если же она готова разделить с ним дальнейшую жизнь, то должна в знак согласия, сорвать с омелы ягоду. Такой союз, заключенный под омелой, считают благословенным временем, людьми и богом. В некоторых частях Англии, существует еще один обряд. На 12 день после Рождества, омелу, под которой целовались парни и девушки, сжигают. Это означает, что они уже не могут изменить свое решение, и обязательно должны вступить в брак.

А если среди присутствующих нет влюбленного в девушку парня? Что тогда?

Если девушка осталась «нецелованной» под омелой, это значит, что она в грядущем году не выйдет замуж.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Домашний кинозал (237)
  • Фильмы он-лайн (73)
  • Вечерком (63)
  • Английское кино (56)
  • Архитектура разных стран (210)
  • Пост-настроение (86)
  • Мода и Стиль (68)
  • Британская Литература (30)
  • Великобритания- география в картинках (333)
  • Лондон (137)
  • Шотландия (35)
  • Винтажный декор (213)
  • Антикварная мебель (14)
  • Лампы и абажуры (13)
  • Открытки (25)
  • Подушки и сумки (32)
  • Старинные платья (28)
  • Декор стен в интерьере (115)
  • Декупаж -интересные идеи (229)
  • Идеи дизайна интерьера (356)
  • ванные (8)
  • Гостиные (32)
  • Детские (4)
  • Кухни (28)
  • пределки мебели (47)
  • Спальни (21)
  • Стили дизайна интерьера (125)
  • Интересности и полезности (956)
  • Уроки живописи (38)
  • Украшения своими руками (30)
  • Декоративные поделки (334)
  • Здоровье (45)
  • Иностранные языки (72)
  • Креативное дизайн-оформление блюд (51)
  • Ирландия – география в картинках. (11)
  • Красивые двери (5)
  • Мои любимые: музыка и исполнители (99)
  • Мои путешествия (56)
  • Мои работы (309)
  • Интерьерные проекты (33)
  • Мои стихи (27)
  • Кулинарные находки и изобретения (33)
  • Мои переделки (36)
  • Мои поделки (68)
  • Панно и картины (50)
  • Фото-арт галерея моих картин (69)
  • Позитив (233)
  • Резьба по дереву (61)
  • резьба по разным материалам (23)
  • Скульптура (17)
  • Слушаем аудиокниги и радиоспектакли (80)
  • Удивительное с миру по нитке (207)
  • Чудеса духовного развития (11)
  • Фото, картины (463)
  • Фото-художники (36)
  • Пейзажи горных озёр (24)
  • Графика, иллюстрации (10)
  • фракталы (8)
  • Юмор (57)

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Рождественская волшебная омела

По английскому обычаю, мужчине разрешается

поцеловать девушку, если он на святках

поймает ее под веткой омелы,

подвешенной к потолку или люстре.

Омела в культуре европейских народов пережила язычество и стало любимым растением в Новое время как символ праздника Рождества. «Рождественская омела» или «Ветка поцелуев» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия

Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Омела – священное вечнозелёное растение друидов с 1 тыс. лет до н.э., растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Кельты и древние римляне использовали её в дни зимнего солнцестояния как священное растение (вспомним строки Иосифа Бродского: «Провинция справляет Рождество./Дворец наместника увит омелой. » Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.

Причиной поклонения ей Магов древних галлов по версии Плиния, было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве

В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.

Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.

Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людям, ни животным.

Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом.

Читать еще:  Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси


Языческое происхождение поклонения омеле подтверждается тем, что христианские священники долгое время не разрешали вносить ее в церковь. Даже в наше время омелой (а также остролистом, плющом и хвоей) по преимуществу украшают жилые дома, в то время как «другой зеленью — падубом, плющом, самшитом — украшают как дома, так и церкви».

Только в Англии, для которой культ омелы особенно характерен, на Рождество ее вьющимися ветвями украшают как жилые дома, так и церкви. В основании до сих пор существующего у англичан мистического уважения к омеле лежит идея вечной жизни.

Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по некоторым мнениям, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме – на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество

В рамках своей борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви – отсюда и обычай целоваться под омелой

А земли омела не касается и по сей день: это растение-паразит, пускающее корни на ветвях других деревьев.Таким образом омела, убившая Бальдра, стала хранительницей его жизни – и это отразилось в шотландском поверье о том, что судьба рода Хэй из Эррола (Пертшир) была связана с омелой, которая росла на дубе в их имении, находившемся неподалеку от Ферт-оф-Тей.

Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.

Как видим мужчина несет домой ёлочку (надо полагать семейный, деткам), а барышня – омелу, чтобы повесить в доме и получить право целоваться. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».

Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным

Друиды срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная – не коснуться земли.

Обычай целоваться под омелой очень быстро покинул берега Англии. .. . Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п.

Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.

В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела — ни дерево, ни кустарник, и таким образом — ни одно и ни другое, это символизирует “свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений”)

.

Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата — это произошло в 1893 году в Оклахоме.

Любопытные факты об ОМЕЛЕ:

Ягоды омелы привлекают птиц, например дроздов, которые являются распространителями семян этого растения. Поклевала птица эти ягоды, и клюв у нее стал липким. Перелетев на соседнее дерево, она почистила клюв о ветку и оставила на ней прилипшее к клюву клейкое семечко. Или через несколько часов, улетев далеко от места пиршества, эта же птица на ветке какого-нибудь дерева оставила помет. А в помете – семечко омелы, которое не потеряло всхожести от того, что ему пришлось пройти сквозь кишечник птицы


Весной, когда соки дерева быстрее побегут по сосудам, семя омелы прорастет. Как бы ни было ориентировано семечко, корешок проростка обязательно изогнется в сторону ветки – от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы – намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь тяжами между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки

.

Снаружи же на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик

Целуйтесь под омелой-весь год будет любовь !

Целоваться под омелой на рождество. Рождественская волшебная омела

Журнал добавлен в корзину.

ПОЦЕЛУИ ПОД ОМЕЛОЙ

Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

Справка для тех, кто незнаком с омелой. Омела – многолетник с продолговатыми, слегка мясистыми листьями и невзрачными желтовато-зеленоватыми цветками, которые позже сменяются шаровидными опалово-матовыми плодами, похожими по размерам и цвету на драгоценные жемчужины. Но самая главная особенность этого растения – образ жизни. Омела – растение-паразит. Густыми пучками, напоминающими “ведьмины метлы” или грачиные гнезда, ее кустики сидят на ветвях деревьев.

А теперь немного о том, каким образом омела стала знаменитой.

Древнеримский ученый Плиний Старший еще в I веке нашей эры описал кельтских жрецов – друидов, живших на территории нынешней Англии. Среди волшебных трав, которыми пользовались друиды, омела занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Может быть, в связи с таким свойством это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали впоследствии использовать и в качестве традиционного рождественского украшения.

Читать еще:  Как узнать имя мужа гадание. Узнайте имя своего будущего мужа по дате рождения

Рождественское увлечение омелой имело еще одну сторону – игровую. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане, должен привести к неизбежному браку. Можно себе представить, сколько семейных союзов зарождалось в Рождество под омелой!

Объяснение этому обычаю можно найти в скандинавских сагах. Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен от раны по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти.

Вместе с первыми переселенцами английский обычай перекочевал за океан – в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон (Phoradendron).

В Западной Австралии растет еще одно “рождественское дерево”, ближайший родственник омелы и форадендрона – нуитсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda). В отличие от своих европейских и американских собратьев нуитсия – дерево высотой до 10 м. К Рождеству она покрывается множеством желто-оранжевых цветков, на месте которых позднее возникают сухие плоды с тремя широкими крыловидными выростами. Нуитсия тоже растение-паразит, но присасывается она к корням травянистых растений, по размерам намного уступающим ей.

Почитание отдельных растений мы встречаем в верованиях и обычаях не только древних друидов и современных англичан и американцев. Еще у наших предков – славян существовали предметы – обереги. Само название подсказывает их назначение: оберегать людей от несчастий, в первую очередь от притязаний нечистой силы. В. И. Даль так определяет оберег: “талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.”.

Оберегами были не только камни с магическими свойствами, но и некоторые растения.

Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд “проводов русалки”, который сопровождался песней:

Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.

Оберегом от русалок стала также полынь: они боялись ее запаха. Неприятны им были и другие травы: хрен, чеснок, любисток.

Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения “ходячего” покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: “Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!”.

От нечистой силы, а также от болезней оберегала людей береза (не нечистую ли силу изгоняли из себя березовыми вениками в бане?).

Ведьмы боялись крапивы и мака, им посыпали дом и хлев. У французов же оберегом от ведьм считалось льняное семя, которое носили в кармане или насыпали в сапог. Поляки эти же свойства находили у любистока, мяты, цветков конопли, юго-западные славяне и итальянцы – у чеснока.

На Украине оберегом от нечистой силы и болезней был барвинок. Возможно, именно эти его свойства имели в виду, когда из барвинка плели свадебные венки и делали “квитки” – маленькие букетики для присутствующих на свадьбе гостей.

Для изгнания чертей из постоянных мест их обитания у сербов использовали колючий боярышник, а у русских – чертополох.

Оберегом от лешего считали лутовку – очищенный от коры кусок липового полена. Оберегал жителей от появления дьявола крест из тиса, установленный при въезде в деревню. Верили, что тень от такого креста смертельна для нечистой силы.

Надежным оберегом от болезней у всех славян была верба. Так, сербы и македонцы опоясывались ветками вербы при жатве, “чтобы не болела спина”. Объясняли тогда это так: “Я обвенчал свою болезенку с вербочкой”.

Вспомним, что в древнегреческих мифах многие герои кончали свою жизнь тем, что превращались богами кто в лавр, кто в гиацинт, нарцисс, сирень, давая им свои имена.

Дриады – лесные нимфы – покровительствовали посвященным им рощам и отдельным деревьям и преследовали нечестивых дровосеков, срубивших их. Поэтому-то и сохранялись неизменными, неприкасаемыми священные рощи, где росли уникальные деревья. Для южных славян был характерен культ дуба, который считался деревом, посвященным Перуну, для восточных и отчасти западных славян – культ березы и в меньшей степени клена, липы и вербы. В то время существовали праздничные дни и даже недели, связанные с тем или иным растением. Последняя неделя перед Троицей (в июне) называлась русалии или Русальной неделей. Предполагают, что русалии – это видоизмененный религией славян античный праздник роз – розарий, или розалий. В нем же лингвисты видят этимологическую, смысловую основу самого названия “русалки” – божества диких роз, шиповника. Впоследствии эта основа была нашими предками, видимо, утереяна и Русальная неделя обходилась без роз, хотя венки из цветов для девушек плелись обязательно. Участницы праздника выбирали одну девушку, исполнявшую роль русалки, наряжали ее в праздничные одежды и украшали венком или даже несколькими венками. В последний день Русальной недели эту “русалку” выводили в поле ржи, на берег реки или на кладбище. Русалий венок летел за ограду, на костер или в воду, а девушки, подружки русалки, поспешно разбегались, чтобы та их не догнала.

В народном календаре до сих пор бытуют праздники, связанные с растениями: Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница. Так, на Вознесение или в Духов день дома украшали ветками лещины, которые считались средством общения с умершими родственниками. На Троицу – 50-й день после Пасхи – обязательно использовалась троицкая зелень: молодые березки, клен, дуб, липа, рябина, орешник.

Считается, что впервые обычай ставить перед жилищами маленькие елки под Рождество появился в Германии лишь в XVI веке. Тогда же елки стали украшать. фруктами, преимущественно яблоками.

В нашей стране рождественские (они же новогодние) елки появились позже. Отмечая начало нового 1700 года 1 января (до этого год в России начинался 1 сентября), Петр I приказывал: “У домов . впредь на воротах учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе у нижней аптеки”. Заметьте: здесь нет категоричного указания – елки и ничего иного. Есть еще альтернатива: не только деревья, возможно использование просто веток. Но, несмотря на такие вольности, “учинить” заморскую традицию на Руси долго не удавалось. Лишь в сороковых годах XIX столетия первую “общественную” елку устроили в Санкт-Петербурге жившие там немцы. Казалось бы, затея Петра после этого прочно укоренилась. Однако “немецкие корни” рождественской елке позднее все же припомнили. Случилось это вскоре после начала Первой мировой войны, когда Священный синод запретил елку, “как вражескую, немецкую затею”. Запрет этот существовал и в первые годы советской власти, однако позднее елка снова появилась в наших домах, но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Лесную красавицу украшали игрушками, фруктами, сладостями, свечками. В канун 1895 года свечки были заменены гирляндами электрических лампочек. Произошло это в Вашингтоне, перед Белым домом. И там же, перед резиденцией Президента США, позднее красовалась самая высокая (более 67 м) рождественская красавица. Об этом можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.

Источники:

http://vk.com/@-172170577-volshebnaya-omela
http://www.liveinternet.ru/users/milendia_solomarina/post301029749
http://www.nkj.ru/archive/articles/7539/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: