Труды фейербаха. Биография фейербаха людвига андреаса
Труды фейербаха. Биография фейербаха людвига андреаса
Краткая биография Людвига А. фон Фейербаха (28 июля 1804 – 13 сентября 1872).
Людвиг Андреас Фейербах – известный немецкий философ-материалист, борец с религией – был уроженцем Баварии, города Ландсхута, где в семье криминалиста появился на свет 28 июля 1804 г. В 1823 г. стал студентом теологического факультета Гейдельбергского университета, однако догматическая ортодоксия его не устроила, и он уехал учиться в Берлин. Там ему довелось услышать лекции по философии самого Гегеля.
Берлинский университет Фейербах окончил в 1828 г. После защиты в Эрлангенском университете диссертации получил звание приват-доцента и сам читал лекции по гегелевской философии, преподавал историю новой философии. Уже в это время прослеживается его несогласие с Гегелем: Фейербах считал, что религия и христианство как ее составная часть не являются истинными и не имеют ничего общего с разумом.
В 1830 г. увидела свет работа «Мысли о смерти и бессмертии», автор которой критиковал тезис о бессмертии человеческой души. Хотя работа вышла анонимно, ее автора быстро установили. После этого весь выпущенный тираж был предан огню, а Фейербаху запретили преподавать всю оставшуюся жизнь. Друзья пытались ему помочь остаться на кафедре, но у них ничего не получилось.
Прекратив заниматься преподаванием, Фейербах продолжил научные изыскания. Так, в 1833 г. увидела свет «История новой философии от Бэкона до Спинозы», которая стала первым крупным сочинением Фейербаха. В целом придерживаясь гегельянских позиций, автор, тем не менее, больше внимания уделяет философам-атеистам и материалистам, говорит об их значимом вкладе в науку.
Женившись в 1836 г. на совладелице небольшого фарфорового завода, Фейербах на четверть века обосновывается в деревне Брукберг, продолжая заниматься наукой. Революция 1848 г. была воспринята им с большим энтузиазмом, однако в целом Фейербах всегда оставался равнодушным к политической жизни. В этом году он был депутатом франкфуртского Национального собрания, но даже это не сделало его более активным. Однако в последние годы жизни экономические и социальные проблемы представляли для него большой интерес, а в 1872 г. он даже стал членом социал-демократической партии.
В отличие от Гегеля, Фейербах видел в философии и религии антагонистов. Существование религиозного мировоззрения, его популярность философ объяснял не только основанным на невежестве людей обманом, но и бессилием, зависимостью человека от природных сил и стихий. Вред религиозного культа, как считал Фейербах, состоит в том, что он тормозит устремление людей к лучшей жизни здесь и сейчас, они не хотят менять этот мир, ожидая вознаграждения в мире несуществующем.
От неприятия религии Фейербах перешел к критике философского идеализма, после чего примкнул к стану материалистов. Главным недостатком идеализма и его вершины, гегелевской философии, он считал знак равенства между бытием и мышлением. Значимость фейербаховской философии состоит в том, что она стала отправным пунктом для марксистской философии; идеологи немецкой социал-демократии, в частности, Маркс, Энгельс, признавали влияние, которое оказал на них Фейербах.
Последний этап биографии философа был связан с местечком Рехенберг неподалеку от Нюрнберга: сюда семья Фейербаха перебралась после банкротства фабрики в 1859 г. Конец жизни Людвиг Андреас провел в серьезных лишениях. Скончался он 13 сентября 1872 г.
Философия Людвига Фейербаха
Система и метод философии Гегеля
Развитие немецкого классического идеализма достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Его основные работы: «Феноменология духа» (1806), «Наука логики» (1816), «Энциклопедия философских наук» (1817) и др.
Основное достижение Гегеля — разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей.
Гегель — абсолютный идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, не материю, а «Абсолютную Идею» («Мировой Разум»). Эта Идея существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только Абсолютная Идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир — природа и общество — есть лишь отражение Идеи, результат её развития.
Абсолютная Идея саморазвивается. Источник её саморазвития — борьба противоположностей, которые заключены как в самой Идее, так и в её порождениях — природных вещах. В процессе саморазвития происходит самопознание Идеи.
Абсолютная Идея в своём развитии проходит три ступени — логическую, природную и духовную:
1) Идея порождает и накапливает своё собственное богатство содержания (качество, количество, меру, противоречия, … суждения, умозаключения и т. д.). Это процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»;
2) Идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире — в природе. Эту ступень Гегель рассматривает в «Философии природы». Природу Гегель воспринимает как систему ступеней, где каждая опирается и вытекает из предыдущей. Эволюционную теорию Гегель не принимает, ведь с его точки зрения развивается не природа, а её источник и духовная основа — Абсолютная Идея;
3) развитие Идеи завершается полным совпадением «Мирового Разума» с сотворённой им природой и обществом, тождеством Идеи и мира — «Абсолютным знанием» («Абсолютным духом»). Эта третья ступень движения Идеи исследована Гегелем в «Философии духа».
Таким образом, в своей философской системе Гегель завершает развитие Идеи, что находится в противоречии с методом Гегеля — диалектикой, которая предполагает бесконечное развитие.
Реакцией на бурное развитие идеалистической философии явился материализм Людвига Фейербаха (1804–1872). В центре его философского учения находится человек. Поэтому его систему называют антропологическим материализмом.
Свою философскую деятельность Фейербах начинает с критики религии. Подобно другим философам, он видит углубляющийся кризис церковного христианства. Он приходит к выводу, что мир вступает в новую постхристианскую эпоху: религия постепенно отмирает и освобождает культурное пространство для философии, которая должна качественно преобразиться и впитать в себя то, что «составляет сущность религии». То есть Фейербах говорит о формировании новой синтетической формы духовной культуры, призванной объединить то лучшее, что характерно для традиционной религии и философии.
Рассмотрим тезисно основные положения его учения.
Фейербах отрицает объективное существование Бога (атеизм). Божественная сущность, утверждает он, есть духовная сущность человека. Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и проецирует их на абстрактный выдуманный образ бесконечного, всемогущего, всесовершенного Существа, которое и именует Богом. Следовательно, не Бог творит человека, а человек — Бога.
Природа первична, существует вечно и никем не сотворена. Но она не механизм, а организм — нечто живое, чувствующее, страдающее. Здесь Фейербах дистанцируется от механицизма философов Просвещения и сближается с Шеллингом.
Человек — порождение природы, причём самое совершенное. Все высшие существа — плод религиозной фантазии. Тут позиция Фейербаха уязвима. Даже с точки зрения ортодоксального материализма вполне уместен вопрос: почему в беспредельном космосе не могут пребывать существа более высокоразвитые — в моральном, интеллектуальном, психическом, сенсорном и других смыслах, — чем земной человек?
В человеке Фейербах подчёркивает его природно-биологическую сущность. Ни социальный, ни исторический, ни духовный её аспекты он не рассматривает. За это Фейербаха справедливо критиковали. Его антропология имела чисто биологическую основу. Дух и тело составляют единый организм, утверждал Фейербах. После смерти организма дух (душа, сознание, разум или нечто иное) отдельно от тела существовать не может. Это положение будет заимствовано Марксом и Энгельсом и явит собой один из краеугольных камней антропологии диалектического материализма.
В проблеме познания Фейербах занимает сенсуалистическую позицию. Иными словами, единственный источник человеческого познания — деятельность органов чувств.
Философия Фейербаха пронизана гуманизмом. Христианская заповедь «возлюби ближнего» возводится им в ранг философского морального закона. Не Бог, а именно человек есть первый и высший объект любви для каждого. Отсюда этическая формула — «человек человеку — Бог». Этика Фейербаха лишена аскетизма. Высшее естественное стремление человека — стремление к счастью. Но оно, по мнению Фейербаха, невозможно за счёт других людей. Следовательно, необходимо согласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм должен быть уравновешен альтруизмом.
Философия Фейербаха
Эпоха, в которую развивалось учение немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, считалась завершающей стадией классической философии, а также первым этапом развития материализма. Основными чертами этого нового течения стала критика идеализма и обоснование чувственности как лучшего способа познания.
Общая характеристика
Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были:
- разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
- желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
- поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
- огромный интерес к общественно-политическим вопросам;
- вера в то, что внешний мир можно познать.
Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма. Он:
- отрицал идею о равенстве существования и мышления;
- не соглашался с мыслью о единстве теологии и философии;
- утверждал, что окружающий нас мир можно почувствовать;
- отвергал мысль о реальности абсолютной идеи в качестве первопричины всего сущего.
Именно, основываясь на этих постулатах, философ отвергал идеи Гегеля, считая его мысли обращенными к прошлому, а также не принимающими в расчет прогресс современного научного знания. Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах:
- человек объединяет в себе материальное и духовное;
- идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
- природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно;
- никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
- главным интересом философа должна стать именно личность.
Политические идеи Феёербаха напрямую связаны с антропологическим его учением. Рассмотрим основные положения:
- сущность человека – биологическая, однако он наделен таким характеристиками, как воля, разум, чувства, желания;
- основой социума должна стать религия, однако ей следует базироваться не на вере во всемогущее, сверхъестественное создание, а на любви людей друг к другу, а также привязанности в семье, полностью отвечающей реальной природе человека;
- смысл всего существования личности находится в стремлении к счастью и его поиске;
- реализация своих желаний возможна лишь в социуме.
Познание
Сначала основным авторитетом для Людвига Фейербаха был Гегель, однако согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не производят абстрактных категорий. Фейербах же, в свою очередь, главным способом не только восприятия, но и познания считал именно использование органов чувств. Поэтому он и считается материалистом. Он указывал, что все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно противостоял гегелевской теории, говоря даже, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления.
Кроме того, философ выступает критиком и оппонентом Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Согласно мнению Фейербаха, наши гносеологические возможности не имеют пределов. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.
Материалист Фридрих Ланге отмечал еще одну характеристику учения о познании Фейербаха, называя эту черту «туизмом». Данное слово происходит от латинского «tu», которое переводится, как местоимение 2-го лица – «ты». Реальность существования не может определяться в тех случаях, когда она доступна собственному чувству всего одного человека, важно, чтобы она была действительной и для другого. Любовь между живыми созданиями лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность. Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.
Этика
Огромное внимание в учении Фейербаха уделяется этической составляющей. В то время немецкая этика основывалась на теории Канта. Кант доказал, что нельзя создать общеобязательную этику, которая стремилась бы к достижению индивидуального счастья и благополучия каждого отдельного человека. Взгляды Фейербаха несколько отличаются от господствующего тогда мнения.
Он считал, что этика основывается на нашем личном волеизъявлении, а оно, в свою очередь, опирается на стремление к счастью. Разумеется, «туизм» философа проявлялся и здесь. «Я» никаким образом не может быть отделено от «ты». Поэтому и настоящая этика должна базироваться не на личном удовлетворении, а на том, что принимает в расчет чужие стремления и желания, то есть она не эгоистична, как может показаться сначала.
Биологическая сущность людей такова, что они взаимозависимы друг от друга. Доказывается это существованием разных полов. Согласно этической теории Фейербаха, конфликтная ситуация между эгоистичным стремлением и долженствованием возникнуть может, однако, она разрешима. В процессе развития и взросления человек учится успешно совмещать исполнение обязанностей с личными желаниями и наклонностями. Как результат, следованию долга постепенно начинает сопутствовать чувство удовлетворения и порой даже счастья. Иногда жертвование своей жизнью ради существования другого даже приносит индивидууму наслаждение этического рода.
Теологическая философия
Важное место в учении Фейербаха занимает проблема Бога. Однако он, в отличие от других представителей материалистического направления того периода, категорически отрицал его существование. Основой измышлений Фейербаха всегда оставалась антропология.
Расскажем об основных постулатах немецкого философа в этой области:
- Бога не существует, он просто продукт человеческого сознания;
- религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении;
- религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Кроме того, люди ощущают свое бессилие перед внешней средой, они зависят от неё, поэтому нуждаются в каком-то объяснении происходящего;
- Бог предстает идеальным представлением о том, какой должна быть личность, к чему ей следует стремиться;
- ни в коем случае не стоит рассматривать Бога как творца, поскольку на самом деле создателем является человек. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество.
Учение Фейербаха прошло несколько стадий: от изучения теологии к гегелевской философии, затем – к гносеологическому сенсуализму, а также — антропологии в религии. То есть, в своем развитии он поэтапно освоил три фазы, описанные позитивистом Огюстом Контом: теологическую, метафизическую и позитивную. Философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.
Источники:
http://www.wisdoms.one/biografiya_lydvig_feierbah.html
http://studopedia.ru/1_111423_filosofiya-lyudviga-feyerbaha.html
http://germanexpert.ru/filosofiya-fejerbaxa/