Трансгуманистические представления о будущем человека. Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы

“Трансгуманизм как философия” телефоническое эссе Грея и Идола

Для пояснения самого понятия “трансгуманизм” следует, пожалуй, обратиться к одному из основателей трансгуманистического движения, современному философу и футурологу Максу Мору. Он дает трансгуманизму два определения.

Одно из определений – трансгуманизм как интеллектуальное и культурное общественное движение, которое поддерживает возможность и желательность целенаправленного фундаментального расширения человеческих возможностей, особенно за счет развития и распространения технологий, способных значительно усилить человеческие способности (интеллектуальные, физические и психологические), избавиться от старения, болезней и обрести качественно новые возможности.

А второе – трансгуманизм как философское учение о последствиях, возможностях и потенциальной опасности так называемых “emerging” технологий*, которые позволят человеку преодолеть характерные для него фундаментальные ограничения. А также смежное учение о моральных и социальных аспектах разработки и применения подобных технологий.

_________________
*”Emerging technology” – обобщающий термин, обозначающий такие многообещающие технологии, как: нанотехнология, биотехнология, информационная технология, а также когнитивная наука.

  • Биотехнологии являются очевидным и самым простым способом совершенствования человека. Существует несколько путей расширения человеческих возможностей за счет биотехнологий. Во-первых генетическая инженерия, которая позволит придать человеку передаваемые по наследству качества и избавить от генетически обусловленных недостатков. Во-вторых создание полезных симбионтов (микрофлоры), а также использование бактерий и вирусов для целенаправленного воздействия и изменения качеств человека. В-третьих- прямое хирургическое вмешательство, в том числе и с целью внедрения в организм полезных для человека технических средств (искусственные органы, системы связи, медицинские датчики и пр.)
  • Нанотехнология- это технология манипуляции объектами в молекулярных масштабах. Даже не применительно к нашей теме, нанотехнологии позволят качественно расширить возможности человечества по удовлетворению потребностей. В трансгуманизме же нанотехнологии рассматриваются как инструмент тонкого вмешательства, способный манипулировать тканями, клетками и даже генетическим материалом человека в целях его изменения в требуемую сторону. Стоит отметить, что рассматривается также возможность создания независимых машин наноскопических размеров, способных служить симбионтом человеческому организму (способных стать соврешенной иммунной системой, системой восстановления повреждений и даже системой динамического (!) изменения человека).
  • Информационные и когнитивные технологии позволят достичь таких целей, как расширение интеллектуальных способностей человека; создание искусственного интеллекта для помощи в когнитивной деятельности человека; управление психикой; осуществление прямого интерфейса “мозг-компьютер”. Также кажутся возможными такие экзотические идеи, как перенесение сознания на полностью небиологические носители, объединение сознаний людей или слияния сознания с искусственным интеллектом.

Благодаря этим модификациям человек выходит за естественные рамки и становится “трансчеловеком”. Лишенным генетических недостатков, неподвластным болезням, способным выносит нечеловеческие нагрузки, достигшим практического бессмертия. Когнитивные изменения еще более значительны: сознание человека может быть объединено с другими сознаниями, компьютерами и базами данных. Способности по обработке информации могут быть значительно расширены, в том числе и за счет работы в прямом контакте с искусственным интеллектом.

Теснее всего ТГ соприкасается с двумя разделами философии, как то философская антропология и социальная философия. Рассмотрим сперва аспекты социальной философии, которые рассматриваются теоретиками трансгуманизма.

Социальная философия

По сути одним из основных вопросов социальной философии со времен Платона оставался вопрос “Каким долженствует быть социуму?”. “Emerging” технологии, а в частности и технологии модификации человека могут оказать значительное влияние на социум и послужить инструментом целенаправленного его изменения. Ибо изменяя человека, его потребности и возможности (а вероятно – психологию и когнитивные способности), мы равно изменяем социум. У различных течений в рамках ТГ имеется имеются различные взгляды на то, каким должно стать такое общество будущего.

Демократические Трансгуманисты считают, что ТГ-тех (так мы будем в дальнейшем называть технологии времен победившего трансгуманизма) и сопутствующие модификации человека и общества должны быть направлены на укрепление демократических ценностей (и в первую очередь – прав и свобод человека). Демократический трансгуманизм поддерживает идеи этичного использования и свободы применения* технологии модификации человека.
_________________
*Свобода применения этих технологий в ТГ-движении называется неологоизмом “морфологическая свобода”.

Трансгуманистические Социалисты являются ветвью демократического трансгуманизма. Они считают, что с помощью ТГ-тех можно прийти к истинно социалистическому миру

Либеральный Трансгуманизм во многом схож с демократическим, в первую голову по вопросам морфологической свободы. Но в отличие от демократического трансгуманизма обладает другим этическим подходом – эгоистическим. В то время как демократический трансгуманизм предполагает использовать ТГ-тех для достижения равенства возможностей всех людей, либеральный предполагает прогрессирующее расслоение человечества по “модификационному” признаку. То есть подразумевается, что расслоенное ныне по экономическому признаку общество еще более стратифицируется благодаря возможности элиты общества в первую очередь приобрести новые, сверхчеловеческие качества.

Философская антропология трансгуманизма.

Трансгуманизм рассматривает те же вопросы философской антропологии, однако через призму ТГ-теха. Изначаьно в Ф.А. человек рассматривался как некое целостное явление с присущими ему неотъемлемыми чертами: психологией, разумом, моралью, физическими характеристиками вроде смертности, ограниченной способностью влиять на свою и окружающую природу. Колнцепция трансгуманизма предполагает радикальные возможности по изменению этих элементов. Благодаря ТГ-теху человек и становится “трансчеловеком”, качественно отличающимся от человека, привычно рассматриваемого философами.

Постгуманистское течение. Постгуманисты, например, считают, что человечество- лишь промежуточная ступень эволюции в “постчеловека”, существа, который благодаря возможностям ТГ-теха выходит за рамки характеристики человека, даваемой философией. Постчеловек в видении постгуманистов- это качественно новое создание, способное управлять своими психическими, качественными и когнитивными способностями (что уже не является человеческим) и способны благодаря автоэволюции* экспоненциально наращивать свои возможности, максимальног приближая свои возможности к божественным.
_________________
*Автоэволюция- концепция сознательного, управляемого развития развития человека.

Гедонистический императив. Это течение, которое возлагает на ТГ-тех роль максимального уничтожения “страдания” как категории человеческого бытия. Они считают, что трансгуманистические возможности даны человеку для максимального удовлетворения любых возможных потребностей. По мнению “неогедонистов” человеческая деятельность по сути сводится к максимально возможному избавлению от страданий и получению максимального наслаждения- от физического до психологического и интеллектуального. Соответственно, коль скоро ТГ-тех предоставляет людям такую возможность, то все его плоды пойдут на удовлетворение этих потребностей.

Имморталисты рассматривают философские, моральные и этические проблемы такого аспекта как трансгуманизм как возможность достижения физического или.духовного бессмертия.

Экстропианское течение является самым обширным течением трансгуманистического учения. Оно рассматривают наиболее общие трансгуманистические вопросы, причем в первую очередь – в оптимистическом свете. Экстропиане являются сторонниками разумного и активного подхода к автоэволюции и прогрессу. Сам термин “экстропия” является метафорической противоположностью термину “энтропия”. В то время как энтропия- процесс дезорганизации и саморазрушения, экстропия- это целенаправленный техногенный процесс организации качественного улучшения человека в отдельности и человечества в целом.

Сингуляристы- движение, во многом опирающееся на футурологическую идею “технологической сингулярности”- такого момента в истории развития человечества (достигнутого благодаря технологиям, в первую очередь когнитивным: искусственный интеллект и усиление мыслительных возможностей человека), когда становится невозможным предсказать дальнейшее его развитие. Сингуляристы считают, чтоданный момент является ключевой вехой в развитии человечества и его достижение- важнейшая цель для современного нам человечества. За моментом “технологический сингулярности” начинается время,непредсказуемого и неограниченного роста возможностей человека. В данном случае сингуляристы также рассматривают концепцию “постчеловека”.

Критика трансгуманизма

Это трансгуманистическое движение, любопытное также тем, что само критикует собственное учение в целях предстказания возможных опасностей и угроз трансгуманистического будущего. Они даже разделили критику на формализованные контраргуиенты:

  • “Аргумент Питера Пэна” указывает на то, что опасность ТГ-технологий может завести человечество в тупик отсутствия потребности к дальнейшему развитию и “взрослению”. В данном случае это критика гедонистического императива. Человечество, избавившись от всех мешающих ему факторов, изыскавшее способы получения перманентного наслаждения, не будет иметь стимулов к внешнему и внутреннему развитию.
  • “Аргумент Франкенштейна” (обесчеловечивания) заключается в том, что ТГ-тех способен размыть границу между человеком и артефактом. Есть опасность превращения сверхчеловека в нечеловека, поскольку за счет дарованных ему ТГ-техом возможностей сверхчеловек не будет нуждаться в нормах морали и не будет иметь привычных психологических качеств.
  • “Аргумент достаточного” заключается в том, что критикам кажется морально неправильным для человеческого создания вмешиваться в фундаментальный аспект себя и своих детей. Также критикам кажется экзистенциально неправильным избавляться от ограничений, наложенных природой. К примеру: пределы продолжительности жизни или интеллектуальных способностей.
  • “Аргумент Гаттаки” (название заимсвовано из антиутопического произведения) является критикой либерального трансгуманизма. Критики считают, что при бесконтрольном развитии ТГ-теха человечество абсолютно (вплоть до абсурдности) стратифицируется на уберменшей, у которых есть все и унтерменшей, у которых нет ничего.
  • “Аргумент Терминатора” (экзистенциальный риск) не является напрямую трансгуманистическим риском, но является риском применения ТГ-технологий. Это риск того, что при неразумном их применении существование человечества окажется под угрозой. К таким технологиям относЯтся, прежде всего, “искусственный интеллект” и нанотехнологии.
  • “Аргумент игры в Бога” (гордыня)- это религиозный аргумент, в первую очередь выдвигаемый христианами, который заключается в том, что человек, обретя способности, близкие к божественным, в сознании своем заменит собой Бога.

Кроме всего прочего нельзя не упомянуть, что существуют движение, по воззрениям диаметрально противоположное трансгуманистам – биоконсерватизм. Оно состоит из критиков ТГ-теха, которые (по разным причинам) отрицают пользу или этичность искусственной модификации природы человека (а ортодоксы движения отрицают пользу и этичность emerging-технологий вообще, поскольку по их воззрениям вред от их использования превысит любую возможную выгоду, полученных от данных технологий ).

Трансгуманизм: светлое будущее или мрачная антиутопия?

Трансгуманизм – это общественное движение и философская концепция, которую можно рассматривать в двух смыслах – более узком и более широком. В более узком идеи трансгуманизма подразумевают активное использование технологических достижений для качественного улучшения наших физических и умственных возможностей. Эти понятия в рамках данной философии раскрываются максимально широко, включая и избавление от болезней, и отсрочку старости (в том числе бессмертие), и обретение несвойственных человеческому телу способностей. Иными словами, используя научные наработки в таких отраслях, как генная инженерия, робототехника, биотехнологии и многие другие, мы сможем преодолеть те ограничения, которые перед нами ставит физическое тело.

И здесь мы переходим к более широкому пониманию данного термина. Так, теория трансгуманизма говорит о том, что качественное улучшение тела фактически станет началом нового этапа (или витка) эволюции. Таким образом, наука и технологии позволят современному человеку вступить на следующую ступень своего развития, и на этой ступени он будет избавлен от многих страданий, включая болезни и в целом смерть. Научный иммортализм (то есть стремление максимально отсрочить смерть при помощи достижений науки) – одна из целей и важнейших черт трансгуманизма.

Точку зрения, что эволюция человека еще продолжается, разделяют и представители постгуманизма. Стоит сказать, что понятие трансгуманизма во многом перекликается с постгуманизмом, но в целом пока нет единой точки зрения, как соотносятся эти две концепции. Многие эксперты придерживаются мнения, что трансгуманизм – ветвь постгуманизма.

Основные идеи трансгуманизма

Дух и цели данной философии отражает декларация трансгуманизма, которая была сформулирована всемирной ассоциацией этого движения. Одна из главных особенностей концепции трансгуманизма – это рациональный подход к техническим достижениям, понимание, что они способны нести не только пользу, но и угрозы – для человека, для природы и планеты, для будущего развития. Оценка последствий, обдумывание всех за и против – неотъемлемая составляющая данного мировоззрения, то есть трансгуманизм декларирует ответственное отношение к научным новациям.

Всемирная трансгуманистическая ассоциация была создана в 1997 году, в 2008-м поменяла название на Humanity+. Своими основными задачами она видит поддержку исследований и проектов, направленных на техническое развитие и совершенствование человеческих возможностей, а также на ознакомление широкой общественности с идеями трансгуманизма, развенчание мифов в этой области.

Также данная идеология исходит из того, что потенциал человека и человечества до конца не раскрыт, и мы можем дальше развиваться и совершенствоваться. Принципы трансгуманизма включают уважение прав личности, стремление к тому, чтобы технологии были доступны всем людям, а также заботу обо всех высокоразвитых существах, в том числе о животных.

В отличие от того, что порой рисуют фильмы и о чем думают некоторые противники этого течения, философия трансгуманизма вовсе не видит главной целью превращение человека в робота. Как было отмечено выше, в определение трансгуманизма входит совершенствование нашего тела и разума, избавление от ограничений и страданий, расширение границ возможного. Научные достижения и технические разработки становятся инструментом достижения данной цели, а не целью как таковой. Некоторые примеры такого совершенствования мы можем найти уже сейчас – вспомним, например, биопротезы. Даже таблетки от депрессии или ноотропы (препараты, стимулирующие работу мозга) порой рассматриваются через призму трансгуманизма, ведь эти средства также являются достижениями науки и избавляют нас от страданий / расширяют наши возможности.

Кем будут люди будущего?

Несмотря на то что данное мировоззрение достаточно молодо (активное развитие трансгуманизма началось в 80-х годах прошлого века), у него уже есть ряд течений. При этом в рамках разных направлений способы достижения конечных целей весьма разнятся. Например, некоторые последователи не отрицают возможность перехода человеческого разума в полностью виртуальное пространство, слияние человеческого разума и компьютера. Личность в определенной степени становится похожа на искусственный интеллект, и физическое тело ей уже не нужно, благодаря чему ее не ограничивают ни время (такая сущность бессмертна), ни пространство.

Однако такая философия – одна из самых радикальных. Трансгуманизм в целом и большинство его течений в частности, скорее, придерживаются того, что тело у нас все же останется – по крайней мере на первых этапах. Перспективы развития человечества в принципе выглядят весьма радужно: мы сможем контролировать свой внешний вид, регулировать настроение, мыслительные функции, задавать собственные социальные характеристики, постигать и чувствовать намного больше, чем сейчас, у нас появятся принципиально новые возможности. Также будут решены многие проблемы современного мира, в том числе нехватка продовольствия или эпидемии.

Некоторые трансгуманисты считают, что в конечном итоге развитие технологий, преобразование жизни и ускорение эволюционных процессов приведет к появлению постлюдей – людей, измененных настолько, что считать их людьми уже нельзя. Они будут качественно отличаться от современного человека и станут той самой новой ступенью эволюции, о которой шла речь выше. Конечно, точно сказать, какими будут постлюди, мы пока не можем. Но последователи данного движения не исключают того, что постчеловеком будет искусственный интеллект – также качественно улучшенный.

В России есть свое траснгуманистическое движение. Оно так и называется – Российское траснгуманистическое движение – и было образовано в 2000 году.

Критика трансгуманизма

Конечно, идеи, декларируемые трансгуманизмом, не бесспорны, и у этой философии довольно много критиков. В первую очередь отметим тех, кто считает, что трансгуманисты слишком много внимания уделяют человеческой эволюции и сконцентрированы на модификации тела, тогда как главное – душа. Многие религии не слишком благосклонно относятся к данной идеологии, в том числе потому, что в ее рамках человек фактически берет на себя некоторые функции Творца. В частности, патриарх Кирилл в 2016 году сказал, что трансгуманизм грозит нам полным расчеловечиванием.

Под этим может подразумеваться утрата людьми тех качеств и свойств, которые формируют нас как биологический вид. Данный постулат действительно распространен среди противников движения. С другой стороны, вспомним, что некоторые его последователи как раз видят целью переход к новой ступени эволюции и постчеловеку. То есть то, что критики считают недостатком, для самих трансгуманистов фактически становится целью. Однако надо отметить, что порой противники данного движения считают, что к расчеловечиванию приводит не только появление следующей ступени эволюции, но и само обдумывание такой возможности.

Критика трансгуманизма также часто обращается к тому, насколько в принципе допустимо так активно вмешиваться в дела природы – не приведет ли подобная модификация к необратимым и печальным последствиям? Не станет ли судьба постчеловека слишком трагичной из-за бесконечной погони за совершенствованием, воспринимаемым как самоцель?

Не дремлют и сторонники теории заговоров. По их мнению, трансгуманизм грозит человеку вымиранием. Кроме того, это течение может оставить за бортом жизни большую часть населения планеты, обеспечив рай на земле лишь элите. Надо сказать, что неравномерная доступность технологий действительно становится важной проблемой данной теории. Вопреки заявлениям декларации, разработанной Humanity+, велик шанс, что развитие трансгуманизма приведет к дальнейшему расслоению общества, а не сокращению социального неравенства (по крайней мере на первых этапах).

Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы

Трансгуманизм

Что подразумевается под термином «трансгуманизм»? Чтобы понять, важно сказать, что в наше время научно-технический прогресс приобрел настолько громадный размах, что сами собой возникли предпосылки к изменениям в природе человеческого бытия. У мозга человека и вычислительных машин есть определенное сходство. Это способность к пошаговому выполнению различных инструкций и обработке информации, память и т.д. Поэтому и мысли о том, что их можно объединить, возникают у людей все чаще.

Границы же, разделяющие искусственное и природное, теряют свою четкость из-за смешения реального пространства и виртуального, а также благодаря информатизации общества. Это и подводит нас к феномену трансгуманизма. Но все же: что это такое? К чему он может привести: станут ли реальностью вечное счастье, бессмертие и неограниченные возможности человека? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в нашей статье.

Что такое трансгуманизм?

Краткая история трансгуманизма

Корни термина «трансгуманизм» тянутся к давним временам. Первым, кто его употребил, был итальянский мыслитель, поэт и богослов Данте Алигьери (произведение «Божественная комедия»). Однако более современный смысл, который нам и нужен, это понятие приобрело лишь в 1957 году. Тогда известный эволюционист и биолог Джулиан Хаксли говорил о трансгуманизме, как о стремлении человека к самосовершенствованию с целью овладения новыми способностями и навыками (можете почитать его эссе «Новые бутылки для нового вина»). Но заметим, что еще в 1927 году в книге «Религия без апокалипсиса» Хаксли тоже употреблял этот термин.

Позже, в 1966 году ирано-американский футурист Ферейдун М. Эсфендиари (известен также под именем FM-2030) говорил о трансгуманистах, как о людях с особым мировоззрением и ведущих своеобразный стиль жизни, который направлен на самосовершенствование. Трансгуманисты, согласно ему, применяют новейшие научные и технические достижения, чтобы перейти к «постчеловеку» – существу с принципиально новыми возможностями (понятия «трансгуманизм» и «постчеловечество» часто употребляются совместно).

В 1980-х годах трансгуманизм уже стали понимать в значении, разнящемся с тем, что давал Хаксли. Его последователи были не теми, кто стремится стать более совершенными людьми, но теми, кто вообще не предполагает людьми оставаться. Трансгуманизм начал толковаться, как стремление к прекращению человеческой формы бытия и его замене новой формой существования. Сегодня многие трансгуманисты называют себя «Transhuman», чтобы не отождествляться с гуманизмом.

В 1988 году трансгуманизм начал еще больше набирать обороты. Вышел первый выпуск журнала «Extropy Magazine»,создателями которого стали два лидера движения – Max More и T. O. Morrow. Четыре году спустя они же основали Институт Экстропии, что послужило толчком к объединению разрозненных групп трансгуманистов. В итоге упомянутый выше Max More дал определение трансгуманизма, которое мы используем сегодня.

Трансчеловек и постчеловек

Трансчеловек – понятие, непосредственно связанное с трансгуманизмом. Приверженцы движения обозначают им «переходного человека» (впервые он был описан уже упомянутым нами FM-2030) – человека, который готовится стать постчеловеком. Постчеловек же – это результат всевозможных модификаций, и человеком он уже не является. Постчеловек обладает физическими и умственными возможностями, многократно превосходящими возможности обычного человека. Его тело не могут поразить никакие болезни и старение; он не подвержен смерти. Постчеловечество вполне может стать новой расой, состоящей из существ, созданных искусственным интеллектом, и жить оно способно даже внутри виртуальной реальности.

Прийти к таким результатам трансгуманисты намерены с помощью самых разных средств, среди которых искусственный интеллект, генная инженерия, нанотехнологии, всевозможные препараты против старения и для улучшения интеллектуальных способностей, программы по управлению информацией и т.д.
Фокусируясь на достижении своих основных целей, сегодня трансгуманизм ставит перед собой конкретные задачи и проблемы, которые необходимо решить. О них мы и побеседуем ниже, но прежде предлагаем вам посмотреть очень интересный 15-тиминутный видеоролик о трансгуманизме и постчеловечестве.

Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы

  • Всячески способствовать техническому прогрессу
  • Изучать и внедрять научные и технические достижения
  • Устранять любые опасности и проблемы (в том числе и нравственные), мешающие внедрению инноваций
  • Использовать научно-технический прогресс для расширения свободы каждого человека
  • Искать новые способы отдаления (в идеале – полного устранения) старения и смерти, чтобы человек мог сам решать, когда ему умереть и умирать ли вообще
  • Всячески противостоять организациям и учениям, цели которых противоречат целям трансгуманизма (сюда относятся разные формы антипрогрессизма и антимодернизма, такие как традиционализм, религиозный фундаментализм, радикальный энвайронментализм – полный отказ от технического прогресса и т.д.)
  • Информационные технологии
  • Биоинженерию
  • Генную инженерию
  • Нанотехнологии
  • Искусственный интеллект
  • Крионику (если просто – заморозка человека для разморозки (оживления) в будущем)
  • Загрузку сознания в память компьютера
  • Репродуктивные технологии
  • Клонирование
  • Создание ноотропов и средств повышения производительности
  • Создание средств для борьбы против страданий (антидепрессантов, энтактогенов, анальгетиков, анксиолитиков и т.д.)
  • Создание экзоскелета
  • Создание изолированного мозга
  • Пластическую хирургию
  • Экзортекс (если просто – внешняя система обработки данных для усиления интеллекта)
  • Генетическое дробление
  • Недостижимость
  • Презрение к плоти
  • Высокомерие
  • Угроза нравственности
  • Угроза демократии
  • Упрощение личности
  • Дегуманизация
  • Социальное дробление
  • Угроза существованию
  • Фантом принуждения

Эти проблемы часто связываются не с прогрессом науки и техники или его последствиями, а с явлением трансгуманизма как мировоззрения. Противники трансгуманизма приводят в качестве аргумента против движения саму их нерешенность. Некоторые трансгуманисты стараются решить часть вышеназванных проблем, оперируя выводом из главного принципа трансгуманизма. Он гласит, что человек обязан развиваться и подниматься по ступеням эволюции, используя любые возможные способы. А с учетом того, что эволюция предполагает выживание сильнейшего, получается, что с позиции трансгуманизма, любой, кто не эволюционирует, должен «освободить» место (жизненное пространство, ресурсы) для «новых» людей.

Но большинство трансгуманистов совершенно не разделяют такую позицию, считая, что развитие технологий (в особенности нанотехнологий) обеспечит человечество избытком жизненного пространства и ресурсов, которых хватит всем – и людям, и транслюдям, и постлюдям. Естественно, проблемы трансгуманизма, как и само это явление, не могли и не могут восприниматься всеми людьми однозначно, и есть огромное количество противников движения. Поэтому вокруг него ведутся оживленные (и даже ожесточенные) споры.

«За» и «против» трансгуманизма

  • «Практическая» форма (возражения на тему достижимости трансгуманистических целей)
  • «Этическая» форма (возражения на тему мировоззрения и нравственных убеждений сторонников трансгуманизма и самих трансгуманистов)
  • Поддерживают социальные программы, направленные на улучшение образовательной системы и развитие информационных технологий
  • Защищают личные свободы человека
  • Укрепляют традиции демократии
  • Поддерживают разработки по реализации технологий, способных решить проблемы экологического кризиса и бедности, улучшить качество жизни человека и т.д.

Помимо этого, проблема трансгуманизма рассматривается и как проблема выбора в направлении, по которому человек будет совершенствоваться. Если, например, религия предлагает использовать для этого свободную волю и последовательные усилия, то трансгуманизм подразумевает вмешательства на физическом уровне. Некоторые критики трансгуманизма проводят параллели между ним и евгеникой, гласящей, что сильные должны развиваться, а слабые – уничтожаться. Здесь критики указывают на то, что трансгуманизм отнимает у человека саму человечность, а также предполагает, что доступны новые технологии будут лишь элите общества, а остальные станут их рабочей силой или подопытными.

Другие критики сопоставляют гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Главным предметом споров является вопрос о том, следует ли считать трансгуманизм ответвлением постгуманизма. К примеру, консервативные, христианские и прогрессивные критики считают трансгуманизм активной формой постгуманизма. Они указывают на то, что сходство двух этих течений состоит в создании нового вида разумного существа, который способен заменить человека, а значит, начать довлеть над ним и вообще уничтожить или полностью подчинить своей воле. Более резкие выпады в сторону трансгуманизма можно найти в фантастических фильмах и художественных произведениях, хотя в них зачастую рисуются некие воображаемые реальности, нежели анализируются существующие проблемы и делаются попытки их решения.

Разбирать все «за» и «против» трансгуманизма можно и с других позиций, но мы не ставили перед собой задачу провести полноценное исследование этого вопроса, а хотели лишь дать пищу для размышлений и донести, что перспективы, которые может предложить трансгуманизм, на самом деле неоднозначны, и о них стоит задуматься. В Сети можно отыскать множество видео на тему того, какие опасности таит в себе это философское движение, но чтобы не ходить далеко, можете начать с этого.


Принимать или не принимать идеи трансгуманизма – личный выбор каждого. Но в любом случае необходимо смотреть на него через призму реалий не только нашего времени, но и государства, где мы живем. И о том, какое развитие трансгуманизм получил в России, тоже есть смысл сказать пару слов.

Трансгуманизм в России

Вопросы трансгуманизма (философия движения, его цели, задачи и т.п.) сегодня активно обсуждаются на посвященных ему мероприятиях. Проводятся международные и всероссийские научные конференции. Организуют их Российское философское общество и Институт философии РАН. В качестве первичной организации Российского философского общества был зарегистрирован междисциплинарный семинар по трансгуманизму, а главной организацией трансгуманистов в России является Российское трансгуманистическое движение, официально функционирующее с 2004 года.

На сегодняшний день на его сайте можно найти информацию о движении трансгуманистов и имморталистов, материалы на тему самоулучшения, данные о связанных проектах и сопутствующую литературу. Многие философские журналы размещают статьи и другие работы по соответствующей тематике. При содействии российских трансгуманистов в Интернете появились тематические сообщества, одним из самых популярных среди которых является Партия продления жизни. В 2011 году было организовано движение «Россия 2045», которое также пропагандирует трансгуманистические идеи.

В своих научных работах и книгах это явление изучают известные российские философы, такие как Б. Г. Юдин, В. С. Степин, И. В. Вищев. Также можете познакомиться с трудами зарубежных исследователей, например, Фрэнсиса Фукуямы и Ника Бострома. Кстати, в той или иной мере идеи трансгуманизма отражаются и в художественных произведениях. Это книги Роберта Хайнлайна, Станислава Лема, Артура Кларка, Джона Райта, Карла Шредера, Аластера Рейнолдса, Вернора Винджа, Чарльза Стросса, Юрия Никитина и братьев Стругацких. Проблемы человечества будущего волнуют людей по всему миру. И это не только ученые, творческие личности и сильные мира сего, но и обычные люди, многим из которых не остается ничего, кроме как оставаться пассивными наблюдателями. Впрочем, не будем вдаваться в пространные размышления, а подведем небольшой итог всему сказанному.

Резюме

Трансгуманизм, пусть и подвергается всевозможной критике и неоднозначным оценкам, представляет собой набирающее популярность международное интеллектуальное, культурное и идеологическое движение, поддерживающее применение научного знания и технологических возможностей. Его цель – усовершенствовать человеческую анатомию и познавательные способности. Как ни крути, цель эта призвана нести добро, ведь в перспективе люди смогут избежать тягот старения и заболеваний, причем рассматриваются они вовсе не как нечто неизбежное.

Идеология этого движения говорит, что люди через различные трансформации и модификации могут стать сверхлюдьми с поистине фантастическими возможностями и способностями, и в итоге превратиться в постлюдей. Но есть и оборотная сторона этой медали – одновременно с воплощением идеалистических идей, трансгуманизм может привести и к осуществлению самых опасных замыслов в мире. И знакомая всем нам поговорка «Благими намерениями вымощена дорога в ад» подходит здесь как нельзя кстати.

Как вы помните, в начале статьи мы говорили о Джулиане Хаксли. Не многие знают, но его братом был знаменитый английский писатель и философ Олдос Хаксли, написавший роман-антиутопию «О дивный новый мир». В нем автор описывает потребительское и разделенное на касты общество будущего. Эта тема нам близка, поэтому и мы можем задать вопрос: каким станет наш мир через несколько десятков лет, если идеи трансгуманизма будут воплощены? Будет ли человек счастлив? Будет ли он обладать неисчерпаемым потенциалом или же станет винтиком в антиутопическом обществе?

Часто постчеловечество понимается как не-человечество. Но не станет ли это причиной конфликтов и еще более ужасных войн между «старыми» и «новыми» людьми? Хотелось бы надеяться, что этого не произойдет, и новейшие достижения и возможности науки приведут наших потомков (а может и нас с вами) к жизни в обществе, где царствует мир и добро, где решаются проблемы с болезнями, старением, смертью, где возможности человека огромны, но используются лишь во благо. Пусть это будет общество, глядя на которое мы сможем без угрызений совести сказать, что действительно счастливы в этом дивном новом мире.

Источники:

http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/transgumanizm-kak-filosof
http://robo-sapiens.ru/stati/transgumanizm-svetloe-budushhee-ili-mrachnaya-antiutopiya/
http://www.aum.news/filosofiya/4056-filosofiya-transgumanizma-celi-zadachi-i-problemy

Читать еще:  Дева рожденный. Женщина, рожденная под знаком Девы
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: