Таты кто они. Таты

Таты кто они. Таты

Таты

Таты (тати, парси, даглы, лохиджихон) — народ иранской языковой группы, исторически проживающий в Азербайджане и на юге Дагестана.

Содержание

[править] Общие сведения

Таты говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков.

По мнению одних исследований, таты — мусульмане-шииты, и незначительное количество суннитов, которые населяют села к западу от города Дербент. До ислама таты исповедовали зороастризм.

По другой версии, кроме татов-мусульман, есть таты-армяне и таты-иудеи — горские евреи.

Название таты по одной версии означает с тюркского языка осёдлое нетюркского населения [1] . По другой версии, слово «Taj» — это арабское «корона», как называли коронные войска. На джагатайском наречии тюркского языка слово тат имеет значение подданного, живущего или служащего у вельможи.

Ныне таты проживают в Апшеронском, Хызинском, Дивичинском, Сиазаньском, Губинском, Хачмазском, Шемахинском и Исмаиллинском районах Республики Азербайджан, а также в ряде сёл Южного Дагестана.

[править] История

Персы стали заселять Кавказ начиная с эпохи Ахеменидов (558−330 гг. до н. э.), присоединивших Закавказье в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи [2] .

По мнению многих историков, предки татов переселились в Закавказье во времена династии Сасанидов (3−5 века), которые строили здесь города и основывали военные гарнизоны [3] .

В результате походов арабов на Кавказ в 7−8 веках началась исламизация местного населения.

С 11 века на Восточный Кавказ стали проникать племена огузов, возглавляемых династией Сельджуков. Видимо, в эту же эпоху появился термин «тат», обозначающего осёдлых земледельцев [4] .

Азербайджанский учёный и писатель Аббаскули-ага Бакиханов (1794−1847) в своей книге «Гюлистан-и Ирам» отмечает:

Обитатели восьми деревень в Табасаране — Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на то же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении [5] .

По данным на 1894 год в Закавказье насчитывалось 124 693 тата [6] , а по всероссийской переписи 1897 года в Российской империи проживало 95 056 носителей татского языка [7] .

Согласно переписи 1926 года в СССР насчитывалось 28 705 татов [8] . По переписи 1959 года — 11 463 человек [9] , по переписи 1970 года — 17 109 татов [10] , по переписи 1989 года — 30 669 человек [11] .

В 2005 году американские исследователи насчитали число татов в 15 553 человек [12]

[править] Таты и горские евреи

Таты и горские евреи — разные народы.

В советское время, когда шла борьба с «сионизмом», и «еврейским буржуазным национализмом», когда отрицалось само существование еврейского народа, а также благодаря усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за антисемитизма и ущемления в правах, горские евреи сами стали записываться татами.

Так, по переписи 1979 года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами [13] .

Впрочем, есть и сегодня сторонники данной теории [14] . Такие устаревшие выводы теперь опровергнуты недавними исследованиями галлогрупп ДНК генеалогии, которые доказывают самобытность горских евреев, их связь с другими еврейскими группами, и ближневосточной связью в общем.

В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР (Дагестан, Кабардино-Балкария, и т.д.). В тоже время, партийная и колхозная элита в сущности заставляла при получении документов идентичности, указание национальности как “тат”, а не горский еврей, пользуясь невысокой образованностью, а иногда просто темнотой и невежеством населения. Это искажение истинного определения еврейского народа в последствие повлияло на новые поколения горских евреев вплоть до распада СССР.

Ранее места проживания татов-мусульман, были населены евреями:

Например, Дербенд-намэ сохранила известие, что до прихода арабов большая часть населения Табасарана исповедовала религию Моисея [15] .

Вильгельм де Рубрук писал:

На два дня пути отсюда мы нашли другой город, по имени Самарой [16] , в котором живет много иудеев; когда мы проехали через него, то увидели стены, спускающиеся с гор до моря. На следующий день мы проехали через некую долину, на которой видны были основания стен, простиравшихся с одной горы на другую, а по верхушкам гор не было никакой дороги. Это были укрепления Александра [17] , удерживавшие дикие племена, то есть пастухов из пустыни, от наступления на возделанные земли и города. Есть и другие укрепления, в которых живут иудеи, о которых я не мог узнать ничего верного; однако во всех городах Персии живет много иудеев, в котором живет много иудеев [18] .

Читать еще:  Когда 12 лунный день. Как этот день отражается на состоянии здоровья? Молитва воде в

В 1690 году Витсен, составивший описание Северной и Восточной Татарии, сообщает, что в селении Бойнаке (Буйнаке) и татарских (лезгинских) княжествах были тысячи евреев. В одном княжестве Остме (владении бывших харакайтакских уцмиев) их было 15 тысяч. По словам Витсена, евреи ведут своё происхождение из Вавилона и занимаются земледелием, между тем как лезгины преданы военному делу и занимаются грабежом.

По словам кубинских евреев, множество мусульманских селений, населенных ныне лезгинами и татами, были прежде «еврейскими»; так например, не менее 25 селений, расположенных от Баба-Дага в направлении Кубы, раньше держались Моисеева закона. Таково напр. было селение Шудуг (Şuduq) на юг от Кубы, которое и сейчас еще делится на 2 части, из коих одна до сих пор называется «еврейским кварталом» (çuhud məhələsi), хотя население последнего сейчас исключительно мусульманское. Жители села Ахти (Кюринского округа, на Самуре) и в 1928 году, как и 40 лет до этого, сохраняли воспоминание о том, что их предки были евреями [19] .

В доказательство исламизации части горских евреев можно привести пример из Азербайджана, где один из кланов, на которые делится татское, то есть мусульманское, население Шюдюха называется «Исраили». Члены этого клана отчетливо помнят о еврейском происхождении своих предков. Вплоть до 1946 года на территории села сохранялось еврейское кладбище [20] .

В 1913 году антрополог К.М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) от типа горских евреев [21] . Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана — от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев — крайняя брахикефалия.

Тем не менее, среди татов Курдов отметил целую четверть, как минимум, с горбинкой на носу, признак явной семитской/арменоидной принадлежности; Курдов заключил исследование так: “Таким образом, как показывает анализ физических признаков, таты весьма близко подходят по своему физическому облику к горским евреям Дагестана, и если наблюдается некоторая разница, то касается она несущественных подробностей;” – К. Курдов, “Таты Дагестана”, Русский Антропологический Журнал, Номер 3 и 4, 1907, с. 64.

Однако одним из выводов, предполагается что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой [22] .

Таты кто они. Таты

Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Даже в специальной литературе, иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно (стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу) смешивают татов и горских евреев.

Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев. Однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты — это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным, этническим общностям.

Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость, горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживает в Азербайджане , причем таты записаны в паспортах (и, следовательно, в переписях) как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане: здесь таты считаются одним из местных народов, причем основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, та-тов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедания составляют единый татский народ — один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах «татами», дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так, во время переписи 1979 г. свыше 20 тыс. горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте «тат», во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее всего, свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта.

В результате такого своеобразного решения «горско-еврейского», а заодно и «татского» вопросов статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны.

Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта, причем пишущие на этом языке называли себя татскими, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями.

Сам по себе этноним «таты» впервые появился в VIII в. Таты — не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и, шире, всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним «таты» встречался на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время, кроме Восточного Кавказа, он используется для именования ираноязычного населения Южного (Иранского) Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме «таджик», обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается Восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи, причем в этих регионах они сильно тюркизированы, и в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана (район Кубы), где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность.

Читать еще:  К чему снится хлеб с плесенью. К чему снится хлеб? К чему снится выпечка хлеба

Для тюрков термин «таты» обычно имел негативную коннотацию. Как писал Б. В. Миллер, с точки зрения тюрков: сами таты индифферентно относятся к своей национальности считая наименование «тат» малопочтенным.

Впрочем, сам Б. В. Миллер замечает далее: никакого презрительного отношения к своему языку я у татов не усмотрел.

Характерно, что и в настоящее время, несмотря на активную политику отуречивания татов, многие таты, особенно в горных районах, где они в большей степени сохранили свою самобытность, недовольны тем, что в паспортах они записаны азербайджанцами, лишены возможности сохранять язык, культуру и т. п.

Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах других народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Таты и горские евреи проживают в одном регионе, но мне не известно ни одно поселение (не считая больших городов типа Баку или Махачкалы), в котором бы они жили совместно.

До революции все авторы, писавшие о горских евреях, четко отличали их от татов-мусульман. Впервые идею «единого татского народа» сформулировал в 1928 г. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры». В то же время в этой работе сам Б. В. Миллер, говоря о «так называемых» горских евреях, вынужден отметить, что: еврейская группа татов , единственная сознающая свою национальную обособленность (правда, пока, по религиозному признаку)?

Он же, посвящая в этой своей небольшой монографии отдельную главу горским евреям, пишет в ней так: Еврейско-татская группа единственная, себя национально выделившая из остальной массы татоязычного населения и положившая начало своей письменности на этом языке. Между тем таты-мусульмане, как мы видели, до революции не выделяли себя из общей массы закавказских мусульман, а после революции проявляют тенденцию выдавать себя за тюрков.

Идея, намеченная Б. В. Миллером, была подхвачена не только советским официозом,.но и частью горско-еврейской интеллигенции. Удивительно, но даже в наше время появляются публикации типа изобилующей фактическими неточностями книжки Б. Ш. Нувахова «Таты России», в которой можно прочесть, что «горские евреи по своим антропологическим характеристикам не имеют ничего общего с древними евреями (?!)», что надуманно причислять «татов-иудаистов к еврейской нации лишь на основании их приверженности к иудейской религии», что все разговоры о «так называемых» горских евреях являются результатом сионистской пропаганды и т. п. Полемизировать по существу тут незачем, но не очень понятно, что заставляет писать до сих пор такие книги «в защиту» горских евреев и одновременно не замечать «в списках не значащийся» и потому исчезающий реальный этнос, то есть татов-мусульман.

Кто мы? Таты или горские евреи?

Среди горских евреев Красной Слободы и проживающих за Красной Слободой горских евреев существует проблемный вопрос, который вызывает большой спор и разногласия, это слово “таты”. В некоторых демографических научных исследованиях горских евреев называют татами. Сторонниками этого названия были многие ученые евреи из Дагестана.

Прежде всего, рассмотрим, кто такие таты. “. В раннее средневековье татами именовали все ирано-язычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово “тат” применялось вначале как общее название оседлых ирано-язычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.”

Другой исследователь пишет: “Тат – тюркское слово, перешедшее в иранское простонародное наречие. Это название “тат”, по-видимому, неэтническое, а определяющее образ жизни и социальное положение. Оно дается тюркским племенем оседлому иранскому населению Закавказья. На джагатайском наречии это слово имеет значение “подданного”.

У татов вероисповедание мусульманское, суннитского толка. Изучают Коран, поддерживают законы ислама, празднуют исключительно мусульманские праздники, законы повседневной жизни – мусульманские, обычаи, обряды, традиции тоже, имена исключительно мусульманские и общее захоронение. Так что кроме сходства языка горских евреев с разговорным языком татов ничего похожего и общего нет. Разве только по причине сходства языка мы должны считать себя татами?

Европейские евреи, ашкеназы, говорят почти на диалекте немецкого языка, но они себя, боже упаси, немцами не считают. Грузинские евреи говорят на грузинском языке, но они себя грузинами не считают. Азербайджанцы, туркмены, узбеки, татары, кумыки, уйгуры и многие другие народности стран Азии говорят на турецкой языковой группе, но они себя турками не считают. Украинцы, белорусы, поляки, болгары и многие другие говорят на славянской группе языков, но никто из них себя русскими не считают. На диалекте персидской языковой группы говорят таджики, лагиджи, талыши, бухарские евреи и другие, но никто из них не считает себя персами, тем более татами.

Горские евреи – потомки тех, корни которых уходят в далекое прошлое, к нашим предкам – древним еврейским племенам, вынужденных переселенцев в Иран и Ирак после разрушения Первого храма, особенно после разрушения Второго храма и изгнания их римлянами. Несмотря на более двухтысячелетнее рассеяние по всему миру горские евреи, как и евреи всего мира, сохраняли преданность своей иудейской вере, и сохраняли ее целостность. Всю жизнь они изучали священную Тору и соблюдали субботу. Как говорят, евреи сохраняли Субботу, и Суббота сохранила евреев. Везде и всюду, одинаково, в один и тот же день празднуют еврейские праздники.

Читать еще:  К чему сниться большая черная собака. Приснилась что кусает большая чёрная собака

А ислам разделен на две крупные секты – суннитов и шиитов, некоторые праздники они празднуют в разные дни.
Христианская религия разделена на многочис-ленные разновидности веры – католики, протестанты, лютеране, григорианцы, православные, которые в свою очередь делятся на староверцев, молоканов, баптистов, адвентистов и т. д. Главные праздники христианства – Рождество Христово и Пасху католики и православные празднуют в разное время.

В течение всего периода рассеяния и исламисты, и христиане силой оружия и многими другими методами принуждали евреев изменить свою веру. Известно, что в VIII- IX веках нашей эры после вторжения в Иран и на Кавказ арабских племен часть евреев вынуждена была принять ислам. Многие демографические и этнографические исследователи, интересовавшиеся жизнью горских евреев, на территории Дагестана, в домах некоторых мусульман обнаружили тщательно завернутую и оберегаемую бандероль, которую они выдавали за священную книгу своих древних предков. Они абсолютно не подозревали, что именно, там завернуто. Когда ее развернули, там оказалась – Тора! Что неопровержимо доказывает, что предки их были евреями. Обнаруживались и такие семьи, что в ночь на субботу зажигали свечи, объясняя тем, что огонь изгоняет злых духов.

Также и христианская религия, во все времена, разными методами (крестовые походы, средневековая инквизиция, дискриминация) принуждала евреев изменить веру. Так было со многими светлыми учеными мировой истории, как Христофор Колумб, Нострадамус, Карл Маркс, Генрих Гейне и много, много других. Но никогда в истории человечества не было случая принуждения других народов принять иудаизм. А горские евреи испокон веков исповедуют иудаизм.

У горских евреев вообще, и евреев Красной Слободы в частности, кроме традиционных библейских имен, как Авраам, Ицхак, Иаков, Иосиф, Давид, Моше, Шломо (Соломон), Михаэл, Гавриэль, Даниэль, Сарра, Ревекка, Леа, Рахиль, Эстер и т.д. есть исключительно еврейские имена, которые бывают только у лиц иудейского вероисповедания. Вот эти имена:
Мужские: Ареэль, Аврум, Абаи, Агарун, Азаря, Авшалом, Авадия, Амрам, Авниэль, Бенами, Бенцион, Барух, Гельад, Гершон, Год, Гедиэль, Гилил, Гомуэль, Дон, Евда, Заккой, Зив, Захария, Заволун, Зарахия, Иззиягу, Иззиэль, Ишягу, Изгия, Иммануэль, Исраэль, Идан, Йешаия, Йов, Йонатан, Йоханан, Йошува, Йомтов, Йона, Йосеф, Йоэль, Йодедия, Йофиэль, Йохай, Леви, Менаше, Мелех, Малки, Мататья, Молохим, Мошиях, Меир, Нахамия, Натан, Нахшум, Мардахай, Нисим, Манахим, Натанэль, Ноах, Нахум, Нисан, Ошер, Пинхас, Пеэнуэль, Пейсах, Пегил, Рахмиэль, Рахамим, Рахману, Разиэль, Реувен, Рабо, Рамбам, Рав, Симха, Сасун, Симонтов, Хананэль, Хананя, Ханиэль, Ханина, Ханух, Ханука, Хай, Хаим, Хаггай, Хасид. Цефанья, Цви, Шемтов, Шум”ун, Шалом, Шамай, Шафадя, Шаул, Шемшун, Эфраим, Эльазор, Элиша, Эльханан, Элиягу, Эзра, Юшва, Ярухом, и другие.

Женские: Адассо, Авишаг, Авигаэль, Батзаhав, Батсион, Батшева, Барухо. Барийо, Батуэль, Батья, Довро, Заhав, Лавана, Либа, Малка, Малкато, Манан, Мазаль, Майром, Мазальтов, Мирян, Мазалот, Михаль, Машолом, Наама, Марголут, Нааро, Пурим. Порат, Пенина, Руцпо, Зулпо, Сарра, Сарах, Тамар, Това, Тайло, Тури, Хасидо, Хава, Хая, Хаясара, Хавасилит, Хаят, Хиба. Шошана. Шуламит, Яфо, Йохевид, Эстер и другие.

У лиц мусульманского вероисповедания, а также у татов, таких имен нет, и не бывает, за исключением некоторых библейских имен, вроде Юсиф, Ибрагим, Ягуб, Микаил, Муса и другие имена, которые встречаются у всех народов мира. Так почему же мы “таты”, а не евреи?

В повседневной разговорной речи горских евреев вообще, и горских евреев Красной Слободы в частности, очень и очень много ивритских слов из древнееврейского, и даже из арамейского языка, несмотря на то, что более 2000 лет они живут в Галуте (диаспоре). Но сохранили самобытность своего родного языка. Вот неполный словарь этих слов: недер, недово, hорил, мило, ани, ашир, нешумо, хатан, хупо, невило, зуно, махшаму, махшаво, доhут, таам, кетуба, айнараh, ишараа, цадака, мишбаха, мааси, холероши, синет-хином, маадонай-мелех, шаидо, тешува, гуhном, ганэдем, мамезир, монухо, сандах, минхаг, дин, овил, хевра-кадиша, олам-hазе, олам-hаба, шевда, бихраи, бетдин, келив, цадик, моеhад, алмана, авода, шем, шехина, дараш, нови, ханухо-байт, мацево, батулла, хавер, нифтар, гессаб, горбан, пассол, шигир, ини, уни, генов, гезиро, хиноми, шолиях, овир, ковра, сануhо, махашефо, лугма, кааз, гиббон, барзил, ой-вай, галут, геула, харим, халол, хашоди, широ, сурр, бэ шем адонай, хаял, хисид, зивил, тов-тови, гедола, дагдага, шулхон, тену, и тому подобное, которых в разговорной речи татов и в помине нет. Так, почему же мы “таты”, а не евреи?

Далее. Таты совершают обрезание своих детей в том возрасте, который обычен для всего мусульманского мира, то есть до 13-ти летнего возраста. А горские евреи строго придерживаются предписания Торы, обрезание совершают на 8-ой день рождения младенца и нарекают именем. Можно смело утверждать, что мы являемся истинными евреями!

Источники:

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8B
http://www.istok.ru/library/199-gorskie-evrei-3-taty-i-gorskie-evrei.html
http://www.isroil.info/set/news_set/jewish/gorskie/istoria/310-kto-my-taty-ili-gorskie-evrei.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: