Святые православные источники. Святые источники: история почитания и гонений

Святые места и источники России

Существует заблуждение, что путешествие к Святым местам России интересно только паломникам и глубоко верующим. На самом деле отправиться к Святым местам и источника России будет интересно любому человеку. Ведь это не только возможность обогатиться духовно, преодолеть тяжелые жизненные ситуации через общение с Богом, но и познакомиться с уникальной архитектурой.

Святые источники и родники России

С давних времен Святые источники нашей страны считаются символом особой милости и Божия благословения. Великое множество Святых родников и источников находится по всей России. О большинстве из них говорят, как об исцеляющих от многих недугов, ведь вода Святых источников действительно обладает чудотворной силой. Рассказать обо всех известных источниках и родниках России невозможно, в одной только Нижегородской области их насчитывается более 3 тысяч.

История и описание

Одно из старейших мест с множеством родников находится неподалеку от реки Саровки. Примечательно, что источники Святой воды в этих местах появились еще до прихода в эти места любимого всеми верующими Святого Серафима Саровского. Один из источников этой местности назван в честь Иоанна Богослова, именно его икона расположена на кресте близ источника.

Известно, что отец Серафим многие силы потратил на устройство исцеляющего источника — он обкладывал его камнями, молился о том, чтобы у воды из этого источника была особая сила исцелять. Молитвами Святого Серафима был освящен источник и исцелял людей от многих хворей, как при жизни Саровского, так и после нее.

Более 6 веков назад, в окрестностях Сергиева Посада, близ деревни Взглядово, молитвами Сергия Радонежского появился родник. По преданиям старец Сергий остановился в этом месте на отдых и начал молиться о силе русского народа в битве с татаро-монгольскими ханами. Во время молитвы сквозь скалу с шумом начал вырываться поток воды, который получил название «Гремячий ключ».

Ученые, изучавшие состав этой воды пришли к выводу, что состав его аналогичен воде с кисловодских источников. Родник этот поделен на три части — три небольших водопада. Считается, что первый из них лечит сердце, второй — избавляет от головной боли, и третий избавляет женщин от бесплодия.

В Самарской области, за селом Съезжее, находится Святое озеро. Чудеса, связанные с этим озером, не исчисляются веками, так как чудесная сила озера была отмечена лишь только в середине XX века. Известно, что одна селянка увидела в этом месте свечение на месте проруби, очертания которого представляли собой церковь, алтарь, образ Богоматери, Николая Чудотворца и ангелов.

Люди, которые в тот момент собрались у озера, оказались непостижимым для них образом исцелены. Со временем люди заметили, что на этом озере посетителям совсем не докучали ни комары, ни мошкара, а также вода озера обладает отталкивающей силой. Биологи и экстрасенсы, приезжавшие изучать озеро, обнаружили, что вдоль берегов озера произрастают уникальные растения и деревья, которые не встречаются в данной местности больше нигде.

Еще один исцеляющий источник расположен в поселке Волжский Самарской области, именуют его «Неупиваемая чаша». Назван этот источник в честь иконы, избавляющей от алкоголизма.

Рекомендации

Тем, кто решил посетить Святые места и источники нашей страны, следует понимать, с какой целью собирается он в поездку.

Тем же, кто имеет жесткое неприятие православной веры и настроен агрессивно по отношению к каким-либо традициям христианства, лучше подобрать для себя тур по городам России без посещения Святых мест. Дело в том, что при посещении монастырей и храмов, а также и при купании в Святых источниках, настоятели храма проводят обряд причастия, исповеди, а затем уже каждый прибывший получает благословение на омовение водой Святого источника.

Внимание! Еще до отправления в поездку, следует тщательно отобрать гардероб для данной поездки, как женщине, так и мужчине.

Конечно, исключается чересчур короткая, яркая или даже вульгарная одежда, в отношении мужчин категорически исключены шорты. Тем же, кто собирается совершать омовения в источниках, необходимо выбрать максимально закрытый купальник.

Женщинам стоит помнить о том, что практически во всех храмах перед входом обязательно нужно надеть платок на голову. Поэтому лучше позаботиться о такой ситуации заранее и выбрать для себя простой, неброский платок, который к тому же сможет защитить в летнюю жару во время экскурсий.

Читайте о православном этикете:

Как добраться

В Святые места Серафима Саровского самостоятельно можно добраться из Нижнего Новгорода, откуда также отъезжает автобус в Дивеево. Из Москвы в этом направлении также отправляются автобусы. Кроме того, в эти места существуют экскурсионные туры, позволяющие добраться до нужного места без особых затруднений.

До Святого источника «Гремячий ключ» можно добраться как на общественном транспорте, так и на личном автомобиле. Для этого нужно добраться до автовокзала города Сергиев Посад. К сожалению, прямых маршрутов к источнику нет, однако можно доехать до деревни Шильцы, затем пройти через деревню Ляпино пешком примерно 5 км.

К Святому озеру, находящемуся в Самарской области за селом Съезжим, можно добраться, доехав непосредственно до Самары, а затем, совершив пересадку до самого села, до озера придется добираться пешком.

Ровно таким же образом придется добираться до поселка Волжский Самарской области, к источнику «Неупиваемая чаша».

Святые места России: тур по исцеляющим людей территориям

Зарядиться силой и наполниться духовно можно, посетив Святые места России. Этот тур знакомит туристов с наиболее значимыми памятниками православной веры в нашей стране, такими, как самые известные монастыри России и Святые источники, исцеляющие от множества хворей.

В тур обычно входит посещение:

  • Мужского монастыря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
  • Источника Серафима Саровского в Дивеево;
  • Источника Сергия Радонежского;
  • Родникового кольца в Ивановской области;
  • Соловков;
  • Свято-Введенской Оптиной пустыни;
  • Валаамского архипелага.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра — духовный центр нашей Родины. Именно в этом месте когда-то давно Дмитрий Донской был благословлен на Куликовскую битву.

Приложиться к мощам Святого Серафима Саровского можно, посетив Дивеево. Именно сюда многие паломники приезжают за Святой водой, бьющей из 4 разных источников. Есть в Дивеево и так называемая Святая канавка, которую по легендам не пересечет антихрист.

Святой источник Сергия Радонежского в Подмосковье исцеляет от всего дурного и скверного, ведь и сам отец Сергий для Руси всегда выступал как защитник от врагов, да злых языков.

В Ивановской области расположен источник, названный в честь Александра Невского. К Родниковому кольцу люди обращаются за спасением не только тела, но и души. Недалеко от источника расположена церковь, где хранятся мощи Александра Невского.

На Соловецком архипелаге, посреди Белого моря, находится храм. Это место является одним из самых важных Святых мест России. Известно, что в дохристианские времена на месте храма было старинное языческое капище — место проведения языческих обрядов. Но Соловки — это не только храмовая архитектура и живописные пейзажи. Считается, что воды Белого моря исцеляют опорно-двигательный аппарат, благодаря высокому содержанию в них йода.

Читать еще:  К чему снятся цифры 27 и 28. Приключения и перемены

Храмовый комплекс Оптина пустынь считается одним из самых древних христианских мест в стране. Примечательно, что место это представляет собой небольшой городок, который живет как бы отдельно от всего остального мира. Благодаря посещению этого места, можно узнать многое о жизни монахов.

Завершается тур по Святым местам обычно в Южной Карелии — на Валааме. На архипелаге постоянно проживают около двух сотен монахов и еще некоторое количество служителей. В целом Валаамский комплекс занимает несколько островов архипелага, окруженных прекрасной карельской природой.

Важно! В целом тур по Святым местам обогащает не только внутренне и духовно, но благодаря соприкосновению со Святыми источниками и мощами исцеляет также от многих недугов.

Святые православные источники. Святые источники: история почитания и гонений


Вода. Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники покло¬нялись «духам источников». Египтяне почитали священным Нил, индусы — Ганг, германцы — Рейн. Божество воды было одним из главных в языческих религиях. Его нужно было умилостивить жертвоприношениями, и тогда божество обеспечивало влагой посевы и не губило скот, а когда людям приходилось доверять свою судьбу воде, благополучно отпускало их на сушу.
Так было везде — у ассирийцев и персов, у китайцев и американских индейцев. Только у одного народа мы не найдем подобного отношения к воде, только один народ не молился духам источников, и, как ни странно, именно среди него находились люди, которым была дана власть над капризной стихией.

И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе. И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона, и возроптал народ на Моисея и сказал: о если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду ? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его (Числ.20,1-11).

Да, в греческих мифах можно найти рассказ о Посейдоне, который, ударив трезубцем о землю, вывел из-под нее источник. Но Посейдон почи¬тался у греков богом, Моисей же таковым не был. Никогда еще люди не приписывали смертному власти над водной стихией! Ветхий Завет рассказывает, как жезл пророка, ударивший по реке, сделал ее непригодной для питья, а рука Моисея, простертая над морем, заставляла расступаться волны.
И все же бросается в глаза любопытная деталь: во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых подавала бы исцеле¬ния. В Библии упоминается только один такой источник — Овечья купель. Однако за века после Рождества Христова прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей по¬лучили исцеление. Но загадки здесь нет. Эти чу-деса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.

В те дни приходит Иоанн Креститель и про¬поведует в пустыне Иудейской. И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Тогда при¬ходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в от¬вет: оставь теперь; ибо так надлежит нам испол¬нить всякую правду. И крестившись, Иисус тот¬час вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса,и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 1-16).

Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится уже почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами и даже десятилетиями. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняют-ся народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день — ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника — и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие. Вот еще два примера — из нашей православной истории.
XVI век. Преподобный Александр Свирский ( 1533) по просьбе братии решает устроить мельницу. Для этого нужно прокопать канал из верх¬него озера в нижнее. (Последнее находилось от монастыря на расстоянии «двух полетов стрелы».) Во время работ внезапно вода с огромным шумом устремляется вниз, прямо на обитель. Иноки в ужасе ждут затопления и гибели монастыря. Но святой Александр, преклонив колена и воззвав к Богу, изображает крест против устремления воды. Тотчас ее течение останавливается.
XIX век. Преподобный Герман Аляскинский ( 1837) останавливает наводнение по просьбе алеутских индейцев. Он ставит икону на берегу, определив предел, через который вода не должна перейти, и встает на молитву. И вода не доходит до священного рубежа.

Английский писатель Клайв Стейплз Льюис писал: «Есть одна религия в мире, по крайней мере единственная, какую я знаю, с которой невозможно сделать одну вещь. Например, из буддизма можно удалить чудеса, приписываемые Гаутаме Будде, и он ничего не потеряет. Кстати сказать, чудеса эти описаны в поздних буддийских текстах, а прежде о них не говорилось, что не мешало исповедовать буддизм. Так же и в исламе, в сущности, ничего не изменится, если вы удалите из него чудеса. Напротив, образ пророка, убеж¬дающего людей одним только словом, от этого бы только выиграл. Но все это невозможно сделать с христианством, потому что христианская исто¬рия — история великого чуда».
Трудно сказать лучше. Да, наша история — «история великого чуда». Много на свете языков и много религий и вероисповеданий. И все же ни одна страна и ни один народ не могут предъявить столько дивных чудес, сколько есть их и доныне у христиан. Где еще люди исцелялись возле останков умерших? Где простые изображения на холсте или доске не горели в огне, являлись в воздухе, источали миро? И где человек останавливал навод¬нение и изводил из-под земли источники с целебной водой? И где еще был родник, подаривший людям столько чудесных исцелений, сколько Жи-воносный источник близ Константинополя?

Читать еще:  Если не знаешь крещен усопший или нет. В каком случае священник может отказать человеку в Крещении? В каком возрасте лучше крестить ребенка

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

О секретах и чудесной силе православных святынь

О чудотворных иконах, нетленных мощах, мироточивых главах, святых источниках, освященном масле и прочих православных реликвиях – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, многие ли иконы в Церкви являются чудотворными? Справедливо ли такое наименование? И как его можно объяснить?

– Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, следует прежде всего определить, что такое икона. Икона – это окно в горний мир. Для верующего человека она важна потому, что изображает Царство Божие, «пришедшее в силе» (см. Мк. 9:1), ведь на иконах кроме Бога и Ангелов изображаются святые – то есть такие люди, которые своим жизненным подвигом угодили Богу. Святые – это такие же люди, как и мы; единственное, что их отличает от нас: они уже достигли того, к чему мы только стремимся и что является главной целью жизни каждого христианина – обожения. Поэтому икона призвана напоминать человеку о необходимости стремления к Богу, к тому Первообразу, по Которому создан каждый из нас, но который мы впоследствии затмили в себе грехом.

Относительно же чудотворности тех или иных икон, следует уточнить, что ни одна икона сама по себе не является чудотворной. Источник чудес в этом мире только один – Господь, Который по неизреченной любви посылает нам Свою милость и благость. Так, святитель Феофан Затворник пишет: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно, и сила тут не в иконах, и не в людях к ним прибегающих, а в Божией милости». Чудо как раз и есть проявление милости Божией к нам, грешным людям. Господь может сотворить чудо где угодно, когда угодно и через что угодно. Но так как милость Божия, по мысли святых отцов, чаще всего проявляется в ответ на молитву человека, в ответ на наше обращение к своему Создателю, то и чудеса, соответственно, чаще всего происходят в тех местах, где такие молитвы совершаются, то есть в храмах: за богослужением, в Таинствах Церковных, а также перед святыми иконами, мощами и т. п.

Во время молитвы мы открываем пред Богом свое сердце, и в ответ на это Господь ниспосылает нам Свою спасительную благодать, исцеляющую и преображающую нас изнутри. Только Бог – и никто иной – является источником этой благодати, однако в связи с тем, что человек – существо духовно-телесное, то и благодать проявляет себя также через видимые, физические реалии: иконы, мощи, святую воду. Православие, в отличие от дуалистических концепций, никогда не считало материю злом. Бог создал все «хорошим весьма», и потому, по словам святого апостола Павла, не только человек достигнет обожения, но и сама тварь в итоге будет освобождена от власти тления (см. Рим. 8:21). Христианство не призывает человека, подобно многим религиозно-философским системам, всецело отрешиться от материи, но наоборот – использует материю в деле спасения человека. Бог спасает человека как существо материальное, также не без участия в этом материи.

Именно поэтому мы можем утверждать, что любая икона – чудотворна, ведь она прежде всего свидетельствует о действительном чуде – чуде возможности общения человека с Богом.

– Одно из самых удивительных чудес Православия – нетленные мощи святых. Что такое святые мощи? Когда возникло почитание мощей? Известно ли, чьи мощи были первыми обретены для почитания?

– Как уже было сказано выше, христианство высоко ценит человеческую природу. Яркое тому доказательство – традиция почитания святых мощей. Святые отцы указывают, что главной причиной почитания в Церкви Христовой мощей является Боговоплощение. Сын Божий, восприняв в воплощении человеческую природу во всей полноте, за исключением греха, показал тем самым ее важность и достоинство. Святой апостол Павел призывает христиан прославлять Бога не только в душах, но и в телах, которые также суть Божие творение и храм Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19–20), и потому даже смерть не властна лишить человека такой прерогативы.

Преподобный Иоанн Дамаскин, рассуждая о почитании святых мощей, пишет: «Владыка Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония. По закону всякий, прикасающийся к мертвецу, становится нечистым (см. Чис. 19:11); но они не мертвецы. Ибо с тех пор как Тот, Кто есть сама жизнь, Причина жизни, “вменился с мертвымиˮ, мы не называем мертвыми усопших в надежде на воскресение и с верою в Него. Через них демоны отгоняются, немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби прекращаются, всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1:17) через них для тех, кто просит с несомнительной верою».

Относительно практики почитания мощей нужно заметить следующее. Так, еще в Ветхом Завете есть упоминание о чудотворности останков умерших святых. В 4-й книге Царств говорится о том, как от прикосновения к костям пророка Елисея ожил умерший (см. 4 Цар. 13:21).

Кроме того, указание посмертного почитания тел (мощей) святых мы видим и в Евангелии: после того как Ирод отсек святому пророку и Предтече Господню Иоанну голову, ученики Пророка взяли его тело и благоговейно погребли его. Подобное было совершено и с телом первого христианского мученика – святого архидиакона Стефана.

Из церковной истории мы также знаем, что первое древнейшее свидетельство почитания мощей святых относится к середине II века и взято оно из жития священномученика Поликарпа Смирнского. Указанное житие гласит, что после того как священномученик был сожжен на костре, христиане города Смирны благоговейно собрали его останки и сохранили их «в подобающем месте».

– Что такое мироточивые главы? Как их хранят? Где находятся самые знаменитые?

– Мироточивые главы – это также мощи святых, причем их святость подтверждается еще и внешними проявлениями – мироточением. Так, периодически из глав выделяется особая вязкая жидкость – миро – обладающая стойким приятным запахом.

Самые известные мироточивые главы находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры и принадлежат неизвестным угодникам Божиим. Достоверно известно происхождение только одной главы – священномученика Климента, Папы Римского, который пострадал в начале II века в Херсонесе (сейчас это район Севастополя). В 988 или 989 году часть мощей святого были перенесены по указанию равноапостольного князя Владимира в Киев и впоследствии оказались в пещерах Лавры.

Читать еще:  Чтобы ушли из жизни бедность невезение неудачи. Как побороть невезение в жизни

– В маршрутах православных паломничеств зачастую указываются те или иные святые источники. В чем их особенность? Какая в них вода? Как ее использовать?

– Святая вода из источника и, собственно, святая вода, освященная в храме, например, в день Богоявления – это, вопреки мнению многих людей, не одно и то же.

Воду из тех или иных источников мы именуем святой не потому, что она освящена в них, а оттого что ее происхождение было отмечено неким необычным, чудесным образом. Так, из церковной истории мы знаем, что в местах особого явления Божия, в местах явления Богородицы или некоторых святых чудесным образом появлялся источник воды. Употребляя эту воду с благоговением, а также верой и надеждой на Бога, многие из тех, кто имел проблемы со здоровьем, получали исцеление своих недугов. Именно поэтому такая вода в народе и получила наименование «святой», или «целебной», так как, принимаемая с молитвой, приносила пользу человеческому телу.

Однако по преимуществу святой именуется вода, которая освящена великим или малым чином водоосвящения. Последняя в богослужебной традиции носит название агиасма, то есть «святыня». Святая вода, как говорит об этом протопресвитер Александр Шмеман, в момент ее освящения становится тем, чем предназначена быть вся материя – путем к конечной цели, то есть обожению человека, познанию им Бога и соединению с Ним.

По словам святителя Димитрия Херсонского, святая вода имеет силу освящения как души человеческой, так и тела; единственное же необходимое условие при этом – вера самого человека. Об этом же говорит и святитель Феофан Затворник: бессмысленно уповать на лечебную силу святой воды, если при этом в сердце нет истинной веры в Бога.

В другом месте святитель пишет: благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи и даже само Причастие, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан без добродетелей.

Таким образом, мы можем выпить сотни литров крещенской воды, но если при этом мы не будем иметь веры в Бога и любви к своему ближнему, вода эта, к сожалению, так никогда и не станет тем источником воды живой, который устремит нас «в жизнь вечную», как говорится об этом в чинопоследовании великого освящения воды.

– Как относиться к таким реликвиям, как, например, шапка преподобного Марка Гробокопателя или «тапочки» святителя Спиридона Тримифунтского, которые якобы обладают особой чудодейственной силой?

– Согласно установившейся благочестивой традиции, к подобным священным предметам относятся точно так же, как и к их святым «обладателям». В некоторых случаях, как, например, с ризой Пресвятой Богородицы или веригами святого апостола Петра, им посвящены даже особые богослужебные дни.

В Священном Писании неоднократно говорится о том, что не только некоторые угодники Божии имели дар чудотворений, но даже и предметы их одежды имели особую чудодейственную силу: милотью (верхняя накидка) святого пророка Илии были разделены воды реки (4 Цар. 2:8), а платки и опоясания святого апостола Павла использовались для исцеления болезней и даже изгнания злых духов (см. Деян. 19:12).

Но при этом в молитвах мы вовсе не обращаемся к самим этим предметам, а только к тем святым, кому они принадлежали. Мы не восклицаем: «Святая шапка, моли Бога о нас», но говорим: «Преподобне отче наш Марко, моли Бога о нас». Почитание тех или иных вещей обусловлено не их автономной святостью, но их принадлежностью тому или иному подвижнику: благодать Святого Духа настолько обильно действует в избранниках Божиих, что даже вещи их повседневного быта становятся некими проводниками силы Божией. Но в то же время такие святыни не должны стать для нас чем-то первостепенным, заслонить Самого Бога, Подателя чудес. В противном случае подобная извращенная духовная практика приведет нас к некой зависимости от «святыньки», когда целью нашей жизни станет поиск тех или иных святынь, в то время как главное – стремление к покаянию и причащению Телу и Крови Господним – окажется чем-то неважным и обыденным. Таким образом, все более и более справедливыми становятся слова одного современного богослова, который отмечает весьма распространенную сегодня тенденцию: «И едут паломники в монастыри уже не за причастием, а за “песочком с могилки”». А это, к большому сожалению, не что иное, как признак духовной болезни человека.

– Что такое освященное масло? Как его правильно использовать?

– Изначально освященное масло использовалось исключительно за богослужением. История этой практики такова: за утренним богослужением, совершающимся под большие праздники, во время полиелея, священник брал масло из лампады, установленной перед иконой праздника или святого, и помазывал им молящихся, что символически обозначало участие верующих в радости празднуемого события. Утверждения же о том, что именно такое масло имеет особые целебные свойства, мы не найдем ни в святоотеческих творениях, ни в богослужебных текстах.

Однако в то же время само масло всегда считалось вполне целебным веществом. Еще в Ветхом Завете елей символизировал благость Божию к человеку, радость и оживление. А в Евангелии говорится о том, что святые апостолы употребляли масло для помазания им больных, которые после этого исцелялись (см. Мк. 6:13). Святой Симеон Солунский пишет: «Елей есть святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».

Конечно же, как говорилось выше, подобная чудесная сила таких святынь, как елей, вовсе не означает их самобытность и независимость. Освященное масло – это только символ, средство, через которое Бог действует в нашей жизни. И потому главное, чтобы наше благочестивое отношение к святыне не переросло в некий магизм и обрядоверие. Никакая вера в особое действие тех или иных вещей в нашей жизни не должна преодолеть веру в Бога и в то, что Он уготовал каждому из нас, если только мы окажемся верны своему призванию стать чадами Божиими во Христе (см. Ин. 1:12).

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyatye-mesta-i-istochniki-rossii.html
http://svyato.info/949-svjatye-istochniki-istorija-pochitanija-i-gonenijj.html
http://pravlife.org/ru/content/o-sekretah-i-chudesnoy-sile-pravoslavnyh-svyatyn

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: