Святой преподобный андрей критский. Фильмы о Великом посте

Группа

Электронная библиотека Иверского храма г.Рыбинск

177 записей Показать все записи

СХЕМЫ БОГОСЛУЖЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1. Схема Литургии
Схема Проскомидии
Схема Литургии оглашенных Показать полностью…
Схема Литургии верных
Схема Литургии Преждеосвященных Даров

2. Схема вечерни на всенощном бдении

3. Схема утрени на всенощном бдении

4. Схема великого повечерия
Обычное начало
Вторая часть
Третья часть

Дмитрий Добыкин
Псалтырь: богословский и литургический анализ

Никакая другая книга не славит Бога так, как Псалтирь, – сказал Святитель Василий Великий, – чтение ее должно стать ежедневным обязательным занятием православного человека, Показать полностью… потому что Псалтирью Бога славят вместе с ангелами.
Каждое слово Книги утешения несет глубинное духовное содержание. Самостоятельно объяснять себе те или иные места пророческой книги опасно. Это может привести к искажению Святого Письма и неправильному его пониманию.
Поэтому тем, кто желает постичь аллегории псалмов, будут полезны толкования Псалтири, беседы или толкования на псалмы.

Об авторе:
Дмитрий Георгиевич Добыкин родился 24 апреля 1978 году в городе Рыльске Курской области.
В 1981 году переехал в г. Курск. С 1985 года обучался в школе №7.
В 1993 г. вернулся в город Рыльск и поступил в Рыльский совхоз-колледж на отделение «Организация фермерского хозяйства в растениеводстве», который окончил в 1997 г.
С 1993 по 1994 году обучался в вечерней школе.
С 8 июня 1995 года начал посещать храм Покрова Пресвятой Богородицы и нес там алтарное и клиросное послушание.
После окончание колледжа в 1997 году поступил в Курскую православную духовную семинарию на пастырское отделение.
В 2010 году с отличием окончил Курский государственный университет. Кафедра теологии и религиоведения. Отделение религиоведения. Тема дипломной работы: «Логос и мистическая теология у Филона Александрийского».
С 2010 года преподает в Институте богословия и философии и на Епархиальных курсах религиозного образования им. св. прав. Иоанна Кронштадского при Санкт-Петербургской епархии.
Занимает должность секретаря кафедры библеистики СПбПДА.

Темы, поднимаемые Великим каноном Андрея Критского, – это темы, основанные на Священном Писании, в том числе и Ветхом Завете. И мы как раз будем, как бы возвращаясь вспять, проигрывать, вспоминать те же самые сюжеты из Священного Писания, только в той интонации, в том акценте, в той точке зрения, как это делает канон. Но прежде чем приступить к самому канону, несколько слов о том, что представляет собой это уникальное в своем роде произведение (уникальное в первую очередь по объему).

Андрей Критский – автор VII века. Родился он, по всей видимости, в Дамаске, а был, разумеется, епископом Крита. Но епископом он стал аж в 50 лет. А как доносит до нас Священное Предание, до семи лет он вообще не разговаривал. Это к слову о тех техниках и технологиях раннего развития, которые сегодня очень популярны, но на самом деле очень узки и тоталитарны, потому что загоняют ребенка в прокрустово ложе каких-то заявленных показателей. А на самом деле человек может развиваться очень по-разному. И великие люди, скажем, в детстве, в младенчестве отнюдь не блистали. Скажем, были такие, как Пушкин; такие были яркими всегда. А были такие, как Эйнштейн, которые и в школе никакими особыми дарами не отличались. Поэтому на самом деле все очень индивидуально.

И вот будущий песнописец, творец канонов очень долго молчал, прежде чем начал говорить и писать, так чтобы это можно было читать почти через полторы тысячи лет. И епископом он стал тоже очень поздно. Так вот, Промыслом Божьим, Господь ведет ко спасению разными путями. В любом случае личность творца канона должна периодически всплывать перед нами хотя бы просто потому, что в этом каноне, так, как он будет читаться на первой неделе Великого поста, есть тропари, обращенные к творцу этого канона: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас…» Чтобы это не было формальностью, чтобы вы осознавали, что за этим произведением стоит некий че” style=”width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;” class=”thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo”>

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который мы отмечаем 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа Показать полностью… преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения.

История празднования Преображения Господня
Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Икона Преображения
Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.

Благодарим за предоставленные материалы Российский круглосуточный общественный православный телеканал «СПАС»

Особенности богослужений пятой седмицы Великого поста
источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/pyataya-nedelya-velikog..
__________________________________________________________________________

На пятой седмице Великого Показать полностью… поста совершаются особые богослужения – продолжительные, сопровождающиеся множеством земных поклонов и покаянных молитв. Часто эти богослужения называют «самыми великопостными».

Мы вступили в завершающую стадию Великого поста. Сейчас переживаем пятую неделю, следующая неделя – заключительная. Говорю так, потому что Великий пост состоит из двух богослужебных циклов.

Первый – святая Четыредесятница, которая с символической точки зрения была установлена Церковью как воспоминание и подражание подвигу сорокадневного поста Спасителя в пустыне после принятия Им крещения от рук Иоанна на Иордане. Сугубо с исторической точки зрения одна из основных причин установления святой Четыредесятницы – порядок оглашения (или, как сейчас часто говорят в церковном обиходе, катехизации), то есть подготовки людей, желавших принять святое крещение в день Святой Пасхи. Как правило, в Древней Церкви в течение почти трех лет такие люди посещали специальные занятия, лекции, которые им читали епископы (или люди, уполномоченные ими на это); узнавали об истинах и догматах православной веры, но не только об этом. Ведь, как известно, катехизация иногда, в некоторых церквях, включала в себя очень серьезный курс образования. Известно, что первая христианская школа, положившая начало церковному образованию, – огласительное училище в Александрии, организованное неким Пантеном. В нем преподавал Климент Александрийский, потом Ориген (он основал такую же школу в городе Кесария Палестинская).

Так вот, в течение нескольких недель люди получали образование – подчеркну, не только духовное, но и светское, потому что в этих школах иногда в свете христианского вероучения изучали основы философии, риторики, Священное Писание. Но последний, заключительный сорокадневный этап был очень напряженным. Он был связан не только с огласительными лекциями, но и с усиленной молитвой и постом. Люди учились молиться и поститься. Кроме того, в подвиге поста и молитвы, конечно, принимали участие и верные, особенно те, кто выступал в качестве восприемников, неких поручителей, духовных помощников, старших братьев для готовящихся к святому просвещению, крещению. Поэтому Четыредесятница не сразу появляется в церковном календаре, а где-то в конце III – начале IV века. Это как раз время развития огласительной дисциплины, тогда же повсеместно во Вселенской Церкви распространяется обычай Четыредесятницы.

Читать еще:  Кровопийцы вурдалаки. Вурдалаки - это вампиры или оборотни? Какие враги у упырей

Ну а заключительный, второй цикл Великого поста – Страстная неделя и богослужения, связанные непосредственно с воспоминаниями Страстей Христовых, последних дней Его земной жизни перед Его голгофскими страданиями, смертью и потом воскресением, а также Его осуждения, мук и смерти. Таким образом мы подходим непосредственно к воспоминанию и празднованию праздника Светлого Христова Воскресения. Поэтому пятая неделя поста – предпоследняя. На самом деле у людей, особенно у тех, кто старался поститься, исполнять церковные предписания, относящиеся к святой Четыредесятнице, могли ослабевать не только телесные, но и духовные силы. Не случайно служба – стояние Марии Египетской (это распространенное народное наименование), – была установлена Церковью именно на пятой неделе поста.

В синаксаре (это богослужебный текст, повествующий о событии, воспоминанию о котором посвящено богослужение; к сожалению, сейчас мы очень редко слышим их во время храмового богослужения, потому что на приходах нет возможности исполнять все предписания церковного устава, рассчитанного прежде всего на монастыри и на монастырский обиход, и в богослужении неизбежно присутствуют некоторые сокращения) из службы Марииного стояния говорится как раз о том, что духовные силы у людей ослабевают, теряется духовный нерв, напряжение, которое необходимо сохранить, поэтому Церковь установила такое покаянное богослужение, которое вновь и вновь призывает людей к покаянию.

Великий пост – время покаяния. За этим богослужением исполняется Великий канон Андрея Критского. В течение Великого поста Церковь дважды предлагает нашему благочестивому вниманию услышать этот Канон. В первый раз на первой седмице Великого поста – правда, каждая из его песней делится на четыре части, и мы слышим их во время великого повечерия – в понедельник, вторник, среду, четверг первой недели Великого поста. А в четверток пятой недели (как правило, в храмах служба совершается в среду вечером, утреннее богослужение переносится на вечер предыдущего дня) мы слышим этот Канон полностью. На самом деле, если совершать это богослужение со всеми тонкостями церковного устава, то одна только утреня с чтением Великого канона будет занимать не менее семи часов. Кроме того, если люди будут совершать все положенные уставом земные поклоны, им за этот вечер придется совершить их более тысячи.

тексты:
– особенности богослужений суточного великопостного круга
– особенности богослужений пятой седмицы Великого поста
– суточный богослужебный круг

Понедельник 5-й седмицы Великого поста.
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гаврии́ла.

Вторник 5-й седмицы Великого поста.
На великом повечерии в понедельник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского (с 31 марта).

Среда 5-й седмицы Великого поста. Мариино стояние
Мариино стояние – одно из самых важных богослужений Великого поста, одно из самых долгожданных. В 2019 году Мариино стояние будет 11 апреля, но чтение канона и жития преподобной совершается накануне вечером, 10 апреля, на вечернем богослужении, в разных храмах с 16-18 часов, по расписанию вечернего богослужения в храме.
текст: житие преподобной Марии Египетской
текст: преподобная Мария Египетская: факты церковного предания

Четверг 5-й седмицы Великого поста
В четверг по случаю чтения великого канона служится Литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», то есть не великопостный.
текст: полный чин службы Мариино стояние: Утреня, житие Марии Египетской, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, 1-й час

Пятница 5-й седмицы Великого поста
В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки предстательством Богородицы одержали победу над агарянами.
текст: об акафисте ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Суббота 5-й седмицы Великого поста
Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 13 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 12 апреля).

Акафист прочитывается по частям – четырьмя частями по 3 икоса и по 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16 кафизмы и малой ектений; вторая часть – после 17 кафизмы («Непорочны») и малой ектений; третья часть – после 3 песни канона и малой ектений; четвертая часть – после 6 песни и малой ектений. Каждое чтение начинается и завершается пением «Взбранной Воеводе». На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма. В конце утрени поется великое славословие.

Паремии пятой седмицы Святого Великого Поста

Паремии́ (или паримии, от греч. притча) – отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).
Читаются паремии чтецом или диаконом.

Число паремий различается на разных богослужениях от 1 до 8, на утрени Великой Субботы читается 15 паремий.

Паремии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паремии.

Славянская богослужебная книга, содержащая подборку паремий, называется «Паримийник».

О святителе Андрее Критском и его Великом Каноне

вятитель Андрей Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из раннего детства Святителя сохранилось известие о том, что он был немой, не мог говорить даже до семи лет. И только лишь после причащения Святых Христовых Тайн в семилетнем возрасте отверзлись его уста. И он смог не только хорошо учиться, но впоследствии своими словесными творениями принес великую славу Церкви Божией как проповедник, один из самых лучших в Византии, и как песнотворец, то есть слагатель мелодий и слов церковных песнопений, также один из самых лучших, ярких и плодотворных.

В возрасте 14 лет он был отведен родителями в Иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня и посвящен Богу. По пострижении в монашество святой Андрей получил послушание быть экономом Братства и одновременно нотарием Иерусалимской патриархии. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, монах Андрей, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви. Старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а святой Андрей был оставлен в Константинополе, и навсегда сохранил за собой прозвище «Иерусалимита», то есть «Иерусалимлянина».

Здесь он получил послушание возглавить Орфанотрофион, или Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Затем он был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя не только должную заботливость, но и обнаруживая дар вести хозяйственные дела. Так, здание сиротского дома при нем было надстроено, а Дом престарелых (Герокомион), который так же был ему поручен, несколько раз отремонтирован.

Здесь же в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил Церковь Божию, прославил множество святых, дни великопостные и пасхальные.

После двадцатилетнего диаконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру — на остров Крит. Но в отличие от своих предшественников и тех архиереев, которые служили на Крите после него, он носил титул архиепископа, а это самое высокое древнее звание архиерея, которое носили предстоятели церквей.

На Крите святитель Андрей построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал, молитвами своими отгонял вражеские набеги прибрежных пиратов-арабов, а однажды, во время засухи, вымолил у Бога дождь, который обильно оросил поля критских христиан.

Читать еще:  Что можно пост по неделям. Постное меню на неделю

Трудился святитель Андрей и в составлении церковных песнопений, и в проповедании слова Божия.

Несколько раз святитель Андрей посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, с людьми, ему близкими. Там он выступил в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество.

В свое последнее посещение столицы святой Андрей простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел, остановился на острове Митилина в городке Ерессо, не доехав до Крита, и скончался там 4 июля 740 года. В этот день доныне совершается его память во всех Православных церквах.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост кроме Великого канона был украшен и другими творениями святого Андрея. В рукописях сохранились каноны в Неделю Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся Четверопеснец святого Андрея, к которому потом присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. На Пасху в самую ночь пелся канон Святителя Андрея Критского. В Неделю Фомину, в Неделю Жен Мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все Недели, включая Неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея.

Многим святым Святитель написал каноны. Им же было написано множество стихир. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже преподобного Иоанна Дамаскина. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Великий канон является самым известным творением святого Андрея. Этот канон не является самым большим по объему, канон на Сретение Господне больше Великого, а канон на Рождество Предтечи почти такой же по объему, как и Великий канон. 250 тропарей,— кроме присоединенного канона преподобной Марии Египетской и тропарей самому святому Андрею, — столько содержит Великий канон в своих 9-ти Песнях, среди которых есть и вторая Песнь.

Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон, исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы», — это слова о Святом Андрее.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех Песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». [«Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и любит его]. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Меняется масштаб и соотношение восприятия ближних и всего мира. Вот такому смирению учит нас святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет делает Святитель школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, а есть и увещание душе, разсуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом, и вместе с нами смиренно и горячо молиться.

Великий канон потому еще так любим, что он единственный из всех канонов ближе всего стоит к аскетическим монашеским творениям, изложенным в виде кратких изречений. Сам дух канонной поэзии происходит из монашеского миросозерцания, наставлений, размышлений.

Форма канона совсем не простая, она требует от слушателя и читателя осмысления истории, переживания ее в важнейших событиях-символах, на которые опирается ум: это суть ирмосы, воспевающие во всех канонах праздник или память святого через осознавание события дня, через столпы-вехи древней Священной Истории. Монах-песнотворец просит у Бога утвердить его ум «на недвижимом камени заповедей» Божиих. Все колеблющееся, все мятущееся должно уступить место кристальности и твердости предстояния пред Богом, когда и ум, и сердце, и все существо человека находится в той гармонии, которая давно утеряна людьми, но по-прежнему ищется и находится монахами. «Праксис и феория», — «делание и созерцание» воспеваются в четвертой Песни Великого канона. Святой Андрей как бы увлекается и забывает, что его слушают не одни только монахи, и в самых красивых и изящных строфах канона говорит о важнейшем соотношении этих двух состояний подлинного монашеского жития.

«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.

«Ты бо еси тайнник покаяния преизряднейший» — поет Церковь святому Андрею Критскому. Но быть таинником покаяния она призывает и каждого священника. Потому что после его смерти, после совершения его погребения и прощания с ним, по Уставу поются ирмосы Великого канона в то время, когда гроб почившего священника обносится вокруг храма перед самым погребением. Прощальная песнь духовных чад и прихожан со своим пастырем — ирмосы Великого канона! Прихожане поют самое дорогое из того, что они могут вспомнить о священнике: символ покаяния и изменения ума: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение…» Ибо ничто не ценится больше, чем пастырская помощь священника в покаянии. Священник как бы «открывает глаза» человеку, возвращает ему «изгнанного из мира сего» Бога, святых Ангелов, Пречистую Богородицу, всех Святых Его, всю полноту ожидающего нас Царства Небесного. И тогда получается, что Великий канон приобретает значение символа всей жизни Пастыря и пасомых, Батюшки и прихожан, символ спасения человека от греха и смерти.

Пусть никогда Великий канон не делается «памятником византийской литературы», а остается самой современной книгой, необходимой каждому человеку, каждому прихожанину. Пусть не только во время Великого поста она будет читаться, а в любое время года, чтобы как можно больше и полнее воспринять нам и усвоить спасительное покаяние, о котором так прекрасно поведал великий учитель древней Церкви святитель Андрей Критский.

Святой преподобный андрей критский. Фильмы о Великом посте

Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30).

Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской , пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского .

Великий канон cвятого Андрея Критского.
ПОНЕДЕЛЬНИК первой седмицы Великого поста
Скачать (MP3 файл. Продолжительность53:56 мин. Размер 22.7 Mb)

Читать еще:  Сонник утро рассвет. Рассвет: к чему снится сон

Великий канон cвятого Андрея Критского .
ВТОРНИК первой седмицы Великого поста
Скачать (MP3 файл. Продолжительность50:36 мин. Размер 24.3 Mb)

Великий канон cвятого Андрея Критского
СРЕДА первой седмицы Великого поста
Скачать (MP3 файл. Продолжительность53:47 мин. Размер 25.9 Mb)

Великий канон cвятого Андрея Критского.
ЧЕТВЕРГ первой седмицы Великого поста
Скачать (MP3 файл. Продолжительность51:55 мин. Размер 21.9 Mb)

Великий канон cвятого Андрея Критского целиком.
ЧЕТВЕРГ ПЯТОЙ седмицы Великого поста
Скачать (MP3 файл. Продолжительность197:45 мин. Размер 95 Mb)

О ВЕЛИКОМ КАНОНЕ СВЯТИТЕЛЯ АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф.

О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля.

Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов. Вопреки мнению М. Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, (есть более ранние каноны VI–VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке.

Он начал свою гимнографическую деятельность с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы; раньше они пелись на утрени от понедельника до пятницы, потом к ним присоединились трипеснцы, составленные святителем Космой Маиумским, а потом произведения Космы вытеснили трипеснцы святителя Андрея на повечерие. Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Им созданы также ныне не употребляемые каноны на неделю ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму (23 июля), мученикам Маккавеям (1 августа). Особенность всех упомянутых канонов – наличие второй песни канона, основанной на скорбной и грозной песни Моисея из Второзакония (гл. 32), большое количество тропарей, а в конце Троичен (тропарь, посвященный Святой Троице) и Богородичен (тропарь Пресвятой Богородице).

Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши (Великий канон, песнь 4); его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу.

Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном. Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна. Великий канон изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской (хотя, судя по житию, написанному святителем Софронием Иерусалимским, ее память могла праздноваться достаточно рано), все остальное принадлежит святому Андрею. Самая ранняя рукопись, в которой засвидетельствован Великий канон (с несколько иным порядком тропарей и более кратким их составом), – исследованная нами Студийская Триодь середины – второй половины IX века, Р.A.И.К. 109, хранящаяся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи канон присутствует на своем первоначальном месте в богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста (так называемее Стояние Марии Египетской). Лишь позднее он появляется еще и на повечерии первых четырех дней 1-й седмицы.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1). Или другой пример: «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2: «Видите, видите»). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в «Амбигвах» (вопрос 49): «И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его».

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.

Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне.

Иногда в околоцерковных кругах можно услышать мнение, что якобы святитель Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убедительностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения! Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на деле; посещения Божественной благодати делают самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него, и самые малые свои проступки он оплакивает как великие грехопадения. А приведенное выше околоцерковное мнение – это своеобразное отражение пошленькой житейской псевдо-мудрости: «Надо все испытать самому, чтобы понять». Отнюдь не обязательно…

То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.

Источники:

http://vk.com/wall-71465597?q=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%20%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&w=wall-71465597_16169
http://www.pravmir.ru/o-svyatitele-andree-kritskom-i-ego-velikom-kanone/
http://www.mccvu.ru/news/moskovskie-suvorovtsy/velikiy_pokayannyy_kanon_svyatitelya_andreya_kritskogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: