Святой апостол Андрей Первозванный (†ок.62). Озерная, деревня Брылинской волости Курганского уезда

Святой апостол АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ (†ок.62)

Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра, по преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции и распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте.

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.

Андрей со своим братом Симоном-Петром ловят рыбу

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Призвание апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова

Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.

Рисунок. Апостол Андрей Первозванный

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию (земля, на которой позднее образовалась Русь), Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Канаитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Н.Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов (финский Валаам)прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Далее святой Апостол пошел в греческий город Виза́нтий (будущий Константинополь), где основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти учеников Господа – Стахи́я.

У апостола Андрея была привычка ставить везде большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Он не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую компанию, как делают старцы.

Проповедь Андрея Первозванного

Он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и русскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратокл. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.

Апостол Андрей перед правителем города Патры консулом Эгеатом

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест» .

Распятие апостола Андрея на кресте

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это около 62 г. н.э..

Читать еще:  Хиджаб – современная мода или национальная одежда. Что такое паранджа? И чем она отличается от хиджаба? Хиджабы от кутюрье

Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Мощи святого апостола Андрея Первозванного первоначально находились на месте его мученической кончины — в Патрах (Греция) .

В 357 году по поручению императора Констанция II мощи святого апостола Андрея Первозванного (кроме честной главы) были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

После взятия Константинополя крестоносцами, в 1208 году кардинал Петр Капуанский, духовник четвертого крестового похода, увез мощи Андрея Первозванного в Италию и поместил их в кафедральном храме города Амальфи , где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.

Собор святого апостола Андрея Первозванного в Амальфи

Внутренне убранство собора

В крипте (подземном храме собора) хранятся мощи св. Апостола Андрея Первозванного

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Папе Римскому Пию II, который поместил их в соборе святого апостола Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.

Реликварий с частью главы святого апостола Андрея Первозванного (г.Амальфи, Италия)

В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.

Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах

Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры — крупнейшем храме Греции

Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню. Но один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Часть главы есть также и в Андреевском скиту на Афоне .

Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного (Афон)

В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола , а в Пантелеимоновом монастырестопа .

Стопа святого апостола Андрея

Мало кто знает, что мощи апостола Андрея — мироточивые, причём где бы они не находились (в Патрах или в Амальфи) они мироточат очень обильно. Священнослужители-католики открывают мощи и берут миро 6 раз в год, в дни памяти святого.

В Амальфи, также как и в Бари, благодаря благосклонности католических властей Неаполя, православный священник имеет возможность служить Божественную литургию и молебны для православных паломников, ведь они особо почитают апостола Андрея, который первым принес слово Божие на скифские земли, на территорию будущей Святой Руси.

Часть фотографий взята из личного фотоальбома священника Константина Пархоменко.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:
Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.

Апостола Андрея Первозванного (ок. 62).

В день престольного праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в соименном храме села Барыбинка в сослужении благочинного Восточного городского округа протоиерея Павла Савельева и настоятеля протоиерея Геннадия Феоктистова.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения совершено славление апостолу и окропление молящихся святой водой.

Затем архипастырь обратился к предстоящим словом мира и любви о Христе: «В благословенный день престольного праздника сего святого храма, когда на нашей Тульской земле со всей православной христианской вселенной мы благочестно чтим святую память первоверховного богопроповедника и духоносного апостола Андрея Первозванного, словом мира и любви о Христе приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры.

Благодарю вседушевно всеблагое Божие смотрение, судившее мне вместе с вами быть на этом святом месте, взирать на дивный образ святого апостола, созерцать духовным взором пример его жизни и христианского подвига самозабвенной и жизнеутверждающей жертвенной любви, приступать к Христу Подвигоположнику, приобщаясь Его Святых Христовых Таин, и ища в себе, в глубине своего сердца Божественное эхо, как основание Царства Божия, внутри нас пребывающее (Лк. 17, 21), которая в движение нашего разумного предпочтительного выбора наполняется нетленными Божественными токами Святой Божией любви и нас преобразует в меру этой устремленности к достижению сходства с Ним нетленными и Божественными силами, сообщая нам подлинные смыслы человеческой жизни христоподобия.

Читать еще:  Высказывания мудрецов о философии. Цитаты великих философов о смысле жизни, о женщинах, о любви

Причастников в этот праздничный день вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, именинников с днем тезоименитства.

Благодарю всех вас за усердие и прилежание, с которым стараетесь проходить науку нашего православного христианского жительства и на всех призываю щедрое Божие благословение, чтобы оставшиеся дни святого Рождественского поста принесли бы нам добрый плод христианского жительства и сподобили в духовной радости встретить светлый праздник Христова Рождества и новолетие благости Божией».

Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской

В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

На Киевских холмах Апостол, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю» [2] .

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия. » [3]

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1816–1882), писал о важности записей этих двух древних церковных писателей, сохранивших письменные свидетельства, так как «Ориген учился у Климента Александрийского (150–215), который сам был учеником Пантена (+203), и обращался с другими мужами апостольскими» [4] . «Ипполит называет себя учеником святого Иринея (130–202), который пользовался долгое время особенною близостию у святого Поликарпа и любил расспрашивать непосредственных учеников апостольских обо всем, касающемся их божественных учителей. Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст!» [5]

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» [6] .

«Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: «Андрей, брат Петра, протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю» [7] . Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей)» [8] .

О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» [9] .

В.Н. Татищев (1686–1750) справедливо замечает, что «…они (Апостолы) проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших» [11] . «Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское слово Киви то же значит, пустыми горами именовал. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населён, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал… да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, горы град пропустил» [12] .

Первозванный Апостол прошел с учениками вверх по Днепру, пришел к киевским горам, далее дошел до озера Ильмень, поднялся к Ладожскому озеру, по Варяжскому (Балтийское) морю приплыл к южному побережью Вагрии [13] , где проповедовал западным славянам, наконец, пришел в Рим, и «исповеда, елико научи и елико виде…» [14] . Насколько важна эта примечательная строка: сказано кратко, но на удивление ёмко о великих трудах апостола Андрея Первозванного, понесённых им и его русскими учениками!

Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.

Читать еще:  Жизнь после жизни реальные факты из жизни. — Есть ли загробная жизнь? Ничто никуда не исчезает без следа

Во время правления славяно-русского (антского) царя Божа (+375), готы, возглавляемые своим князем Витимиром, начали войну против славян. В одной из битв царь Бож был захвачен в плен и распят со своими сыновьями и семьюдесятью старейшинами (может быть, – священниками?) на крестах! [15] . Готы, будучи язычниками, так могли расправиться только с христианами, так как общеизвестно, что смерть единоверному врагу для всех готов, варягов и викингов положена от меча ввиду древнего языческого верования, боготворящего меч, как тотем бога Одина. А смерть на кресте для славяно-русского царя, его родственников и приближённых была для готов местью отступившим от язычества славяно-русам, принявших Православную веру.

Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]

В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565) [17] . Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда [18] . Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии.

На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая [19] . Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный.

Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси [20] . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Источники:

http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1146197
http://tulaeparhia.ru/apostola-andreya-pervozvannogo-ok-62-3/
http://pravoslavie.ru/66668.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector