Св мария гатчинская. Преподобномученица мария гатчинская

Св мария гатчинская. Преподобномученица мария гатчинская

Мученичество за Христа

Дочь о. Петра Белавского Ксения Петровна свидетельствует, что когда они с матерью Ксенией Васильевной и сестрой Александрой приходили к матери Марии, Ксения Васильевна предупреждала девочек, чтобы ни в коем случае они не сделали неосторожного движения: не толкнули кровать, на которой лежала мать Мария или не задели ее саму, так как любое прикосновение приносило ей тяжкие физические страдания. Это подтвердит и медицинское заключение, сделанное главврачом дома предварительного заключения…

18 февраля 1932 г. повсеместно прошли массовые аресты монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры закрытого Нежадовского монастыря и сестры Покровского подворья Пятогорского Вохоновского женского монастыря. А на следующий день, в пятницу 19 февраля арестовали и мать Марию с сестрой Юлией Александровной. В постановлении на арест м. Марии прямо вменялось в вину исповедание веры: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Как вспоминали современники, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград».

Страдалицу привезли в больницу, которая находилась на Фонтанке и называлась больницей им. 25 октября (бывшая Александровская). На следующий день после ареста в больнице ДПЗ безпомощную монахиню подвергли осмотру. Главным врачом было подписано медицинское освидетельствование тяжелого заболевания м. Марии, в котором говорилось, что больная страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь ее в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее 2-х человек. Кроме того, главврач указал, что больная подлежит переводу в гражданскую больницу или в дом призрения… Но жестокий механизм не дал обратного хода…

Проходила м. Мария по делу «группы монашек Вохоновского, Нежадовского монастырей, Покровского подворья Пятогорского монастыря и Сергиевой пустыни». Монахине Марии было предъявлено стандартное обвинение по статье 58/10.

На самом же деле причиной ареста было огромное духовное и общественное значение матушки Марии. Она «была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава ее святости была большая и далеко за пределами района».

22 марта 1932 года коллегия ОГПУ приговорила м.Марию к ссылке на три года в глухую провинцию, что было равносильно смертному приговору, потому что этого пути она выдержать бы не смогла.

Но Господь избавил мученицу от дальнейших страданий. Однажды тем, кто носил передачи для матери Марии, было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа, смерть последовала 17 апреля 1932 г. Последняя дата согласуется и с другими данными, например, записями современников м. Марии. Скончалась страдалица в больнице 2-го отделения дома предварительного заключения.

Честные останки блаженной страдалицы были выданы ее невестке. Похоронить тело матери Марии было велено без огласки. Погребение состоялось на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Петербургской. С тех пор её смиренная могилка стала местом непрекращающегося паломничества верующих людей. Приходя поклониться блаженной Ксении, паломники потом шли на могилку и м.Марии.

Небесная слава

На протяжении нескольких лет Гатчинское благочиние вело тщательную исследовательскую работу, готовя материалы для прославления м.Марии Русской Православной Церковью на Родине. Это радостное событие произошло в день памяти Святых Царственных мучеников летом 2006 года, а весной следующего, 2007 года, состоялось обретение святых мощей м.Марии и их торжественное перенесение в Павловский собор г. Гатчины, где они пребывают и поныне.

С тех пор неуклонно растёт почитание мученицы, количество паломников к раке её святых мощей из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, появляются свидетельства о новых чудесах благодатной помощи по молитвам преподобномученицы Марии Гатчинской. Ежегодный крестный ход в день памяти святой с её святыми мощами собирает многие сотни богомольцев, и этот праздник приобретает всё большее духовное значение в жизни Санкт-Петербургской епархии.

Читать еще:  О чем говорит сон про похороны? Сонник похороны, к чему снятся похороны во сне.

Преподобномученица Мария Гатчинская

Преподобномученица Мария Гатчинская (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в Санкт-Петербурге в 1874 году. В шестнадцать лет девушку поразил тяжёлый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала необычно, видится особое действие Промысла Божьего. Тяжёлый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м.Марии, священник Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося своё тяжкое состояние».

В 1913 году семья Лидии переезжает в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благословению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. Подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим она несла в Гатчине.

Ровно десять лет продолжалось благословенное Богом служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, «бывшие люди», священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда.

Господь ущедрил страдалицу даром любви, прозорливости и чудотворений. В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила в 1932 году м. Мария, есть немало свидетельств об этих благодатных дарах. И те следователи, которые фабриковали обвинение против мученицы, по сути, сами того не ведая, писали материалы для её жития…

В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.

19 февраля 1932 года м. Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, её тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на её крики от боли, после чего бросили в кузов грузовика и увезли в Петроград.

Поместили мученицу в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки.

Сразу после мученической кончины м.Марии, её могилка неподалеку от часовни Ксении блаженной стала местом непрекращающегося паломничества верующих. Здесь служили панихиды, прикладывались к кресту, брали с могилки землю.

В 1981 году м. Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви за рубежом. Спустя 25 лет, 17 июля 2006 года, такое прославление произошло и на Родине.
А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище СПб были обретены святые мощи мученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся ныне в благолепной раке и доступны для поклонения верующих, ищущих утешения в скорбях и болезнях, и восклицающих с верой и любовью: «Преподобномученице мати Марие, моли Бога о нас!».

Читать еще:  Черный бык во сне к чему снится. К чему снится бык

Мария Гатчинская святая преподобномученица

Память Марии Гатчинской совершается 17 апреля. Ее имя смело можно поставить рядом с такими известными именами, как Ксения Петербургская или Матрона Московская. Верующие с любовью поклоняются своей соотечественнице, жившей не в глубине веков, а всего сто лет назад.

Святая исповедница веры, обладавшая даром прозорливости и молитвенного утешения скорбящих и страждущих, еще при жизни пользовалась таким почитанием, что ее называли святая мать Мария, а ее скромный дом сделался местом всеобщего паломничества.

При рождении будущая святая Мария Гатчинская получила имя Лидия и была дочерью петербургского купца Александра Ивановича Лелянова, владельца небольшого завода и собственного дома на нынешнем Московском проспекте. Александр Иванович скончался, когда Лидии было три года, и с этого момента начались ее беды.

В подростковом возрасте Лидия перенесла энцефалит, после которого ее поразила болезнь Паркинсона, постепенно лишавшая девушку возможности двигаться. На выпускные экзамены в гимназию Лидию привезли в инвалидной коляске, а еще через некоторое время ей стало трудно даже сидеть. У семьи были средства для лечения за границей, но ничто не помогало – с каждым годом состояние больной ухудшалось, и к сорока годам бедная женщина могла лишь неподвижно лежать на спине, руки и ноги ее бездействовали.

Казалось бы, в таком состоянии впору прийти в самое черное отчаяние, но будущая мать Мария, напротив, обрела успокоение. «Она обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние», – писал о матушке Марии ее первый биограф, протопресвитер Михаил Польской.

Конечно, подобное утешение далось нелегко и не сразу – сначала матушка сильно страдала от плотской брани, но позже, пройдя через этот опыт, получила дар понимать и утешать других: «Уткнитесь в подушку и плачьте – и почувствуете Христа, узнаете, какой Он любящий, какой чистый», – говорила она.

Мария в Гатчине

За несколько лет до того, как страдалица обрела полную неподвижность, семья переехала в Гатчину и поселилась в небольшом двухэтажном доме на улице Багговутовской (ныне улица Карла Маркса). Именно сюда начали стекаться к матушке Марии самые разные люди – от простых крестьян до генералов и архиереев. Все они жаждали духовного совета и утешения. Будущий священномученик митрополит Вениамин Петроградский написал ей на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Именно по благословению владыки Вениамина Лидия постриглась в монахини с именем Мария в честь равноапостольной Марии Египетской.

Десять лет после пострига продолжалось служение матушки Марии. Она продолжала лежать на спине, но теперь ее с головы до пят укрывала черная мантия, а на голове был монашеский апостольник. Она не владела своими руками, но по ее просьбе сверху на мантии всегда лежали четки. За матушкой ухаживала ее младшая сестра, Юлия Александровна. Она же распределяла между нуждающимися деньги и продукты, которые приносили в благодарность матушке те, кто их имел.

После Октябрьской революции

Среди бедных и скорбящих после разразившейся Октябрьской революции оказалось много людей «из бывших»: одним из частых посетителей матушки Марии был генерал Епанчин и его семья. Приходили и самые простые люди – одна из жительниц Гатчины вспоминала, что ее часто спрашивали на улице: «Где живет святая Мария?» О ней распространилась слава не только доброй советчицы и великой утешительницы, но и чудотворицы: говорили, что если матушка Мария о чем-нибудь помолится, то это непременно сбудется.

Кроме того, стал известен ее дар прозорливости: сохранились свидетельства людей, которым матушка с точностью предсказывала события их жизни, от ближайших и самых простых, вроде возвращения домой пьющего мужа, до отдаленных и трагических, таких как последовавший спустя пять лет арест главы семьи и высылка в Сибирь его жены с детьми.

Читать еще:  Молитва православная перед родами. Молитва о помощи в родах

Кроме того, мать Мария Гатчинская была покровительницей всех увечных, страдающих, как она сама: у нее находила утешение слепая дочь генерала Епанчина, инвалид Лилия Тюлина при поддержке матушки занималась иконописью, а мать безрукого юноши нашла работу, помогая в доме по хозяйству.

Хранительница веры

Но, пожалуй, главной заслугой матушки Марии было то, что в безбожное время, наступившее после революции, она помогала сохранить в сердцах людей веру. Вокруг нее собралась небольшая община девушек, которые хотели продолжать молиться, читать Священное Писание, помогать ближним. Участницы этого малого сестричества особым образом чтили память не так давно скончавшегося св. Иоанна Кронштадтского, ходили по домам верующих на праздники, посещали больных, отпевали покойников, собирались у одра самой матушки Марии, молились вместе с ней и выслушивали ее духовные наставления.

Кружок просуществовал более десяти лет и помог сформироваться целому поколению молодых людей, родившихся незадолго до революции. Без преувеличения можно сказать, что мать Мария оказала огромное влияние на духовную атмосферу всей Гатчины в атеистические 1920-е годы.

Конечно, долго такое положение вещей при советской власти сохраняться не могло, десять лет и так были достаточно большим сроком. 18 февраля 1932 года началась массовая акция властей по арестам монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры уже закрытого Нежадовского и Пятогорского монастырей, на следующий день арестовали мать Марию с сестрой Юлией Александровной и нескольких человек из их общины. В обвинении, предъявленном обездвиженной матушке, говорилось: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Дальше началось настоящее мученичество матери Марии. Раньше, собираясь в ее комнате-келье, девушки боялись хотя бы ненароком задеть кровать, на которой покоилась матушка, потому что знали – любое, даже самое легкое, движение или прикосновение причиняет ей сильные страдания. «Стала недотрога», – с горечью говорила она про себя. Теперь же два дюжих чекиста схватили ее под руки и поволокли по лестнице вниз, на улицу, где швырнули в кузов промерзшего грузовика. Трясясь на ухабах, грузовик поехал в Ленинград. Можно только с ужасом представить себе невыразимые страдания матушки.

Врач в тюремной больнице освидетельствовал ее и подписал заключение о тяжелой, неизлечимой болезни, о необходимости перевода в обычную больницу и тщательном уходе за нею по крайней мере двоих человек. но власти не обратили на медицинское заключение никакого внимания. Неподвижная монахиня представляла для них опасность своей духовной силой, они сознавали ее влияние на верующих не только в Гатчине, но и далеко за ее пределами.

На допросе мать Мария признала, что к ней приходили люди «за советом по разным вопросам», но не назвала ни одного имени, кроме нескольких священников, которые к тому моменту уже находились в ссылке. Матушка заявила, что по религиозным убеждениям является истинно православной, и тем самым подписала себе приговор. Подобного открытого исповедания веры власти простить не могли и приговорили мать Марию к ссылке на три года. Однако всем было ясно, что дальнего пути она не перенесет.

Матушка Мария Гатчинская скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года и была похоронена на Смоленском кладбище, неподалеку от могилы Ксении Петербургской. После смерти к могиле матушки началось такое же паломничество, какое было к ее дому при жизни.

Прославление Марии Гатчинской

В 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом прославила Марию Гатчинскую в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, а спустя двадцать пять лет Русская Православная Церковь причислила матушку к лику святых. Это произошло 17 июля 2006 года, а еще через год на Смоленском кладбище состоялось обретение святых мощей преподобномученицы Марии.

В торжественной процессии, с пением и крестным ходом, при большом стечении народа они были перенесены в собор Св. Павла в Гатчине, где верующие поклоняются им по сей день. Так мать Мария вернулась на свою духовную родину.

Источники:

http://vfeer.ru/stmarija
http://gatchina-eparhia.ru/saints/prepodobnomuchenica-mariya-gatchinskaya/
http://posmotrim.by/article/mariya-gatchinskaya-svyataya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: