Св киприан карфагенский. Значение киприан карфагенский в православной энциклопедии древо

КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ

Родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка). Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго “оставался в глубокой мгле ночной. далекий от света Истины”. Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана. Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.

Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Кекилий [2]. В 46-летнем возрасте учёнейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом святого Кекилия.

Святитель Киприан писал в письме к другу Донату о своем крещении:

Примерно через год после крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер карфагенский епископ Донат, по требованию всей карфагенской Церкви, никого не желавшей видеть своим епископом, кроме Киприана (aut Cyprianus, aut nullus), вопреки каноническим правилам, он поставлен был епископом Карфагена (около 248 года).

Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии. Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступить в том или ином случае. Гонение императора Декия (249-251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для, укрепления веры и мужества среди гонимых. Перед отъездом из епархии святитель разделил церковное имущество между всеми клириками для оказания помощи нуждающимся и в дальнейшем присылал дополнительные средства.

Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира, т. е. ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святитель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине послание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение. Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Некоторые из падших настоятельно требовали немедленного допущения их в Церковь и этим смущали всю общину. Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих распоряжений.

Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех клириков проверить жизнь людей, которые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, поднявших возмущение против своего епископа. Святитель Киприан отлучил Феликиссима и шестерых его сторонников. В своем письме к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения. Это письмо удержало большинство карфагенских христиан в верности Церкви.

В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года. Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.

В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима. Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Корнилия поставить на Римскую кафедру другого епископа, Новациана. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу “О единстве Церкви”.

Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие – вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых – без погребения. Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных.

Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно. В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: “Благодарение Богу!” и весь народ в один голос воскликнул: “И мы хотим умереть с ним!” Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала 14 сентября 258 года. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию.

Труды

Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие – свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах (III Ефесском и IV Халкидонском). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, внутреннее единство которой выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. “Любовь – основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном”.

Читать еще:  Быть старым во сне. Сонник видеть себя старой

Как в сочинениях, так и в епископской практике сщмч. Киприан является защитником сильной власти в Церкви, церковной иерархии, в которой он видел осуществление принципа ветхозаветной теократии и условие единства Церкви и ее дисциплины. Отсюда его стремление ограничить влияние “исповедников”, его строгость по отношению к падшим, его идеи о значении еретического крещения. Священномученик Киприан отнюдь не исключает, однако, участия в церковном управлении совещательного начала (“совета пресвитеров”) и даже в некоторых случаях — голоса паствы. Он был сторонником соборов, как высшей инстанции для решения церковных дел: их было при нем несколько. Формулированное им учение о единстве Церкви и ее иерархическом устройстве служит доселе нормой церковного управления. Эту учение он развивает в 66 своих посланиях, писанных по разным обстоятельствам и к различным лицам.

С точки зрения античной риторики, они служили образцами эпистолярного рода сочинений, а по внутренним свойствам сохраняют до сих пор значение истинно-пастырского наставления и утешения (см., например, по русскому переводу послания 10, 12, 17, 25, 28, 52, 64, писанные к клиру и народу карфагенскому во время жестокого Декиева гонения). Кроме посланий св. Киприана, сохранилось еще 12 трактатов, по поводу которых Григорий Богослов заметил, что “насколько люди вообще превосходят животных даром слова, настолько этим даром Киприан превосходил прочих людей”. По языку они представляют собой лучшие образцы святоотеческой латыни [3]. Особенно замечателен трактат “О смертности”, написанный по поводу моровой язвы, на которую язычники смотрели как на кару богов за терпимость их к христианству, а св. Киприан — как на кару Бога за мерзости язычества. Впечатление утешений и увещаний, содержащихся в этом трактате, было необычайное; все устремились на помощь больным, не щадя себя самих для спасения даже язычников. В некоторых из своих сочинений св. Киприан находится под видимым влиянием Тертуллиана, которого сам называл своим учителем, — но избегает монтанического его ригоризма. У Киприана Карфагенского встречаются цитаты из од Горация, из Геродота и т. п. Как на недостаток сочинений св. Киприана, указывают на некоторые произвольные и неточные толкования св. Писания (например, потоп — прообраз крещения).

На русском языке издано:

  • Избранные сочинения. Пер., с эллино-грея. изд. М. Протопопова. СПб., 1803.
  • Жизнь и творения священномученика Киприана. Пер. Д. А. Подгурского. Части 1, 2. Киев. 1860-1862 (Труды Киев. ДА). То же. Изд. доп. В 2-х томах. Киев, 1891.
  • Творения. Части 1, 2. Киев. 1879-1880 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемая при Киев. ДА. ян. 1-II).
  • Слова: О зависти и злобе. – “Христианское чтение”, 1825. ХVIII, с. 3-122.
  • О благочинии и одежде девственниц. – Там же. с. 123 слл.
  • О терпении. – Там же, 1832, ХLVIII, с. 3 слл.
  • О милостыне. – Там же, 1835, IV, с. 3 слл.
  • О смертности. – Там же. 1836. II. с. 3 слл. То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.
  • О единстве Церкви. – Там же, 1837. I, с. 19 слл. и в кн., указанной в предыдущем пункте.
  • О падших. – Там же. 1847. II. с. 161 слл.
  • Беседа о молитве Господней. – Там же, 1839, I, с. 131 слл. То же, В кн.: Поторжинский Н. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877.
  • О похвале мученичеству. – В кн.: Сказания о мучениках христианских, чтимых Православною кафолическою Церковию. В рус. пер. Т. I. Казань. 1865. (Прил. к ж. “Православный собеседник”).
  • Письма: К Донату, о благодати Божией. – К Димитриану. – К епископу Немезиану и другим мученикам. – К мученикам и исповедникам. – К пресвитерам и диаконам. – “Христианское чтение”. 1825, ХVIII. с. 243 слл.; 1830, ХXХIХ, с. 241 слл.; 1832. ХХVII. с. 90 слл.; 1837, II, с. 52 слл.; 1839. III, с. 127 cлл.; 1838. III, с. 141 слл.
  • Пастырские наставления в письмах святого Киприана, епископа Карфагенского. – “Журнал Московской Патриархии”, 1977. N 2, с. 73-79.

Использованные материалы

  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4558.htm
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] В Русской Церкви не отмечается память святителя Киприана 16 сентября, праздновавшаяся в древности Карфагенской Церковью, перенесшей её на этот день со дня кончины святого – 14 сентября (см. Нафанаил (Львов), архиеп. “Доклад о почитании африканских святых”, http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940 ).

[2] “Άγιος Καικίλιος διδάσκαλος του Αγίου Κυπριανού”, страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/4410/saint.aspx .

[3] см. Помяловского, “Латинская хрестоматия для духовно-учебных заведений”, СПб., 1878

Значение КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Киприан Карфагенский (ок. 200 – 258 ), епископ , священномученик .

Память 31 августа [1] .

Родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка ). Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго “оставался в глубокой мгле ночной. далекий от света Истины”. Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана . Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения.

Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий . В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный . Еще до принятия крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия.

Святитель Киприан писал в письме к другу Донату о своем крещении: “Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений,открылись тайны, осветилось темное. я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него – наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния”.

Примерно через год после крещения святой был рукоположен во пресвитера , а когда умер карфагенский епископ Донат , по требованию всей карфагенской Церкви, никого не желавшей видеть своим епископом, кроме Киприана (aut Cyprianus, aut nullus), вопреки каноническим правилам, он поставлен был епископом Карфагена (около 248 года).

Святитель прежде всего занялся церковным благоустройством и искоренением пороков в среде клириков и паствы. Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, милосердию и мудрости. Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии. Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступить в том или ином случае. Гонение императора Декия (249-251), о котором святителю было открыто в сонном видении, заставило его скрыться. Его жизнь была нужна пастве для, укрепления веры и мужества среди гонимых. Перед отъездом из епархии святитель разделил церковное имущество между всеми клириками для оказания помощи нуждающимся и в дальнейшем присылал дополнительные средства.

Читать еще:  Когда можно причастить ребенка в церкви. Причащение младенцев

Он держал постоянную связь с карфагенскими христианами через своих посланцев, писал письма к пресвитерам, исповедникам и мученикам. Некоторые христиане, убоявшись мучений, принесли жертву языческим богам. Эти отпадшие христиане обращались к исповедникам, прося дать им так называемые письма мира , т.е. ходатайственные записки о принятии их в Церковь. Святитель Киприан написал всей Карфагенской христианской общине послание, в котором указал, что отпадших во время гонения можно принимать в Церковь, но этому должно предшествовать рассмотрение обстоятельств, при которых совершилось отпадение. Должна быть проверена искренность сокрушения падших. Принимать их можно лишь после церковного покаяния и с разрешения епископа. Некоторые из падших настоятельно требовали немедленного допущения их в Церковь и этим смущали всю общину. Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих распоряжений.

Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех клириков проверить жизнь людей, которые готовились к рукоположению во пресвитера и диакона. Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата , поднявших возмущение против своего епископа. Святитель Киприан отлучил Феликиссима и шестерых его сторонников. В своем письме к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиниться законным распоряжениям епископа и ждать его возвращения. Это письмо удержало большинство карфагенских христиан в верности Церкви.

В скором времени святитель Киприан вернулся к пастве. Возмущению Феликиссима был положен конец на Поместном Соборе 251 года . Этот же Собор вынес суждение о возможности принятия в Церковь падших после принесения ими церковного покаяния и подтвердил отлучение Феликиссима.

В то время назревал новый раскол, поднятый римским пресвитером Новацианом , к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат , бывший сторонник Феликиссима . Новациан утверждал, что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе. Кроме того, Новациан при помощи Новата убедил трех италийских епископов при жизни законного Римского епископа Корнилия поставить на Римскую кафедру другого епископа, Новациана. Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд окружных посланий к африканским епископам, а затем целую книгу “О единстве Церкви”.

Когда в Карфагенской Церкви стали утихать раздоры, началось новое бедствие – вспыхнула моровая язва. Сотни людей бежали из города, оставляя больных без помощи, а мертвых – без погребения. Святитель Киприан, показывая пример стойкости и мужества, сам ухаживал за больными и хоронил мертвых, причем не только христиан, но и язычников. Моровая язва сопровождалась засухой и голодом. Орды варваров-нумидийцев, пользуясь бедствием, нападали на жителей и уводили их в плен. Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенцев пожертвовать свои средства на питание голодающих и выкуп пленных.

Когда началось новое гонение на христиан со стороны императора Валериана (253-259), карфагенский проконсул Патерн велел святителю принести жертву идолам. Он твердо отказался выполнить это, а также назвать имена и местопребывание пресвитеров Карфагенской Церкви. Святителя сослали в местность Курубис. Диакон Понтий последовал в ссылку за своим епископом добровольно. В тот день, когда святитель прибыл на место ссылки, он увидел сон, предвозвещавший ему скорую мученическую кончину. Находясь в изгнании, святитель Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене , он сам вернулся туда. Приведенный на суд, он был оставлен на свободе до следующего года. Почти все карфагенские христиане пришли проститься со своим епископом и получить от него благословение. На суде святитель Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом. Услышав приговор, святитель Киприан сказал: “Благодарение Богу!” и весь народ в один голос воскликнул: “И мы хотим умереть с ним!” Придя на место казни, святитель снова преподал всем благословение и распорядился дать от него 25 златниц палачу. Потом он сам завязал себе глаза, а руки дал связать стоявшим около него пресвитеру с иподиаконом и преклонил голову. Христиане с плачем постилали пред ним платки и убрусы, чтобы собрать священную кровь. Мученическая кончина последовала в 258 году. Тело святителя ночью было взято и погребено на частном кладбище прокуратора Макровия Кандидиана.

Впоследствии, при короле Карле Великом (771-814), его святые мощи были перенесены во Францию .

Святитель Киприан Карфагенский оставил для Церкви драгоценное наследие – свои сочинения и 80 писем. Творения святителя Киприана были приняты Церковью как образцы Православного исповедания и читались на Вселенских Соборах ( III Ефесском и IV Халкидонском ). В сочинениях святителя Киприана изложено Православное учение о Церкви, внутреннее единство которой выражается в единстве веры и любви, внешнее единство осуществляется иерархией и таинствами Церкви. В Церкви Христовой заключается вся полнота жизни и спасения. Отделяющие себя от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь является скрепляющим звеном Церкви. “Любовь – основа всех добродетелей, она вечно пребудет с нами в Царстве Небесном”.

Как в сочинениях, так и в епископской практике сщмч. Киприан является защитником сильной власти в Церкви, церковной иерархии, в которой он видел осуществление принципа ветхозаветной теократии и условие единства Церкви и ее дисциплины. Отсюда его стремление ограничить влияние ” исповедников “, его строгость по отношению к падшим, его идеи о значении еретического крещения. Священномученик Киприан отнюдь не исключает, однако, участия в церковном управлении совещательного начала (“совета пресвитеров”) и даже в некоторых случаях — голоса паствы. Он был сторонником соборов, как высшей инстанции для решения церковных дел: их было при нем несколько. Формулированное им учение о единстве Церкви и ее иерархическом устройстве служит доселе нормой церковного управления. Эту учение он развивает в 66 своих посланиях, писанных по разным обстоятельствам и к различным лицам.

С точки зрения античной риторики, они служили образцами эпистолярного рода сочинений, а по внутренним свойствам сохраняют до сих пор значение истинно-пастырского наставления и утешения (см., например, по русскому переводу послания 10, 12, 17, 25, 28, 52, 64, писанные к клиру и народу карфагенскому во время жестокого Декиева гонения). Кроме посланий св. Киприана, сохранилось еще 12 трактатов, по поводу которых Григорий Богослов заметил, что “насколько люди вообще превосходят животных даром слова, настолько этим даром Киприан превосходил прочих людей”. По языку они представляют собой лучшие образцы святоотеческой латыни [2] . Особенно замечателен трактат “О смертности”, написанный по поводу моровой язвы, на которую язычники смотрели как на кару богов за терпимость их к христианству, а св. Киприан — как на кару Бога за мерзости язычества. Впечатление утешений и увещаний, содержащихся в этом трактате, было необычайное; все устремились на помощь больным, не щадя себя самих для спасения даже язычников. В некоторых из своих сочинений св. Киприан находится под видимым влиянием Тертуллиана , которого сам называл своим учителем, — но избегает монтанического его ригоризма. У Киприана Карфагенского встречаются цитаты из од Горация, из Геродота и т. п. Как на недостаток сочинений св. Киприана, указывают на некоторые произвольные и неточные толкования св. Писания (например, потоп — прообраз крещения).

Читать еще:  Знак зодиака лев ребенок девочка. Знак зодиака лев - лев ребенок

На русском языке издано:

Избранные сочинения. Пер., с эллино-грея. изд. М. Протопопова. СПб., 1803.

Жизнь и творения священномученика Киприана. Пер. Д. А. Подгурского. Части 1, 2. Киев. 1860-1862 (Труды Киев. ДА). То же. Изд. доп. В 2-х томах. Киев, 1891.

Творения. Части 1, 2. Киев. 1879-1880 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемая при Киев. ДА. ян. 1-II).

Слова: О зависти и злобе. – “Христианское чтение”, 1825. ХVIII, с. 3-122.

О благочинии и одежде девственниц. – Там же. с. 123 слл.

О терпении. – Там же, 1832, ХLVIII, с. 3 слл.

О милостыне. – Там же, 1835, IV, с. 3 слл.

О смертности. – Там же. 1836. II. с. 3 слл. То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.

О единстве Церкви. – Там же, 1837. I, с. 19 слл. и в кн., указанной в предыдущем пункте.

О падших. – Там же. 1847. II. с. 161 слл.

Беседа о молитве Господней. – Там же, 1839, I, с. 131 слл. То же, В кн.: Поторжинский Н. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877.

О похвале мученичеству. – В кн.: Сказания о мучениках христианских, чтимых Православною кафолическою Церковию. В рус. пер. Т. I. Казань. 1865. (Прил. к ж. “Православный собеседник”).

Письма: К Донату, о благодати Божией. – К Димитриану. – К епископу Немезиану и другим мученикам. – К мученикам и исповедникам. – К пресвитерам и диаконам. – “Христианское чтение”. 1825, ХVIII. с. 243 слл.; 1830, ХXХIХ, с. 241 слл.; 1832. ХХVII. с. 90 слл.; 1837, II, с. 52 слл.; 1839. III, с. 127 cлл.; 1838. III, с. 141 слл.

Пастырские наставления в письмах святого Киприана, епископа Карфагенского. – “Журнал Московской Патриархии”, 1977. N 2, с. 73-79.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] В Русской Церкви не отмечается память святителя Киприана 16 сентября , когда его память праздновалась Древней Карфагенской Церковью, перенесшей на этот день его память с 14 сентября — дня кончины святого – архиеп. Нафанаил (Львов), “Доклад о почитании африканских святых” http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940

[2] см. Помяловского, “Латинская хрестоматия для духовно-учебных заведений”, СПб., 1878

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Киприан Карфагенский

Св. Киприа́н Карфаге́нский (лат. Thascius Caecilus Cyprianus; ум. 14 сентября 258 г.) — епископ Карфагена и искусный латинский богослов, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола. Создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре. Называвший своим учителем Тертуллиана, Киприан провёл в Карфагене три поместных собора, в ходе которых возобладало его суждение о том, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Единство церкви, по Киприану, выражается не в суждениях некого «епископа епископов», а в соборном согласии епископов, в равной мере наделённых благодатью Святого Духа и самостоятельных в управлении своей паствой. Тягчайшими грехами Киприан считал апостасию (отступничество) и схизму (раскольничество).

Содержание

Биография

Вырос в языческом окружении, до 246 г. был известен как преуспевающий юрист. Через два года после крещения по требованию паствы был избран в епископы (что нарушало принятые тогда нормы). Через пару месяцев началось жестокое Дециево гонение на христиан, многие из которых отступили от веры, если не на деле, то на словах. По поводу условий их приема обратно в лоно Церкви развернулись большие споры. Киприан, который последовательно отстаивал необходимость соборов как высшей инстанции для разрешения церковных дел, на соборе в Карфагене сумел провести точку зрения о том, что полномочия церкви включают в себя и отпущение смертных грехов (даже таких, как отступничество). Впоследствии взгляды Киприана по этому вопросу стали общепринятыми.

В 254 г. Киприан, который дотоле подчеркивал верховенство римского епископа среди прочих, столкнулся с папой Стефаном по вопросу о допустимости возвращения на свои посты испанских епископов, которые во время гонений приносили жертвы языческим божествам. За несколько месяцев спор принял более серьёзный оборот и стал грозить церкви расколом. Краеугольным камнем всех споров сделался вопрос о том, насколько действительным считать крещение, совершенное христианами-еретиками (напр., отступившими от Христа епископами). Киприан провел в Карфагене три собора, на последнем из которых 87 епископов единогласно постановили, что крещение вне единой Церкви невозможно и потому крещённых еретиками следует перекрещивать заново.

Дело неминуемо шло к разрыву между Карфагеном и Римом, когда папа Стефан был казнён. Во время Валерианова гонения Киприан был вызван к проконсулу Аспазию Патерну, допрошен и отправлен в ссылку (30 августа 257 г.) На следующий год гонения усилились, Киприан вновь предстал перед судом и был казнён. Он первым из африканских епископов принял мученический венец и был причтён к числу отцов Единой Церкви.

Тексты и переводы

Migne, J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina Vol. 3-4, P. 1844

  • Избранные сочинения св. свщмч. Киприана, еп. Карфагенского. / Пер. с греч. М. Протопопова. СПб, 1803. 383 стр.
  • Творения св. свщмч. Киприана, еп. Карфагенского. (Серия «Библиотека творений…»). Киев, 1879. Ч. 1. Письма. 362 стр. Ч. 2. Трактаты. 369 стр. Изд. 2-е. Киев, 1891.
    • переиздание отдельных сочинений: Отцы и учители Церкви III в. Антология. М., 1996. Т. 2. С. 261—380.
    • переиздание под ред. А. И. Сидорова: (Серия «Библиотека Отцов и Учителей церкви»). М.: Паломник. 1999. 719 стр. 4000 экз.
  • Киприан, еп. Карфагенский. Письма. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. 1985. № 26.

Начато издание в серии «Collection Budé»:

  • Saint Cyprien. Correspondance. Tome I: Lettres I—XXXIX. Texte établi et traduit par le chanoine L. Bayard. LV, 198 p.
  • Saint Cyprien. Correspondance. Tome II: Lettres XL-LXXXXI. Texte établi et traduit par le Chanoine Bayard. 563 p.

Литература

  • В. А. Федосик Киприан и античное христианство. Мн.: Университетское. 1991. 208 стр. 1655 экз.
  • Альбрехт М. фон. История римской литературы. Т. 3. М., 2005. С. 1705—1717.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/6922.html
http://slovar.cc/rel/drevo/2301793.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/513010

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: