Сущность человека как проблема философии «Сущность. II

Сущность человека как проблема философии

Просмотр содержимого документа
«Сущность человека как проблема философии»

  • Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти – за ее пределами, в мире ином.
  • И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными.
  • Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки.

  • Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
  • Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя».
  • Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности.

Сущность человека как проблемы философии

  • Ознакомиться с социальной сущностью деятельности человека;
  • Выяснить роль и значение мышления в жизни человека.

1. Великая тайна – человек.

2. Человек – биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Введение в материал:

  • «Человек есть мера всех вещей», – так сказал греческий философ Протагор.
  • Что за мера?
  • В чем и как она проявляется?
  • Почему существует так много характеристик человека?
  • Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

1. Великая тайна – человек.

  • «Человек – самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», – так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.
  • Так, в прошлом одно направление философов(пессимистов)обращали внимание на биологическую, животную сущность человека.
  • Один знаменитый немецкий философ писал, что человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:
  • «Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

1. Великая тайна – человек.

  • Другое направление(оптимисты)веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, – это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек – это звучит гордо!»
  • Сегодня мы хорошо осознаем, чтосущность человека состоит в единстве природного и социальногоначал. А исследует сущность человека особая наука –философская антропология.

1. Великая тайна – человек.

  • Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?
  • Связаны ли между собой эти две науки? Почему?
  • К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

1. Великая тайна – человек.

  • Великая тайна – человек. Что нам о нем известно?

1. Великая тайна – человек.

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек – центр пересечения двух начал –«порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.

2. Человек – биосоциальная система.

  • Прочитайте п. 2 § 8.
  • Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.
  • Какие два начала сочетаются в человеке?
  • Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
  • Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии –субъект.
  • Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»?
  • Что такое «человеческая субъективность»?
  • Дайте полное определение понятию «человек».

2. Человек – биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением.
  • И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, какдеятельность.
  • Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Первое,деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Второе,деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Третье,деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

3. Социальная сущность деятельности.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Таким образом,деятельность– специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
  • Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности.
  • Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.
Читать еще:  Православие на алтае. Барнаульская епархия

3. Социальная сущность деятельности.

  • Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.
  • Многие ученые справедливо рассматриваютдеятельность как основу человеческого существования.В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но иразвивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

3. Социальная сущность деятельности.

  • Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность – это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели.
  • Общение – это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности – помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь.
  • Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:
  • Деятельность.
  • Мышление.
  • Речь.
  • Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.
  • Проанализируем цепочку:Мышление Деятельность

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Мышление– взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
  • Люди по-разному обдумывают действительность – от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Обратимся к притче.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Теперь проанализируем вторую цепочку.

  • Речь– универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.
  • Речь имеетвнешнееивнутреннее выражение.Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.
  • Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

  • Почему же так много мнений относительно сущности человека?

  • Что вы узнали о философской антропологии?
  • Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности?
  • В чем проявляется социальная деятельность человека?
  • Как соотносятся между собой мышление и деятельность?
  • Раскройте взаимосвязь языка и мышления .

Определении основной проблемы человека в философии

Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.

Определение проблемы философии

Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества.

Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Читать еще:  Место возникновения эмпиризма. Теория эмпиризма в философии

Сущность человека в философии

Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

  1. Биологический – имеет природное начало.
  2. Социологический – продукт социальных отношений.
  3. Теологический – отражение духовного начала.
  4. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

Человек как биосоциальное существо

Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида. В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами. Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.

Основные задачи культуры:

  • формирование автономии человека, его отдаление от природных случайностей;
  • увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • предоставление возможности минимизировать физический труд;
  • появление и усовершенствование научных открытий.

Становление человека, как разумного, произошло благодаря:

  • наличию разума и сознания;
  • появлению членораздельной речи;
  • способности совершать свободный выбор;
  • развитию орудий труда;
  • способности к нравственности, управлению своими влечениями.

Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:

  • производственные;
  • межобщинные;
  • брачно-семейные;
  • межличностные.

Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.

Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни – в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Читать еще:  Гороскоп водолей на октябрь здоровье. Гороскоп на октябрь для женщины знака водолей

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.

Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.

Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти – за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя». Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение – наш урок.

«Человек есть мера всех вещей», – так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

Великая тайна – человек

«Человек – самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», – так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:

«Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, – это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек – это звучит гордо!»

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука – философская антропология.

– Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии? – Связаны ли между собой эти две науки? Почему? – К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

Великая тайна – человек. Что нам о нем известно?

Концепция философской антропологии:

• Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

• Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

• Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

• Человек – центр пересечения двух начал – «порыва» и «духа».

• Их единство и образует сущность человека.

2. Человек – биосоциальная система

– Прочитайте внимательно п. 2 § 8. – Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

– Какие два начала сочетаются в человеке? – Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? – Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии – субъект.

– Что авторы учебника подразумевают под понятием «субъектность»? – Что такое «человеческая субъективность»?

– Дайте полное определение понятию «человек». – Таким образом, мы выяснили, что:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источники:

http://multiurok.ru/files/sushchnost-cheloveka-kak-problema-filosofii.html
http://mystroimmir.ru/filosofiya/problemy-cheloveka.html
http://cyberpedia.su/12xe383.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: