Судьба от слова суд божий. Представление о судьбе в христианстве

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Судьба в свете Библии

О судьбе написано много книг, ей посвящены легенды, мифы, философские трактаты, а также многочисленные пословицы и поговорки. Читая «народную мудрость», можно узнать отношение людей к вопросу о судьбе. Давайте обратимся к некоторым из них.

1. Пословицы и поговорки о судьбе (из словаря Даля)

  • Кому что на роду написано./ Видно, судьба такая.
  • Знать, уж так суждено. / Так рок судил.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Что будет, то будет, того не минуешь.
  • Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст.
  • Где беде быть, там ее не миновать. / Коли быть беде, то ее не минуешь.
  • От судьбы не уйдешь. / Никто от своего року не уйдет.
  • Кому сгореть, тот не утонет.
  • Солдату умереть в поле, матросу в море.
  • Судьба придет – по рукам свяжет.
  • Судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет.
  • Бойся не бойся, а року не миновать.

2. Определение терминов
Под судьбой (роком) подразумевается предопределённое стечение обстоятельств, которых ни при каких условиях ни изменить, ни избежать невозможно.
Ярким примером таких представлений о жизни и о судьбе является древнегреческая философия, нашедшая своё выражение в древнегреческой литературе. Например, легенда о царе Эдипе, о котором Оракул предсказал, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Пытаясь бежать от судьбы, Эдип с точностью до малейших деталей исполнил всё предречённое о нём.
Говоря о судьбе, нельзя избежать таких понятий, как фортуна (удача) и случай, которые непосредственно влияют на судьбу человека. Тогда как же быть: если удача и случай влияют на судьбу, то о каком предопределении может идти речь? Если же случай и удача являются запланированными звеньями в предопределённой судьбе человека, то это уже не случай и не удача, а закономерности.
Однако оставим пустые философствования и обратимся к Библии – Божьему Слову – для рассмотрения вопроса о судьбе.

II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К СУДЬБЕ И УДАЧЕ

Исаия 65:11-12 «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени, – вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне».

Обратите внимание, что Мени (Meni) = Судьба, бог удачи, и Гад (Gad) = Фортуна, судьба, бог удачи. Гад и Мени – это два сирийских божества.

Приведённый выше Библейский отрывок явно свидетельствует, что вера в судьбу и удачу – это то же самое, что идолослужение, и противно в очах Божьих.

Интересно то, что данный стих существует не случайно. Это не просто предупреждение Божьего народа, а открытое обличение: дело в том, что среди израильского народа действительно были люди, поклоняющиеся языческим божествам, и в том числе богу судьбы и удачи. Эту традицию евреи переняли не только у живущих по соседству языческих народов, но и от своих предков-язычников:

1. Пример Лии (жены Иакова).
Бытие 30:9-11 «Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену. И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына. И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад».
Обратите внимание на имя, которое она дала своему сыну: Гад. Значение этого имени не просто «прибавилось», а «привалило» (удача привалила). Нет сомнения, что сын был назван ею в честь бога удачи.

2. Географические названия:

  • Ваал-Гад: И. Навин 11:17 «…от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил». Также прочтите И. Навин 12:7 и И. Навин 13:5.
  • Мигдал-Гад: И. Навин 15:37 .
  • Гаддиил из колена Завулонова (Числа 13:11);
  • Гаддий из колена Иосифова от Манассии (Числа 13:12).

III. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕК ХОЗЯИНОМ СВОЕЙ СУДЬБЫ?

1. Откуда появилась идея о предопределённой судьбе?
Откуда же взялось понятие о судьбе и о том, что она уже предопределена? Многие отвечают на этот вопрос следующим образом:
– от бессилия перед обстоятельствами, которые нельзя контролировать;
– от лени или неудач, которые удобно списывать на судьбу;
– от шаманов и гадалок, чьи прорицания сбылись;

Как же мы ответим на этот вопрос? Дело в том, что Господь Бог, будучи творцом неба и земли, всего видимого и невидимого, является Богом всезнающим и всевидящим. Он знает каждого человека, когда-либо рождённого на земле. Ему известны не только наши поступки, но и мысли. Он видит и знает как наше прошлое, так и наше будущее.
Он также знает, кто изберёт спасение через веру в Иисуса Христа, а кто – нет: Матфея 7:13-14 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Тем не менее, Он дал этот шанс спасения тем, кто им воспользуется.

2. Предопределение и свободная воля человека
Господь дал человеку свободную волю, чтобы человек выбрал свою судьбу. Мы не выбираем где и когда родиться, но мы имеем власть выбрать, где мы проведём вечность: с Богом (в раю) или без Бога (в Аду).
Разумеется, родители и ближайшее окружение человека (школа, друзья, коллеги) влияют на выбор человека, зачастую играя в принятии его решений немаловажную роль. Однако каждый сам принимает это решение, и сам будет за него нести ответственность (пожинать плоды) в вечности.
Но это не означает, что Бог предопределил судьбу. Каждый из нас сам предопределяет свою судьбу посредством своих решений и поступков в течение жизни.

Читать еще:  Явления в небе лицо иисуса к чему. Толкование сна иисус в сонниках

3. Судьба и предназначение
Вопрос о судьбе тесно переплетён с вопросом о предназначении.
Предназначение человека определил Сам Творец: Деяния 17:26-27 «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас».
Мы видим, что предназначение у всех людей одно и то же – искать и найти Бога. Но все ли ищут? Все ли находят? Нет, не все находят, потому что не все ищут: Римлянам 3:10-11 «…как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога».
Если бы существовала судьба, предопределяющая жизнь человека, то Господь не произнёс таких слов. Почему так? Да потому что если мы предназначены к поиску Бога, то в этом – наша судьба. А раз наша судьба заключена в том, чтобы искать и найти Бога, то почему же Господь с сожалением констатирует факт, что «никто не ищет Бога»? Стало быть человек сам выбирает свою судьбу: он сам решает, исполнить своё предназначение (данное ему Творцом) или нет.

4. Законы, с которыми нельзя не считаться
Мы живём в материальном мире, где всё управляется физическими законами, или, так называемыми, законами природы. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что ожидает человека, отважившегося выпрыгнуть с 30-го этажа без парашюта. Нам хорошо известно, что по закону всемирного тяготения (всё таки с гравитацией не поспоришь!) он полетит вниз и разобьётся. Законы, подобные закону всемирного тяготения, существуют независимо от нас, и нам, хотим мы этого или нет, приходится с ними считаться.
Аналогичным образом существуют моральные и духовные законы. Наша жизнь напрямую зависит от того, соблюдаем мы их или нет. Таким образом, если говорить о судьбе в рамках законов, с которыми нельзя не считаться, то нужно упомянуть золотое правило: «Что посеешь, то пожнёшь» (Галатам 6:7).

Библейские примеры применения этого закона на практике:

  • Матфея 7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
  • Иов 4:8-9 «Как я видал, то оравшие [вспахивавшие] нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают».
  • Притчи 1:29-33 «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
  • Притчи 6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления».
  • Притчи 11:18 «Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная».
  • Осия 8:7а «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю».
  • Осия 10:12-13 «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих».
  • Притча о богаче и Лазаре: Лука 16:25 «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
  • Римлянам 2:5-8 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев».
  • Галатам 6:7-8 «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

Итак, при каком условии вера в судьбу не повредит нашей душе и не будет способствовать нашей погибели? В том случае если наши верования и убеждения в вопросе о судьбе не будут противоречить Библейскому учению. А Библейское учение заключается в том, что человек грешен, и «возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23). Но Господь Бог (сотворивший человека по Своему образу и подобию) настолько возлюбил Своё творение, что дал каждому из нас шанс избежать этого страшного наказания в Аду. Он Сам принёс Себя в жертву за наши грехи, чтобы тот, кто примет эту заместительную жертву Христа, обрёл спасение и жизнь вечную. Сегодня Господь даёт нам выбор между жизнью и смертью, подсказывая, чтобы мы избрали жизнь: Второзаконие 30:19 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь»

Читать еще:  Что означает знак стоянка запрещена со стрелкой. Знак «Стоянка запрещена»: особенности, зоны действия

Представление о судьбе в христианстве

В.А. Пустоваров в своей статье говорит, что идеология христианства является более свободной, чем античное мировоззрение. Концепция судьбы в христианстве приобретает совершенно иной смысл и значение. Она вообще приобрела смысл, и этот смысл носил характер нравственного закона, который необходимо соблюдать, чтобы не понести наказание. В христианстве, а отличие от язычества – нет хаоса, где все неясно [7].

Строго говоря, сами понятия «судьба» и «христианство» несколько чужды друг другу. Само это слово в Библии встречается крайне редко, да и то в таких контекстах, что, скорее его употребление напоминает метафору. Только в одном месте его использование близко к тому смыслу, который в него вкладывает обыденное сознание. «Многие ищут благосклонности лица правителя, но судьба человека от Господа» (Притчи 29, 26).

Иоанн Златоуст заявляет, что рок, судьба, связывает человека, и делают его жизнь пустой и бессмысленной. А сама идея судьбы как таковая, объявляется происками сатаны, который хочет сковать волю людей. То есть, православием проводится отчетливая мысль, что человек свободен в своем выборе. Но как всякая свобода, она может быть основана только на ответственности за свой поступок.

Согласно христианству, свобода воли человека не может быть безграничной, ведь в таком случае в этом мире не остается места для Бога. Воля человека начинает конкурировать с волей Бога. Поэтому в двух крупнейших христианских церквях на смену языческой судьбы появились «Провидение» в католичестве и «Промысел Божий» в православии. Под этими терминами понимается забота Бога о своих творениях. Но Промысел Божий также имеет и управляющий аспект. Мир движется благодаря Божьему Промыслу. Он настраивает на Божественный лад бесчисленное количество человеческих воль, которые движутся в русле Промысла [7].

Причем, от Бога не может исходить ничего плохого, все, что дает Бог – это хорошо, оно принесет пользу. Все несчастья, все плохое исходит не от Бога, а от дьявола.

Христианское мировоззрение резко отличается от античной детерминированности, когда человек не имел своей воли. Античный рок перечеркивает личность, но Промысел Божий проявляет ее, хотя он и скрыт от человека. Причем цель Промысла Божьего – личное спасение, а не земное счастье на которое направлена человеческая воля. Это путь человека к Богу.

Современный православный мыслитель Александр Мень говорил, что есть множество факторов, которые влияют на жизнь человека и составляют сумму того, что мы называем судьбой. Но судьба — это не есть жесткая необходимость, детерминированность. Напротив, дух бросает вызов судьбе. И дух человеческий с помощью Духа Небесного, он может взять судьбу в свои руки. Судьба — это не хозяйка наша, это только наши выходные данные, исходная позиция, а во что все это выльется, зависит во многом от нашей духовной развитости и доброй воли, веры, надежды и любви [7].

Итак, можно сказать, что в христианской религии как такового понятия судьбы нет. В данном контексте судьбой можно назвать «Божий Промысел» и воздействие злых сил, называющихся в христианстве дьяволом. Человек живет относительно свободно, его ограничивают только эти два начала. Он постоянно выбирает между грехом и добродетелью и строит свою жизнь исходя из сделанного выбора.

В современном мире религия занимает незначительное место в жизни людей, веры в мифических богов давно уже нет. Многие люди считают, что они сами управляют и руководят своей жизнью, что нет никакой предопределенности и обусловленности. Людей не интересуют все те мощные силы, которые формируют их личность и жизненный путь. Если в сказках и мифах судьба является внешней и высшей силой, которую и надо «обойти», то сейчас все, в конце концов, уступает место тому, «что задумал по отношению к нам наш собственный мозг», т.е. все происходит внутри человека. В наше время многие люди считают, что живут собственной жизнью, действуют самостоятельно, в соответствии со своей волей, и не о какой высшей, руководящей силе под названием «судьба» не существует. Но вместе с тем, многие аспекты мифологического и религиозного мышления еще живут внутри нас (об этом говорит К.Юнг в своей концепции об архетипах и коллективном бессознательном; З.Фрейд сводил многие элементы жизненной истории к древнегреческому мифу об Эдипе; Э.Берн отмечает, что частично жизненный путь человека формируется под влиянием сказок и мифов). Поэтому, для некоторых людей судьба остается силой, детерминирующей их (представления о судьбе как о необходимости). Но иногда, в житейском сознании, судьба обозначается просто как жизненный путь или часть жизненного пути человека. В энциклопедии мифов народов мира говорится о том что, судьба осталась действующим элементом народных верований и представлений (рус. пословицы: «Господня воля – наша доля», «Всякую долю Бог посылает», «Воля, неволя – такая наша доля», «Не в воле счастье, а в доле»). Отражением веры в судьбу является и увлечение астрологией, магией, эзотерикой, многочисленные фольклорные о добрых, злых духах, феях, устойчивая традиция рождественских, масленичных и пр.гаданий (в частности, гаданий девушек о будущем супруге – суженом, т.е. предназначенном судьбой) и др. Впрочем, и в официально признанной вере в ангелов в христианстве и джиннов в исламе, многие исследователи склонны видеть отражение ранних представлений о демонах, гениях и др. носителях судьбы. В обыденных представлениях ислама сохраняется в существование особого, несводимого к предопределению и неотвратимого, фатального начала, определяющего личные судьбы людей. На обыденном уровне, понятие судьба используется для обозначения непредвиденного стечения обстоятельств, стихийного хода событий (представления о судьбе как о случайности) [6].

Читать еще:  Храм живоначальной троицы на воробьевых горах официальный. Живоначальной троицы на воробьевых горах

Мы проанализировали концепцию судьбы в западном мире, далее мы рассмотрим восточный взгляд на этот вопрос, который значительно отличается от западного, но мне он кажется интересным и заслуживающим внимания, кроме того, его отдельные аспекты и вообще восточная философия являются достаточно распространенными в нашем обществе.

Есть ли понятие кармы или судьбы в христианстве? Где это написано в Библии?

Часто можно услышать от христиан такие слова, как судьба или карма. Но что об этом написано в Библии? Есть ли в христианстве понятие кармы или судьбы? Христианское ли это учение?

“Закон кармы” придумали индусские мудрецы, которые пытались объяснить в чём причины страданий людей. Они решили, что причина страданий — это наказание за дела в прошлой жизни.

Так же многие люди верят в фатум, или судьбу. Они думают, что каждый человек от зачатия до последнего вздоха живет по сценарию, написанному для него Богом и Он даже заранее знает день смерти каждого. В это верят многие из тех, кто считают себя христианами.

Но поддерживает ли Слово Бога учение о том, что жизнью каждого человека руководит “закон кармы” или судьба?

Задумайтесь над тем, как Бог создал нас. В Библии говорится:

Созданные по подобию Бога, люди способны отражать такие Его качества, как любовь, справедливость, мудрость и сила. Бог также даровал людям свободу воли, или выбора и мы сами можем решать, следовать нам Божьему руководству или нет. Именно поэтому Моисей сказал:

Эти слова были бы бессмысленны, если бы Бог заранее предопределял жизнь каждого человека.

И как жестоко и несправедливо было бы со стороны Бога предопределить нашу судьбу еще до нашего рождения, а затем требовать, чтобы мы отвечали за свои действия! Бог так не поступает, потому что он “есть любовь” и “все пути Его праведны”(т.е. справедливы). Свобода воли и учение о предопределении(карм­ ы или судьбы) несовместимы.

К тому же из Библии мы узнаём, что человек может повлиять на свое будущее. Бог призывает грешников:

Эти слова тоже потеряли бы всякий смысл, если бы Бог изначально предопределял судьбу каждого человека. Более того, в Библии говорится:

Если бы Создатель знал, что люди не в силах изменить свою судьбу, зачем ему призывать их раскаяться и обратиться?

Хотя наш Творец имеет власть над жизнью и смертью, он не предопределяет наше будущее. В Его Слове говорится, что Бог предлагает каждому человеку выбрать вечную жизнь:

Закон кармы

Закон кармы – это закон причинно-следственно­ й связи, и закон этот является универсальным, действующим независимо от того, знаем мы о нем или нет.

Думаю, что в свое время из Библии было выхолощено все, что связано с важнейшими законами Жизни – понятие о карме и реинкарнации. Поэтому нам приходится пользоваться терминами, заимствованными из восточных учений, многие из которых древнее христианства, чтобы обозначать эти понятия.

То, что в христианстве человеку отводится лишь одна земная жизнь, можно трактовать по-разному, и я в этом вижу не только негативный, но и позитивный смысл. Зная, что Суд Божий ждет каждого после именно этой, единственной смерти, человек получает стимул к праведной жизни.

Однако и в Библии мы встречаем тексты, подтверждающие, что люди во времена Иисуса знали о причинно-следственны­ х взаимосвязях. Поэтому Христос напоминал им:

Реинкарнация

Косвенно в тексте Евангелия осталось свидетельство и о реинкарнации.

Доказательством является ответ Иисуса Его ученикам, когда те спросили Его:

На что Он ответил им:

Говоря “Илия уже пришел”, Иисус намекает на Иоанна Предтечу, в теле которого переродился Илия.

И еще одно доказательство

того, что и для Христа, и для Его учеников законы кармы и реинкарнации были знакомы, – это Притча о слепом из 9-й главы Евангелия от Иоанна.

То есть ученики знали, что болезни, в том числе слепота, дается человеку вследствие каких-то прошлых поступков. Но так как этот человек родился слепым, то поступки, которые могли привести к этим последствиям, он мог совершить только в прошлых жизнях.

Но такое впечатление, что толкователи Библии стараются не замечать слова, не вписывающиеся в “линию партии”.

На мой взгляд в Христианстве на тот момент,когда писалась Библия именно там в Христианстве – не было такого понятия,как судьба или карма.Там скорей всего больше философия или рассуждение о том,какие догмы есть в жизни и как нужно их придерживаться. А термин – “Карма”- это не Христианский термин.То есть,в вере,что прививается нет таких понятий.Если провести аналогию к примеру с Вангой,то можно узнать,что именно церковь относилась очень негативно к тому,чтобы освятить ее церковь,построенную целиком на ее деньги,полученные от ее прихожан.Сколько она не просила,не умоляла представитель церкви не согласился освятить ее.Это говорит о том,что термины,применяемые в Христианстве и термины,применяемые в Эзотерике – далеко не одно и тоже,а даже противоречат друг другу.Но,это совсем не означает,что для Христиан ни судьбы,ни кармы – не существует.Она – есть.Но,в Библии – этого нет.Карма – это причинно – следственная связь событий.Здесь работает пословица – Что посеешь,то и пожнешь.Такой Вселенский закон мироздания,работающи­ й абсолютно для всех живых.Так же,как и судьба – у каждого она своя.Здесь вообще все индивидуально.Но,вед­ ь в БИблию попало именно то,что было удобно,выгодно,церкв­ и.нам всегда подают только ту информацию,которая выгодна для кого – либо и для чего – либо.

Источники:

http://uspenie-kamishin.prihod.ru/tak_govorit_biblija/view/id/1156212
http://studwood.ru/1035808/filosofiya/predstavlenie_sudbe_hristianstve
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3175763-est-li-ponjatie-karmy-ili-sudby-v-hristianstve-gde-eto-napisano-v-biblii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: