Степени монашества и чины пострижения. Значение имени Серафима

Тайна имени Серафим

С древних времён люди замечали влияние имени на натуру человека и его дальнейшую судьбу. Поэтому ребёнку никогда не давали имя, имеющее отрицательное значение. Красивое и в настоящее время редко встречающееся имя Серафим способно наделить своего носителя многими положительными качествами.

Происхождение имени Серафим

Имя Серафим происходит от древнееврейского слова «сараф» (שׂרפים) и в переводе звучит как «пылающий», «огненный», «змееподобная молния», «летающий змей», «небесный дракон» или «грифон». Так первые христиане называли ангелов с шестью крыльями, которые спускались с небес в виде горящих столбов и разжигали в людских душах любовь Бога.

Серафима изображают огненным ангелом с шестью крыльями

Формы имени Серафим

Серафим — довольно длинное имя, использовать его в обычной жизни многим затруднительно. Поэтому сокращённо мужчину чаще всего называют Сима, Фима и Фим. К этому имени также можно подобрать несколько благозвучных уменьшительно-ласкательных форм: Серафимка, Симушка, Фимуля, Серафимчик, Фимочка, Симуня. Кроме того, пользуется популярностью и женское парное имя — Серафима. В церковном списке имён Серафим остаётся неизменным.

Таблица: имя Серафим на других языках

У детей Серафима получаются отчества Серафимович и Серафимовна. Для мужского отчества в разговорном языке может использоваться вариант Серафимыч.

Согласно последним правилам транслитерации, русское имя Серафим для загранпаспорта следует писать Serafim.

При выборе имени для ребёнка родителям следует обратить внимание на то, с каким отчеством оно будет сочетаться. Имя Серафим имеет еврейские корни, а потому лучше всего к нему будут подходить отчества того же происхождения. Кроме того, желательно, чтобы звуковой ряд был приятным для слуха. Говоря другими словами, на границе двух слов не должно быть скопления гласных или согласных звуков. Имя Серафим неплохо дополняют отчества Гавриилович, Натанович, Елисеевич, Наумович, Измаилович, Самсонович, Даниилович.

Звучное имя Серафим может стать основой для красивых никнеймов, используемых в социальных сетях, играх и на каналах YouTube: Seraaph, SerafimScrapper, Seractus, Serabond, Seracy и др.

Святые покровители Серафима

Имя Серафима почитается как православной, так и католической церковью. У мужчины с этим именем есть небесные покровители:

  1. Преподобный Серафим Саровский, приняв постриг, он стал затворником и дал обет молчания. Монах прожил в лесу в полном одиночестве 15 лет, после чего вернулся в монастырь и стал помогать людям, имея дар целительства и предвидения. День этого святого отмечают 15 января у православных, 2 января — у католиков.

Одним из главных покровителей Серафимов является Преподобный Серафим Саровский

  • Священномученик Серафим (Вавилов) часто преследовался властями за неугодную им пропаганду и распространение религиозных идей, в итоге был арестован и казнён. День памяти — 17 декабря (4 — у католиков).
  • Преподобный Серафим Вырицкий был успешным торговцем пушнины. Затем в 1920 году пожертвовал всё своё состояние на нужды храмов и стал послушником Александро-Невской Лавры. Ещё спустя год принял монашеский постриг. Из-за серьёзных проблем со здоровьем был вынужден уехать из монастыря и поселиться в сельской местности. Там он принимал людей даже несмотря на болезненное состояние и невозможность встать с постели. Умер 3 апреля 1949 года. Объявлен святым в 2000 году. День памяти — 3 апреля.
  • Преподобномученик Серафим (Булашов), игумен. Стал служить в церкви после того, как вернулся из армии. Был незаслуженно обвинён за высказывание против советской власти и расстрелян. День памяти — 5 февраля.
  • Священномученик Серафим Фанарийский, епископ жил и организовывал религиозную деятельность в XVI веке. В 1601 году ему предъявили обвинение в подготовке восстания Дионисия Философа и после суда казнили. День памяти — 17 декабря (4 декабря — у католиков).

    Священномученик Серафим Фанарийский, епископ жил и организовывал религиозную деятельность в XVI веке

    Характеристика имени Серафим

    По мнению специалистов в области ономастики, имя, данное человеку при рождении, является отражением его внутреннего мира. Французский психиатр, психолог и философ Пьер Руже считает, что Серафиму в первую очередь присущи такие качества, как общительность, чувственность, интуиция и впечатлительность. Исследователь убеждён, что большинство людей с этим именем — эмоциональные и вспыльчивые холерики. В то же время Фима очень отзывчивый и сострадательный, хоть немного и легкомысленный. Эти мужчины не терпят одиночества, так как сильно привязаны к родным и близким. В целом Серафим — обаятельный, привлекательный и открытый человек, который легко налаживает контакты с людьми.

    Американские исследователи пришли к выводу, что люди, обладающие вычурными и несуразными именами, во много раз больше подвержены различным психическим заболеваниям. Кроме того, забавные и странные имена становятся причиной насмешек и издевательств в детском возрасте, которые в будущем станут причиной заниженной самооценки.

    С возрастом активность Серафима только увеличивается

    Профессор психологии Борис Хигир характеризует Серафима как очень подвижного и гостеприимного человека. Среди сверстников он считается заводилой и душой компании. В детстве ему трудно усидеть на месте, он занимается спортом, занимает призовые места в школьных соревнованиях. Не обделён мальчик и интеллектом. Ребёнок хорошо и с удовольствием учится, радуя своих родителей успехами. Повзрослев, Серафим не теряет лидерских качеств, он успешно строит карьеру и запросто может занять руководящую должность. Мужчина много путешествует и продолжает увлекаться спортом.

    Борис Хигир предупреждает, что краткие имена, используемые в повседневной жизни, зачастую оказывают большее влияние на жизнь человека, чем имя, данное ему при рождении.

    Характер и натура маленького Серафима

    Сразу бросается в глаза, что юный Фима выделяется среди других ребят своей приветливостью и умением общаться. Всегда излучающий дружелюбие, мальчик с раннего детства окружён друзьями. Серафим растёт очень подвижным и жизнерадостным. Несмотря на то, что малыш обожает активные игры, он также не против заняться склеиванием моделей или вырезанием фигурок из бумаги. Стоит также отметить любовь ребёнка к музыке: Сима не только слушает её, но и с удовольствием учится играть на музыкальных инструментах.

    Маленький Серафим отличается особой тягой к новым знаниям

    С самого рождения Серафим во всём проявляет любознательность. В школьные годы его не приходится заставлять учиться, ведь умный парень всё буквально схватывает на лету, усваивая даже самый сложный материал. А также мальчик с удовольствием посещает спортивные секции и кружки. Врождённые трудолюбие и самостоятельность позволяют ему добиться успехов в любых начинаниях.

    Взрослый Серафим

    Мужчину по имени Серафим можно охарактеризовать как порядочного, справедливого и уверенного в своих силах человека. На первый взгляд он может показаться излишне спокойным и холодным, но это лишь потому, что взрослый Сима умеет контролировать свои эмоции и не выставлять чувства напоказ. Из недостатков парня с этим именем можно назвать лишь чрезмерную доверчивость. Окружающие часто пользуются простодушием Серафима, причиняя ему боль.

    Читать еще:  Общая характеристика козерога мужчины. Козерог самый лучший знак зодиака

    Таланты

    Испытывая тягу к музыке с самого детства, мужчина пронесёт эту любовь через всю жизнь. Если родители мальчика будут способствовать тому, чтобы он с малых лет занимался в музыкальной школе, то во взрослом возрасте музыка для Фимы может стать профессией. Кроме того, Серафим часто увлекается активными видами спорта. Он с удовольствием катается на лыжах, велосипеде, занимается альпинизмом или виндсерфингом.

    Научившись играть в детстве на музыкальном инструменте, Серафим не расстаётся с ним и во взрослом возрасте

    Карьера

    Трудолюбивый и старательный Серафим уверенно шагает по карьерной лестнице, добиваясь значительных результатов. Чаще всего носитель этого имени выбирает профессию в финансовой или торговой сфере, становясь успешным экономистом, коммерсантом или дистрибьютором. Также уверенно он себя чувствует в области политической или общественной деятельности. Аналитический склад ума и развитая интуиция позволяют мужчине занимать руководящие должности и развивать собственный бизнес.

    Здоровье

    Здоровье Серафима нельзя назвать крепким. С детства у него низкий иммунитет, из-за чего он часто болеет простудными заболеваниями. Кроме того, на протяжении всей жизни человек с этим именем может страдать от аллергии и недугов, связанных с сердечно-сосудистой системой. А также особое внимание ему нужно уделять состоянию нервной системы, так как частые неврозы и беспокойства могут стать причиной серьёзных болезней.

    Любовь и отношения

    Что касается брака, то Серафим, вероятно, будет не единожды женат. Он имеет чёткое представление об идеальной семье и с уверенностью может сказать, чего ждёт от семейной жизни. Мужчина на подсознательном уровне будет искать супругу, похожую на его мать. Найдя ту единственную, он окажется прекрасным семьянином, любящим мужем и заботливым отцом. Единственное, что может серьёзно испортить отношения, так это ревность Серафима и его желание сохранить независимость.

    Найдя идеальную спутницу жизни, Серафим будет счастлив в браке

    Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

    Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

    Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

    1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
    2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

    Белое духовенство

    Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

    Алтарник (послушник)

    Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

    • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
    • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
    • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
    • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
    • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
    • наведение порядка в церкви.

    При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

    Псаломщик (Чтец)

    Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

    Иподиакон

    Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

    Церковные саны православной церкви

    Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

    Диакон (служитель)

    Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

    Протодиакон

    Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

    Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

    Иерей

    Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

    • совершать богослужения и другие таинства;
    • нести учение людям;
    • проводить причащение.

    Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

    Протоиерей

    Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

    Протопресвитер

    Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

    Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

    Черное духовенство

    К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

    Иеродиакон и архидиакон

    Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется “архидиакон”.

    Иеромона́х

    Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

    Игумен (игуменья)

    Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

    Архимандри́т

    Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

    Епи́скоп (надзирающий)

    Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

    Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

    Митрополит

    Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

    • имеет голубую мантию (у епископов красные);
    • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

    Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

    Патриарх

    Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

    Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

    Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

    Степени монашества и чины пострижения

    Святая Православная Церковь в монашеском подвиге различает три состояния или степени:

    1. Приготовление к подвигу – послушничество,
    2. Самый подвиг – собственно монашество,
    3. Высшее исполнение подвига – схимничество.

    Первая степень есть состояние испытания, которому подвергают тех послушников, которые готовятся к принятию самого подвига, то есть пострига в монашество.

    Перед постригом недреманно каждый должен пройти самое строгое испытание, чтобы удостовериться в искренности и твердости принятого решения.

    В монастыре новоначальные живут по многу лет послушниками. Они постепенно изучают все, что должен знать каждый монах, выполняют назначенное им молитвенное правило и усердно выполняют ту работу, которую поручают им делать. Так и миряне, желающие принять подвиг монашества, должны постепенно изучать все, что касается монашества, и по мере своих возможностей выполнять молитвенное правило, назначенное духовным отцом, а также добросовестно трудиться на общем послушании. И если Господу будет угодно, то придет время, когда усердный послушник воспримет подвиг и по лестнице добродетелей будет восходить все выше и выше. Вот и ваша племянница, боголюбивая матушка Д., если только она действительно имеет призвание к такой жизни, то пусть она пока трудится и очищает сердце от грехов. А дальше Господь Сам управит ее жизнь во спасение.

    Итак, монашествующие первой степени называются послушниками, или новоначальниками.

    Монашествующие второй степени называются малосхимниками, или совершенными.

    Третью степень составляют великосхимники, или совершеннейшие.

    Вступление в монашество и степени его Церковь освящает своими молитвами и священнодействиями. Основное действие при постриге – это пострижение власов, чем обряд этот напоминает собой Таинство Крещения. Таинству Крещения он подобен еще по величию своему и богатству излияния Святаго Духа на человека, а также и тем, что при крещении нарекают христианское имя и при крещении надевается крест, и при постриге надевают два креста: один большой деревянный на грудь и другой (параман) на спину, а третий крест дается в руку. Как Таинство Крещения вводит (рождает) в новую благодатную жизнь, так постриг в монашество вводит человека в совершеннейший образ христианской жизни, поэтому постриг и называют вторым крещением.

    Постриг обычно бывает за Литургией, изредка за вечерним богослужением. Существует три чина (обряда) пострижения:

    1. В рясофор.
    2. В мантию.
    3. В схиму.

    1-й чин называется последованием во одеяние рясы и камилавки.
    2-й чин называется последованием малой схимы.
    3-й чин называется последованием великой схимы. Третий чин установлен преподобным Пахомием Великим, до него было только два чина пострижения.

    Самый короткий обряд, без произнесения обетов, это постриг в рясофор. После установленных молитв совершается крестообразное пострижение посвящаемого и на него одевают рясу и камилавку. Такой инок называется рясофорным, или рясоносцем.

    Постриг в малую схиму продолжительный. Он делится на две части: оглашение и самое пострижение. В первую часть входит: увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты, молитва и наречение имени; во второй части совершается самое пострижение и облачение.

    Обряд пострижения совершается таким образом. При чтении часов постригаемый выводится из храма в притвор. Здесь он снимает с себя все обычные одежды и обувь и одевает власяницу (хитон). После малого входа, при пении тропаря «Объятия Отча отверсти ми потщися» постригаемый вводится в храм и при этом он трижды приклоняется, распинаясь на земле, в трех местах храма. Приводится он к Царским вратам, где на аналое лежит крест и Евангелие. Игумен выходит из Царских врат и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении грехами». Потом испытывает его в твердости и добровольности при намерении принять подвиг иночества многими вопросами:
    1. Пребудешь ли в монастыре и в постничестве даже до последнего твоего издыхания?
    2. Сохранишь ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии?
    3. Претерпишь ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития Царствия ради Небесного?
    4. Сохранишь ли себя в девстве и целомудрии и благоговении?

    На все вопросы постригаемый отвечает: ей, Богу содействующу.

    Затем постригаемый наставляется (оглашается) в правилах совершеннейшего жития. Игумен говорит, что ему надо очистить себя от всякой скверны плоти и духа, стяжать смиренномудрие, отложить дерзость житейского обычая, пребыть в молитве терпеливым, не расслабляться и в посте, не лениться в бдениях.

    И еще говорит:
    – Подобает тебе, начавшему путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратиться вспять (назад), иначе не будешь управлен в Царство Небесное. Да не предпочтешь что-либо Богу, не возлюбишь ни отца, ни мать, ни братий, ни иных кого-либо от своих, ни даже самого себя да не возлюбишь больше Бога ни все царства мира, ни покоя, или чести.

    Постригаемый с клятвою заверяет исполнить обеты монашества. Тогда игумен кладет на голову коленопреклоненного инока Евангелие и молится, чтобы Господь оградил постригаемого силою Святаго Духа и даровал ему терпение. Потом трижды на Евангелие кладет ножницы и повелевает подать их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Затем игумен крестообразно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя. После пострижения посвящаемый облачается в иные одежды: хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку и клобук, сандалии и получает вервицу (четки).

    После молитвы и ектении о новопостриженном после чтения Апостола (Еф. 6:10-17) и Евангелия (Мф. 10:37-38; 11:28-30) иноку вручается крест в напоминание подъятия им креста и последования за Христом (Мф. 8:34) и зажженная свеча с указанием на учение о свете добрых дел (Мф. 5:14). Потом бывает целование постриженного и отпуст.

    Все одежды монаха имеют отношение ко всеоружию Божию, в которое он облекается для духовной брани (борьбы) против мира, плоти и дьявола.

    Власяница (хитон) напоминает обет добровольной нищеты.

    Параман – четырехугольный плат с изображением креста и орудий страданий Господа Иисуса Христа. На нем написаны слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». Дается он иноку в постоянное напоминание о принятии благого Христова ига и в обуздание всех похотей и плотских пожеланий. Носится он на спине (хребте).

    Ряса при облачении называется ризою радования, так как она дается в напоминание обета послушания, которое вводит в блаженную жизнь вечную.

    Пояс кожаный возлагается на чресла инока в знаменование препоясания силою истины, в умерщвлении плоти и обновлении духа.

    Мантия (паллий) обозначает силу Божию, покрывающую и охраняющую инока. Эта одежда называется ангельскою, а облачение в мантию называется обручением великого ангельского образа.

    Клобук (наглавник) называется шлемом надежды спасения, так как инок, подобно воину, надевает его, чтобы спастись от врагов, которые представляются в соблазнах мира.
    Новопостриженный монах снимает клобук в шестой день после пострижения. Пять дней он безвыходно молится в храме, ежедневно приобщается Святых Животворящих Христовых Таин, потом его отводят в келью.

    Сандалии указывают, что инок должен быть готовым на благое послушание и всякое дело благое и должен быть осторожен, чтобы не преткнуться и не быть угрызенным от злых помыслов.

    Четки (вервица) даются для совершения молитвенного правила. Они символически указывают иноку на всегдашнее пребывание в подвиге молитвы и называются мечом духовным.

    Пострижение в великую схиму совершается так же, как и в мантию, только этот чин пострижения отличается большею продолжительностью и торжественностью. К тому же при постриге в схиму отречение от мира выражено еще сильнее: произносится обет полного отречения от мира. Игумен спрашивает:
    – Отрекаешься ли ты вторично мира и того, что в мире, по заповеди Господней?

    Потом игумен говорит такие слова:
    – Отречение есть не что иное, как обещание креста и смерти. Знай себя от нынешнего дня распятым и умерщвленным миру совершеннейшим отречением, ибо ты отрекаешься от родителей, братий, жены, родства, содружества обычного, отрекаешься от мирского мятежа, попечений, стяжаний имений, тщетной и суетной славы. и своей души. Приготовься ко всему скорбному и болезненному, что заключено в радостворном по Богу житии. Будешь алкать и жаждать, нагствовать, терпеть укоризны и досаждения, уничижения, и изгнания. и когда все это претерпишь, то радуйся, ибо велика твоя награда на небесах.

    Итак, постриг в схиму есть образ смерти для земной жизни и предначатие жизни горней. При постриге в схиму посвящаемый получает новое имя и облекается в схимнические одежды: кукуль и аналав.

    Кукуль – это головное покрывало, соответствующее клобуку монахов. Он кругом покрывает голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, плечах и спине. Кукуль, как и клобук, символически знаменует шлем спасительного упования и указывает на высшую степень совершенства – беззлобие, равное младенчеству.

    В восьмой день после пострижения великосхимник снимает кукуль и потом надевает его без повторного благословения настоятеля.

    Аналав соответствует параману, но он украшен многими крестами и имеет вид широкой, длинной полосы с прорезью на середине. Одевается через голову и носится на груди и спине.

    Украшение кукуля и аналава крестами означает образ жития крестоносного.

    Чин пострижения составлен святыми отцами по внушению Духа Святаго. В нем нет ни одного слова, написанного зря. Но многие только отчасти улавливают или догадываются о том, к чему призывается человек, потому что вся сила этих слов заключается в опыте жизни, причем в опыте не лукавом, но искреннем.

    Чтобы лучше представить весь смысл и дух монашества, перейду к раскрытию духовного содержания каждого из трех основных обетов: послушания, нестяжания и девства или целомудрия.

    Источники:

    http://imena.guru/muzhskie-imena/serafim_proiskhozhdenie_i_znachenie_imeni.html
    http://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/
    http://monasterium.ru/monashestvo/novonachalnomu/612-stepeni-monashestva-i-chiny-postrizheniya/

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: