Сравнительный анализ секулярных и религиозных ценностей. Религиозные и светские ценности
Светское образование и религиозные ценности
Доклад заместителя министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнева на XII Рождественских образовательных чтениях
В последние годы и в устных выступлениях, и в статьях на религиозные темы все чаще встречается утверждение, что светскость не тождественна атеизму. Конечно, это так, и в наше время особенно ясным стало понимание того, что атеизм – это тоже одно из верований, ничуть не более “научное”, чем любое другое.
Однако так было не всегда и не везде. Сам термин “светскость” появился на рубеже средних веков и нового времени, точнее, в “эпоху Просвещения”. Эта эпоха во многом была временем расхождения религии и науки, которые до того времени были связаны очень тесно, причем религиозное начало явно преобладало. Когда процесс отделения науки от религии начали называть “просвещением”, само это просвещение вольно или невольно стало приобретать оттенок не просто арелигиозный, но часто антирелигиозный, а в большей мере – антикатолический, поскольку в Западной Европе в средние века наука развивалась именно в рамках католических учреждений, в том числе образовательных.
В некоторых языках, например, английском, хотя и существует термин “просвещение” по отношению к эпохе, но нет термина “светскость” применительно к образованию. В этом случае говорится о секулярном образовании, что подчеркивает отделенность этого образования от того, к чему оно раньше было тесно привязано – от религиозных ценностей.
Отделение школы от церкви, а светского образования – от религиозных ценностей продолжалось в Европе в течение нескольких веков и стало своего рода традицией. При этом светскость и атеизм если не стали синонимами, то очень сблизились в общественном мнении.
Закреплению такой тенденции способствовали несколько параллельно развивавшихся мирских процессов, тесно связанных между собой в то, что называлось модернизацией общества, его индустриализацией, особенно ярко проявившимися в европейских странах.
Здесь уместно упомянуть три таких процесса: изменение характера труда основной части людей; коренное изменение роли рыночных отношений в обществе; разрушение традиционного уклада жизни, урбанизация.
Если раньше в течение многих веков и тысячелетий человек создавал и применял орудия своего собственного труда, был в этом подобием Творца, то теперь он сам становится частью искусственной машины, ее деталью, легко и просто заменяемой другой деталью (как у нас недавно говорили: человек – это “винтик”). Особенно далекой от подобия жизни Творца стала его работа (а затем и жизнь) в ритме конвейера: никакой самостоятельности, ничего человеческого, а вместе с тем и Божественного. Главной задачей светского образования стала подготовка детей и юношества к такой вот монотонной, механической, неодухотворенной работе, что бы при этом не говорилось о воспитании, о “высоких материях”.
Опять-таки в течение многих веков отношения купли-продажи занимали довольно скромное место в хозяйственной жизни. Индустриализация в корне изменила ситуацию. Рынок заполонил все. Мамона заняла место Бога. Даже образование сейчас пытаются представить как всего лишь одну из услуг наряду со многими другими.
В течение многих тысячелетий люди жили на земле, кормились от нее своими трудами, а в процессе индустриализации были сорваны (во многом насильно) со своих мест, оторваны от тесных родственных и иных человеческих связей, складывавшихся постепенно и надолго в системы, основанные на общих для всех нормах поведения, заповедях.
Все это – мирские процессы, в течение нескольких веков отрывавшие человека от Бога, но считавшиеся прогрессом. Отделение религиозных ценностей от мирского, светского образования стало неизбежным спутником индустриализации во всех странах. Различие было лишь в том, что кто-то раньше попадал под этот пресс, а кто-то позже, кто-то дальше шел по этому пути, а кто-то задерживался.
Наша страна позже вступила на этот тернистый путь и по разным причинам задержалась, если сравнивать ее с европейскими странами. Однако практически все сказанное выше наблюдалось и в России. Во многом это было обусловлено близостью к Европе, традиционными экономическими и культурными связями со странами региона. Но есть еще одно важное обстоятельство, связанное, как мне представляется, с особенностями нашей религиозной традиции – Православием.
Из самого названия видна озабоченность православных верующих тем, чтобы славить Бога правильно. Эта озабоченность – великое благо, позволившее сохранить само Православие если не совсем таким же, каким оно появилось у нас около тысячи лет назад, то почти таким же. Это “почти” объясняется тем, что в истории России было событие, называемое расколом. Причиной ему были именно разногласия, причем непримиримые, по вопросу о том, как славить Бога правильно, а как – нет. После этого печального события былая симфония жизни на разных, если не на всех уровнях, была во многом нарушена и не восстановилась более в прежнем качестве.
Тем не менее, жизнь не стоит на месте ни в нашей стране, ни за ее рубежами. Если говорить об общемировых тенденциях мирского характера, то можно с высокой степенью уверенности утверждать, что крайности индустриализации начинают уходить в прошлое. Сама современная мирская жизнь, применяемые сейчас технологии уже требуют возврата к тем ценностям, которые совсем недавно казались совершенно отброшенными “за ненадобностью”. Опять становится нужным человек, способный задумываться над самим собой, над смыслом собственной жизни, над этическими вопросами. Уже сейчас именно “человеческий фактор”, если пользоваться “бесчеловечным жаргоном” наших современников, является основной причиной т.н. техногенных катастроф, и погибает в них гораздо больше людей, чем в землетрясениях и иных катаклизмах, называемых природными.
Любовь к ближним, равно как и к самим себе, становится вновь востребованной в мирской жизни. Причем к ближним в евангельском смысле, который далеко выходит за круг родных и друзей и простирается на тех, кто еще не появился на свет и может не появиться по нашей собственной вине. Речь идет о будущих поколениях людей, о которых некому заботиться, кроме нас самих – всех ныне живущих. Способны ли мы чем-то жертвовать для них, способны ли мы хотя бы в малом брать пример с Того, чьему Рождеству посвящены эти чтения?
Уверен, что современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя базовые ценности той национальной культуры, в рамках которой и ведется образование. В случае образования, ведущегося на государственном языке России – русском языке – речь идет о православных ценностях, минимумом знаний о которых должен обладать каждый российский гражданин.
Наша культура на удивление глубоко “пропитана” этими ценностями, которыми мы живем, часто даже не замечая этого именно из-за изъянов в нашем образовании.
Приведу только несколько примеров, поясняющих сказанное выше. Начну как раз с выражения “светское образование”. Оба эти слова, если немного задуматься, представляют собой не что иное, как невидимые религиозные ценности. “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” – всем должно быть ясно, что это за Свет, и почему сатана именуется Князем тьмы. Корень слова “образование” – образ. Но человек создан Творцом как раз по образу и подобию Своему. Повторяю, так звучит именно на русском языке. В английском, например, ни “secular”, ни “education” не связаны с религиозными ценностями: первое подчеркивает как раз отделенность от целого (ср. сегмент, сектор), второе имеет ! латинский корень, означающий несамостоятельное движение (ср. кондуктор, индукция, продукция). Получается, что человек не образовывается, а ведется, причем как-то усеченно?
Если взять другой пример – названия дней недели (на церковнославянском языке – седмицы), то в русском языке видна, что называется, невооруженным глазом разница между пятью будними днями и остальными двумя. Будние дни названы буднично, количественно: вторник, четверг, пятница, в середине будних дней – среда. Следующий за пятницей день назван не только не буднично, но и не по-русски, а по-древнееврейски: “шабад”, суббота, седьмой день творения мира. День отдыха Бога. Калькой с него сначала было название седьмого дня – “неделя” (не-делание). Именно от него пошло название следующего дня: “после недели”, понедельник. Затем это название в мирском языке заменило седмицу, уступив его “воскресенью”. Было бы очень неплохо знать всем владеющим русским языком, Чье именно Воскресенье мы вольно или невольно вспоминаем не реже, чем раз в семь дней. Причем, что характерно, и в этом случае! именно в русском языке религиозные ценности наличествуют в мирской жизни. В английском языке, например, суббота названа днем Сатурна, а воскресенье – днем Солнца. Вполне языческие названия. Даже в нумерации дней недели наши предки оказались верны именно Новому Завету: новую жизнь (будничную) мы начинаем после воскресенья, в понедельник, в отличие от жителей Западной Европы, продолжающих чтить субботу буквально, по Ветхому Завету.
Очень важное для человека слово “счастье” имеет в русском языке тот же корень, что и “причастие”. Это вряд ли можно назвать случайным совпадением. Сравните это с английским “happy”.
Совесть и Благая весть. Иначе: жить по совести, значит жить в соответствии с Благой вестью. А в английском “сonscience” корень – “наука”.
Подобные примеры можно продолжать долго.
Такова языковая стихия русского народа. Ничего из названного выше ему не навязывалось “сверху” ни церковными властями, ни светскими. Чем “обогатила” наш народ, к сожалению, в кавычках, наша атеистическая интеллигенция XIX века, так это двумя пагубными вопросами: “Кто виноват?” и “Что делать?”.
Вопрошающий “Кто виноват?” себя уж точно виноватым не считает. Чтобы это понять, нет необходимости быть воцерковленным человеком. Но и убежденному атеисту было бы не лишним знать, что религиозной ценностью является покаяние за грехи, среди которых в числе первых как раз этот: непризнание своей ответственности за собственные поступки, вины за грехи. Первыми таким образом согрешили Адам и Ева. Адам свою вину переложил на Господа: “Жена, которую Ты мне дал, она дала от дерева, и я ел”, а Ева – на змея: “Змей обольстил меня, и я ела”. В связи с этим уместно вспомнить, что в русском языке есть пословица: “Повинную голову меч не сечет”, которая сугубо светским языком описывает благодать покаяния – еще одну важнейшую религиозную ценность.
Вопрошающий: “Что делать?” в лучшем случае обнаруживает незнание или неприятие ответа на него, данного всем Новым Заветом, особенно искупительной жертвой Бога-Сына. В худшем – просто лукавит, поскольку точно знает, что делать ему самому и для себя.
Таковы только некоторые примеры знаний о православных ценностях, являющихся совершенно уместными в российском светском образовании. Возможно, часть таких знаний можно давать через традиционные предметы. Но это не может обеспечить формирование комплексного представления о системе таких ценностей. А ведь именно органическая целостность является самой сильной стороной религиозных ценностей, помогающих человеку разбираться в смысле собственной жизни, ежедневно задумываясь о себе, своих поступках, их мотивах.
Стремление жить со смыслом, и не только для себя – традиционная черта наших соотечественников, включая современников. Для образованного человека такое стремление – верный признак неизжитой религиозности. Сейчас это обстоятельство является “не тормозом прогресса”, а надеждой на лучшее будущее.
Светские и религиозные ценности в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлова Валерия Эдуардовна, Лямина Александра Николаевна
В статье анализируются выступления участников круглого стола на тему «Светские и религиозные ценности в современной России », состоявшегося 2 октября 2015 г. В нем приняли участие ученые, священнослужители, представители общественных и религиозных организаций.
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Орлова Валерия Эдуардовна, Лямина Александра Николаевна
Secular and Religious Values in Modern Russia
The article analyzes the discussion during the round table “ Modern Russia ’s Secular and Religious Values ” that took place on October 2 nd, 2015. It was attended by scholars, the clergy, and representatives of public and religious organizations.
Текст научной работы на тему «Светские и религиозные ценности в современной России»
В. Э. Орлова, А. Н. Лямина
Светские и религиозные ценности в современной России
В статье анализируются выступления участников круглого стола на тему «Светские и религиозные ценности в современной России», состоявшегося 2 октября 2015 г. В нем приняли участие ученые, священнослужители, представители общественных и религиозных организаций.
The article analyzes the discussion during the round table “Modem Russia’s Secular and Religious Values” that took place on October 2nd, 2015. It was attended by scholars, the clergy, and representatives of public and religious organizations.
Ключевые слова: ценности, светские ценности, религиозные ценности, современная Россия.
Key words: values, secular values, religious values, modern Russia.
Научно-методический совет по религиоведению Академии просвещения и дополнительного образования Межрегиональной общественной организации Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области 2 октября 2015 г. провел заседание круглого стола на тему: «Светские и религиозные ценности в современной России» [3]. Были обсуждены следующие вопросы: что такое традиционные ценности и могут ли ценности быть нетрадиционными; тождественны ли понятия духовных ценностей и религиозных ценностей; как возможны религиозные ценности в светском государстве и секулярном обществе; культурные ценности и религиозные ценности: оппозиция или единство; в чём ценность патриотического воспитания; человек, его права и свободы как высшая ценность в Российской Федерации. 37 участников, из них два доктора наук и восемь кандидатов наук, последователи разных религий – православные, мусульмане, адвентисты, бахаи, муниты, саентологи; ученые-религиоведы,
© Орлова В. Э., Лямина А. Н., 2015
политологи, психологи, аспиранты СПбГУ и ЛГУ им. А.С. Пушкина, а также представители СМИ участвовали в дискуссии о светских и религиозных ценностях [1; 2].
Открыл заседание заместитель председателя Научнометодического совета по религиоведению, заведующий кафедрой философии ЛГУ им. А.С. Пушкина, доктор социологических наук Михаил Юрьевич Смирнов. Он подчеркнул, что понятие «ценность» с недавнего времени стало часто встречаться в российском общественном дискурсе (с прилагательными «духовные», «традиционные» и т. п.). В то же время частота употребления нередко затемняет смысл -слишком в разных контекстах и значениях говорится о ценностях, при этом почти никогда не уточняется их состав, конкретное содержание. Чтобы не блуждать в расходящихся смыслах, требуется хотя бы периодически обсуждать столь востребованный предмет. И лучшим способом это сделать будет дискуссия с участием представителей различных социальных институтов и религиозных сообществ, которые в своей деятельности апеллируют к теме ценностей. Из многообразия точек зрения и трактовок, если их внимательно и со взаимным уважением обсуждать, можно попытаться составить относительно целостную и понятную картину представлений о ценностях у современного российского общества.
Участникам круглого стола, взгляды которых как раз и представляли определённый спектр понимания проблемы ценностей, было предложено высказать своё мнение по поставленным вопросам. В результате произошёл интересный, содержательный, местами полемичный полилог.
Протоиерей РПЦ (МП), кандидат философских наук Владимир Филиппович Фёдоров считает, что традиционные ценности – это то, что передается из поколения в поколение, но это не норматив, не записанный закон, это устойчивое чувство. В то же время каждый человек вкладывает в это понятие своё. В отношении духовнонравственных ценностей можно говорить об их связи с религиозными ценностями. Но вообще сложно разделять религиозное и светское. Религиозная культура, например, закладывает конструкцию «чти отца твоего и мать твою», понимая под «отцом» и «матерью» не только физических родителей, но и всех своих учителей, воспитателей и государство в целом.
Михаил Михайлович Богословский, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Военно-медицинской академии, обратил внимание на термин «духовность», который, по его мнению, в понимании православных богословов обозначает приобщение человека к
церкви. В связи с этим возникает феномен «православных ценностей» и растёт влияние РПЦ на все сферы жизни общества, в том числе и на государство. Но тем самым происходит заведомое сужение духовной жизни, тогда как она явно не сводима только к религии. Да и сами «православные ценности» рискуют обратиться в аналог очередной идеологии.
Декан факультета точной механики и технологии СПбГУИТМО, председатель Региональной общественной организации Татарское общество «Нур плюс», кандидат технических наук Ринат Рауфович Магдиев считает, что религия занимает важное место в жизни любого национального общества. Он подчеркнул, что именно религия позволила татарской общине сохранить свою культуру в условиях имперского Санкт-Петербурга и советского Ленинграда и быть в то же время органичной частью населения города. Р. Р. Магдиев полагает, что любая религия является «учителем», а свобода религиозного культа позволяет человеку точнее понять свою историю и культуру.
Алексей Викторович Гайдуков, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, обратил внимание на то, что сегодня понятие «ценности» перекликается с понятием «этические нормы». В значении этических норм понимаются, например, библейские десять заповедей (Декалог), аналоги которым можно найти в разных религиях. Важность ценностей заключается в том, что они понятны всем. Система ценностей едина, они являются базисом, на котором могут строиться межкультурные и межрегиональные коммуникации. А.В. Гайдуков поставил вопрос о тождественности религиозных и духовных ценностей. По его замечанию, в сознании обывателя духовность, религиозность и церковность – разные вещи. «Человек может считать себя верующим, но не посещать храм; верующий может придерживаться традиционных ценностей, но не видеть в них религиозных оснований». Сегодня можно говорить и о противопоставлении в обществе духовных и религиозных ценностей.
Ведущий эксперт С.-Петербургского гуманитарнополитологического центра ОПД «Стратегия» Евгений Леонардович Бестужев представил собравшимся точку зрения этого объединения политологов на роль религиозного фактора в современных международных отношения и во внутрироссийской жизни. Как было констатировано в выступлении, при всем значении политической составляющей в активизации религиозных движений нельзя забывать об их собственно религиозном мировоззрении, вероучительная специфика которого не в последнюю очередь определяет их социальную
направленность. Имеет место обоснование радикальных политических действий ссылками на авторитет священных книг. Политолог, в частности, подчеркнул: «Библия – не книга политических рецептов и не должна использоваться для подтверждения каких-то политических действий и призыву к каким-то разрушительным и ограничительным мерам».
Генеральный секретарь северо-западного отделения общественной организации «Федерации за всеобщий мир» Наталия Владимировна Чигрина указала на важность разработки и введения образовательных программ для молодёжи на основе традиционных ценностей, главной из которых была названа семья, являющаяся ценностью как в религиозном, так и в светском понимании. В своем выступлении Н. В. Чигрина также обратила внимание на проблему разрушения традиционных ценностей в России и выявила предполагаемые причины данного кризиса.
Проблемы молодёжи в связи с вопросами круглого стола были также затронуты священником РПЦ (МП), заместителем руководителя молодёжного отдела С.-Петербургской епархии РПЦ Дмитрием Владимировичем Дмитриевым, указавшим на недостаток молодёжных движений с православным уклоном, целью которых было бы объединение молодёжи на основе общих ценностей. Выступающий также обратил внимание на то, что ценности надо рассматривать не абстрактно, а в связи с конкретными ситуациями в обществе. Надо не только говорить молодым людям о ценностях, но и уметь из заинтересовать совместными увлекательными делами, через которые абстрактное понимания ценностей переходит в конкретные устойчивые убеждения.
Пастор Вячеслав Анатольевич Котов, руководитель молодежного отдела СЗО Церкви христиан АСД, поставил вопрос об определении высшей ценности для каждого человека, а также о продукте ценностей. «Ценности сегодня как идея ещё живут. Но продукт этих ценностей становится на выходе все меньше и меньше». По мнению пастора, между ценностями различных людей в современном обществе существует конкуренция, поскольку эгоизм, присущий грешному человеку, побуждает его делать так, «чтобы учитывались его ценности в ущерб ценностям других людей». В.А. Котов отметил дезориентированность молодёжи вследствие нередкого навязывания ценностей и необходимость предоставления молодёжи самостоятельного ценностного выбора. «Ценности и свобода – резюмировал пастор, – взаимосвязаны. Ценности должны вести к любви и совершенству».
Координатор общественного движения «Дорога к счастью» Николай Евгеньевич Килименный затронул тему адаптации традиционных ценностей для современного общества. Рассматривая высокотехнологичное общество, Килименный упомянул о таких проблемах, как «неудовлетворение общества прежними ценностями», «отсутствие прежнего значения веры в Бога» и «необходимость морального кодекса для современного человека».
Секретарь Российского Библейского общества Андрей Алексеевич Овсянников в своём выступлении поддержал прозвучавшее в начале дискуссии напоминание о конституционно закрепленном в Российской Федерации принципе «человека как высшей ценности». Анализируя многообразие религий, существующих на территории России, выступающий высказал убеждение, что все ценности объеди-нённо присутствуют в 10 заповедях Декалога.
Подвёл итоги дискуссии М. Ю. Смирнов, отметивший схожесть взглядов присутствующих на ключевые смыслы проблемы ценностей. Несмотря на их принадлежность к разным религиозным и светским сообществам, участники оказались очень близки в понимании гуманистических ценностей – человеческой жизни, мира между народами, семьи, нравственных устоев.
Трансформация религиозных ценностей в секулярном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерёмин Александр Владимирович
В статье анализируется процесс трансформации христианства в контексте секуляризации современного мира. В сравнительной ретроспективе характеризуются религиозные западная и восточная традиции . На основе сопоставления различных подходов и оценок эволюции религиозных ценностей делается вывод о роли и месте религии в культурно-историческом процессе. На основе анализа современной ситуации в России дается оценка степени значимости православных ценностей для постсоветского общества.
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ерёмин Александр Владимирович
Transformation of Religious Values in the Secular World
In the article the process of transformation of Christianity in the context of secularization of the modem world is analyzed. In the comparative retrospection religious western and east traditions are characterized. On the basis of comparison of various approaches and estimations of the evolution of religious values the conclusion about the role and the religion place in the cultural-historical process is made. On the basis of the analysis of the modern situation in Russia the estimation of the degree of the importance of orthodox values for a Post-Soviet society is given.
Текст научной работы на тему «Трансформация религиозных ценностей в секулярном мире»
Трансформация религиозных ценностей в секулярном мире
В статье анализируется процесс трансформации христианства в контексте секуляризации современного мира. В сравнительной ретроспективе характеризуются религиозные западная и восточная традиции. На основе сопоставления различных подходов и оценок эволюции религиозных ценностей делается вывод о роли и месте религии в культурно-историческом процессе. На основе анализа современной ситуации в России дается оценка степени значимости православных ценностей для постсоветского общества.
Ключевые слова: церковь, государство, традиция, социокультурная деятельность, взаимодействие, теория, методология, подход, рациональность, католичество, православие.
Transformation of Religious Values in the Secular World
In the article the process of transformation of Christianity in the context of secularization of the modern world is analyzed. In the comparative retrospection religious western and east traditions are characterized. On the basis of comparison of various approaches and estimations of the evolution of religious values the conclusion about the role and the religion place in the cultural-historical process is made. On the basis of the analysis of the modern situation in Russia the estimation of the degree of the importance of orthodox values for a Post-Soviet society is given.
Keywords: church, a state, a tradition, a social-cultural activity, interaction, a theory, methodology, an approach, rationality, Catholicism, Orthodoxy.
Современное секулярное общество характеризуется падением роли религии в жизни человека. В последнее время все больше западных исследователей говорят не только о постхристианской эпохе, когда влияние Церкви практически отсутствует, но и о постепенном упадке веры. Причиной тому – постоянное обновление и нарушение догматов.
«В либеральной ФРГ процесс фактического исключения христианства из всех решающих областей культурной, политической и общественной жизни зашел уже между тем так далеко, что следовало бы говорить о конце Церкви в стране» [1]. С. Кьеркегор отмечал, что от христианства осталась еще форма, она продолжает существовать, но сам дух и субстанция христианства исчезли. Э. Трельч полагал, что мы вступили в специфическую фазу истории христианства. Он обозначал этот этап как конец догматической эпохи. «Даже Церкви и теологи, стараясь приспособиться к духу времени, все более отказываются от христианских догм. Сегодня уже нет дискуссии о христианстве, а есть лишь различные прения. Каждый человек может найти для себя по личному вкусу из рассыпавшейся
догматики христианства то, что ему нравится. Следствием распада догматики и эволюции Церкви и теологии становится утрата религией всякого влияния на политические устои и культурные взаимоотношения в государстве. Бог рассматривается лишь как понятие, с которым не связывается никакая действительность. Фундаментализм, при правильном понимании, и свобода – взаимосвязаны» [2], – полагает автор.
Процесс секуляризации религии зашел очень далеко, он грозит уже существованию самой церкви на Западе. Западная религиозная традиция долгое время развивалась в рамках рационального, где разуму и интеллектуальному анализу богословских текстов отводилась наибольшая роль. В центре внимания здесь стоит личность. Конфликт с модерном менее выражен, так как разрыв между Богом и человеком огромен. Верующий идет к спасению сугубо земными способами и прежде всего через разум (разумное делание и интеллектуальная работа). Отсюда и практика индульгенций, когда грехи просто выкупались (например, с помощью пожертвований церкви).
© Ерёмин А. В., 2012
Позже это стало главной причиной реформации. Протестантизм идет вслед за модерном. Значение Церкви как института вообще ставится под сомнение; поэтому решение Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг. (концепция «ад-жорнаменто» – церковного обновления) не явилось столь эпохальной датой в западном христианстве. Индустриальная и еще более «постиндустриальная» фаза развития Западного мира привела к выдвижению на первый план рациональных ценностей науки. Наука выдвигает претензии на роль транслятора ценностных ориентаций. Однако уже в Х1Х в. стало очевидно, что она не дает ответов на духовные запросы человека. Прав был М. Фуко [3], анализируя развитие рациональной системы надзора за человеком, с помощью различных институтов, которые по своей сути чужды человеческой природе, ибо человек живет смыслами и символами духовного мира. Получая в виде идеалов и смыслов стремление занять определенное место в этой системе, он «отчуждается», уходит в себя (об отчуждении говорили еще и Платон, и Ф. Гегель). Одновременно он «бежит от свободы» [4], которая ему дана, так как остается один на один с системой, которой нет дела до него. В рациональной схеме нет места для человека как такового. По сути дела и Церковь, которая сама рациональна, не дает ему успокоения. Он ищет выход в искусственных, чувственных желаниях – сексе, алкоголе, наркотиках, уходит в секты, которые опустошают его. Если мы посмотрим на динамику появления сект на Западе, мы увидим, что их количество огромно. Несколько случаев ритуальных самоубийств заставили власти делать упор на традиционные религии, как это произошло, например, во Франции.
Индивидуализация форм жизни привела к тому, что либерализм переродился в либертаризм, при котором современный человек отрицает любую объективную общность, выходящую за рамки его индивидуальных интересов. Процесс усиления индивидуализации может привести к распаду общества. Единственный идеал, который объединяет современных людей на Западе, -принцип организации общества. Но с ростом организации отдельный индивид превращается в ничто. Каждая организация воспринимает человека с точки зрения его заменимости. Исследователи уже много лет назад подметили логику развития рациональности на Западе. Например, А. Тойнби [5] и О. Шпенглер [6] видели выход из столь пессимистической ситуации в христианст-
ве, которое возродило бы свою ценностную трансляцию из воскрешения и возвеличивания христианских догм, без которых оно не может существовать. С их точки зрения, христианские ценности необходимо оформить в виде догм, которые соединяли бы общество, поднимая авторитет Церкви над свободной трактовкой веры каждым.
В православии же основы веры полностью находятся в рамках иррационального. Изначально православие встало на охранительную позицию: свободное толкование приведет к неминуемому искажению веры. Человек же должен «во-церковляться» в Церкви, через нее соединиться с Христом, а через Христа – с Богом. Мирская жизнь должна быть максимально духовной, быть подражанием Христу. Изначально в православном подходе не было места личностному выражению рационализации и возможности усиления материального начала в мирской жизни, ибо идеалом была жизнь церковная или точнее во-церковленная. С этой точки зрения православие находится в области веры, а социальная концепция православной Церкви, придерживаясь идеи «симфонии» Церкви и государства, строится на традиционных устоях, которые сами по себе предполагают большое влияние на общество
Современное российское общество переживает нелегкие времена. В ценностных ориентациях россиян образовался вакуум. Все чаще говорят о выработке национальной идеи, которая сплотила бы общество. В этой связи огромное значение приобретает внимание к культуре и традициям своей страны, ибо в их основе содержатся те скрепы, которые могут консолидировать людей. Все актуальней становится значение социальной деятельности РПЦ в современной России. Не стоит лишний раз доказывать то, что культурно-исторический процесс России целиком лежал в русле православного миросозерцания, а потому культура по сути своей была православной. Менталитет многих поколений нашей страны воспринимал государство и общественное устройство сквозь призму православного миросозерцания.
По мнению автора, критика РПЦ за то, что она в современной России остается религией № 1 и во всех сферах общественной и государственной жизни ее социальная деятельность является ведущей, что способствует нарастанию межнациональной розни, не обоснованна. Православие наднационально. Об этом высказывался еще в 1991 г. Алексий II: «Православие никогда не но-
Трансформация религиозных ценностей в секулярном мире
сило шовинистический характер, не выступало с позиций антисемитизма, потому что мы всегда руководствовались словами апостола Павла, который говорил, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Сегодня мы продолжаем ту же линию» [7]. Этническая рознь для православия немыслима, так как огромный опыт сотрудничества с другими конфессиями и миротворческий характер социальной деятельности РПЦ просто отвергают саму мысль о возможности этнического разобщения. Ситуацию в современном обществе, когда государством православию отдается ведущее место в иерархии значимости его в культурно-историческом процессе и обеспечении существующей стабильности в обществе, при которой всем другим религиозным организациям обеспечивается правовая гарантия их существования, официально признается всеми лидерами конфессий. Однако юридическое закрепление статуса традиционной религии и вытекающие отсюда преимущества в сфере государственно-церковных взаимоотношений с религиозными объединениями, воспринимаются, за исключением религий, поставленных в один ряд с православием в Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» [8], как нарушение их прав. В России в конце 90-х гг. стали появляться новые концепции государственно-церковных взаимоотношений: например, проект, разработанный кафедрой религиоведения РАГС, или концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями РФ, представленная Институтом государственно-конфессиональных отношений и права в сотрудничестве с Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве. Появляются и проекты Закона о традиционных религиях. Но эти предложения до сих пор активно обсуждаются и не являются официальными Законами РФ. По мнению автора, та конфессия, последователями которой являются 75-80 % верующих, которая обеспечивает этноконфессиональную стабильность в обществе, может считаться традиционной с юридической точки зрения, так как фактически такой сейчас и является. Опыт западных стран показывает, что практически во всех государствах определяется та религия, которая является ведущей и имеет огромный вклад в историко-культурное развитие страны. Права таких конфессий юридически закреплены.
Существование РПЦ в современном мире, требует активного участия Церкви в жизни социума. Для этого ей необходимо строить соци-
альную концепцию по канонам гражданского общества. Такой процесс наблюдается. Принятые Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. «Основы социальной концепции РПЦ» предполагают большое влияние Церкви на общество [9]. В «Основах» нет противоречия православной традиции, подтверждается важнейший постулат – отделение Церкви от государства при сохранении их сотрудничества на принципах «симфонии». «Основы» – первый шаг РПЦ навстречу обществу. Это значит, что границы церковных храмов расширяются, и Церковь сможет решить проблему, которую ставит перед ней современность.
Не только Россия, но и западный мир переживают нелегкие времена. Становится очевидным процесс подрыва духовных ценностей, а потому внимание к вере и ее роли в культурно-историческом процессе должно возрастать. Для России православие может стать объединяющей силой, транслятором духовных ценностей на принципах любви и мира.
1. Гюнтер Рормозер. Кризис либерализма. – М., 1996. – С. 223.
2. Там же. – С. 226.
3. Фуко Мишель. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. – М., 1991.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
5. Тойнби А. Д. Постижение истории. – М., 1991.
6. Шпенглер О. Закат Европы: очерки мифологии мировой истории : в 2 т. – М., 1993.
7. См.: Интервью Би-Би-Си, опубликованное в «Панораме». № 14, декабрь 1991 // Пригорин А. Патриарх и политики // Вестник Русского христианского движения. 162/163 . II, III. 1991. – С. 327.
8. См.: Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. – М., 2001. – С. 47.
Источники:
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/02/18/svetskoe_obrazovanie_i_religioznye_cennosti
http://cyberleninka.ru/article/n/16075370
http://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-religioznyh-tsennostey-v-sekulyarnom-mire