Справочник по философии в таблицах и схемах. Разновидности классической индийской йоги

Индийская философия. Философия в схемах и таблицах (Аблеев С. Р.)

Данная статья представляет собой часть 2-й главы книги Аблеева С. Р. «Философия в схемах таблицах». Речь пойдет о периодах развития индийской философии.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Таблица 15

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Ведический период — до VI-V в. до н. э.

2. Классический период — VI в. до н. э. — первая пол. I тыс.

3. Постклассический (схоластический) период — Первая пол. I тыс. — XVIII в.

4. Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии — XIX — XX вв.

Схема 16

ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

  • Веды
  • Пураны
  • Брахманы
  • Итихасы
  • Араньяки
  • Эпические поэмы
  • Упанишады

Схема 17

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (ДАРШАНЫ)

1. АСТИКА (ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — признавали авторитет Вед и разделяли философские убеждения их авторов (Бог, Высшие Миры, душа, жизнь после смерти, карма, сансара, перевоплощения):

  • Санкхья (Капила)
  • Йога (Патанджали, Вьяса)
  • Веданта (Бадараяна, Вьяса)
  • Ньяя (Готама)
  • Вайшешика (Канада)
  • Миманса (Джаймини)

2. НАСТИКА (НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ) — не признавали авторитет Вед или выступали с критикой брахманизма.

  • Джайнизм (Махавира)
  • Буддизм (Гаутама Будда)
  • Чарвака (Брихаспати)
  • Адживика (Макхали Госала)

Таблица 18

НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Авидья — незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших духовных истин.

Атман — высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека.

Брахман — высшая объективная Реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

Гуны — свойства материальной природы (саттва, раджас, тамас).

Джива — в широком смысле душа или искра жизни, монада, вселенское жизненное начало.

Дхарма — моральный закон; долг; духовное учение (существуют и др. значения).

Карма — закон причин и следствий; воздаяние; рок или судьба.

Лока — область; место; сфера; мир.

Майя — иллюзия; мираж; космическая сила, создающая объективный мир.

Мукти — освобождение от сансары и земной кармы.

Нирвана — высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

Пракрити — материальная природа, материальная субстанция.

Пуруша — духовная природа; духовная субстанция; Абсолютный Дух.

Сансара — круговорот постоянных перевоплощений души, вращение души в круге духовных и материальных миров.

Схема 19

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: КОНЕЦ I ТЫС. ДО Н. Э. — XVIII В.)

1. ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА:

  • Адвайта-веданта (Шри-Шанкара)
  • Вишишт-адвайта (Рамануджа)
  • Вишнуизм (Мадхва, Чайтанья, Госвами, Баладэва)
  • Шиваизм
  • Шактизм

2. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ (Вьяса, Мишра, Бходжараджа)

Разновидности классической индийской йоги:

3. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА

Религиозно-философские течения:

  • Хинаяна (Будхагхоша, Вусубандху)
  • Махаяна (Нагарджуна, Асвагоша)

Философские школы:

  • Вайбхашика (Вусубандху, Бхаданта, Дхарматрата)
  • Саутрантика (Кумаралабдха, Дхармоттара, Яшомитра)
  • Мадхъямика (Нагарджуна)
  • Иогачара (Асанга, Вусубандху)

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Философское учение йоги в Индии

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Читать еще:  Сонник черная рыба. К чему снится черная рыба? Сонник Икра, к чему снится Икра во сне видеть

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.
Читать еще:  Хар харей хари вахе гуру значение. Что значит Харе? Сарва сиддхи мем таяца сарва карма суца ме

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Философия Йоги

Происхождение и первоисточники йоги

Под философией йоги понимается древнейшее учение о совершенствовании человеческого духа. Это учение пришло к нам от древней цивилизации Ариев. Йога – одна из школ философии (даршан) в Индии. Основные принципы йоги описаны в трактате «Йога сутра», автором которого является Патанджали. До нашего времени дошло очень мало информации об авторе, разные источники датируют «Йога сутру» в промежутках от 2-го столетия до нашей эры, до 2-го столетия нашей эры. Однако достоверно известно, что Патанджали не изобретал само учение. Первоисточником описанной им йоги является древнейший письменный трактат – Веды (2-е тысячелетие до н.э.), а также в упанишадах (6-3 век до н.э.), и в таких древнейших произведениях, как Махабхарата и Рамаяна (1 тысячелетие до н.э.). Во всех этих древних источниках есть упоминания о ключевых методиках йоги, но нет системы и упорядоченности. Патанджали был первым, кто обобщил и систематизировал все древнейшие знания о йоге в своем труде «Йога сутра» и по прошествие более двух тысяч лет его труд заслуженно считается классическим в теории йоги. «Йога сутра», как большинство книг написанных в то время, состоит из кратких высказываний – сутр, которые, скорее всего, выступали в качестве памяток для запоминания долгих устных рассуждений. Очевидно, для учеников Патанджали этого было достаточно, однако для последователей, которые не имеют возможности обратиться непосредственно к учителю, практиковать йогу только по этим сутрам невозможно. Поэтому существуют пояснения к «Йога сутре». Самые авторитетные из них были написаны философом Вьясе, написавшему свой трактат «Йога бхашья» в 5 веке н.э.

Философия йоги

Все сущее делится на две составляющие – Пуруша и Пракрити. Пуруша – это духовная составляющая, а Пракрити – материальная составляющая. Материя – это все то, что мы можем увидеть, услышать, почувствовать любым возможным способом и называется Пракрити. Другими словами, это практически все, начиная от молекул и заканчивая планетами и галактиками. Пуруша – вечный Дух или духовное начало, вне пределов материального мира, у него отсутствует конкретная форма, и человеку трудно его вообразить. Пуруша – наивысшая часть бытия и при этом обладает сознанием, в то время как в материи сознания нет. Однако не нужно путать Пурушу с представлением о Боге на западе. Тем не менее, в классическом варианте йоги существует бог – Иншвара, это воплощение Пуруши, но кроме него существует множество других божеств, а он считается главным среди них. Иншвара не создавал Землю и не главенствует над миром, но может соединять дух и материю. Существуют три основные силы, из которых состоит Пракрити (материя). Эти силы называют гуны. Гуна саттва – покой, гуна раджас – движение, гуна тамас – деградация. Пока духовное начало не влияет на материю – эти силы уравновешенны. Когда Дух и материя соединяются, силы начинают взаимодействовать и изменяться, образуя все существующее. При взаимодействии сил первое, что образуется – это идеальная основа вселенной (Будхи-махат). В дальнейшем образуются пять стихий: вода, земля, огонь, воздух и эфир. Из пяти стихий образуется все остальное, существующее в Пракрити. Очень важным моментом в этой философии является отсутствие времени. Йога рассматривает все существующее, как непрерывный процесс изменения, поэтому времени нет, но есть процесс изменения. То есть время – это изменение состояния материи. В отличие от Пракрити, Пуруша считается неизменным, поэтому он существует вне пространства и не зависит от времени. Пурушу сравнивают с наблюдателем, который следит за изменениями Пракрити.

Читать еще:  Основные положения философии фрэнсиса бэкона. Френсис бэкон

Учение йоги о человеке

Основным моментом в философии йоги является то, что человек – это микро Вселенная внутри большой Вселенной, соответственно, также является результатом соединения Пурушу (духа) и Пракрити (материи). В результате взаимодействия Пурушу и Пракрити создается Будхи-махат идеальная основа Вселенной, в человеке происходит все точно также, только у каждого человека создается индивидуальная будхи. Далее в результате трансформаций появляются другие органы: органы действия, орган сознания, органы чувств. Все это относится к материальному и находится в индивидуальном будхи. Духовная часть человека, его Пуруша – это Дух, его истинное Я, которое никогда не изменяется и контролирует все процессы и изменения в нашей материальной части Пракрити. Учение йоги сравнивает Пурушу и Пракрити со слепым и безногим, которые потерялись в лесу и выйти могут, только объединив свои усилия.

Центральное учение йоги

Классическое учение йоги говорит о том, что конечной целью существования человека должно быть освобождение от материального. В стандартном состоянии человек способен воспринимать себя только с материальной точки зрения. Человек отождествляет себя со своими действиями (Я делаю), чувствами (Я чувствую), мыслями (Я думаю), но это все материальное и содержится в рамках Пракрити, по сути все это – результат взаимодействия сил (гун). А истинное сознание, истинное Я – это Пуруша. Всё материальное изменяется – наши близкие люди подвержены старению и смерти, повторяющиеся события не приносят первоначального удовлетворения, удовольствие всегда заканчивается, а эмоции изменяются с положительных на отрицательные. Человеку хочется постоянно получать удовольствие, а это невозможно. И чем больше удовольствие, которое получает человек, тем сильнее он разочаровывается, когда удовольствие заканчивается. Стремление к материальному влияет на Карму. Фактически, карма – это причинно-следственный закон, который утверждает, что все действия, совершенные человеком, влияют на то, каким будет его будущее. В Ведах этот закон трактуется таким образом: кто сеет добро – пожнет добро, кто сеет зло – тот пожнет зло. В отличие от западного понятия «судьбы», которая не зависит от человека, понятие «карма» полностью определяет будущее в зависимости от поступков человека, как хороших, так и плохих. Все наши стремления к материальному оставляют оттиски на нашей будхе. Каждый момент мы что-то делаем, думаем, говорим и это оставляет новые следы, и после смерти тела наш дух перерождается в новом виде в зависимости от того, какие отпечатки были оставлены в предыдущей жизни. Таким образом, происходит постоянный цикл перерождений (колесо сансары), и человек постоянно присутствует в материальной среде и постоянно должен страдать. Согласно учению, вырваться из круговорота перерождений можно только практикуя йогу и постепенно приходя к пониманию своего высшего бытия и отказа от стремления к материальному. Человек, которому удастся отказаться от материальных привязанностей, перестанет перерождаться, вырвется из круга сансары и будет существовать только в духовном мире в виде неизменного Духа, который равен богу Иншвари. Такое существование нельзя представить, но оно исключает страдание или неудовлетворенность. Однако с постоянно растущей популярностью йоги теряются ее первоначальные цели, и сейчас люди, практикующие йогу, стремятся больше получить в материальном мире, чем достичь духовного освобождения.

Источники:

http://www.mudriyfilosof.ru/2015/10/indijskaya-filosofiya-filosofiya-v-sxemax-i-tablicax-ableev-s-r.html
http://indiada.ru/yoga/yoga-philosofy.html
http://dayoga.ru/knowledge/vse_o_yoge/filosofiya_yogi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: