Современные вопросы философии права. Современные проблемы философии права

Проблемы философии права

Тема 5.

Предмет социологии права.

На основании изложенного предлагается следующее опре­деление: предметом социологии права является реальное бытие пра­ва, взятого в целом, его соотношение и взаимодействие с природны­ми и социальными факторами, разработка на этой основе общих и специфических особенностей правовых объектов (конкретизируемых отраслевыми юридическими науками). В нашей (как, впрочем, и за­рубежной) литературе иногда утверждается самостоятельность дан­ной науки и даже ее выход за пределы правоведения. Ни первое, ни тем более второе не выдерживает критики. Судя по заявлени­ям отдельных авторов, предметом социологии права являются те же правовые объекты, явления и процессы, изучаемые на том же уровне, что и в общей теории права (сущность права и социальный механизм его действия, эффективность законодательства и пра­воприменительной деятельности, правосознание, законность, пре­стиж права и т. д.).

Возникает естественный вопрос: в чем же отличие социоло­гии права от общей теории права? Ответ между тем очевиден: со­циология права является не чем иным, как одним из основных направлений (наряду с философией права) общей теории права. Нельзя сводить социологию права лишь к эмпирическому уровню познания, осуществляемого конкретно-социологическими метода­ми; она возвышается над этим уровнем и достигает рациональ­ного осмысления правовой реальности. Здесь обнаруживается та же аналогия, что и в соотношении общей социологии и общей тео­рии права: социология права, основываясь на общей социоло­гии, изучает конкретные проявления общественной жизнедеятель­ности в правовой сфере, имеющие общую значимость для всех отраслевых юридических наук. Именно поэтому она и является составной частью, одним из основных направлений общей тео­рии права. И именно поэтому странным выглядит утверждение, будто общее и конкретное изучение права выходит за пределы правоведения.

Что же касается конкретно-социологических методов иссле­дования правовых объектов, явлений и процессов, то они отнюдь не единственные; наряду с ними социология права использует и множество иных, не менее важных методов, способов и средств познания. Кроме того, применение конкретно-социологического метода вовсе не является привилегией лишь социологии права, -он используется (или должен широко использоваться наряду, ра­зумеется, с другими методами) в познании конкретных проявле­ний соответствующего законодательства и в обобщении практики его применения, реализации вообще.

Переживаемый ныне Россией кризисный период отодвинул познание многих основополагающих, фундаментальных проблем развития науки на второй план. Но со временем неизбежная ста­билизация (и, будем надеяться, прогрессивное развитие) обста­новки в стране потребует такого рода исследований, которые бу­дут способствовать укреплению законности, повышению уровня социологической и правовой культуры нашего народа. Это побуж­дает уже сейчас проводить подготовительную работу, в которой, смею надеяться, положительную роль сыграют и изложенные в данной монографии соображения.

Философия права – гносеологическое направление общей теории права.

5.1. Проблемы философии права.

5.2 Предмет философии права.

Современное состояние общей теории права предстает пре­имущественно в виде социологического истолкования правовой реальности, поскольку воспроизводит ее объективное состояние, изменение, совершенствование и развитие. Вместе с тем в нед­рах общей теории права постепенно происходит зарождение, ста­новление и утверждение нового философского направления, об­ращенного к самому себе, к тому, каким путем, методами, приема­ми и способами познаются правовые объекты. Общая теория права приобретает способность проверять, оттачивать и обогащать свой познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения правовых яв­лений и процессов. Это новое направление — философия права, — вопрос о предмете которой является дискуссионным. Различ­ные авторы определяют предмет данного направления по-раз­ному, иной раз просто приписывают ему ту же проблематику соци­ологии права (общей теории права в ее нынешнем виде), исто­рии политико-правовых учений. Поэтому-то предмет философии права лишается четкости и определенности.

Исторически философия права родилась, как было сказано выше, в недрах общей теории права или, во всяком случае, раз­вивалась параллельно с ней. Так или иначе, но философия пра­ва представляет собой науку, являющуюся одной из органически составляющих общей теории права.

Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенного вопро­са, целесообразно привести суждения отечественных предше­ственников известных философов и юристов по интересующей нас теме.

Так, И.А. Ильин писал: «Право — могучий ко­рень общественной, личной и духовно-культурной жизни всякого народа, поэтому те, кто числят право по ведомству лишь юриспру­денции, — не заглядывают в сущностные глубины правового бы­тия. В русском сознании право становилось синонимом правоты, правды и даже праведности, а в западном — более сближалось с законностью, нормальной упорядоченностью. Ни один философ, размышляющий о человеке, обществе, истории, не мог обойти темы права, и ни один вдумчивый теоретик права не минул стези фило­софствования». Борис Николаевич Чичерин указывал, что «пра­воведение, так же как и нравственность, зиждется на философс­ких началах». А.С. Ященко отмечал, «что про­гресс всей философии права главным образом обусловливается постоянно возникающими попытками заново и по-новому опре­делить природу права. И борьба мнений вокруг этого центрально­го понятия юриспруденции говорит не столько о неопределенно­сти и неустойчивости науки о праве, так как, несмотря на разного­лосицу мнений о природе права, сам объект изучения, правовое явление, очень ясно и точно ограничивается, — сколько о разви­тии понимания природы права, о попытках углубить его, понять право в его самых первых основах».

Читать еще:  Православный крестик с черепом. Почему в ногах распятия изображается череп с костями

С.В. Пахман писал, что задачей «новой исто­рико-философской науки в области права стало не отыскание неизменного, абсолютного права, а исследование тех сил, которые лежат в основе происхождения и развития права, и вообще раскрытия законов юридических явлений. », что «все философс­кие исследования в области права должны стать под знамя той положительной науки, которая, поставив своей задачей исследо­вание законов юридических явлений, чужда всяких априорных построений и ищет разрешения своей многотрудной задачи на почве реальных условий юридического строя и в теснейшем со­юзе со всеми отраслями знаний, имеющими прямое или косвен­ное отношение к исследованию общественных явлений». Б.А. Кистяковский утверждал: «. для того, чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не в той или иной гуманитарно-науч­ной дисциплине и не во всей совокупности их, а прежде всего в философии культуры и только при посредстве ее во всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в цель­ную систему научного знания».

Из приведенного понимания задач правоведения вытекает и то, что, по убеждению И.В. Михайловского, для юриста «философия права должна быть альфой и омегой всего образования».

Довольно длительный период времени общая теория права выступала в качестве онтологической теории (социо­логии права). Постепенно и все в большей мере в ее рамках возникали вопросы о том, какими путями, методами и спосо­бами происходит самопознание правовых явлений и процес­сов, какова их гносеологическая природа. Именно эти воп­росы и очертили круг интересов философии права. Не точен Джером Холл, когда считает: «Научный поиск философа пра­ва в конечном итоге фиксируется на том, что в наиболее об­щем значении может быть обозначено термином «правовой объект знания».

Научный поиск социолога права действительно фиксируется на «правовом объекте знания», философа же права — на том, как именно познается этот «правовой объект знания».

Ф.В. Тарановский правильно указывал, что философия пра­ва «сводит философский элемент к так называемой гносеологии, т.е. теории познания, и полагает особую задачу философии пра­ва в исследовании особенностей теории познания правовых яв­лений».

Подобная тенденция естественна для исторического разви­тия любой науки, когда периоды, характеризующиеся накопле­нием преимущественно онтологического материала, неизбежно дополняются периодами его гносеологического осмысления, обобщения и систематизации. Именно благодаря процессу гносеологизации наука приобретает способность «взглянуть на себя со стороны», проверить, отточить и обогатить арсенал своих по­знавательных инструментов и тем самым создать предпосылки для перехода на качественно новую ступень изучения действи­тельности. То же самое происходит с общей теорией права: по­степенное, как было отмечено выше, зарождение нового ее на­правления в философии права, призванного разрабатывать ло­гику, диалектику и теорию познания правового бытия. Это на­правление не только раскрывает механизм регуляции познава­тельной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры яв­ляется показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательных потенций. Философия пра­ва, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине право­вого бытия, а с другой — сама является итогом работы познава­тельной мысли. При этом оказывается, что гносеологическое со­держание философии права отнюдь не менее ценно, чем добы­тые социологией права конкретные онтологические знания ре­ального бытия права.

Тема 5. Современные философские проблемы права в России.

Современные проблемы философии права в условиях преодоления элементов односторонности и утопичности марксизма-ленинизма. Строительство правового государства, демократического общества. Современные теоретики философии права в России. Работы С.Алексеева, Д.Керимова, Ю.Тихонравова и др. Либертарно-юридическая концепция В.Нерсесянца. «Манифест о цивилизме».

Основные проблемы развития философии права в современных условиях. Анализ новых явлений правовой действительности. Распространение интегративных философско-правовых подходов. Постановка и разрешение философских проблем правовой деятельности.

Контрольные вопросы и система оценивания

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет и структура философии права

2. Специфика философских проблем правовой деятельности.

3. Понятие права. Право в системе социальных норм.

4. Философско-мировоззренческие основания права.

5. Понятие юридического мировоззрения.

6. Правовая действительность как объект эмпирического познания.

7. Понятия правового менталитета и интуитивного права.

8. Философские подходы к пониманию природы права.

9. Философско-идеологический подход в философии права.

10. Герменевтика как современное течение в философско-правовой мысли.

11. Понятие феноменологии права.

12. Проблемы онтологии права. Право и синергетика.

Читать еще:  Что означает имя артемий для мальчика. Артемий: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека

13. Взаимодействие права с культурой и цивилизацией.

14. Право как нормативно-властная форма свободы человека в обществе.

15. Гносеология права. Проблема истины в праве.

16. Аксиологическая проблематика правовых наук. Право и ценности.

17. Понятие, содержание, структура методологии права.

18. Характерные черты российской философско-правовой мысли.

19. Философско-правовая мысль в постсоветской России.

20. Исторические типы философии права.

21. Основные принципы философско-правового мышления.

22. Правовые идеи и правовые ценности.

23. Античное понимание права.

24. Понимание права в Средние века.

25. Понимание права в исламе.

26. Реформация и Возрождение: поворот в понимании права.

27. Просвещение: разум и право.

28. Категорический императив И. Канта.

29. Естественное и положительное право у И. Канта.

30. Гегель о сфере духа как источнике права.

31. Гегель о восходящих ступенях развития Абсолютной идеи.

32. Право как выражение народного духа (историческая школа права).

33. Марксистская философия права.

34. Неопозитизм ХХ века.

35. Возрожденное естественное право ХХ века.

36. Традиции российского понимания права.

37. Религиозно-экзистенциальный характер российской философии права.

38. Либеральная идея в России.

39. Идея прав человека и её воплощение в разных странах.

40. Проблема классификации прав человека в философии права.

Критерии оценки:

-«отлично» выставляется студенту, если ответ логичен, студент проявляет глубокое знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает аналитический подход в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует уверенные знания нормативных правовых актов и специальной литературы. Речь грамотна, используется профессиональная лексика.

-«хорошо» выставляется студенту, если в ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Выводы правильны. Выдвигаемые положения аргументированы и подкреплены примерами правоприменительной практики, однако имеется непоследовательность анализа. Демонстрирует знание нормативных правовых актов и специальной литературы. Речь грамотна, используется преимущественно профессиональная лексика.

— «удовлетворительно» выставляется студенту, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но не аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют. О нормативных правовых актах имеется лишь общее представление. Знания специальной литературы не проявлены. Профессиональная лексика используется эпизодически.

— «неудовлетворительно» выставляется студенту, если в ответе недостаточно раскрыты профессиональные понятия, категории, концепции, теории. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование раскрываемого вопроса рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. Знания нормативных правовых актов не проявлены. Профессиональная лексика не используется.

Процедура оценки:

-Подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном фонде оценочных средств и рабочей программе дисциплины. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его сущность, в соответствии со смыслом вопроса составить план ответа.

-План ответа должен включать в себя теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, отражение данной проблемы в нормативно-правовых актах, а также анализ практики применения положений нормативно-правовых актов (в том числе, судебной практики).

-К экзамену допускаются только студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносимым на групповые занятия.

Рефераты по дисциплине «Философия права»

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается преподавателем, исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Темы рефератов

1. Социологический позитивизм и «живое право» — сущностные различия.

2. Философия права: круг ее проблем и место в системе наук

3. Правовая культура как ядро правовой жизни.

4. Специфика философского знания в правоведении.

5. Проблема возникновения философии права.

6. Идеи даосизма и конфуцианства в современном мире.

7. Качественные свойства права и диалектическая связь между ними.

8. Проблема критериев права.

9. Уровни методологии познания права.

10. Сущность диалектического понимания права.

11. Правовая практика и её место в познании права.

12. Правовая действительность как способ существования правового бытия.

13. Система и структура в праве.

14. Мораль и право, их диалектическое взаимодействие.

15. Религиозная жизнь и право.

16. Философия права в системе духовной культуры общества.

17. Юриспруденция как «искусство добра и справедливости»: история и современность.

18. Понятие энциклопедии права и ее роль в развитии философии права.

19. Свобода в философии права и деятельности юриста.

20. Место справедливости в философии и праве и юридической деятельности.

21. Понятие общего блага, его философско-правовой и практический смысл.

22. Концепция естественного права его современное значение.

23. Сущность и виды юридической деятельности.

24. Общенаучные методы познания, их применение в правовых исследованиях.

25. Общенаучные формы познания в правовых исследованиях.

26. Понятие социологии права и ее роль в правовой деятельности.

Читать еще:  Змея желтая. К чему снится красная змея? К чему снится большая желтая змея

27. Герменевтика и ее проявления в толковании права.

28. Сущность, структура, формы законотворческой деятельности.

29. Нравственно-мировоззренческие традиции российских юристов.

30. Особенности современного философско-правового мышления.

31. Государство, право и общество как целостная и развивающаяся система.

32. Правовое общение, культура и гражданское общество.

33. Право и религиозные ценности, их роль в современном мире.

34. Право и справедливость.

35. Проблема свободы и ответственности личности.

36. Демократия и право. Современная цивилизация, ее особенности.

37. Право и политика.

38. Философско-правовой смысл христианских заповедей.

39. Закон, человек и общество в средневековой философии.

40. Гуманизм и антропоцентризм как принципы правовых воззрении мыслителей эпохи Возрождения.

41. Философско-правовая проблематика научной методологии в доктринах Нового Времени (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Б.Спиноза, Дж.- Б. Вико).

42. Просветительская трактовка человека и государства.

43. Критический характер философии права И.Канта.

44. Учение И.Канта о правовом государстве.

45. Философия права Гегеля.

46. Критический анализ правовой доктрины марксизма в контексте современности.

47. Истоки формирования русской философии права.

48. Славянофильство и западничество о праве и законе. История и современность.

49. Право как этический минимум в философии В.Соловьева.

50. Право, свобода и творчество в философии Н.Бердяева.

51. О сущности правосознания (И.А. Ильин).

52. Чаадаев об историко-правовом пути России

Критерии оценивания реферата:

«отлично» – детерминирующая идея отражает глубокое понимание, содержание доклада соответствует теме; речь грамотна, используется профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии уверенных знаний по теме доклада;

«хорошо» – основная идея содержательна, речь грамотна, используется преимущественно профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии знаний по теме доклада

«удовлетворительно» – идея ясна, но тема не раскрыта; профессиональная лексика используется эпизодически; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить поверхностные знания по теме доклада;

«неудовлетворительно» — основная идея поверхностна или отсутствует; профессиональная лексика не используется; ответы на дополнительные вопросы не даны.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Современные проблемы философии права

В результате изучения данной главы студенты будут:

знать

  • • содержание наиболее значимых научных направлений современной философии права;
  • • роль и значение философии права в развитии культуры юристов;
  • • философско-теоретические алгоритмы выявления сущности исследуемых явлений правовой практики;
  • • проявление философских законов в развитии права;

уметь

  • • соотносить, сопоставлять различные концепции права на уровне выявления причин и источников их возникновения и развития;
  • • выявлять общее и особенное в разных концепциях права;
  • • использовать философскую культуру для анализа юридических явлений в социальной действительности;
  • • интерпретировать нормативно-правовые акты, отражающие современные трактовки права и закона;

владеть

  • • осознанием социальной значимости своей будущей профессии;
  • • навыками использования на практике приобретенных умений;
  • • способностью методологически грамотного обоснования основных этапов и направлений развития научных взглядов на право, государство и юридические законы;
  • • навыками разработки концептуальных положений, обусловливающих единство права, закона и учения о государстве.

Современный этап развития философской мысли характеризуется тем, что она продолжает настойчиво искать ответы на природу и сущность права, стремиться выявить общие закономерности, причины и источники возникновения и развития этого феномена.

Развитие философско-правовых воззрений представляет собой реальный процесс, который имеет объективную детерминацию и, конечно, внутреннюю логику своего развития. Содержательно объективная детерминация процесса философствования заключена в том, что социоисторические организмы становятся всё более самостоятельными по отношению к природе, что требует глубокого осмысления содержания и сути всей палитры социальных регулятивов, в том числе права, закона, а также места и роли в этом процессе государства.

Философия права не может не заняться осмыслением множественности философско-правовых воззрений, преследуя при этом цель осуществить обобщение этих взглядов, выделить их главные идеи, определить, насколько эти воззрения полно отражают существенные признаки права, чтобы определить его природу и сущность.

Важнейшей задачей обобщения философско-правовых взглядов является также и то, что это позволит точнее и корректнее соотнести философию права и теорию государства и права.

Одновременно обобщение современных философско-правовых взглядов с использованием уже имеющихся в истории развития воззрений на право и закон, право, закон и государство, а также с учётом уже проделанного нами соотношения философско-правовых взглядов с этапами развития науки позволит нам утвердиться в мысли, что право – это феномен, который так или иначе связан с объективным законом относительно самостоятельного развития, по отношению к неживой и живой природе, общества и человека.

Источники:

http://studopedia.ru/1_27288_problemi-filosofii-prava.html
http://cyberpedia.su/17×19780.html
http://studme.org/93410/pravo/sovremennye_problemy_filosofii_prava

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector