Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания. Общественно историческая природа сознания

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Общая психология. Лекция 3. (Конспект лекций по общей психологии)

Тема 3. Развитие психики и сознания
3.0.1.Представление о взаимосвязи психики и мозга
3.0.2. Строение и функции нервной системы
3.0.3 Рефлекторная деятельность мозга
3.1. Проблема возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе.
3.2. Общественно-историческая природа сознания человека.
3.3. Развитие сознания в онтогенезе. Высшие психические функции.
3.4. Характеристики сознания.
3.5. Измененные состояния сознания.

Литература по данному разделу:

В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизического параллелизма , психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.
В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.
В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями – функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика – системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения.

Согласно с представлением, которое сформировалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы. Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность создают анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система – это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.

Основные функции нервной системы:
1. Организация взаимодействия индивида с окружающей средой:
а)переработка и интеграция сенсорной информации, которая поступает из внешней и внутренней среды организма.
б)программирование адекватной реакции и поведения индивида
2. Координация работы внутренних органов
3. Постановка и реализация целей поведениядеятельности
4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

Возникновение нервной системы – результат длительной эволюции, которая выявилась в непрерывном усложнении и дифференциации физиологических механизмов поведения.

Структурный и функциональный элемент нервной системы (независимо от уровня ее организации) – нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. Назначение нейрона состоит в проведении возбуждения – передаче нервного импульса от одного отдела нервной системы к дургому.

Структура нейрона идентична у всех позвоночных, он состоит из тела клетки и отростков, которые отходят от него – дендритов и аксонов.

Нервная система делится на 3 части:
-центральную, которая состоит из головного и спинного мозга
-периферическую, которая состоит из спинномозговых и черепно-мозговых нервов
-вегетативную, которая обеспечивает иннервацию внутренних органов и желез

Головной мозг – центр психической деятельности. Он состоит из двух полушарий – правого и левого; промежуточного, среднего, заднего, переднего мозга. Наиболее значительную часть последнего составляет кора больших полушарий.

Кора головного мозга состоит из отделов, которые по своему расположению имеют названия: затылочная (отвечает за зрительное восприятие), височная (слух, у человека также и речь), теменная (реакции на сенсорные стимулы и управление руками), лобная (координация функций других отделов коры).

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, которые занимают 30% общей поверхности коры больших полушарий. Повреждение лобных долей влияет на высшие формы поведения, связанные с интеллектом, обучением, мышлением. Многочисленные клинические факты свидетельствуют, что повреждение лобных долей приводит к нарушениям в личностной сфере человека, ее характере.

Также установлено, что психические функции определенным образом поделены между правым и левым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию в виде образов и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга – разная степень выявленности тех или иных функций в левом и правом полушариях.


В основе всех форм системной деятельности мозга находится универсальный принцип – рефлекторность, т.е.организация нервных процессов по типу условных и безусловных рефлексов.

Схема действия любого рефлекса носит название “рефлекторная дуга”, или в более сложном и точном варианте – “рефлекторное кольцо”. Эта схема отражает характер связи между афферентными и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между анализатором (органом чувства, который поставляет сенсорную информацию) и эффектором (органом движения, который обеспечивает коррекцию поведения).

Согласно фундаментальной теории Павлова, различают условные и безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus – отражение) – случайно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые влияния внешнего мира или изменения во внутренней среде организма. Безусловные рефлексы осуществляют приспособление к относительно стойким условиям.

Читать еще:  Может ли монах венчать. Портал "дивное дивеево"

Условный рефлекс – один из двух основных типов рефлексов, открытый и исследуемый великим русским физиологом Павловым. Разнообразные виды условных рефлексов образуются при определенных условиях в процессе жизнедеятельности организма на базе врожденных безусловных рефлексов. Условный рефлекс возникает вследствие многоразового соединения действия безусловного раздражителя (например, пищевого) с действием любого фактора, который хоть и воспринимается организмом, но является индифферентным касательно его жизненных потребностей (например, звонка, вспышки электролампы). При этом,индифферентный раздражитель должен опережать во времени или действовать одновременно с безусловным раздражителем. Возникновение условного рефлекса состоит в приобретении организмом особенности давать на раздражитель, который ранее был для него индифферентным, такую же самую реакцию, которую до этого мог вызвать только безусловный раздражитель. Это изменение объясняется тем, что ранее индифферентный раздражитель начинает исполнять роль сигнала о следующем закономерном появлении безусловного раздражителя. Этот раздражитель, ставший сигнальным (или просто сигнал), называют также условным, потому что роль сигнала он приобретает и исполняет лишь при определенных условиях. Отсюда также и название условного рефлекса, которым обозначается описанный выше механизм замыкания и функционирования временных нервных связей.


Отражение
– всеобщее свойство материи, которое заключается в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов

Психика – функция мозга, но этого недостаточно для понимания природы и происхождения психического. Психика детерминирована не мозгом, а внешней действительностью. Такое влияние действительности на организм возможно только в процессе реального взаимодействия организма с окружающей средой. Поэтому проблема происхождения психики возникает как проблема происхождения особой деятельности на определенном этапе развития жизни в целом, с изменением условий жизни

На протяжении истории развития науки были предложены такие взгляды на “момент” появления психики:

панпсихизм
– психикой обладает вся материя, живая и неживая;
биопсихизм – психику имеет только живая материя;
нейропсихизм – психика есть только там, где есть нервная система;
антропопсихизм – только человек имеет психику.

Решить эти вопросы нельзя, если не рассматривать особенности взаимодействия организма и среды.

Выделяют такие уровни отражения:

Физическое – существует на уровне неживой природы, это непосредственный физический след, изменение физического состояния одного объекта под влиянием другого.

Физиологическое (раздражительность) – существует на уровне живой природы, это реакция на биологически важные раздражители. Раздражительность существует в форме тропизмов – у растений, и таксисов – у животных.

Психическое (чувствительность) – отражение абиотических влияний, которые являются сигналами или признаками биологически важных. Отражение признака дает возможность более адаптивному поведению.

По мнению Леонтьева, элементарной формой психики являются ощущения, которые отражают внешнюю объективную действительность.

Леонтьев выделяет также два объективных критерия психики: чувствительность и способность к обучению.

А.Н. Леонтьев: ” Появление чувствительности – первый объективный критерий появления психики

Этапы психического отражения:
Филогенез – историческое эволюционное развитие.
Онтогенез
– прижизненное развитие человека.


По мнению Леонтьева, касательно возникновения психики, психическое отражение проходит такие этапы, или стадии:

  • Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения – инстинкт.
  • Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения – навык – индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. Импринтинг – у некоторых видов животных с момента рождения генетическая программа есть, но она зависит от той среды, в какую попадут животные.
  • Интеллектуальное поведение. Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения – интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение

Характеристики интеллектуальной деятельности животных:
1. На низкой ступени развития операции формируются медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепляются, лишние же движения затормаживаются. У обезьян ранее идет период полной неудачи – множество попыток, которые не приводят к осуществлению деятельности, а потом – как бы внезапное “открытие” операции, которая сразу приводит к успеху.
2. Если опыт повторять, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воссоздается, – обезьяна исполняет задание уже без всяких предварительных попыток.
3. Найденное решение обезьяна очень легко переносит в другие условия, лишь подобные тем, в которых впервые возникло решение.
4. Возникает способность решения двухфазных заданий (короткой палкой достать длинную, а за ней – плод)

Эти характерные черты сохраняются и в более сложном поведении человекообразных обезьян.

В двухфазных заданиях выявляется двухфазность любой интеллектуальной деятельности животных, которая имеет такие фазы:

1) подготовительная
– побуждается не самим предметом, на который она направлена, вне связи со второй фазой она избавлена биологического смысла. Эта фаза связана не с самой палкой, а с объективным отношением палки к плоду.

2) осуществление
– направлена уже на предмет, который непосредственно побуждает животное, это операция, которая становится достаточно крепким навыком.

Читать еще:  Народные приметы и традиции на крещение господне. Что за праздник крещение господне и какие его традиции нужно знать

Наличие подготовительной фазы составляет определенную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

С точки зрения отражения первая фаза соответствует объективному отношению между предметами.

Отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития. Животное развивается по законам биологической эволюции, человек покоряется законам общественно-исторического развития.

Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания. Общественно историческая природа сознания

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Вся жизнедеятельность человека закрепляется в знаниях, нормах, оценках, традициях. В виде коллективных представлений и коллективного опыта она передается из поколения в поколение через прямое и опосредствованнное общение людей друг с другом. Индивидуальная психика приобщается к коллективным представлениям, формируется у человека под влиянием собственной деятельности и коллективного опыта. Вот почему сознание по своей природе социально. Человек как субъект сознания фиксирует свое отношение к действительности, ориентируясь на уже накопленный опыт культуры данного сообщества: производственный, нравственный, познавательный, а также опыт общения.

Ученые-материалисты утверждают, что человек рождается как биологическое существо без готовых идей, нравственных принципов, эстетических оценок и других духовных особенностей. Врожденные биологические черты, генетический код составляют лишь предпосылки социального развития личности, оказывают определенное влияние на характер, темперамент, здоровье человека. Сознание же, все духовные черты личности формируются только под влиянием взаимодействия с социальным миром. Чтобы пройти путь от первобытной обезьяны до разумного человека, понадобилось более 2,5 млн. лет. А чтобы подняться от костра пещер до атомной энергетики, космических полетов, компьютерной техники и химического синтеза полимеров — всего лишь 40 тыс. лет. Это объясняется тем, что прогресс человечества стал опираться не на биологические изменения, а на законы общественного развития.

Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, «свойство» не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи. Биологическая эволюция создает лишь биологические предпосылки возможности появления человеческого сознания, которое действительным становится только в обществе. Вне общества нет и не может быть сознания. Становление человека и человеческого сознания предполагает, чтобы человек с детства, с момента своего появления на свет был включен в сложную ткань социальной жизни, в процесс усвоения им условий своей жизни. При этом среди социальных условий, которые активно формируют сознание человека, следует особо выделить подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта.

Если же человек с раннего детства лишен этого, то процесс формирования его сознания становится невозможным, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Приведем лишь некоторые из них. В XVI веке индийский император Акбар поместил ради эксперимента группу детей из разных стран в башню, содержал их несколько лет вне человеческого общения. Затем комиссия должна была узнать, какую религию каждый из них исповедует. Кроме нечленораздельного мычания ничего добиться от них богословы не смогли. Мозг детей не был развит, время упущено невозвратно. В Германии в 1828 г. был обнаружен мальчик, Каспар Хаузер, который по неизвестным причинам был замурован в погреб и прожил там 1б лет. Он остался животным, человеческое сознание у него не развилось. В Индии в 1920 году были найдены две девочки Амала 7 лет и Камала 5 лет, которые выросли в логове волчицы. Первая из них вскоре умерла, вторая же прожила среди людей до 17 лет. Однако попытки обучить ее речи, прямой походке и другим формам человеческого поведения почти ни к чему не привели.

Напротив, дети, казалось бы, самой природой в большой степени лишены возможности «вхождения» в общество в силу значительной или даже полной потери зрения, слуха и речи, все же приобретают способность формировать в себе полноценные человеческие качества, включая сознание. Это происходит в тех случаях, когда удается найти способы связи их с социокультурной средой. Об этом свидетельствуют результаты поистине титанической работы, проводимой в Сергиево-Посадском специализированном интернате. Его воспитанники стали ученым, писателем, приобрели другие профессии, в том числе и с связанные с интеллектуальным трудом.

Таким образом, общественно-исторический характер сознания обусловлен, во-первых, тем, что оно – продукт общества, т.е. материально-производственной, познавательной, художественно-эстетической и других видов деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Во-вторых, тем, что оно формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. Даже природа становится объектом познания в той мере, в какой она очеловечивается, включается в сферу практической деятельности человека. В-третьих, оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материальных формах естественных и искусственных языков, определенного понятийного аппарата, приемов и законов мышления, мыслительных операций. Наконец, в-четвертых, тем, что источником и основой функционирования сознания является общественно-историческая деятельность людей, практика. Оно единственно возможно в саморазвивающейся системе «общество – индивид». Человеческая деятельность (а она всегда носит общественный характер) есть универсальный способ существования сознания. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди.

Читать еще:  Пограничные знаки зодиака телец близнецы. Какие люди рождаются в пограничных знаках зодиака, как они живут и какими качествами обладают

Общественная природа сознания

Человеческое сознание отличается особой формой человеческого способа бытия и его взаимодействия с окружающим миром. Практически-преобразовательное отношение человека к природе, к обществу, собственной жизнедеятельности, становится доминирующим фактором.

Человек создает как бы «вторую природу» в процессе своей практической деятельности. В результате высвобождается время для активных творческих занятий, развития умственных и физических сил. Происходит переоценка ценностей, меняются мотивы, совершенствуются межличностные отношения. Формируются особенности существования и жизненной ориентации, которые имеют специфически человеческий характер, общественную природу.

Человек является существом коллективным, «общно-общинным» и такой способ его существования обусловил формирование механизма переработки и хранения коллективного опыта, ставшего общим достоянием.

Таким образом, человек впитывает в себя опыт предыдущих поколений и использует его в последующем на опыте личном. Вне социума человек существовать не может. В истории есть примеры того, когда дети, лишенные социального окружения и воспитанные в среде животных, признаками сознания не обладали, хотя мозг как физиологически нормальный, сохранялся. Но, тем не менее, данный процесс носит необратимый характер. С точки зрения развития и эволюции общества это совершенно понятно. Положение вне общества, отсутствие общественной жизни не сделали бы человека человеком, основным занятием которого было бы удовлетворение элементарных потребностей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В предыдущей статье уже говорили о том, что основой качественных изменений стал труд. Он сплачивал людей, приучал к совместным действиям, возвышал человека, не позволяя ему остановиться на достигнутом этапе.

Происходит постепенная перестройка психических структур, развиваются такие свойства, как мышление, воля, эмоции, память и др. Человек учится управлять своим поведением и оценивать мир глазами социума.

Развитие сознания и его становление неразрывно связано с речью. Человек – существо мыслящее и чтобы не исчезали бесследно результаты его мыслительной деятельности, необходима была их кристаллизация, закрепление. Но, самое главное заключалось в том, чтобы при необходимости их можно было вызвать с помощью каких-либо материальных знаков – жестов, слов и других символов. Так или иначе, деятельность человека связана с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений, поэтому человек не просто приспосабливался к природе, он переделывал её в соответствии с объективной логикой вещей и собственным пониманием развивающегося бытия. Основной смысл сознания, его сила заключается в целенаправленной и целеобразующей деятельности.

Структура общественного сознания

Общественное сознание является духовной стороной исторического процесса. Это целостное духовное явление, имеющее свою внутреннюю структуру и формы – политическое, правовое, этическое и др.

Материальное отношение людей к природе и друг другу, является общественным бытием. Оно возникает вместе со становлением человеческого общества и существует независимо от общественного сознания. Между общественным бытием общественным сознанием есть диалектическая взаимная связь. Бытие влияет на сознание, определяя его, так и сознание в какой-то степени определяет общественное бытие. Общественно-историческая практика является способом бытия людей в обществе. Она понимается как материально-производственная и духовная деятельность людей.

На теоретическом уровне все формы общественного сознания представляют общественную идеологию, которая подразделяется на общественную идеологию и общественную психологию:

  • Общественная идеология – это совокупность идей в логически стройной форме, отражающая общественное бытие людей. Это теоретический уровень общественного сознания – политические и правовые идеи, мораль, искусство, философия и научные знания;
  • Общественная психология – это продукт повседневной деятельности широких масс – эмпирический трудовой опыт, нравы, традиции, чувства и др. Общественная психология проявляется во всех формах общественного сознания. На уровне обыденного сознания, которое является низшим уровнем общественного сознания, вырабатываются правила повседневного поведения и общения людей.

Правосознание и право в жизни общества играют важную роль. Люди в общественной жизни придерживаются определенных норм и правил поведения. Эта система законов – право – утверждается государством и является обязательной для всех членов общества. С этой системой законов связана другая форма общественного сознания – нравственность или мораль. Моралью определяются нормы поведения людей в обществе, их оценочные представления. Нормы морали, в отличие от права, опираются на авторитет общественного мнения.

Различные стороны материальной жизни общества отражаются в формах общественного сознания и в особенностях общественной психологии, где каждый элемент взаимодействует с другими.

В сжатой форме структура общественного сознания показана на рисунке.

Структура общественного сознания

Современные ученые выделяют еще одну форму общественного сознания – философское сознание, предназначение которого заключается в том, чтобы выделять закономерности в социуме и природе, и на этом основании делать определенные выводы. Философское сознание является своеобразным «каркасом» духовной культуры.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Источники:

http://anchiktigra.livejournal.com/288002.html
http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-filosofii-otvety-na-voprosy/415-obshhestvenno-istoricheskaja-sushhnost-soznanija
http://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/obschestvennaya_priroda_soznaniya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: