Сообщение по картине а новоскольцева преподобный сергий. Преподобный Сергий Радонежский: иконы

Содержание

Иконография преподобного Сергия Радонежского в исторической перспективе

Преподобный Сергий Радонежский – величайший подвижник земли Русской, основатель Троице-Сергиева и нескольких других монастырей, воспитавший целую плеяду учеников, которые также организовывали монашеские обители по всей Руси от Белого моря до Астрахани. Преподобный Сергий стал одним из самых почитаемых русских святых. Но его жизнь и труды имеют огромное значение не только для истории монашества. Посвятив свой монастырь Троице, Сергий Радонежский призывал русских людей к единству, и тем самым способствовал духовной консолидации народа в годы татаро-монгольского ига.

Прорись иконы прп. Сергия Радонежского.
из книги «Труд иконописца»
мон. Иулиании (Соколовой, 1899-1981)

Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 года, а спустя 30 лет, в 1422 году, его мощи были обретены. Почитание святого началось сразу после кончины как местночтимого, а с середины XV века оно становится общерусским. Об этом свидетельствует такой факт, что «вскоре после 1459 года была расписана небольшая церковь Сергия Радонежского, выстроенная при дворе новгородских архиепископов, в знак глубокого почитания этого московского святого всей Русской Церковью». Значительная «часть храма была занята сценами из житийного цикла Сергия Радонежского, который является более ранним, чем сохранившиеся на московской почве, родной для преподобного Сергия» [1]. Это свидетельство того, что данный святой особо почитался в Великом Новгороде.

Иконография святого Сергия основана на житиях, составленных иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах и афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года.

В данном докладе не ставится задача рассмотреть всю иконографию Сергия Радонежского, так как она многочисленна и разнообразна. Будут рассмотрены только наиболее распространенные образы и сделана некая попытка их систематизации.

В.Д. Фартусов в пособии для иконописцев «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» приводит следующее описание: «Старец 78 лет, из боярскаго русскаго рода, средняго роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него – открытый, брови – поднятыя, нос – средний. Одежда на нем – подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера» [2].

В книге «Труд иконописца» монахини Иулиании (Соколовой) приводятся прориси икон, разработанные ею. Среди них, под рисунком 32, представлен преподобный Сергий Радонежский. Он изображен в рост, облачен в полное монашеское облачение, полусогнутые в локтях руки разведены в разные стороны.

Пальцы правой руки сложены в жесте прямой речи, в левой – развернутый свиток, на котором может быть написан один из текстов, используемых на иконах преподобного Сергия. Например, может содержаться текст: «Ныне уготовайте сердца ваша не на пищу и питие, не на покой и беспечалие, но на терпение, дабы претерпети всякое искушение и всякий труд: уготовайтеся на пост, подвиги духовныя и на многия скорби»; или: «Видите, братие, и чудитеся, каково подавает Бог воздаяние терпению, не забудет бо убогих своих до конца, и не имать никогдаже презрети места сего святаго и живущих в нем рабов своих и служащих ему день и нощь» [3] и некоторые другие.

В новом сводном иконописном подлиннике, изданном в Московской духовной Академии под редакцией игумена Луки (Головкова), содержится следующее описание: «Преподобный Сергий согласно традиции изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке» [4].

Иконография святого очень разнообразна, его образы встречаются в иконописи и храмовых росписях. Преподобного Сергия изображают как в полный рост, так и в поясном варианте. Пальцы правой руки могут быть сложены в различных жестах, таких как благословение или повествование, внимание и некоторые другие. В левой руке может быть свиток, развернутый или свернутый. Много икон преподобного Сергия с клеймами или образы, написанные на сюжеты жития, например: «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». Также встречаются изображения преподобного с избранными святыми. Конечно, его образ включается в такие композиции, как «Собор всех святых в земле Российской просиявших», «Собор Радонежских святых» и другие сюжеты, посвященные русским святым.

Шитая пелена («первый» покров)
на раку прп. Сергия Радонежского.
Ок. 1422-1425/6 гг. Музей
«Ризница Троице-Сергиевой Лавры»

Самый древний образ – это шитый надгробный покров, датируемый 1422 годом, когда состоялось обретение мощей. Согласно преданию, шитая пелена была подарена Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского – великим московским князем Василием Дмитриевичем. По мнению директора центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г.В. Попова: «Принято считать, что облик преподобного Сергия в первом покрове обусловлен стремлением воспроизвести его индивидуальные черты. Предполагается даже, что знаменщиком рисунка здесь мог быть сам Андрей Рублев» [5]. Создатели плащаницы могли помнить, как выглядел святой Сергий, или же руководствовались его прижизненным изображением. Дело в том, что «они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву» [6]. На данном образе представлен прямоличный образ святого в рост, в полном монашеском облачении, на плечи откинут куколь – капюшон, символизирующий шлем, хранящий монаха от земных соблазнов. Его правая рука прижата к груди, в области сердца, что символизирует сердечную молитву, которая была в центре всей его жизни. Такая молитва характерна была для исихастов, практиковавших особую, углубленную молитвенную аскезу. В левой руке свернутый свиток, характерная деталь для иконографии духовных учителей и наставников или основателей монастырей. Данный образ явился основополагающим для всех последующих изображений. Пелена хранится в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.

Также следует привести икону начала XV века «Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским» – это одно из первых изображений преподобного Сергия в русской иконописи. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом восседает на престоле, как «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Трон символизирует царственное величие Богородицы. Она указывает на Сергия, который молитвенно предстоит перед троном и внимает божественным словам. Пропорционально фигура Сергия значительно меньше, чем Богородицы и Христа. Это иконописный прием, по которому более значимый персонаж изображается крупнее, чтобы подчеркнуть его главенство. В верхнем левом углу, в медальоне, изображен архангел Гавриил, который всегда сопутствует Деве Марии. На данной иконе представлен ежедневный молитвенный труд святого, призывающего милость Пресвятой Богородицы на Русь, на ее народ. Святой игумен земли Русской и ныне, как прежде, предстоит в молитве за Святую Русь. И благосклонно внимает его молитве Пресвятая Владычица. Таинство их общения длится вечно, и эта вечность запечатлена на данной иконе. Она была написана для местного ряда Троицкого собора Троицкого Махрищского монастыря. В настоящее время она находится в Государственном историческом музее города Москвы, в который поступила из музея Александровской слободы в 1941 году.

Читать еще:  Церковь св димитрия солунского. Церковь дмитрия солунского

Прп. Сергий Радонежский с житием.
Ок. 1510 г. Икона из иконостаса
Успенского собора г. Дмитрова.
Мастерская Феодосия. ЦМиАР

Одной из лучших среди житийных икон преподобного Сергия считается икона, написанная в мастерской Феодосия около 1510 года для местного ряда иконостаса Успенского собора в Дмитрове. При ее написании применена схема житийных икон второй половины XV века, разработанная Дионисием и его окружением. По всей вероятности, икона была написана «по заказу дмитровского князя Юрия Ивановича, тесно связанного с Троице-Сергиевым монастырем и особо почитавшего преподобного Сергия» [7]. Данная иконография разработана на основании жития, составленного Пахомием Сербом (Логофетом). В настоящее время икона находится в Москве, в собрании центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

В центре иконы, в ковчеге, помещен образ святого Сергия. Изображение поразительно, с одной стороны, простотой композиции, отсутствием лишних деталей, в то же время фигура святого величественна и монументальна. Преподобный Сергий изображен в рост, в полном монашеском облачении. Цвет одеяния ориентирован на древнейший шитый покров: красно-коричневая мантия, епитрахиль и куколь сине-зеленого, и ряса серого цвета. Руки святого разведены в разные стороны, при этом пальцы правой руки сложены в повествовательном жесте, в левой руке развернутый свиток, содержащий его поучение.

По краям средника помещены клейма, из которых расположенные сверху и снизу представлены без вертикальных разделений – таким образом, один житийный сюжет плавно перетекает в следующий. Всего на полях иконы расположено 17 клейм: 1) Рождество Варфоломея; 2) Научение грамоте; 3) Пострижение в монахи; 4) Изгнание бесов; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Чудо воскрешения отрока; 9) Возвращение Сергием живого отрока отцу; 10) Видение Сергием божественного огня на литургии; 11) Явление Богоматери Сергию; 12) Приход послов от константинопольского патриарха Филофея; 13) Исцеление от слепоты греческого епископа; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение Сергия; 17) Исцеление слепого у гроба Сергия.

Житийный цикл может насчитывать от 12 до 36 клейм. Из изображений в клеймах некоторые сюжеты со временем стали самостоятельными иконами.

Наверное, самая распространенная икона, написанная на житийный сюжет, – «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». Богородица изображена как небесная Игуменья, с посохом. За Ней изображаются апостолы Петр и Иоанн, беседующие между собой. Преподобный, согласно житию – упал ниц, Пречистая же прикасается или указывает на него. Таким образом, Сергий изображается коленопреклоненно, как на 11 клейме вышеупомянутой иконы, а Богородица жестом руки указывает на него. Событие, согласно житию, происходило в сенях, в то время как его ученик Михей оставался в келье, где они перед этим молились. На иконах видна фигура ученика преподобного, который закрывает от страха и трепета лицо.

Явление Пресвятой Богородицы
прп. Сергию Радонежскому.
Икона XVI в. Неизв. авт. Мастерская
Троице-Сергиева монастыря

В то же время на иконе, написанной в середине – третьей четверти XVI века в мастерской Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий изображен в полный рост, а рядом с ним стоит вовсе не присутствовавший при данном событии – его ученик и последователь Никон. Возможно, потому, что в данном явлении Богородица обещала Сергию не покидать обитель, а Никон возглавил монастырь после кончины Сергия. Таким образом, в композиции иконы прослеживается идея преемства и покровительства.

В XVII веке иконография претерпевает некоторые изменения. Преподобный Сергий изображен дважды: выходящим в сени навстречу Пресвятой Богородице и падающим перед Ней на колени. В иконографии это довольно распространенное явление, когда один и тот же святой изображается дважды или более.

На иконе, написанной ярославскими иконописцами в начале XVII века, перед нами предстает образ преподобного старца, которому характерны удлиненные пропорции фигуры. Пальцы правой руки сложены в благословляющем перстосложении, в левой – он держит развернутый свиток со словами: «Братия моя духовныя подвигнитеся, имейте страх Божий, в сердце своем чистоту». Над преподобным Сергием, сверху на полях, изображен образ Спаса Нерукотворного, что еще раз подчеркивает верное служение преподобного Христу.

Икона «Собор всех святых в земле Российской просиявших» была написана в 20-30 годы XX века монахиней Иулианией (Соколовой), много потрудившейся в восстановлении Троице-Сергиевой Лавры. На ней преподобный Сергий изображен в группе радонежских святых – своих учеников, сподвижников и последователей: Никона, Михея, Стефана Махрищского, архимандрита Дионисия. Они расположены в середине композиции, в географическом центре рядом с Московским Успенским собором, на фоне Троице-Сергиева монастыря. В левой руке преподобного Сергия – свернутый свиток, правая рука раскрыта ладонью вверх, что означает его открытость для приятия божественной благодати и готовность служения людям. Окружающие его святые словно прислушиваются к нему, научаясь в постижении высшей истины. Сергий среди других святых, но память о нем не только жива, но и возносит его над всеми святыми.

Источник: Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. – Н.-Новгород, 2015. – № 84. С. 192-194.

[1] Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. – М.: ПСТГУ, 2007. С. 515-516.

[2] Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. Пособие для иконописцев. – М., 2002. С. 25-26.

[3] Филатов В.В., Камчатнова Ю.Б. Наименования и надписи на иконных изображениях. – М.: Про-пресс, 2006. С. 253.

[4] Лука (Головков), игум. Новый сводный иконописный подлинник [Электр. ресурс]. / Иконописная школа при МДА. – М., 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

[5] Попов Г.В. Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве // Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Каталог выставки. – М.: Красная площадь, 2013. С. 12.

[6] Гусакова В.О. Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственной культуры России [Электр. ресурс]. URL: http://700serg.spb.ru/ikonografiya-svyatogo-prepodobnogo- sergiya-radonejskogo-v-kontekste-duhovno-nravstvennoy-kultury-rossii/ (дата обращения: 07.09.2014).

[7] Чугреева Н.Н. Преподобный Сергий Радонежский, с житием // Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Каталог выставки. – М.: Красная площадь, 2013. С. 48.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Сергия Радонежского в чем помогает, значение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икону Преподобного Сергия Радонежского принято считать одной из основных святынь в Православии. Еще во время своей земной жизни этот святой был настоящим христианином, который вел смиренный образ жизни. Был трудолюбивым, верным и милосердным. Именно благодаря этому он и заслужил уважение церкви и народную любовь.

Читать еще:  Приснились камни в воде. К чему снятся красивые камни — толкование сна по сонникам

Еще в юном возрасте он решил уединиться в лесу, где в обители, которую он построил сам, непрерывно молился Богу о русском народе и благе для государства. Не единожды ему предлагали примкнуть к российской митрополии, но он презирал политическую и административную работу. Своими ежедневными молитвами он выполнял большое количество богоугодных дел.

В чем помогает Сергия Радонежского образ

Постоянный поток паломников к божественным изображениям и мощам этого святого не иссякает. Часто происходят множественные чудеса перед ними:

  • усмиряется гордыня,так как это считается одним из самых тяжелейших грехов;
  • получают помощь в нуждах своих;
  • благодатный совет и наставление;
  • излечиваются те, кто болел.

Зачастую перед этим ликом молятся об успехах в образовании и духовном здоровье детей. Именно потому, этот образ часто встречается в православных домах.

Почитают икону Сергия Радонежского 4 раза в году:

  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) – день смерти
  • 18 июля (5 июля) – день обретения мощей Святого
  • 5 июня (23 мая) – день на честь Ростово-Ярославского собора
  • 19 июля (6 июля) – день на честь Радонежского собора.

Число храмов на территории России, названых на честь этого святого, превышает полтысячи. Божественные изображения с ним можно найти в каждом храме и церкви. Церковнослужители говорят, что любая молитва, которая произнесена перед этими иконами, способна творить чудеса. Существует несколько особенно почитаемых среди христиан:

Икона и мощи в Троице-Сергиевой Лавре

Чудесная ситуация связана с обретением мощей. После приставления Сергия в монастыре начали строить новый храм. И вот в самый разгар стройки одному прихожанину явился сам Сергий. Об этом верующий рассказал в храме и сообщил, что Радонежский просил достать его из земли и воды.

Монахи решили исполнить просьбу. Когда они подняли гроб, то увидела, что там была вода. После смерти прошло 30 лет и еще больше они были поражены, так как Его тело и одежды остались сохраненными. После этого большое количество паломников приходили сюда. Кому-то он излечил тело, а кому-то и душу.

А перед священным образом просят об: отречение от дурного образа жизни, здоровье детей, обретение веры.

Другие лики с мощами этого святого находятся во многих храмах

Москвы. Молитвы перед ними помогут обрести благодатную помощь в тяжелые минуты, исцеления, избавления от тревог.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Икона Сергия Радонежского в чем помогает и чему молятся

Обращаются к этому лику не только за себя, но и за близких, друзей, врагов. Молитвы Сергию Радонежскому об исцелении помогут избавится от многих физических и душевных недугов. Ведь этот божественный образ относят к числу чудотворных.

К нему часто обращаются с молитвами родители, дети которых не особо сильны в учебе. Сам Святой продолжительное время не мог овладеть грамотой и освоил ее только после многих молитв к Богу. Теперь он сам стоит возле него и просит за тех, кто не может самостоятельно осилить науку.

Многие студенты обращаются к этому святому об успешной сдаче экзамена.

А вот так следует читать перед образом молитву об успешной сдаче экзамена:

«О преподобне и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Также к этому Святому обращаются накануне важных судебных дел и во время тяжбы. Он служит заступником честной жизни и праведников. Помогает всем, кто в делах и помыслах чист и искренен и в суде за правду против лжи борется.

Молитва к этому божественному лику поможет защитить Вас от жизненных проблем. Дети будут ограждены от неудач в учебе и дурного влияния. Для взрослых молитва о работе поможет добиться желаемых результатов на этом поприще.

Необходимо всегда помнить о том, что обращаясь с молитвой к иконе того или иного святого, мысль необходимо направлять к Богу, так как прошение за Вас будет от Святого идти, а исполнение прошения – от Господа Бога.

Наши молитвы направлены на то, чтобы обрести поддержку, защиту, а также покой в душе. Самое основное в любой молитве – искренняя вера и молитва, которая идет из Вашего сердца.

Храни Вас Господь!

Преподобный Сергий

Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

Почитается в лике святых как преподобный; почитается величайшим подвижником земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси.

Дни памяти по юлианскому календарю: 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление).

Содержание

Биография

Рождение и детство

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1313, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 11 июня, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года [1] . Его отец был служилым человеком ростовских удельных князей.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь.

Начало монашеской жизни

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Читать еще:  Значение армянского имени нарек. Значение имени нарек

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам, подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Общественное служение Сергия Радонежского

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием [2] .

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий бросил свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тферь» [3] под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления. [4] [5] [6]

Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены «нетленными» его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет [7] ; день 18 июля является одним из дней памяти святого. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия, как показало исследование, к этому времени подверглись тлению, сохранились только кости, волосы и фрагменты грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен [8] . В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.

Канонизация

Церковь отмечает память Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». [9]

Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». [10] (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.)

Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания, использует мягкие выражения «мы видим» или «мы думаем». [11] По его мнению, фактом причисления к лику святых служит политический документ — грамота против Дмитрия Шемяки (1449 или 1450 года), в которой предстоятель Русской церкви митрополит Иона называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. [11] [12]

В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. [13] [14] [15] [16]

С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточно-католическими церквями. [17]

Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном можайским. С формальной церковной точки зрения эта санкция культа недостаточна. [18] [19]

Источники:

http://stsl.ru/news/all/ikonografiya-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-istoricheskoy-perspektive
http://ikona-i-molitva.info/ikona-sergiya-radonezhskogo-v-chem-pomogaet/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1105644

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector