Сообщение о храме святого рождества. Базилика Рождества Христова: от создания до наших дней

Самая рождественская история: завершена реставрация мозаик базилики Рождества в Вифлееме

Мозаика с ангелом, найденная в базилике Рождества Христова. Фото: Nasser Nasser, AP

Ангелы в базилике Рождества. Фото: Emil Salman / Haaretz

Евангельская сцена «Уверение апостола Фомы» в базилике Рождества. Фото: piacenti.org

Мозаика «Вход Господень в Иерусалим». Фото: LPJ / Saher Kawas

Одна из масштабных мозаик в базилике Рождества. Фото: Thomas Coex

Сотрудник реставрационной мастерской Пьяченти за работой. Фото: CNS/Debbie Hill

Реставрация одного из мозаичных фрагментов. Фото: piacenti.org

Реставрация мозаичного пола IV века в базилике Рождества. Фото: Thomas Coex

То, в каком состоянии оказалась одна из главных святынь христианства в наше просвещенное время, – чудовищно. То, что происходит с ней в последние годы – настоящее чудо. Рождественское.

В это трудно поверить, но базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная в IV веке над предполагаемым местом рождения Иисуса, еще недавно была на краю гибели. Зима 2012-2013 годов стала последней каплей, буквально: тогда в регионе выпало рекордное количество осадков, чего дырявая крыша и старые окна просто не выдержали. Базилику затопило, вода повредила древние мозаики, фрески и иконы.

1700-летний храм – не частный домик в деревне: опция замены древней свинцовой крыши на новенькую финскую черепицу исключена, а любые хозяйственные вопросы быстро становятся политическими. И без того непростая ситуация осложнялась натянутыми отношениями между тремя христианскими церквями – Иерусалимской греко-православной, Армянской апостольской и Римско-католической, в совместном управлении которых находится базилика Рождества. Управляющие стороны столь ревниво соблюдают разграничения полномочий, прописанные в особом кодексе Status Quo еще в XIX веке, что один из священников признал: сами христианские «хозяйствующие субъекты» никогда бы между собой не договорились, несмотря на критическое состояние базилики.

Строители храма – императоры Константин и, позже, Юстиниан, – были бы шокированы таким известием. Возможно, христианские правители Византии испытали бы еще больший шок, узнав, что инициатором работ по спасению базилики выступили «иноверцы» – власти мусульманской Палестины. Правительство Палестины стало посредником в переговорах и выделило на реставрацию первый миллион долларов США. В 2013 году в храме начались реставрационные работы, впервые за почти 600 лет.

Финансирование дорогостоящей реставрации – еще одно чудо современного мира. В начале, в 2013-м, мало кто надеялся собрать всю сумму, необходимую для полноценных работ, – почти 20 миллионов долларов. Однако сегодня можно констатировать, что чудо произошло: деньги поступали от самых разных государств, включая Россию и Ватикан, но самым мощным источником финансирования стали частные лица и компании со всего мира, от Мексики до Греции, от Марокко до Турции.

Однако главное чудо, самое светлое и радостное, – то, что обнаружили реставраторы под слоями старой штукатурки, многовековой грязи и копоти. Сияющее великолепие мозаик, созданных в эпоху крестовых походов и королей Иерусалима, стало чуть ли не самой большой неожиданностью для всех, включая самих реставраторов и служителей храма: никто не подозревал, какие сокровища все эти годы украшали стены базилики.

«Снизу цвета мозаик были едва различимы, и многие искренне удивлялись: “А что, в этой церкви действительно есть мозаики?!”. Сейчас впервые стало заметно, особенно если подняться повыше, какие великолепные, фантастические, единственные в своем роде мозаики украшают эту церковь!», — говорил в 2016-м реставратор Миммо Нукатоло.

Об одной из находок мы писали в 2016 году, в статье «В Вифлееме нашли загадочную “чрезвычайно ценную” икону». «Иконой» оказалось мозаичное изображение, о существовании которого никто не знал (фрагмент – на заглавной фотографии). Огромный, высотой почти 2,5 метра ангел веками прятался под толстым слоем штукатурки. Реставраторы полагают, что ангела когда-то скрыли от глаз паломников из-за «непрезентабельного», полуразрушенного вида. Сейчас, полностью восстановленный, он стал седьмым в строю величественных крылатых фигур, словно приземлившихся с золотого неба на ковер из сочной изумрудной травы. По словам реставраторов, «явление» седьмого ангела стало невероятной, нежданной наградой за самоотверженный труд сотен людей по спасению 1700-летнего храма.

Древняя базилика впервые за много лет заполнилась светом: в просторные окна, некогда заложенные кирпичом, вставили новые рамы и стекла. В лучах солнца мозаики, очищенные от вековых наслоений, засияли золотом, серебром и невероятными оттенками красок. Реставраторы говорят, что ангелов когда-то было 24. Размещенные в простенках между окнами, они указывали на место рождения Иисуса и символизировали божественный свет – в храме, куда десятилетиями почти не проникал свет дневной.

В декабре 2018 года агентство AFP сообщило, что реставрация настенных мозаик в базилике Рождества Христова полностью завершена, убраны реставрационные леса, несколько лет стеснявшие паломников.

За последние полтора года реставраторы – мастера семейной итальянской компании Piacenti – очистили и подновили всё, что осталось от шедевра эпохи крестовых походов: 130 из первоначальных 2000 кв. метров драгоценных мозаик. Остальные погибли безвозвратно от времени, войн, землетрясений и сырости.

В процессе работ специалисты подтвердили время создания мозаик: середина XII века. Заказчиками выступили император Византии Мануил I Комнин, король Иерусалима Амори I и Рауль, епископ Вифлеемский. По мнению историков, в средневековом монументальном искусстве это редчайший, если не единственный, пример сотрудничества правителей разных христианских конфессий, Римской и Константинопольской церквей, ради украшения общей для всех христиан святыни.

Художественный стиль мозаик – византийский, они «напоминают византийские мозаики на Сицилии, во Флоренции и Равенне», – говорит Марчелло Пьяченти. Реставраторы добавляют, что есть и более близкий пример схожего византийского стиля: мозаичные изображения растений и животных в Иерусалиме, в мечетях Аль Акса и Купол Скалы.

Имена мастеров, выполнивших мозаичные работы в базилике Рождества, давно известны – их подписи сохранились. Однако открытия реставраторов помогли выяснить новые подробности и, среди прочего, уточнить время создания мозаик.

Один из мастеров, монах Эфраим – грек или сириец-мелькит (в данном случае – православный араб) – долгое время считался старшим мастером, продумавшим все мозаичное убранство храма в соответствии с доминировавшим в то время византийским стилем в искусстве. Его имя упоминается в надписи на латыни и греческом вместе с перечислением заказчиков нового убранства храма и годом создания мозаик, 1169.

Другая подпись содержит имя Василий, Basilius. Ранее историки полагали, что Василий был местным художником, работавшим под руководством Эфраима. Однако, по словам реставраторов, Василий (имя которого фигурирует в подписи с эпитетом «мастер») мог быть известным в свое время художником, одним из иллюстраторов знаменитого «Псалтыря Мелисенды» – иллюминированного манускрипта 1135 года, созданного в Иерусалимском королевстве во время правления королевы Мелисенды. Как и мозаики в базилике Рождества, этот манускрипт отражает смешанную культурную среду той эпохи: романо-католическое содержание с иллюстрациями в восточно-православном стиле.

Читать еще:  Что делать при крещении ребенка крестной маме. Как надо молиться на крещение детей? Как правильно готовиться к крещению ребенка

В третьей подписи, на латыни и сирийском, оба имени – Эфраим и Василий – упоминаются вместе. Свою подпись они оставили под масштабным изображением сцены «Уверение апостола Фомы», там же указан год создания мозаики, 1155.

Эти даты, а также химический анализ использованной в разных мозаиках смальты, подтвердили гипотезу, что мозаичные работы в храме проходили не в разные века, а в течение достаточно короткого периода времени, совпадающего с датами в подписях, 1155 – 1169 год. Вероятно, сириец (или грек) Эфраим действительно был создателем общей концепции и «руководителем работ», поскольку анализ стиля и методов укладки смальты показал, что в базилике одновременно работали несколько мастеров со своими подмастерьями. Историкам известно и третье имя, Дзан (Иоанн) – он был венецианцем.

Как и полагали историки, обновление убранства храма Рождества в жестоком XII веке стало редчайшим для того времени международным, межкультурным и межконфессиональным проектом.

Для мозаик в базилике Рождества Эфраим и Василий выбрали основным материалом смальту – золотую и серебряную, а также любимый в Палестине перламутр (реставраторы видят в этом влияние Василия, местного мастера) и поделочные камни.

«Мозаики по большей части выложены из золотой смальты – тончайшей золотой фольги, помещенной между стеклянными пластинами. Только лица, руки и ноги выполнены из местных поделочных камней», – говорит Марчелло Пьяченти (Marcello Piacenti), представитель реставрационной мастерской Пьяченти. Специалист по мозаике Миммо Нукатоло добавляет, что смальту укладывали особым образом, под небольшим углом, чтобы при попадании света она создавала живые блики и эффект неземного свечения.

Из наиболее крупных и хорошо сохранившихся изображений – родословие Христа согласно Евангелию от Матфея, Второй Вселенский Собор, Уверение апостола Фомы («Фома неверующий»), Вознесение Господне и гигантское мозаичное полотно «Вход Господень в Иерусалим».

Некоторые фрагменты мозаик решили не восстанавливать: согласно современной теории реставрации, вмешательство должно быть минимальным. Например, реставраторы заделали след от минометной мины, попавшей в крышу во время Шестидневной войны 1967 года, но выбоины от пуль, оставшиеся после 39-дневного вооруженного противостояния между израильскими военными и палестинцами в 2002 году, решено сохранить.

Полуразрушенное лицо одного из ангелов реставраторы восстановили с использованием новых материалов, отличающихся от оригинальных, чтобы не вводить в заблуждение будущие поколения реставраторов и археологов.

Специалисты компании Piacenti занимались не только мозаиками: в 2013-м они начали с замены свинцового покрытия и деревянных балок крыши, в 2018-м дали новую жизнь фрескам 1127 – 1200 годов в нефе базилики: состоятельные паломники заказывали живописцам портреты своих родных или своих местных святых, чтобы их образы веками «жили» в древнем храме.

По словам Марчелло Пьяченти, «эти изображения почернели от времени и стали едва различимы». Теперь их безликие силуэты вернулись на стены базилики: лица были уничтожены после завоевания Палестины мусульманами, согласно запрету на изображение людей в исламе. И это тоже часть истории многострадального храма.

Реставраторы даже изменили каноническую историю базилики. Долгое время считалось, что первый храм над местом рождения Иисуса, воздвигнутый в IV веке императором Константином, был сильно поврежден пожаром в 529 году, во время Самаритянского восстания. Однако за время работ реставраторы так и не обнаружили следов огня. Сейчас наиболее вероятной причиной разрушения первого храма называют землетрясение.

Базилика была восстановлена в VI веке императором Юстинианом, получила великолепное убранство при крестоносцах, однако «многие забывают, что она пережила всех завоевателей, войны и природные катаклизмы», – напоминает Пьяченти. Основной (западный) вход еще в древности уменьшили до полутораметрового проема в стене: сейчас его называют «Врата смирения», ведь обычный человек не может войти в храм, не склонив голову. На самом деле низкий проем был сделан для защиты от всадников, частенько въезжавших в церкви на лошадях.

«Эта базилика – настоящая крепость, выдержавшая бесчисленные войны и 15 разрушительных землетрясений. Однако она все еще стоит», – говорит Пьяченти.

На конец 2018 года реставраторы завершили около 2/3 от намеченных работ. В 2019-м, по мере поступления средств, планируется закончить реставрацию напольных мозаик, сохранившихся от первой базилики IV века, построенной императором Константином.

Скрытые под деревянными досками и поздними каменными плитами, эти полы прекрасно сохранились – в отличие от знаменитых колонн храма, общим числом 50. Вернее, каменные колонны чувствуют себя неплохо, однако украшавшие их росписи со временем стерлись от ежедневных прикосновений паломников. Краску наносили непосредственно на камень и спасти нижние росписи, вероятно, не удастся. Но верхние фрагменты фресок, куда не дотянулись руки пилигримов, уже очищают от многовековой грязи и свечной копоти, и красноватые тона росписей привносят новый оттенок в богатую цветовую палитру храма. Напоследок базилику Рождества оснастят современной пожарной сигнализацией и установят новое освещение.

«Работать в таком месте – ни с чем не сравнимое чувство. Иногда мне приходится чуть ли не силой заставлять своих сотрудников покинуть базилику в конце дня», – говорит Пьяченти. Значит, можно не сомневаться, что все работы будут завершены до конца 2019 года, как и планировалось.

Базилика Рождества Христова: от создания до наших дней

Вифлеем – город, представляющий собой огромную значимость для каждого, независимо от того, в какой стране он рожден. Ведь именно здесь находится Святой Вертеп и появился на свет Иисус, а теперь над Святой Пещерой возвышается базилика Рождества Христова — самая древняя из действующих церквей в мире. Она терпела разрушения, перестройки, но начиная с 550 года, обрела свой настоящий облик и с тех пор практически беспрерывно принимает прихожан. То, что храм благополучно дожил до наших дней, называют огромным чудом!

Немного об истории этого места

Как написано в Евангелии, незадолго до того, как родился Иисус, римские власти организовали перепись населения страны и каждый должен был пройти ее там, где родился. Иосиф, муж Девы Марии из Назарета, был родом из Вифлеема, поэтому супругам и пришлось приехать в этот город. Но все гостиные дворы оказались переполненными и единственным местом, где можно было устроиться на ночь, стала пещера для животных. Именно здесь и появился на свет Иисус, которого Мария запеленав, уложила в ясли. Тем временем над этим святым местом взошла Вифлеемская звезда, извещая о рождении Сына Божьего.

Читать еще:  Перед тем как причаститься что нужно делать. Как правильно готовиться к причастию: что делать начинающим

Как была возведения базилика

В память об Иисусе первыми христианами была воздвигнута на месте его рождения маленькая церковь. Но в 130 году император Андриан, будучи язычником, решил разрушить ее, и для того, чтобы окончательно осквернить место рождения Христа, соорудил здесь языческий храм.

Спустя два века, матерью Константина, Византийского императора, благочестивой Еленой, на этом месте была заново построена церковь. В 529 году храм сгорел от пожара, к которому привело восстание самаритян, но уже спустя два года на этом месте появилась базилика Рождества Христова в Вифлееме, с той поры практически не прекращающая действовать.

Архитектурные особенности строения храма

Вход в церковь Рождества Христова

По форме Вифлеемская базилика Рождества Христова похожа на храм Гроба Господня. Она прямоугольная, состоит из пяти разных по высоте нефов, которые разделяются колоннадой из 10 расписанных колонн. На всех них были нанесены лики святых, но к сегодняшнему дню на большинстве видны лишь нечеткие изображения, только лик Иисуса Христа сохранился лучше всех.

Из всех колонн базилики Рождества Христова ярко выделяется одна, на которой пять углублений. Их появление объясняется древним поверьем. Однажды, во время очередного арабского набега, часть жителей Вифлеема спрятались в храме и стали молить Бога о помощи, и эти молитвы были услышаны Всевышним. Когда их обидчики ворвались в храм, в одной из колонн образовалось пять отверстий, через которые вылетел рой обозленных ос, безжалостно искусавших арабов. Налетчикам ничего не оставалось, как срочно покинуть святое место.

Построена базилика Рождества Христова из тесаного камня, стены сделаны из мрамора. Пол здесь двойной, верхнее перекрытие защищает частично сохранившуюся со времен правления Константина мозаику. В левой части храма специально оставлен в полу проем, через который ее хорошо видно.

Можно обратить внимание, и на всех фотографиях базилики Рождества Христова в Вифлееме это видно, что вход в нее очень низкий и узкий. Его высота составляет всего 120 см. Сделано это было для того, чтобы каждый входящий в святыню смиренно поклонился. Именно поэтому его назвали «Вратами смирения».

Какой он — Святой Вертеп?

В Вертеп Рождества из базилики ведут два лестничных проема, стены которых красиво украшены тканью, а входы – иконами, а также резьбой работы XII века. С южной стороны — спуск, а с северной – подъем. Внутрь не попадает солнечный свет, поэтому освещение происходит за счет лампад. Площадь маленькая и узкая. Здесь размещен небольшой престол для служб, а Святое место, где родился Спаситель, украшает серебряная с драгоценными камнями Вифлеемская звезда, освещаемая шестнадцатью лампадами. По центру звезды отверстие, дающее возможность прикоснуться к части скалы.

Пройдя престол, паломники попадают в Предел Яслей. Это маленькая ниша, куда Богородица положила новорожденного Иисуса. Теперь здесь Ясельная часовня.

Прилегает к Святому Вертепу подземная пещера, в которой Иосиф прятал Деву Марию с младенцем от царя Ирода. Здесь же покоятся останки святых мучеников – Вифлеемских младенцев, которые были убиты по царскому приказу, когда тот был занят поисками Христа.

Настоящие чудеса внутри храма

Церковь Рождества Иисуса Христа

Перед самым входом в Пещеру Рождества расположена красивая икона, на которой представлен лик Пресвятой Девы Марии, нежно и тихо улыбающейся, прижимая к груди своего младенца. Она изображена безгранично счастливой, так как еще совсем не знает, сколько страданий выпало ему перенести. Эта икона – особая ценность храма, она считается чудотворной и миллионы женщин с разных стран мира, которым не удается познать счастья материнства, приезжают сюда, молить Богородицу о помощи. Светлая и нежная улыбка Девы Марии успокаивает их и вселяет в сердца надежду.

Сохранился в Святом Вертепе старый колодец, в который по преданью упала Вифлеемская звезда. Говорят, что ее отраженный свет до сих пор видится тем, кто продолжительное время смотрят в его глубь.

Особенным местом здесь является алтарь Ясел, находящийся именно там, куда Богородица положила только что рожденного сына, а также дары, преподнесенные волхвами будущему Царю мира. Сегодня в этом алтаре лежит восковая скульптура младенца. Нередко паломникам приходится часами стоять, чтобы пройти именно в это святилище.

Еще одно чудо в базилике Рождества Христова – взгляд Иисуса, лик которого нанесен на одну из колонн колоннады. Одним, проходящим мимо, видятся открытые глаза Спасителя, а другим – закрытые. На первый взгляд — интересный оптический эффект, но как тогда объяснить, что в 1998 году прихожанам посчастливилось наблюдать слезотечение лика? Об этом событии много писали в прессе.

Базилика Рождества Христова — прогулка по месту, где родился Иисус

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.

Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу — в пещере Рождества.

О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.

1. Вифлеемская звезда и алтарь.

У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.

2. Территория Базилики Рождества Христова.

1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

3. Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.

Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Читать еще:  Киржачский женский монастырь. Благовещенский киржачский женский монастырь епархиальный женский монастырь

4. Мемориальная табличка.

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

5. Черно-белое фото старой церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

6. Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный.

7. Вид с воздуха на территорию базилики.

8. Трехмерная модель базилики.

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

9. Крест на крыше базилики.

10. Вид на Ясельную площадь

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

11. В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.

12. Вид через Дверь Смиренности.

13. Комната охраны – первая комната в базилике.

14. Колонны базилики.

15. На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

16. Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

17. Неф и потолок

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

18. Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

20. Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.

21. Северная лестница к пещерам.

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.

23. В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.

24. Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

25. Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.

26. Южная лестница в пещеру.

27. Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.

28. Алтарь наз Вифлеемской звездой.

29. Алтарь над Вифлеемской звездой.

30. Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).

31. Серебряная звезда имеет 14 лучей.

32. Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос – 1717».

33. Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины.

34. В церкви святой Катерины

Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.

35. Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

36. Алтарь в церкви Святой Екатерины

37. Вход в францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.

38. Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

39. Витражные окна в церкви Святой Екатерины.

Источники:

http://nauka.vesti.ru/article/1129683
http://sunnyisrael.ru/blog/bazilika-rozhdestva-hristova-ot-sozdaniya-do-nashih-dnej.html
http://bigpicture.ru/?p=134906

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: