Сокрушение. Блж

Сокрушение

Сокруше́ние – 1) сильное огорчение, сожаление, печаль ( Притч.19:13 ); 2) раскаяние (сокрушение о грехах); 3) покаянное состояние, сопряженное со стремлением очиститься от греха, преобразовать себя, свою жизнь; 4) разрушение.

Сокрушение — умягченное состояние человеческой души по причине видения собственного недостоинства, сопутствующее покаянию в грехах.

Слово сокрушение происходит от глагола сокрушать (разбивать). Оно означает смягчение человеческого сердца, дотоле бывшего каменным по причине действовавших в нем страстей. В основе всех человеческих страстей лежит гордость, заключающаяся в окамененном нечувствии – совершенной холодности (бесчувственности) «к Слову Божию, к Истине Божией, к Правде церковной, ко всему подлинно-возвышенному и святому, ради чего стоит в мире жить и трудиться и пострадать, если нужно, и жизнь свою отдать» (Архиепископ Аверкий (Таушев)).

Рассматривая свои грехи и обращаясь к Богу, человек осознает свое недостоинство и тем самым сокрушает свое каменное сердце, разбивает его нечувствительность к Божественной правде и святости, привлекает действие Божественной благодати, преображающей его естество, изгоняющей страсти, созидающей в нем Царство Божие.

Состояние сокрушение сопровождается плачем и умилением. В святоотеческой литературе понятия сокрушение, плач и умиление используются как синонимы. Это и должно быть так, поскольку разделить эти состояния в душе кающегося человека можно лишь условно. В то же время, иногда у святых отцов они имеют оттенки, отчасти отличающие их друг от друга. Так, говоря о сокрушении, святые отцы выделяют в нем преодоление гордостного бесчувствия и осознание своего недостоинства перед Богом, говоря о плаче, выделяют болезненное переживание этого недостоинства, говоря об умилении – благодатное утешение, увенчивающее сокрушение и плач. В то же время разделить эти понятия невозможно, поскольку неразделимо само сердце кающегося человека, и в покаянии нераздельны человек и присутствующая в нем благодать.

Способствует ли сокрушение личному спасению?

Чувство сокрушения о грехах известно каждому здравомыслящему, взрослому человеку, не исключая безбожников (разве что последние, сознавая личную вину и ответственность за дурные мысли, желания, действия, не осознают их как грехи перед Богом).

О роли и значениии фактора сокрушения о грехах, в деле спасения, много написано в аскетической и духовно-нравственной литературе. Во времена Ветхого Завета положительную роль сердечного сокрушения отмечали Божьи пророки. Во времена Нового Завета об этом говорили апостолы.

Однако далеко не всякая форма сокрушения спасительна для человека. Бывает, что сокрушаясь, грешник впадает в состояние чрезмерного самоедства, сопровождаемого неоправданно преувеличенным чувством вины.

Такое внутреннее состояние способно служить почвой для формирования уныния, ощущения безнадежности и отчаяния. Уныние же и отчаяние суть тяжкие грехи. Таким образом, получается, что раскаиваясь в одних грехах, человек впадает в другие, ещё более пагубные. Результатом крайнего проявления отчаяния нередко оказывается отступление от Бога, суицид (классическим примером в данном отношении служит самоубийство Иуды-предателя, раскаявшегося в преступлении, но не пожелавшего просить у Бога милости и прощения) (Иф.27:5)).

Сокрушение не должно отворачивать кающегося от надежды и упования на Божественный Промысл. В этом случае оно может принести добрые плоды: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ).

“Жертва Богу – дух сокрушенный. ” (Пс. 50:19)

жертва Богу – дух сокрушенный – В древнем Израиле сокрушенного духом сравнивали с принесшим все жертвоприношения, вместе взятые (Сота 5б).

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.» (Пс. 33:19-21)

«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.» (Пс. 50:10)

«Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;» (Пс. 146:3)

врачует скорби – досл.: перевязывает раны

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.» (Ис. 57:15)

«Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Ис. 66:1-2)

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.» (Лук. 4:18-19)

Исповедаться в грехах – это один из моментов тшувы (покаяния). Цель тшувы – сделать поворот (шув) к Богу. Это возможно при сокрушенном сердце, при страхе и трепете перед величием Творца. “Долго я не знал, почему надо сокрушаться, раз Господь простил грехи. А потом понял, что кто не имеет сокрушения, не может устоять в смирении, ибо злые духи горды, они и нам внушают гордость, а Господь учит кротости, смирению и любви, чрез это душа обретает покой.” (Силуан Афонский )

“Бог допускает такие обстоятельства в жизни человека, когда человек плавится. Полностью сокрушается человеческая самодостаточность, самоуверенность, и только тогда Бог что-то делает через нас. Иеремии пришлось через многое пройти. И, поймите меня правильно, когда Бог проводит праведника через такие обстоятельства, то праведник всегда поднимется, и это сокрушение всегда приносит большой духовный плод.

Читать еще:  Кого для брака чаще выбирают женщины овны. Какие женщины нравятся мужчинам овнам

И Самому Иисусу пришлось тоже много пострадать, Сын Божий чрезвычайно был сокрушен перед Своим Отцом. «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия…» (Ис. 53:2). Иногда христиане думают, что имидж духовного служителя, такой крепкой личности, даст команду Духу Святому, и все совершится, но на самом деле в этом нет ничего общего с Божьими путями. Люди, которые были глубоко в Божьем уделе, знают, что Бог действует совершенно по-другому. Один из важных элементов сокрушения — нет, это не депрессия, не самооплакиваение, не жалость, это нечто другое — это опустошение.” (Валерий Решетинский. Сокрушенный дух)

Сокрушенное и смиренное сердце – это кающееся сердце, признающее свои грехи и стремящееся к Творцу! Йешуа (Иисус) дал нам живой пример!

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Йешуа (Иисуса) преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Йешуа Мессия (Иисус Христос) в славу Бога Отца.» (Фил. 2:6-11)

ПОДУМАЕМ, УРАЗУМЕЕМ СЕРДЦЕМ, К КОМУ МЫ ПРИСТУПИЛИ – К ГОРЕ СИОНУ И КО ГРАДУ БОГА ЖИВОГО, К НЕБЕСНОМУ ИЕРУСАЛИМУ И К ТЬМАМ АНГЕЛОВ, К ТОРЖЕСТВУЮЩЕМУ СОБОРУ И ЦЕРКВИ ПЕРВЕНЦЕВ, НАПИСАННЫХ НА НЕБЕСАХ, К СУДЬЕ ВСЕХ БОГУ, И К ДУХАМ ПРАВЕДНИКОВ, ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕНСТВА, И К ХОДАТАЮ НОВОГО ЗАВЕТА ЙЕШУА, И К КРОВИ КРОПЛЕНИЯ? КАЖДЫЙ ДЕНЬ НУЖНО СОКРУШАТЬСЯ И СМИРЯТЬСЯ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ГРЕХИ, РАСКАИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМИ! НИЧТО НЕЧИСТОЕ ТУДА НЕ ВОЙДЕТ!

«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.» (Откр. 21:27)

«Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: ‘я в страхе и трепете’. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Йешуа, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.» (Евр. 12:18-24)

23 к церкви первенцев –

“В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, Однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ. 3,11-13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются “первородными”, посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1,6.14; 2,11.12). См. статью “Церковь”.

достигшим совершенства – Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2 Кор. 5,8; Откр. 14,13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11,2.4.5.39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.” (Новая Женевская Учебная Библия)

Далее мы читаем:

«Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: ‘еще раз’ означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.» (Евр. 12:25-27)

«Ибо так говорит Господь Цеваот (Саваоф): еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Цеваот.» (Агг. 2:6-7)

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.» (Мф. 24:29-31)
– какой тонометр лучше или какой купить тонометр в подарок бабушке и будет ли он хорошим подарком?

Читать онлайн “Сокрушение «несокрушимых»”

Автор Скобелев Эдуард Мартинович

Эдуард Мартинович Скобелев

Приключения Арбузика и Бебешки. Сказочная повесть в трех частях. Часть третья. Сокрушение «несокрушимых»

© Скобелев Э. М., текст, 2007

© Слаук В. П., иллюстрации, 2007

© ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2012

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Читать еще:  Молитва николаю чудотворцу чтоб все было хорошо. Самая простая молитва николаю чудотворцу

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Часть третья

Сокрушение «несокрушимых»

Капитанский совет

После отплытия на море установился полный штиль. Если бы не просторы, которые всегда вызывают тревогу, можно было бы подумать, что вокруг небольшое озеро: лишь изредка лениво прокатывалась едва заметная волна, искрясь в лучах знойного солнца.

Арбузик велел убрать паруса и произвести уборку на всех четырёх кораблях, а заодно тщательно описать корабельное имущество.

– Понимаю, что штиль нужно переждать, но меня не оставляют беспокойные мысли, – признался Бебешка. – Последние дни в стране Голубых Туманов мы прожили в неумеренных восторгах и беспечности и потому забыли об осторожности. Моя мать часто повторяла поговорку моего деда: «Чёрт куёт крючья, даже когда мы спим».

– Я и сам так считаю, – со вздохом согласился Арбузик. – Фабрео получил наконец заслуженное возмездие. Но что с Болдуином и зеленохвостыми? Мне кажется, они всё ещё живы. Морское дно для их ракетного корабля вряд ли опаснее космического пространства. Если это так, мы слишком поторопились отпустить Чиха. И явно поторопились отплыть из страны, где завоёванная свобода остаётся лишь провозглашённой, а потому непрочной. Впору возвратиться и сделать недоделанное.

Возвращаться, однако, нисколько не хотелось: близился конец лета, ребята, всё ещё томившиеся в стране Дуляриса, ожидали скорейшего возвращения домой и рассчитывали, конечно, на помощь Арбузика и Бебешки.

Решили провести совет. На совет пригласили Пантелеймона, Саню Картошкина и Витьку Ушастика, назначенных капитанами. Лялька Дудкина и Наташа произвели полную опись имущества на всех четырёх кораблях.

– Согласен, что все эти бумажки необходимы, – сказал Витька Ушастик, просмотрев опись. – Нам придётся вывозить детей, и нужно знать, сколько пассажиров может принять каждый корабль. И всё же сделано упущение, которое меня огорчает.

– Какое же? – насторожившись, спросили девочки.

– Нигде не значится кот Кузя, – рассмеялся Витька Ушастик. – Как бесхозного беру его на свой корабль.

Неожиданное письмо

Капитаны всё ещё совещались, когда в кают-компанию вбежал взволнованный вахтенный.

– Арбузик, – начал он с порога, заикаясь от волнения. – Появился корабль, который преследует нас! Он держит курс к нашему правому борту и не сворачивает!

– Это только кажется! Пройдёт ещё несколько минут, и ты увидишь, что он идёт своим курсом. В открытом море случаются такие шутки: люди шалеют от пустых горизонтов.

– Во-первых, я не могу сказать, откуда появился корабль! Я заметил его только тогда, когда он был уже в трёх милях от нас. Во-вторых, я нисколько не сомневаюсь, что он идёт на сближение. В-третьих, у него очень высокая скорость. Такую скорость обычно не развивают корабли подобного класса.

Арбузик, Бебешка и Саня Картошкин поспешили на палубу.

Да, действительно, какое-то неведомое и странное по виду судно шло на сближение с «Освободителем». Трудно было сказать, грузовое это судно, прогулочная яхта или подводный корабль, поднявшийся на поверхность.

Между тем иноземный корабль подошёл уже настолько близко, что можно было хорошо рассмотреть трёх человек на его борту.

– Внимание! Внимание! – послышался голос, усиленный мощным мегафоном. Говорили по-английски. – Наше почтовое судно следует из Нового Света на Канарские острова! Мы уже месяц возим письмо, адресованное господину Бебешкину с корабля «Освободитель». Оно оплачено по очень высокому тарифу, и потому почта обязана разыскать адресата во что бы то ни стало. Сегодня мы случайно встретили ваш корабль. Наш капитан, которого зовут Джон Сакс, решил сделать подарок своему коллеге-мореходу. Готовы ли вы принять этот подарок?

Разумеется, Арбузик понял всё, что было сказано. Понял английскую речь и Саня Картошкин. Только Бебешка даже не догадывался, что речь идёт о нём, и недоумённо крутил головой.

Арбузик перевёл ему сказанные слова.

– Что ответим. Странная встреча.

– Надо принимать, – растерянно сказал Бебешка. – Нам нужно знать, что это за письмо. Оно может содержать важные вести.

– Команда «Освободителя» приветствует команду почтового корабля, следующего курсом на Канарские острова! – ответил Арбузик в переговорное устройство. – Благодарим капитана Джона Сакса за любезность, будем благодарны, если письмо будет передано господину Бебешкину!

– Тогда о’кей, – ответили с иностранного судна.

Вслед за тем на палубу «Освободителя» шлёпнулся увесистый пакет.

– Мастера, – восхитился Арбузик. – Они использовали какое-то техническое приспособление. У нас нет такого приспособления, но мы тоже родились не в хлеву с поросятами.

Он наклонился, чтобы поднять пакет.

– А вдруг это пластиковая бомба? – предположил Саня Картошкин. – Правда, я никогда не видел пластиковую бомбу и не знаю, как она выглядит. Но если это бомба?

– Это верно, осторожность никогда не вредит, если имеют дело с незнакомцами, истинные интересы которых неизвестны, – ответил Арбузик, передавая пакет Бебешке. – Но у каждого действия есть своя логика. Капитан Сакс или тот, кто командует им, мог всадить в наш борт торпеду или взять наш корабль на абордаж.

Бебешка вертел в руках пакет, не зная, как к нему подступиться.

– Господин Картошкин, – подмигнув, попросил Арбузик. – Сходите в кают-компанию. Там в буфете стоит несколько бутылок превосходного медового лимонада, которым снабдил нас в дорогу Али. Принесите, пожалуйста, бутылочку. Я предлагаю угостить капитана Сакса.

Читать еще:  Откуда начинается очередь к храму спасителя. Путь к мощам Николая Чудотворца: репортаж из огромной очереди

– Великолепное предложение! – поддержал Бебешка. – На любезность следует отвечать любезностью.

Арбузик поднял переговорное устройство.

– Не соблаговолит ли уважаемый капитан Сакс принять от благодарного господина Бебешкина бутылку превосходного медового лимонада? – спросил по-английски Арбузик.

– О, капитан Джон Сакс будет в восторге от такого подарка! – был ответ. – То, что сделали мы, – это долг почтовой службы. То, что делаете вы, – это щедрость сердца! Лимонад посреди океана – это удивительно!

Иностранный корабль примерно на скорости пешехода проходил метрах в десяти от борта «Освободителя».

– Тогда пусть капитан Сакс снимет свою фуражку, чтобы принять в неё подарок… Ну, Бебешка!

Взяв бутылку лимонада из рук Сани Картошкина, Бебешка примерился и кинул её в подставленную фуражку.

Надо сказать, Бебешка с первого класса играл в школьной баскетбольной команде и отличался удивительным глазомером.

Конечно, он рисковал. Может быть, недопустимо рисковал. Но он полностью доверился Арбузику и потому нисколько не волновался: бутылка медового лимонада описала высокую траекторию и упала в подставленную капитаном фуражку.

– Браво! – вскричал капитан иностранного корабля. – Клянусь, моё сердце преисполнено восхищения и благодарности! За двадцать лет морской жизни я впервые сталкиваюсь с таким милым подарком и такой ма́стерской точностью броска!

Отдав честь, капитан ушёл с палубы. Иностранный корабль изменил курс и вскоре растаял в морской дымке.

Предчувствия и сомнения

Арбузик предложил продолжить прерванный совет.

– Что-то здесь от лукавого, – озадаченно сказал Саня Картошкин. – Этот неожиданный корабль, это письмо, которое нередко не получишь в срок даже на земле… На сей раз оно настигло нас в открытом море. В этом что-то есть.

– Письмо в открытом море – это не случайно, – поддержала Саню Лялька Дудкина. – Я очень беспокоюсь. Я так волнуюсь, что у меня горят уши.

– Друзья мои, – с улыбкой сказал Арбузик. – Умный человек ничего не должен бояться в своей жизни… За исключением, пожалуй, двух вещей.

– Каких же? – спросила Наташа. – Об этом никогда не говорили наши учителя.

– Наши добрые учителя и не могут сказать обо всём. Они стараются выполнить школьную программу, а времени всегда недостаёт. В свободное время наши учителя, увы, не всегда читают мудрых авторов прошлого и настоящего – они ещё варят обеды, стирают бельё для своих детей и копаются в огородах. А ведь учитель – это ваятель души. Это больше, чем художник или поэт: он работает с живым человеком. И чтобы делать с успехом свою работу, ему нужно достаточно средств, чтобы не тратить слишком много времени на решение разных бытовых проблем. Варить обед или полоть грядку с морковкой – это благородное занятие, но учителю необходимо время и на то, чтобы хорошо подготовиться к урокам.

– Всё так, – согласилась Наташа, – но позволь узнать, какие две опасности угрожают умному человеку?

– Первая и главная опасность – это отступить от высоких моральных принципов. Усомниться в добре, равенстве и справедливости для всех. Ум только тогда получает своё полное развитие, когда подкреплён добром и бескорыстием. В противном случае это механический калькулятор, который неспособен создавать подлинные человеческие ценности. Человек без высокой морали – это больной человек. Злодей всегда болен.

Ребята молчали – думали.

– Даже я теперь готов полностью согласиться с этим, – сказал Бебешка. – Настоящий, сильный ум действительно как-то связан с высокими чувствами. Гнусные люди могут быть большими хитрецами, но мудрыми они не становятся никогда.

– Вторая опасность, – продолжал Арбузик, – это слабость воли. Иначе говоря, готовность подражать худшим. Отсюда лень, курение, бесцельная трата времени и прочие пороки. Взять алкоголь. Даже в самых ничтожных дозах он действует как коварный яд: разрушает наиболее тонкие структуры мозга и губит душу. Подлинно великие люди, благодаря которым существуют народы (хотя великие люди сами существуют благодаря народам), всегда высоко ценили здоровье как залог высокой трудоспособности, и потому избегали алкоголя. Граждане Древней Спарты давали алкоголь рабам, чтобы потешиться над пьяными и чтобы каждый из свободных граждан понял, что пьяный не может быть свободным, а свободный не имеет права терять свою первую свободу – незамутнённость рассудка, прозрачность, ясность душевных чувств… Кто хочет прославить себя и свой народ, должен идти к мудрости, непрерывно совершенствуя свою душу и не допуская слабостей… Я предложил капитану Саксу медовый лимонад, чтобы он понял, что имеет дело с благородными людьми. Предчувствую, это не последняя встреча, и хотел бы, чтобы этот человек – пусть даже он будет нашим ярым врагом – не думал о нас хуже, чем мы есть на самом деле… Всегда, когда есть возможность, стоит проявлять щедрость и великодушие по отношению к людям, с которыми имеешь или собираешься иметь дело: любой добрый посев способен дать добрые всходы в добром сердце…

– Но только лишь в добром сердце, – возразил Бебешка.

Он вскрыл ножом конверт и долго читал и перечитывал письмо, морща лоб и шевеля губами.

Источники:

http://azbyka.ru/sokrushenie
http://antipa62.livejournal.com/955493.html
http://knigogid.ru/books/356030-sokrushenie-nesokrushimyh/toread

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: