Собор польский. Православные храмы в польше

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Польская Православная Церковь

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

Социальная и благотворительная деятельность

В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г., специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г., занимается паломнической и благотворительной деятельностью).

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • Официальный сайт: http://www.orthodox.pl/
  • Каноническая территория: Польша (большинство верующих проживают в восточных частях страны); в “диаспоре” представлена в Бразилии
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский; как исключение в некоторых приходах польский[1]; в Бразилии португальский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Марие-Магдалининский в г. Варшаве (при нём резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
  • Место в диптихе: 13 (Рус.) или 12 (Конст.)
  • Состав: 12 архиереев; 8 епархий; ок. 420 священнослужителей (2012) [2]; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей – 2012) [2]; 13 монастырей (11 в Польше, 2 за границей – 2012) [3]; 3 высшие духовные школы; ок. 500-600 тыс. членов (2012) [4]

Каноническое устройство

Епархии

Исторический очерк

Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке – Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

Читать еще:  Достижения и потери постмодернистской философии. Философия постмодернизма: основные направления, представители, идеи

За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована “широкая поместная автономия.” В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр “Элеос” для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

Предстоятели

  • Георгий (Ярошевский) ((15 сентября 1921) 12 февраля 1922 – 8 февраля 1923)
    • Дионисий (Валединский) (8 февраля – 27 февраля 1923) в/у, архиеп. Волынский
  • Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 – 6/17 апреля 1948)
    • Серафим (Ляде) (23 декабря 1939 – 24 сентября 1940) упр., архиеп. Берлинский
    • Тимофей (Шрёттер) (1945) в/у, еп. Люблинский
    • Тимофей (Шрёттер), 2-й раз (6/17 апреля 1948 – 7 июля 1951) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) – 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 – на лечении
    • Тимофей (Шрёттер), 3-й раз (8 декабря 1959 – 5 мая 1961) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
  • Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 – 20 мая 1962)
    • Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 – 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Стефан (Рудык) (26 мая 1965 – 26 марта 1969)
    • Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 – 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
  • Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) – 11 февраля 1998)
  • Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998))
Читать еще:  Собор св богоматери в веве. Собор пресвятой богородицы - иконы

Статистика

  • 1931 – По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы/русины; 24% белорусы; 12% поляки; 3% русские) [6]
  • 1939 – 4.220.000 верующих [7]
  • перед концом Второй мировой войны – более 4 млн. верующих, 5 епархий, 10 архиереев, 1.579 приходов, 1.725 священников, 1.579 певчих, 1.947 часовен, 1.965 кладбищ [8]
  • 1945 (после установления новых границ и обмена населением) – около 450.000 верующих, 2 епархии, 3 архиерея, 169 приходов, 190 священников, 169 певчих, 223 часовни, 234 кладбища [9]
  • 1951 – 160 священнослужителей [10]
  • 1953 – 138 священнослужителей [11]
  • 1970 – 195 священнослужителей, 215 приходов, 300 освящённых помещений [12]
  • 1980 – По официальным данным государственной статистики: 292 священнослужителей, 231 приход, 300 освящённых помещений [13]. По эмигрантскому изданию Orthodox Monitor: 580.000 зарегистрированных верующих, 290 священнослужителей, 233 прихода, 301 освящённых помещений, 2 монастыря (мужской и женский), 19 монахов и 15 монахинь [14]
  • 1981 – 550 тыс. верующих [15]
  • 1986 – 850 тыс. верующих [15]
  • 1989 – ок. 950-1.000 тыс. верующих [15]
  • 1999 – 570 тыс. членов [16]
  • 2006 – 600 тыс. членов; 380 священнослужителей; 240 приходов; 8 монастырей (5 муж. и 3 жен.) [17]
  • 2012 – ок. 500 тыс. верующих; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей); ок. 420 священнослужителей; 13 монастырей (11 в Польше, 2 в Бразилии) [2] / 600 тыс. верующих; ок. 100 монашествующих [3]

Учебные заведения

  • Варшавская Христианская богословская академия (совместно с другими неримокатолическими христианскими исповеданиями Польши)
  • Кафедра православного богословия в Белостокском университете
  • Варшавская духовная семинария
  • Иконописная школа
  • Псаломщицко-регентская школа

Церковно-общественные организации

  • Братство православной молодежи (с 1980)
  • Братство святых Кирилла и Мефодия (с 1989, с уклоном к просветительской деятельности)
  • Братство святого Николая (с 1995, с уклоном к паломнической и благотворительной деятельности)

Ставропигии

Литература

  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.

Использованные материалы

  • “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html
  • Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
  • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-varshava.html

[1] По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013, http://drevo-info.ru/forum/3804.html

[2] “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html

[3] Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[4] Первая оценка по “Польская Православная Церковь,” официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html ; вторая – по заметке Махакеев Артем, “В Польше прошел международный съезд монашествующих,” Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy. hih

[5] При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.

[6] Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.

[7] Kosonocki, Witold, “Liczba i rozmieszczenie ludnosci prawoslawnei w Polsce,” Wiadomosci Metropolii Prawoslawnei w Polsce, 1939, № 3, 6-7, по Wynot, 323.

[8] Adamczuk, Lucjan, Mironowicz, Antoni, изд., Kosciol Prawoslawny w Polsce dawniej i dzis, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, Warszawska Metropolia Prawoslawna, 1993, 93-94, по Wynot, 326.

[9] Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.

[10] Urban, Kazimierz, Weryfikacja duchowienstwa prawoslawnego w 1953 roku (przyczynek do polityki wyznaniowei pierwszej polowy lat piecdziesatych), № 358, в серии “Zeszyty Naukowe Akademii Ekonomicznej w Krakowe”, Krakow, 1992, по Wynot, 337, n. 10.

[11] Urban, по Wynot, 337, n. 10.

[13] Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.

[14] Orthodox Monitor, 9-10, июль-декабрь 1980, 83, по Wynot, 339, n. 26.

[15] UChS Information Bulletin, 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.

Почему Польская Церковь возвратилась к юлианскому календарю

В день церковного новолетия мы беседуем с польским священником-богословом, деканом кафедры православной теологии Белостокского университета отцом Марком Лаврещуком о том, почему Польская Церковь приняла беспрецедентное решение о возвращении к юлианскому календарю, были ли какие-то трудности при переходе на «старый стиль» и насколько вообще значим вопрос календаря для православных поляков.

Напомним, что 18 марта 2014 года Архиерейский Собор Польской Православной Церкви отменил соборное решение от 12 апреля 1924 года о введении в Церкви «нового стиля» и постановил вернуться к «старому», то есть к юлианскому календарю.

Большинство приходов и значительная часть верующих жили по «старому стилю»

Читать еще:  Имя будущего мужа по руке. Как узнать имя будущего мужа по дате рождения разными способами

– Отец Марк, были ли какие-либо трудности с переходом Польской Православной Церкви на юлианский календарь? Или же Архиерейский Собор 2014 года только подтвердил существующий на приходах порядок?

– Возвращение юлианского календаря в Польскую Церковь не привело ни к каким переменам в жизни большинства приходов. Невзирая на официально принятое определение, что Церковь в Польше придерживается «нового стиля», большинство приходов и значительная часть верующих жили по «старому стилю». Перед принятием соборного решения о возвращении к юлианскому календарю приходы Варшавско-Бельской, Белостоцко-Гданьской и Перемышльско-Новосондетской епархий, за исключением нескольких общин, опирались на «старый календарь». В епархиях Люблинско-Холмской, Вроцлав-Щецинской и Лодзинско-Познаньской ситуация была менее однородна. Решение принимали собрания приходов.

– Есть ли статистика, сколько приходов сменили календарь?

– Статистические данные не были опубликованы и, по-моему, еще до сих пор не обработаны до конца. В епархии Белостоцко-Гданьской прежде по «новому стилю» жили только в трех-четырех приходах, при том что в этой епархии 57 приходов. На сегодняшний день «новый стиль» сохранила только одна община этой епархии – таково было решение приходского собрания.

– Многие указывают на проблемы в зарубежных диаспорах, связанные с сохранением юлианского календаря в Церкви. Особенно в больших городах, где график работы затрудняет празднование православных праздников в будние дни. Там люди просили не переходить на «новый стиль» или сохранить его.

– Предпринимались ли в Польской Церкви попытки ввести юлианский календарь прежде, после 1924 года, когда Церковь официально объявила о следовании «новому стилю»?

– На практике само решение о смене календаря в 1924 году в значительной степени не было реализовано на большинстве приходов. По этой причине в послевоенный период (после 1945 г.) приходы организовывали свою литургическую жизнь согласно с потребностями верных. Весь северо-восток, где проживает большинство православных, сохранил старый календарь.

В сознании верующих календарь никогда не был подстроен «под Москву»

– Не было ли обвинений в том, что Польская Православная Церковь в слишком большой дружбе с Русской Церковью, слишком привязана «к Москве»?

– Думается, что верующие вряд ли когда-либо считали, что календарь подстроен «под Москву». В сознании верующих «новый» или «старый» стили календаря не связаны с географическим положением той или иной Поместной Церкви. Для верующих и духовенства важнее, что и в Московском Патриархате, и в Сербской Церкви, и в монастырях Афона праздники отмечаются в те же дни, что и у нас, в Польской Церкви. Русофильский аргумент, объясняющий переход на юлианский календарь, скорее надуманный, чем действительный.

Не стоит забывать, что Польская Православная Церковь в момент получения автокефалии подвергалась преследованиям со стороны государственной власти и вынужденно приняла решение о переходе на так называемый «новый стиль». Кроме того, тогда же были начаты работы по переводу литургических текстов на польский язык. После Второй мировой войны эти инициированные властями действия не были продолжены, и тем более никто не заставлял Церковь продолжать процесс перехода на «новый стиль» календаря, менять литургический язык. Таким образом, на решение Архиерейского Собора следует смотреть как на само собой разумеющееся решение Церкви, ничем не вызванное, являющееся прежде всего констатацией фактов, а не творением новой реальности.

– Как вы думаете, почему в Польше была реакция торможения на введение «нового стиля»? В Греции тоже имело место сильное противодействие переходу на «новый стиль», но все-таки большинство приходов на него перешло. В Польше же приходы проигнорировали нововведение. Откуда такая разница? В чем причина?

– Православные в Польше многократно испытывали на себе трудности соседства с инославными: Брестская уния, конфискация православных храмов… Напряжение выросло после разделов страны, когда Православие в Польше стало идентифицироваться с русским царским режимом.

А в XX веке люди стали опасаться, как бы смена календаря в 1924 году не привела «явочным порядком» к введению «новой унии», иначе говоря – к поглощению православных общин Римско-католической церковью.

14 сентября 2016 г.

Историческая справка:

В объединенной Речи Посполитой в период с 1569 года до первого раздела страны в 1772 году Римско-католическая церковь была самой многочисленной, однако она охватывала лишь половину населения страны. На 100% католической страна не была никогда, чему косвенно способствовали разделы Польши, в которых участвовали страны протестантские и православные. Православным в 20-е годы прошлого века помогла исторически присущая Польше со времен Речи Посполитой толерантность к другим исповеданиям.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html
http://drevo-info.ru/articles/20.html
http://pravoslavie.ru/97009.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: