Собор касперовской иконы божией матери. Касперовской иконы божьей матери храм, кафедральный собор касперовской иконы божьей матери, касперовская церковь

Достопримечательности Николаева

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Кафедральный собор Касперовской иконы Божьей матери

Касперовской иконы Божьей Матери храм, кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери, Касперовская церковь ─ православный храм в г. Николаеве на углу улиц Садовой и Херсонской (сейчас проспект Ленина).

В память об этих событиях в 1855 г. благочинный епархиальных церквей г. Николаева протоиерей И. Станиславский обратился к Николаевскому военному губернатору М.Б. Берху с ходатайством «…в благодарность во имя спасения Николаева от врагов построить в юго-восточной части города храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы Касперовской». 1 июня того же года военный губернатор дал поручение Николаевской городской думе выбрать место для храма и разрешить сбор пожертвований среди городских жителей для этой цели.

Архитектурный проект храма заказан столичному архитектору профессору Федору Ивановичу Эппингеру, ученику известного русского архитектора К.А. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве). Наиболее известными сооружениями этого архитектора являются, здание мозаичной мастерской Академии Художеств, здание и церковь богадельни в Петербурге, а также церковь странноприимного дома в Иерусалиме.

Проект вскоре был представлен попечительному совету и одобрен им, получено также разрешение от Херсонской духовной консистории (органа управления Херсонской епархии).

В состав попечительного комитета по постройке храма вошли протоиерей И. Станиславский, Николаевский полицмейстер В. Карабчевский, почетные граждане К. Соболев и Ф. Карпевский, городовой архитектор И. Козаков, полковник Плетнев и надворный советник Павлов.

Сбор средств шел медленно, поэтому в 1861 г. Херсонская консистория вновь предложила открыть подписку добровольных пожертвований на сооружение храма, а собранные к этому времени 2975 руб. передать на строительство церкви в с. Константиновке. Николаевский военный губернатор Б.А. Глазенап возразил, поручив городской думе испросить согласие от всех жертвователей, те же, в свою очередь, согласия не дали.

В 1872 г. Николаевская городская дума подтвердила, что передает «часть городской земли без всякого выкупа в пользу города безвозмездно» под строительство храма, но к этому строительству, по неизвестным причинам, так и не приступили. По мнению николаевского краеведа Д.И. Закововоротнего, причиной задержки со строительством могло быть то обстоятельство, что в это время в Николаеве одновременно сооружалось несколько церквей и на такой крупный храм у жителей города просто не хватало средств.

На выделенном месте построили Касперовский молитвенный дом (в 1880 г. он значился в числе действовавших).

Торжественная закладка храма иконы Касперовской Божьей Матери состоялось в мае 1904 г.

Руководство строительством было возложено на городского архитектора Е.А. Штукенберга, подряд на строительные работы получил Д.И. Гаврилов. В распоряжении строительного комитета к этому времени было 40 000 руб. Строительство велось довольно быстро, к сентябрю завершили сооружение стен, но закончились деньги и строительные работы замерли. Вскоре городская дума решила предоставить строительному комитету заем в размере 15 000 руб. сроком на 15 лет.Темпы строительства заметно замедлились, а в начале 1908 г., когда сооружение было уже почти готово, вновь закончились деньги. 27 июля того же года городская дума выделила безвозмездно 8 000 руб. на завершение строительства и отделочных работ.

28 декабря 1908 г. Состоялось освящение храма во имя иконы Касперовской Божьей Матери, но и после этого строительные и отделочные работы продолжались еще несколько лет.

Описание храма: здание собора в плане представляет собой вытянутый прямоугольник длиной в 21 сажень и шириной в 10,5 саженей, сориентированный, согласно православной традиции, по линии запад-восток. Восточная торцевая стена завершается тремя полуциркульными апсидами. С западной стороны над входом надстроена колокольня высотой в 21 сажень. Она увенчана шатровой кровлей в стиле русской архитектуры XVII в. Слева и справа ее обрамляют декоративные главки на барабанах, украшенных кокошниками и также увенчанные небольшими шатрами. Над восточной частью храма надстроено средокрестие, которое венчает купол на высоком барабане. Вокруг него расположены 6 декоративных главок на барабанах разной высоты. Все они, как и главный купол выполнены в традиционной для русской архитектуры форме луковицы.

Согласно православному канону, семь куполов на храме символизируют семь церковных таинств.

Стены храма декорированы резными деталями в стиле древнерусской архитектуры XVI ─ XVII вв., а также карнизами.

Паперть и вход выделены лестницей и декоративным крытым крыльцом на резных каменных столбах. Особенно выразительны оконные наличники. Несколько портят общую стилистику сооружения большие витражные окна на боковых стенах, но в первоначальном виде строители сумели свести до минимума эту явную ошибку, допущенную архитектором, за счет оригинальных оконных рам с множеством ячеек ромбической формы, что напоминало кованные оконные решетки, часто применявшиеся в русской монастырской архитектуре. Особый эффект и обаяние старины храму придает строительный материал, из которого выложены стены ─ это потемневший от времени известняк.

Читать еще:  Во сне увидел приближающееся лицо. Лицо по соннику

Внутренний вид храма представляет собой большой высокий молитвенный зал, перекрытый полуциркульным сводом. Зал был рассчитан на 1200-1500 верующих. За счет больших окон создается эффект очень просторного и светлого помещения. Алтарное пространство дополнительно освещается сверху за счет окон, расположенных в барабане под куполом. Над входом, с западной стороны зала, расположены хоры в виде балкона, опирающегося на 2 колонны. Большой молитвенный зал этого храма отличается великолепной акустикой. В крипте храма имеется также нижний зал.

Касперовский храм оказался очень удачно вписанным в окружающую малоэтажную городскую застройку и стал архитектурной доминантой в этой части города, сохранив эту функцию и до настоящего времени.

Судьба храма в ХХ в. складывалась драматично, в 1922 г. Касперовская церковь, в числе других, пострадала в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим. В феврале 1930 г. с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку для нужд развернувшейся в стране индустриализации. В октябре 1934 г., в ходе антирелигиозной кампании, по решению Одесского облисполкома (Николаев в это время входил в состав Одесской области), собор во имя иконы Касперовской Божьей Матери закрыт. Здание передано в распоряжение Николаевского горсовета, который передал его под клуб судостроительному заводу им. 61 Коммунара. Новые хозяева снесли верхнюю часть колокольни и разрушили купола, слишком напоминавшие о культовом назначении здания. От полного разрушения здание спасло лишь отсутствие у завода средств на строительство нового клуба. В таком изуродованном виде храм простоял 58 лет.

В период Великой отечественной войны (во время немецкой оккупации города) в храме восстановлены богослужения, продолжавшиеся до 1949 г., после чего помещение отобрали у верующих в нем вновь возобновил работу клуб.

В 1992 г. здание храма передано общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, в нем возобновились богослужения, началась реконструкция собора. К 2010 г. первоначальный облик собора почти полностью восстановлен. Храм получил статус кафедрального собора Касперовской Божьей Матери.

Литература и источники:

ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 357;
ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 653, л. 86.

ГАНО. Ф.Р. 992, оп. 2, д. 1888, л. 64.
Заковоротний Д.И. Храмы Николаева / Д.С. Заковоротний ─ Николаев, 2001.
Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков ─ Николаев, 2008.

Касперовская икона Божией Матери

Среди многих образов Богородицы Касперовская икона Божией Матери занимает особое место и глубоко почитается верующими, ведь она помогала не только отдельным людям, но и целым городам.

Описание Касперовской иконы Божией Матери

Икона небольшого размера, в отличие от других она писана не на доске, а на холсте, наклеенном на доску. По типу иконографии она относится к иконам Умиления, где Матерь Божия обнимает обеими руками своего Младенца, а Он с умилением прижимается к ее щеке, обхватив своими ручками и глядя с недетской серьезностью.

Но на лице Богоматери нет улыбки – Она знает, что ее Дитя обречено на смертные муки, и в Ее глазах читается обреченность, но вместе с тем и смирение перед Божьей волей. В правой руке Младенца Иисуса свернутый свиток, который символизирует предназначение Иисуса, которое пока неведомо людям.

История иконы

По легенде, эту икону в конце 16 века привез на Русь один серб родом из Трансильвании (область на территории современной Румынии), которая в то время находилась под турецким владычеством. Этот серб осел в Херсонской губернии, и икона в череде многих поколений передавалась от отца к сыну. В конце концов она перешла в собственность помещицы Касперовой, владевшей имением Касперовка (Ольвиопольский уезд), по имени которой и получила свое название. К этому времени икона настолько обветшала и потемнела, что различить на ней что-либо было почти невозможно, однако помещица поместила ее в свой домашний иконостас и молилась образу Богоматери.

В 1840 году на Улианию Касперову обрушилось множество невзгод, и она стала молиться еще более истово, иногда проводя коленопреклоненной перед иконой всю ночь. Однажды, вставая с колен лишь на рассвете, она была потрясена: лики, изображенные на ветхой иконе, очистились и просветлели. Известие об этом чудесном восстановлении иконы Божьей милостью широко распространилось по округе, вызвав настоящее паломничество, особенно когда стало известно о реальных чудесных исцелениях.

Читать еще:  К чему во сне ощущаются запахи. Плохой запах

Какие чудеса сотворила Касперовская икона Божией Матери

Вот только несколько фактор зафиксированных реальных исцелений:

  • Дворянке Бурлеевой, жившей по соседству, явившаяся во сне Богоматерь повелела отправить в дом Касперовой и там помолиться перед иконой. Женщина так и сделала, после чего у нее прошел паралич руки.
  • Парализованную неходячую мещанку из Очакова привезли в Касперовку, и после молитвы она самостоятельно встала и пошла.
  • 13-летний крестьянский мальчик, страдавший от эпилепсии, выздоровел после молитвы перед иконой.
  • Местная крестьянка, сошедшая с ума, исцелилась после молитвы и того, как ее помазали маслом из лампадки, стоявшей перед иконой.

Известие о чудотворной иконе распространилось настолько широко, что дошло до Святейшего Синода, который, выяснив все обстоятельства, признал икону чудотворной.

Паломники шли сплошным потоком, и Касперовы, понимая, что чудотворная икона – это всеобщее достояние, в 1844 году передали ее в местный храм, где продолжались чудесные исцеления. В 1852 году верующие города Херсона добились того, чтобы на празднование Вознесения Господня икону крестным ходом доставляли в их город. Эта традиция соблюдается и по сей день.

Спасение Одессы

Во время Крымской войны (1853-1855) Касперовскую икону Божией Матери торжественно перевезли в Одессу, осажденную англо-французской эскадрой в составе 96 линейных кораблей. Почти 2 года (август 1854 – май 1856) в городском кафедральном соборе, куда ее поместили, перед ней служили молебны, а сестры милосердия давали обет.

Касперовской иконой Божией Матери архиепископ благословлял солдат, отправлявшихся в Севастополь, служили молебны, и солдаты на медные деньги покупали свечки. По распоряжению архиепископа их стали хранить отдельно, а впоследствии отлили из них медный крест и установили его в кафедральном соборе.

В 1854 году жители Одессы, неся впереди Касперовскую икону Божией Матери, обошли крестным ходом свой город, и вражеская эскадра отступила. Никаких других причин для этого не было, поэтому слава чудесного избавления Одессы еще больше упрочила славу иконы, а в Одессе этот день стал почитаться как день спасения города и великое православное торжество.

В 1936 году Касперовская икона Божией Матери была перенесена в Успенский собор в Одессе, который позже стал кафедральным, и с тех находится там.

О чем молятся Касперовской иконе

Образ матери, готовой пожертвовать своим сыном ради спасения мира, к тому же исполненный так проникновенно, затрагивает в душе самые глубокие струны, поэтому не требуется никаких усилий, чтобы настроиться на молитву. В чем помогает Касперовская икона Божией Матери? Ей молятся об исцелении от болезней физических и душевных, о защите в сложных жизненных ситуациях, о заступничестве перед лицом клеветников и врагов.

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво­их, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе­гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Касперовская»

Украинским городам Одессе и Херсону дарована особая милость Божья, ибо полгода в году на их территориях находится христианская святыня — Касперовский образ Божией Матери. В течение полугода к святому лику могут прикоснуться и помолиться перед ним православные и паломники со всего мира в различных храмах юга Украины.

Читать еще:  Женские имена на 17 января. Имена по Святцам для мальчиков в январе: значение, происхождение, святой покровитель

Икона Пресвятой Богородицы «Касперовская» — особо почитаемый чудодейственный образ Божьей Матери, молитвенные воззвания к которой постоянно слышны в одесском Успенском соборе.

История появления чудотворного лика

Согласно преданию, христианская святыня попала в Херсонскую губернию из местности, находящейся под правлением турок, ныне это территория Румынии. Она была привезена неким сербом и передалась по наследству от родителей к детям. В результате постаревшая, потемневшая икона Богородицы, на которой уже было трудно различать образа, оказалась в доме богатой помещицы, владелицы имения Касперовка.

Благочестивая женщина установила святыню в центральное место домашнего иконостаса, несмотря на ее неблагоприятный вид, и постоянно молилась перед ним. 1840 год стал для Улиании Касперовой периодом невзгод, она на коленях проводила ночи в молитвах, прося у Господа выхода из сложившейся ситуации.

Чудо обновления святого образа произошло на рассвете одного дня, краски на иконе обновились, образа стали светлыми и чистыми. Чудодейственное восстановление святого лика молниеносно распространилась по округе, приходящие поклониться святыне получали исцеления, что стало еще одним поводом для паломничества к ней.

Чудеса, совершенные по молитвам у лика

Из уст в уста передавалась новость об исцелении дворянки Бурлеевой, которая во сне увидела Пресвятую Богородицу, велевшую прийти к Касперовой и помолиться перед святым образом. В результате у Бурляевой восстановилась рука после паралича.

Следом за этим от паралича была исцелена очаковская мещанка, которую внесли в дом Касперовой на руках, а вышла она на своих ногах.

Святейший Синод, изучив все случаи чудотворения, признал Касперовскую икону Пресвятой Богородицы чудодейственной, к которой не прекращался сплошной поток паломников.

Через четыре года чудотворная святыня была передана Касперовой в местный приход, а с 1852 года она ежегодно доставляется на праздник Вознесения Господня в Херсон, для этого организуется крестный ход.

Во время Крымской войны перевезенная в Одессу святыня стала оберегом города от англо-французских войск. Около иконы «Касперская» постоянно шли службы, нею благословлялись солдаты, а они медными деньгами расплачивались за свечи. Медных монеток собралось настолько много, что из них отлили крест, установив его в центральном соборе.

Икона «Касперовская» является спасительницей Одессы, ибо после крестного хода вокруг города со святыней на руках вражеские корабли внезапно снялись с якорей и покинули город без видимой на то причины.

На заметку! С 1936 года и поныне святой образ хранится в одесском кафедральном соборе Успения Божией Матери.

Покровский монастырь Ленинградской области также обладает чтимым списком.

Читайте о других иконах:

О чем просят перед Касперовской иконой Богородицы

Ныне, как и много лет назад, Пресвятая Богородица дарует Свою помощь тем, кто приходит к Ней с чистым сердцем.

Касперовская икона обладает чудотворной силой, даруя:

  • исцеление от физических недугов;
  • освобождение от злых сил в виде слабоумия или эпилепсии;
  • защиту от врагов и злых людей;
  • разрешение сложных жизненных ситуаций;
  • заступничество;
  • наставничество на путь истинный.

Святой лик Богородицы, наполненный любовью к Сыну, располагает к искренней молитве, в которой можно вылить все тайны и тревоги сердца.

Значение святого образа

В отличие от остальных древних образов, написанных на досках, икона «Касперовская» выполнена на холщовом полотне, натянутом на деревянную основу.

На ней изображен нежный лик Богоматери, на котором особо выделяются грустные, покрытые нежностью глаза. Богородица обнимает Младенца, держа Его за голову. На Ее лице отсутствует улыбка, ибо Божья Матерь знает печальную участь земной жизни Иисуса.

Маленький Иисус с доверчивостью прильнул в Матери, Он левой ручкой держит Ее покрывало, правая рука сжата в кулачок, в ней находится свиток, в котором написаны Божьи обетования.

Это икона Умиления и смирения, показывающая нежные отношения между Сыном в человеческой ипостаси и его земной матерью. На оригинальном образе взгляд Богородицы направлен немного вверх, Она как бы просит Бога Отца о милости. Прикосновение лиц матери и Сына — символ единства Бога Сына и человека Иисуса Христа.

Важно! Иисус Христос, Бог Сын и Пречистая Дева всегда рядом и готовы выслушать молитвы, идущие из глубины сердец христиан.

Источники:

http://nikolaev-guide.blogspot.com/2011/09/blog-post.html
http://omolitvah.ru/ikony/kasperovskaya-ikona-bozhiey-materi/
http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-kasperovskaya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: