Смысл хаджа. Введение
Вернуться подобным младенцу, или Не ищите смерти во время хаджа
О чем нужно помнить верующему во время совершения хаджа и почему смерть на Святой земле вовсе не является богоугодным делом, рассказывает исламский богослов Дамир-хазрат Мухетдинов
Сегодня, 16 августа из аэропорта Душанбе вылетела для совершения хаджа первая группа паломников — 184 человека. Часть уроженцев республики отправится в хадж по таджикистанской квоте, часть по квоте, предоставленной России Саудовской Аравией с возможностью перенаправить ее в пользу верующих из других стран.
Паломников ждут традиционные для хаджа тяжкие испытания палящим аравийским зноем, многочасовым стоянием в толпе единоверцев и волнительный трепет в надежде прикоснуться к главной святыне ислама — черному камню Каабы.
В награду за это человек получает духовного откровение, возможность раскаяния и освобождения от бремени грехов.
О том, в чем состоит суть паломничества и что должен помнить верующий, приближаясь к порогу Заповедной мечети — Масджид Аль-Харам, рассказал порталу исламский богослов, первый зампред Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов.
Sputnik Таджикистан: Дамир-хазрат, скажите, пожалуйста, что является самой главной частью хаджа, его кульминацией? К какому обряду нужно внутренне готовиться особенно тщательно?
Дамир Мухетдинов: На мой взгляд очень важно правильно расставлять акценты и понимать, что, когда пророк Мухаммед говорил о сути хаджа, этого великого предстояния перед Господом, то сумел облечь это в два слова: “хадж — это Арафат”. Сама суть паломничества сводится к этому стоянию, когда в одном месте в течение дня стекаются миллионы людей со всего мира.
Sputnik: И что же сам верующий должен почувствовать в этот момент?
Д.М.: Осознание того, что стоишь перед Господом и можешь напрямую обратиться к нему с молитвой. Что ты человек, что ты являешься частью всей истории рода людского — от создания Всевышним первого человека — Адама, до сегодняшнего дня. В этом и есть смысл хаджа.
Sputnik: С повседневной точки зрения, что нужно иметь ввиду путнику, когда он, прибыв на место, начинает исполнение обрядов?
Д.М.: Все-таки хадж, хотим мы этого или нет, — это, невероятное количество людей, огромное стечение верующих. Потому паломнику нужно быть очень аккуратным, предельно внимательным к своему здоровью, не перегреваться на солнце лишний раз. Если он слаб здоровьем, не надо сходу пытаться пробиться к святыне через толпу народа, желающего совершить тот или иной обряд.
Sputnik: Но в то же время многие мусульмане считают, что умереть во время хаджа — значит попасть в Рай после воскрешения. А кто-то отправляется туда специально на склоне лет или больным, надеясь встретить смерть в дороге.
Д.М.: Действительно, у некоторых появляется такая мысль: если я поехал в хадж и там умру — это хорошо! На мой взгляд, это абсолютно неправильная философия. Бог четко говорит в Коране: не губите ваши души. Люди едут в хадж, не для того, чтобы умереть. В конце концов, если бы это было предпочтительно, наверное, пророк показал бы нам пример доблести, если бы отправился в хадж, и его бы там похоронили. Это был бы пример для подражания. Ну а он вернулся здоровым и умер в благословенной Медине.
Sputnik: А чего следует во время хаджа избегать?
Д.М.: Посторонних мыслей и ненужных, даже вредных деяний. Многие паломники растрачивают свою силу, энергию, время и ресурсы на совершено второстепенные задачи, пренебрегая главной, фундаментальной задачей хаджа — обновлением души. Кто-то попытается на этом нажиться, сделать бизнес, торговлю, рекламу. Вот этого точно допускать не надо.
Sputnik: Кстати, о бизнесе и деньгах. Насколько я понимаю, из-за серьезных затрат на реставрацию Запретной мечети Саудовская Аравия повышает цены на услуги по организации паломничества.
Д.М.: Все верно, повышение цен будет не менее чем на 10%. Решение Саудовской Аравии связано с тем, что реставрация мечети испытывает кризис. Саудовские власти говорят, что в бюджете не хватает средств для подобной стройки века. Тысячи мусульман, которые ежегодно едут в Мекку, к сожалению, почувствуют это на себе. Сохранение прежней стоимости возможно, только если будут приняты попытки транспортировки паломников иными способами, кроме как по воздуху, или если будут предложены более низкие цены на проживание в гостиницах.
Sputnik: И последний вопрос: перенеся все тягости путешествия до Мекки и Медины, совершив обход Каабы вместе с толпами единоверцев, обратившись к Господу на горе Арафат, каким должен вернуться домой верующий мусульманин?
Д.М.: Как сказал Пророк: вернувшийся из хаджа подобен только что рожденному младенцу. Поэтому главное — вернуться здоровым, обновленным, очищенным от грехов и поделиться этой божественной энергией, силой духа с верующими людьми. Постараться стать лучше, быть примером для подражания для общины и близких.
Смысл хаджа. Введение
Каждый год в паломничество к Дому Аллаха отправляются миллионы наших единоверцев. Это величайшее событие имеет колоссальное значение не только для мусульманской Уммы, но и для всего человечества. Почему? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в этой статье.
До появления нашего праотца Адама (мир ему) Всевышний поделился с ангелами идеей создать Своего наместника на земле:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»» (Сура “аль-Бакара”, аят 30)
Нам неизвестно какие события предшествовали этому диалогу, но ангелы были осведомлены относительно нашего поведения еще до нашего появления. Это еще раз доказывает, что нет знания и Мудрости ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха!
К сожалению, сейчас, как и много лет назад, продолжают идти войны. Миллионы людей по всему земному шару не имеют доступа к чистой питьевой воде, качественной медицине и страдают от голода. Ислам категорически осуждает такое человеческое отношение к творениям Аллаха:
«Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» (ат-Табарани и Аль-Баззар).
Но и на этом пороки современного общества не заканчиваются. В обществе до сих пор проявляются расистские и националистические настроения, а также дискриминации по отношению к социально и экономически незащищенным слоям. Люди, в зависимости от своего происхождения или социального статуса, получают разное отношение.
Мир скатился в пучину хаоса. И это ужасно. Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Ислам будет потерян, когда будут люди, которые не будут знать, что такое Джахилия (времена невежества)» .
Действительно, мы никогда не сможем понять глубинный смысл хаджа, если не сможем осознать то ужасное положение, в котором находится человечество.
В хадж приезжают люди со всех уголков земли – как из самых беднейших стран, так и из стран «первого мира». Но все они едут с одной и той же целью – выполнить приказ Аллаха и выразить Аллаху благодарность за Его блага. В Священном Коране Всевышний повелевает Пророку Ибрахиму (мир ему) призывать людей совершить хадж и так описывает материальное положение паломников:
«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог» (Сура “аль-Хадж”, аят 27).
Многим паломникам придется оставить все свое имущество; на время забыть о работе, бизнесе; отказаться от роскоши и бок о бок встать с простыми рабочими. Они будут молиться рядом с друг-другом, носить одну простую одежду, бегать как все между холмами Сафа и Марва и стоять в очереди, чтобы попить воды Зам-зам. Они все как один будут вспоминать Пророка Ибрахима (мир ему) и будут жертвовать мясо своих жертвенных животных.
Несмотря на огромное различие в происхождении и социальном статусе паломников, среди них почти не будет ссор и недопонимания, ведь в Коране сказано:
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (Сура “аль-Бакара”, аят 197).
Да, можно возразить, что хадж совершается ежегодно, а проблемам в обществе все также нет конца. Конечно, один-единственный хадж всех проблем решить не может, но это благословенное собрание должно для всего человечества служить примером мира и взаимопонимания между людьми любого происхождения и социального статуса. Это наглядный пример истинного братства, гармонии и терпимости среди людей. Хадж доказывает, что люди способны усмирить себя и свое эго ради высокой цели.
В наступившем сезоне хаджа мы просим Всевышнего Аллаха сделать всех нас примером мира, братства и любви между людьми. Это является одной из наших основных задач, как мусульман:
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих » (Сура “аль-Бакара”, аят 143).
Также по этой теме читайте:
13 советов, чтобы хадж был принят Всевышним
Смысл хаджа. Введение
Хадж настраивает на размышления. И не только тех, кто поехал к Святым местам (в Мекку и Медину), но и тех, у кого не нашлось для этого возможностей. Стоит только окунуться в жизнеописание Пророков, осознать ценность месяца Зуль-Хиджа, проникнуться глубиной Курбан-Байрама, как мысли уносятся в другие измерения:
1. Состояние Ихрам.
Вхождение в состояние Ихрам – лишнее напоминание о смерти. Определённые запреты, связанные с Ихрамом (на стрижку волос и ногтей, использование парфюма, сватовство и супружескую близость, охоту и др.), помогают паломнику настроиться на предстоящие ритуалы Хаджа. Уже нет забот по службе, не требуется что-то решать и куда-то спешить, даже об одежде незачем волноваться – 2 куска материи решают вопрос. Человек, пусть временно, но отдаляется от повседневной жизни.
Однако, наступит когда-то момент не частичного, а полного расставания: с людьми, вещами, привычками, даже с собственным телом. Готовы ли мы к этому?
2. Таваф вокруг Каабы.
Семь кругов вокруг Каабы – символ вселенского движения. Всё в мире – от микро- до макро-масштабов – пребывает в движении, изменении, прославлении Творца.
Всю свою жизнь движется и человек. Только вот куда? А надо бы как на Тавафе – с зикрами и мольбами на устах, всем сердцем быть обращённым к Единственному Всемогущему. Ведь «мы пришли от Него и возвратимся к Нему» (сура «Аль-Бакара», 2:156). Чем раньше мы это осознаем, тем старательнее будем готовиться к этому возвращению, ин ша Аллах.
3. Выстаивание на Арафате.
На горе Арафат, по Милости Создателя, после долгой разлуки и долгих молитв встретились Адам, Мир ему, и Хава. Подобно нашим прародителям, ежегодно на горе Арафат встречаются души паломников с Милостью Аллаха, принимающего их дуа-мольбы. Каждый несёт Творцу свою печаль, просит разрешения своих проблем, верит в обязательный Ответ.
Но каждый ли помнит о друге и соседе или о незнакомом брате по Вере, страдающем прямо сейчас?
День Арафат определён Всевышним как особенное время для обращения к Нему, для молитв друг о друге, о близких и далёких, о знакомых и незнакомых. Этот День особенной встречи с Милостью Аллаха не повторится до следующего года, а для кого-то – уже никогда… Постараемся же успеть с нашими дуа.
4. Бросание камней на Джамаратах.
Бросание камней – один из ритуалов Хаджа. Он символизирует борьбу человеческой души с шайтаном. Этот непримиримый враг Адама и его потомков всегда начеку и использует любой повод, чтобы навредить, прежде всего, нашему Иману (Вере).
Когда Пророк Ибрахим с сыном Исмаилом, Мир им, шли к месту заклания, их чистые сердца сразу распознали предательские нашёптывания шайтана, и они тут же стали отгонять нечистого, бросая камни.
А всегда ли мы так однозначно-решительны в отстаивании богоугодного и борьбе с препятствиями к нему?
5) Призыв Пророка Ибрахима, Мир ему
После того, как Ибрахим и Исмаил, Мир им, восстановили Каабу, к ним явился Ангел Джабраиль с приказом от Аллаха совершить таваф вокруг Каабы, а также другие обряды Хаджа. По завершении паломничества, ангел Джабраиль сообщим Пророку Ибрахиму, что ему надлежит призвать к Хаджу весь род человеческий.
«Провозгласи людям [обязанность совершать Хадж], чтобы они пребывали к тебе и пешком, и на поджарых верблюдах из самых отдалённых поселений…» (сура «Аль-Хадж», 22:27). Пророк Ибрахим, Мир ему, выполнил то, что от него требовалось, осознавая, что его призыв будет доведён Аллахом до тех, кого Он избрал, несмотря на близость или дальность.
А мы – твёрдо ли помним, что все итоги и решения только у Аллаха? Нередко человек пытается перешагнуть через данные Творцом возможности, не останавливается на том, что в его силах, а старается влиять на результат. Причина в слабом полагании на Аллаха, на Его Всеобъемлющее Знание и Безграничную Щедрость. Подумать только, ч т о́ может упускать из виду человек!
Но приходит благословенный Курбан-Байрам – как ярчайший образец безусловного полагания на Волю Аллаха (Таваккуль аляЛлах). Пророки Ибрахим и Исмаил, Мир им, каждый по своему, оба были готовы на огромную жертву по Приказу Аллаха. Потому, что у них была полная уверенность в необходимости сделать то, что повелел Всевышний. А также – полная готовность принять любой итог, предопределённый Аллахом, как наилучший для них.
Так и произошло. Внутреннее принятие ситуации и действительное намерение принести большую жертву, ради Творца, стали причиной её замены на менее значительную. При этом духовная степень отца и сына многократно возросли.
Их пример искреннего таваккуля многие века воодушевляет тех из людей, кого Аллах, по Своей Милости, наделил способностью верить в Него и приобщаться к духовному пути Его Пророков. Ин ша Аллах, речь о нас с вами, уважаемые читатели.
Пусть же нынешний Праздник Жертвоприношения укрепит сердце и разум каждого из нас! Аминь.
Источники:
http://tj.sputniknews.ru/opinion/20170816/1023086897/khadzh-molitva-smysl-palomnichestvo-islam.html
http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/smysl-hadza-o-kotorom-malo-kto-znaet/
http://islam-today.ru/veroucenie/a-znaete-li-vl-v-chem-zakluchaetsya-istinnii-smisl-haja/