Скопцы которые оскоплены от людей. В сумасшедшем доме
Российская секта скопцов (6 фото)
Скопцы Олекминского уезда (Якутия)
Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).
Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов — разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.
Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.
Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.
Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения — ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.
Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.
Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.
Надо сказать, что авторитет духовных лидеров секты под сомнение не ставился. И потому Кондратий пользовался у хлыстов огромным уважением — так велела «богородица».
Кондратий Селиванов
И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.
Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.
Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.
Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.
Сила золота
Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».
Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.
Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом — стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.
Подготовка к оскоплению
Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен — кастрация и вступление в секту.
Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные — порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.
Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.
И женщины, и мужчины
Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» — это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички… дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.
Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.
Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.
Оскопленные мужчина и женщина
После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно — удаление сосков.
Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.
Общение с царями
Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.
Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов — не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.
Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.
— Ты мой отец? — якобы спросил Павел Селиванова.
— Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, — заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.
Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.
Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все — от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.
При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.
Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!
Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.
Как все закончилось
Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I — генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.
На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.
Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».
В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним — тысячи единоверцев.
Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, — отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.
Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых — миллион, у сестер Смирновых — 500 тысяч.
Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских — посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.
Глава 30. Учение Иисуса Христа о разводе и девственности. Благословение детей.
Совет фарисеев Иисусу удалиться из владений Ирода
Ирод Антипа услышал обо всем, что делал Иисус, и старался разузнать – кто Он? Одни говорили ему, что это Иоанн восстал из мертвых, другие – что Илия явился, а третьи – что один из древних пророков воскрес. Такие же мнения были сообщены Самому Иисусу Апостолами, когда Он спросил их: за кого почитают Меня люди? ( Мк. 8, 24 ). Но из всех этих мнений Ирода тревожило одно: «Не Иоанн ли это, которого я обезглавил? Не будет ли он мстить мне?» И искал случая увидеть Иисуса, чтобы удостовериться, насколько верно его предположение.
В то же время пришли к Иисусу некоторые из фарисеев и, под видом особого расположения к Нему, посоветовали Ему удалиться из пределов власти Ирода: ибо он хочет убить Тебя, – говорили они ( Лк. 13, 31 ).
Фарисеи не могли дать такой совет Иисусу из расположения к Нему, так как всегда и везде оставались открытыми врагами Его; поэтому надо полагать, что они посланы были самим Иродом, который опасался возмущения народа, всегда толпами следовавшего за Иисусом, и потому естественно мог желать, чтобы Иисус удалился из подвластных ему областей.
Понимая хитрость фарисеев и подославшего их Ирода, Иисус сказал: пойдите, скажите этой лисице, что Я изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу ( Лк. 13, 32 ).
Лисица хитра, лукава и кровожадна; поэтому Христос и назвал лисицей хитрого и кровожадного Ирода. Слова же – сегодня и завтра, и в третий день кончу, – нельзя понимать буквально, потому что до прекращения изгнания бесов и совершения исцелений Иисусом, то есть до Его крестной смерти, оставалось еще значительно более трех дней. По мнению Феофилакта, слова – сегодня и завтра – означают большое число дней; по мнению же епископа Михаила, слова эти составляли народную поговорку, означающую, что известное действие будет продолжаться до известного времени, впрочем, недолго.
Сказав это, Иисус добавил, что не страшится никаких угроз Ирода уже потому, что не было примера, чтобы пророк погиб вне Иерусалима ( Лк. 13, 33 ), и что и Он пострадает там же, а не в Галилее или Перее, подвластных Ироду.
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Речь Иисуса о браке разводе и безбрачии, то есть девстве
Этим вопросом фарисеев и последующим вопросом учеников вызваны объяснения Иисуса о нерасторжимости брака и о безбрачии – нерасторжимости брака вообще и о допущении развода по вине прелюбодеяния сказано выше (гл. 12, с. 313) при изложении Нагорной проповеди. Здесь же остается изложить взгляд Иисуса Христа на безбрачие.
Христос безусловно отверг обычай евреев отпускать по произволу жен, потерявших благоволение мужей; Он установил нерасторжимость брака и лишь снисходительно отнесся к расторжению брака по прелюбодеянию.
Такое учение о браке показалось ученикам Иисуса трудноисполнимым, и они откровенно сказали: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Эти ученики, по всей вероятности, были не из числа Апостолов; они еще не прониклись духом Христова учения и смотрели на жену не как на равноправного друга, но как на рабыню, обязанную удовлетворять все прихоти своего господина; они не подумали, что если Христос заповедал любить всех, даже врагов, и всем прощать всякие обиды, то надо любить и жену, надо и ей прощать; они забыли, что не только всепрощающая любовь, но даже одно сознание святости принятых на себя мужем перед женою и детьми обязанностей заставит его безропотно нести свой крест супружества, если оно не дало ему того счастья, на которое он рассчитывал.
На это замечание учеников Иисус ответил: не все вмещают слово сие, но кому дано.
Это изречение можно относить не только к последующим словам о безбрачии (девстве), но и к предыдущим о нерасторжимости брака. Если кто не может возвысится до всепрощающей любви и отрешиться от узкого себялюбия, если кто не может понести всю тяготу супружества, не может вместить слово о святости брака как установленного Богом союза, то лучше не жениться. Но, отказываясь от брака, надо оставаться девственником, а не предаваться блуду. Только два положения допускаются: или брак, или безбрачие; в первом случае половые сношения разрешаются только с женой, во втором же требуется безусловное воздержание от удовлетворения половой похоти. Если для многих тяжело честное исполнение обязанностей супружества, то нелегко и воздержание. Поэтому-то Апостол Павел и писал Коринфянам: хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ( 1Кор. 7, 1–2 ).
Иисус Христос не принуждал ни к браку, ни к девственной жизни, но отдавал предпочтение девственности. К такому заключению необходимо прийти, если понимать слова Его так: «Вы говорите, что при таких обязанностях к жене лучше не жениться; и Я скажу вам, что лучше не жениться, но так как многие не могут воздерживаться от плотских сношений с женщинами, то такие пусть женятся, и в этом нет никакого греха; а кто может воздержаться, кто может остаться всю жизнь девственным, пусть остается».
Говоря так, Он привел три примера девственности, называя девственников скопцами. Конечно, не о скопцах в буквальном смысле этого слова Он говорил, то есть не о тех, которые оскоплены телесно и тем лишены всякой возможности иметь половое сношение с женщинами. Такие люди не заслуживают никакой похвалы. Нельзя хвалить слепого за то, что он не видит, и глухого за то, что не слышит того, что могло бы развращающим образом действовать на них, так как они не по доброй воле своей поступают так; равным образом и скопца, лишенного детородного органа, нельзя и хвалить за то, что он не имеет половых сношений с женщинами, так как он и при желании не мог иметь их. Человек одарен свободой воли и потому подвергается награде и наказанию только за свои произвольные поступки. Если в нем происходит борьба между плотью и духом и он силой духа своего побеждает греховные похоти плоти, то честь и слава ему! А если такая борьба даже невозможна, то не может быть и победы, не стоит он и похвалы.
А так как Христос несомненно хвалил девственность, вменяя ее в заслугу, то следует признать, что Он не мог похвалить скопцов (евнухов), так как девственность их не произвольна, а вынуждена, и потому не может считаться заслугой с их стороны.
Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так. Есть девственники, которые стали таковыми не по своей воле, а потому, что родились неспособными к супружескому сожитию. «Не высоко думайте о себе (говорит святой Григорий Богослов), скопцы по природе! Потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом».
И есть скопцы, которые оскоплены от людей.
И эти девственники стали таковыми не по своей воле: люди оскопили их и сделали неспособными к супружескому сожитию. В древности был обычай приставлять к царским наложницам в качестве хранителей их целомудрия евнухов, то есть оскопленных мужчин. С этой целью оскопляли мальчиков и выращивали их невольными девственниками. Понятно, что девственность их не может быть поставлена им в заслугу.
И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного.
На этом неправильно понятом изречении основано самооскопление лиц, принадлежащих к религиозной секте скопцов. Они думают, что добровольное оскопление себя, лично или при содействии других, одобрено Иисусом Христом и что через такое самооскопление они несомненно вступят в Царство Небесное.
Заблуждение их слишком очевидно. Скопцов, хотя бы и самооскопившихся, Христос не мог ставить выше всех, обещая им Царство Небесное. Он говорил о девстве, то есть о безусловном воздержании от половых сношений; но из всех девственников выделил особо только тех, которые способны к таковым сношениям, но воздерживаются от них по своей воле, чтобы тем легче достигнуть Царствия Небесного. Говоря о родившихся неспособными и евнухах, Иисус не обещал им никакой награды за их вынужденную девственность; поэтому не мог Он обещать награды за таковую вынужденную девственность и тем, которые сами себя сделали неспособными, сами себя оскопили.
Итак, здесь речь идет о добровольной девственности лиц, не лишенных способности к брачному сожитию. Сознавая всю трудность для человека быть девственником, Христос и не обязывает
никого на этот подвиг, а говорит: Кто может вместить, да вместит ( Мф. 19, 12 ).
Само собой разумеется, что все сказанное здесь о девственниках, принявших этот подвиг добровольно, относится в равной мере и к девственницам.
Но в чем же состоит заслуга девственников? Почему безбрачие лучше брака? И почему не все вмещают слово сие, но только те, кому дано? ( Мф. 19, 11 ).
Некоторые сектанты находят, что брак есть зло, и потому безбрачие как воздержание от этого зла составляет добродетель, вводящую в Царство Небесное. Против такого мнения восстает Иоанн Златоуст (Книга о девстве. Творения. Т. I). Во-первых, брак как союз, установленный Самим Богом, нельзя считать злом; во-вторых, за одно лишь воздержание от худых дел не полагается никакой награды. А так как за девство обещается Царство Небесное, то следует признать, что оно есть действительное добро, имеющее заслуги само в себе, а не в отрицании брака, – что оно есть добро положительное, а не отрицательное.
«Девство (говорит Златоуст) потому хорошо, что отклоняет всякий повод к излишней заботе о житейских делах и доставляет полный досуг для дел богоугодных; девственник или девственница отрешаются не только от уз брачных и сопряженных с ними забот, но и от всех наслаждений плотских, то есть от всего, что отвлекает от мысли о Боге; отказываясь от брака, они вместе с тем должны отказаться от всего вообще, что могло бы привязать их к земному и отвлечь от исполнения воли Божией; они должны быть свободны от всех житейских забот. Я знаю трудность этого состояния (продолжает Златоуст), знаю силу этих подвигов, знаю тяжесть этой борьбы. Для этого требуется душа ревностная, мужественная, неподчиняющаяся похотям; здесь надобно идти по раскаленным угольям и не обжечься, выступать против меча и не быть раненым; ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа; и если душа выступит неприготовленною и не будет противиться ее влечениям, то скоро погубит себя. Посему нам нужно иметь адамантовый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше, ибо если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж ( Пс. 126, 1 ). Как же мы можем приобрести эту помощь? Если мы приложим все со своей стороны, здравые помыслы, великое усердие к посту и бдению, строгое исполнение закона, соблюдение заповедей и, что всего главнее, не будем самонадеянны. Если бы мы успели совершить даже великие подвиги, мы всегда должны говорить самим себе: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его ( Пс. 126, 1 )”.
К этим словам святителя добавим, что ведущий ожесточенную борьбу с плотью и неотступно взывающий к Богу о помощи непременно получит ее, так как сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф. 7, 7 ). Но кто со своей стороны не предпринимает никаких усилий в борьбе с плотью, а лишь молится, чтобы победа дана была ему свыше, тот едва ли может рассчитывать на получение просимого. Возможность сохранить девственную чистоту тела и духа, несмотря на все соблазны мира, должна приобретаться собственными усилиями, но при помощи Божией; поэтому желающие остаться девственниками или девственницами могут рассчитывать только на помощь Божию, но не на дар.
Благословение детей
Христос не успел еще окончить беседы о браке и девственности, как сквозь окружавшую Его толпу стали пробираться женщины с детьми. Ученики не пускали их, а они умоляли пропустить их к Иисусу, чтобы Он возложил руки свои на детей и помолился о них.
Иисус услышал мольбу матерей и отказ учеников и, обращаясь к ним, сказал: пустите детей и никогда не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф. 19, 14 ). Царство Небесное открыто будет непорочным, как дети. Об этом Христос говорил уже Апостолам, когда они просили Его, кто больше в Царстве Небесном? (см. выше, с. 519). Повторил Он и теперь, что, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него ( Мк. 10, 15 ).
Не препятствуйте им приходить ко Мне. Напишите себе эти слова на стене, воспитатели детей, и читайте их каждый раз, как приступаете к исполнению своих обязанностей! Сами не препятствуйте детям идти ко Христу, и смотрите зорко, чтобы никто не сбивал их с этого пути. Помните, что на вас лежит ответственность за целость этого стада Христова. Но этого мало – не препятствовать; на вас лежит более высокая обязанность: вы должны вести своих питомцев ко Христу. И не отговаривайтесь, что на это приставлен к детям законоучитель. Он преподает им Закон Божий, а вы внедряйте в сердцах их этот Закон; следите за исполнением его; внушайте им, что счастье на земле возможно только тогда, когда люди будут любить ближних своих самоотверженной, всепрощающей любовью; да и на собственном примере доказывайте им, что жизнь во Христе есть единственно счастливая здесь, в Царстве Божием, и притом открывающая двери Царства Небесного. А если вы не можете вести своих питомцев ко Христу, по своему неверию или равнодушию к делам веры, то изберите себе другое поприще; не принимайте на свою душу той, хотя бы нравственной только, ответственности, которая может и вас привести к сознанию, что лучше было бы, если бы повесили вам мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской! (см. выше, с. 520).
rama909
rama909
ЖИЛИ НА РУСИ СКОПЦЫ, ОТРЕЗАВШИЕ КОНЦЫ
Скопцы Якутии. Начало XX века.
История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?
«Царь над царями»
Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.
Селиванов сделал себе самокастрацию.
Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.
Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.
Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.
Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».
Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»…
При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.
Инструменты для оскопления.
Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней. Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто. Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.
Государь Петр III
Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.
Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.
В сумасшедшем доме
И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.
– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.
– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.
Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.
И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество. С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.
Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.
Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.
Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.
В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.
Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.
Оскопленные мужчина и женщина.
И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками. Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».
Источники:
http://nlo-mir.ru/religia/50122-rossijskaja-sekta-skopcov.html
http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovanie-evangelija/30
http://rama909.livejournal.com/2040086.html