Сколько стоит икона андрея рублева. Были ли у Андрея Рублева друзья? Кто был Андрей Рублев по происхождению

​Богодухновенный живописец. Семнадцать вопросов об Андрее Рублеве

Г лавный факт об Андрее Рублеве: документально подтвержденных данных о жизни прославленного русского иконописца сохранилось чрезвычайно мало. Не известны ни точные даты рождения и смерти, ни место рождения и место жительства; нет никаких сведений о родителях, неизвестно, как звали иконописца в миру, до пострига.

При таком дефиците информации у любого, кто заинтересуется личностью Андрея Рублева, возникает множество вопросов. Мы попытались ответить на самые распространенные из них.

1. Откуда взялась фамилия «Рублев»?

Происхождение фамилии, как и многие другие факты из жизни великого иконописца, вызывает споры в среде ученых. По мнению некоторых исследователей, прозвище произошло от слова «рубель» — так назывался инструмент, употреблявшийся для накатки кож.

2. Кто был Андрей Рублев по происхождению?

Существуют предположения о происхождении Андрея Рублева из ремесленного сословия.

3. Где жил Андрей Рублев?

Вероятно, в Московском княжестве: все сохранившиеся работы так или иначе связаны именно с этим уделом. Исключение — росписи во Владимире; но там преподобный Андрей мог работать по приглашению, временно.

4. Откуда известно, что Андрей Рублев был монахом?

Летописи называют его «чернецом». Сохранившиеся изображения Андрея Рублева также представляют его в монашеском одеянии.

5. Были ли у Андрея Рублева друзья?

Ответить однозначно невозможно. На раннем этапе творчества он работал вместе с Феофаном Греком. Многие свои работы он создавал в сотрудничестве с Даниилом Черным, которого называли «сопостником» Рублева. Среди лиц, с которыми Андрей Рублев был или мог быть знаком, — преподобные Андроник Московский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, московские митрополиты святители Фотий и Киприан, ученый инок Епифаний Премудрый.

6. Сколько сохранилось творений Андрея Рублева?

Вопрос до сих пор вызывает споры в искусствоведческой среде, так как приписать ту или иную икону или фреску кисти Андрея Рублева сегодня можно лишь на основании анализа характера письма — а это не самый надежный, с научной точки зрения, метод. В древней Руси не создавали авторские каталоги икон, и ни в одной из дошедших до нас летописей нет сводного списка творений преподобного Андрея.

С большей или меньшей степенью вероятности кисти Андрея Рублева приписывают следующие работы:

• Звенигородский чин: Спаситель, архангел Михаил, апостол Павел. Были написаны для Успенского собора на Городке (Звенигород). Открыты в 1918 году. Хранятся в Третьяковской галерее. Предположительно, весь чин составляли либо 7, либо 9 икон. Авторство документально не подтверждено, но специалисты почти единодушно относят к творениям Андрея Рублева.

• Фрески Благовещенского собора в Кремле (1405 г.) не сохранились. Семь икон праздничного ряда (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим) приписывают Андрею Рублеву, но мнения экспертов расходятся, т.к. по свидетельствам летописей 21 июня 1547 г. убранство собора уничтожил пожар.

• Фрески Успенского собора во Владимире (1408 г.) сохранились частично. Иконостас — предположительно связывают с именем Андрея Рублева. Сохранились 13 икон деисусного чина. Из праздничного ряда, в который изначально входили 25 икон, сохранились лишь пять: Благовещение, Сошествие во ад, Вознесение, Сретение и Крещение. Из пророческого ряда — две: пророки Софония и Захария.

• «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Почиталась как чудотворная, авторство подтверждалось современниками и позднейшими документами.

• Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, сделанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным, не сохранились.

• Спасский собор Андроникова монастыря: сохранились лишь небольшие фрагменты орнамента.

• Ему приписывают также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (ок. 1400 г.), а также фрагменты фресок Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.

7. Где можно увидеть творения Андрея Рублева?

Большая часть из них собрана в Третьяковской галерее в Москве, несколько икон хранятся в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге. В Успенском соборе во Владимире можно увидеть сохранившиеся фрески.

8. Почему «Троица» Андрея Рублева считается вершиной древнерусского искусства?

Объяснить это сложно. Но еще в XVI веке на так называемом Стоглавом соборе было признано, что это изображение является эталоном и образцом для всех иконописцев. Многие современные авторы считают рублевскую «Троицу» высочайшим творением не только древнерусского, но и мирового изобразительного искусства. Это памятник всемирного значения.

9. Почему Андрей Рублев был причислен к лику святых?

Правила Православной церкви, относящиеся к канонизации новых святых, предполагают несколько условий. «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его», — говорится в «Постановлении Священного собора Православной российской церкви о порядке прославления святых к местному почитанию» (21 августа (3 сентября н. ст.) 1918 года).

Исторические документы не сохранили свидетельств о чудесах по молитвам самому Андрею Рублеву, однако с древности такие случаи происходили от икон, написанных им. «Строгановский иконописный подлинник», свод правил для иконописцев, составленный в конце XVI века, называет Андрея Рублева преподобным: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные».

Кроме того, церковное предание сохранило глубокое почитание Андрея Рублева как «богодохновенного», «пресловущего» живописца, чей творческий гений стал отражением высочайшей духовной жизни, молитвенного подвига.

10. Когда и как произошла канонизация Андрея Рублева?

Прославление состоялось на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. Заседания собора проходили в Троице-Сергиевой лавре. В первый день работы собора, 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». В докладе отмечалось, что прославление Андрей Рублева в лике святых предполагается за «аскетический подвиг и творчество иконописания».

Члены собора путем голосования утвердили «Деяние освященного Поместного собора Русской православной церкви о канонизации святых», в котором сказано:

«Собор определяет: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия:

2. Преподобного Андрея Рублева (1360-1-я пол. XV в.), постника и аскета, известного иконописца, создателя многих икон, ныне прославленных по всему миру, всегда почитавшегося в Троице-Сергиевом монастыре местночтимым святым. О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним. О нем преподобный Иосиф Волоцкий говорит как о сподобившемся видения и созерцания невещественного Божественного Света и явившемся по смерти своей облаченным в сияющие ризы своему сподвижнику по иконописанию Даниилу. Через многое иконы преподобного Андрея, особенно через образ «Святой Троицы», ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».

Андрей Рублев был причислен к лику святых в числе девяти подвижников, прославленных собором, — наряду с блгв. Димитрием Донским, прп. Максимом Греком, свт. Макарием Московским, прп. Паисием Величковским, блж. Ксенией Петербургской, прп. Игнатием (Брянчаниновым), прп. Амвросием Оптинским и свт. Феофаном Затворником.

11. Почему прославление Андрея Рублева произошло лишь в конце XX века, если он почитался с древности?

В средние века Церковь не торопилась с канонизациями новых святых, очень осторожно и аккуратно собирая сведения о подвижниках, почитаемых в народе. Возможно, против Андрея Рублева сыграл и факт крайней скудости сведений о его жизни. Во всяком случае, на так называемых Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов, когда были прославлены более двух десятков святых, его имя не прозвучало.

А затем, в XVII и особенно в XVIII веках, когда в русском православии усилилось секулярное влияние, в том числе и в церковном искусстве, имя Андрея Рублева, как и его работы, были почти забыты. Только у старообрядцев почитание Андрея Рублева не прерывалось в силу их бережного отношения к дониконовской церковной традиции.

Андрей Рублев занял подобающее ему место в истории Русской церкви и русского изобразительного искусства лишь в начале XX века, когда были начаты работы по раскрытию и реставрации икон его письма.

Читать еще:  Что если снится будущее и оно сбывается. Сонник: к чему снится Будущее

12. Почему для праздника в честь Андрея Рублева был выбран день 17 июля?

День почитания прп. Андрея — 17 июля (4 июля ст. ст.) — не имеет отражения в жизнеописании святого. В этот день с древних времен отмечалась память преподобного Андрея Критского, в честь которого, возможно, был пострижен в монашество Андрей Рублев.

Позднее были установлены еще две даты празднования — в соборах Радонежских святых (19 июля) и в соборе Московских святых (в воскресенье перед 8 сентября).

13. Сохранились ли мощи Андрей Рублева?

В 1992 году в Спасо-Андрониковом монастыре были обнаружены останки, которые впоследствии предположительно отнесли к Андрею Рублеву. В 2006 году в Московскую патриархию были переданы документы с данными исследований этих и других останков, найденных на территории монастыря. Несмотря на некоторые косвенные признаки, однозначного вывода сделано не было. На сегодняшний день вопрос о мощах преподобного Андрея Рублева остается открытым.

14. Есть ли храмы, посвященные Андрею Рублеву?

Да, таких храмов в одной Москве — два: действующий в Раменках и строящийся — на ул. Верхняя Масловка; еще один возведен в г. Электросталь Московской области. Храмы в честь прп. Андрей Рублева есть в Братске (Иркутская область), Набережных Челнах (Татарстан), Ленинске (Волгоградская область), в Покровско-Васильевском мужском монастыре в г. Павлов Посад (Московская область).

Церковь в честь прп. Андрея Рублева есть во Франции, она возведена в г. Сильванес еще в 1993—1994 годах и находится в юрисдикции РПЦЗ.

15. Как еще увековечено имя Андрея Рублева?

В Спасо-Андрониковом монастыре с 1947 года разместился Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Перед Андрониковым монастырем в сквере установлен памятник святому иконописцу. Еще один памятник есть во Владимире.

16. Существует ли какая-то награда или премия для иконописцев, носящая имя Андрея Рублева?

В Русской православной церкви есть орден преподобного Андрея Рублева трех степеней и медаль преподобного Андрея Рублева — двух степеней. Награда учреждена в 2001 году.

Ею награждаются как духовные, так и светские лица — за заслуги в области иконописи, а также восстановления, благоукрашения храмов, часовен и монастырей, за научные исследования и педагогическую работу в области иконописи и церковной археологии, за издательскую деятельность, связанную с иконописью и церковной архитектурой, за работу по охране и возвращению утерянных предметов церковного искусства.

В иерархии российских церковных наград орден Андрея Рублева — самый младший.

Орден I степени изготавливается из мельхиора с позолотой и холодной эмали.

Медаль — награда меньшего статуса, чем орден.

На практике орден преподобного Андрея Рублева вручается нечасто. Первый орден Преподобного Андрея Рублева I степени был вручен в 2002 году митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову; ныне пребывает на покое) за выдающийся вклад в восстановление, реставрацию и благоукрашение храмов Петербурга и епархии, а также в связи с 40-летием архиерейского служения.

17. Насколько правдив образ Андрея Рублева в одноименном фильме А. Тарковского?

Судить об этом сложно. Как уже говорилось, достоверных сведений о жизни святого иконописца почти не сохранилось. Плюс — любое художественное произведение подразумевает определенный вымысел.

Фильм в свое время жестко критиковал А.И. Солженицын. Он считал, что подход к теме режиссера был примитивным и неглубоким, и с этой точки зрения — характерным для понимания православия, присущего творческой, интеллигентской среде того времени.

Иллюстрацией может послужить отрывок из воспоминаний Валерия Сергеева — одного из старейших сотрудников Музея имени Андрея Рублева, автора книги «Андрей Рублев» из серии «Жизнь замечательных людей», вышедшей еще в 1981 году и неоднократно переизданной впоследствии:

«Осенью далекого теперь 1964 года довелось мне вместе со съемочной группой фильма «Андрей Рублев» принять участие в поездке в Ферапонтов монастырь. Сам я никакого отношения к этому фильму не имел — cо стороны искусствоведческой его консультантом считался вездесущий Савелий Ямщиков (к концу своих дней он стал почему-то именоваться Саввой).

Как-то во время одного из веселых дружеских застолий в Кириллове — в нем принимали участие остроумец Савелий-Савва и милейшие люди — великий кинооператор нашего времени, недавно скончавшийся Вадим Иванович Юсов, один из художников фильма Женя Черняев и Андрей Арсеньевич Тарковский, — дернуло меня высказаться по поводу некоторых фактических несообразностей уже знакомого мне сценария Михалкова-Кончаловского (мои замечания в целом совпадали с будущими солженицынскими).

На эту критику Тарковский, обычно почти ничего не пивший, но немного выпив, впадавший в задор и откровенности, решительно заявил следующее: «Рублев — это вообще «пустое место» (так и выразился, пояснив, что о нем никто и ничего, якобы, не знает). «Мой фильм, — продолжил он, — не о Рублеве, но о судьбе таланта в России вообще и, если хотите, о моей собственной — он Андрей и я Андрей», — более чем откровенно обозначил свое сомнительное авторское кредо знаменитый к тому времени кинорежиссер».

Андрей Рублев: биография и творчество иконописца

Андрей Рублев – известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Биографических данных о его жизни сохранилось немного, о них рассказывается в его биографии, которую мы вам представим ниже. Самая знаменитая его икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, – «Троица».

Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

  • 1360-е годы – родился в Радонеже в семье ремесленника.
  • 1405 г. – участвует вместе с другими художниками в работе над фресками и иконами Благовещенского собора (Москва).
  • 1408 г. – работы в Успенском соборе Владимира вместе с Д. Черным, уже в эти годы он имел свой стиль и обучал учеников.
  • 1420 г. – создание иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, в том числе и известной «Троицы», считающейся шедевром мировой иконописи.
  • 1425 г. – участие в строительстве и росписях Андроникова монастыря (Москва).
  • 1428 г. – смерть от чумы.

Детство, отрочество, монашество

Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим – в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).

Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 – старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

Читать еще:  Поить кошку водой с руки во сне. Сонник: к чему снится вода

В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

Росписи Владимирского Успенского собора

Следующие достоверные факты биографии Андрея Рублева говорят об упоминании его как о художнике и приходятся на май 1408 года, когда московский князь повелел написать новые фрески на месте утраченных росписей 12-го века в Успенском соборе во Владимире. Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя, чтобы делать настенные росписи, а Рублев еще работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге.

Фрески на западной стене Владимирского собора, которые сохранились до наших дней, являются частями большой композиции «Страшный суд». В ней четко определены изображения, принадлежащие руке А. Рублева, которые имеют необычный и сильный эмоциональный настрой. В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сценах суда отсутствуют эмоции страха перед карами небесными, а возносится просветленное настроение и идея всепрощения.

Иконы в Звенигороде

В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом. Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью.

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

Росписи собора Святой Троицы

В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.

Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.

История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.

К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Фильм об Андрее Рублеве

В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.

Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским. В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.

Преподобный Андрей Рублев : что мы знаем о жизни великого иконописца ?

В свят­цах Рус­ской пра­во­слав­ной Церк­ви нема­ло ико­но­пис­цев, но наи­бо­лее зна­ме­нит, ко­неч­но, Ан­дрей Рублев. Это имя в на­шей стране зна­ет, на­вер­ное, каж­дый, да­же не са­мый об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, и за пре­де­ла­ми Рос­сии оно хо­ро­шо из­вест­но, осо­бен­но по­сле филь­ма Тар­ков­ско­го, но что мы зна­ем о ве­ли­ком ико­но­пис­це? Об этом рас­ска­зы­ва­ет из­вест­ный ис­то­рик хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ства Ири­на ЯЗЫКОВА.

Счаст­ли­вая судь­ба Ан­дрея Рубле­ва

Мож­но ска­зать, что судь­ба его сло­жи­лась счаст­ли­во: он был зна­ме­нит уже при жиз­ни, о нем упо­ми­на­ют ле­то­пи­си и жи­тия свя­тых, ему за­ка­зы­ва­ли ико­ны кня­зья и мо­на­сты­ри, он ра­бо­тал в Москве, Вла­ди­ми­ре, Зве­ни­го­ро­де. Не был за­быт он и по­сле смер­ти, сла­ва Рубле­ва как пер­во­го ико­но­пис­ца на Ру­си со­хра­ня­лась ве­ка­ми. Сто­гла­вый со­бор (1551 г.) при­знал ра­бо­ты Рубле­ва об­раз­цом для под­ра­жа­ния. Иосиф Во­лоц­кий в сво­ем «По­сла­нии к ико­но­пис­цу» так­же при­во­дит в при­мер Ан­дрея Рубле­ва и его спо­движ­ни­ков, ко­то­рые «зе­ло при­ле­жа­ху икон­но­му пи­са­нию и то­ли­ко тща­ние о пост­ни­че­стве и о ино­че­ском жи­тел­стве иму­ще, яко им Бо­же­ствен­ныя бла­го­да­ти спо­до­би­ти­ся и та­ко в Бо­же­ствен­ную лю­бовь пре­успе­ва­ти, яко ни­ко­гда же о зем­ных упраж­ня­ти­ся, но все­гда ум и мысль воз­но­си­ти к неве­ще­ствен­но­му све­ту, яко и на са­мый празд­ник Светла­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния на се­да­ли­щах се­дя­ще и пред со­бою иму­ще Бо­же­ствен­ныя и чест­ныя ико­ны и неуклон­но на них взи­ра­ю­ще, Бо­же­ствен­ныя ра­до­сти и свет­ло­сти ис­пол­ня­ху­ся. И не то­чию на той день та­ко тво­ря­ху, но и в про­чия дни, егда жи­во­пи­са­тель­ству не при­ле­жа­ху. Се­го ра­ди и Вла­ды­ка Хри­стос тех про­сла­ви в ко­неч­ный час смерт­ный».

В ру­ко­пи­си XVII ве­ка «Ска­за­ние о свя­тых ико­но­пис­цах» Ан­дрей Рублев име­ну­ет­ся свя­тым по­движ­ни­ком и бо­го­вид­цем. Очень це­ни­ли Рубле­ва ста­ро­об­ряд­цы, кол­лек­ци­о­не­ры стре­ми­лись при­об­ре­сти его про­из­ве­де­ния, в их гла­зах он был во­пло­ще­ни­ем ка­но­ни­че­ско­го ико­но­пи­са­ния и древ­не­го бла­го­че­стия. Бла­го­да­ря это­му и в XIX ве­ке, ко­гда, ка­за­лось бы, ико­но­пись бы­ла пре­да­на за­бве­нию, имя ико­но­пис­ца-по­движ­ни­ка со­хра­ня­лось как эта­лон цер­ков­но­го ис­кус­ства.

Читать еще:  Как убить злую ведьму в ведьмаке 3. Как победить своих врагов

Не за­бы­ва­ли Ан­дрея Рубле­ва и в со­вет­ское вре­мя, несмот­ря на бо­го­бор­че­ский и ико­но­бор­че­ский па­фос со­вет­ской на­у­ки, имя его бы­ло сим­во­лом древ­не­рус­ской куль­ту­ры. Ре­ше­ни­ем ЮНЕСКО в 1960 го­ду бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но все­мир­ное празд­но­ва­ние 600-лет­не­го юби­лея Рубле­ва. В Москве был от­крыт му­зей древ­не­рус­ской куль­ту­ры име­ни Ан­дрея Рубле­ва. А его про­из­ве­де­ния, со­бран­ные в ос­нов­ном в Тре­тья­ков­ской га­ле­рее, ста­ли объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния уче­ных.

Жи­тие, со­бран­ное по кру­пи­цам

О пре­по­доб­ном Ан­дрее Рубле­ве на­пи­са­но мно­же­ство книг и ста­тей, его твор­че­ство дос­ко­наль­но изу­че­но. Но, ес­ли за­ду­мать­ся, что мы зна­ем о жиз­ни ико­но­пис­ца как свя­то­го по­движ­ни­ка? Био­гра­фи­че­ские све­де­ния крайне скуд­ны, его жи­тие при­хо­дит­ся со­би­рать бук­валь­но по кру­пи­цам.

Ро­дил­ся он в 1360-х гг. Бо­лее точ­но да­ту его рож­де­ния опре­де­лить труд­но. Но из­вест­на да­та смер­ти: 29 ян­ва­ря 1430 го­да. Эту да­ту уста­но­вил из­вест­ный ре­став­ра­тор П. Д. Ба­ра­нов­ский по ко­пии XVIII в. с над­пи­си на над­гроб­ной пли­те Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря. Са­ма пли­та бы­ла утра­че­на в 1930-е гг., ко­гда уни­что­жи­ли мо­на­стыр­ское клад­би­ще. Из­вест­но, что Рублев умер в пре­клон­ном воз­расте, ему бы­ло око­ло 70 лет, а зна­чит, по­явил­ся на свет он меж­ду 1360 и 1370 гг.

Вре­мя это бы­ло страш­ным: на Ру­си хо­зяй­ни­ча­ли та­та­ры, они разо­ря­ли го­ро­да, гра­би­ли хра­мы и мо­на­сты­ри, уво­ди­ли в плен лю­дей. При этом шла по­сто­ян­ная меж­до­усоб­ная борь­ба кня­зей, осо­бен­но кро­ва­вой она бы­ла меж­ду Моск­вой и Тве­рью, пре­тен­до­вав­ши­ми на ве­ли­ко­кня­же­ский яр­лык. Два­жды — в 1364 и 1366 гг. — по Москве и Ниж­не­му Нов­го­ро­ду про­шлась чу­ма. В 1365 го­ду Москва го­ре­ла, в 1368-м — пе­ре­жи­ла на­ше­ствие ли­тов­ско­го кня­зя Оль­гер­да, в 1371-м – го­лод.

Сре­ди это­го ха­о­са и смя­те­ний рос и вос­пи­ты­вал­ся бу­ду­щий со­зда­тель об­ра­зов небес­ной гар­мо­нии. Нам, к со­жа­ле­нию, ни­че­го не из­вест­но ни о его ро­ди­те­лях, ни о той сре­де, из ко­то­рой он про­ис­хо­дил. Прав­да, его фа­ми­лия мо­жет под­ска­зать кое-что. Во-пер­вых, фа­ми­лии в те вре­ме­на име­ли толь­ко знат­ные лю­ди. Во-вто­рых, она мо­жет ука­зать на потом­ствен­ное ре­мес­ло, ко­то­рым за­ни­мал­ся его отец или бо­лее даль­ний пре­док. Рублев, ско­рее все­го, про­ис­хо­дит от гла­го­ла «ру­бить» или от «ру­бель», так на­зы­ва­лась длин­ная жердь или же ва­лек, ин­стру­мент для вы­дел­ки кож.

Ни­че­го не из­вест­но о том, как ра­но за­нял­ся Ан­дрей Рублев ико­но­пис­ным ре­меслом, где и у ко­го учил­ся. Мы ни­че­го не зна­ем и про его ран­ние ра­бо­ты. Пер­вое упо­ми­на­ние о нем со­дер­жит­ся в Ле­то­пи­си под 1405 г., где со­об­ща­ет­ся, что по за­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча был рас­пи­сан Бла­го­ве­щен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля ар­те­лью, во гла­ве ко­то­рой сто­я­ли три ма­сте­ра: Фе­о­фан Грек, Про­хор-ста­рец с Го­род­ца и чер­нец Ан­дрей Рублев. То, что имя Рубле­ва упо­мя­ну­то, го­во­рит о том, что он был уже вполне ува­жа­е­мый ма­стер. Но его имя сто­ит тре­тьим, зна­чит, Ан­дрей был млад­шим из на­зван­ных ико­но­пис­цев.

Рублев был чер­не­цом, то есть, мо­на­хом. И имя Ан­дрей, по всей ви­ди­мо­сти,— не ро­до­вое или кре­стиль­ное, а мо­на­ше­ское. Ско­рей все­го, мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял в Тро­иц­ком мо­на­сты­ре, при Ни­коне Ра­до­неж­ском, уче­ни­ке и пре­ем­ни­ке преп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Об этом име­ют­ся за­пи­си в ру­ко­пи­сях XVIII ве­ка. Воз­мож­но, он за­стал и са­мо­го Сер­гия, скон­чав­ше­го­ся в 1392 го­ду. С Тро­иц­ким мо­на­сты­рем бу­дут свя­за­ны и мно­гие ра­бо­ты ма­сте­ра. По­след­ние го­ды Ан­дрей жил в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном так­же уче­ни­ком Сер­гия, преп. Ан­д­ро­ни­ком. В этой оби­те­ли он и за­кон­чил свой зем­ной путь.

Эта­лон цер­ков­но­го ис­кус­ства

Ан­дрей Рублев был при­ча­стен к кру­гу преп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ве­ли­ко­го учи­те­ля мо­на­ше­ства, ко­то­рый сыг­рал огром­ную роль в ду­хов­ном про­буж­де­нии Ру­си. Сер­гий или его уче­ни­ки смог­ли пе­ре­дать Ан­дрею опыт глу­бо­кой мо­лит­вы и мол­ча­ния, той со­зер­ца­тель­ной прак­ти­ки, ко­то­рую при­ня­то на­зы­вать ис­и­хаз­мом, а на Ру­си име­но­ва­ли «ум­ным де­ла­ни­ем». От­сю­да и мо­лит­вен­ная глу­би­на икон Рубле­ва, их глу­бо­кий бо­го­слов­ский смысл, их осо­бая небес­ная кра­со­та и гар­мо­ния.

Вто­рой раз имя Рубле­ва упо­ми­на­ет­ся в Ле­то­пи­си под 1408 г. в свя­зи с рос­пи­сью Успен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре. Эту ра­бо­ту он осу­ществ­лял вме­сте с икон­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным, ко­то­рый на­зван его «дру­гом и со­пост­ни­ком». Да­ни­ил так­же был мо­на­хом, воз­мож­но, гре­ком или сер­бом, о чем го­во­рит про­зви­ще — Чер­ный. Ле­то­пи­сец на­зы­ва­ет его пер­вым, зна­чит, Да­ни­ил был стар­шим: по воз­рас­ту или по чи­ну. С этим че­ло­ве­ком бу­дет свя­за­на вся даль­ней­шая судь­ба Ан­дрея Рубле­ва, вплоть до его кон­чи­ны.

Успен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре счи­тал­ся ка­фед­раль­ным со­бо­ром Рус­ской Церк­ви, и его рос­пись бы­ла де­лом от­вет­ствен­ным. Со­бор был по­стро­ен в XII в., при Ан­дрее Бо­го­люб­ском, но его рос­пи­си по­гиб­ли в 1238 го­ду, во вре­мя та­та­ро-мон­голь­ско­го на­ше­ствия. По за­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча храм рас­пи­сы­ва­ют за­но­во. Был так­же по­став­лен ико­но­стас и со­здан спи­сок древ­ней чу­до­твор­ной Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. Оба ма­сте­ра — и Ан­дрей, и Да­ни­ил — вы­сту­па­ют здесь не толь­ко как ико­но­пис­цы, но и как под­лин­ные бо­го­сло­вы: со­хра­нив­ша­я­ся ком­по­зи­ция «Страш­ный Суд» го­во­рит о глу­бо­ком ми­сти­че­ском опы­те и уди­ви­тель­но свет­лом по­ни­ма­нии эс­ха­то­ло­гии, как устрем­лен­но­сти Церк­ви на­встре­чу гря­ду­ще­му Спа­си­те­лю.

В се­ре­дине 1420-х гг. Ан­дрей Рублев и Да­ни­ил Чер­ный ру­ко­во­дят ра­бо­та­ми в Тро­иц­ком со­бо­ре Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря. Рос­пи­си хра­ма до нас не до­шли, но ико­но­стас остал­ся. Для это­го же хра­ма преп. Ан­дрей пи­шет свою зна­ме­ни­тую ико­ну «Тро­и­ца», в ко­то­рой три­ни­тар­ный дог­мат на­хо­дит свое са­мое вы­со­кое жи­во­пис­ное во­пло­ще­ние. Со­глас­но Ле­то­пи­си, об­раз Тро­и­цы за­ка­зал Ни­кон Ра­до­неж­ский «в па­мять и по­хва­лу пре­по­доб­но­го Сер­гия», мо­щи ко­то­ро­го по­ко­ят­ся в Тро­иц­ком хра­ме. В этой иконе во­пло­ще­на чи­стая мо­лит­ва ино­ка Ан­дрея, ко­то­рой на­учил его ду­хов­ный учи­тель — Сер­гий, за­ве­щав­ший «воз­зре­ни­ем на Свя­тую Тро­и­цу по­беж­дать нена­вист­ную рознь ми­ра се­го». В об­ра­зе трех ан­ге­лов пред­ста­ет пе­ред на­ми Трии­по­стас­ный Бог: Отец, Сын и Дух Свя­той, и в их мол­ча­ли­вом со­бе­се­до­ва­нии от­кры­ва­ет­ся тай­на жерт­вы Хри­ста, при­но­си­мой во спа­се­ние че­ло­ве­че­ства. По­ис­ти­не Ан­дрей Рублев был бо­го­вид­цем: так на­пи­сать об­раз Тро­и­цы мог толь­ко че­ло­век, ко­то­рый неод­но­крат­но в мо­лит­ве со­зер­цал эту тай­ну Бо­же­ствен­ной Три­еди­ной Люб­ви.

Уни­вер­саль­ный ма­стер

Ма­сте­ру при­пи­сы­ва­ют­ся так­же и книж­ные ми­ни­а­тю­ры. На­при­мер, ли­сты и за­став­ки «Еван­ге­лия Хит­ро­во». Древ­не­рус­ские ху­дож­ни­ки очень ча­сто ил­лю­ми­ни­ро­ва­ли кни­ги. Пе­ре­пи­сы­ва­ние и укра­ше­ние книг бы­ло од­ним из рас­про­стра­нен­ных мо­на­ше­ских по­слу­ша­ний. Во­об­ще книж­ная куль­ту­ра древ­не­рус­ских мо­на­сты­рей бы­ла чрез­вы­чай­но вы­со­ка, круг чте­ния мо­на­хов был весь­ма раз­но­об­ра­зен. Ан­дрей Рублев так­же был че­ло­ве­ком книж­ным, мно­го чи­тав­шим и весь­ма об­ра­зо­ван­ным по тем вре­ме­на. Во вся­ком слу­чае, вид­но, что ми­ни­а­тю­ры «Еван­ге­лия Хит­ро­во» де­лал ма­стер, тон­ко чув­ству­ю­щий кра­со­ту и глу­бо­ко по­ни­ма­ю­щий смысл изо­бра­жа­е­мо­го.

Ан­дрей Рублев был уни­вер­саль­ным ма­сте­ром: он пи­сал ико­ны и фрес­ки, за­ни­мал­ся книж­ной ми­ни­а­тю­рой. Вполне ве­ро­ят­но, что вме­сте с мит­ро­по­ли­том Ки­при­а­ном и Фе­о­фа­ном Гре­ком он был при­ча­стен к раз­ра­бот­ке вы­со­ко­го рус­ско­го ико­но­ста­са, ко­то­рый в рус­ле ли­тур­ги­че­ской ре­фор­мы Ки­при­а­на пред­став­лял со­бой строй­ную, глу­бо­ко про­ду­ман­ную бо­го­слов­скую си­сте­му, со­зда­ю­щую об­раз Небес­ной Церк­ви.

По­след­ние го­ды жиз­ни Ан­дрея Рубле­ва бы­ли свя­за­ны со Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мо­на­сты­рем. К со­жа­ле­нию, рос­пи­си Спас­ско­го со­бо­ра, вы­пол­нен­ные им, не со­хра­ни­лись. Но жизнь ико­но­ка-ико­но­пис­ца и в этой оби­те­ли бы­ла по­дви­гом и слу­же­ни­ем, мо­лит­вой и твор­че­ством, ибо так он жил все­гда.

Рублев — при­знан­ный ико­но­пи­сец, но, преж­де все­го, он был мо­на­хом, его жизнь бы­ла пол­но­стью от­да­на слу­же­нию Церк­ви. Его свя­тость бы­ла оче­вид­на уже для его совре­мен­ни­ков. Сра­зу по­сле его смер­ти, в XV ве­ке уста­нав­ли­ва­ет­ся мест­ное по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Ан­дрея-икон­ни­ка в Тро­и­це-Сер­ги­е­вом и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­рях, на­сель­ни­ком ко­то­рых он был. Об­ще­цер­ков­но при­чис­лен к ли­ку свя­тых пре­по­доб­ный Ан­дрей Рублев толь­ко в 1988 г. Цер­ковь празд­ну­ет его па­мять 17 (4) июля.

Источники:

http://rublev.com/novosti/bogoduhnovennyy-zhivopisecz-semnadczat-voprosov-ob-andree-rubleve
http://www.syl.ru/article/319114/andrey-rublev-biografiya-i-tvorchestvo-ikonopistsa
http://azbyka.ru/days/p-prepodobnyj-andrej-rublev-chto-my-znaem-o-zhizni-velikogo-ikonopisca

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: