Синайская икона христа пантократора. Икона Иисуса Христа Вседержителя (Пантократора): значение, каноны иконописи

Икона Христос Пантократор

Икона под названием «Спас Синайский» или, как её ещё называют, «Христос Пантократор» — очень древняя, из дошедших до наших дней. Этот образ — неотъемлемый атрибут росписи в христианских храмах. А к самой иконе верующие приходят просить о поддержке и укреплении веры.

Что нужно знать про икону

Прежде всего, люди должны понимать, что икона — это не портрет. В Евангелии не найти подробного описания внешности Христа. Тем не менее Его облик — это не просто выдумка художников, писавших иконы. Есть описания современников, которые приоткрывают завесу тайны и сообщают о том, что у Иисуса были каштановые волосы, рыжеватая борода, голубые глаза, высокий рост и приятная спокойная манера говорить.

На заметку! Господа никто не видел, но когда нужно изобразить на иконе Всевышнего, иконописцы используют образ Иисуса Христа, как вочеловечившейся ипостаси Творца.

Как выглядит

Облик Иисуса Христа на иконе «Пантократор», что означает в переводе с греческого «Вседержитель», достаточно реалистичен, в чертах лица прослеживается индивидуальность. Это наталкивает на мысль о том, что образ писался с нерукотворных изображений, которые возникли без участия человека. Общепринятые каноны иконографии, изображающие Спасителя, сформировались к IX столетию.

Левая и правая половины лица — асимметричны. В этом есть определённый смысл. Так, левая часть более светлая, она излучает доброту и человеколюбие. Дуга брови изогнута естественным образом, глаз смотрит милующе. Совсем иначе выглядит правая — взгляд всматривающийся, бровь напряженно приподнята. Лицо с этой стороны затемненное. Такая концепция хорошо отражает дуализм природы Мессии — божественной и человеческой. Он объединяет в себе Судью и Всемилостивого Творца.

На иконе вокруг головы Иисуса нарисован нимб, что лишний раз подчёркивает его происхождение от небесных сил.

Интересно! Нимб изначально украшали звёзды. Позже пришла традиция писать на нём буквы, которые расшифровываются, как «Я есть Сущий».

Жесты на изображении тоже неслучайны. Сложенные три пальца символизируют Святую Троицу, а два перста поднятых вверх — человеческое и божественное начало. Правая рука благословляет всех верующих христиан, а в левой находится Евангелие, что указывает на власть Царя Небесного над миром и его роль Учителя.

Читайте еще об иконах Христа:

История иконы

Так сложилось, что картины и мозаики с ликом Господа появились гораздо позже, чем письменные упоминания об Иисусе Христе. Это связано с запретом ветхозаветной церкви изображать лицо Творца. Первыми писать иконы с изображением Спаса начали служители византийских храмов. Происходило это в период с IV по VI века. Самый древний, дошедший до сегодняшнего времени, образ Пантократора находится в Синайском монастыре. Его создали в Константинополе. По преданию, икону передал в дар инокам император Юстиниан. А обнаружили её лишь в XIX веке.

Данная икона была написана в своеобразной манере, во многом схожей с портретной техникой. Восковое изображение находилось под слоем дорисовок, произведённых с целью обновления в разное время. Его очистили уже в 60-х годах XX века в процессе реставрации. В VII веке образ Спасителя появился на золотых монетах с подачи императора Юстиниана. По типажу чеканное изображение, которое возвели в статус имперского символа, было очень схожим с той самой иконой Христа Пантократора в монастыре Синая.

Впоследствии с образа делалось множество списков, которые сегодня можно встретить в каждом храме и не только. Иметь дома икону Вседержителя стремится каждый верующий христианин. Ведь Бог — это лучший лекарь душевных ран.

Читать еще:  Какие особенности софийского собора описывает автор. Собор святой софии в константинополе

Значение иконы

Для христиан икона «Христа Пантократора» — своеобразный символ обещания того, что справедливость и добро обязательно восторжествуют в светлом Царстве Небесном. На ней Иисус изображен во всем своём величии и могуществе.

Своим видом Он как будто напоминает каждому человеку о том, что нужно жить по заповедям и отрешиться от грешных дел, чтобы в конце земного пути воссоединиться с Отцом своим.

Православный интернет-магазин Svyatsy — Иконы Христос Пантократор.

В чем помогает

Обращение к Всевышнему перед иконой Пантократор помогает перенести тяжёлые испытания, укрепить веру в душе, привести в гармонию своё внутреннее состояние. Молитва очищает разум от дурных помыслов. Человек начинает понимать, как поступить правильно и не оступиться.

Важно! Господь никогда не оставляет в беде своих чад, защищая от напастей, обмана и происков невидимых врагов.

И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души.

Икона «Христос Пантократор»

Икона «Христос Пантократор» — старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.

Истинно верующему человеку сложно представить церковь, в которой нет иконы Спасителя. Лик Христа — украшение каждого храма Божьего и пристанище для всех потерянных и заблудших душ. Вера помогает наладить жизнь, укрепить дух, ощутить Высшую помощь, поэтому подлинный символ христианства, заточенный в иконе «Христос Пантократор», должен находиться не только в каждом храме, но и в каждом доме.

История иконы «Христос Пантократор»

Известно, что «Пантократор» или «Вседержитель» — это основной образ Сына Господа, написанный на иконах. Святой образ заключает в себе два лика Иисуса Христа, который выражается в облике человека и божества. Данный образ возник еще в древности, в Византии. Одной из главных старейших святынь, дошедших до наших дней, является икона «Христос Пантократор из Синайского Монастыря», которая относится к середине VI века.

Ни один православный храм не обходится без образа Спасителя, это даже немыслимо. Святыня украшает каждую православную церковь и является главным элементом всей христианской веры. С давних времен верующие со всего мира возносили свои молитвы перед иконами Христа Пантократора с просьбами о помощи в бедах и несчастьях. Чудодейственный образ Спасителя и по сей день является важным религиозным символом.

Где находится образ Христа

Как известно, данный образ Спасителя можно найти в каждом христианском храме. Наиболее известные иконы находятся:

  • В Санкт-Петербурге, в храме «Спас на Крови»;
  • В Москве, в храме Рождества Иоанна Предтечи;
  • В Нижнем Новгороде, в храме Святой Софии.

Первая и старейшая икона Христа Пантократора из Синайского монастыря, которая и послужила зарождению данного типа иконографии, располагается в Египте, в монастыре Святой Екатерины.

Описание иконы Спасителя

Спаситель на святыне иконографического типа «Пантократор» изображен в одежде, присущей древним грекам, которая состоит из просторной рубашки без рукавов и надетой поверх нее угловатой накидки. Возраст Спасителя на святыне соответствует годам, когда Он начал проповедовать Свое учение. Прямые волосы Христа ниспускаются до плеч. Пальцы на Его правой руке сложены в жесте, символизирующем благословение, а в другой руке Он держит Библию. Священное Писание может быть как в закрытом виде, так и в раскрытом.

Существует три вида икон с изображением Христа Пантократора, которые имеют некоторые различия: Спаситель может быть изображен во весь рост, по пояс, а также сидящим на царском престоле. Все три лика Спасителя заключают определенный смысл.

Значение иконы «Христос Пантократор»

На протяжении многих веков данный тип иконографии имеет огромную значимость в христианстве. Иконы Христа Пантократора служат напоминанием о раскаянии и всепрощении, а также о Суде Божием, который коснется каждого человека.

Святой образ не оставляет без поддержки верующих, помогая справиться со всеми горестями и неудачами, встать на путь праведной жизни. Лик Сына Божьего на иконах «Пантократор» является символом и напоминанием всему человечеству о единстве материального и духовного, а вместе с тем — о страданиях Иисуса, принесшего себя в жертву во имя отпущения людских грехов и их прощения.

Читать еще:  Икона святцы описание. Ваш ангел хранитель и икона заступница по дате рождения

В чем помогает чудотворный образ Иисуса

Лик Сына Господа помогает людям достигнуть душевной гармонии, стойкости, а также обрести утешение в моменты горя и отчаяния. Уберегает от дурных намерений и деяний, лечит душевные и телесные раны, служит оберегом от напастей.

Перед иконой Христа Пантократора православные люди молятся с просьбами уберечь их от обмана и злости, от бессердечия и подлости. Также христиане в молитвах своих читают слова благодарности Спасителю, желая обрести Его благословение в новых начинаниях.

Чудодейственный образ Христа Пантократора является могущественным покровителем для семей. Он защищает и оберегает детей от заболеваний и несчастья. Перед ликом Спасителя преклоняются люди, страдающие даже самыми страшными и неизлечимыми болезнями. Считается, что нет такого заболевания души и тела, от которого не смог бы исцелить Сын Господа. Но лишь тот обретет поддержку и исцеление, чьи молитвы перед священной иконой лишены притворства и плохих помыслов, а слова их чисты и искренни, идут из глубины самого сердца и направлены к Христу Спасителю.

Дни празднования

Русская Православная Церковь не отводит официального дня в честь празднования данной иконы. В христианстве принято считать, что святой образ Христа Пантократора не нуждается в особом дне его празднования. Это обуславливается тем, что Иисус, чей лик заключен на данном типе иконографии, Сам является воплощением Праздника, Счастья и Благоденствия.

Молитва Иисусу Христу перед Его иконой

Чаще всего перед иконой Христа Пантократора читают «Отче наш», но существуют и другие молитвы, с которыми обращаются к чудотворному образу. Одна из таких молитв звучит так:

«О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Испокон веков верующие люди обращались к святым угодникам Божиим в надежде на чудо, но тот, кто хоть раз обращался напрямую к Христу, получал помощь мгновенно. В нем сила, вера и любовь. И образ его — напутствие для людей, желающих жить в праведности и благоденствии. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Читать еще:  Сонник работать в больнице медсестрой. Врачи медсестры

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным от столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Источники:

http://molitva-info.ru/ikony/ikona-hristos-pantokrator.html
http://dailyhoro.ru/article/ikona-hristos-pantokrator/
http://pravoslavie.ru/92730.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector