Шумерский бог войны. Пантеон богов шумера и аккада
Мифы и Легенды
Религии и Верования
Боги Шумера
Боги Шумера и Аккада: Адад, Ашшур, Мардук, Син, Тешуб, Уту, Шамаш, Энки, Энлиль
Богини Шумера
Богини Шумера и Аккада: Инанна, Иштар
Легенды Шумера
Раздел включает тексты легенд и сказаний, эпосов и поэм Шумера и Аккада
Шумеро-аккадские молитвы
Тебя прославляю я, дева, тебя величаю я песней! Масло, плоды, молоко семь пирожков испечённых я тебе ставлю на стол Страны; чёрное пиво я наливаю, светлое пиво я наливаю, чёрное пиво, пиво улушин, моей царице пиво улушин, веселящее сердце, создающее песни, с благодарной молитвой я тебе приношу.
Аккадские заговоры
. Житель потёмок прочь из потёмок ушёл поглядеть на солнечный свет. Что ж оно осерчало так, что мать его плачет, в небесах у богини струятся слёзы? Это кто же такой, – тот, кто в земле заводит рёв.
- Главная
- Мифы
- Мифы Шумера и Аккада
- Боги Шумера
Мифы Шумера и Аккада
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии.
Богини Шумера
Богини Шумера и Аккада: Инанна, Иштар
Боги Шумера и Аккада
Адад, Ишкур (“ветер”), в шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Бог олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения и плодородный дождь; в его же ведении — засоление почв; если бог-ветер забирал дождь, начинались засуха и голод. Согласно мифам об Ададе, потоп начался не из-за наводнения, а был результатом дождевой бури, поэтому понятен один из постоянных эпитетов бога — “господин плотины небес”. С образом бога бури связывался бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой Адада служил двузубец или трезубец молнии. В семитской мифологии ему соответствует Баал, в хуррито-урартской — Тешуб.
Ану, Ан (“небо”), в шумеро-аккадской мифологии бог неба, верховное божество, правившее на небесах, сын Аншара и Кишар, один из триады богов-создателей, наряду с Энки, богом пресных и плодотворных вод, и Энлилем, или Белом, повелителем ветра. Как “отец богов”, он судил божеств, совершивших дурные поступки, призывая их предстать перед его троном. Он никогда не спускался на землю и не имел дел с людьми, а пребывал на небесах и занимался судьбами вселенной. Ану, почти не упоминается как главный персонаж мифа. Он скорее является символом высшей власти. Наиболее деятельным он проявляет себя в мифе, связанном с праздником лунного затмения, когда боги — олицетворения светил — хотят заставить Ану поделиться с ними властью. Тогда верховный бог создал семерку злобных демонов и наслал их на бога луны, чтобы затмить его сияние. Богиня Инанна-Иштар, перейдя на сторону Ану, способствует тому, что луна попала в плен и освободилась лишь благодаря вмешательству бога Энки-Эйи. Символом Ану была так называемая “рогатая тиара”, чьи изображения сохранились на древних вавилонских пограничных камнях кудурру.
Ашшур
Ашшур, в аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона, первоначально — покровитель города Ашшур. Его именуют “владыка стран”, “отец богов” и считают отцом Aнy; его жена — Иштар Ашшурская или Нинлиль. Ашшур почитался как вершитель судеб, военное божество и божество мудрости. Эмблемой бога служил крылатый солнечный диск над священным древом жизни, а на памятниках II — I тысячелетий до н. э. Ашшура изображали с луком, наполовину скрытого крылатым диском солнца, он словно парит в его лучах.
Мардук
Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют “судьей богов”, “владыкой богов” и даже “отцом богов”. Супругой Мардука считалась Царпаниту, а сыном Набу, бог писцового искусства, писец таблиц судеб. Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал “злой ветер”, и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо. Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему “небесный Вавилон”. Символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: “его главные внутренности — львы; его малые внутренности — собаки; его спинной хребет — кедр; его пальцы — тростник; его череп — серебро; излияние его семени — золото”.
Вавилонское сказание о сотворении мира – миф в честь вавилонского бога Мардука. Владыка Вавилона Мардук по единогласному решению богов стал царем в мире богов; он владелец таблиц судеб, отбранных у побежденного дракона. Сотворению мира и “судье богов” Мардуку посвящен ежегодный праздник Цакмуку. Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трех миров, впервые изложены у Диодора Сицилийского.
Син, в аккадской мифологии бог луны, отец солнечного бога Шамаша, планеты Венера (Инанны или Иштар) и бога огня Нуску. Он был зачат богом воздуха Энлилем, силой овладевшим богиней земледелия Нинлиль, и родился в подземном мире. Супруга Сина — Нингаль, “великая госпожа”. Обычно бога изображали в виде старца с синей бородой, которого величали “сияющая небесная лодка”. Каждый вечер, усевшись в чудесную лодку, имеющую форму полумесяца, бог плыл по небу. В некоторых источниках утверждается, что месяц —- это орудие бога, а луна — его корона. Син — враг злоумышленников, так как его свет раскрывал их порочные замыслы. Однажды злые духи утукку затеяли заговор против Сина. С помощью Шамаша, богини любви и плодородия Иштар и бога грозы Адада они заслонили его свет. Однако великий бог Мардук пошел войной на заговорщиков и вернул Сину его сияние. Сина, чьим символом был серп луны, считали мудрецом и полагали, что, прибывая и убывая, лунный бог отмерял время. Кроме того, приливы вод в топях вокруг города Ур, где располагался его храм, обеспечивали обильную пищу скоту.
Тешуб
Тешуб, бог грозы, почитаемый во всей Малой Азии. В текстах хеттской мифологии говорится о том, как грозный Тешуб победил отца богов Кумарби. Кумарби родил сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть; сотворенный из диорита и выросший до огромных размеров на спине гиганта Упеллури, он был так велик, что, пытаясь рассмотреть его, Тешуб поднялся на вершину высокой горы, а увидев чудовище, пришел в ужас и призвал богов на помощь. Однако это не принесло ему успеха. Улликумме добрался до ворот Куммии, родного города Тешуба, и заставил бога отречься от власти. Тешуб искал совета у мудрого бога Энки; после недолгих размышлений тот извлек из земли древнюю пилу с помощью которой были разделены небеса и земля, и разрезал диорит у основания. В результате Улликумме быстро ослабел, и боги решили снова напасть на него. Конец текста утерян, но принято считать, что Тешуб все же вернул себе царство и трон. Супруга Тешуба, Хебат, занимала равное положение со своим мужем, а иногда и превосходила его. Атрибуты Тешуба — топор и молния. Иногда его изображали с бородой, вооруженным дубинкой, попирающим священную гору.
Уту (“день”, “сияющий”, “светлый”), в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны (Иштар). В ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор, причем выход ему открывали два бога-стража. Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины. Чаще всего бога изображали с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке.
Шамаш
Шамаш, в аккадской мифологии всевидящий бог солнца и правосудия. Его сияние освещало все злодеяния, что позволяло ему предвидеть будущее. Утром страж, человек-скорпион, открывал ворота огромной горы Машу, и Шамаш поднимался до высшей точки неба; вечером он направлял свою колесницу к другой высокой горе и скрывался в ее воротах. Ночью бог проходил сквозь земные глубины к первым воротам. Супруга Шамаша, Айя, родила справедливость, Китту, а также закон и праведность, Мишару. В шумерской мифологии ему соответствует Уту.
Энки, Эйя, Эа (“владыка земли”), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств; он хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, всех земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил ме. Древние почитали его как создателя зерна и скота, устроителя мирового порядка. Один из мифов рассказывает, как Энки оплодотворил землю и “определил судьбу” городов и стран. Он создал плуг, мотыгу, форму для кирпича; создав растения и животных, Энки отдал их во власть “царя гор” Самукана, а пастуха Думузи сделал хозяином в стойлах и овчарнях. Богу также приписывается изобретение садоводства, огородничества, льноводства и сбора целебных трав.
Энлиль
Энлиль (“владыка-ветер”), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, сын бога неба Ану. Супругой его считалась Нинлиль, которой он овладел силой, за что был изгнан в подземный мир. Согласно мифам, которые сравнивали Энлиля с ревущим ветром и диким быком, он отличался особой злобностью по отношению к людям: насылал на них мор, засуху, засоление почв и, в довершение всего, — всемирный потоп, при котором спасся лишь Ут-Напишти, построивший ковчег по совету богов. Энлиль, которого часто раздражали шум и суета людской жизни, в гневе насылал на землю бури, штормы, страшные бедствия вплоть до потопа.
Добавлено: 2:37, 26 июля 2008
Изменено: 19:05, 8 января 2020
Мифы Шумера и Аккада
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии.
aldanov
Сергей Алданов – дневник.
Слова, слова, слова.
Пантеоны богов древних египтян, хеттов и шумеров. 1. Начало.
Интересно сравнить размеры и структуры пантеонов соседних народов.
Египет знал примерно 740 богов (источник – список богов в погребении Тутмоса III).
Общий пантеон образовывался объединением номовых пантеонов, потому в общем “списке” столь часта избыточность, когда одной сущности отвечают несколько богов,
Выделяют девятку главных богов в Древнем Египте , изначально возникшую в городе Гелиополис . По мере развития страны и мифологии список важнейших богов расширялся
до примерно 16 – 18, при этом часть номовых богов “сделала карьеру” и стала общими.
Гелиопольская девятка, эннеада:
- Атум (Амон, Ра, Пта) — возникает из первоначального водяного Хаоса Нун
- Шу — воздух
- Тефнут — влага
- Геб — земля
- Нут — небо. Женское божество.
- Осирис — бог загробного мира
- Исида, Изис — богиня плодородия – к ней близка Хатхор (богиня любви и судьбы, неба, корова)
- Сетх (Сет) — олицетворение грозы, молнии, природных стихий, владыка жизненной силы. Бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти ( животные символы свинья, осел)
- Нефтида (Нефтис, Невтис) — богиня подземного мира, вторая сестра Осириса.
Табличка из Фары со списком шумерских богов
Единство шумерской мифологии условно: каждый город-государство имел свой пантеон, собственную генеалогию важнейших богов и местные варианты мифов. То есть пантеон был тоже многосоставным, и была в нем избыточность и дублирование.
Ранний список богов из Фары, относимый к 26 в. до н.э. включал в себя 560 имен. Существует краткий список того же времени – 28 имен.
В общем-то он пантеон похож на египетский – есть свой творец, похожий на Хнума – Ан, есть его потомки, они являются главными, активными божествами.
.
Крамер в “Мифологии Шумера и Аккада” перечисляет этих богов:
«Бог воздуха Энлиль, бог воды Энки, богиня-мать Нинхурсаг (известна также под именами Нинмах и Нинту), бог южного ветра Нинурта, бог луны Нанна-Син, бог кочевников Марту, Иннанна (Иштар, вторая богиня-мать, но с несколько иными функциями, она еще богиня раздора, плотского вожделения и любви – СА) . Энлиль был наиболее важным божеством шумерского пантеона, «отцом богов», «царем неба и земли», «царем всех стран». Согласно мифу «Энлиль и сотворение мотыги», он был богом, который отделил небо от земли, взрастил из земли «семя полей», произвел на свет «все полезное», изобрел для возделывания земли и для строительных работ мотыгу и даровал ее «черноголовым» (т. е. шумерам или, возможно, человечеству в целом). Энлиль, как гласит миф «Лето и Зима», был богом, который сотворил все деревья и злаки, установил изобилие и процветание в «Стране» и назначил Зиму «земледельцем богов», ведающим животворной водой и всем, что произрастает на земле. Боги — даже и наиболее важные среди них — усердно стараются получить благословение Энлиля.
К сильнейшим богам относились также Мардук, ставший позже главным богом Вавилонии, бог чистого неба, Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; бог-громовик Адду, приносящий грозовые тучи и ливневые дожди; бог чумы и болезней Эр, бог бури Ишкур. бог мудрости, покровитель писцового искусства Набу, бог умирающей и восрешающейся природы Думузи.
Главные боги были связаны также роственными отношениями.
ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ РЕЛИ́ГИЯ И МИФОЛО́ГИЯ
В книжной версии
Том 35. Москва, 2017, стр. 156-157
Скопировать библиографическую ссылку:
ШУМЕ́РО-АККА́ДСКАЯ РЕЛИ́ ГИЯ И МИФОЛ О́ГИЯ, верования народов Древней Месопотамии ( Шумер , Вавилон , Ассирия ), распространённые с кон. 4-го тыс. до н. э. до начала н. э. Сведения о них дошли из клинописных источников, составленных на шумерском и ассиро-вавилонском (аккадском) языках. Осн. институтом Ш.-а. р. и м. был храм (на высокой платформе, к которой с 2 сторон вели лестницы или пандусы; в глубине – статуя божества). К кон. 3-го тыс. до н. э. в Двуречье засвидетельствован ещё один тип храма – зиккурат , храм на нескольких платформах. Храмы Древней Месопотамии обслуживало жречество. Жречество шумерского периода было в осн. неграмотным и выполняло строго определённые культовые функции. Жрецы 2–1-го тыс. получали образование в школе и нередко были советниками правителей, составляя для них инструкции по планированию хозяйства и гороскопы будущих событий. Жрицы либо занимались культовой проституцией в пользу храма, либо давали обет безбрачия, посвящая себя богу. Среди особенностей месопотамской религии, сохранившихся во все периоды её существования и развития, выделяются: идея стабильного мирового порядка, слабая разработанность представлений о загробной жизни, почитание небесных тел и растений, редкие свидетельства зоолатрии , ранняя антропоморфизация божеств, цивилизованность ритуалов (каннибализм и человеческие жертвоприношения не встречаются, инцест очень редок). Основой религ. культа был календарный ритуал. В кон. 4-го – нач. 2-го тыс. для Ш.-а. р. и м. характерен классич. поли теизм с верой как в богов, так и в безличную магич. силу (Ме, судьба). Во 2-м – 1-м тыс. появилась тенденция к выделению верховного божества и к поглощению им функций всех остальных богов. В этот период возникла религ.-этич. литература.
Источники:
http://skazanie.info/?ID=4190
http://aldanov.livejournal.com/838854.html
http://bigenc.ru/world_history/text/4923552