Шпаргалка: Духовное возрождение России. Что такое духовное возрождение человека или нации

Шпаргалка: Духовное возрождение России. Что такое духовное возрождение человека или нации

Что такое духовное возрождение человека или нации?

Такой вопрос часто встречается в словах руководителей страны. В принципе, все люди, все руководители, за духовное возрождение страны. Но что это такое? Часто под этим подразумевается культура, история нации, традиции. Но мы, как верующие, знаем, что никакие внешние перемены, никакие традиции не могут принести духовное возрождение народа.

Духовное возрождение – это изменение внутреннего состояния человека, его мышления, через покаяние и принятия Иисуса своим Господом и Спасителем! Это возможно только с Богом!

Церковь не меняет экономику – но мы изменяем человека, который потом идет в экономику и меняет ее!

Церковь не меняет систему образование, но человек, который духовно возродился, идет в сферу образования и меняет ее, насаждая заповеди Божьи!

Цель Церкви взращивать порядочных людей, которые обладают такими качествами, как честность, справедливость, христианская мораль и этика, милосердие, уважение и др.

Статус или положение церкви:
СВЕТ миру – знания о Боге, о человеке, о жизни и смерти – просвещение. 2Кор.4:3-4
СОЛЬ земли – качества соли – вкус, не портится, сохраняет, растворяется. Мат.5:13
ОТВЕТ обществу – люди заблудились, в грехах, проклятиях Тит3:3-7
ГОЛОС Бога Живого – говорить мнение Бога, газеты, ТВ, передачи Иоан14:10
СУД праведный – знать, что правильно, руководствоваться Законом 1Кор.2:14-15.

Церковь – это доминирующее представительство Бога на земле Дан.2:44
Церковь утверждает Царство Божье, законы Божьи на земле!
– это молитвы, ночные молитвы, посты, служения
– это голос пророчества, голос помазанников Божьих
– это управление, владычество, это постанавливать

Церковь формирует – христианское мировоззрение в обществе.
Мировоззрение – это представление человека о мире.
– кто управляет всем миром?
– как все это происходит?
– откуда, кто взялся?
– кто есть Бог и кто есть человек в этом мире?

Мировоззрение – это то, во что человек верит, на чем стоит. Это его убеждения.
– формирует культуру человека
– дает смысл происходящему, событиям
– оправдывает действия человека
– определяет отношение человека с природой, с другими людьми.

Христианское мировоззрение – основано на том, что Сам Бог открыл правду о Себе, о человеке, о жизни и смерти в Священном Писании. Человеческих представлений о мире множество, по сути, у каждого свой взгляд. Но существует только одна Правда обо всем. И эта правда открыта в Сыне Божьем – Иисусе Христе.

Две позиции церкви в обществе:
А) Эгоцентрична
Б) Общественноцентрична

а). Признаки эгоцентричной церкви:
– стремление к комфорту (аппаратура, мягкие стулья, машины, компьютер)
– не имеет активных действий – только намерения, желания
– учит, поучает, но – не любит
– любит себя, а не город, людей (жители города для нее – чужие, грешники, грязные)
– изолирована от жизни города (не знает чем живет народ, город)
– нет покаяния или это очень редкое событие
– решает нужды членов церкви (прежде всего)
– отношение к миру: приглашает людей в церковь, но сама не идет к людям. «Если вы, люди, придете в нашу церковь – мы поможем вам».
– цель и смысл деятельности церкви – кафедра, проповеди.
– не меняет духовную атмосферу в городе

б). Признаки общественноцентричной церкви:
– крестится, погружается, растворяется в городе
– реально меняет атмосферу в городе, решает проблемы города
– работает на результат (превращает намерения через дела – в результаты)
– не ждет, пока люди придут в церковь – а сама идет в мир, к людям, к потерянным
– кафедра, проповеди, исцеления – как снаряжения, как воодушевления, как воздать славу Богу!
– не стремится к комфорту
– любит людей, а потом учит их
– берет ответственность за город, село, людей
– многочисленные покаяния в церкви, в домашних группах, везде…
– «кузница» кадров Божьих, вооружив их, для утверждения на земле Царства Божьего.

Какие церкви строят в Посольстве Божьем?

1. Уличноцентричная
Улицы, площади, скверы, парки, учреждения, больницы – места деятельности церкви.
Уличноцентричная церковь – это церковь без стен.
Уличноцентричная церковь описана в книге Деяния Аппостолов

2. Являющая Бога везде и во всем.
Одни люди знают о Боге, многие верят в Бога, но настоящая Церковь – являет Бога.

3. Реально влияющая, активная и проникающая в общество: “Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. 7Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идет своею дорогою, и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идет своею стезею, и падают на копья, но остаются невредимы. Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании”, Иоиль :1-12.
Перемены в обществе напрямую зависят от активности церкви

Читать еще:  Был наг и вы одели меня. Толкования на Мф

4. Прогрессивно мыслящая:
а) мыслить на перспективу, на будущее
б) мышление победителя (не жалобы, без ропота, без огорчения) – никогда не сдается
в) новизна, всегда новые знания, обновляющая познания о Боге и о жизни

5. Имеющая голос Божий, не умолкающая никогда (через прессу, ТВ, книги, газеты…) – Римлянам 13:14 “но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти”.

6. Миссионерская – каждый член церкви имеет свою миссию, будет послан. Такая церковь готовит миссионеров, расширяющая свои границы.

7. Церковь Альфы и Омеги – всегда начинает и доводит начатое дело до конца! Проблема начинать, строить планы – и не доводить их до конца: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний”, Откровение 22:13.

8. Работает на результат

9. Учащаяся Церковь
– это обучение, лидерские, рост (3 уровня обучения)
– посылание их в мир (социальные, миссионеры)

Епископ Анатолий Белоножко
Посольство Божье

Духовное возрождение человека

Современная психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширяет опыт работы с сознанием человека.

В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка, Т.А. Флоренской закладываются основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Что же такое духовность, духовное начало в человеке?

В традиционной психологии духовное начало связывают с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.

Четырехтомный словарь русского языка трактует дух как психические способности, мышление, сознание, а духовность как интеллектуальную сущность в противовес его телесной сущности.

Однако духовность это не идеальный комплекс ценностей и норм, и не только новая ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей, и не предельная утонченная душевность.

Душа дискретна, разделена на чувства, понятия, она определяется внутренними и внешними условиями, телесными и социальными.

Дух – начало безусловное, вне времени и пространства. Он не принадлежит человеку, он дается ему “свыше”. Это то, что отличает человека от животных и объединяет с Богом. Дух есть преодоление тварности, получение Божественного образа бытия.

Душа стремится к духу, жаждет с ним встречи и лишь в слиянии с духом находит полноту и радость жизни. Когда дух покидает душу, она томится, страдает и, всеми силами преодолевая трудности и препятствия, устремляется к нему. Дух же не может подчиниться душе, если он ее оставляет, она становится рабой тела, служит его необузданным желаниям и похотям. На душевной стадии человек живет предметами внешнего опыта, возводит относительные ценности в абсолютные и поклоняется им. Через дух человек поднимается до высших сфер, через дух он проявляет себя как образ и подобие Бога.

Б.В. Ничипоров в понятии духовного возрождения выделяет три компонента:

1. Понимание и освоение новых смыслов и духовых пространств.

Прежде всего, это связано с тем, что человек начинает задумываться о своей временности. Смерть человека всегда неожиданна, но то, что она когда-нибудь, так или иначе, наступит всякий знает твердо. Изгнание сознания смертности из человеческого мышления означает, что человек перестает чувствовать остроту собственного существования, перестает быть решительным, перестает быть свободным, перестает быть ответственным, теряет смысл жизни. О возрождении личности имеет смысл говорить, когда личность переживает экзистенциальный конфликт с собой, с миром, когда мучительно ищет путь, выход, истину, расширяет смысловое пространство.

Мир Богом устроен так, что в каждой ситуации есть смысл, какая-то цель. Человек устроен так, что он может найти этот смысл и должен осуществить его. Хотение найти смысл – универсально. В. Франкл пытается как-то типизировать возможные способы придания осмысленности. Ценности бывают трех видов. Во-первых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то даем жизни. Это ценности творчества (и, в первую очередь, труд). Во-вторых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то берем от жизни. Это ценности переживания. Одной из главных ценностей переживания является любовь.

Преподобный авва Дорофей, подвижник 6-7 вв., пишет: “Представьте себе круг, середину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру; суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога. в той же мере удаляются друг от друга, сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то,сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу, и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей”[1].

Читать еще:  2 вселенский собор в константинополе. История церкви

В-третьих, мы можем придать смысл посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения. Прежде всего, это мужество, терпение, достоинство, которые проявляются в том, что всякую скорбь человек начинает встречать признанием, что он достоин ее.

После того, как человек находит все возможные смыслы, он свободен выбирать тот из них, который он будет осуществлять. То, что человек вообще свободен, не нуждается в доказательствах.

Франкл, проводя сравнение человека с животным, показывает, что именно функционирование животного определяется влечениями, тогда как человеческое поведение опосредствуется сознанием: человек может сказать “да” своим влечениям, а может сказать “нет”. Что касается наследственности, то здесь Франкл приводит в пример эксперименты с близнецами. Одна и та же наследственность при разных судьбах (один хитрый брат-близнец стал вором, другой хитрый брат-близнец стал криминалистом) доказывает, что у человека есть нравственный выбор. Что касается среды, то она, по Франклу, вообще в большей степени продукт деятельности человека, нежели человек продукт среды.

Свобода означает, что человек несет ответственность за осуществление выбранного смысла. И сразу же логично возникает вопрос: перед кем человек несет ответственность? Таких инстанций две: совесть и Бог. В состоянии бездуховности человек становится глухим к голосу совести, и она замолкает. Но совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии.

2. Углубление личного покаяния. Страдая, человек ищет причины своих страданий во внешних условиях: он думает, что его страдание связано с рядом живущим, близким человеком, он искренне верит, что если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему, Зачастую и, не подозревая, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Митрополит Антоний Сурожский в этой связи указывает на переписку оптинского старца Макария. В ней есть письма к петербургскому купцу, который пишет: “От меня ушла прислуга, и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?” Старец отвечает: “Конечно, брать”. Через некоторое время купец снова пишет: “Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость, и потерял всякое самообладание”. И старец отвечает: “И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность. Вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое – это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться”.

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной своего несчастья, и что бороться нужно уже с самим собой, со своими страстями преодолевая определенные стереотипы мышления, недостаток образования, совершенствуя самого себя, осознавая свое духовное бессилие – человек встает на путь изменения, покаяния. Только, о-со-знав свои грехи, и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого (“метанойя”) – это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.

Покаяние – это признание своей вины, способность увидеть свое падение и искреннее отречение от зла. “Ужасная жестокость к себе – отвержение покаяния! – говорит Игнатий Брянчанинов – Ужасная холодность, нелюбовь к себе. Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним”[2].

От недостатка благодатной радости, от неосознанного внутреннего страха, обусловленных нераскаянными грехами, одни ищут, чем бы заглушить эту душевную боль – отсюда алкоголь, наркомания, жажда развлечений, наслаждения любыми способами, другие (мнящие себя достаточно образованными) прибегают к не менее опасной по своим последствиям “суггестивной терапии”. У тех и других круг душевных терзаний замыкается и больные души, не имея сил к покаянию, надеются найти помощь из вне.

Читать еще:  Происхождение и характер имени раиса. Значение имени Раиса (Ираида), происхождение, характер и судьба имени Раиса (Ираида)

3. Исправление своей жизни, стремление к личному благочестию. При условии покаяния и обращения к добру душа открывается к принятию Божественной энергии, благодаря которой очищается и пробуждается совесть. (Корень этого слова – “весть” от “ведать, “знать” – указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли) Совесть – голос Божий в душе человека, высшая мера сознания.

Субъективно присутствие Духа ощущается человеком как наличие в собственном “Я” высшего замысла, чувство предстояния, божественного призвания и ответственности. Предстояние позволяет человеку измерять себя тем, чему он предстоит. Предстояние вызывает в нем новые мысли, новое понимание себя, других людей и всей вселенной. Именно это следует иметь ввиду, читая Евангельские слова: “Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный”[3] (Мтф. 5.48).

Предстоящий судит себя высшим, доступным человеку критерием. Святые отцы в своей жизни руководствовались Евангелием, сравнивая свое исполнение заповедей с их возвышенностью и чистотою и недосягаемостью. Именно поэтому Святые причисляют себя к первым среди грешников, и лишь грешники причисляют себя первыми среди духовных и верующих, не видя своего падения. Духовность святости не рефлексивна.

Духовное пробуждение человека выражается состоянием изумления, трепетного поклонения, чувством своего несовершенства и недостоинства перед открывающейся благодатью. Радость открывшегося духовного пути связана со стремлением изменить себя, научиться каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех.

Проявлением духовности является способность к самопожертвованию, к неэгоистичной любви, которая является основой благополучия человека (благополучие – благо человек получает). “Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия”[4].

Литература

1. Добротолюбие Т.1, !896, С.458
2. Б.В. Ничипоров Введение в христианскую психологию. М., 1998.
3. Святитель Игнатий Брянчанинов О прелести. СПб.,1998.
4. Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990 г.,
5. Т.А. Флоренская Диалог в практической психологии.М., Владос, 2001

[1] Добротолюбие,Т.1, !896, С.458

[2] Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.,1998. с. 74-75

[3] [4] Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990 г.

Духовное возрождение

Словарь богословских терминов . Майерс Д. . 1999 .

Смотреть что такое “Духовное возрождение” в других словарях:

ДУХОВНОЕ ТЕЛО и ТЕЛО ПЛОТИ — христианско философские понятия, обозначающие два противоположные типа жизненной целостности: первый освещается доктринами спасения, воскрешения из мертвых и вечной жизни, а второй объясняется учением о связи смертности человека с первородным… … Современный философский словарь

ВОЗРОЖДЕНИЕ — или перерождение (Rebirth; Erneuerung, Wiedergeburt) процесс, переживаемый как обновление, восстановление или преобразование личности.«Возрождение не является тем процессом, который можно как то наблюдать. Его нельзя измерить, взвесить или… … Словарь по аналитической психологии

Возрождение индуизма — (Hindu revivalism), термин, к рым принято называть совокупность течений 19 нач. 20 в., явившихся реакцией индуизма на европеизацию. В.и. называют еще реформацией, ренессансом или неоиндуизмом. Для него характерна индуизация зап. понятий или… … Народы и культуры

Возрождение — Это слово обозначает внутренее, духовное перерождение через веру в Христа (Иоан. 3:3; Тит. 3:5; 1 Пет. 1:3,23; Иак. 1:18). В Мат. 19.28 (гр. т.) оно обозначает перерождение природы, «до времен совершения всего» (Деян. 3:21) «когда сядет Сын… … Словарь библейских имен

Северное Возрождение — Альбрехт Дюрер, «Автопортрет», Старая пинакотека, Мюнхен Северное Возрождение термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обоб … Википедия

Бондаренко, Вячеслав Васильевич — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Вольное дело — Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» одна из крупннейших благотворительных организаций в России, основанная предпринимателем Олегом Дерипаска для реализации благотворительных проектов. Первые благотворительные проекты,… … Википедия

Черенков, Михаил Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Черенков. Михаил Николаевич Черенков (род. 27 мая 1978(19780527), Саратов) русско украинский религиозный деятель и философ религии, общественный деятель, доктор философских… … Википедия

Библиография Ивана Ильина — Содержание 1 1900 е 1.1 1903 1.2 1904 1.3 1905 1.4 … Википедия

БЛАГОДАТЬ — [древнеевр. или ; древнегреч. χάρις], нетварная Божественная сила (δύναμις), в к рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. В Ветхом Завете древнеевр. и не всегда… … Православная энциклопедия

Источники:

http://adelaja.com/chto-takoe-duhovnoe-vozrozhdenie-cheloveka-ili-natsii.html
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/12/13/duhovnoe_vozrozhdenie_cheloveka
http://theological_myers.academic.ru/86/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: