Школа киники основные идеи. Философские течения: Киники (Циники)

Философская школа Киников

Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, a философское обоснование особого образа жизни вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

– возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

– добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

– отсутствие постоянного места жительства, скитания;

– паразитический образ жизни, попрошайничество;

– предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

– восхваление физической и духовной бедности;

– критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

– воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;

– отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

– радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — “кинос”, “собака”, что на греческом языке созвучно слову “киник”). В действитель­ности название — от слова “Киносарг” — холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказыванийи идей:

– заявил царю Александру Македонскому: “Отойди и не заго­раживай мне солнце!”;

– выдвинул лозунг: “Без общины, без дома, без отечества” (ко­торый стал жизненным и философским кредо его и его последователей);

– вывел понятие “гражданин мира” (космополит);

– жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

– не признавал никаких законов, кроме закона природы;

– гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков (“Стоя” – название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве” и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

– призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);

– признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

– призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

– признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

– неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

– оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;

– восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;

– высокий эстетизм в мыслях и поступках;

– осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

– признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителем стоической филосо­фии считается Сенека.

Сенека (5 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

– проповедовал идеи добродетели;

– призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

– приветствовал покой и созерцание;

– был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

– верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

– преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, “толпу”;

– считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

– видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Философская школа Платона (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются “Апология Сократа”, “Пармелид”, “Горгий”, “Федон”, “Государство”, “Законы”.

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Платон является основателем идеализма.

Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

– окружающий мир (“мир вещей”) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

Читать еще:  Видеть во сне семечки жареные. К чему снятся семечки? К чему снятся семечки по соннику Фрейда

– реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи;

– чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

– любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи;

– весь мир является отображением чистых идей.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что, было нетипично, для предшественников — “досократиков” Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон-выделяет семь типов государства: идеальное “госу­дарство будущего”, которого пока не существует и в котором отпадет необходимость вгосударственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

– монархия — справедливая власть одного человека;

– тирания — несправедливая власть одного человека;

– аристократия — справедливая власть меньшинства;

– олигархия — несправедливая власть меньшинства;

– демократия — справедливая власть большинства;

– тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

– все-население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

– работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

– воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

– философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

– философы и воины не должны иметь частной собственности;

– жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

– не существует брака, все жены и дети общие;

– допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив Небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

Историческое значение философии Платона в том, что:

– впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

– положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая “линия Платона” — противо­положность материалистической “линии Демокрита”);

– впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

– были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории ;

– была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

LiveInternetLiveInternet

Метки

Философские течения: Киники (Циники)

Киники – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon – собака. Возможно, потому, что гимнасий при храме Геракла, в котором Антисфен вел свои беседы с учениками, носил имя Киносарг – «Зоркий пес». Возможно и потому, что сам Антисфен называл себя Истинным Псом и считал, что жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя, а одновременно и верность, храбрость и благодарность . Киники часто обыгрывали это сравнение, а на могиле Диогена был установлен памятник из паросского мрамора, на вершине которого была изображена собака.

О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Известно, что он не был полноправным гражданином Афин, будучи сыном свободного афинянина и фракийской рабыни. Высмеивая тех, кто кичился чистотой своей крови, Антисфен говорил, что они по своему происхождению «ничуть не родовитее улиток или кузнечиков» (Диоген Лаэртский. VI, 1).

Сперва Антисфен был учеником известного софиста Горгия, оказавшего влияние на стиль его первых сочинений и привившего ему искусство ведения споров (эристика). Затем он стал учеником Сократа. Впоследствии киники говорили, что переняли у Сократа не столько его мудрость, сколько сократову силу и бесстрастие в отношении жизненных невзгод. Благодаря Сократу киническое учение обрело прежде всего моральный практический характер. Киники не стремились к построению отвлеченных теорий и вообще отвергали существование общих понятий , что нашло свое отражение в известной полемике Антисфена, а затем и Диогена с Платоном. Они считали, что добродетель обнаруживается в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний .

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям . Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы .

Читать еще:  Снится что ты просишь прощения. К чему снится просить прощения

Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели . В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями . В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру.

Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах – в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей» .

Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) – как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан. И лишь позже он понял истинный смысл пророчества, который заключался в том, чтобы перевернуть существующие нормы и ценности и заменить их жизнью по-природе в ее простоте и непритязательности. Это зачастую приводило киников к столкновениям с существующими гражданскими законами, устоявшимися моральными нормами и обычаями.

Киническая литературная традиция видит в Диогене образ идеального киника – «небесную собаку», фигуру почти мифологическую, наподобие другого излюбленного героя кинических произведений – Геракла, и связывает с ним множество анекдотов и легенд, демонстрирующих невозмутимую последовательность, с которой Диоген воплощал в своей жизни идеал автаркии, самоограничения и презрения к общественным условностям. Диоген жил в пифосе – глиняной бочке для воды; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил свою чашку; чтобы приучить себя к отказам, просил милостыню у статуй; стараясь закалить себя, босыми ногами ходил по снегу и даже пытался есть сырое мясо; «все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты» (Диоген Лаэртский, VI, 69). Он часто говорил, что над ним исполнилось трагическое проклятие, ибо он:

«Лишенный крова, города, отчизны,
Живущий со дня на день нищий странник» (Диоген Лаэртский, VI, 38).

Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям . В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения . Не случайно легенда гласит, что великий Александр Македонский отметил своим вниманием Диогена. В ответ на требование Диогена отойти в сторону и не заслонять солнце, Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.

У Диогена было множество учеников и последователей, из которых особой известностью пользовались Кратет Фиванский (учитель основателя стоицизма Зенона) и его жена Гиппархия. Они оба происходили из богатых аристократических родов; оба, к ужасу родственников и сограждан, оставили все ради кинического образа жизни. История любви Кратета и Гиппархии и их прилюдная «собачья свадьба» в Расписном Портике – еще один яркий пример эпатирующего кинического пренебрежения общественными установлениями.

В эллинистический период киническая традиция представлена фигурами, известными скорее своей литературной деятельностью, чем строгостью соблюдения кинического образа жизни. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (3 в. до н.э.), создатель кинического литературного жанра диатрибы, и Менипп из Гадар (сер. 3 в. до н.э.), творец «менипповой сатиры».

Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости . Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства. Кругосвет

Киники – это что такое? Основатель школы Киников

Киники – это знаменитая философская школа Древней Греции, большинство представителей которой выступали последователями учения Сократа. Мыслителей школы еще называли циниками за их несколько угрюмый характер, строгие взгляды, недовольство существующим социальным, политическим и религиозным укладом.

Основатель школы киников

Идейным лидером и апологетом учения является Антисфен. Философ был сыном гражданина Афин и фракийской рабыни. Исходя из этого, Антисфен считался незаконнорожденным и был обречен всю жизнь находиться в статусе неполноправного члена общества.

Антисфен являлся одним из самых преданных и старших учеников Сократа. Увлеченный нравственными убеждениями и личностью наставника, молодой философ не покидал учителя до конца его дней. После смерти Сократа, Антисфен основал собственную философскую школу в одной из гимназий Афин, предназначенной для незаконнорожденных.

Антисфен старался вести жизнь, которая соответствовала его учению. Философ ни перед кем не приклонялся, не считал бедность пороком и нарочито проявлял свое пренебрежение к обладателям власти. Мудрец проводил дни в размышлениях, оставив по себе многочисленные тома сочинений. Его наиболее известные последователи Кратес и Диоген считали, что во всей Греции не отыщется философов, которые равны Антисфену в непоколебимости, бесстрашии и умении жить согласно своим убеждениям.

Школа киников, философия Антисфена имела успех до самой смерти ее основателя. Позже в знаменитую Александрийскую библиотеку было внесено более 70 сочинений мыслителя. После того как не стало Антисфена, еще на протяжении 150 лет активно продвигали свои взгляды киники. Скептики, философия которых переняла немало идей от кинической школы, в последующем полностью растворили это учение в собственном.

Читать еще:  Данте 9 кругов ада читать онлайн. Обобщенные особенности ада по Данте

Диоген Синопский

Самым ярким последователем учения Антисфена выступал Диоген. Прославился он прежде всего многочисленными причудами. Согласно историческим сведениям, которые дошли до наших дней, философ любил средь белого дня бродить по городу с зажженной лампой. Таким необычным способом мудрец пытался отыскать «хорошего человека» на многолюдных улицах.

Диоген жил в нищете, одевался в одежду, которую ему дарили граждане города, употреблял любую пищу, которая попадалась под руку. В качестве жилья мыслитель, по одним сведениям, выбрал большой глиняный кувшин, а согласно другим – деревянную бочку. За ведение такого необычного образа жизни Диоген получил прозвище «Собака».

Однажды Диогена пригласил в собственный дом богатый гражданин Афин, надеясь на увлекательную беседу с мудрецом. Однако, увидев роскошное убранство помещений, мраморные полы и многочисленные произведения искусства, философ не стал разговаривать с гостеприимным человеком, а лишь развернулся и молча ушел. Позже Диоген объяснил свой поступок тем, что в доме не оказалось лучшего места, куда можно плюнуть, помимо лица хозяина.

Кратес из Фив

Знаменитые киники – это не только Антисфен и Диоген. Другим замечательным последователем философской школы являлся Кратес. Этот мыслитель относился к категории состоятельных граждан. Однако, увлекшись мудростью школы киников, он решил отказаться от роскошной жизни и высокого статуса в обществе. Все имущество Кратес завещал собственному сыну, при условии, если тот не пожелает стать философом.

Как и Диоген, Кратес предпочитал проводить время в размышлениях, практикуя нищенский образ жизни. Лучшей ученицей мудреца выступала его жена Гиппархия, которая в молодости отреклась от своей состоятельной семьи и присоединилась к школе киников.

Учение киников

Киники – это философская школа, которая была основана в Афинах на рубеже 5-6 веков незаконнорожденными членами общества, беднотой, а также странствующими мыслителями. Поводом к формированию школы стал протест малоимущих против ухудшения социальных условий, усиления политического гнета и экономической нестабильности в государстве. Основные идеи учения, которые предполагали ведение нищенской жизни, сходной с собачьей, быстро нашли своих приверженцев по всей Древней Греции.

Чему учили киники? Философия этой школы предлагала населению специфическое мировоззрение, которое предполагало категорическое непринятие потребительских ценностей и рабовладельческих взглядов, законов, морали, традиций и обычаев, которые царили в обществе. В то же время киники не были аскетами. Представители школы старались вести активную деятельность, пропагандируя идеалы свободы, презрения к роскоши. Постулаты учения были направлены на упрощение жизни, достижение равноправия, продвижение космополитических взглядов.

Философия киников находила приверженцев среди людей, которые утратили надежду на светлое будущее, осознали несправедливость законов, разочаровались в обещаниях политиков. Последователи учения занимались не только пропагандой своих идеалов, но и практиковали собственные принципы в жизни. Киники старались максимально ограничивать себя в потребностях, отказывались от материальных благ. Сократическая школа киников считала высшим благом отсутствие тяги к определенному месту жительства, неприкаянность в целом.

Этика киников

Рассматривая, какую этику предпочитали киники, основные идеи философской школы, стоит отметить, что основатель учения Антисфен учил своих последователей отличать «свое» от «чужого». Согласно мнению мудреца, благом для человека может являться лишь его внутренняя свобода, но никак не имущество.

Главным этическим принципом киников выступала добродетель, которая считалась единственным благом. В свою очередь, источником зла являлся порок. Все прочее, помимо указанных понятий, было безразлично мудрецам философской школы.

Взгляды на социальную жизнь и государство

Киники – это мыслители, которые полагали, что человек не должен находиться в рабстве устоявшихся в обществе предрассудков, стараться соответствовать постороннему мнению. Кратес и Диоген нарочно шли наперекор общепринятым нормам, попирали несправедливые законы. Философы специально заводили жаркие споры на улицах, которые доходили до ссор. Таким образом последователи школы киников приучали себя не придавать значения людской брани.

Согласно кинической философии, члены общества делятся на глупых и мудрых. Первые – рабы, которые не имеют собственного мнения и сознания, лишенные добра, истинной радости в жизни. В свою очередь, мудрецам, что отреклись от всего сущего, принадлежит истинная свобода и независимость. Умный человек живет не согласно писаным законам, а опирается на внутреннюю этику.

Идеальным государством в глазах киников была человеческая общность, для которой не существует границ, учреждений, законов, материальных благ. Другими словами – идеалом для представителей философской школы выглядел человек, вернувшийся к своему естественному состоянию в природе.

Отношение к религии

Какое отношение проявляли к религии киники? Философия школы формировала чисто отрицательные взгляды на любые культы. Ведь истинному кинику, который живет согласно принципам учения, религия не могла дать ничего положительного. Идейные лидеры школы считали единственным божеством человеческий разум. Все прочее воспринималось, как продукт фантазии, а также заблуждений и ограничений, которые повсеместно царили в обществе.

Характерные черты философии киников

К основным постулатам последователей учения относилось:

  • обретение абсолютной свободы посредством отречения от социальной жизни;
  • добровольная отверженность от материальных благ;
  • скитание, отсутствие постоянного дома, удовлетворение базовых потребностей путем попрошайничества;
  • пренебрежение к гигиене, предпочтение худшим условиям проживания;
  • восхваление бедности;
  • жесткая критика идеалистических учений;
  • непризнание власти человека и богов;
  • отсутствие патриотизма и космополитические взгляды;
  • концентрация внимания окружающих на человеческих пороках, критика худших людских черт.

В заключение

Киники – особая философская школа, члены которой, вероятно, в силу своего низкого социального статуса, не признавали над собой никакой власти. В последующем от яркого антиобщественного поведения киников произошел термин «цинизм», который подвергает сомнению все сущее. Широкое распространение и популярность учения в Древней Греции в конце 5-го – начале 6-го века, означало, что общество на то время нуждалось в отказе от рабовладельческих устоев и удовлетворении чаяний обедневших, бесправных слоев общества.

Источники:

http://studopedia.ru/2_114096_filosofskaya-shkola-kinikov.html
http://www.liveinternet.ru/users/ekikeon/post82412712/
http://fb.ru/article/288057/kiniki—eto-chto-takoe-osnovatel-shkolyi-kinikov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: