Схема взаимоотношения общества государства и церкви. Николай баранов

Взаимоотношения государства и церкви

Рассмотрим особенности и подходы к построению системы взаимоотношений государства и церкви.

В переводе с греческого языка слово «церковь» означает «дом Бога. В узком смысле «церковь» понимают как здание для отправления обрядов христианской религии, которые характеризуются набором атрибутов. При широком подходе «церковь» представляет особый тип религиозной организации, которая объединяет последователей определенной религии на основе наличия общности вероучения и культовых обрядов.

Выделяют два основных способа построения взаимоотношений государства и церкви:

– наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение во взаимоотношениях с другими вероисповеданиями;

– отделение государства и школы от церкви.

Наличие статуса государственной церкви предполагает привилегии и плотные взаимоотношения государства и церкви в различных сферах общественной жизни. Так, в дореволюционной России подобным статусом обладала Русская Православная Церковь.

Статусу государственной церкви свойственны следующие черты:

– церковью на праве собственности владеет широким набором объектов, который включает земли, здания, предметы культа и т.д.;

– государство на постоянной основе оказывает ей материальную помощь и выделяет субсидии;

– церковь обладает определенными юридическими полномочиями (например, в сфере брачно-семейных отношений);

– она вправе принимать участие в политической жизни, например, через своё представительство в отдельных государственных органах;

– она имеет широкие полномочия в воспитании и образовании молодого поколения. В образовательных учреждениях обычно присутствует обязательное изучение религии.

Режим отделения церкви от государства (Россия, Бельгия, Франция и т.д.) характеризуется следующими чертами:

– государство регламентирует и контролирует деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их внутренние вопросы и внутрицерковную деятельность;

– церковь не получает от государства материальной и финансовой помощи;

– церковь не вправе выполнять государственные функции и не вмешивается в государственные дела;

– отношения государства и церкви базируются на юридически закрепленном принципе свободы совести и вероисповедания.

Нормальные взаимоотношения государства и церкви предполагают их сотрудничество при решении всех общественных задач, которые подразумевают их взаимодействие.

В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом.

Правовое развитие и конкретизация положений Конституции отражены в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания.

В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер.

Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса.

Схема взаимоотношения общества государства и церкви. Николай баранов

Коренным отличием такого взаимодействия на современном этапе является принцип отделения Церкви от государства. По существу, он означает превращение Церкви в самостоятельную самоуправляющуюся корпорацию внутри общества. Правовое положение Церкви определяется государственными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с существующими процедурами. При этом государство, определив место Церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным контрагентом Церкви в реализации существующих правовых норм, определяющих правоспособность Церкви и церковно-государственные взаимоотношения. Взаимодействие Церкви и государства определяется в этом случае исключительно правовыми механизмами, что, в известной мере, есть явление позитивное.

Отделение Церкви от государства также означает, что Церковь в своей повседневной деятельности не выполняет функций органов государственной власти и управления, государственных учреждений, органов местного самоуправления и иных государственных органов. Такое “разграничение полномочий” дает Церкви широкие возможности самостоятельно, свободно и ответственно, в пределах своей правоспособности действовать от своего имени в негосударственной сфере общества, которая на сегодняшний день существенно расширилась 4 .

Читать еще:  Братья во Христе. Верующие во христа - не рабы, а братья христа

Одним из высших органов церковной власти и управления в Русской православной церкви является Архиерейский собор – собрание (совещание) всех епархиальных, а также возглавляющих синодальные учреждения и духовные школы архиереев, созываемое для решения наиболее важных вопросов канонического, богослужебного, церковно-административного характера. В многочисленные обязанности Архиерейского собора включено и решение вопросов, связанных с взаимоотношениями Церкви с государством.

В августе 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, на котором была принят исторический документ – “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви “.

В документе, однако, рассматривается широкий круг проблем, которые нашли свое выражение в разделах: Церковь и нация; Церковь и государство; христианская этика и светское право; Церковь и политика; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; Церковь и проблемы экологии; светские культура, наука, образование; Церковь и светские средства массовой информации; международные отношения; проблемы глобализации и секуляризации. В соответствии с темой курсовой работы, мы акцентируем свое внимание на анализе III главы концепций, посвященной взаимоотношениям церкви и государства 5 .

Согласно этим концепциям Русская Православная церковь заявляет о своем отделении от государства и о необходимости дистанцироваться от любого государственного строя, партий, властных структур. Церковь провозглашает идеальной моделью государственно-церковных взаимоотношений византийскую модель “симфонии”, когда государство и Церковь отделены лишь в юридическом плане, тогда как в плане цели (приведение людей к спасению через обеспечение общественного устройства, строящегося на принципах нравственности, любви, сострадания, милосердия, почитании Церкви и божественных заповедей) они едины. Провозглашается принцип “кесарю – кесарево, а Божие – Богу”, когда Церковь заботится о делах духовных, а государство – о земном благополучии людей и содействует Церкви в деле спасения своей волей и материальными ресурсами.

Итак, Церковь поддерживает государство, но отстаивает позицию независимости от него. “Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным делам, Церковь должна отказать государству в повиновении” Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии.2000 г. с.57.

В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.

Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.

Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством 6 .

Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

Читать еще:  Состояние покоя в буддизме. Как достичь нирваны

Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни.

Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, не вовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.

Областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

1) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

2) забота о сохранении нравственности в обществе;

3) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

4) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

5) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

6) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

7) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

8) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

9) наука, включая гуманитарные исследования;

11) культура и творческая деятельность;

12) работа церковных и светских средств массовой информации;

13) деятельность по сохранению окружающей среды;

14) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

15) поддержка института семьи, материнства и детства;

16)противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Церковно-государственное сотрудничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия 7 .

Несмотря на развитие положительных тенденций, все же сотрудничество государства и Церкви не остается без проблем. Главные проблемы, решаемые Церковью в настоящее время, связаны с преодолением тяжелого исторического наследия, восстановлением материальной, организационной основы, развитием и укреплением внешних связей, необходимых для обеспечения успешной церковной деятельности. Со стороны государства, ключевой задачей, требующей безотлагательного решения, является четкое закрепление правового статуса Русской Православной Церкви, соответствующего ее положению, месту в обществе и позволяющего Церкви развиваться в качестве института гражданского общества, создание условий для ее общественно-полезной деятельности, конструктивного сотрудничества с государственными органами власти и управления, прежде всего, в разработке социальной доктрины, способной определить дальнейший вектор цивилизационного развития российского общества.

Взаимоотношения государства и церкви;

При рассмотрении политической системы общества отдельного анализа требуют отношения государства и церкви. Понимание церкви осуществляется в нескольких значениях. В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле церковь – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Главными признаками церкви в ее широком понимании являются:

1) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

2) иерархический характер и централизация управления;

Читать еще:  Женатый лев говорит что я его половинка. Сексуальные взаимоотношения льва со знаками зодиака

3) разделение лиц, исповедующих соответствующую религию, на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Существуют два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

1) наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

2) режим отделения церкви от государства и государства от церкви.

Статус государственной церкви характеризуется, как минимум, следующими моментами:

1) за церковью признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д.;

2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную и финансовую помощь;

3) церковь наделяется рядом юридических полномочий, в основном в области брачно-семейных отношений;

4) церковь имеет право участвовать в политической жизни, в том числе и через свое представительство в государственных органах;

5) Церковь обладает широкими правами в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Кроме того, статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви и в ряде других областей общественной жизни. Статус государственной церкви принадлежал Русской Православной Церкви в дореволюционной России. В настоящее время официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь в Великобритании, главой которой выступает монарх государства. Почти в тридцати мусульманских государствах ислам официально признан государственной религией.

Более того, в ряде государств имеет место не просто провозглашение той или иной религии государственной, а возникает теократическая государственность, для которой характерно:

1) обожествление фигуры правителя;

2) мессианство или признание права на вмешательство во внутренние дела других государств;

3) авторитарность политического режима как следствие примата государства над обществом;

4) примат религии над правом, примером чего могут служить отдельные мусульманские государства, такие как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, где роль конституции выполняет Коран;

5) жесткая иерархия и централизация государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства;

6) отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов;

7) деспотические и абсолютистские формы правления;

8) особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства;

9) неправовые способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания в том числе, членовредительские;

10) запрет на создание и функционирование политических партий или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама.

Таким образом, теократические тенденции в организации государства в целом следует оценивать негативно, рассматривая их как определенный анахронизм. Опыт исторического развития различных государств показывает, что положительные результаты сотрудничество государства и церкви может дать лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти. В этой связи необходимо отметить, что секуляризация, а именно процесс освобождения от влияния религии, в XX в. Стала универсальным принципом организации политической власти.

Соответственно, основными чертами отделения церкви от государства, а государства от церкви являются:

1) регулирование со стороны государства деятельности религиозных организаций, осуществление контроля за ними без вмешательства во внутреннюю внутрицерковную деятельность;

2) отсутствие со стороны государства материальной и финансовой поддержки церкви;

3) невмешательство церкви в дела государства, отстранение ее от осуществления государственных функций и полномочий;

4) формирование отношений между церковью и государством на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора вероисповедания и убеждений, в том числе атеистических, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан или подданных к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

С учетом всего сказанного можно говорить о том, что в светских государствах, несмотря на довольно плодотворное сотрудничество церкви и государства, церковь не является субъектом политических отношений, а, соответственно, и субъектом политической организации общества.

Источники:

http://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/127-vzaimootnosheniya-gosudarstva-i-tserkvi
http://studfile.net/preview/4619492/page:3/
http://studopedia.su/3_48616_vzaimootnosheniya-gosudarstva-i-tserkvi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: