Шабат – что это? Еврейский шабат Добавить свою цену в базу Комментарий. Шаббат — Еврейская Суббота
Шабат – что это? Еврейский шабат Добавить свою цену в базу Комментарий. Шаббат — Еврейская Суббота
У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.
«Мирная суббота»
Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота – это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы – это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему…» Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.
Еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23).
Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30).
Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но, впоследствии, в христианском мире распространился обычай посвящать “субботнему покою” следующий день, воскресенье.
В библейские времена термином “шаббат” обозначались:
– день покоя, установленный Богом (Лев 16:31),
– полная неделя (Лев 23:15),
– и седьмой год (Лев 25:4).
Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме, субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом “священного собрания” народа (Лев 23:2).
В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько — заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта “установка ограды вокруг Торы” имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного). В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шаббата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.
Законы Шаббата в иудаизме
Суббота у евреев — праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шаббату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шаббата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.
Встреча Шаббата
Встреча Шаббата — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино.
Зажигание свечей
Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь по меньшей мере две субботние свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая — «блюди день субботний» (Втор. 5:12).
При зажигании свечей произносят благословение:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».
После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» С момента принятия Шаббата (женщине при зажжении свечей, мужчине не позже захода солнца) и до исхода Субботы нельзя совершать 39 категорий «труда», включая зажигание и гашение огня.
Молитвы
После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча Субботы» и «Маарив».
Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем».
Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит: «Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше!» Дочери (дочерям) он говорит: «Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее!» Затем продолжает: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Господь, и помилует тебя. Будет Благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир!»
Освящение дня
Освящение дня произносят над бокалом вина или виноградного сока (киддуш). Глава семьи произносит благословение:
«И был вечер, и было утро, день шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Б-г на седьмой день труд Свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день не совершал Он никакой из работ Своих, которыми занимался прежде, и которые намеревался совершить после того. Внемлите Господа мои и учители!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ. И ДАВШИЙ НАМ В НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ
О СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ
О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ. И СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ!»
«Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.
Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.
По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают “амен”. Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.
Омовение рук
После освящения дня следует омовение рук. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:
«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».
Трапеза
На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.
Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:
«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».
Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы. Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, и каждая община имеет собственную кухню.
Завершение Шаббата
При окончании субботы на вечерней трапезе над чашей вина произносится специальная молитва — хавдала. Слово “хавдала” в дословном переводе с иврита означает “отделение” или “разделение”. Именно такое значение и несет короткая, но красивая своими обрядами и символизмом служба окончания Шаббата. Хавдала именно и отделяет Шаббат от других дней, отделяя святое от повседневного.
По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты зажигается свеча Хавдалы. Свеча эта особая, плетеная и с несколькими фитильками. Свеча горит ярко, как факел, освещая всю комнату. Разглядывая пламя свечи, мы вспоминаем слова, записанные в книге Техилим – Псалом 18: 9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Свеча Хавдалы напоминает о том, что именно в первый день недели, который начинается сейчас, Бог сотворил свет. Вместе со светом была сотворена и тьма.
После того, как свеча была зажжена, поднимается бокал кидуша, прочитывается отрывок из книги пророка Исаии и произносится молитва благословения виноградного плода. Бокал переполняется нарочно, потому что полный бокал – это символ радости, так и в знак чрезмерной радости вино проливается через край на блюдце под бокалом. Виноградный плод напоминает о прошлом, о том, как в древние времена храма в жертву Богу приносились дары и излияния на Его жертвенник. Плод виноградный напоминает и о кровных жертвах, которые приносились за грехи людей. Не забывая, что источник спасения и искупления это сам Бог,читаеся отрывок из книги Исаии:
«Вот, Бог–спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь–сила моя, и пение мое–Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Йешаяху – Исаия 12)
По комнате передают коробочку с благовонными специями внутри. Аромат специй также напоминает о древнем храме. Ведь именно внутри, в святой обители стоял алтарь курения, на котором сжигались ароматные травы. Дым от курений поднимался вверх, символизируя молитвы Израиля, направленные к Всевышнему.
Поднимается бокал и произносится молитва разделения.
Благословен Ты, Господь наш Бог, Владыка вселенной, разделяющий между святым и обыкновенным, между светом и тьмой, между седьмым днем и шести днями творения. Благословен, Ты Господь, разделяющий между святым и обыкновенным.
После произношения этой молитвы, бокал выпивается, и свеча гасится в вине пролитом на блюдце. Таким образом, церемония Хавдал заканчивается и по традиции все садятся за ужин. За столом поются песни, вспоминаются отрывки из Танаха и истории , которые затем обсуждаются в кругу друзей и родственников.
Евреи верят, что Шаббат — это не только «вечный союз» между Богом и Его народом, но и явление общечеловеческое: она служит залогом улучшения мира. Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное — субботу как следует, Мессия не замедлит прийти».
Христиане (за исключением субботников) полагают, что законы Шаббата, вместе с другими заповедями Закона Моисеева, были упразднены жертвой Иисуса Христа на Голгофе, и суббота остается только духовно понимаемой обязанностью христианина посвящать себя и свое время на служение Богу. При этом вероучение Православной церквипроводит различие между Шаббатом (субботой) и Божиим днём (воскресеньем). Римская католическая церковьпрактически отождествляет ветхозаветную субботу и восресенье, и этой традиции следуют многие протестанты,считающие воскресенье новозаветным Шаббатом.
Для тех, кто считает себя “ехудим мешихим” (мессианскими евреями), значение и обряд Хавдалы, конечно, неотделимы от личности Мессии Иешуа. Прочти все предметы, используемые в этом обряде, и традиции принимают символизм, связанный с Мессией и Его жизнью. Для тех, кто верит, открывается более глубокий смысл Хавдалы и они начинают видеть не просто поверхностно, а глубже извлекая для себя более личное и глубокое понимание Бога.
Пламя свечи напоминает о знаменитых словах Мессии – “…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.” (Йоханан 8:12) Тушение свечи в вине символизирует Его смерть. Само вино напоминает нам о крови Иешуа, пролитой за грехи людей. Ароматные специи напоминают нам о том, что Иешуа в действительности был мертв, и был бальзамирован, и затем погребен. Вспоминается о том, что Иешуа не остался в могиле, а засиял опять на третий день, воскрес и затем вознесся, дав обещание нам вернуться в момент труднейших испытаний его народа. Таким образом даже ритуальные предметы Хавдалы укрепляют веру в Мессию Иешуа и воодушевляют к жизни, посвященной Богу.
Шаббат воспринимается как знамение завета между Богом и Израилем
25 фактов о Шабате, которые должен знать каждый еврей
1. Шабат продолжается от захода солнца в пятницу до наступления темноты и выхода первых звезд в субботу
Каждую неделю в течение 25 часов, начиная незадолго до захода солнца в пятницу и до наступления темноты и выхода первых звезд в субботу, евреи празднуют Шабат. Это время отдыха, покоя и духовного обновления.
Вот слова о Шабате пророка Йешаяу: «Если удержишь в субботу ногу свою, (удержишься) от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь субботу отрадой, святой (день) Господа – почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом), То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Господа изрекли (это)» (58:13-14).
2. Предыдущий день тоже особенный
«Тот, кто трудится в канун Шабата, – говорят мудрецы, – будет наслаждаться яствами в Шабат».
Царица Шабат у нас традиционно считается почетной гостьей, и в пятницу (а у некоторых даже еще в четверг вечером) в еврейском доме обычно свободное от официальной работы время посвящают подготовке к ее приходу. Поэтому пятница не просто йом шиши (шестой день), а совершенно особенный день – канун Шабата: это как прелюдия в музыке. И так это ведется с древних времен.
3. В честь Царицы Шабат зажигают свечи
В пятницу в диаспорах за 18 минут до захода солнца еврейские женщины и девушки (когда женщин в доме нет, то и мужчины) зажигают субботние свечи. Чаще всего это делается в столовой, где потом будет проходить праздничная трапеза, чтобы можно было наслаждаться их светом.
Одинокие девушки и женщины зажигают по одной свече, а замужние не меньше двух (некоторые добавляют еще по одной за каждого ребенка).
4. 4-я из 10 заповедей
Шабат 4-я из 10 заповедей, и она столько раз упоминается в Торе, что это говорит о ней, как об одним из важнейших элементов иудаизма.
Фактически Шабат настолько важен для еврейской жизни, что термин шомер Шабат (наблюдатель Шабата) обычно подразумевает «религиозного еврея».
5. Как правильно назвать
Еврейский термин, определяющий этот святой для евреев день, англичане адаптировали, превратив его просто в Субботу. К счастью, на иврите и идише этого не произошло. Ашкеназы (евреи европейского происхождения) говорят Шабас (или Шабес,Шабос), а сефарды (евреи восточного происхождения) и говорящие на современном иврите произносят Шабат.
Само слово Шабат происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах», что означает «отдыхать», «прекратить деятельность», а это имеет общий корень со словом «шева» — «семь».
6. Есть несколько субботних приветствий
«Шабат шалом!» обычно произносят сефарды и те, кто предпочитает современный иврит. Это пожелание «Субботнего мира!»
Шалом – на иврите «мир». Это может быть, например, мир между Богом и человеком, между людьми или странами, а также внутренний мир или ментальный баланс индивидуума (целостность, гармония).
Традиционное идишское приветствие ашкеназов звучит как «Гут Шабес», что означает «Хорошей Субботы!». Оно используется вместо слов «привет» и «до свидания», впрочем, при расставании иногда может слегка меняться, например, на «А гутен Шабес».
В случае, если вы не сможете вспомнить нюансы идиша, просто скажите: «Хорошего Шабеса!» – и все вас отлично поймут.
7. Тора дает нам два основания для Шабата
Десять заповедей (Десять речений, Декалог) перечислены в Торе дважды: сначала в книге Шмот (20;1-14), а затем и в Дварим (5:6-18).
В Шмот нам заповедано: «Помни день субботний, чтобы освящать его… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, и отдыхал в день седьмой. Потому благословил Господь день субботний и освятил его».
А в Дварим сказано по-другому: «Соблюдай день субботний, чтобы освящать его, как повелел тебе Господь, Б-г твой… И помни, что рабом был ты на земле Египта, и вывел тебя Господь, Бог твой, оттуда рукою крепкою и мышцею простертой…».
В первом случае сказано, что мы обязаны помнить и освящать Шабат, потому что Бог шесть дней создавал Свое творение, а на седьмой отдыхал. А во втором случае повеление соблюдать Шабат, помня то, что Бог освободил нас из рабства.
8. Откровение на Синае происходило в субботу
Самым значительным моментом в истории евреев было Откровение на Синае, когда Бог сообщил Десять заповедей и заключил Завет с еврейским народом после того, как вывел их из Египта. Мудрецы Талмуда говорят, что это невероятное событие произошло в Шабат.
9. В Шабат запрещено 39 видов млахот (работ)
В определенном смысле работа – это процесс превращения одного вида энергии в другой, в обычном смысле – вообще нахождение в действии, что требует значительной энергии. Однако работа, которой мы избегаем в Шабат, определяется несколько шире.
Мудрецы Талмуда перечисляют 39 запрещенных творческих актов, каждый из которых является в некотором смысле «отцом» («ав»; как бы породившим их) со многими «потомками» (то есть другими видами работ, производными от главных 39-и), также запрещенными из-за их сущностного сходства с «родителями».
10. В трактате Шабат целых 24 главы!
39 млахот и их производные рассматриваются в Талмуде, одном из главных трудов раввинского иудаизма. В трактате Шабат 24 главы, и это одна из крупнейших частей Талмуда. Больше него только трактат Келим, в котором 30 глав.
11. 3 трапезы: вечером, не позже полудня и на исходе Шабата
Действительно, праздничные трапезы – большая часть соблюдения Шабата, и время их довольно регламентировано.
Мы едим в Шабат 3 раза: первый раз в пятницу вечером, после молитвы Маарив; второй раз на следующий день – трапеза начинается не позже, чем через считанные минуты после полудня, хотя вполне может быть и значительно раньше; и еще одна трапеза, относительно легкая, начинается ближе к вечеру, перед заходом солнца и исходом Шабата.
12. В пятницу вечером нас посещают ангелы
Традиция гласит, что 2 ангела, белый и черный, сопровождают нас на пути к первой вечерней трапезе. Когда дом убран, к Шабату приготовлены особенные блюда, белый ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз!» – и черному ангелу остается сказать только «амейн». А если не дай Бог дом запущен и никто не думает о Шабате, тогда черный ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз», – и тогда белому ангелу приходится ответить «амейн».
Это породило классическую субботнюю песню Шалом алейхем» , в которой мы приветствуем ангелов в своем доме, просим их благословить нас, а затем провожаем.
Как правило, за этим следует Эшет Хаиль – знаменитая ода царя Шломо доблестной женщине, глубокий мистический текст со многими аллегориями.
13. Кидуш – мы освящаем Шабат, произнося благословение на вино
Тора повелевает нам: «Помни день субботний, чтобы освящать его…». Мудрецы объясняют это так, что мы обязаны провозгласить Шабат святым днем и в пятницу вечером, прежде чем сядем обедать, должны произнести особое благословение на вино – совершить ритуал, известный как Кидуш (освящение). Кидуш повторяется и на следующий день, только в сокращении.
14. Приступаем к еде, начиная с благословения на 2 халы
После Кидуша каждую субботнюю трапезу мы начинаем тем, что произносим благословение Амоци на 2 батона хлеба. Традиционно используют плетеный хлеб, который называется хала, но может быть и другой. После благословения на хлеб его нарезают, затем каждый кусочек обмакивают в соль и раздают всем присутствующим.
15. Обычно сначала едят рыбу
Первым блюдом субботней трапезы чаще всего бывает рыба, приготовленная различными способами, К примеру, марокканские евреи делают вкусное блюдо тажин, а традиционное блюдо ашкеназов – это гефилте фиш, фаршированная рыба. Фаворитом современного субботнего стола часто бывает суши-салат, приготовленный из кошерных сортов постной белой рыбы, риса и кусочков овощей.
16. Любимые горячие блюда – куриный суп и чолнт
Хотя в Шабат горячую пищу готовить запрещено, при определенных условиях разрешается оставлять горячую пищу, приготовленную перед Шабатом, на огне или на специальном субботнем электрическом плато. Таким образом, вечером в пятницу у ашкеназов принято наслаждаться куриным супом с шариками из мацы (кнедлех, клецки). На дневную трапезу и сефарды, и ашкеназы чаще всего подают чолнт, ассорти из мяса, бобов, ячменя, картофеля и др., это блюдо томится с пятницы и ждет своего часа. Сефардский эквивалент чолнта называется хамин.
17. Шабат встречают как царицу и как невесту
В пятницу, когда уже зажжены свечи, после псалмов принято петь гимн, приветствующий наступление Шабата, Леха доди – «Выйди, мой возлюбленный» (автор Шломо Галеви Алкабец, каббалист и поэт 16 в.).
Гимн очень многозначен. Под «возлюбленным» прежде всего подразумевается Сам Всевышний. Он как жених в отношении народа Израиля, который для Него как невеста. И мы воспеваем сладость Шабата, спускающуюся к нам с небес, и обращаемся к Шабату, как к прекрасной невесте и любимой царице. В этом гимне народ Израиля просит Бога послать великую Субботу спасения, когда придет Машиах.
Пение Леха доди предваряет вечернюю молитву Маарив.
Концепция этого гимна полностью согласуется с Талмудом, где мы читаем, как в канун Шабата рабби Ханина нарядился в праздничную одежду и произнес: «Приходите, и мы пойдем приветствовать Шабат – Царицу». Другой мудрец, рав Янай, надевал праздничную одежду в канун Шабата и повторял: «Входи, о, невеста! Входи, о невеста!»
18. Утренние богослужения – самые продолжительные за неделю
Еврейский народ ежедневно молится в синагоге утром, днем и вечером. Так и в Шабат. Однако субботнее богослужение более продолжительное: в дополнение к утренней Шахарит читается молитва Мусаф. Большая часть литургии поется, и есть дополнения в молитвах.
19. Читаем соответствующую недельную главу Торы – паршат
Основной момент утренней службы в Шабат – это когда из Ковчега извлекается свиток Торы, его торжественно проносят через синагогу, кладут на биму и читают вслух.
Тора разделена на 53 части (иногда на 54). Каждую неделю мы читаем очередную часть, называемую паршат, или глава, и так ежегодно прочитываем весь свиток.
У каждой главы есть название, взятое из ее первых слов. И если в течение недели изучают и читают в синагоге части из недельной главы, то в Субботу всю главу читают полностью.
20. Дневная трапеза
После утренних богослужений не всегда, но часто следует общий обед. Это может быть и легкий перекус, и обильная праздничная трапеза, все зависит от возможностей общины. А главное, это время, чтобы гости общины и ее прихожане могли насладиться неспешным шабатним общением.
21. Сладость дневного субботнего сна
Есть мнение, что слово Шабат является аббревиатурой слов Шейна бе-Шабат таануг – «спать в Шабат удовольствие». Излюбленные занятия в Шабат – это изучение Торы, сон и прогулка. Приятное времяпровождение в кругу семьи и друзей также уникальный дар Шабата.
22. Не носим вещи вне эрува
Одно из 39 запрещенных действий в Шабат – перенос любого предмета на расстояние в 4 локтя (4 м 57 см) и более в общественном владении. Это включает еще передачу вещей из частного владения в общественное и наоборот.
Надо сказать, в этом контексте «частный» и «общественный» имеют мало общего с тем, что мы привыкли под этим понимать.
Небольшие жилые районы могут быть условно превращены в частные владения при помощи создания специального барьера, который называется эрув.
Сегодня многие еврейские кварталы окружены эрувом, позволяющим людям возить коляски с детьми, носить книги в синагогу, а также ключи, когда отправляются на прогулку.
23. Шабат провожают с вином, специями и огнем
Точно так же, как с самого начала мы выделяем Шабат Кидушем, делая его на вино, мы совершаем это и при помощи Авдалы, которая является окончанием Шабата. Это короткая, но прекрасная церемония отделения святого от будничного: мы вдыхаем аромат душистых специй (часто это гвоздика, высушенный этрог и проч.), чтобы восстановить силы, которые были ослаблены уходящим Шабатом – ведь нам на весь этот день дается дополнительная душа, а теперь мы простились с ней до следующего раза. Затем мы произносим благословение на огонь и зажигаем его, а после Авдалы можем снова приступать к будничным делам и пользоваться огнем, как обычно.
24. Вечер после Шабата тоже особенный!
Вечер после Авдалы на иврите называют моцей Шабат – «уход Шабата», и мы все еще наслаждаемся приятными воспоминаниями минувшего дня.
В этот вечер принято устраивать Мелаве Малку («Сопровождение Королевы») – это трапеза в память об ушедшем Шабате.
Мы зажигаем одну свечу и ставим ее на стол.
В эту трапезу принято рассказывать о праведниках, сведения о которых сохранились в нашей истории, и, конечно, о выдающихся современниках.
25. Шабат – прелюдия к эре Машиаха
Шабат, день отдыха и духовного блаженства, это прелюдия к тому наслаждению, которое мы испытаем в эпоху Машиаха, когда мирная жизнь и изобилие станут нормой, а присутствие Бога в нашем мире очевидным для всех. И неудивительно, что нам обещают в качестве награды за соблюдение Шабата именно приход Машиаха.
Пусть же это случится как можно скорей, в наши дни! Амейн!
Что такое Шабат и что должен знать о нем турист в Израиле
Практически на каждой экскурсии по Иерусалиму меня спрашивают: “Таня, что такое шабат?” Предлагают порой свои варианты, весьма ошибочные. Иногда даже проводят аналогию с шабашем. Поэтому я решила написать на эту тему для тех, кто собирается приехать в Израиль.
Шабат – это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу “шабат шалом” то есть “мирной субботы” или “здравствуй суббота”. Главное правило субботы (шабата) – человек не должен работать. Не правда ли, чудесное условие. Но все не так-то просто, поскольку, у евреев называется работой в шабат то, что у вас с ней может совершенно не ассоциироваться. Например, писать (хотя, читать можно, но религиозную литературу), или развешивать белье, или включать/выключать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. Но то, что можно, для еврея вполне достаточно, поскольку нужно посвятить этот день Богу и семье. Вы можете подумать, что невозможно посвятить день семье, если нельзя по-человечески приготовить еду и повезти детей в парк аттракционов? Но, оказывается, куда важнее для семьи: любовь, общение и внимание. А для этого в Шабат есть все условия.
Шабат евреи встречают шабатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает благословение на Шабат, разливается шабатнее вино (похожее на кагор) либо виноградный сок, преломляется хала – специальный хлеб для Шабата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шабат – общаются, кушают, поют песни. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца. Для еврея, соблюдающего традиции, Шабат – Священный день, поэтому его не только встречают, но и провожают. Церемония называется “Авдала” от слова “отделить” – нужно отделить святой день от будней.
Шабат для еврея – одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай (читаем библию), которые необходимо выполнять. В Израиле традиция очень сильна и многие евреи соблюдают субботу.
У Шабата есть мощная философская, духовная подоплека. Существуют очень много трактовок значения Шабата. Но основа следующая:
В Библии сказано, что Господь создавал все сущее 6 дней, а на седьмой день он отдыхал от процесса созидания. “И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал” (Быт.2:2-3)
Так он завещал и евреям: “Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу” (Исх.31:13-16)
И по сей день евреи стараются по мере возможностей и желания соблюдать Священную Субботу. А значит и турист, прибывающий в Израиль и например, желающий побывать на экскурсии в Иерусалиме с гидом по Иерусалиму или без, должен учесть несколько моментов.
1. Уже в пятницу, ближе к вечеру, начинают закрываться большинство заведений в городе: магазины, рестораны, многие музеи. Откроются они либо на исходе субботы (вечером), либо на следующий день (в воскресенье).
2. Общественный транспорт в Шаббат не работает, поэтому при планировании дня нужно это учесть. Если вы остановились не в Иерусалиме и хотите приехать на экскурсию по Иерусалиму в пятницу, то планируйте первую половину дня, чтобы успеть на последний автобус до начала Шабата или приезжайте на своем транспорте (как вариант, на экскурсионном трансфере). Если у вас запланирована экскурсия в Иерусалиме на субботу – рассчитывайте либо на такси, либо заказывайте экскурсию с трансфером (удобно, не дешево), либо возьмите в аренду машину накануне и приезжайте на ней.
3. Шабатний лифт. Очень забавно слушать недоумевающих туристов, которые не подозревая того, воспользовались таким лифтом. Дело в том, что дабы не нажимать кнопку лифта в Шабат (не нарушать заповедь – не работать и не зажигать огня), были созданы лифты, которые в шабат передвигаются самостоятельно, постоянно, останавливаясь на каждом этаже. Такие лифты есть во многих израильских гостиницах и туристы порой начинают паниковать попав в него. Так вот: не паникуйте – лифт вас доставит на нужный этаж, но времени у него возьмет больше, чем обычно. Кстати, как правило, есть в гостинице и обычный лифт, для туристов – не евреев.
4. Ну и, конечно же, если вам посчастливилось побывать на экскурсии в Иерусалиме в пятницу или субботу, то обязательно посетите Стену Плача (Западную Стену). Особые, незабываемые впечатления вы получите, если будете там на кануне Шабата, часиков в 4 – 6 пополудни, в пятницу.
Источники:
http://cross-media.org.ua/rticles/shabat-chto-eto-evreyskiy-shabat
http://imrey.org/25-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C/
http://sandalitour.com/chto-takoe-shabbat-i-chto-dolzen-znat-turist