Сен симон основные идеи кратко. Ранний социализм

Сен-Симон и его социализм

Идеи французского социалиста-утописта Анри Сен-Симона (граф де Сен-Симон, фр. Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon, 17.10.1760 — 19.05.1825) способствовали формированию коммунистической идеологии во всём просвещённом мире. Его фраза «От каждого по способностям, каждому — по его труду», при советской власти его называли «принцип социализма», стала широко известной благодаря французскому социалисту и экономисту Пьеру Жозефу Прудону (1809—1865), который широко использовал ее в своих сочинениях. Сен-Симон считал, что труд — категорический императив будущего общества. Все должны будут прилагать свои силы для пользы общества, чтобы иметь необходимое для своего развития, кто не способен работать головой на благо общества, те обязаны работать руками. Рантье и ростовщики по Сен-Симону — эти общественные паразиты, как раковая опухоль, от которой страдает человеческое общество. Именно представители класса производителей приносят наибольшую пользу обществу, должны иметь благоприятные условия для жизни и доступ для управления страной, а для этого они должны иметь необходимое образование.

С точки зрения Сен-Симона, современное общество формирует справедливость наизнанку, так как те, которые представляют собою положительную полезность, поставлены в подчиненное положение по отношению к людям неспособным, невежественным и безнравственным. Индивидуализм слишком развил и без того сильный эгоизм в человеке; теперь нужно постараться организовать производство на принципах ассоциации, т.е партнёрства и сотрудничества, что приведет к развитию чувств солидарности и взаимовыручки.
Лозунг индивидуализма — борьба людей друг против друга; лозунг принципа взаимовыгодной ассоциации — борьба людей против нищеты и капризов природы в союзе друг с другом для ликвидации всех негативов. Он считал, что главная задача исполнительной власти государства состоит в организации людей в трудовые ассоциации или общины, где забота о людях труда и улучшение их жизни будет основой развития всего общества.

Известна его знаменитая «Парабола», в которой он делает предположение, что если общество вдруг потеряет три тысячи своих первых физиков, химиков, физиологов и других учёных, а также наиболее талантливых ведущих инженеров и технологов, конструкторов и изобретателей работающих в ведущих производствах; талантливых организаторов производств и сельских хозяйств, политиков и военноначальников и т. д. Каковы будут последствия? Так как люди эти составляют основу развития общества, то нация сделается телом без головы и ей нужно будет по крайней мере целое поколение, чтобы возобновить свои потери. Но предположим внезапную смерть трёх тысяч человек другого рода — посредственных, а то и просто бездарных министров, губернаторов, мэров, директоров, префектов и супрефектов, т.е. всякого рода чиновников и начальников, а «кроме того, десяти тысяч собственников, самых богатых, из тех, которые живут по-барски за счёт своего капитала» — и что же? Добродушное население огорчится по доброте душевной, но «из этого несчастья не произойдет никакого зла для государства», так как скоро найдутся тысячи людей, готовых и способных занять места умерших.

Близко подходя к принципу права жить по труду, он предвидел, что пролетариат скоро организуется в рабочий класс и потребует права на участие во власти; лучшая политика поэтому — соединение обладателей власти с рабочими коллективами против эксплуатации капиталом. Общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении благосостояния бедного населения; оно должно организоваться таким способом, который всё более содействовал бы достижению этой цели. Указав на успехи развития науки и техники, Сен-Симон считал, что самая важная наука, которая образует общество и служит ему основанием — это наука, которая способствует скорейшему нравственному развитию общества, которая учит не только сострадать и сопереживать, но и участвовать в этом нравственном развитии.

Для борьбы с эгоизмом и для развития братства и взаимопомощи, он требует союза королевской власти с рабочими, на знамени которого было бы написано достижение возможно более равномерного экономического благополучия по труду от общего благосостояния и политического равноправия, что и определяло его утопизм. Ибо никто и никогда не шёл на уступки трудящимся без их борьбы за своё право жить достойно своего труда!

1825 г. Сен-Симон умер (в Париже) в присутствии своих учеников. Всю жизнь он стремился достичь одного – обеспечить для всех людей свободное развитие их способностей как в общественном труде, так и в устройстве справедливой общественной жизни, чтобы у всех была благополучная жизнь на основе нормированного необходимого труда и распределения средств для жизни от его количества и квалификации как для собственного воспроизводства, так для нормального и свободного развития всего общества.

Надежда современных представителей российской бедноты и угнетённого капиталом населения на благоразумие чиновничества и богачей сродни утопизму первых социалистов, ибо на словах они всегда ратуют за равноправие и справедливость, а на деле заботятся прежде всего о своём благополучии, о сохранении и укреплении своей власти.

Читать еще:  Чем характеризуется каждый из них. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Факты о новейшей истории

Сен-Симон считал, что всякое общество определяется организацией всех его материальных сил и мировоззрением, соответствующим этой организации. От изменения соотношения материального и духовного зависит ход исторических событий. Законы, которым подчиняются общественные изменения, в процессе научного изучения можно направить на руководство обществом для его развития. Интерес к политике и к социальной стороне жизни народов; изучение исторической науки, как биографии государств, позволяет предвидеть результаты правления в любом обществе.
Общая формула эволюции общества представлялась ему как последовательность рабства, крепостничества и свободного наёмничества, за которым, в свою очередь, на основе развития образования и духовного развития человека должна последовать стадия полезного труда каждого для развития всех членов общества на основе партнёрства и сотрудничества. Всё своё учение, высказанное им в последние годы жизни относительно роли общественного труда и трудящегося человека в развитии общества, сделали его одним из родоначальников социалистического и коммунистического мировоззрения.

Но сегодня необходимо уже понимать, что без объединения населения угнетаемого капиталом в мощную политическую партию для парламентской борьбы, без победы этой партии в борьбе за равноправие и справедливость, все остальные пути ведут к гражданской войне и к ухудшению положения и так незавидной доли большей части трудоспособного населения. А как живётся нетрудоспособному населению России рассказывать нет смысла, телевизор смотрят все.

Социализм XIX века (Сен-Симон, Фурье, Блан, Прудон, Оуэн)

Трагический опыт утверждения буржуазной цивилизации со все­ми её социальными бедствиями привёл к широкому распростране­нию социалистических и коммунистических теорий.

Традиция социалистической мысли имела многовековую исто­рию. Социальное неравенство и несправедливость существовали на всём протяжении человеческой истории, поэтому во все эпохи появлялись мыслители, пытавшиеся наметить пути к построению более справедливого общества. Достаточно вспомнить имена гре­ческого философа Платона, английского гуманиста Т. Мора, италь­янского монаха Т. Кампанеллы, не говоря уже об идеологах ранне­го христианства.

Но особую популярность социалистические идеи приобрели в эпоху промышленного переворота, когда неравенство в обществе достигло небывалых прежде масштабов. Именно тогда француз­ские мыслители и политики ввели в широкое упот­ребление понятия социализм и коммунизм.

Ранний французский социализм представлял со­бой совокупность различных учений, выступавших за преобразова­ние существующего порядка и построение нового общества, в кото­ром осуществится полное социальное равенство. По мнению социа­листов, для улучшения положения трудящихся следовало передать землю и орудия производства в собственность всего общества, ко­торое должно было взять в свои руки надзор как за производством, так и за распределением производимых продуктов. Вместо всеобщего соперничества между людьми, ко­торое стало отличительной чертой индустриальной цивилизации, социалисты призывали к общественно­му сотрудничеству и коллективному труду.

В Великобритании, в отличие от Франции, социа­листические идеи не получили широкого распростра­нения. Если консерватизм в борьбе с либерализмом искал опору в реальном прошлом своей страны, то со­циализм — в воображаемом будущем, в котором долж­но было появиться идеальное общество всеобщей справедливости. Однако эти утопические мечтания мало интересовали деловых англичан, поэтому бри­танский социализм носил более практический харак­тер, чем французский.

В последующие годы в Великобритании и в других странах по­лучили распространение идеи «христианского социализма», по­следователи которого пытались соединить учение Христа с идеалами социальной справедливости и равенства современной им эпохи. Необходимо иметь в виду, что все ранние теоретики социализма отвергали революцию и выступали за постепенное преобразование капиталистического общества. Социалистичес­кая мысль в той степени, в какой она вскрывала реальные недос­татки капиталистической системы, оказала влияние как на кон­серватизм («консервативный социализм»), так и на либерализм, который заимствовал у социализма немало популярных практи­ческих идей.

Клод-Адриан де Сен-Симон

Осново­положником французского социализма считается граф Клод-Адриан де Сен-Симон (1760-1825).

Аристократ по происхождению, участник Войны за неза­висимость США, он пытался спекулировать национальным имуществом в годы Великой французской революции, разо­рился и в период Первой империи оказался в полной нище­те. В 1812 г. Сен-Симон писал: «Вот уже две недели я пита­юсь хлебом и водой, работаю без огня; я всё продал вплоть до моей одежды. Страсть к науке и общественному благу, стремление найти способ прекращения мирным путём страшного кризиса, переживаемого всем европейским об­ществом, довели меня до такой нужды». Пережитый им исторический и личный опыт позволил Сен-Симону стать одним из самых про­ницательных мыслителей своего времени.

Главной задачей, стоявшей перед современным ему обществом, Сен-Симон считал «улучшение морального и физического положе­ния наиболее бедного класса общества». Скорбя о нищете трудящих­ся, он искал лекарство против неё во «всеобщей ассоциации», то есть в объединении людей на почве совместного труда.

Читать еще:  К чему снится штопать носок. Мужские носки по соннику

Сен симон основные идеи кратко. Ранний социализм

Из данной категории:

Поиск по сайту:

Цитаты:

  • ✔ История неподкупна, но трактуется по-разному
  • ✓ Никто так не изменил историю человечества, как историки. Э. Маккензи
  • ✓ Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории.О. Хаксли
  • ✓ Всемирная история — это всемирный суд.
  • ✓ История – это пророк, смотрящий в прошлое. (Ф. Шлегель)
  • ✓ История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. (И. Ганди)
  • История:
  • Новая История часть I (XVII-XIX) – Ефимов
  • УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ СЕН-СИМОН, ФУРЬЕ, ОУЭН

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – СЕН-СИМОН, ФУРЬЕ, ОУЭН

Бедствия капиталистической эксплуатации заставили наиболее передовых людей задуматься над тем, как построить общество по-новому, без собственников, без эксплуатации. В передовых капиталистических странах с планами преобразования капиталистического общества выступили утопические социалисты.

Наиболее видными представителями утопического социализма были во Франции Сен-Симон и Фурьё, в Англии Оуэн.

Они остро, резко обличали капиталистическую эксплуатацию и мечтали о новом, лучшем, справедливом строе, о жизни без эксплуатации, без нищеты, без войн. Однако, задавшись высокой, благородной целью избавить человечество от эксплуатации, они не знали, как прийти к хорошей, справедливой жизни. Они думали, что можно обойтись без классовой борьбы, что достаточно только придумать новое устройство общества, показать пример, как жить по-новому, и тогда победа над нищетой будет достигнута. Они не нашли еще пути для уничтожения эксплуатации. Поэтому их планы построить социалистическое общество только путем пропаганды оставались несбыточными мечтами, а их социализм был несбыточным, утопическим.

Сен-Симон.

Французский утопический социалист Анри Сен-Симон (1760-1825) родился в знатной семье и получил блестящее образование. Девятнадцатилетним юношей он попал в Америку в качестве офицера французского корпуса, посланного на помощь американским колонистам, боровшимся за независимость. В Америке он храбро сражался. По окончании войны двадцатитрехлетний Сен-Симон вернулся во Францию в чине полковника королевских войск, награжденный орденами. Перед ним открывалась блестящая карьера, он был назначен комендантом важной крепости Мец, но бросил военную службу.

Он задался целью объединить в стройную систему все знания человечества, преобразовать науку. Чувствуя недостаточность своих знаний для этого великого дела, Сен-Симон в сорокалетнем возрасте поступил слушателем в высшую политехническую школу. Поглощенный научными изысканиями, он прожил свои последние деньги. Его покинула жена. Сен-Симон поступил в ломбард переписчиком. В это время ему встретился прежний слуга и предложил-поселиться у него.

Утопия – название несуществующего острова, где нет частной собственности. Об этом острове писал в начале XVI в. Томас Мор.

Сен-Симон бросил место в ломбарде и стал жить милостыней своего бывшего слуги. Днем и ночью он работал над планом переустройства человеческого общества. Тут постиг его новый удар. Слуга умер. Сен-Симон переписывал от руки свои произведения (печатать их никто не хотел) и рассылал разным лицам, сопровождая такими письмами: «Милостивый государь. Будь моим спасителем. Занятый единственно общими интересами, я пренебрегал своими собственными делами и через это дошел до следующего положения: мне нечего есть, я работаю без огня. Я продал даже свою одежду для того, чтобы иметь возможность переписать свое сочинение. Стремление к науке, к общественному благу, желание найти средства для мирного окончания кризиса, в котором находится европейское общество, привели меня в столь несчастное положение. » Но богатые люди даже не читали рукописей Сен-Симона. Вскоре он умер на руках учеников, которые появились у него к тому времени. Последние его слова были: «Помните, чтобы совершить великие дела, нужно быть вдохновенными. Вся моя жизнь была стремлением обеспечить людям наиболее свободное развитие их способностей». Затем, после короткого молчания, умирающий сказал, что вскоре партия работников образуется и что ей принадлежит будущее.

Сен-Симон думал, что задача заключается только в том, чтобы понять, каким должно быть лучшее, не знающее эксплуатации общественное устройство. Полагая, что все люди должны работать, он считал дворян и церковников паразитами и говорил, что если бы все они пропали, то страна ничего не потеряла бы. Сек-Симон звал к лучшему будущему, писал, что надо улучшить участь «самого многочисленного и самого бедного класса». Он считал, что производство должно вестись планово, организованно, на научныу г>снР”яу|” интересах угнетенных масс. Однако отказываясь от классовой борьбы, Сен-Симон оставался на позициях несбыточного, утопического социализма.

Фурье.

Другой французский социалист-утопист, Шарль Фурье (1772-1837), был торговым служащим. В своих произведениях он с особой ненавистью обличал торговцев, их нечестные приемы, спекуляцию. Он клеймил конкуренцию, бесплановость, беспорядочность производства при капитализме. Фурье писал, что при капиталистическом строе все рабочие страдают от безработицы и голода, находятся в нищете, хотя их руками произведено много продуктов. Фурье отметил, что при капитализме интересы членов общества враждебны. «Врач желает, чтобы было как можно больше болезней, а прокурор – судебных процессов в каждой семье. Архитектор мечтает о пожарах, которые бы уничтожили четверть города, а стекольщик -о граде, который перебил бы все стекла. »,- писал Фурье.

Читать еще:  Знаки препинания в сложноподчинённом предложении и сложном предложении с различными видами связи.

Фурье предлагал преобразовать капиталистическое общество. Он призывал всех устраивать фаланги и построить для фаланг новые здания по выработанному им плану. Фалангой в античном мире назывался военный строй, движение треугольником с копьями, выдвинутыми вперед. Такая фаланга врезалась в ряды противника и разбивала его строй. Фурье считал, что если организовать фаланги, общины, они врежутся в старый мир и приведут к его пере-устройству путем примера, путемТПЖЗза, мирным путем. Жилища, поля, плантации и конюшни фаланги должны быть совсем иные, “чем в тех селах и деревнях, где люди живут вразброд. Члены фаланг должны жить в общем доме. Такой дом, где живет фаланга, Фурье называл фаланстером. Не будет больше разделения на город и деревню. Все будут жить в фаланстерах и заниматься как физическим, так и умственным трудом. Работа должна производиться по плану. В ней будут участвовать все. Для того чтобы труд был привлекательным и не утомлял, работник несколько раз в день перейдет от одной работы к другой, соревнуясь с другими работниками, чтобы достичь лучших результатов.

Но в фаланге сохранялись элементы капиталистических отношений. Прибыли предприятия там должны были распределяться между участниками фаланги и капиталистами. Труд и талант (работники) должны были, получать 2/3 дохода, а /з предназначалась капиталистам, которые вложили бы деньги в постройку фаланстера.

Фурье резко критиковал пороки и бедствия капитализма и в то же время в очень ярких красках рисовал будущее общество. Он писал о том, что люди будут жить до 144 лет, новые виды животных будут населять мир, в частности «антикиты», которые будут обслуживать людей, что выведут особую породу «антитигров» и «антикрокодилов», которые будут; покорно выполнять волю человека. Он говорил, что вода в морях и океанах потеряет соленый вкус, будет сладка, как лимонад.Интересна мысль Фурье о том, что вокруг Земли можно запустить четыре огромные искусственные луны и что тогда по ночам будет так же светло, как и днем. Фурье мечтал и о том, что миллионы людей поведут наступление на Сахару и другие пустыни и превратят их в цветущие сады.

Наряду с фантастическими мечтами у Фурье были замечательные мысли о будущем человечества, особенно о возможности социалистического строя. Вот почему Энгельс писал о нем:

«Нас. радуют прорывающиеся на каждом шагу сквозь фантастический покров зародыши гениальных идей и гениальные мысли. »

Однако Фурье, как и Сен-Симон, отрицал классовую борьбу. Он считал, что в Европе есть много богатых людей, Которые могут дать деньги для устройства фаланг. Фурье, например, писал императору Наполеону I, банкиру Ротшильду и другим богачам письма с просьбой о содействии. Он даже назначил постоянные приемные часы и ждал, но безуспешно, когда же богачи появятся в его квартире, чтобы принять участие в перестройке мира.

Оуэн.

Третий виднейший утопический социалист, Роберт Оуэн (1771 – 1858), жил в Англии, где мог близко наблюдать бедствия английских рабочих. В 1817 г. он выступил с проектом преобразования общества на коммунистических началах. Однако Оуэн был тоже против классовой борьбы. Он провозглашал, что никто не будет лишен своего имущества.

Оуэн сделал опыт организации коммунистической общины, чтобы в ней перевоспитать людей для жизни на новых началах и этим примером увлечь все человечество. Он купил в Америке благоустроенное имение и отправился туда с группой своих сторонников. Что же получилось? В условиях капитализма все поселения, основанные по плану Оуэна, либо скоро распались, либо превратились в капиталистические предприятия, эксплуатирующие труд.

КРАТКИЕ ИТОГИ – СЕН-СИМОН, ФУРЬЕ, ОУЭН

Утописты обличали бедствия, которые принес капиталистический строй трудящимся. В этом их заслуга. Однако тем путем, который предлагали утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн, т. е. без классовой борьбы, без диктатуры пролетариата, прийти к социализму нельзя. Утописты сочувствовали рабочим, но не видели в пролетариате той силы, которая может преобразовать общество, они были одиночками, оторванными от масс, поэтому их планы оказались обреченными на неудачу.

Источники:

http://www.proza.ru/2012/03/26/167
http://doklad-referat.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_xix_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_(%D1%81%D0%B5%D0%BD-%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD,_%D1%84%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5,_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD,_%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BD,_%D0%BE%D1%83%D1%8D%D0%BD)
http://hist-world.com/novaya-istoriya-xvii-xix/42-utopicheskij-sotsializm-sen-simon-fure-oue.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: