Санто-спирито во флоренции. Базилика святого духа в флоренции

Базилика Санто-Спирито

Санто-Спирито —

базилика Святого Духа построена по проекту Брунеллески на руинах августинского монастыря XIII века в середине XV века.
Монастырь считался центром религиозной, культурной и социальной жизни Флоренции. Славился богатой библиотекой, в которой к середине XV века хранилось свыше 500 ценных манускриптов.
Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка посещали этот монастырь.

Удивительно лаконичен экстерьер базилики. Внешняя отделка отсутствует. Зато впечатляет богатейшее убранство церкви.

Среди главных памятников искусства — “Мадонна с Младенцем и Святыми” Филиппино Липпи, “Распятие” Микеланджело,
“Изгнание торгующих из храма” Страдано (XVI век),
полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде.

В отличие от базилики Сан-Лоренцо, при строительстве которой планы Брунеллески не были учтены, здесь его замыслы были воплощены с заметной точностью, по крайней мере в первом этаже и в аркадах. План церкви имеет форму латинского креста.

Фасад XVII века впечатляет элегантностью своих линий. Проект Брунеллески остался лишь на чертежах: от него на фасаде остались лишь две боковые волюты. В 1489 году с левой стороны здания были построены колоннада и восьмиугольная ризница (сакристия) по проекту Иль Кронака и Джулиано да Сангалло соответственно. В часовне была вырублена дверь для доступа внутрь церкви.

Церковь оставалась без украшений вплоть до XVIII века, когда были заштукатурены стены. Сальви д’Андреа выполнил внутренний фасад, который до сих пор украшает старое стеклянное окно c изображением Троицына дня работы Пьетро Перуджино.

Санто-Спирито – первая базилика, в которой не предполагалось никаких инородных до­полнений в виде богато отделанных частных капелл: 38 капелл Сапто-Спирито были спроектированы заранее, причем все 38 – абсолютно одинаковые. Главный алтарь тоже не предусма­тривался, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн.
Слева от входа в церковь – бывшая монастырская трапезная. Сейчас здесь музей средневекового искусства. Состоит он из кол­лекции неаполитанского антиквара Сальваторе Романо. Главные экспонаты – “Распятие” и “Тай­ная вечеря” Андреа Орканья, барельефы Дона­телло, “Мадонна с младенцем” Яконо делла Кверча. (По материалам: http://www.laitalia.ru/articls/art202)

Санто-Спирито. Карта Google

Найденная нами информация по Церкви Святого Духа:

В Соборе не разрешили фотографировать. Так что восстанавливаем увиденное по списку с сайта: http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/395/?plint=395&q=497 и фотографиям из интернета, найденным в соответствии с этим списком:

Капеллы справа:
– В четвертой капелле –
“Изгнание торговцев из храма” маньериста Джованни Страдано (1572);
– В шестой капелле –
“Мученичество святого Стефана” работы Доменико Пассиньяно (1602);
– В девятой капелле (трансепт) –
“Преображение господне” работы Пьер Франческо Фоски (1540 – 1545);
– В двенадцатой капелле (трансепт) –
шедевр изобразительного искусства, “Мадонна с Младенцем и святые” работы Филиппино Липпи (1490 – 1493);
– В восемнадцатой капелле (апсида) –
алтарная картина “Святая Луция и два ангела” работы Нери ди Биччи (около 1460);

Капеллы слева:
– В первой капелле –
“Воскресение господне” работы Пьер Франческо Фоски (1540 – 1545);
– В пятой капелле –
“Мадонна, святая Анна и другие святые” работы Микеле Тозини (середина 16 века);
– В восьмой капелле –
“Мадонна на троне со святыми” работы школы Фра Бартоломео (начало 16 века);
– В десятой капелле (трансепт) –
“Мадонна на троне со святыми” работы Раффаэлино дель Гарбо (1505) и алтарная картина “Святой Лаврентий, подающий милостыню” работы Якопо дель Селлайо (конец 15 века);
– В одиннадцатой капелле (трансепт) –
“Мадонна на троне с ангелами и святыми Варфоломеем и Николаем” работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века);
– В двенадцатой капелле (трансепт) –
“Святая Троица, святая Екатерина и святая Мария Магдалина” работы Франческо Граначчи (около 1485);
– В тринадцатой капелле (трансепт) –
“Алтарь Корбинелли” работы Андреа Сансовино (1492);
– В четырнадцатой капелле (трансепт) –
“Мадонна с Младенцем на троне и святые” работы Козимо Росселли (1482) и алтарная картина “Сомнения апостола Фомы” работы Нери ди Биччи (около 1460);
– В пятнадцатой капелле (трансепт) –
“Святая Моника и монахи-августинцы” работы Франческо Боттичини (1478);
– В шестнадцатой капелле (трансепт) –
“Мадонна с Младенцем и святые” работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века).

Слева от церкви, расположен вход в восьмиугольную ризницу (Sagrestia di Santo Spirito) на 12 колоннах коринфского ордера, построенную по проекту Джулиано да Сангало и богато украшенную в конце 15 – начале 16 века.

Следует обратить внимание на великолепный кессонный потолок над вестибюлем работы Андреа Сансовино (1491).

Сейчас в ризнице находится прекрасная алтарная картина Бронзино “Святой Фиакр, исцеляющий больных” и еще один шедевр – деревянное “Распятие” работы молодого Микеланджело (1492).

Также любопытна фреска в люнете над дверью работы Бернардино Почетти, изображающая мальчика, вероятно, Иисуса, объясняющего святому Августину тайны Создания, стоя на берегу моря.

В ансамбль храма входят притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (конец XV века).

В монастырском комплексе также было два клуатра.
“Большой клуатр” создан в 1564 – 1569 годах по проекту Бартоломео Амманати, в классическом стиле.
“Клуатр мертвых” построен около 1600 года архитектором Альфонсо Париджи.
Дворик ограничен с четырех сторон аркадами, каждой аркаде соответствует люнет, украшенный в 18 веке изображениями со сценами жизни святого Николая Толентинского, святого Иоанна и святого Фомы работы Козимо Уливели.

В монастыре непременно следует посетить большую трапезную (Cenacolo di Santo Spirito) с монументальной, очень плохо сохранившейся фреской “Тайная вечеря” работы Андреа Орканья (1360 – 1365). Сейчас видна практически только верхняя часть фрески с изображением Распятия. Это редчайший пример религиозного произведения позднеготического периода, сохранившегося во Флоренции.

В трапезной можно увидеть коллекцию скульптур XI-XV веков.В том числе два барельефа работы Донателло.

Читать еще:  Как получить жизнь вечную. Извечный

Слева от входа в храм — музей Фонда Романо с “Тайной Вечерей” Андреа Орканьи.

Ниже – Церковь Святого Духа:

Ниже в ряду планировка здания Церкви:
При строительстве церкви Санто Спирито центрическое купольное здание из равновеликих квадратов и боковых нефов с нишами-капеллами было расширено путем добавления продольного здания до колонной базилики с плоским перекрытием.

Базилика имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним полукруглыми капеллами образуют единый непрерывный ряд равных ячеек, обходящий церковь по всему периметру, за исключением западного фасада.
Подобное построение капелл в виде полукруглых ниш имеет существенное конструктивное значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время хорошо воспринимала распор парусных сводов боковых нефов.
План церкви отличается ясностью и логичностью, хотя он и усложнен по сравнению с Сан Лоренцо за счет обходящей всю церковь колоннады, пропорции которой придают центральному нефу особую устойчивость и гармоничность.
Брунеллески удачно использовал ордер, разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента. Колонны несут вес без напряжения, арки легки, членения, как обычно у Брунеллески, тяготеют к плоскости.

Все верхние части постройки оставлены гладкими и белыми, благодаря чему несомые части кажутся легче несущих.
По сравнению с Сан Лоренцо капеллы Санто Спирито имеют полукруглую, а не прямоугольную форму; также и колоннада размещалась во всех частях интерьера, охватывая и входную стену, и ветви трансепта, и хор;
алтарь поставлен под куполом, а не в алтарной части;
капеллы фланкируются не пилястрами, а полуколоннами;
арочные проемы капелл равны арочным проемам центральной колоннады (в Сан Лоренцо их отношение было 3:5);
в отличие от Сан Лоренцо капеллы имеют узкие окна, отсутствуют круглые окна в боковых кораблях;
колонны несколько большего размера и диаметра, чем в Сан Лоренцо;
антаблемент не соприкасается с архивольтами, а отделен от них небольшим интервалом, отчего он кажется более легким;
отсутствует оживлявший Сан Лоренцо орнамент.

Брунеллески не хочет нарушать это целостное впечатление от интерьера, никакими орнаментальными украшениями, никакой скульптурой, не предусматривал размещение гробниц, никакой живописью (в боковых капеллах алтари были отставлены от стены, и не предназначались для алтарных образов и священник служил, стоя за алтарем).
Брунеллески создал идеально уравновешенное целое, в котором все взаимосвязано. Брунеллески остается верен своим архитектурным принципам.
По сравнению с Сан Лоренцо его интерьер более строг и серьезен, менее приветлив, носит менее открытый характер, не так хорошо освещен.
Но архитектурные основы этого интерьера и его эмоциональный строй остаются теми же самыми. В Санто Спирито торжествует принцип гармонии, и все членения кажутся столь же естественными, как соотношение частей в человеческом теле.
(Источник: http://www.brunelleschi.ru/txt/16plan.shtml)

Главный алтарь:
Главный алтарь не предусма­тривался изначально, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн.
Алтарь поставлен под куполом, а не в алтарной части:

После смерти Лоренцо Медичи Микеланджело, который до этого жил во дворце Медичи, вернулся домой. Именно в это время он основал анатомические штудии в больнице при монастыре Санта Мария-дель-Санто-Спирито.

Вазари об этом пишет так: “Для церкви Санто-Спирито во Флоренции он сделал деревянное Распятие, которое теперь стоит над полукругом главного алтаря, — так он хотел отблагодарить настоятеля, который позволил ему пользоваться помещением, где он часто вскрывал мертвые тела, изучая анатомию и закладывая тем самым основы совершенства в рисунке, которого он достиг потом”.

Это раннее произведение (Микеланджело тогда было семнадцать лет) считалось утраченным до 1962 года, когда оно было найдено.
После этого начались споры о подлинности распятия, пока в 2001 году исследователи не пришли к выводу, что это — произведение Микеланджело.
Некоторое время распятие хранилось в доме Буонарроти, сейчас — в церкви Санто-Спирито.
(Источник: ВикипедиЯ, )

Санто-спирито во флоренции. Базилика святого духа в флоренции

Найти

Страны

Базилика святого духа (Basilica di Santo Spirito)

Церковь святого духа одна из важнейших церквей Флоренции. Она являлась частью комплекса августинского монастыря 13 века (1252 1292). Базилика расположена на одноименной площади в Ольтрарно, неподалеку от моста Санта-Тринита, что примерно в 200 метрах выше по течению Арно от Понте-Веккьо.

Монастырь стал первым прибежищем августинцев во Флоренции и быстро стал важным художественным, теологическим и культурным центром. Августинцы обладали богатой библиотекой, в которой в 1450 году уже было более 500 ценнейших манускриптов. Монастырь часто посещали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо.

Решение о строительстве новой церкви было принято в 1396 году, проект был разработан Филиппо Брунеллески к 1434 году, а строительство началось в 1443 году. После смерти архитектора в 1446 году, работы по строительству были продолжены Джованни да Гайолой и Сальви дАндреа. К 1481 году был закончен купол, и церковь была освящена. В 1503 году была построена колокольня по проекту Баччо д Аньоло.

В целом при строительстве использовался первоначальный проект Брунеллески, однако многие особенно оригинальные идеи мастера не нашли воплощения последователи предпочли соблюсти традиции. В частности, проект предполагал необычное количество порталов на фасаде 4 (реализовано традиционные 3), бочарный свод над нефом и трансептом был заменен плоским потолком.

Фасад церкви остался незаконченным только в 18 веке он был отштукатурен, и, тем не менее, фасад впечатляет элегантностью своих линий. В плане церковь выполнена в строгой форме латинского креста, с тремя просторными нефами, 38 боковыми полукруглыми капеллами и впечатляющей колоннадой коринфского ордера с арками, каждому арочному пролету колоннады соответствует одна полукруглая капелла. Безупречно и световое решение интерьера, с очень светлым и воздушным центральным нефом и темными боковыми нефами, визуально устремляющимися к ярко освященному центральному алтарю.

Читать еще:  И увидел бог что он хорош. И увидел, что это хорошо

Среди других произведений искусства в церкви, наиболее примечательны следующие:

*В четвертой капелле справа – Изгнание торговцев из храма маньериста Джованни Страдано (1572);

*В шестой капелле справа Мученичество святого Стефана работы Доменико Пассиньяно (1602);

*В девятой капелле справа (трансепт) – Преображение господне работы Пьер Франческо Фоски (1540 1545);

*В двенадцатой капелле справа (трансепт) шедевр изобразительного искусства, Мадонна с Младенцем и святые работы Филиппино Липпи (1490 1493);

*В восемнадцатой капелле справа (апсида) алтарная картина Святая Луция и два ангела работы Нери ди Биччи (около 1460);

*В первой капелле слева – Воскресение господне работы Пьер Франческо Фоски (1540 1545);

*В пятой капелле слева – Мадонна, святая Анна и другие святые работы Микеле Тозини (середина 16 века);

*В восьмой капелле слева – Мадонна на троне со святыми работы школы Фра Бартоломео (начало 16 века);

*В десятой капелле слева (трансепт) – Мадонна на троне со святыми работы Раффаэлино дель Гарбо (1505) и алтарная картина Святой Лаврентий, подающий милостыню работы Якопо дель Селлайо (конец 15 века);

*В одиннадцатой капелле слева (трансепт) – Мадонна на троне с ангелами и святыми Варфоломеем и Николаем работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века);

*В двенадцатой капелле слева (трансепт) Святая Троица, святая Екатерина и святая Мария Магдалина работы Франческо Граначчи (около 1485);

*В тринадцатой капелле слева (трансепт) Алтарь Корбинелли работы Андреа Сансовино (1492);

*В четырнадцатой капелле слева (трансепт) Мадонна с Младенцем на троне и святые работы Козимо Росселли (1482) и алтарная картина Сомнения апостола Фомы работы Нери ди Биччи (около 1460);

*В пятнадцатой капелле слева (трансепт) Святая Моника и монахи-августинцы работы Франческо Боттичини (1478);

*В шестнадцатой капелле слева (трансепт) Мадонна с Младенцем и святые работы Раффаэлино дель Гарбо (начало 16 века).

Слева от церкви, расположен вход в восьмиугольную ризницу (Sagrestia di Santo Spirito) на 12 колоннах коринфского ордера, построенную по проекту Джулиано да Сангало и богато украшенную в конце 15 начале 16 века. Прежде всего, следует обратить внимание на великолепный кессонный потолок над вестибюлем работы Андреа Сансовино (1491). Сейчас в ризнице находится прекрасная алтарная картина Бронзино Святой Фиакр, исцеляющий больных и еще один шедевр – деревянное Распятие работы молодого Микеланджело (1492). Также любопытна фреска в люнете над дверью работы Бернардино Почетти, изображающая мальчика, вероятно, Иисуса, объясняющего святому Августину тайны Создания, стоя на берегу моря.

В монастырском комплексе также было два клуатра. Большой клуатр создан в 1564 1569 годах по проекту Бартоломео Амманати, в классическом стиле. Клуатр мертвых построен около 1600 года архитектором Альфонсо Париджи. Дворик ограничен с четырех сторон аркадами, каждой аркаде соответствует люнет, украшенный в 18 веке изображениями со сценами жизни святого Николая Толентинского, святого Иоанна и святого Фомы работы Козимо Уливели.

В монастыре непременно следует посетить большую трапезную (Cenacolo di Santo Spirito) с монументальной, очень плохо сохранившейся фреской Тайная вечеря работы Андреа Орканья (1360 1365). Сейчас видна практически только верхняя часть фрески с изображением Распятия. Это редчайший пример религиозного произведения позднеготического периода, сохранившегося во Флоренции. В трапезной сейчас также можно видеть прекрасную коллекцию скульптур 11 15 веков, включающую два барельефа работы Донателло.

Церковь Санто-Спирито (базилика Святого Духа) Брунеллески

Деловой квартал > Церковь Санто-Спирито (базилика Святого Духа) Брунеллески

Базилика Санто-Спирито (церковь Святого Духа) — одно из наиболее поздних произведений Брунеллески. Ее сооружение определенно связывается с именем великого архитектора в отличие от других его творений. Церковь является чистым, отработанным образцом архитектуры Раннего Ренессанса, хотя ее возведению в XV веке предшествовала еще одна фаза, что могло создать стилистическую эклектику. В XIII веке здесь находился приорат (монастырь) августинского ордена. В ту пору, когда он строился, эта территория находилась за пределами города (ныне квартал Олтрарно).

Обитель являлась важным интеллектуальным центром, включавшим в себя школу, библиотеку (часть ее перешла монастырю по наследству от Боккаччо), столовую для нищих. В XV веке, когда Флоренция значительно выросла, было принято решение о масштабной перестройке района. Созданный в 1434 году специально для этого проекта комитет обратился к Брунеллески. Во главе комиссии стоял богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди, который высказал пожелание реорганизовать не только монастырь, но и окружающую городскую застройку.

Брунеллески с энтузиазмом взялся за этот проект и в скором времени разработал модель храма (не имевшую купола и главного фасада), а также план реорганизации городского ансамбля. Базилика живописно выглядела со стороны реки Арно и встречала приплывавших во Флоренцию гостей. Филиппо планировал повернуть ее входом к реке и расположить перед ней площадь, которая начиналась бы от улицы Фондаччьо.

По проекту с центром города Санто-Спирито связывался мостом, с которого был виден купол Санта-Марии дель Фьоре. Впервые река была включена в архитектурный ансамбль как один из элементов общего композиционного замысла. Проект предполагал снос зданий и домов, что уже не в первый раз вызывало протест населения, из-за чего плану не суждено было сбыться. Манетти дает на сей раз очень подробное описание всей истории проекта, поскольку он жил непосредственно в этом районе и вопросы перепланировки территории коснулись его семейных владений.

Возведение самого храма возражений не встретило, и уже в 1436 году началась закладка фундамента. Но возникли непредвиденные проблемы с финансированием, и работы остановилось. Руководство монастыря обратилось с просьбой о помощи к Большому совету республики. Предлагалось вести строительство церкви за счет налога от продажи соли. К 1439 году таким образом была собрана крупная сумма, и работы возобновились.

При жизни Филиппо был возведен фундамент храма. Только в 1446 году к базилике наконец была доставлена первая колонна. Это произошло за 12 дней до смерти архитектора. Кончина зодчего затянула строительство: настолько, что привезенная колонна была установлена лишь в 1454 году, то есть через 18 лет после его формального начала.

Читать еще:  Икона прибавление ума история появления. Молитва пресвятой богородице о прибавлении ума

Последующие архитекторы храма не вполне точно знали, как вести постройку, так как рисунки и модель Брунеллески были лишены многих деталей и конкретики. Процесс значительно ускорился из-за пожара в 1471 году, так как новое здание стало остро необходимым. Перекрытие и купольное завершение были возведены между 1477 и 1482 годами. Новый проект купола на основе модели Брунеллески выполнил Сальви д’Андреа. Комиссия одобрила его как близкий к оригинальному замыслу, «не нарушающий его, но следующий ему как только возможно» (так говорится в одном из документов).

Затем начались споры о том, сколько необходимо устроить порталов — три, как хотели новые архитекторы, или четыре, как проектировал Брунеллески. Друг Филиппо, Паоло Тосканелли, пытался всех убедить в том, что мастер оставил устное распоряжение о четырех дверях, что нехарактерно для церковной архитектуры. Комиссией было озвучено, что такая планировка придает религиозному сооружению светский характер, поэтому комиссия из пяти человек настояла на традиционном тройном входе. Но принятие окончательного решения отложили до 1485 года, когда была собрана уже генеральная ассамблея.

В нее вошли не только архитекторы храма, каменщики и инженеры, но и простые жители, которые имели отношение к зодчеству. После дискуссии было проведено общее голосование, в котором на этот раз принимали участие уже 42 человека. Тридцать из них, то есть абсолютное большинство, проголосовали за проект с тремя входами. Но и на этом комиссия не успокоилась, и только после создания двух соответствующих моделей проект с тремя дверьми был окончательно утвержден. В последующие годы строительство и украшение храма шло более спонтанно.

В 1489 году с левой стороны от него была возведена колоннада и восьмиугольная ризница по проектам двух архитекторов — Иль Кронака и Джулиано да Сангалло. В ансамбль также вошли два клуатра. В 1503 году рядом с базиликой возводится шатровая колокольня по проекту Баччо д’Аньоло. В часовне была вырублена дверь для доступа в церковь. Фасад в том виде, в котором мы видим его сейчас, появился в XVII веке.

Он долгое время оставался необлицованным и неоштукатуренным. От первоначального проекта Брунеллески сохранились лишь изящные боковые волюты, впечатляющие своей элегантностью и протобарочной легкостью. Во всем строительном процессе, растянувшемся на несколько десятилетий, поражает скрупулезное отношение к авторскому замыслу, особенно если учесть тот факт, что работы велись после смерти Брунеллески.

В этом смысле судьба Санто-Спирито значительно отличается от судьбы похожего проекта храма Сан-Лоренцо, в котором еще при жизни Филиппо и против его воли были допущены сильные искажения. Возможно, сыграл свою роль тот факт, что в случае с Сан-Лоренцо заказчик был частным лицом (Медичи), а в Санто-Спирито работы направлялись целой ассамблеей. Как ни странно, собрание предоставляло большую свободу архитектору, обеспечивало уважение к его решениям и уберегало от произвола ктиторов.

По своему плану церковь Санто-Спирито представляет собой базилику в форме латинского креста, с равными по длине и ширине рукавами, кроме наиболее длинного западного. В средокрестии расположен алтарь, а над ним возвышается купол. По всему внутреннему периметру, повторяя форму креста, расставлены колонны, ритм которых поддерживается полуколонками по стенам, иллюзорно продлевающими колоннады. Подобная планировка напоминает ранневизантийские храмы, например базилику Абу Мины под Александрией (конец V века), но для XV столетия она была новаторской.

Между Санто-Спирито и Сан-Лоренцо много общего. В обоих памятниках за модуль берется сторона подкупольного квадрата, боковые нефы вдвое уже центрального. Колонны увенчиваются коринфскими капителями, интерколумнии колоннад перекрываются системой арочных перемычек, а центральный неф — плоским кессонированным потолком. Боковые нефы обнимают все внутреннее пространство единой цепочкой небольших ячеек, каждая их которых оформлена парусным сводом. Базилика Санто-Спирито отличается от своей предшественницы особым устройством боковых капелл.

Их история очень интересна: изначально Брунеллески заказали четыре капеллы. Одна из них принадлежала главному ктитору нового храма — Стольдо Фрескобальди. Учитывая его финансовую помощь, он мог рассчитывать на наиболее богатую часть базилики Санто-Спирито. Но Филиппо предложил вместо четырех богатых капелл 40 одинаковых по размеру, скромных и демократичных. Комиссия охотно одобрила такой проект.

Может быть, из-за этого проекта, который не очень учитывал личные интересы вкладчиков, финансирование оборвалось и понадобилось искать новые источники для продолжения строительства. Капеллы повторяют размеры интерколумниев и парусных сводов и завершаются небольшими полукруглыми нишами, которые изначально выступали наружу и образовывали красивую гофрированную поверхность внешних стен. Они завершались самостоятельными полукупольными покрытиями.

Необычный не только для своего времени, но и для последующих веков внешний облик храма вызвал восхищение. «Со своими выступающими наружу капеллами оно не имело себе равных в христианском мире», — пишет Манетти. Но потом, оказавшись, видимо, слишком революционными, капеллы были спрятаны внутри стен. Все архитектурные членения и формы, как и в других произведениях Брунеллески, подчеркиваются системой профилей и тяг из серого камня, образуя графический каркас. Замечательное произведение Филиппо Брунеллески стало шедевром, украсившим Флоренцию.

В очередной раз этот проект был лишь частью масштабных планировочных перестроек, которые носили смелый градостроительный характер. Сложно представить, какой могла бы быть Флоренция, если бы эти чертежи и эскизы остались бы не только в замыслах и на бумаге, а были бы воплощены в жизнь. Но еще более сложно представить, каким был бы город, не появись в нем однажды на свет гениальный Брунеллески.

Источники:

http://domokucha.com/world_country_Italy_Florence_basilica_Santo%20Spirito.html
http://travelpoisk.ru/sights/1937_Bazilika_svyatogo_duxa_(Basilica_di_Santo_Spirito).html
http://delovoy-kvartal.ru/tserkov-santo-spirito/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: