Русский православный храм на кипре. Монастырь апостола андрея на кипре

Русский православный храм на кипре. Монастырь апостола андрея на кипре

Главная » Достопримечательности » Монастырь Апостола Андрея Первозванного

В самой отдаленной точке Северного Кипра, почти на краю полуострова Карпас расположился один из красивейших храмов острова — монастырь Святого Апостола Андрея. Старинная обитель и сегодня является действующей, а ее история уходит корнями к XIX столетию, которым датируется первое документальное свидетельство об этом месте, оставленное английским путешественником Сивульфом.

Новый монастырь был отстроен в середине XIX века и освящен 15 августа 1867 года. Частично сохранился и древний храм — готическое здание XV века, возведенное на останках первого монастыря. Сразу за ним находится источник, который, согласно легенде, открыл Апостол Андрей Первозванный.

В обители постоянно живут монахи, ежедневно проводятся церковные службы и два раза в год проходят престольные праздники, на которые прибывают паломники из разных стран мира: 15 августа — день освящения храма и 30 ноября — день памяти Святого Апостола Андрея, его основателя.

На полуостров Карпас едут верующие с надеждой что Апостол поможет им в решении сложных проблем и исцелит от недугов, а те, кто не могут самостоятельно добраться, пишут записки, помещают их в бутылки и бросают в море. Люди знают, что Святой, который особенно благоволит путешественникам, поможет их мольбам попасть в руки служителей обители. А если зажечь в монастыре свечу и загадать желание, то оно непременно сбудется в скором времени.

История монастыря

Согласно преданию, Апостол Андрей провел в этих местах 3 дня в 34 году от Рождества Христова, во время своего последнего возвращения в Иудею. Судно, на котором путешествовал Апостол, стало испытывать нехватку воды, и Андрей предложил капитану отправиться на берег, заверив, что там они обязательно найдут живительный источник.

На берегу Апостол быстро нашел место, на котором лежал огромный камень. Когда моряки его сдвинули, из-под камня заструился источник, который оказался целебным. Андрей окропил родниковой водой глаза ослепшего сына капитана и ребенок прозрел.

Через несколько лет благодарный капитан вернулся на остров и построил на месте источника церковь, посвященную Андрею Первозванному. С того времени в храм прибывают верующие, чтобы почтить Святого и набрать целебной воды.

Первое значимое подтверждение связи Андрея Первозванного с мысом Карпас датируется 1003 годом. В записках английского путешественника Сивульфа упоминается небольшой причал, который автор называет причалом Апостола Андрея.

О самом монастыре впервые свидетельствует английский священнослужитель Бенедикт Петербургский, повествуя о пленении властителя Кипра Исаака Дукаса Комнина королем Ричардом Львиное Сердце в 1191 году. В записках отца Бенедикта упоминается, что властитель долго укрывался в стенах укрепленного монастыря на Мысе Апостола Андрея (Capo de Santo Andrea).
В XV столетии на месте древней обители появился новый монастырь, который частично сохранился до настоящего времени. В четырехугольное готическое здание, выполненное красивыми крестообразными купольными конструкциями, ведет дверь, выполненная в виде каменного свода.

Мыс Святого Андрея и старинная одноименная обитель присутствуют на топографических картах Кипра с 1465 года и в записях путешественников, которые оказались на острове во времена правления Византии и Турции. Так, англичанин Ричард Покок, прибывший в эти края в 1738 году, описал его восточную точку — мыс Святого Андрея и скальный монастырь, в котором жили несколько монахов.

Сегодняшняя история обители исчисляется с 1855 года, когда стараниями отца Иоанна Николая Диаку из поселка Дипкарпаз на пожертвования от жителей острова началось строительство нынешнего монастыря, который 15 августа 1867 года был освящен именем Андрея Первозванного. Об этом событии напоминает табличка, установленная внутри храма.

Отец Иоанн долгие годы трудился над обустройством обители. Еще в начале строительных работ он привез в храм драгоценную старинную икону Святого Андрея, которая по сей день украшает иконостас. После смерти ктитора в 1909 году служители похоронили его в монастырском саду, рядом с часовней, а впоследствие увековечили память о нем мраморным бюстом. Второе захоронение у входа в древний храм принадлежит благотворителю Аристодимосу Папапетросу, который завещал все свое состояние на монастырские нужды.

7 октября 1967 года, спустя 100 лет после освящения монастыря, из Патр были доставлены мощи Апостола Андрея, и в течение 7 дней тысячи людей приходили поклониться святыне.
Последняя реставрация прошла здесь в период с 2015 по 2016 гг.: был проведен косметический ремонт храма, а на колокольне установили православный крест.

Архитектура и внутреннее убранство

Новый храм выделяется высоким полусферическим сводом, который поддерживают реберные арки. Здание опоясывает открытая арочная галерея, над которой размещены монашеские кельи.

Архитектурная композиция завершается прямоугольной колокольней, обращенной в сторону моря как маяк. Две лестницы из камня ведут в старую часовню, расположенную на 3,5 метра ниже нового алтаря.

Вокруг храма разбит сад с инжирными деревьями (в Библии — смоковница, особенно почитаемая за тень и сладкие плоды, которые она даровала людям), а по соседству расположились торговые ряды с поделками, сувенирами и продуктами, произведенными жителями близлежащих окрестностей. В конце длинного ряда есть небольшое кафе, где можно перекусить, любуясь живописным морским пейзажем.

Внутри храма сохранено множество исторических реликвий. По всей ширине и высоте церкви установлен трехъярусный иконостас, вырезанный из дерева и покрытый позолотой. В его оформлении использованы древние христианские символы: птицы, клюющие виноград, плоды граната, пальмовые ветви, различные животные и растения. Многие иконы в храме выполнены кипрским художником Солоносом Франгулидисом. Среди них — полнофигурные изображения Спасителя, Пресвятой Богородицы Одигитрии, Иоанна Крестителя и редчайшая икона кипрских Святых Синесия и Филона.


Царские Врата иконостаса имеют вид раздвижных перегородок, на которых изображен Иисус, облаченный в архиерейские одежды. Его светящийся нимб окружен херувимами, а в руках Спаситель держит жезл с двуглавым змеем. К сожалению, ни период создания иконостаса, ни имя его автора, неизвестно.

Справа от иконостаса стоит резной, покрытый позолотой амвон с поклонной иконой Андрея Первозванного. Трон и главный церковный амвон также выполнены из дерева, украшенного резьбой. Здесь также сохранились иконы и православные святыни середины XIX столетия.

С потолка свисают несколько красивых позолоченных люстр. Одну из стен украшает деревянный балкон, а во время некоторых служений прихожанам разрешают сидеть на массивных резных стульях с подлокотниками.

Легенды и предания

О чудодейственной силе монастыря сложено много преданий. Самое известное повествует о гречанке Марии Георгиу, жившей в начале XX столетия. Женщина на протяжении многих лет безуспешно пыталась найти своего сына, похищенного в раннем возрасте. Вера и постоянные молитвы помогали ей не терять надежду. Спустя 17 лет в одну из ночей Мария увидела вещий сон — ей явился Святой Андрей Первозванный, который повелел ей отправиться на кипрский полуостров Карпас, сообщив, что там она встретится с сыном.

Женщина отправилась в путь. По дороге она поделилась своей историей с попутчиками. Ее рассказом заинтересовался один юноша. Когда на горизонте уже показались очертания монастыря, странник спросил у Марии, как она узнает своего сына. Женщина ответила, что на плече ее ребенка есть небольшое родимое пятно определенной формы.

Читать еще:  Конфессиональные различия. Конфессиональный состав населения россии

Тогда молодой человек понял, что перед ним — его мать, которую он разыскивал многие годы. Он сбросил с плеч дорожный плащ и упал к ее ногам. В течение нескольких месяцев чудесная история распространилась по свету, и в монастырь стали приезжать паломники со всех уголков земли.

Еще одна легенда повествует о слепом зодчем, который прозрел во время строительства обители в 60-х гг. XIX века. Подобных легенд сохранилось много. Люди помнят и верят в чудодейственную силу монастырских стен, а святой Апостол и сегодня продолжает творить чудеса — исцелять страждущих, исполнять просьбы и заветные желания прихожан.

Престольные праздники

В монастыре Святого Андрея отмечают два главных праздника: 15 августа — день освящения монастыря в 1867 году и 30 ноября — день Святого Апостола Андрея. В эти дни обители принимает особенно много паломников, которые приезжают сюда из разных стран.

В XIX столетии на празднования приезжало огромное количество людей. Многие добирались по 2-3 дня на повозках или по морю. Монахи предоставляли паломникам кров и стол, а церковный колокол встречал гостей радостным звоном.

Сегодня верующие прибывают в обитель на автобусах или автомобилях. Среди посетителей много турок-киприотов, которые также почитают Святого.

Как добраться

Монастырь находится в 5 километрах к югу от самой восточной точки Кипра, в 20 минутах езды от селения Дипкарпаз. Добраться сюда можно самостоятельно на автомобиле или автобусом — в составе организованной туристической группы.

Проще всего доехать из Фамагусты — трасса Karpaz Anayolu приведет прямо к монастырю. Отправляясь в дорогу из Кирении, ехать нужно вдоль вдоль северного побережья по трассе Кирения-Карпас, а в поселке Агиос свернуть на трассу Karpaz Anayolu.

Из Никосии выезжайте на трассу Никосия-Фамагуста, а затем на большой развязке сверните на дорогу Cihangir — она соединится с трассой Karpaz Anayolu после поселка Трикомо.

Дорога к монастырю удивительно красива — здесь величественные горы переходят в заповедные песчаные пляжи, на которых откладывают яйца редкие виды морских черепах. Вокруг обители живут дикие ослики, которые привыкли к многочисленным туристам и встречают их прямо на парковке или на подъезде, чтобы угоститься морковкой или яблоком.

В завершение поездки к монастырю Апостола Андрея стоит проехать по грунтовке к самому пику полуострова Карпас — там стоит камень с выбитой надписью Finish, а с омываемого морем тонкого кусочка земли в ясную погоду видны берега Турции и Сирии.

Монастырь апостола Андрея Первозванного на Кипре

Под 1003 годом у англо-саксонского паломника Сивульфа находим первое свидетельство с упоминанием названия небольшого причала близ монастыря; он называет его «причалом апостола Андрея». Это свидетельство считается очень важным, ибо показывает, что уже в византийские времена имя апостола связывалось с мысом в Карпасии и что уже тогда существовало предание об апостоле Андрее.

Другое важное свидетельство, которое доказывает уже сам факт существования в то время монастыря в данной местности, относится к 1191 году. Оно принадлежит английскому священнику Бенедикту Петерборскому, который говорит, что тогдашний правитель Кипра Исаак Комнин (1185–1191) был захвачен Ричардом Львиное Сердце в хорошо укрепленном монастыре, называемом «Мыс апостола Андрея».

Мыс также упоминается на старинных географических картах Кипра уже с 1465 года как мыс святого Андрея (capo de Sando Andrea). На старых картах отмечается и существование на месте нынешней обители церкви под названием «Святой Андрей» («Sando Andrea»).
Многие путешественники, посетившие Кипр как в период латинского господства (1191–1571), так и в эпоху турецкого (1571–1878), также упоминали об этом. Английский путешественник Ричард Покок, посетивший остров в 1738 году, пишет, что «мы достигли самой восточной точки острова, которая называлась у древних Воос Ура, а сегодня называется мысом Апостола Андрея по причине существования скального монастыря во имя апостола Андрея, в котором проживают два-три монаха» .

Современная история монастыря известна примерно с 1855 года, когда отец Иоанн Николай Диаку из Ризокарпасоса начал строительство нового храма, который и был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Отец Иоанн считается ктитором нынешней обители.

От самого первого храма не осталось почти никакого следа. На его месте много лет спустя во время латинского господства в XV веке был воздвигнут храм, существующий и поныне. «Своим архитектурным стилем, живописными крестово-купольными конструкциями Старая церковь, построенная над источником, который явил знаменитый апостол, подтверждает без всяких сомнений, что это строение XV века. Мы легко убеждаемся в безошибочности этого утверждения, и никто не может нас опровергнуть. “Около 1430 года, в эпоху латинского господства, мы, жители данной местности, имели финансовые возможности, если не сказать благосостояние, позволившие нам увеличить и украсить церквушку нашего дорогого рыбаря апостола Андрея. Эту работу мы поручили хорошему мастеру, который был отлично знаком с секретами церковного строительства”» .

Этот старый храм, построенный в готическом стиле, находится на три с половиной метра ниже алтаря нового (нынешнего) храма, а ведут в него две высеченные в камне лестницы. Храм представляет собой в плане четырехугольник, а его дверь, находящаяся на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

Новый монастырский храм относится к XIX веку, о чем можно сделать вывод на основании сохранившейся надписи о дне его освящения – 15 августа 1867 года. Храм однонефный, со сводчатым потолком, укрепленным шестью поясами. Большая дверь храма находится на южной стене, а на северной стене – вторая дверь, с надписью о дне освящения.

О новом храме и вообще монастыре святого апостола Андрея Первозванного пишет историк Сакеллариу: «Немного южнее от Клидес, у мыса, лежит монастырь святого Андрея. Еще 30 лет назад здесь был лишь небольшой старый храм апостола Андрея, но с тех пор, благодаря деятельности и честности назначенного тогда священника малой церкви, а ныне монастырского эконома, был построен большой и прекрасный храм с замечательными кельями вокруг, и таким образом здесь составился с течением времени один из прекраснейших монастырей острова» .

Иконостас, который перегораживает по всей ширине и высоте новый храм, вырезан из дерева и позолочен, но неизвестны ни время его создания, ни мастер, его выполнивший. Из дерева вырезаны также и амвон, трон и центральный храмовый амвон. Справа от иконостаса располагается резной позолоченный и украшенный амвон с поклонной иконой апостола Андрея Первозванного. В храме пребывают среди прочего несколько старых икон ΧΙΧ века и несколько святынь того же времени.

Отец Иоанн Николай Диаку (1827–1909) из Ризокарпасоса считается ктитором и первым экономом нынешней обители. Он начал строить новый храм в 1855 году, после того как смог собрать достаточно пожертвований от верующих Кипра и живущих за его пределами, «привезя с собой и драгоценную старую икону святого» . Тогдашний архиепископ Кипра Макарий Ι (1854–1865) взял строительство храма под свое духовное руководство.

Читать еще:  Сонник: к чему снится белая блузка? Значение и толкование сновидения. Покупать новую блузку

Отец Иоанн самоотверженно трудился на пользу знаменитого монастыря. Когда он в возрасте 82 лет скончался 4 июля 1909 года, соотечественники похоронили его рядом со Старой церковью, где позднее был установлен его мраморный бюст.

О характере отца Иоанна и его деятельности историк Франгудис пишет следующее: «Эконом, управляющий монастырем, священник, каких мало. Он один следит за обработкой земель, за получением доходов; он же предпринял сбор пожертвований для строительства обители. Доходы, которые получает обитель, отец Иоанн использует на содержание женско-мужской школы Ризокарпасоса, на прием гостей и различные другие благие дела епархии, которой он является добрым ангелом. Такие священники поистине нужны во всех селениях» .

Известны имена и других потрудившихся на благо обители. Это эконом Христофор Киккотис, который служил между 1910 и 1915 годами, эконом Иосиф (1916–1926), эконом Панкратий (1926–1927), эконом Клеопа из Мофоса (около 1931), эконом Фотий Махереотис из Фламуди (1931–1934), иеромонах Хрисанф Макрияннис (1935–1937), иеромонах Николай Сандамас (1942–1947), эконом Леонтий Яковидис (1948–1962) и эконом Клеопа Курузидис (1962).

Большим благодетелем монастыря был Аристодимос Яннаку Папапетрос (1897–1967), который в 1967 году завещал монастырю апостола Андрея Первозванного все свое имущество стоимостью в 50 тыс. лир для строительства монастырских гостиниц. Тело его погребено на территории монастыря.

Обитель святого Андрея Первозванного отмечает свой престольный праздник 30 ноября, но поскольку погода в это время уже, как правило, зимняя, из-за чего паломники испытывают значительные неудобства, и так как в старину паломничество в монастырь занимало много дней, главным престольным праздником монастыря стало 15 августа – день освящения нового монастырского храма в 1867 году.

«В монастыре апостола Андрея дважды в году бывает престольный праздник с участием множества народа. Большее число паломников прибывает на праздник 15 августа – день освящения монастыря, когда стоит прекрасная погода. Другой престольный праздник совершается 30 ноября в день памяти святого, но из-за дождливой погоды прибывает немного паломников» .

Как пишет Яннис Ставринос Икономидис в своей «Истории апостола Андрея в Ризокарпасосе», «удивительное зрелище представляло множество телег, влекомых быками, мулами, лошадьми, покрытых разноцветными навесами, всадников, пеших, двигающихся по пыльным дорогом Карпасии в течение трех суток, необходимых для того, чтобы добраться до обители к 15 августа, со своими приношениями: огромными свечами, животными, одних из которых дарили, а других закалывали прямо там и ели. Обитель же предоставляла кров и вино в изобилии. На престольный праздник многие прибывали морем, а колокол святого встречал прибывающих постоянным радостным звоном» .

По случаю празднования столетия церкви апостола Андрея 7 октября 1967 года на Кипр из Патр была принесена честная глава апостола; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Главу, которую сопровождали митрополиты Патрский Константин, Никейский Георгий и Идрский Иерофей, принял в порту Фамагусты бывший в то время президентом Республики Кипр архиепископ Макарий; мощи апостола были встречены под пение псалмов в исполнении хора Всегреческого общества псаломщиков и звуки музыки, которую играл филармонический оркестр Фамагустского муниципалитета; все испытывали чувство необыкновенного религиозного умиления.

Архиепископ Макарий в своем слове тогда сказал в том числе следующее: «В этой местности, расположенной близ древнего Саламина, где родился и принял мученическую смерть апостол Варнава, в эти минуты совершается великое событие исторического значения. Основатель Кипрской Церкви встречает основателя Церкви Византии. Апостол, принявший мученическую смерть в Саламине через побитие камнями, встречает претерпевшего в Патрах крестную смерть собрата апостола. Первый из апостолов от семидесяти Варнава принимает на своей родине первого от двенадцати – апостола Андрея».

Автокортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря апостола Андрея, проезжал через многие поселки и деревни Карпасии, и в каждой народ выходил встречать честные мощи. Когда же глава апостола Андрея была доставлена в монастырь 8 октября 1967 года, то в присутствии многих тысяч верующих, которые пришли туда со всего Кипра, была совершена архиерейская Божественная литургия, возглавлявшаяся архиепископом Макарием в сослужении членов Священного Синода Кипрской Церкви, митрополитов Патрского, Никейского и Идрского.

Когда на Кипре получил широкое распространение автотранспорт, паломники стали приезжать в монастырь на автобусах, но все равно дорога оставалась долгой – в течение двух-трех дней. До 1974 года в обитель приходило множество верующих, и немалое число их для того, чтобы крестить детей. Среди тысяч посетителей монастыря было много турок-киприотов, которые тоже почитали святого и приходили к нему со всех уголков Кипра, принося дары по обету.

После турецкого вторжения в 1974 году впервые осажденным Карпасии было позволено прийти в монастырь на литургию по случаю праздника святого 30 ноября 1978 года. Игумен Киккского монастыря вместе с тогдашним экономом обители святого Андрея Клеопой Курузидисом впервые после вторжения посетили монастырь 30 ноября 1994 года, а год спустя они возглавили паломническую группу из 40 бывших жителей Карпасии, приехавших в монастырь святого апостола Андрея на автобусе со свободных территорий. А первое массовое посещение монастыря 600 греками-киприотами состоялось 15 августа 1997 года; это стало возможным благодаря настойчивым обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея Первозванного в ООН и к правительствам США и Великобритании.

После того как в апреле 2003 года турецкий оккупационный режим частично снял ограничения на передвижения по направлению к и от оккупированных территорий, тысячи верующих собрались на территории оккупированной обители, чтобы почтить память святого и выразить свои упования на его заступничество. Так, известно, что 1 мая 2003 года из 25 800 греков-киприотов, переправившихся на оккупированные территории, 24 000 направлялись в монастырь святого Андрея Первозванного. А через три дня после частичного снятия ограничений на передвижения, 26 апреля 2003 года – это была Великая суббота, в монастыре служили праздничную пасхальную литургию, которую транслировали международные телеканалы.

Во время престольного праздника 30 ноября 2004 года попечительский совет обители вместе со всеми организациями оккупированной Карпасии впервые с 1974 году провел всекарпасийское и всекипрское паломничество к монастырю апостола Андрея, которое возглавил епископ (ныне митрополит) Киккский Никифор.

В попечительский совет монастыря входят шесть человек; каждые три года в члены совета избирают жители Ризокарпасоса, кандидатуры избранных одобряются архиепископом Кипра. Нынешний совет, однако, насчитывает восемь человек, потому что двое из них, включая председателя, пребывают в изоляции на оккупированной территории.

Храм Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших. Эпископио. Кипр

Так звучит полное название новой русской церкви, открытой в районе деревни Эпископио, которая географически находится в округе Никосии. Первый златокупольный храм на Кипре, узнаваемый издалека традициями русской православной архитектуры, относится к древнейшей Тамассоской митрополии. По преданию, именно здесь начали проповедовать Евангелие апостол Варнава и апостол Павел.

Впервые к уже построенному храму мы приехали за месяц до его открытия. Вот таким он предстал перед нами в тот момент.

“Эйфелева башня”, которая видна справа за храмом, − это тоже церковь, только романская. Когда-то она нам казалась очень высокой, но теперь вовсе такой не кажется рядом с “нашей”.

Читать еще:  Вечная память вечный покой молитва. Молитвы за усопших

Торжественное освящение Царских Врат было назначено на вечер 27 марта 2017 года. В это время мы были на Кипре и, конечно, не преминули возможностью “запротоколировать” такое событие. Машину пришлось оставить в деревне, примерно за километр до храма, и идти дальше пешком − очень много народа ожидалось в тот день, а парковка у церкви хоть и не маленькая, но не “резиновая”.

Успели к началу, когда основные гости ещё не приехали, но стулья для них были расставлены. Тем временем, одними из первых “прихожан” в церкви стали кипрские военнослужащие.

Пока не все ещё подтянулись, прошлись по ухоженной территории. Покажем как раз фотографии из первого приезда, когда ничто не отвлекало от процесса съёмки. Правда некоторые объекты ещё были не закончены, но вы нам это простите, надеемся.

Рассмотрим для начала детально доминанту комплекса. В качестве описания я буду приводить слова Елены, которыми она “репортажила” в соцсетях после открытия храма.

“Купола в России кроют чистым золотом – чтобы чаще Господь замечал.”

Теперь такой пятикупольный златоглавый красавец – храм построен и на Кипре. Идея создания родилась в ходе встречи русского мецената Вячеслава Заренкова с Митрополитом Тамассоским владыкой Исайей. Заслуженный строитель России, президент социально-культурного Фонда “Созидающий мир”, Вячеслав Заренков взял на себя финансирование проекта и руководство строительством.

Архитектурная концепция храма отражает национальный стиль храмостроения русской православной церкви: белые стены, крестообразная форма и золотые купола-луковицы − первые золотые купола на Кипре. Храм украшен уникальными витражами: русские березы и родные русские пейзажи.

Территория вокруг храма – это настоящий христианский культурный центр: зона для проведения праздников, амфитеатр, сад с фонтанами и беседками, просторная детская площадка, а за ней − аллея с постаментами, в арках которых находятся мозаичные изображения русских святых.

Рассмотрим их поближе: хорошо известные и почитаемые образы.

Вернёмся снова к событию открытия храма. Стали приезжать именитые гости, и постепенно весь “зал” под открытым небом, включая первые ряды, был заполнен.

В церемонии празднества по освящению врат новопостроенного храма в честь Святого Апостола Андрея и Всех Святых в земле Русской просиявших, принимали участие: Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис, Митрополит Тамассоский владыка Исайя, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, духовенство и руководство Республики Кипр, Посол России на Кипре Станислав Осадчий, ну и конечно меценат и благотворитель Вячеслав Заренков.

Как и подобает в подобных случаях, было произнесено много торжественных речей как на греческом, так и на русском языке. Более подробный фотоотчёт вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме, а здесь покажем несколько репортажных снимков.

В веренице событий мы не заметили, как часть высоких гостей ушла внутрь церкви для знакомства с её убранством. Но внутренний голос подсказал, что пора уже двигаться к храму, хотя в него ещё и не пускали. Кроме того, он прошептал, что встать надо не у главного входа, а у одного из боковых, где было меньше народу. Лене удалось “просочиться” через охранника внутрь церкви, а мне к тому моменту лишь пробраться в небольшой закуток, разделяющий главное помещение церкви от улицы, размером чуть больше тамбура в электричке. В итоге, место оказалось “выигрышным”, потому что именно к этому выходу вскоре потянулись “первые гости”, среди которых были Президент Кипра Никос Анастасиадис, митрополит Волоколамский Иларион, другие официальные лица.

Теперь настала пора познакомиться с внутренним убранством нового храма и нам. Если выразить впечатление кратко, то скажем, что он “утопает в роскоши” − столько позолоты мы не встречали ни в одной кипрской церкви или монастыре, разве что в Киккосе. Основным мотивом для росписи стали знаменитые подвиги и события из жития русских святых. Их образы, столь узнаваемые и близкие русскому сердцу, украшают стены и иконостас.

Рассказывая об убранстве, сложно не заметить большую картину, висящую по правую руку от главного входа. На ней изображён сам Вячеслав Заренков (с семьёй), дарящий новый храм Кипру в лице митрополита Тамассоского владыки Исайи, сопровождаемого свитой. Кстати, это не единственное изображение мецената в церкви. Внимательный взгляд может обнаружить его с храмом в руках, припавшего на коленях к правой ноге апостола Андрея на другой иконе.

В храм были привезены частицы мощей некоторых русских святых, которые будут здесь дальше храниться. Поклониться им выстроилась тогда большая очередь страждущих.

Уже стемнело, но торжественная церемония на площади перед храмом не закончилась. Мы были честно говоря удивлены, что русских и киприотов было примерно одинаково по численности. Но конечно то, что праздник все разделили между собой душевно, радостно и поровну, было очень приятно! Событие действительно всекипрского масштаба. Ведь дружба между Россией и Кипром многовековая, и ценится не только хорошими отношениями политического плана и туристическим наплывом россиян, но и православными традициями.

Торжество украсили своим пением хор студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Шёл Великий пост (Пасха в 2017 году выпала на 16 апреля), но какой праздник без угощений? На территории была развёрнута “полевая кухня”, куда начали приносить различные блюда. В районе “беседки”, внутри которой изображена сцена Крещения Христа, была обустроена “питейная”, где полным ходом шёл розлив различных напитков.

Мы решили не дожидаться момента вкушения угощений, а ретироваться уже восвояси, поскольку были уставшие после целого дня поездок и впечатлений. Хотя праздник продолжался вовсю концертной программой и фейерверком. Но напоследок не можем не поделиться парой фоток, сделанных уже “в ночи”. Регулярные богослужения начались и двери храма открыты для прихожан.

Фотоальбом

Как добраться

Откуда бы вы ни двигались, наше первоначальное направление будет вести к Никосии. Из Пафоса и Лимасола туда поведёт скоростная трасса A1, а жители восточных районов скорее всего поедут по трассе A2, которая в итоге “впадёт” в A1. Вот вскоре от точки соединения двух дорог надо будет искать съезд к деревням Kotsiatis и Marki. Сворачиваем с трассы и дальше двигаемся вперёд, минуя эти две упомянутые деревни. В районе деревни Marki держимся правее по указателям к деревне Tseri.

Примерно через 1,5 км от выезда из Marki будет поворот налево в сторону деревни Psimolofou. Едем ещё 6,5 км, где перед въездом в деревню сворачиваем налево в сторону деревни Peri. Через 2,5 км, ещё не доезжая Peri, будет поворот вправо на Episkopio. Сворачиваем там и едем по направлению к деревне Arediou, хотя это только направление. Буквально через 1,3 км нужно будет остановиться у въезда на территорию церкви, которую сложно будет не заметить с правой стороны от дороги.

Давайте посмотрим этот отрезок пути на карте. Может так понятнее будет.

Церковь Апостола Андрея в Эпископио на карте Кипра. GPS координаты церкви

35.041550 33.237620 − въезд на территорию церкви

Источники:

http://www.cypruslegend.com/dostoprimechatelnosti/monastyr-apostola-andreya-pervozvannogo/
http://pravoslavie.ru/41503.html
http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/russian-church-episkopeio.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: