Русская православная церковь в америке приходы. Православная америка глазами российской студентки

Русская православная церковь в америке приходы. Православная америка глазами российской студентки

Само слово «Православие» звучит в Америке непривычно для русского слуха — Ортодокс (Orthodox). Поэтому Православную Церковь здесь называют Ортодоксальной Христианской Церковью (Orthodox Church), а православных христиан — ортодоксальными христианами (Orthodox Christian).

По данным американского журнала Washington Profile, среди жителей США протестантов — 56%, католиков — 28%, иудеев — 2%, мусульман — 1%, адептов иных религий — 3%, неверующих — 10%. Православные в этой стране, как «адепты иных религий», составляют менее 2% населения. Меня удивило, что на Американском континенте, как ни в одной другой части света, существует так много православных юрисдикций. Здесь действуют приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Грузинской, Элладской, Албанской, Польской, Чехословацкой, Американской, Японской, Китайской Православных Церквей.

Автокефалию Православная Американская Церковь получила от Русской Матери-Церкви сравнительно недавно, в 1970 году. Исторический факт: возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры — иноки Валаамского и Коневского монастырей — пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, самую отдаленную на тот момент область своего Отечества. Тот, кто хоть немного знаком с историей государства Российского, сразу поймет, что Аляска — единственный штат, в котором православных христиан больше, чем представителей любой другой религии. Так оно и есть, ведь до 1867 года полуостров принадлежал великой Российской Империи.

Что касается самой Русской Православной Церкви в США, то сегодня в ее состав входят четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных штатов. Также существуют Патриаршие приходы в Нью-Йорке. В юрисдикции Московского Патриархата находятся Свято-Николаевский патриарший кафедральный собор и монастырь преподобной Марии Египетской с Домом милосердия.

Свято-Николаевский собор — первая православная церковь, которую я посетила в Нью-Йорке. Это не просто главный храм Русской Церкви на Американском континенте — собор является украшением города и имеет статус памятника архитектуры [1]. Здесь летом 2005 года была отслужена панихида по генералу А. Деникину — перед тем, как его прах был отвезен на родину.

Истории жизни православных священников и мирян в США зачастую удивительны. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть христиан — эмигранты из разных стран мира. Многие из них приняли Православие, уже будучи в Америке. Они говорят, что именно здесь поняли тщетность человеческих усилий, остро почувствовали душевное одиночество, научились вверять себя воле Божией. Почему-то люди приближаются к Богу только столкнувшись с серьезными проблемами, пережив личную трагедию. Как было бы хорошо, если бы это происходило после какой-нибудь радости!

Мои знакомые аспиранты из Акрона, штат Огайо, рассказывали, что в России особо не задумывались над вопросами веры и редко ходили в храм, который был под боком. В Америке душевный голод настолько силен, что ближайший православный храм за сто километров от дома считается счастьем…

При переписке между англоязычными православными (не только при обращении к священнослужителю) принято начинать и заканчивать письма прославлением имени Божьего. Фразы «Glory to Jesus Christ! Glory Forever!» («Слава Иисусу Христу! Слава навеки!») в начале письма и «With Christ’s love…» («С любовью Христовой…») в конце обычны для американцев, исповедующих Православие. Они считают, что таким способом они напоминают себе и своему адресату о смысле земного бытия.

В городке Файр Лаун (Fair Lawn; Нью-йоркская столичная область), где я жила несколько месяцев, нет православного прихода. Зато в пределах 50-мильного (90-километрового) радиуса расположено около 70 храмов. Это греческие, русские, антиохийские, румынские и американские православные приходы. Однако в самом городе на 50 тысяч населения приходится несколько протестантских и католических церквей, мечеть и 11 синагог! Поэтому на церковные службы православные Файр Лауна, как и другие жители столичной провинции, едут в Нью-Йорк или в соседние небольшие города — Парамус или Пассэйк. В здешних храмах, где приход образуют люди разных национальностей, богослужения обычно ведутся и по-церковнославянски, и по-английски. На двух языках священники читают Святое Евангелие и произносят проповеди. Иногда «Херувимскую» или «Святый Боже…» поют на английском. А в храмах Греческой и Антиохийской Церквей сохранилась древняя традиция рукопожатия после службы. Все прихожане, знакомые и незнакомые, пожимают друг другу руки со словами: «Простите меня!». Это напоминает Прощеное воскресение, но для русских немного непривычно.

В Пассэйке находится прекрасный Петропавловский собор, который в 2002 году отметил свое столетие. С этой датой прихожан храма лично поздравили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также президенты России и США. Паства этого прихода состоит в основном из внуков и правнуков эмигрантов «первой волны», уехавших из России после октябрьского переворота 1917 года. Они уже практически не говорят по-русски, но еще не утратили природного благородства и весьма строго придерживаются традиций Православия.

Настоятель Петропавловского собора священник Андрей Ковалев в юности решил, что непременно будет монахом. Но его духовник видел, что чаду предназначен иной путь, и благословил будущего священника на создание семьи. Сейчас у батюшки растет сын. Жизнь в США для него и матушки Наталии не была медом. Чтобы свести концы с концами, они вдвоем много трудились, им приходилось даже грузить ледяные подносы с замороженными продуктами. Но однажды все изменилось — Божиим Промыслом они получили вид на жительство, затем — приход и хороший дом. Помогай им, Господи!

Кроме того, при храме Святых первоверховных апостолов действует служба знакомств. Здесь православным христианам помогают найти спутника жизни-единоверца, потому что в Америке это сложно сделать самому. Членство и мероприятия платные, входной билет стоит $100 — в этом вся прагматичность Америки.

По моим наблюдениям, в Америке отношения между священником и паствой имеют несколько иной характер, чем в России. Общение здесь более камерное, доступное. Для прихожан храма в порядке вещей остаться после службы на чаепитие, посетить батюшку дома, предварительно созвонившись. На сайтах приходов, помимо информации о порядке и времени богослужений, контактных телефонов священника, диакона, церковного старосты, регента, можно прочитать наставления и поздравления настоятеля своей пастве.

2005 год я встречала вместе с американской семьей православных греков в храме Греческой Православной Церкви в городе Парамусе. С глубокой древности здесь сохранился красивый новогодний обычай. Из-за того, что многие православные греки посещают русские и американские православные храмы, эта традиция поддерживается и там.

Итак, уже много веков подряд накануне Нового года православные греки выпекают очень большой хлеб, замешивая в тесто монету. 1 января [2], в день памяти святителя Василия Великого, готовый хлеб, который называют «хлебом святого Василия», приносят в храм на освящение. Во время службы хлеб находится в алтаре. После богослужения священник делит его на небольшие части так, чтобы каждому прихожанину достался кусочек. Первая часть предназначена Иисусу Христу, вторая — Пресвятой Богородице, третья — Церкви, четвертая — настоятелю храма, пятая — матушке… И так далее, пока все прихожане не получат свою долю. Человек, чей кусочек хлеба содержит монету, получает благословение от священника на грядущий год. А тот, кто получил такую монету в прошлый раз, делится с присутствующими радостями и печалями года минувшего.

Тогда монетка святого Василия досталась мне, поэтому пришлось держать ответ, что значил для меня 2005 год от Рождества Христова. Рассказывала прихожанам храма в Парамусе, как распоряжалась данными от Бога талантами — приумножила ли или равнодушно «зарыла в землю».

В трех часах езды от Нью-Йорка находится православный греческий мужской монастырь святителя Нектария, Эгинского чудотворца. Он расположен в живописном месте, среди красивейших зеленых холмов и множества озер, напоминающих блюдца, наполненных прозрачной родниковой водой. Адрес монастыря так и звучит: Сто озер Анаванды (100 Lakes Anawanda Rd. Roscoe). Здесь сама природа поет гимн Божественной любви…

Монастырь был основан 7 лет назад афонским подвижником архимандритом Ефремом (Мораитисом). Настоятель монастыря отец Иосиф однажды тепло принял и выслушал меня, снабдил рекомендательным письмом и благословил мое пребывание в США.

Некоторое время вверенная отцу Иосифу обитель была подворьем мужского монастыря святого Антония в Аризоне [3]. Сейчас она переживает период строительства. В собственности монастыря святого Нектария 180 акров земельных угодий (73 гектара), на которых возведены часовня, монашеские кельи, трапезная, благоустроенная гостиница для паломников, в которой есть мужской и женский корпуса. Еще несколько зданий реконструируются. Как и в российских монастырях, церковные службы здесь строги и продолжительны, утреня начинается в четыре утра. Чудесные песнопения напоминают распевы нашего северного Афона — Валаама. Братия монастыря — в основном греки. Их природный темперамент выражается в некоторой экспрессии внешнего образа молитвы — в определенных частях службы они всем телом опускаются на монастырский пол, и так, распростершись, молятся, показывая тем самым полное подчинение воле Божьей.

Читать еще:  Сообщение о храме христианство. Первые христианские храмы

По мнению директора частной американской общеобразовательной школы в Нью-Джерси мистера Эндрю Коуркумелиса, фактически 95% православных в Америке заключают брак с представителями других религий. Он считает, что именно поэтому дети в таких семьях вырастают без какой-либо религии вообще. Исторически сложилось, что многие русские в США связывают свою жизнь с российскими евреями, поэтому значительная часть школьников — дети, которые стоят перед выбором вероисповедания. Часто они крещены, а значит, формально принадлежат Русской Православной Церкви. Но приходится признать, что очень немногие из них постоянно посещают церковные службы, а некоторые вообще ничего не знают о своей религии. Чтобы хоть как-то исправить положение, в школе мистер Коуркумелис проводит факультативные уроки Православия (Orthodox lessons).

Дети здесь учатся совершать крестное знамение, прикладываться к иконам, им объясняют смысл и правила священнического благословения. Вместе со своим директором они ходят в храм на двунадесятые и великие праздники. Это касается и детей из инославных семей, а также иудеев, если они выражают желание присутствовать на Божественной литургии. Мистер Коуркумелис молится и верит, что когда-нибудь они примут Таинство крещения и станут православными христианами.

На территории США открыто более десяти Православных Духовных семинарий, самые крупные на восточном побережье находятся в Джорданвилле (принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей) и в Крествуде, близ Нью-Йорка (принадлежит Американской Православной Церкви). Большинство студентов и слушателей семинарий в прошлом были протестантами или католиками, но затем приняли Православие.

По мнению православных американцев, Церковь на континенте выживает только потому, что тысячи их сограждан приняли православную веру. Поэтому на сегодняшний день в США много англосаксов, немецких и итальянских американцев, евреев, испанцев, для которых Православие стало единственной животворящей религией, а Православная Церковь — единственной благодатной Церковью. Думаю, не будет преувеличением сказать, что Православие в Америке освящает американский народ и Американский континент.

Безусловно, во Христе нет ни американца, ни русского — мы все едины в Нем. На каком бы континенте мы ни находились, на каком бы языке ни говорили, как бы внешне ни отличались наши национальные и культурные традиции, есть Таинство причастия, которое объединяет всех. Сердце православного христианина живо откликается на нежную волну благодати во время Божественной литургии, где бы она ни совершалась — в величественном патриаршем соборе в Америке, в греческом православном монастыре или в маленькой церкви, затерянной на бескрайних просторах родной России.

  1. Он был основан на рубеже ХХ века Патриархом Тихоном и строился на средства, вырученные от всероссийского сбора пожертвований, который организовал император Николай II и благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Первый взнос на возведение храма сделал сам император. Он пожертвовал 5 тысяч золотых рублей — огромные деньги для Америки, где рубль тогда ценился выше доллара. В соответствующем Высочайшем Указе о строительстве собора и сборе средств царь Николай написал: «Дело сие — великой государственной важности».— Ред.^
  2. По новому стилю, ибо греки живут по григорианскому календарю, поэтому у них Новый год и праздник святителя Василия совпадают.— Авт.^
  3. В ближайших номерах мы опубликуем статью Екатерины Черновой об этой обители, также основанной старцем Ефремом, где подвизается сегодня и он сам.— Ред.^

Екатерина Чернова. «Православная Америка глазами российской студентки»

Где-то далеко-далеко, в других странах, за морями и океанами, неизвестные нам люди так же, как и мы, посещают храм, водят в воскресную школу детей, молятся по утрам и вечерам, совершают паломничества. Но кажется, что все это происходит чуть-чуть иначе, ведь и язык, и традиции у нас разные…

Само слово «Православие» звучит в Америке непривычно для русского слуха — Ортодокс (Orthodox). Поэтому Православную Церковь здесь называют Ортодоксальной Христианской Церковью (Orthodox Church), а православных христиан — ортодоксальными христианами (Orthodox Christian).

По данным американского журнала Washington Profile, среди жителей США протестантов — 56%, католиков — 28%, иудеев — 2%, мусульман — 1%, адептов иных религий — 3%, неверующих — 10%. Православные в этой стране, как «адепты иных религий», составляют менее 2% населения. Меня удивило, что на Американском континенте, как ни в одной другой части света, существует так много православных юрисдикций. Здесь действуют приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Грузинской, Элладской, Албанской, Польской, Чехословацкой, Американской, Японской, Китайской Православных Церквей.

Автокефалию Православная Американская Церковь получила от Русской Матери-Церкви сравнительно недавно, в 1970 году. Исторический факт: возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры — иноки Валаамского и Коневского монастырей — пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, самую отдаленную на тот момент область своего Отечества. Тот, кто хоть немного знаком с историей государства Российского, сразу поймет, что Аляска — единственный штат, в котором православных христиан больше, чем представителей любой другой религии. Так оно и есть, ведь до 1867 года полуостров принадлежал великой Российской Империи.

Что касается самой Русской Православной Церкви в США, то сегодня в ее состав входят четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных штатов. Также существуют Патриаршие приходы в Нью-Йорке. В юрисдикции Московского Патриархата находятся Свято-Николаевский патриарший кафедральный собор и монастырь преподобной Марии Египетской с Домом милосердия.

Свято-Николаевский собор — первая православная церковь, которую я посетила в Нью-Йорке. Это не просто главный храм Русской Церкви на Американском континенте — собор является украшением города и имеет статус памятника архитектуры. Здесь летом 2005 года была отслужена панихида по генералу А. Деникину — перед тем, как его прах был отвезен на родину.

Истории жизни православных священников и мирян в США зачастую удивительны. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть христиан — эмигранты из разных стран мира. Многие из них приняли Православие, уже будучи в Америке. Они говорят, что именно здесь поняли тщетность человеческих усилий, остро почувствовали душевное одиночество, научились вверять себя воле Божией. Почему-то люди приближаются к Богу только столкнувшись с серьезными проблемами, пережив личную трагедию. Как было бы хорошо, если бы это происходило после какой-нибудь радости!

Мои знакомые аспиранты из Акрона, штат Огайо, рассказывали, что в России особо не задумывались над вопросами веры и редко ходили в храм, который был под боком. В Америке душевный голод настолько силен, что ближайший православный храм за сто километров от дома считается счастьем…

При переписке между англоязычными православными (не только при обращении к священнослужителю) принято начинать и заканчивать письма прославлением имени Божьего. Фразы «Glory to Jesus Christ! Glory Forever!» («Слава Иисусу Христу! Слава навеки!») в начале письма и «With Christ’s love…» («С любовью Христовой…») в конце обычны для американцев, исповедующих Православие. Они считают, что таким способом они напоминают себе и своему адресату о смысле земного бытия.

В городке Файр Лаун (Fair Lawn; Нью-йоркская столичная область), где я жила несколько месяцев, нет православного прихода. Зато в пределах 50-мильного (90-километрового) радиуса расположено около 70 храмов. Это греческие, русские, антиохийские, румынские и американские православные приходы. Однако в самом городе на 50 тысяч населения приходится несколько протестантских и католических церквей, мечеть и 11 синагог! Поэтому на церковные службы православные Файр Лауна, как и другие жители столичной провинции, едут в Нью-Йорк или в соседние небольшие города — Парамус или Пассэйк. В здешних храмах, где приход образуют люди разных национальностей, богослужения обычно ведутся и по-церковнославянски, и по-английски. На двух языках священники читают Святое Евангелие и произносят проповеди. Иногда «Херувимскую» или «Святый Боже…» поют на английском. А в храмах Греческой и Антиохийской Церквей сохранилась древняя традиция рукопожатия после службы. Все прихожане, знакомые и незнакомые, пожимают друг другу руки со словами: «Простите меня!». Это напоминает Прощеное воскресение, но для русских немного непривычно.

В Пассэйке находится прекрасный Петропавловский собор, который в 2002 году отметил свое столетие. С этой датой прихожан храма лично поздравили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также президенты России и США. Паства этого прихода состоит в основном из внуков и правнуков эмигрантов «первой волны», уехавших из России после октябрьского переворота 1917 года. Они уже практически не говорят по-русски, но еще не утратили природного благородства и весьма строго придерживаются традиций Православия.

Читать еще:  Подниматься по лестнице с мужчиной во сне. Подниматься по лестнице вверх – к чему это сновидение снится? Сонник медиума Хассе

Настоятель Петропавловского собора священник Андрей Ковалев в юности решил, что непременно будет монахом. Но его духовник видел, что чаду предназначен иной путь, и благословил будущего священника на создание семьи. Сейчас у батюшки растет сын. Жизнь в США для него и матушки Наталии не была медом. Чтобы свести концы с концами, они вдвоем много трудились, им приходилось даже грузить ледяные подносы с замороженными продуктами. Но однажды все изменилось — Божиим Промыслом они получили вид на жительство, затем — приход и хороший дом. Помогай им, Господи!

Кроме того, при храме Святых первоверховных апостолов действует служба знакомств. Здесь православным христианам помогают найти спутника жизни-единоверца, потому что в Америке это сложно сделать самому. Членство и мероприятия платные, входной билет стоит $100 — в этом вся прагматичность Америки.

По моим наблюдениям, в Америке отношения между священником и паствой имеют несколько иной характер, чем в России. Общение здесь более камерное, доступное. Для прихожан храма в порядке вещей остаться после службы на чаепитие, посетить батюшку дома, предварительно созвонившись. На сайтах приходов, помимо информации о порядке и времени богослужений, контактных телефонов священника, диакона, церковного старосты, регента, можно прочитать наставления и поздравления настоятеля своей пастве.

2005 год я встречала вместе с американской семьей православных греков в храме Греческой Православной Церкви в городе Парамусе. С глубокой древности здесь сохранился красивый новогодний обычай. Из-за того, что многие православные греки посещают русские и американские православные храмы, эта традиция поддерживается и там.

Итак, уже много веков подряд накануне Нового года православные греки выпекают очень большой хлеб, замешивая в тесто монету. 1 января, в день памяти святителя Василия Великого, готовый хлеб, который называют «хлебом святого Василия», приносят в храм на освящение. Во время службы хлеб находится в алтаре. После богослужения священник делит его на небольшие части так, чтобы каждому прихожанину достался кусочек. Первая часть предназначена Иисусу Христу, вторая — Пресвятой Богородице, третья — Церкви, четвертая — настоятелю храма, пятая — матушке… И так далее, пока все прихожане не получат свою долю. Человек, чей кусочек хлеба содержит монету, получает благословение от священника на грядущий год. А тот, кто получил такую монету в прошлый раз, делится с присутствующими радостями и печалями года минувшего.

Тогда монетка святого Василия досталась мне, поэтому пришлось держать ответ, что значил для меня 2005 год от Рождества Христова. Рассказывала прихожанам храма в Парамусе, как распоряжалась данными от Бога талантами — приумножила ли или равнодушно «зарыла в землю».

В трех часах езды от Нью-Йорка находится православный греческий мужской монастырь святителя Нектария, Эгинского чудотворца. Он расположен в живописном месте, среди красивейших зеленых холмов и множества озер, напоминающих блюдца, наполненных прозрачной родниковой водой. Адрес монастыря так и звучит: Сто озер Анаванды (100 Lakes Anawanda Rd. Roscoe). Здесь сама природа поет гимн Божественной любви…

Монастырь был основан 7 лет назад афонским подвижником архимандритом Ефремом (Мораитисом). Настоятель монастыря отец Иосиф однажды тепло принял и выслушал меня, снабдил рекомендательным письмом и благословил мое пребывание в США.

Некоторое время вверенная отцу Иосифу обитель была подворьем мужского монастыря святого Антония в Аризоне. Сейчас она переживает период строительства. В собственности монастыря святого Нектария 180 акров земельных угодий (73 гектара), на которых возведены часовня, монашеские кельи, трапезная, благоустроенная гостиница для паломников, в которой есть мужской и женский корпуса. Еще несколько зданий реконструируются. Как и в российских монастырях, церковные службы здесь строги и продолжительны, утреня начинается в четыре утра. Чудесные песнопения напоминают распевы нашего северного Афона — Валаама. Братия монастыря — в основном греки. Их природный темперамент выражается в некоторой экспрессии внешнего образа молитвы — в определенных частях службы они всем телом опускаются на монастырский пол, и так, распростершись, молятся, показывая тем самым полное подчинение воле Божьей.

По мнению директора частной американской общеобразовательной школы в Нью-Джерси мистера Эндрю Коуркумелиса, фактически 95% православных в Америке заключают брак с представителями других религий. Он считает, что именно поэтому дети в таких семьях вырастают без какой-либо религии вообще. Исторически сложилось, что многие русские в США связывают свою жизнь с российскими евреями, поэтому значительная часть школьников — дети, которые стоят перед выбором вероисповедания. Часто они крещены, а значит, формально принадлежат Русской Православной Церкви. Но приходится признать, что очень немногие из них постоянно посещают церковные службы, а некоторые вообще ничего не знают о своей религии. Чтобы хоть как-то исправить положение, в школе мистер Коуркумелис проводит факультативные уроки Православия (Orthodox lessons).

Дети здесь учатся совершать крестное знамение, прикладываться к иконам, им объясняют смысл и правила священнического благословения. Вместе со своим директором они ходят в храм на двунадесятые и великие праздники. Это касается и детей из инославных семей, а также иудеев, если они выражают желание присутствовать на Божественной литургии. Мистер Коуркумелис молится и верит, что когда-нибудь они примут Таинство крещения и станут православными христианами.

На территории США открыто более десяти Православных Духовных семинарий, самые крупные на восточном побережье находятся в Джорданвилле (принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей) и в Крествуде, близ Нью-Йорка (принадлежит Американской Православной Церкви). Большинство студентов и слушателей семинарий в прошлом были протестантами или католиками, но затем приняли Православие.

По мнению православных американцев, Церковь на континенте выживает только потому, что тысячи их сограждан приняли православную веру. Поэтому на сегодняшний день в США много англосаксов, немецких и итальянских американцев, евреев, испанцев, для которых Православие стало единственной животворящей религией, а Православная Церковь — единственной благодатной Церковью. Думаю, не будет преувеличением сказать, что Православие в Америке освящает американский народ и Американский континент.

Безусловно, во Христе нет ни американца, ни русского — мы все едины в Нем. На каком бы континенте мы ни находились, на каком бы языке ни говорили, как бы внешне ни отличались наши национальные и культурные традиции, есть Таинство причастия, которое объединяет всех. Сердце православного христианина живо откликается на нежную волну благодати во время Божественной литургии, где бы она ни совершалась — в величественном патриаршем соборе в Америке, в греческом православном монастыре или в маленькой церкви, затерянной на бескрайних просторах родной России.

Он был основан на рубеже ХХ века Патриархом Тихоном и строился на средства, вырученные от всероссийского сбора пожертвований, который организовал император Николай II и благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Первый взнос на возведение храма сделал сам император. Он пожертвовал 5 тысяч золотых рублей — огромные деньги для Америки, где рубль тогда ценился выше доллара. В соответствующем Высочайшем Указе о строительстве собора и сборе средств царь Николай написал: «Дело сие — великой государственной важности».— Ред. По новому стилю, ибо греки живут по григорианскому календарю, поэтому у них Новый год и праздник святителя Василия совпадают.

В ближайших номерах мы опубликуем статью Екатерины Черновой об этой обители, также основанной старцем Ефремом, где подвизается сегодня и он сам.— Ред.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий в праздник Рождества Христова возглавил Литургию в Киево-Печерской лавре

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

В праздник Рождества Христова митрополит Рижский и всея Латвии Александр возглавил престольные торжества кафедрального собора г. Риги

Архив

Протоиерей Григорий Джойс: «Мы учим своих прихожан, что мы миссионеры в Америке»

В начале сентября Новосибирскую митрополию посетил настоятель Свято-Владимирского прихода Русской Православной Церкви Заграницей в Анн-Арбор, штат Мичиган, протоиерей Григорий Джойс. Священник приехал в Сибирь, чтобы собрать необходимые данные для завершения диссертационной работы на тему использования православным духовенством разных форм подачи информации о других религиозных конфессиях в беседах с прихожанами. Ранее такая же работа была проведена среди американского духовенства.

Во время своего пребывания на сибирской земле отец Григорий побеседовал с руководителем Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского О. Заевым.

— Как сегодня живет Русская Православная Церковь Заграницей после воссоединения Церквей в 2007 году?

Читать еще:  Нумерология: счастливые и опасные цифры. Суеверия космонавтов

— Во-первых, мы очень рады тому, что нам удалось успешно завершить процесс воссоединения. Наконец-то мы можем сотрудничать с нашими братьями и сестрами во Христе из России, в том числе и на академическом уровне. И мой визит к вам — это также прямое следствие воссоединения, без которого моя командировка была бы невозможна.

Русская Православная Церковь Заграницей всегда существовала как временно образование, но люди забыли о временности этого статуса. И самая большая работа, которую нам нужно было проделать внутри Церкви перед воссоединением, это объяснить людям, что пришло время изменить статус. Нужно было помочь нашим прихожанам понять всю важность этого процесса. Возможно, наша епархия отличается от других тем, что мы раньше других начали готовить людей к предстоящему воссоединению, потому что верили, что оно рано или поздно произойдет. С 2000 года мы регулярно публиковали решения пастырских совещаний, в которых сообщалось о необходимости канонического общения. И должен сказать, когда мы только начали говорить об этом, многие прихожане признались, что они ждали этого разговора и понимают, насколько он важен.

Количество приходов, не поддержавших воссоединение и не присоединившихся к церковной полноте, невелико. В нашей епархии из 50-ти священников мы потеряли только одного. И еще одного диакона. Отдельные прихожане покинули приходы, но таких людей тоже немного. Некоторое исключение могут составлять южноамериканские приходы. Там статистика несколько иная, но и она не особенно впечатляет. Тем не менее мы не оставляем попыток убедить этих людей пересмотреть свои взгляды.

— А сколько всего православных христиан проживает в Америке?

— Точных цифр у нас, конечно же, нет. Думаю, не более одного процента. Это значит, что в Соединенных Штатах около трех миллионов православных христиан. В их число входят русские, арабы, болгары, румыны, сербы, то есть представители тех наций, которые изначально являются носителями православной культуры, ну и, конечно, так называемые «чистые американцы».

Но мы остаемся религией в меньшинстве.

Вообще в Америке о религии говорят открыто и охотно. Это особенность американского народа. Не обязательны серьезные, глубокие рассуждения о вере. Люди по дороге в продуктовый магазин или на прогулке, или в гостях очень искренне интересуются, в какую церковь ходят их знакомые, в чем заключается вера, которую те исповедуют, и прочее. Подавляющее большинство американцев считают себя религиозными людьми, даже если они не посещают церковь. Все это позволяет нам свободно рассказывать людям о нашей православной вере.

Существует много проблем, которые заставляют людей задуматься о вере. А вот почему люди приходят в Православную Церковь из других религиозных конфессий, даже нехристианских — особый вопрос. Частичный ответ есть — люди ищут более глубокого понимания и выражении своей веры. И те из них, кто приходит в православную Церковь, говорят, что вот теперь они чувствуют себя как дома и, наконец-то, обрели то место, которое всегда искали.

— Вы сказали, что американцы считают себя религиозными людьми. Но если это так, то как же тогда объяснить организованные шествия по улицам ваших городов представителей сексуальных меньшинств? Ведь с точки зрения любой религии сексуальные извращения являются грехом.

— Сейчас для Америки более актуальной проблемой, чем гей-парады, являются однополые браки. Не прекращающаяся общественная дискуссия на эту тему в какой-то мере является продолжением дискуссии о браках между черными и белыми людьми. И поэтому Церкви трудно включиться в эти дебаты, потому что они не связаны с теологическим исследованием проблемы и изначально ведутся исключительно в сфере прав человека. То есть лежат в совершенно иной плоскости. Но это не означает, что Церковь хранит молчание. Мы стараемся говорить об этом с обществом, однако проблема в том, что само общество не ждет никаких комментариев от Церкви на эту тему.

— В своей диссертации Вы исследуете вопрос, как православные священники рассказывают о чужой вере своим прихожанам, какие приемы для этого используют. И здесь вполне может возникнуть проблема неточной или однобокой подачи информации с целью привлечь людей на свою сторону. Вы согласны?

— Да, это проблема, с которой может столкнуться каждый священник. Как сказать эту самую правду? Мне кажется, что такие разговоры не должны превращаться в сухой пересказ учебников. При этом нельзя преуменьшать значение других религий, но объяснять содержание их веры с точки зрения Православия. Мы, священнослужители, не должны думать за православного человека, мы должны давать ему по возможности полную и правдивую информацию, а решает уже будет он сам. К примеру, своим прихожанами я сначала представляю чужую веру через призму Православия, а затем прошу задавать вопросы.

— Многие россияне с подозрением смотрят на ислам, видя в этой религии определенную опасность. А Вы на приходе говорите на эту тему? Или она для Вас не актуальна?

— Я сам живу в одном из пригородов Детройта, населенного мусульманами. Это наши добрые соседи. Следует понимать, что опасность исходит от экстремистских групп, число которых в исламе невелико. Поэтому при беседах об исламе, которые происходят у нас на приходе, за основу мы берем историю этой религии: как она зародилась, как развивалась. Естественно, затрагиваем и тему гонений на христиан во времена халифата. Это необходимо для того, чтобы православный христианин был готов к беседе со своими соседями-мусульманами. Мы учим своих прихожан, что мы миссионеры в Америке. И как настоящие миссионеры мы должны вести достойную православную жизнь — в этом заключается наше миссионерское делание. В мире следует проповедовать христианскую любовь, и это станет началом для возможной теологической дискуссии.

— В Америке, так же как и в России, действуют деструктивные секты и культы. Согласитесь, что это серьезная проблема для вашего общества.

— Для каждой семьи, член которой вовлечен в религиозную деструктивную группу, — это очень серьезная проблема. Но при этом нельзя сказать, что подобные вопросы серьезно обсуждаются на разных общественных и государственных уровнях. К примеру, церковь сайентологии запрещена во многих европейских странах, однако в Америке она не запрещена. Государство проявляет себя только в тех случаях, когда в секты преступают закон. Сюда может относиться похищение людей, плохое обращение с детьми, нарушение налогового законодательства и прочее.

— А каковы масштабы оккультизма и неоязычества в Америке?

— Оккультизм, конечно, существует, но влияние его на общество невелико. Возможно, для кого-то астрология, неоязычество и стали частью жизни, но все равно эта не главная часть в их жизни. Меня волнует другое. Оккультные или неоязыческие практики, увлечение гороскопами и так далее — это больше игра, однако именно игровая форма делает эти увлечения особенно привлекательными. При этом люди не отдают себе отчета в том, что на самом деле за этой игрой может скрываться что-то очень серьезное и опасное. Мы предупреждаем прихожан об этом, говорим, что христианину недопустимо этим заниматься.

— Отец Григорий, Вы являетесь настоятелем церкви во имя святого равноапостольного и великого князя Владимира в Анн-Арбор. Расскажите, пожалуйста, о своем приходе.

— Примерно 60% наших прихожан имеют славянское происхождение. Из них 40% — эмигранты из Советского Союза и прочих бывших социалистических стран, остальные 20 процентов — представители второго, третьего и даже четвертого поколения эмигрантов. Ну и, наконец, оставшиеся 40% всех прихожан составляют «чистые американцы». Я отношусь ко второму поколению русской эмиграции. А вот моя супруга — «чистая американка».

В прошлом году приход отпраздновал свое 30-летие. Он был основан в 1981 году девятью семьями. Сначала службы велись в подвале католической церкви, затем прихожане купили гараж, который перестроили под храм. Пять лет назад мы расширили помещение, благодаря чему церковь стала значительнее просторнее, светлее. Но сейчас с Божией помощью мы приступаем к строительству нового здания церкви.

— Отец Григорий, в воскресенье Вы служили Божественную литургию в Александро-Невском соборе. В храме было много маленьких детей, которых родители привели причаститься. А на вашем приходе много детей?

— Да, на нашем приходе тоже много молодых семей, которые имеют детей. У нас есть своя детская воскресная школа, детский летний лагерь. Наша молодежь очень активна, благодаря чему в Церковь приходят все новые и новые молодые люди.

Источники:

http://eparhia-saratov.ru/Articles/pravoslavnaya-amerika-glazami-rossijjskojj-studentki
http://www.spas-news.ru/biblioteka/staraya-vera-i-novyj-mir/ekaterina-chernova-pravoslavnaya-amerika-glazami-rossijskoj-studentki.html
http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2462595.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector