Рублев картины. Картины Андрея Рублева в Русском музее

Зал 3. Андрей Рублёв и московская школа иконописи XV века

Памятники, представленные в зале, отражают важнейшую эпоху в развитии искусства древней Руси.

XV век — время образования централизованного русского государства. Создание единого государства имело огромное историческое значение, так как вело к прекращению феодальной обособленности областей, обеспечивало независимость и обороноспособность страны, упрочивало ее международное положение, создавало условия для хозяйственного подъема. Объединение русских земель возглавила Москва. Победа над татарами на Куликовом поле, одержанная в 1380 г. под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, утвердила значение Москвы как центра образующегося Русского государства. Высокий подъем национального сознания в период государственного объединения повлек за собой могучий взлет культуры. Литература, зодчество, изобразительное искусство Москвы, проникнутые идеями государственного и народного единства, вбирают в себя лучшие достижения местных центров и приобретают подлинно общерусский характер.


Икона «Никола и Георгий»
Московская школа, XIV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Уже в XIV в. в Москве создавались прекрасные произведения искусства. К ним, бесспорно, следует отнести большую, сращенную из двух, икону «Никола и Георгий», происходящую из Гуслицкого монастыря. На ней крупно, » рост изображены два искони почитаемых на Руси святых. Их спокойные фигуры, русские лица полны достоинства. Эта икона — предвестник нового важного этапа на пути развития древнерусского искусства.

Искусство XV в. глубоко человечно, наполнено богатым лирическим и философским содержанием. Лучший представитель искусства этого периода — великий художник древней Руси Андрей Рублев. В его творчестве отразилось гуманистическое осознание значения и достоинства личности человека, что характеризовало важный рубеж развитии средневековой культуры в целом и было большим завоеванием русского искусства.

Андрей Рублев родился около 1370 и умер около 1430 г. Он был монахом, как многие прославленные художники эпохи Возрождения в Западной Европе. Основные места его работы — Звенигород, Москва, Владимир, Троице-Сергиев монастырь (в нынешнем Загорске). В Москве он с 1405 г. работал со знаменитым Феофаном Грегом и Прохором и Кремлевском Благовещенском соборе; во Владимире вместе со своим другом Даниилом Черным в 1408 г. писал фрески и иконы в Успенском соборе. Эти и другие произведения, лишь частично дошедшие до нашего времени, снискали себе всенародную славу. В Андрониковом монастыре в Москве, где Рублев похоронен, Советским правительством учрежден музей древнерусского искусства его имени.


Андрей Рублев. Икона «Апостол Петр»
Из Успенского собора во Владимире. 1408.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

В Русском музее находится часть икон, происходящих из Успенского собора во Владимире. В XVIII в. они были переданы из г. Владимира в село Васильевское, почему иногда называются «васильевскими».

Огромные иконы «Апостол Петр» и «Апостол Павел» являются частями грандиозного иконостаса, в котором насчитывалось несколько рядов икон. Средний ряд, так называемый чин, или деисус, состоял из тринадцати таких же колоссальных фигур, ритмично склоненных с той и с другой стороны к центральной иконе «Вседержителя».


Андрей Рублев. Икона «Апостол Павел»
Из Успенского собора во Владимире. 1408.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Вероятно, не все иконы успенско-васильевского чина были выполнены самим Рублевым, но их общий замысел и рисунок могли принадлежать только этому художнику. «Апостол Павел», несомненно, является его произведением. Лица апостолов полны сосредоточенной мысли, глубокой внутренней жизни. Каждая фигура, несмотря на большие размеры, имеет необычайно тонкий рисунок. Неполная сохранность не передает должного представления о живописных достоинствах этих произведений, однако насыщенный и в то же время прозрачный цвет, покрывающий большие плоскости и рассчитанный на восприятие со значительного расстояния, говорит о могучем таланте художника-колориста и декоративиста.


Мастерская Андрея Рублева. Икона «Сретение Господне»
Из праздничного чина Успенского собора во Владимире. Около 1408.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Икона «Сретение» из ряда «праздников» того же иконостаса характеризуется чертами, очень близкими творчеству Рублева. Она проста по композиции, легка по цвету. Фигуры Иосифа и девы Марии, пришедших в храм, старца Симеона, бережно и почтительно принявшего на руки принесенного ими младенца, изображены в сдержанном, спокойном движении. Красивы плавные линии рисунка и мягкие оттенки тонко сгармонированных розоватых и зеленоватых тонов. В произведениях Андрея Рублева нет бытовых подробностей, развившихся позднее в искусстве XVI в., нет резких жестов и яркости красок, свойственных живописи XIV в. Его большое и мудрое искусство вобрало в себя достижения предшествующего времени и возвело его на высшую ступень. Все художественные средства у этого великого мастера служат выражению глубокой человечности, передаче тонкого поэтического чувства.

Читать еще:  К чему во сне нести. К чему снятся нести

Искусство Андрея Рублева по праву снискало себе всенародное признание, приобрело значение образца и идеала. Однако это случилось несколько позднее. При жизни и в ближайшие десятилетия после смерти художника его влияние ощутимо сказывалось лишь на собственно московской живописи.


Икона «Уверение Фомы»
Московская школа. XV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.


Икона «Омовение ног»
Московская школа. XV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.


Икона «Иоанн Богослов с Прохором»
Московская школа. XV век
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

К памятникам московской школы могут быть отнесены иконы «Уверение Фомы», «Омовение ног», «Иоанн Богослов с Прохором», расположенные на стендах у окон. Две большие «чиновые» иконы «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» и две иконы «праздников»: «Сретение» и «Воскрешение Лазаря» конца XV — начала XVI в. из г. Кашина, судя по их спокойным ясным композициям, теплым и мягким тонам прозрачных красок, по-видимому, не избежали влияния Рублева.

Представленные в этом же зале большая «чиновая» икона «Георгий» и «праздничная» икона «Воскрешение Лазаря» второй половины XV в., происходящие из крупного центра древнерусского искусства на севере — Кирилло-Белозерского монастыря, — отличаются от памятников московской школы плотной живописью скорее в новгородских традициях, но в то же время и каким-то особым изяществом, не свойственным Новгороду. Обе вещи, исполненные с истинным артистизмом, принадлежат к шедеврам древнерусского искусства.

Рублев картины. Картины Андрея Рублева в Русском музее

Исключительность его работ была оценена еще современниками, а с XVI века прославленная «Троица» стала служить официальным образцом для русских иконописцев. Вспоминаем 7 главных шедевров художественного гения Средневековой Руси.

«Страшный суд». Лик Христа

Тысячи людей со всего мира приезжают во Владимир, чтобы посетить Успенский собор и увидеть незабываемые фрески, созданные в 1408 году Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Эта роспись сегодня является единственным подтвержденным в летописных источниках памятником рублевского искусства. Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. Центральной фигурой композиции, несомненно, является Христос, который словно сходит с небес к ожидающему Его зрителю.

Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. Он несет мир и спасение людям.

Присутствие каждого участника картины оправдано и символично: Ангел, свивающий небеса, подобно свитку, возвещает о приближении Суда; уготованный Престол с орудиями Страстей напоминает об искупительной жертве Спасителя; фигуры прародителей символизируют узы первородного греха.

Под фигурой Христа – Богоматерь и Предтеча, которые напоминают зрителю о непрекращающейся молитве святых заступников рода человеческого. Их молитву словно продолжают лики апостолов, которые благожелательно и вместе с тем строго взирают на зрителя. Едва ли не впервые в русском искусстве идея праведного и милосердного Суда была воплощена в этой картине в столь совершенной художественной форме.

«Троица». Лики Ангелов

Ко времени написания Рублевым иконы Троицы Ветхозаветной (1411 или 1425-1427 (?)) существовала традиция изображения этого библейского эпизода, в основу которого положено сказание о гостеприимстве праотца Авраама, принимающего и угощающего трех странников. Рублевская икона стала новым взглядом на хорошо известный сюжет. На ней нет традиционных Авраама и Сарры, на заднем плане остаются практически незаметными их жилище и Мамврийский дуб, под которым совершалась трапеза.

Перед зрителем предстают три Ангела-странника. Они в спокойном безмолвии сидят вокруг стола с угощением. Всё здесь направлено на создание непревзойденного драматизма и рефлексирующего созерцания.

Центральный Ангел отождествляется с Христом, фигура которого задает круговой ритм всей композиции: силуэты вторят друг другу скользящими и спадающими линиями одежды, склоненными главами, обращенностью взглядов. Равнозначные фигуры Ангелов пребывают в единении друг с другом и абсолютном согласии. На смену живой конкретике здесь приходит возвышенный образ предвечного совета и предопределенности Христовой жертвы. Увидеть рублевскую «Троицу» можно в Третьяковской галерее.

Читать еще:  Как узнать что ожидает меня в будущем. Как узнать свое будущее прямо сейчас? Гадание по зеркалу и расческе

«Звенигородский чин». Лик Спасителя

В 1918 году в дровяном сарае вблизи звенигородского Успенского собора «что на Городке» были обнаружены три деисусные иконы, которые были приписаны И.Грабарем на основе стилистического анализа кисти Рублева. Позднее, исследователи практически единодушно признали атрибуцию Грабаря, несмотря на то, что документально авторство Рублева так и не был подтверждено.

«Звенигородский чин» включает в себя три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Наиболее совершенным, несомненно, является образ Спасителя, спокойный, задумчивый и удивительно благожелательный взгляд которого направлен на зрителя.

Надежда, обещание близости и сердечного участия наряду с возвышенной, идеальной красотой, которая бесконечно удалена от мира простых людей, – все это удалось прекрасно воплотить русскому иконописцу.

«Звенигородский чин». Лик Архангела Михаила

Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Его лик, обращенный к Спасителю, словно вторит ему задумчивой кротостью и умиротворенностью взора. Этот образ отсылает нас к Ангелам Святой Троицы, и не только своим смирением, но и визуальным сходством – длинная, гибкая, чуть вытянутая шея, шапка густых кудрей, склоненная голова. Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, поэтому ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее.

Список иконы Богоматери Владимирской. Лик Богородицы

Несмотря на явное обнаружение черт рублевского письма, автором иконы мог быть не сам Рублев, а кто-то из его ближайшего круга. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа, изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Традиционный византийский прототип – Богородица, держащая на правой руке Своего Сына и нежно склоняющаяся к Нему – был реализован с некоторыми, скорее всего, намеренными отклонениями. Особенно это касается фигуры Матери, так как Младенец воспроизведен точно по византийскому образцу.

В фигуре Богородицы нарушена анатомическая правильность форм, в первую очередь, изгиб шеи, что позволяет лику Матери максимально сближаться с ликом Иисуса.

Их взгляды встречаются. Изумительно выписаны руки Богородицы, которые широко раскрыты в молитвенном жесте. Лик Матери покрыт платом-мафорием, который, словно купол, простирается над Младенцем, защищая и успокаивая его. И, конечно же, поражает рублевская умиротворенность, чистота, отсутствие скорби и страдания, наполненность тишиной, покоем и чувством любви в лике Богородицы. Увидеть икону можно в экспозиции Владимиро-суздальского музея-заповедника.

Троицкий иконостас. Лик Дмитрия Солунского

С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Кисть иконописца предположительно видна в иконах Архангела Гавриила, Дмитрия Солунского и апостолов Петра и Павла. Троицкий иконостас – уникален. Он является единственным полностью сохранившимся до наших дней архитектурно-живописным храмовым ансамблем, созданным в период расцвета древнерусского искусства. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. В ходе последних реставрационных работ была высказана твердая уверенность лишь в том, что среди икон несомненно есть те, которые принадлежат Рублеву. При взгляде, например, на образ Дмитрия Солунского очень хочется верить, что написан он Рублевым: та же склоненная в кротком созерцании голова, те же вознесенные в молитве изящные руки, та же шапка густых кудрявых волос, те же широко распахнутые и по-детски наивные глаза, та же кротость и умиротворенность.

Евангелие Хитрово. Лик евангелиста Матфея

Еще один гипотетический памятник рублевского письма – миниатюры напрестольного Евангелия Хитрово – выделяются в наследии иконописца. Этот уникальный образец рукописи, хранящейся сегодня в собрании Российской государственной библиотеки, был предположительно выполнен в одной из лучших мастерских великокняжеской Москвы на рубеже XIV-XV веков. Текст рукописи сопровождают восемь лицевых иллюстраций-миниатюр, изображающих евангелистов и их символы

Читать еще:  Цитаты ваши ангелы настолько прочны. Цитаты про ангелов

. Стилистика миниатюр позволяет говорить о том, что они написаны Феофаном Греком, Даниилом Черным и Андреем Рублевым, при этом наиболее часто называются имена двух последних иконописцев.

Среди ученых нет единого мнения: так, Г.Вздорнов считает, что все они принадлежат кисти Черного, а О.Попова убежденно доказывает противоположное – все они созданы Рублевым. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. Наклон шеи, обрисовка шапки пушистых волос, тип лица очень близки рублевским образам, созданным мастером на владимирских фресках. Однако, взгляд Ангела более резок. В развивающихся по воздуху одеждах с Евангелием в руке, он стремительно движется навстречу зрителю, желая скорее донести до него Слово Божие.

Не смотря на то, что зачастую не предоставляется возможным установить точно авторство святого иконописца, наша страна имеет грандиозное наследие, включающее непревзойденные образцы древнерусской культуры.

Картины — Рублев, Андрей

Андрей Рублев картины с описанием.

1360/70, Москва — 1427/30, Москва

Рублёв Андрей, древнерусский живописец. Один из создателей московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре. (см. Троице-Сергиева лавра) или, по другим исследованиям, в Андрониковой монастыре. Творчество Рублeва Андрея развивалось на почве художественной культуры Московской Руси и обогатилось знакомством с византийской художественной традицией. Мировоззрение Андрея Рублeва формировалось в атмосфере национального подъёма второй половины XIV – начала XV вв. В своих произведениях Андрей Рублeв, оставаясь в границах средневекового восприятия и воспроизведения действительности, утверждал возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Творчество Рублeва Андрея является одной из вершин русской и мировой культуры.

Биография: Рублёв Андрей

Биография: Даниил Чёрный

114 x 142 см.
Доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера.
Икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

Троицапреподобного Андрея Рублева – единственное дошедшее до нас бесспорное произведение прославленного иконописца. Она была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, вероятнее всего в 1425–1427 годах, одновременно с иконостасом каменного собора, сооруженного преподобным Никоном Радонежским над гробом преподобного Сергия и украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Сведения об этой работе содержатся в житиях Сергия и Никона, составленных в середине XV века. Указания на авторство Рублева содержатся также в ‘Сказании о святых иконописцах’ XVII века, где рассказывается о том, что ‘образ святые Троицы’ был написан по велению преподобного Никона ‘в похвалу . святому Сергию Чудотворцу . ‘. До 1918 года икона находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора.
Ветхозаветный сюжет ‘Гостеприимство Авраама’ (Быт. 18), положенный в основу иконы Андрея Рублева, в различные эпохи получал разную символическую интерпретацию. На протяжении веков иконографическая мысль стремилась выразить через его посредство догматическое представление о единосущном и триипостасном Боге. Сочетание исключительного мастерства с особой силой духовного видения позволило Рублеву подвести итог многовековым поискам и выразить в образе умонепостигаемое единство трех равных ипостасей Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, которое является совершенным прообразом христианского единения и любви: ‘Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино’ (Ин. 17: 21).
‘Троица’ Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Вплоть до конца XVII века большинство изображений Святой Троицы так или иначе было ориентировано на рублевский оригинал. Так, знаменитый Стоглавый собор 1551 года на вопрос о том, как писать иконы Святой Троицы, дал следующий ответ: ‘Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы . А от своего замышления ничтож претворяти’.

Источники:

http://xn--b1aeckksgb.xn--p1ai/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%B7%D0%B0%D0%BB-3/
http://russian7.ru/post/7-shedevrov-andreya-rubleva/
http://www.art-drawing.ru/gallery/category/754

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: