Религиозные ценности и свобода совести философия. Будущее религии

Религия. Религиозные ценности и свобода совести.

Религия – это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.). Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм – неизменное следование священной традиции.

Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления – воинствующий атеизм.

Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические – с его развенчанием. Свобода выбора тех или иных религиозных или нерелигиозных ценностей составляет сущность свободы совести – одной из важнейших демократических свобод человека в демократическом обществе. Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживании. В идеалистической этике совесть истолковывалась как голос “внутреннего Я”, проявление прирожденного человеку нравственного чувства и т.п. Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения.

Под религиозными ценностями принято понимать основные догматы веры в сверхъестественное, т.е. наиболее значимое в религиозном отношении содержание религиозных учений. Религиозная философия и богословие настаивают на неизменном характере и божественной сущности религиозных ценностей, заданных Божественным откровением, которое было сообщено людям Моисеем (иудаизм), Иисусом Христом (христианство), Магометом (ислам) и др. Материалистическая философия рассматривает религиозные ценности как результат фантастического отражения действительности в головах людей, как результат удвоения мира в сознании человека. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфический человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры.

Будущее религии

Будущее религии не поддается однозначному предсказанию. В XIX в. господствовало представление о скором наступлении “нерелигиозного будущего”. Действительно, на Западе продолжался процесс секуляризации, постепенное выталкивание церкви на периферию общественной и культурной жизни. Однако уже Первая мировая война обозначила глубочайший кризис “европейского человечества”, она в корне подорвала либерально-прогрессистские концепции, вызвала усиление иррационалистических, антисциентистских доктрин. Обострение глобальных проблем еще более усилило эти тенденции, заставив говорить о новой “религиозно-мистической волне”. В современном “обезбоженном” мире (М. Хайдеггер) формируется новый тип религиозности, обнаруживающей себя в появлении многочисленных нетрадиционных религий, в растущем интересе к идеям космизма и различным формам эзотерического знания, к возрождению архаических религиозных образований в качестве символов национальной духовности и государственности, противостоящих глобальной экспансии западной массовой культуры.

Свобода совести

Свободы человека – это те сферы его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы области, в которой человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство должно не только само воздерживаться от вмешательства в гарантированные свободы, но и обеспечить защиту границ свобод от вторжения других лиц. Оно законодательно защищает свободу человека и одновременно ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.

Читать еще:  «Сонник Покойник просит приснилось, к чему снится во сне Покойник просит. Приснился покойник во сне

Демократическому государству нет дела до религиозных убеждений своих индивидов. Оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, утверждать какую-либо религию в качестве обязательной. Это – свобода совести человека, свобода его выбора системы религиозных верований.

Государство вправе ввести законы, ограничивающие свободы совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.

Примером может служить ограничение или запрещение деятельности так называемых тоталитарных религиозных сект.

Обычно свобода совести отождествляется со свободой вероисповедания. Такое словоупотребление приводит к известной путанице. Термин “совесть”, имеющий большую библейскую историю (он упоминается в Новом Завете три десятка раз), со временем приобрел более общее, философское значение. Под совестью обычно понимают осознание высшей формы моральности. В этом контексте свобода совести – это нечто совсем иное, чем свобода вероисповедания. Требование свободы вероисповедания предполагает допустимость культивирования любой религии, каждый человек признается самодостаточным в своем религиозном самоопределении. Такое самоопределение предполагает вполне конкретный ценностный выбор.

Однако между философией и религией существует известная напряженность. Этическая направленность религии и философии является весьма разной. Согласно главенствующей в философии этической тенденцией ценности изобретаются самими людьми и постоянно совершенствуются в процессе различных исторических преобразований. С этой позицией сторонники наиболее влиятельных религиозных систем, таких как иудаизм, христианство и ислам, категорически не согласны. Они полагают, что все наиболее значимые религиозные ценности задаются Божественным Откровением, сообщенным людям Моисеем (иудаизм), Иисусом Христом (христианство), Магометом (ислам). При этом Божественное Откровение задает неизменные, данные раз и навсегда ценности.

Так, в Нагорной проповеди Христа блаженными признаются плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду и преследуемые за христианскую веру, любовь к Богу. Согласно христианству каждый его сторонник заведомо является высокоморальным человеком, причем независимо от общества, философии или науки.

Современные философы относятся по-разному к религиозным, в том числе христианским, ценностям. Одни их одобряют, притом иногда очень горячо, другие, напротив, критикуют, и бывает, что крайне резко, третьи не проявляют к религиозным ценностям какого-либо интереса. Многие философы считают, скажем, христианскую этику важнейшим, сохраняющим актуальность и в наши дни достижением. Но вместе с тем они полагают, что новейшая этика вслед за бурно развивающимися философией и наукой уже ушла далеко за религиозные горизонты.

Отождествление свободы совести со свободой религиозного вероисповедования должно быть, таким образом, осторожным.

Религия. Религиозные ценности и свобода совести.(49)

Религия– это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения.

В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.).

Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм – неизменное следование священной традиции.

Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств.

Религиозные ценности

Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу –через обожение, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль – как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека.

Читать еще:  Сонник подъем на лифте. К чему снится лифт: предупреждение или знамение? Трактовка сна Лифт

Высшие ценности – это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие – такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции – выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.

К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Гражданин самостоятельно решает: быть ли ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных, какой именно религии следовать; выполнять ли религиозные обряды или не выполнять, требуется ли ему для безусловного соблюдения моральных норм божественный авторитет или не требуется. Не случайно свобода такого выбора закреплена правом, получившим название права на свободу совести. Оно также как и право на свободу убеждений, мысли и слова, относится к гражданским правам и свободу религии и атеизма, отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия.

Наиболее полно содержание этого права раскрывает в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Оно включает следующие свободы: а) принимать религию или атеистические убеждения по своему выбору; б) иметь религию или убеждения; в) менять религию или убеждения; г) исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком в учении, богослужении; д) отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; е) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей родителями или законными опекунами в соответствии со своими убеждениями.

БИЛЕТ №25

Вопросы-тесты

1.К школам индуизма относятся (выберете неправильный ответ):

2.Для доказательства неподвижности и неизменности бытия апории использовал:

3.Учение о субстанции и модусах разработал: Спиноза

4.Высказывание «человек человеку волк» принадлежит:

5.Основные понятия философии И.Канта (выберете неправильный ответ):

6.Индетерминизм – это философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм)

7.Специфическими свойствами пространства являются:

8.Моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция – это методы познания, применяемые на уровне:

9.Концепцию «географического детерминизма» разработал Шарль Луи Монтескье

10.Философское учение о морали:

Проблемные вопросы

1. Западная философия 20 века, её особенности и основные направления.(25)

Западная философия 20 века существенно отличается от предшествующей. Главное отличие связано с тем, что на рубеже 19-20 веков произошёл переход от традиционной, классической к неклассической философии, из-за глубоких изменений в науке.

В неклассической философии возникают новые течения (о них подробнее во второй части вопроса). Происходит усиление в начале 20х американского прагматизма, ставшего философией и идеологией современного делового человека.

В целом наиболее существенные особенности западной философии 20 века:

1) новые отношения с наукой. В начале 20 века роль и влияние науки достигают своего апогея. Её власть и авторитет становятся безраздельными. В таких условиях отношение философии к науке делится на два «лагеря»: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм – возвышение роли и значения науки. Антисциентизм – критика и отрицание роли и значения науки – неклассический тип философии. Стоит отметить, что во второй половине 20 века происходит заметное ослабление сциентического направления. Западная философия 20 века отходит от науки и сближается с литературой.

2) тенденция к преодолению метафизики. В 20 веке стремление к преодолению метафизики достигает своей высшей точки. Метафизика воспринимается прежде всего, как онтология, которая в объяснении бытия опирается на сверхчувственные принципы и начала. Она объясняется целиком ложным учением. Обвиняется в догматизме, неприятии всякой критики. Стоит отметить, что в то же время в современной философии возникает и укрепляется мысль о невозможности преодоления метафизики, часть метафизики всегда останется с нами.

Читать еще:  Луиза хей числа и цвета личный год. Календарь удачи по методу чисел луизы хей

3) лингвистический поворот. Язык оказывается в центре внимания философии – это наиболее важная характеристика западной философии 20 века. Такой поворот означал переход от парадигмы мышления к парадигме языка, от философии сознания, мышления и субъекта к философии языка, смысла и значения. Раньше язык играл вторичную роль – служил способом выражения мышления, которое отражало реальную действительность. Теперь он на первом плане. Структура высказывания определяет структуру возможных фактов. В отношении мышления: язык либо уравнивается с ним, либо играет определяющую роль. Лингвистический поворот разграничивает сферы компетенции между наукой и философией: первая говорит о фактах, вторая – о языке. Таким образом объект философии ограничивается языком. Винтгенштейн утверждает: философия, это не наука и не теория, это деятельность, анализ языка. Философия должна стать критикой языка.

Основные направления.

Философия жизни. В 19-20 в. произошел переход от рациональной философии к иррациональной, интуитивной, что наиболее ярко проявилось в философии жизни. Бергсон – наиболее полно выразил суть философии жизни. Согласно его концепции, все существующее является результатом космической энергии, принимающей форму творческой эволюции, жизненной силы. Бергсон противопоставляет интуицию интеллекту и науке. Он считает, что целью познания является не знание, а постижение жизненной реальности. Согласно Бергсону постигнуть эту реальность можно только с помощью интуиции. Он критикует науку, утверждая, что научное знание служит лишь практической деятельности, пользе и по сути не есть знание.

Позитивизм и неопозитивизм. Понятие «позитивизм» объединяет концепции современной западной философии, относящиеся к сциентизму. Представители этого направления сформировали научную картину мира. На ее основе представление об объективном характере законов науки применялось к анализу развития общества.

Неопозитивизм. Философы более не вмешиваются в чисто научную проблематику их внимание сосредотачивается на логико-математических и лингвистических аспектах познания. Здесь хотелось бы выделить Бертрана Рассела, который предпринял попытку создания совершенного языка подходящего для применения в любых науках.

Прагматизм. Сугубо американская форма неопозитивизма. В ней утверждается, что критерием познания должна выступать не истинность, а полезность – успешность практических действий на основе полученных знаний. Прагматический метод включает не только научные, но и религиозные установки, которые способствуют достижению успеха. В рамках этого направления уместно выражение «достичь успех любой ценой».

Феноменология. Основоположник Гуссерль. Он поставил множество задач, основная: найти третий путь в философии преодолев крайности идеализма и материализма. Ему это не удалось. Главной в феноменологии выступает интуиция. Если естественные науки являются науками о фактах, то феноменология – наукой о сущностях. Предметом феноменологии являются совокупность чистых истин и суждений, априорных смыслов и значений (все это перечисление называют «царством чистого познания»).

Экзистенциализм. Все внимание концентрируется на человеке, его индивидуальности. При этом в его подходах и методах нет ничего объективного, научного или логического. Главные методы – описание, интуиция, но не интеллектуальная, а чувственная. Мышление субъективно, оно основывается на чувствах и переживаниях. В целом экзистенциализм означает отход от науки в сторону искусства.

Постмодернизм. Сторонники постмодернизма не рассматривают окружающий мир как единое целое, а напротив, как множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи. Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, отдавая предпочтение языку и объявляя его единственным бытием, которое может быть познано. Скептически относится к понятию истины. Отвергает сциентизм. Постмодернизм выражает разочарование в рационализме. Постмодернизм сближает философию не с наукой, а с литературой. В целом постмодернистская философия выглядит противоречивой и неопределенной.

2. Проблема природы и сущности человека. (50)

Источники:

http://studfile.net/preview/6195334/page:21/
http://m.studme.org/1886030926846/filosofiya/buduschee_religii
http://infopedia.su/8xe00a.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: