Раста – это классно.

Раста – это классно! (кто такие Растоманы)

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.
(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги. Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.
Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.
Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.
Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.
Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».
Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.
Джа Растафара
Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.
Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) – одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).
Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.
Мечта растамана
Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».
В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.
В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Читать еще:  Призвание петра, андрея, иакова и иоанна на апостольское служение. Евангелие о призвании апостолов

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.
Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».
Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.
В частности, растаману запрещено:
– осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;
– принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;
– соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.
Необходимо:
– соблюдать вегетарианство;
– любить и уважать человеческое братство;
– отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.
После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.
Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.
Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.
Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.
Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.
Регги
Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.
Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.
В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.
Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.
С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).
Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без

Читать еще:  К чему снятся муравьи на кровати. О чем предупреждают приснившиеся женщине муравьи? К чему снится видеть проказы насекомых

Раста — это классно!

Одной из приятно удививших особенностей реггей-фестиваля в клубе «Island» была его демократичность, отсутствие, в прямом и переносном смысле, барьеров между слушателями и музыкантами. Последние, совсем не пытаясь создавать образ таинственных и неприступных звезд, после выступлений спокойно спускались в зал, чтобы разделить со зрителями радость участия в общем растаманском празднике.

А молодой йошкар-олинской журналистке Ольге Стрельниковой с диктофоном, взятым напрокат в газете «Амбиция», не составило большого труда пройти «за кулисы» и взять интервью у музыкантов, первыми отыгравших свою программу.

Первое выступление группы АМУДАРЬЯ, по словам ее солиста Шуры Антонова, состоялось ровно год назад в музыкальном центре «Не Бей Копытом». Ему, открывшему на этот раз концерт в клубе «Island», я и задала свой первый вопрос.

— Что привлекло тебя и твоих друзей к музыке реггей?

— Раньше, в течение пяти лет, мы играли панк-рок. Но однажды, во время гастролей в Амстердаме получилась такая «фишка»: возникли проблемы с деньгами, и мы пошли играть на улицу. Играли с Максом (это наш гитарист) все подряд. В итоге, когда исполнили несколько вещей в реггей, нам столько денег накидали, что я предложил: «Давай, Макс, сделаем реггей-группу».

Приехали обратно в Россию, забыли все, конечно. А потом случайно подписались на реггей-фестиваль и опять забыли про это дело. А когда нам напомнили, за несколько дней собрали группу, быстро придумали название. Девчонки распечатали тексты (они у нас тоже поют), за два часа до концерта порепетировали. И что-то нам так «покатило» после этого, что мы сразу сделали параллельный проект. Начали записывать альбом.

— Слушаешь что-нибудь из белого реггей?

— Да. Очень нравится SUPERMAX. Хотел бы, чтобы наша группа играла в такой манере, но немного повеселее. Сейчас мало кто по-хорошему играет такую музыку.

Имя лидера группы ДОКТОР АЙБОЛИТ, к сожалению, мне вспомнить не удалось. Зато остались в памяти его подлинно растаманская борода и трехцветный берет. Не запомнить этого колоритного музыканта было невозможно еще и потому, что во время концерта он проявлял необычайную активность, не раз появлялся на сцене, стараясь всячески поддержать другие коллективы. Именно поэтому мне очень захотелось выяснить его личное отношение к реггей.

— Как в нескольких словах можно выразить то, чем является для тебя эта музыка?

— Reggae is a vibration of my body, mу mind and my soul. (Реггей — это вибрация моего тела разума и души.) А вообще-то к реггей я пришел не сразу. Сначала играл хэви-металл, затем панк. Да и сейчас постоянный состав нашей группы не определился, хотя первоначальное образование произошло в 1989 году. Зато есть хорошие ребята, которые приезжают время от времени. Паша Литвинов и Коля Рубанов, например, из АУКЦЫОНА. Это самые великие музыканты, которых я знаю.

— Что можешь сказать о новом проекте Барыкина?

— Ну, Барыкин… Я не знаю… Кажется он назвал его «Roots Reggae». Но я там абсолютно ничего не вижу. Это просто европейский реггейный рок.

А еще интересный разговор был у меня с Колей и Сашей из группы POSITIVE VIBRATORS.

— Ваша группа, по всей видимости, собралась совсем недавно. Признаюсь, это было заметно во время вашего выступления.

— Да, согласен, играли мы слабо. Идеи вынашивали очень долго, а играть реггей начали только в этом году. А так, мы просто давние друзья с достаточно хорошим музыкальным образованием.

Читать еще:  Сонник много животных в доме. К чему снятся животные? Толкование снов

— Этот фестиваль собрал в основном белых исполнителей реггей. Может ли эта музыка быть полностью доступной и понятной белому человеку?

— Мы считаем, что понятия «белое реггей» вообще быть не должно. Реггей — это музыка черных людей, у которых этот ритм и эти гармонии «заложены» в генах. А белый музыкант изначально не способен так играть.

Мы можем, конечно, делать стилизацию под реггей, как UB-40. Но даже у них в группе есть черный растаман, который является проводником Джа. Мы уверены, что именно он является «духовным дирижером» в UB-40. Вообщем, настоящий реггей не может быть белым.

— А что-же тогда вы делаете здесь, на фестивале, с такими убеждениями?

— Сегодня мы выступаем для души. Мы не ставим задачу создать серьезную группу. Двое из наших ребят — аккордеонист и гитарист — вообще первый раз были сегодня на сцене. Коля играл на перкуссии с КОМИТЕТОМ ОХРАНЫ ТЕПЛА. А основным поставщиком идей у нас является барабанщик Саша.

— Тогда мой следующий вопрос к барабанщику: веришь ли в Бога?

— Я знаю точно, что есть Дух. Африканцы называют его «Джа». Я не растаман. Не я верю, что Бот един, и он есть Любовь. А храм у каждого в душе.

— Заметила у вас и у других музыкантов в руках наш йошкар-олинский бюллетень SE LA. Нужна ли в России такая газета?

— Конечно нужна! Информацию, которую вы печатаете, ждут очень многие люди. Ведь до К.О.Т.а практически никто в нашей стране не знал реггей. Очень немногие «прикалывались» к этой музыке, а о растафари знали лишь ученые, вроде Николая Сосновского.

А ведь раста, как поет Арефьева, — это классно! Реггей помогает людям лучше понять себя и друг друга. То, что есть в этой музыке — самое главное: доброта, любовь и дух бунтарства. Издателям SE LA— большое спасибо, а читателям — большой привет!

Оставляя свои автографы на втором номере SE LА, музыканты из разных групп высказали еще много теплых и добрых пожеланий в адрес нашей скромной газеты. Но самыми желанными для меня были бы новые и, уверена еще более интересные встречи с людьми, посвятившими себя реггей.

“Раста – это классно. ” 🙂 – Обо всем понемногу — ЖЖ

июн. 16, 2010

05:11 pm – “Раста – это классно. ” 🙂

Хорошая такая, основательная статья – интервью с человеком, который как я понял, был первым проводником раста-идей в России, причём в первую очередь именно с точки зрения вполне академической современной африканистики, в т.ч. написал книжку “Культура Растафари”, которая ходила в самиздатовских ещё копиях.
Вот тут есть ещё статьи, переводы и ссылки на другие его работы.

.
“Белая раста” — это позитивный миф, основанный на особом отношении к миру, причем большинство прекрасно понимают, что это отчасти условная игра (если изменение отношения к миру, т.е. самую важную вещь на свете, можно назвать игрой — впрочем, культура во многом и есть игра, и в этом смысле “игра” — это как раз очень серьезно).
. С 30-х годов “религия растафари” проделала значительную эволюцию, и “расовые” моменты в нем отступили на второй план перед “мировоззренческими”, экзистенциальными, из афрохристианского культа она стала “культурой растафари”, несущей особое мироощущение. Естественно, тут есть уже некая игра, декларативность, но нет лицемерия. Это своего рода демонстративное приобщение к Солнечному Братству, а связь между условным Джа и реальным покойным Хайле Селассие действительно не так уж и важна.
.
Вон замечательный писатель автор “Растаманских сказок” Дмитрий Гайдук вообще придумал своих собственных растаманов. Для него это такая ипостась хиппи, только когда Система (якобы хипповская) превратилась в довольно угрюмое явление с обилием мрачных персонажей и похожей на армейскую дедовщину иерархией “олдовых” и “пионеров”, Диме пришлось придумать таких “растаманов”, которые бы соответствовали позитивному и радостному мироощущению изначальных хиппи. “Мы решили, что мы — как раз и есть растаманы. А потом, — говорит Гайдук, — мы прочли про настоящих растаманов и поняли, что это что-то другое, но было уже поздно. ” А мне Димины растаманы очень нравятся, и они как раз очень и очень адекватны растаманскому духу.

.
В лексиконе Марли “быть” и “знать” сближаются, это иное, мистическое знание (разумеется, с помощью ганджи). А насчет слегка натужного вознесения хвалы Джа в песнях русскоязычных рэггей-групп (понятно, что у Геры Моралеса это естественно, а у Ольги Арефьевой — совсем балаганно, вроде как купец плясать пошёл и кричит: “Ай, чавэла, романэ!”), то это — не то, чтобы игра, а некий атрибут, “память жанра”, которую надо блюсти. В общем, надо будет посмотреть и на другое, им сделанное.

Источники:

http://spcs.me/diary/read/user/ua_wwe/rasta_xto_klassno_kto_takie_rastomany_-2059594460/
http://ex-pressa.ru/samizdat/se_la/se_la_03/se_la_03_004/
http://sergie.livejournal.com/286603.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: