Ранняя греческая философия кратко самое главное. I греческая философия

Философия Древней Греции

Родоначальницей всей европейской философии считается древнегреческая философия. Со времени своего появления (VII в. до н.э.), она сразу отличалась от восточной. Прежде всего, потому что последняя опиралась на идею деспотического правления, поддерживала культ предков, чтила их обычаи и совсем не способствовала развитию свободомыслия. Какие же факторы сформировали древнегреческую философию? Какими школами, философами и идеями она была представлена? Рассмотрим подробнее в статье.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Школы философии Древней Греции

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню.

Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля.

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:
  • он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
  • у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя. Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.
  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.
Читать еще:  Поздравление с юбилеем 50 лет врачу мужчине. Сценарий дня рождения

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Итоги

Таким образом, древнегреческая философия существовала и развивалась около 1200 лет. В ней еще чувствуется сильное влияние мифологии, хотя она и считается первой концептуальной системой, в рамках которой мыслители пытались найти рациональное объяснение всем окружающим явлениям и вещам. Кроме того, ее возвышению способствовало «свободное» мышление жителей древних городов-государств, или полисов. Их пытливый ум, интерес к природе и миру позволил античной философии Греции заложить основы для развития всей европейской философии в целом.

Ранняя греческая философия

Общей характерной чертой античной философии, особенно се раннего этапа, является космоцентризм. Это означает, что центром философского мышления античного мира выступает космос. Введение понятия космос в философский лексикон приписывают милетским мыслителям и Пифагору. Этим понятием древние греки обозначали бытие упорядоченное, организованное, оформленное в противовес хаосу как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному. В силу материальной организованности космос считался конечным, а значит — эстетически прекрасным. Бесконечное, которое в определенном смысле соотносилось с хаосом, греки не любили и ставили ниже космоса.

Окончательный разрыв с мифологическим мировоззрением впервые происходит у философов милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Не удовлетворившись мифологическими объяснениями возникновения мироздания, они впервые четко формулируют фундаментальный вопрос: в чем начало всех вещей? Долгое время он будет стимулировать философские размышления античных мудрецов. Сначала этот вопрос решался преимущественно с натуралистических позиций. Фалес считал основой всех вещей воду, Анаксимен — воздух, Ксенофан — землю, Гераклит — огонь.

Эти природные стихии воспринимались уже не только физически, но и с определенной долей философской абстракции — как некие первоэлементы. Но по-настоящему абстрактное представление первоначала мироздания формируется все же у других греческих философов. У Анаксимандра это апейрон — нечто вечное и беспредельное. У Пифагора — числа (числовые соотношения). У Парменида — бытие как таковое. В период расцвета греческой философии будут выдвинуты и другие версии. Платон Афинский провозгласит первоначалом бытия нематериальные идеи (эйдосы), а Левкипп и Демокрит — невидимые материальные частицы (атомы) и пустоту.

Важное достижение ранней античной мысли заключается в том, что философы поняли: в мире существует множество вещей, они однажды зарождаются и в определенный момент разрушаются, т.е. являются непостоянными и преходящими. Однако в природе существует единая, неуничтожаемая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и к которой возвращаются.

Величайшим эллинским мудрецом, по мнению античного историка Геродота, был Пифагор Самосский (570—490 гг. до н.э.). Но отношение

к нему и его этико-философскому обществу (пифагорейскому союзу) у греков и современных исследователей было и остается неоднозначным. Дело в том, что пифагорейский союз был во многом закрытой, тайной организацией, в силу чего достоверные письменные пифагорейские источники до нашего времени практически не дошли. Вся информация о пифагорейской школе в основном черпается из косвенных свидетельств античных авторов.

Известно, что в основу своей философии Пифагор положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности, принцип всеобщей гармонии. «Самое мудрое — число». Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из простой эмпирической практики в настоящую теоретическую науку. Пифагором и его учениками были заложены основы многих научных дисциплин: от астрономии и математической физики до медицины и теории музыки. В этом смысле Пифагор являлся мыслителем энциклопедического типа, подобно итальянскому титану Леонардо да Винчи и гениальному русскому естествоиспытателю Михаилу Ломоносову.

Пифагор был одним из убежденных приверженцев доктрины метемпсихоза, т.е. учения о последовательных перевоплощениях души в различных телах. Некоторые исследователи полагают, что эта доктрина было заимствована им из орфизма. Однако вероятно, определенное, если не определяющее влияние здесь оказали тайные египетские и индийские учения, в которые Пифагор был посвящен в период странствований но Египту и Вавилону. Теософская традиция утверждает, что он знал некоторые свои прошлые жизни. Такую паранормальную способность, кстати, античные авторы приписывали и другому греческому философу — Эмпедоклу.

Всех разумных существ Пифагор разделял на три вида. Первый — это боги, понимаемые не в сверхъестественном, теологическом смысле, а как высшие сверхчеловеческие существа. Второй вид — это «подобные Пифагору», которые стоят выше обычных людей. А третий вид — обычные люди. Очевидно, что здесь присутствует идея сложной эволюционной стратификации разумных существ, которые вовсе не одинаковы по уровню развития. Многие сотни лет этому никто не придавал значения. Подобные идеи вновь обратили на себя внимание лишь после распространения в XX в. философии евразийского космизма и укрепления научной гипотезы о существовании разумной жизни во Вселенной [1] .

Философская школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) продолжает развитие понятийного аппарата греческой философии и проблемы первоначала (субстанции). Главная заслуга Парменида — введение в философию понятия бытие. Бытие у него и есть всеобщее первоначало, которое едино, неделимо и неподвижно. В отличие от Гераклита, считавшего, что в мире «все течет, все изменяется», Парменид отвергал изменяемость бытия.

Парменид ставит две основные проблемы. Первая: отношение бытия и небытия. Вторая: отношение бытия и мышления. Решал он их следующим образом: бытие — существует, небытие — не существует. С диалектическим тезисом бытие и небытие тождественны и нетождественны он не соглашался. Два противоположных утверждения, по мнению Парменида, признают только «двухголовые», т.е. сторонники диалектической позиции (намек на Гераклита Эфесского).

Таким образом, Парменид вплотную приблизился к важнейшему закону формальной логики — закону запрещения противоречия. Однако он не понял фундаментального значения логики диалектической, которая предполагала не противопоставление, а объединение противоречий.

Решая вторую проблему, в рассуждении «О природе» он писал: «Мышление и бытие есть одно и то же», иначе говоря, «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Материалисты считают, что если мы признаем, что все мыслимое существует — то это идеализм, а он сам по себе заблуждение. Идеалисты возражают: невозможно мыслить о том, что принципиально не существует. Если мы о чем-то мыслим, значит оно уже есть. Следовательно, идеализм правомерен.

Читать еще:  Рожденные 7 марта женщины характеристика.

О соотношении мышления и небытия Парменид говорил, что небытие не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Если о нем мыслят — это уже не небытие, а некая разновидность бытия. Здесь позиция Парменида уязвима. Ведь далеко не всегда мышление о предмете полностью соответствует предмету мышления. Многие философы утверждают, что можно мыслить о том, чего реально (объективно или физически) не существует. Например, можно мыслить о кентаврах и пегасах или о небытии.

Уже в ранний период греческой философии возникают первые диалектические представления. Сначала у представителя милетской школы Анаксимандра, затем их развивает Гераклит Эфесский. У Гераклита уже явно выражены две глубокие диалектические идеи: вечность и всеобщность изменений в мире; единство и противостояние противоположных начал, выявляющихся из Единого.

Диалектические мотивы звучат и в творчестве Зенона Элейского (ок. 490—430 до н.э.). Будучи последователем Парменида, он только ставит проблемы, но не решает их, так как диалектика в ее подлинном смысле элеатам была непонятна и они ее не принимали. Зенон пытается рационально доказывать тезис Парменида, что бытие едино (не множественно) и неподвижно. В этих доказательствах он невольно поднимает величайшую проблему, над которой многие сотни лет будут биться лучшие философы и ученые. Эта проблема связана с противоречием между очевидным бытием вещей и человеческим мышлением о них.

Доказательства у Зенона были не прямые, а от обратного: он показывал абсурдность, т.е. самопротиворечивость противоположной точки зрения. Бытие едино. Противоположная точка зрения — бытие множественно. Множество должно быть ограниченным или неограниченным. Если оно и ограниченное, и неограниченное, значит, рассуждал Зенон, это абсурд, такого не может быть. И доказывал «тезис об ограниченности»: если существует множество вещей, то их должно быть ровно столько, сколько есть на самом деле, не больше и не меньше; а значит, их число ограничено. Антитезис о неограниченности: если существует много отдельных вещей, то бытие не ограничено, так как между двумя отдельными вещами всегда можно найти некую третью, а между ней и другими — иные вещи, и так до бесконечности. Следовательно, бытие не ограничено. Таким образом, если бытие мыслится как множественное, то мысль впадает в логическое противоречие.

Аналогично с помощью логических затруднений (апорий) доказывалось и отсутствие движения. Если движение существует, то оно должно быть прерывным или непрерывным, т.е. пространство прерывно (дискретно или атомарно) или непрерывно (континуально), а значит, бесконечно делимо. Две известные апории («Стрела», «Стадион») доказывали тезис. Две другие апории («Дихотомия», «Ахиллес и черепаха») доказывали антитезис.

У студентов порой возникает искушение опровергнуть Зенона наглядным примером: вот движение, вот множественность. Но для философии очевидность — не аргумент. Философские проблемы, поднятые Зеноном (соотношение единого и множественного, движения и покоя, прерывности и непрерывности), весьма глубоки и фундаментальны. Они указывают на то, что обыденное мышление с его формальной логикой далеко не всегда адекватно отражает реальные природные процессы.

Отметим еще несколько важных идей ранней греческой философии. Гераклит Эфесский (VI—V вв. до н.э.) развивает идею Логоса (слова) — некоторого разумного первоначала, которое присуще всем вещам и вместе с тем управляет их бытием. Логос в определенном смысле есть прообраз всеобщего духовного закона, лежащего в основании бытия.

Эмпедокл (V в. до н.э.) начинает диалектически трактовать проблему изменчивости мира. В своих основаниях мир вечен и неизменен, но на уровне вещей, внутри «круга времен» он претерпевает изменения. Мелисс (V в. до н.э.) впервые формулирует закон сохранения бытия — исходного положения в учении элеатов. Он говорит: «Из ничего никогда не может возникнуть нечто». Хорошо известна более поздняя латинская формулировка этого закона: «из ничего не бывает ничего».

Основоположник Афинской философской школы Анаксагор (VI—V вв. до н.э.) впервые выдвигает философский тезис: «все во всем», который предполагает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение явлений бытия. Кроме того, этот философ переосмысливает понятия «возникновение» и «гибель». «Ибо ни одна вещь не возникает, не уничтожается, но (каждая) составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них» («О природе»).

Иными словами, он указывает на трансформацию и качественные превращения начальных элементов. Эту закономерность наука осознает лишь спустя более двух тысяч лет после его смерти. Примечательно, что, согласно учению Анаксагора, семена (элементы) жизни в природе существовали всегда. Живое происходит только от живого. Античный мыслитель Анаксагор — один из первых сторонников гипотезы космической панспермии.

  • [1] Аблеев С. Р. Универсум сознания: Философские проблемы сознания в евразийскомантропокосмизме. М.: Амрита-Русь, 2010.

Философия Древней Греции

Содержание

  1. Формирование древнегреческой философии в VI-V веке до н. э.
  2. Школа элатов
  3. Демокрит
  4. Расцвет Древнегреческой философии
  5. Софисткая школа
  6. Сократ
  7. Платон
  8. Аристотель
  9. Закат Древнегреческой философии
  10. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Формирование древнегреческой философии в VI-V веке до н. э.

Первой философской школой в Древней Греции принято считать школу мыслителя Фалеса в городе Милетскут. Отсюда произошло название этой школы-милетской. Первая школа философов отличалась тем, что понимала мир как единое целое, не отделяя живые субстанции от неживых.

  • Фалес. Этот философ первым открыл Созвездие Большой Медведицы и определил, что свет луны, попадающий на землю, является её отражением. Согласно учению Фалеса, всё, что нас окружает, состоит из воды. Его тезис – “всё из воды и всё в воду”. Вода одушевлённая субстанция, которая, как и космос, наделена одушевлёнными силами. Фалесом была заложена мысль о единоначалии природы, то есть, рождённая из единого целого. Современниками это принято называть натурфилософией.
  • Анаксимандр. Земля, согласно его учению, есть невесомое тело, которое парит в воздухе. Современный мир сложился из морских отложений на границе между водой и берегом. По учению Анаксимандра, Вселенная умирает, чтобы снова возродиться.
  • Ещё один представитель милетской школы Анаксименввёл понятие аппейрона – неопределённого начала. Он понимает воздух как наполняющее всё живое и неживое. Душа человека также состоит из воздуха. Если разрядить воздух, он распадётся на пламя и эфир, по мнению философа, сгущаясь же, воздух превращается сначала в облака, затем в ветер и камни.
  • Из философов Древней Греции раннего периода становления выделялся Гераклитиз Эфоса. Он происходил из аристократического рода, однако оставил свой дом и ушёл с учениками в горы. Фундаментом всего сущего Гераклит считал огонь. Душа человека, вечна горящая, тоже состоит из огня. Удел мудреца – быть вечно наполненным огнём поиска истины, утверждал философ. Один из самых известных тезисов Гераклита: “всё течёт, всё меняется.” Как и философы милетской школы Гераклит считал, что Вселенная умирает, чтобы снова возродиться. Главное отличие его философии состоит в том, что всё живое материальное рождается в огне и уходит в огонь.
Читать еще:  Обращение патриарха к своей пастве. Митрополит кирилл стал патриархом

Гераклит создал новое понятие в философии – “Логос” -это своеобразный свод законов созданный божественными силами. Логос, иными словами, голос космоса, но даже услышав, люди не понимают и не принимают его. Всё живое может меняться, но сущность Логоса всегда остаётся прежней.

  • Пифагор. Этот древнегреческий философ и математик основал свою школу в Кротоне. Пифагорийцы считали, что государством должен управлять человек с благородным сердцем. В основе всего сущего, считал мыслитель, лежат числа. Учёный также известен доказательством своих геометрических и математических теорем. Таблицей Пифагора пользуются с древнейших времён по сей день.

Школа элатов

Школа элатов уделяла своё основное внимание объяснению природе мира и бытию человека в этом мире. Основные философы этой школы – Зенон, Ксенофан и Парменид.

  • Ксенофан, философ и поэт, одним из первых заговорил о подвижности Вселенной. Он также подверг критике религию древних греков. Высмеивал и прорицателей с предсказателями, называя их мошенниками.
  • Приёмный сын Парменида Зенонразработал теорию “мира мнения”, в которой главная роль принадлежит движению и числу. Этот мыслитель пытается отсечь всё непонятное методом исключения.
  • Парменидутверждал, что в мире нет ничего, кроме бытия. Критерием всего, считал философ, служит разум, а всё чувственное имеет размытые границы и не подлежит глубокому осмыслению.

Демокрит

Одним из виднейших идеологов натурфилософии был мыслитель Демокрит.

  • Демокритомутверждалось, что у подножия Вселенной лежит множество миров. Каждый такой мир состоит из атомов и пустоты, пустота наполняет пространство между атомами и миром. Атомы, сами по по себе неделимы, они не меняются и бессмертны, число их бесконечно. Философ утверждал, что всё происходящее в мире имеет свою причину, а знание причин есть основа действию.

На первом этапе формирования древнегреческой философии появляется обобщение знаний. Первые философы пытаются понять устройство мира, появляются понятия о космосе и атомах наполняющих пространство.

Расцвет Древнегреческой философии

В период V-IV веков до н.э. в Древней Греции развиваются точные науки и естествознание. Примечательно, что это развитие происходит на фоне мифологии и религии.

Софисткая школа

Школа софистов была известна своим критическим отношением к религии многобожия Древней Эллады, основоположником этой школы стал Протагор.

  • Протагорбыл философом-путешественником, объехавшим всю Грецию и бывавший за границей. Он встречался с видными политическими деятелями Эллады: Периклом и Еврипидом, которые искали его советов. Основой идеологии Протагора стал его тезис: “человек есть мера всего” и ” человек всё понимает, как понимает”. Его слова следует понимать как то, что человек видит и чувствует, и есть на самом деле. Учение философа привело к тому, что его обвинили в атеизме и изгнали из Афин.
  • Антифонт– один из младшего поколения софисткой школы. Мыслитель считал, что человек сам должен заботиться о себе, при этом сущность природы неотделима от человека. Антифонт, также как и Протагор, подвергся гонениям со стороны властей за то что женился на рабыне, а всех своих рабов отпустил на волю.

Сократ

Этот философ, родившийся 469 году до н.э., любил ходить по улицам города и вести беседы с людьми. Будучи по профессии скульптором, Сократ успел поучаствовать в Пелопонесской войне.

  • Философия Сократаполностью отличается от идеологии его предшественников. В отличие от них, Сократ не предлагает размышлять и созерцать, он предлагает действовать во имя благородных целей. Жить во имя добра – вот основной тезис Сократа. Знания мыслитель рассматривает как общий фундамент для саморазвития личности. “Познай самого себя” – вот основной тезис философа. В 399 году до н. э. Сократа обвинили в богохульстве и растлении молодёжи. Ему был вынесен смертный приговор. Как свободный гражданин Эллады, Сократ был должен принять яд, что он и сделал.

Рис. 2. Сократ. Работа Лисиппа.

Платон

После смерти Сократа одной из самых видных фигур среди философов Древней Греции становится Платон. В 387 году до н. э. этот философ образовал свой круг учеников, который в дальнейшем стал его школой под названием Академия. Так её назвали по местности, на которой она находилась.

  • В целом, философия Платонавобрала в себя основные тезисы Сократа и Пифагора. Мыслитель стал основоположником теории идеализма. Высшее нечто, согласно его теории, есть Благо. Человеческие желания непостоянны и напоминают колесницу запряженную двумя конями. Познание мира, по Платону, – это стремление увидеть в каждом человеке красоту души. А приблизить человека к Благу способна только Любовь.

Аристотель

Кульминацией древнегреческой философии, её самой замечательной вехой, принято считать труды философа Аристотеля. Аристотель обучался в Академии Платона и создал единый комплекс из науки, логики, политики и естествознания.

  • Материя, по мнению Аристотеля, то из чего сделан наш мир, сама по себе она не может ни исчезнуть, ни переродиться, так как инертна. Аристотелем созданы понятия времени и пространства. Он обосновал философию как систему знаний науки. Как и Сократа, этого мыслителя обвинили в безбожии и заставили покинуть Афины. Умер великий философ на чужбине, в городе Халкис.

Рис. 3. Бюст Аристотеля. Работа Лисиппа.

Закат Древнегреческой философии

Классический период философской мысли Древней Греции завершился со смертью Аристотеля. К III веку до н. э. наступил закат философии, так как Эллада пала под ударами Рима. В этот период приходит в упадок духовная и нравственная жизнь древних греков.

Основными идеологиями в этот период принято считать эпикурейство, скептицизм и стоицизм.

  • Эпикур– видный философ, родился в 372 году до н. э. Он утверждал, что мир невозможно изменить. Согласно учению мыслителя, атомы передвигаются в пустом пространстве. Высшим началом человека Эпикур считал удовольствие. Вместе с тем, мыслитель утверждал, что безнравственный человек не может быть счастлив.
  • Клеанф– один из основателей стоицизма утверждал, что мир есть живое вещество управляемый законом божественных сил Логосом. Человек должен слышать волю богов и подчиняться каждому их велению.
  • Философом Пиррономбыло введено понятие скептицизма. Скептики отвергали накопленные знания людей, утверждая что человек не может знать и малую толику об окружающем его мире. Поэтому человек не может судить о природе вещей и тем более давать ей какую-либо оценку.

Что мы узнали?

Постепенный переход древнегреческих философов от простого созерцания природных явлений к самой сущности человека, создал фундамент для современного моральных качеств с синтезом науки. Кратко самые главные философы Древней Греции – это Аристотель, Платон, Сократ и Демокрит: о них и некоторых других философах и философских течениях рассказывается в этой статье.

Источники:

http://greecemagazine.ru/filosofiya-drevnej-grecii/
http://studme.org/123431/filosofiya/rannyaya_grecheskaya_filosofiya
http://obrazovaka.ru/istoriya/filosofiya-drevney-grecii-filosofy-shkoly-kratko.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector