Рамакришна. жизнь, учение, биография философа

РАМАКРИШНА. Жизнь, учение, биография философа .


Читай о жизни РАМАКРИШНЫ, биографию философа, учение мыслителя:

РАМАКРИШНА (ГАДАДХАР ЧАТТЕРДЖИ)
(1836–1886)

Индийский мыслитель и религиозный реформатор. Популярную форму веданты (Шанкары) объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое влияние на идеологию индийского национального движения.

В небольшой бенгальской деревушке Камарпукур, расположенной в глубоком захолустье, среди рисовых полей, пальм и манговых рощ, в убогой хижине деревенского брахмана Кхудирама Чаттерджи 18 февраля 1836 года родился сын – Гададхар.

Рождение его сопровождалось разного рода “чудесными” видениями, снами и “знамениями” (одно из них состояло в том, что новорожденный упал в золу, находящуюся близ печи, – событие, которое было истолковано как знак того, что его призвание быть аскетом). Мальчик оказался чрезвычайно впечатлительным, чувствительным к красоте, эмоциональным. Однажды, увидев стаю ослепительно белых журавлей на фоне голубого неба, он впал в экстаз. После этого его все чаще – и по самым различным поводам – охватывали восторженность, эмоциональный подъем, неизменно завершающиеся экстатическими состояниями. Это случалось во время прогулок по окрестным деревням, посещения храмов и священных мест, театральных представлений.

Кхудирам Чаттерджи умер, когда Гададхару исполнилось всего 7 лет. Семья попала в весьма затруднительное положение, и старший брат Гададхара – Рамкумар вынужден был содержать ее.

В 1855 году он стал жрецом храма Кали в Дакшинешваре, основанного богатой, но принадлежащей к касте шудр женщиной – Рани Расмани. Гададхар, который вначале не одобрял поступка брата и даже отказался принять пищу на торжественном открытии храма, считая ее – в соответствии с ортодоксально-индуистскими понятиями – “нечистой”, вскоре изменил свое мнение. “Низкое” происхождение Рани Расмани стало представляться ему (под влиянием Рамкумара) все более второстепенным обстоятельством, впоследствии же у него установились дружеские отношения с зятем этой шудрянки – Матур Бабу (последний и выбрал для Гададхара монашеское имя – Рамакришна).

Гададхар стал помогать брату в его функциях жреца, а после его неожиданной смерти, в возрасте 20 лет, сам стал жрецом. Поведение нового жреца было необычным и вызывало недоумение окружающих, он обращался со статуей богини Кали в храме весьма фамильярно собственноручно “кормил” ее, разговаривал с ней, гладил ее руки и даже пытался танцевать с ней. Настроения его были чрезвычайно непостоянны от радостного возбуждения он переходил к отчаянию. Однажды в состоянии отчаяния он схватил висевший в храме священный меч и попытался покончить с собой – в этот момент ему “явилась” (по его дальнейшим рассказам) богиня и он впал в глубокий транс (самадхи).

Это событие еще более усилило “чудачества” молодого жреца, и в конце концов обеспокоенные слухами о его сумасшествии родственники обратились к врачам, а после того как последние, осмотрев Рамакришну, признали его психически нормальным, решили женить Гададхара, в надежде, что это окажет на него благоприятное влияние.

Рамакришну посылают на время домой в Камарпукур, где он в 1859 году женится – в соответствии с индуистской традицией – на пятилетней девочке. После свадебных обрядов девочка возвратилась в дом своих родителей, чтобы вновь увидеть своего мужа лишь через девять лет. Брак, правда, остался до самого конца – в сущности фиктивным, но жена Рамакришны – Сарада Деви стала его верной ученицей и помощницей (после смерти Рамакришны его ученики неизменно обращались к ней за советом во всех важных случаях жизни, почтительно именуя ее “матерью”).

Вскоре после этого события Рамакришна встретился с двумя “духовными учителями” – женщиной-саньяси (Бхайрави-брахмани) и странствующим монахом Тотапури (“голым человеком”) – необыкновенным аскетом, последователем Веданты, сорокалетней подготовкой достигшего высшего откровения. В течение многих месяцев Рамакришна предавался аскезе, осваивал различные виды религиозной практики – вишнуистской, тантристской, адвайта-ведантистской, почти беспрерывно находясь в состоянии самадхи (экстаза).

После отъезда Тогапури (к концу 1865 года) Рамакришна в течение шести месяцев, по его утверждению, находился в каталептическом состоянии экстаза, в каком пребывали, судя по описаниям, древние факиры тело, покинутое духом, было, точно заброшенный дом, предоставлено разрушительным силам. Если бы не племянник, насильно кормивший Рамакришну, тот бы умер. В последствии Рамакришна сам признал, что искушал Бога и что чудом вернулся обратно, поэтому не советовал ученикам повторить его опыт. Но он осознал, что все люди, несмотря на кажущиеся различия, – дети одной Матери, что Всемогущее разделение есть самое лицо Бога. Что надо любить Бога во всем разнообразии созданных им людей, часто противоречащих и враждебных друг другу, во всех формах мысли, которые управляют их жизнями и часто губят их, – и прежде всего, что надо любить людей во всех их Богах.

Рамакришна понял, что все религии различными путями ведут к одному и тому же Богу. И решил исследовать эти пути. Отношение к нему окружающих резко изменилось – его стали считать уже не чудаком и полусумасшедшим, а святым, а затем и аватарой – воплощением Вишну. Немалую роль в этом сыграла Бхайрави-брахмани, созвавшая специальное совещание пандитов, на котором – после рассмотрения целого ряда специфически теологических тонкостей – Рамакришна был признан аватарой.

Слава молодого жреца росла быстро, помимо совещания пандитов этому способствовали и два его необычных поступка, ставших предметом самого живого интереса и широкого обсуждения в разных слоях индийского общества. В конце 1866 года Рамакришна стал на некоторое время горячим приверженцем ислама – носил соответствующую одежду, исполнял обряды и даже (верх кощунства, с точки зрения индуизма!) ел мясо священного животного, коровы.

Семь лет спустя он аналогичным образом выполнял христианские обряды. Приблизительно в ноябре 1874 года некто Малик, индус из Калькутты, владевший садом в Дакшинешваре, прочитал ему Библию. Рамакришна впервые познакомился с христианским учением. В течение многих дней душой индуса владела только христианская мысль.

Позже он говорил своим ученикам: “Я исповедовал все религии: индуизм, ислам, христианство и следовал по пути различных сект индуизма. И я нашел, что все они различными дорогами приближаются к одному и тому же Богу…”

В мае 1867 года Рамакришна почти семь месяцев отдыхал на родине, в Камарпукуре, где он не был целых восемь лет. Простые крестьяне счастливы были видеть Гедадхара, чья необычайная слава дошла до них и внушала им некоторое беспокойство.

Возвратившись в Дакшинешвар, в последующие несколько лет Рамакришна совершил несколько паломничеств вместе со своим покровителем, впоследствии хозяином храма, Матуром Бабу.

В 1872 году его жена Сарада Деви в первый раз приехала к нему в Дакшинешвар. Рамакришна, преисполненный нежности к ней и глубокого, почти религиозного уважения, свободного от желания, от малейшего налета чувственности, признал в ней божество и оказал ей подобающие почести. В одну майскую ночь, сделав все положенные культом приготовления, он усадил Сарада Деви на трон Кали и совершил ритуальный обряд – Шораши Пуджа – поклонение женщине. Оба они впали в экстатическое состояние. Придя в себя, он приветствовал в лице своей подруги святую Мать, которая, по его убеждению, воплотилась в этот живой символ непорочной человечности.

Примерно в 1874 году, закончив цикл своих религиозных опытов, Рамакришна, по его выражению, обрел три чудесных плода познания: “Сострадание, Благочестие и Самоотречение”. В это же время он осознает, что должен передать свои знания людям.

Читать еще:  Древние боги греции имена. Боги Греции

Следует заметить, что Рамакришна использовал малейшую возможность, чтобы побеседовать с религиозными или учеными людьми, странствующими пилигримами и столпами науки и общества. Он обращался к ним, где бы они ни находились, не заботясь о том, как он будет принят.

У себя в храме он имел возможность беседовать ежедневно с представителями различных толков и сект. С тех пор как Бхайрави Брахмани внушила окружающим мысль о том, что его посещает Бог, а может быть он сам есть воплощение Бога, к нему начали со всех концов стекаться люди. Еще раньше, во время путешествий по северу Индии в 1868–1871 годах, Рамакришна встречал таких знаменитых людей, как поэта Михаэля Мадхусадана Датта или учителей Веданты и пандитов Нарайан Шастри и Падлогана. Вероятно, к 1872 году относится его встреча с Висванатом Упадхьяйя и Дайянандой, основателем Арья-самаджа. Он беседовал с Рабендранатом Тагором, а также поддерживал дружеские отношения с Кешаб Чандер Сена, стоявшего во главе нового реформированного Брахмосамаджа. Постепенно у Рамакришны складывалось свое мировоззрение.

Магомет, Иисус, Будда, Кришна были провозглашены им разными воплощениями одного и того же божественного начала. Так зародилось “Вселенское Евангелие” Рамакришны, началась его проповедь “универсальной религии”, которая в условиях тогдашней Индии – с множеством религиозных конфликтов, намеренно обостряемых и раздуваемых колониальной администрацией, – была весьма актуальной. Проповедь имела большой успех, поскольку исходила не от ученого – пандита и не облачалась в устрашающие латы теологической эрудиции. Она была выражена понятным всем простонародным языком, порой с привкусом грубоватого крестьянского юмора (впоследствии один из деятелей брахмоистского движения – Мазумдар напишет памфлет о Рамакришне, в котором назовет его речь “грязной”) и всегда в яркой, образной форме, в виде легко запоминающихся аллегорий и притч.

Постоянная тема этих притч – единство: един Бог, предстающий перед сторонниками разных вероисповеданий в изменяющихся формах, подобно хамелеону на дереве, едины в сущности своей все виды религиозного поклонения, подобные разным способам приготовления одной и той же рыбы, едины, наконец, и философские основы религий – так, сторонники разных видов веданты, спорящие о соотношении Бога и мира, подобны человеку, который не понимает, что во фрукте равным образом реальны и важны все его составные части, от семечек до кожуры.

Другая тема – бедствия “железного века” (кали-юга), вызванные господством в душах людей мировой иллюзии – майи. При этом о майе Рамакришна говорит отнюдь не для уточнения средневековых различений относительно соотношения бытия и небытия, для него это психологическая реальность, определяемая через такие ее “приманки”, как “женщины и деньги”, – иногда дается и более развернутая формула: “женщины, деньги, земля”. И сама эта формула, и примеры, поясняющие ее (прежде всего речь идет о бедствиях многодетных и малоимущих, но постоянно увеличивающихся семей), связаны с тем простирающимся вокруг Рамакришны морем нищеты, бедствий, отчаяния разоряющихся ремесленников и крестьян, которое было столь характерно для Индии XIX века. Конечно, Рамакришна далек от понимания глубинного социального смысла наблюдаемых им явлений, он лишь переводит их на язык односторонних и истолковываемых в религиозном духе психологических констатации, и все же его бесконечно многообразные притчи находят такой эмоциональный отклик у слушателей, что по сравнению с ними поучения пандитов представляются “покалыванием стены иголкой или щекотанием крокодила саблей”.

И наконец, третья постоянная тема бесед Рамакришны – поиск путей освобождения от бедствий кали-юги. Он отнюдь не считает необходимым для этого уход от мира. С его точки зрения, необходимо лишь умело сочетать бхукти и мукти – наслаждение и свободу, жить в мире, но не быть привязанным к нему (излюбленный пример Рамакришны, обычно приводимый в качестве иллюстрации к этому положению, – как живет служанка в доме своих господ, будучи далека от него мысленно), бескорыстно выполнять свои обязанности. И наконец, самое главное, самое необходимое в “железный век” – любовь (бхакти), видящая Бога во всех людях – от брахмана до чандалы.

В своем учении о “пути любви” Рамакришна примыкает к многовековой традиции многочисленных антифеодальных движений “бхакти”.

Характерны его высказывания об относительности кастовых различий. И это не были лишь слова, это была норма поведения самого Рамакришны, всю Индию облетел рассказ об одном из его самых необычных поступков ночью, пробравшись в хижину неприкасаемого, он подмел пол хижины своими длинными волосами. Нетрудно заметить, насколько далеко было учение Рамакришны от рафинированного и доступного лишь образованному меньшинству учения брахмоистов.

Сам он не раз подчеркивал это отличие, с его точки зрения, брахмоисты подобны людям, которые выделяют одну ноту из мелодии – он же предпочитает мелодию во всем ее многозвучии. Рамакришна (подобно брахмоистам) выступает с проповедью единого Бога (в качестве высшей реальности), считает относительными кастовые различия, отстаивает идею об упрощении и удешевлении обрядов подобно тому как рыбу удобнее есть, удалив хвост и голову, так и поклоняться Богу лучше, по его словам, в самых простых формах. Но Рамакришна не только приблизил идеи реформизма к массам, он в какой-то мере придал им антиколониальное звучание (и в этом он сходен с Даянандой при всем отличии от последнего в вопросах, касающихся взаимоотношения религий).

Он выступил с порицанием “англо-индийцев”, этих “дипломированных слуг” колониальных властей, попираемых башмаками англичан. Для Рамакришны эти люди воплощают в своей психологии самые уродливые черты кали-юги – развитие жадности и эгоизма, забвение божественного начала в человеке. Все это и способствовало популярности Рамакришны.

.
© Copyright: жизнь биография учение

  • 29.05.2014
  • Теги: Биографии мистиков

Биография Рамакришны

Детство Рамакришны

Рамакришна родился 18 февраля 1836 в Индии в деревушке Камарпукуре, что находится в Западной Бенгалии. При рождении он получил имя Гададхар Чаттопадхьяй.

Родители Рамакришны были бедными и едва-едва могли прокормить себя и своих детей. Тем не менее, юный Рамакришна рос смышленым мальчиком и практически сразу стал любимцем всей деревни, за свою артистичность, умение поднять настроение, рассмешить. Кроме того, Рамакришна прекрасно пел, танцевал, вырезал из дерева фигурки различных божеств и так далее.

Правда, невзирая на свою одаренность и смекалку, он весьма посредственно учился в школе, да и вообще не любил ходить на занятия. Он считал, что те знания, которые ему преподают, пригодны лишь для того, чтобы зарабатывать деньги, а юный Рамакришна уже тогда тянулся не к «земным» знаниям, а трансцендентным. Именно поэтому большую часть своего времени проводил не за школьной скамьей, а в беседах с различными странниками, паломниками, монахами и бродячими йогами. Особенно его интересовали духовные вопросы, которыми он постоянно их донимал, стараясь постичь суть духовной жизни.

Первое духовное переживание Рамакришны

Свое первое духовное переживание Рамакришна пережил в возрасте шести лет. Это произошло летом, когда он бродил между рисовых полей. Он присел, чтобы отдохнуть и посмотрел на небо – и увидел как грозовые тучи и затянули все небо, а на их фоне пролетели белые птицы. Красота контраста настолько поразила душу юного Рамакришна, что он упав без чувств. Домой его принес сосед, а Рамакришна все рассказывал родителям, какую невероятную радость испытал.

Первое проявление характера Рамакришны

С юных лет Рамакришна отличался не только тягой к духовной стороне жизни, но и твердым характером, основанным на глубокой мудрости, ответственности и честности. Так, впервые родители столкнулись с этой чертой Рамакришны на церемонии надевания священного шнура (обряд, совершаемый над мальчиками из касты брахманов).

Читать еще:  Как понравиться парню тельцу девушке. Как завоевать мужчину тельца

А дело было так. До церемонии Рамакришна пообещал женщине из касты шудр («низшие») принять священную пищу из ее рук, что было строго запрещено не только правилами самого обряда. И как родители не пытались отговорить сына, угрозами, разъяснениями и уговорами, ничего не получалось. И тогда, чтобы прекратить бесполезные прения, Рамакришна произнес:

«Каким же я буду брахманом, если не выполняю своего обещания?» после этого родителям пришлось уступить.

Начало взрослой жизни Рамакришны

Когда умер отец Рамакришны, и без того бедственное положение семьи ухудшилось еще больше. Поэтому старший брат Рамакришны предложил ему работу, в санскритской школе в северной части Калькутты, которой он руководил. Это должно было принести деньги. Но Рамакришна решил, что сможет принести больше пользы, если будет работать не преподавателем, а жрецом, ведь их семья хоть и была бедной, но принадлежала к роду брахманов.

Рамакришна стал проводить службу в храме Кали.

Первое экстатическое переживание Рамакришны

Рамакришна очень ответственно относился к своим обязанностям, поэтому совершал поклонения богине Кали со всей страстью и преданностью, на которую был способен. Но вскоре его стало волновать, почему Кали не «реагирует» на него – почему она не является к нему и не наделяет его божественной благодатью?

С каждым днем он все больше и больше молился Кали, взывал к ней, но богиня так и не удостоила его своим ответом. И тогда, в порыве отчаянья, Рамакришна схватил со стены меч и решил покончить жизнь самоубийством. И в тот момент, когда его жизнь вот-вот могла прерваться, Рамакришна испытал свое первое экстатическое состояние, которое сам описывал следующим образом: «Я увидел океан Духа, бесконечный, сияющий. Куда бы я ни глянул, везде вздымались громадные светящиеся волны… Они разбивались надо мной, они поглощали меня. Я задыхался. Я потерял сознание и упал. Вокруг меня катил свои волны океан невыразимой радости и блаженства. И в самых глубинах своего существа я почувствовал присутствие Божественной Матери».

«Экстатическая» жизнь Рамакришны

После первого глубокого переживания, экстатические озарения стали происходить все чаще и чаще, при этом Рамакришна переставал осознавать земной мир вокруг него, а полностью погружался в мир божественного блаженства. Периоды экстаза становились все длительнее, и вскоре стало понятно, что он больше не может исполнять обязанности жреца, поскольку на период экстазов не мог позаботиться даже о самом себе.

Конечно же, не все понимали, что происходит на самом деле, а считали, что Рамакришна просто сошел с ума или в лучшем случае заболел психическими припадками.

Женитьбы Рамакришны

И хоть Рамакришна прекрасно понимал природу своих экстатически переживаний, но вокруг стал распространяться слух, что он тяжело заболел, и эта молва достигла родной деревни. Узнав о случившемся, его мать стала сильно переживать и настояла на том, чтобы Рамакришна вернулся домой.

Сын подчинился воле матери и вскоре оказался вновь в отчем доме.

Когда же Рамакришна какое-то время побыл дома, мать поняла, что он вполне здоров, но знакомые все же посоветовали ей женить его, мол, после свадьбы все припадки должны пройти.

Мать долго не решалась с этим подойти к сыну, так как боялась, что он будет категорически против. Но, когда она все же нашла в себе смелость поговорить с Рамакришной, к ее великому удивлению он не только согласился с ее предложением, но еще и сам указал, откуда родом будет его невеста. Ей оказалась девушка из соседней деревни — Сарада, дочь Рамчандра Мукерджи, которой в ту пору исполнилось 7 лет, а Рамакришне было уже 24. Впоследствии семилетняя Сарада стала первой ученицей Шри Рамакришны, хотя сам он относился к ней как к воплощению Богини-матери.

Сарада и Рамакришна

Сарада, под руководством Рамакришны, развивалась так стремительно, что очень быстро достигла немалых духовных высот. Рамакришна убедил ее, что она является аватарой Трипура Сундари Деви и требовал от своих учеников, чтобы они относились к ней именно так.

Сарада, вслед за своим мужем приняла отречение от всего земного и полностью отдалась духовному служению. А после смерти Рамакришны Сарада сама стала духовной наставницей.

«Ученический» путь Рамакришны

С тех пор, как экстатические переживания Рамакришны стали более осознанными и «понятными» ему самому, божественная Мать Кали стала вести его по духовному пути. В судьбе Рамакришны стали один за одним появляться учителя различных направлений, обогащавшие его духовный опыт. Причем, какими бы путями ни шел Рамакришна, он делал это с такой стремительностью, что гуру оставалось только удивляться и признавать, что перед ними уникальное явление духовной жизни. Среди наставников Рамакришны были странствующая монахиня Бхайрави, последовательница тантры, Тота Пури, странствующий аскет из монашеского ордена нангов (от нанга — нагой, обнаженный). Кстати, последний учил Недвойственности и тому, как достигнуть Нирвикальпа Самадхи. Как правило, у учеников на это уходит около сорока лет, но Рамакришна достиг Нирвикальпа Самадхи не только с первой попытки, но и пробыл в этом состоянии трое суток.

В жизни Рамакришны были и другие учителя. Но все пути, на которые ему указывала Кали, он проходил так быстро, что вскоре оказалось, что за малую часть жизни он прошел их все!

Слава Рамакришны

Постепенно слава о великом йоге и мистике распространилась среди калькуттской интеллигенции и к Рамакришне стали приходить люди, поток которых увеличивался с каждым днем. Так Рамакришна начал учительствовать и делал это в течение пятнадцати лет практически беспрерывно, наставляя людей своими речами, рассказывая притчи и давая различные духовные советы.

Рамакришна и его ученик Вивекананда

В ноябре 1881 года состоялась памятная встреча Рамакришны и Вивекананды, который последствии станет его самым лучшим и прославленным учеником. Когда Вивекананда пришел к Рамакришне (сделав это лишь из любопытства), он спросил его, видел ли тот бога, на что великий йог ответил: «Да, видел, подобно тому, как я вижу тебя, только более ясно». А потом добавил: «Как ты мог не приходить ко мне так долго! Именно тебя я ждал все эти долгие годы!»

На вторую их встречу, Рамакришна одним лишь прикосновением погрузил Вивекананду в транс, после чего тот получил глубокий духовный опят.

В общей сложности Вивекананда учился у Рамакришны пять лет, при этом все это время он был строптивым учеником, но Рамакришна все ему прощал, так как знал, что впереди Вивекананду ждет большое духовное будущее, и предчувствовал, какую тот сыграет роль для возрождения индуизма и самой Индии.

Прижизненные биографы Рамакришны

В отличие от многих учителей прошлого, Рамакришне повезло, так как еще при жизни у него были собственные биографы, поэтому мы не испытываем недостатка в сведениях о нем. Многие из последователей Рамакришны были не только преданными учениками, но и образованными людьми, которые постарались, чтобы ничего из созданного их гуру не пропало. Они записывали не только его высказывания, но и факты жизни.

Особенно среди таких биографов следует отметить Свами Сарадананду, автора одной из самых авторитетных биографий Рамакришны.

Смерть Рамакришны

Рамакришна покинул этот мир 16 августа 1886 в возрасте пятидесяти лет, от рака горла, диагноз которого был поставлен за год до этого.

Рамакришна. жизнь, учение, биография философа

Шри Рамакришна Парамахамса (18 февраля 1836 г. – 15 августа 1886 г.)

Реформатор индуизма, мистик, проповедник, индийский религиозный проповедник и общественный деятель, один из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии.

Читать еще:  Познание как целостная деятельность человека. Смотреть что такое "Познание" в других словарях

Духовный наставник С. Вивекананды. Стремился объединить адвайта-веданту Шанкары с учением Рамануджи. Считая, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий.

По Рамакришне, главное требование религиозной этики – не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое влияние на идеологию индийского национального движения.

Рамакришна это индийский святой, жизнь которого является для нас образцом самореализации. Такие люди являются Учителями человечества. Особенность Рамакришны заключается в том, что он первый и единственный святой, который последовательно достигал Просветления при помощи разных учений и конфессий. Он показал, что все религии ведут к Богу, одни медленнее, а другие быстрее.

Рамакришна родился 18 февраля 1836 г. в Индии, в одной из деревушек Бенгалии, в семье бедных браминов, живших очень тяжелой жизнью. Это был обычный ребенок, об особой миссии которого не подозревали ни его родители, ни он сам. От своих сверстников он отличался необычной способностью впадать в экстатические состояния, что обусловливалось его невероятно тонкой чувствительностью к красоте и гармонии природы, музыки, поэзии. Никакого особого образования он не получил. Достигнув юношеского возраста он стал пуджари (служителем) в храме богини Кали.

Рамакришна – удивительная и неординарная личность; мистик, открывший своим духовным, мистическим опытом единство всех религий. Учение Рамакришны концептуально и систематически не изложено, его нет и в письменном виде, поэтому его можно лишь реконструировать, исходя из дошедших до нас пересказов его поучений и притч. Постоянная тема этих притч – единство; един Бог, предстающий перед сторонниками разных вероисповеданий в изменяющихся формах, едины в сущности своей все виды религиозного поклонения. Едины, наконец, и философские основы религий – так, сторонники разных видов веданты, спорящие о соотношении Бога и мира, подобны человеку, который не понимает, что во фрукте равным образом реальны и важны все его составные части, от семечек до кожуры. Другая тема – бедствия “железного века” (кали-юга), вызванные господством в душах людей мировой иллюзии – майи. При этом о майе идет речь у Рамакришны отнюдь не для уточнения средневековых различий, касающихся соотношении бытия и небытия, для него это психологическая реальность, определяема через такие ее “приманки”, как “женщины и деньги”; иногда дается и более развернутая формула: “женщины, деньги, земля”. И сама эта формула, и примеры, поясняющие ее (прежде всего, речь идет о бедствиях многодетных и малоимущих, но постоянно увеличивающихся семей), прямо связаны с тем простирающимся вокруг Рамакришны морем нищеты, бедствий, отчаяния разоряющихся ремесленников и крестьян, которое было столь характерно для Индии XIX в. И наконец, третья, постоянная тема бесед Рамакришны – поиск путей освобождения от бедствий кали-юги. Он отнюдь не считает необходимым для этого уход от мира. С его точки зрения, следует лишь умело сочетать бхукти и мукти – наслаждение и свободу, жить в мире, но не быть привязанным к нему (излюбленный пример Рамакришны, обычно приводимый в качестве иллюстрации к этому положению, – как живет служанка в доме своих господ, будучи далека от него мысленно), бескорыстно выполнять свои обязанности. И наконец, самое главное, самое необходимое в “железный век” – любовь (бхакти), видящая Бога во всех людях, независимо от их положения в обществе. Характерны его высказывания об относительности кастовых различий, об исчезновении их для достигшего совершенства человека. И это не были лишь слова, это была норма поведения самого Рамакришны; всю Индию облетел рассказ об одном из его самых необычных поступков: ночью, пробравшись в хижину неприкасаемого, он подмел пол хижины своими длинными волосами.

Рамакришна выступает с проповедью единого Бога (в качестве высшей реальности), считает относительными кастовые различия, отстаивает идею упрощения и удешевления обрядов: поклоняться Богу лучше, по его словам, в самых простых формах. Рамакришна жил, окруженный учениками, которые его любили и были ему преданны. Но Учитель всегда предостерегал их от обожествления себя. С 1881 года толпы богомольцев приходили к ограде святилища, чтобы увидеть и услышать этого необыкновенного человека, овеянного легендами. Он был со всеми невероятно терпимым, проникновенным. Спокойно и мягко отвечал на тысячи вопросов, наполняя окружающих радостью, покоем и надеждой. Он говорил с ними по 20 часов в сутки. До последнего дня своей жизни он дарил свет и любовь. 15 августа 1886 г. Рамакришна покинул этот мир.

Учение Рамакришны

Шри Рамакришна подчеркивал, что осознание Бога является высшей целью существования всех живых существ. Следовательно, для него религия служила средством для достижения этой цели. Мистическая реализация Шри Рамакришны, классифицированная традицией индуизма как Нирвикальпа-самадхи (состояние единства с Абсолютом), привела его к уверенности, что различные религии являются различными путями достижения Абсолютной Реальности и что Окончательная Действительность никогда не может быть выражена в человеческих понятиях. Это согласовывается с утверждением Ригведы, которое гласит что “Истина одна, но мудрецы называют ее разными именами”. Как результат этого мнения, Шри Рамакришна действительно провел различные периоды жизни, практикуя собственное понимание Ислама, Христианства и различных йогических и тантристских направлений в пределах Индуизма.

Последователи Шри Рамакришны верят, что реализация Шри Рамакришной Нирвикальпа-самадхи также привела его к пониманию двух сторон майи (иллюзии), о которых он упоминал как об авидьямайе и видьямайе: Он объяснял, что авидьямайя представляет темные силы сознания (например: чувственные желания, низменные страсти, жадность, похоть и жестокость), которые держат мировую систему на более низких планах сознания. Эти силы ответственны за поимку человека в ловушку круга рождения и смерти, с ними нужно сражаться и они должны быть побеждены. Видьямайя, с другой стороны, представляет более высокие силы создания (например: духовные добродетели, благородство, доброта, целомудрие, любовь и преданность), которые поднимает людей на более высокие планы сознания. С помощью видьямайи, говорил он, преданные могут освободиться от авидьямайи и достигнуть окончательной цели, став маятита, то есть свободными от майя.

Провозглашение Шри Рамакришной идеи “ятра джив татра Шив” (где есть живое существо, там есть Шива) вышло из его восприятия действительности с точки зрения Адвайта-Веданты. Это понимание привело его к тому, что он учил своих учеников: “Дживе дайя ной, Шив гьяне джив сева” (не доброта к живым существам, но служение живым существам как самому Шиве).

Несмотря на то, что Шри Рамакришна был неграмотным, он был способен понять сложные философские идеи. Согласно его видению, наша вселенная и множество других вселенных (брахманда) являются просто пузырьками, возникающими на поверхности высшего океана сознания (Брахмана).

Основные идеи учения Рамакришны:

  • Осознание Бога является высшей целью человеческой жизни, поскольку только это может принести человеку высшую радость и мир.
  • Бог един, Он как личен, так и безличен в одно и тоже время и известен под разными именами в различных религиях.
  • Бога возможно осознать различными путями, которые можно узнать из мировых религий.
  • Все религии истинны настолько, насколько они ведут к осознанию абсолютной истины.
  • Чистота ума, целомудрие – главное условие для осознания Бога, но Божья милость может спасти даже безнадежного грешника.
  • Вместе с верой в Бога необходимо позитивное отношение к жизни, вместо того чтобы предаваться самоосуждению или унынию.
  • Бог живет во всех людях как самосущий, поэтому ко всем людям нужно относиться с уважением.

Учителя в традиции классической адвайта-веданты:

Учителя в традиции современной адвайты (неоадвайты):

Источники:

http://www.haiam.ru/zhizni-uchenie-biography-23.html
http://infinix.com.ua/ezoterika/ramakrishna-biografiya/
http://gitak.ru/induizm/advajta-vedanta/946-ramakrishna.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: