Путешествие из россии в индокитай. Традиции индокитая
Законы и обычаи Индокитая
Коммунизм с азиатским лицом
Территория Социалистической Республики Вьетнам более чем в 50 меньше российской, а вот разница в количестве населения не столь внушительна: россиян насчитывается чуть больше 143 млн., вьетнамцев – 80 млн.
Правда, если в России, как утверждают многие, наблюдается демографический кризис, то власти Вьетнама вынуждены искусственно ограничивать рождаемость. Согласно закону любая вьетнамская семья имеет право завести только двух детей, за третьего придется платить штрафы и даже можно лишиться работы.
Еще власти Вьетнама ограничивают своих подданных в. мотоциклах. Один человек может иметь только два мотоцикла, а вот автомобилей – сколько угодно. Впрочем, учитывая, что четырехколесные средства передвижения во Вьетнаме дорогие, лишь немногие пользуются этим правом. А вот мотоциклы настолько популярны, что уникальное явление – мотоциклетные пробки – во Вьетнаме вполне обычное дело. Редкостью же на тамошних дорогах можно назвать светофоры, так что уличное движение очень напоминает броуновское. Но решается эта проблема просто: “Если нужно перейти дорогу, выходите на проезжую часть и идите дальше, а мотоциклисты вас сами объедут”, – объясняют вьетнамцы. Кстати, несмотря на то что переходить улицу довольно страшно, бояться не стоит. Превышение скорости на дорогах еще большая редкость, нежели светофоры. Слишком уж велик штраф.
Первое, что бросается в глаза приехавшим во Вьетнам иностранцам и на дорогах, и на тротуарах, – местные жители в широких конусообразных шляпах и с повязками “а-ля хирург” на лицах. Если назначение шляп понятно, то повязки наводят на мысли об опасных болезнях: птичьем гриппе или атипичной пневмонии. И напрасно. Таким способом вьетнамцы и вьетнамки защищаются от пыли и солнца. Особенно любят прятать свои лица девушки. Здесь, как и практически в любой азиатской стране, считается, что чем кожа светлее, тем привлекательнее человек. Правда, во Вьетнаме люди европеоидной расы экзотикой себя не ощущают. Если в Индии, например, необходимо практически отбиваться от местных жителей любого пола и возраста, желающих иметь свое фото на фоне светлокожего человека, то во Вьетнаме никто, кроме торговцев, на европейца и внимания не обратит.
На вьетнамцев и вьетнамок же обращают внимание все туристы. В своей национальной одежде и в естественном для них окружении они поразительно красивы. “Естественное окружение”, кстати, тоже. И даже если какой-то район красивым назвать нельзя, то поразительным – без сомнения. Дело в том, что земля во Вьетнаме, чем она дальше от дороги, чем дешевле: вдоль проезжей части можно построить кафе, магазины, а в отдалении их никто не заметит. Поэтому вьетнамские дома очень узкие, но длинные. Фасады, как правило, раскрашиваются. Вьетнамская улица представляет собой вереницу разноцветных – желтых, розовых, серых – полосок, с высокими окнами-дырами и торговыми лавочками на первых этажах.
Кстати, магазины и кафе, которыми местные жители оборудуют свои дома, – частные. То есть, на первый взгляд, вьетнамский коммунизм очень похож на российский – те же революционные музеи, плакаты, знамена. Но это впечатление обманчиво. Коммунизм во Вьетнаме переплетен с рыночной экономикой.
Кроме того, во Вьетнаме есть все, что необходимо туристам: отели, магазины, ночная жизнь, причем очень интересная и бурная – от клубов с оглушительной музыкой и неоновым светом до уличных брейкдансеров со своими магнитофонами и тусовками. Алкоголь во Вьетнаме, как и в России, продается круглосуточно. Особенно популярно “Советское шампанское” и элитные сорта виски и бренди. Что же касается отелей, то во Вьетнаме представлены многие известные мировые цепочки. Причем, несмотря на невысокую стоимость номеров, качество отелей значительно превышает их категорию.
Путешествие из России в Индокитай
Религия и конфликт/ Под ред. А.Малашенко и С.Филатова; Моск. центр Карнеги. – М.: РОССПЭН, 2007. – 287 с.
Составители этого сборника статей дали ему емкое и широкое название – «Религия и конфликт». Достаточно широкое для того, чтобы объединить под одной обложкой столь разных по духу авторов. Но их всех сближает интерес к тому, как религия проявляется в сфере политического. А там, где есть политика, всегда есть конфликт – реальный или скрытый. Связь религии и политики бесспорна и неоднократно проиллюстрирована. Но каждый раз приходится удивляться многообразию проявлений одного в другом.
В российском церковном и политическом лексиконе есть несколько устойчивых словосочетаний, которые стали настолько привычными, что мы уже готовы поверить в их долгую историю. На самом деле «управляемая демократия», «традиционные религии», «каноническая территория» – все это конструкции из последних 10–15 лет российской истории. Их не было раньше – ни до, ни после 1917 года. Попытка понятия, крайне интересна. Неизбежно встает вопрос о политическом значении РПЦ, о той роли, которая отведена ей в современном политическом процессе.
Что касается разделения религий на «традиционные» и «нетрадиционные», то это не специфически российская проблема. Ярлык «нетрадиционных» особенно крепко приклеился к протестантам, к которым на просторах Евразии власти предержащие неизменно относятся с недоверием и различными способами ограничивают их деятельность. Этому посвящена статья Романа Лункина, вошедшая во вторую часть сборника.
В статье Игоря Яковенко «Украина: религиозно-цивилизационная составляющая политических конфликтов» главные действующие лица – Ющенко и Янукович, а также три православные Церкви (УПЦ МП, УАПЦ, УПЦ КП), оспаривающие друг у друга духовный авторитет, кроме них еще униаты и католики. Где-то на втором плане – протестанты и крымские мусульмане. Основное место действия – площадь Независимости в Киеве, осень 2004 года. Но ведь время не остановилось на оранжевой революции. Нельзя не учитывать, что с тех пор расклад политических сил в Украине успел несколько раз измениться. Что до ситуации в религиозной сфере, то и здесь, судя по всему, предстоят большие перемены. Порой автору не хватает объективности. Утверждения о том, что «восстановление империи» является «стратегической целью» УПЦ МП, далеко не бесспорны. Также забавно читать пассажи вроде: «Патриарх Филарет – державник, но в отличие от иерархов УПЦ МП державник украинский».
Из Украины читатель переезжает на Кавказ, где религиозно-политическое пространство осваивают Энвер Кисриев и Роман Силантьев. В фокусе внимания Кисриева – «младомусульмане», которых часто объединяют с помощью навевающего угрожающие ассоциации термина «ваххабиты». Возникновение и развитие этих исламских групп анализируется в контексте процесса «мусульманской клерикализации», или, по авторскому определению, «оДУМотворения» российского ислама. Силантьев пишет о конфликтах по другую сторону Кавказского хребта. Пожалуй, народы Закавказья должны возблагодарить Господа за то, что в Нагорном Карабахе, Абхазии и Северной Осетии кровавые межэтнические конфликты так и не стали межрелигиозными, хотя определенные предпосылки к этому были. Сергея Филатова в статье, открывающей книгу, показать, как и зачем конструируются эти устойчивые
К политическим процессам и конфликтам с участием ислама обращаются Леонид Сюкияйнен и Ирина Звягельская. Сюкияйнен пишет о потенциальной совместимости исламского права и западных демократических стандартов, Звягельская – о религиозном факторе в палестино-израильском конфликте. Оба этих автора знакомы читателям «НГ-религий», в частности, по публикациям «На западный лад с исламским акцентом» («НГР» № 1 от 17.01.07) и «Святая земля в центре борьбы» («НГР» № 10 от 21.06.06). В статьях, вошедших в рецензируемый сборник, исследователи развивают свое видение этих проблем.
Завершается сборник статьями Ирины Глушковой и Александра Агаджаняна, в которых достаточно убедительно показана политическая роль восточных религий (индуизма и буддизма) в странах их распространения. Таким образом, пройдя через Индию, читатель завершает свой путь по политико-религиозной карте мира в Индокитае. Примеры вторжения религии в политику, которые есть здесь, очень красноречивы. Например, индусские националисты добиваются уголовной ответственности за убой коров, которые почитаются как священные животные. Есть примеры линчевания религиозными фанатиками людей, которых они застают за разделкой говядины. Не менее драматичный пример связан с Камбоджей. Там после свержения режима Пол Пота многие «красные кхмеры», получившие политическую амнистию, стали переходить в. христианство. Исполнителей одного из самых массовых геноцидов в истории привлекла идея божественного всепрощения, которая напрочь отсутствует в наиболее распространенной в Камбодже религии – буддизме, раздающем каждому по его карме.
Политика и политические конфликты – часть нашей жизни. Предлагаемая читателю книга – лишнее напоминание о том, что аполитичность религии – мнимая. В действительности религия и политика переплетены, хочется этого нам или нет.
МирТесен
Традиции Индокитая
В каждой стране Индокитая есть свои традиции и порядки, но есть и несколько правил поведения, которые объединяют весь Индокитай. Потому перед тем, как приехать в любую из пяти стран полуострова, интересно было бы узнать о национальных особенностях местных жителей.
Во всем Индокитае основные обычаи и табу связаны с религией, и их несоблюдение обидит местных жителей везде, без исключения. Правила эти довольно просты. Нигде в Индокитае нельзя:
- прикасаться к монахам, особенно женщинам
- дотрагиваться до головы и волос других людей (детей и взрослых)
- класть ногу на ногу так, чтобы ступни указывали на изображение Будды
- забираться на изваяния Будды (грозит тюремным заключением)
- входить в храм в обуви и, наоборот, разгуливать по территории храма босиком
Где-то к соблюдению этих правил относятся очень серьезно, где-то попроще, но в любом случае о них следует знать.
Тайланд
Население Тайланда составляет около 60 млн. человек, большая часть из которых тайцы. Второе место по численности занимают выходцы из Китая, затем моны, кхмеры, лаосцы, малайцы, персы и индийцы. Так же Тайланд всегда очень охотно принимал европейских иммигрантов, и в результате этого смешения в стране нет понятия «типичный таец» – внешность у всех очень разная. Государственный язык – тайский, среди образованной части населения широко распространены английский, китайский и японский. В последнее время все больше тайцев изучают русский…
Большинство населения буддисты, однако, здесь имеется свобода для всех религий – есть и христиане, и мусульмане, и индусы, и немногочисленные сикхи. Изображение Будды считается священным и за святотатство даже иностранцам грозит наказание. При этом тайцев нельзя назвать очень религиозными, в отличие от жителей, например, соседних Лаоса или Камбоджи. Покровителем всех религий в Тайланде считается король. К королевской семье здесь относятся с огромным почтением и даже иностранцам не разрешают пренебрежительно о ней отзываться, а задавать вопросы о короле считается бестактностью.
Тайцы верят, что их жилище охраняют духи. Поэтому возле каждого здания можно обнаружить домики для «хранителей жилища» и ежедневные подношения в виде сладостей, фруктов и цветов.
Кухня Тайланда имеет много общего с вьетнамской и китайской кухней, а любовь к специям роднит ее с индийской. Местные жители очень любят кисло-сладкие блюда, а любимая еда тайцев – лапша, в которую добавляются самые разные ингредиенты, и соус карри.
Мужское население Тайланда поголовно увлекается тайским боксом, а любая тайка умеет делать знаменитый тайский массаж.
Мньянма (Бирма)
Здесь живет около 70 народностей и этнических племен. Основное население – бирманцы, к ним примыкают тайцы и индийцы. Национальные меньшинства – карены, кая, моны, шаны, качины, ва, нага и другие. Государственный язык бриманский, но здесь море диалектов. Некоторые бирманцы понимают английский. Занимается население в основном земледелием и рыболовством. Самые успешные и богатые бирманцы работают на нефтепромыслах и в обрабатывающей промышленности. Бирманцы – религиозный народ, в подавляющем большинстве буддисты, но есть так же мусульмане, христиане-баптисты, индуисты и конфуцианцы. Этнические племена сохранили древние верования, возникшие еще до буддизма.
Здесь вообще сохранилось очень многое – в частности, почти не подверглось осовремениванию искусство. Театрализованные представления как ставились по мотивам древних буддистских легенд, так и ставятся до сих пор. Из современного – театр огромных марионеток.
А вот к чему бирманцы относятся менее трепетно, так это к названиям. Они просто обожают все переименовывать! Города, улицы, храмы, да даже название страны – в путеводителях из-за этого возникает невероятная путаница. К особенностям бирманцев можно отнести страсть к ремонту дорог и… плевки на землю. В качестве жвачки народ использует растущий здесь орех, окрашивающий зубы и слюну в красный цвет. Выглядит это устрашающе, но на самом деле бирманцы очень добрый и любознательный народ, никогда не унывающий, несмотря на бедность.
Главная деталь здешней национальной одежды – юбка. Причем, юбки носят и женщины, и мужчины. Отличаются их наряды по рисунку и способу ношения. В Бирме вообще относительное равноправие полов с точки зрения восточной культуры. Бирманки, кстати, почти поголовно курят сигары…
Национальная кухня и здесь – микс из индийской и китайской. В основе почти любого бирманского блюда лежит рис. К нему добавляется соус карри, острый овощной салат, и нгапи – высушенная и растертая креветочная паста. Морепродукты, рыба и фрукты – повсеместно, и почти нет мяса. Здесь можно попробовать блюда из насекомых.
Лаос
Численность населения Лаоса около 6 млн. человек и для страны таких размеров это очень не много. При этом Лаос отличается большим этническим разнообразием – в стране насчитывается более 70 народностей, которые делятся на три основные группы по месту проживания. Большую часть населения составляют лао-лумы из речных низин и подножий гор. Лао-тхенги живут кланами в горных лесах и занимаются натуральным хозяйством. На севере страны в горах живут немногочисленные лао-сунги и народности мяо и яо. Официальный язык лаосский, но общество говорит на всех возможных диалектах. В образованных слоях общества распространены французский и английский. Правда, образованное общество в стране, где писать умеют 53%, невелико.
Буддизм хоть и основная религия – придерживается ее здесь самое маленькое во всем Индокитае количество человек. Лаосцы придерживаются анимистической веры в духов, которых надо постоянно ублажать и почитать. Мужчины-буддисты обязаны пройти послушание в монастыре.
В Лаосе культ семьи. Среднее лаосское семейство в среднем состоит из 7 членов и как минимум трех поколений. Глава семьи – мужчина, но женщины не испытывают здесь никаких притеснений. Детей воспитывают крайне демократично, однако повзрослевшим детям могут запросто запретить выходить замуж или жениться, если родителям не понравится избранник. В Лаосе не поощряется, но законно существует многоженство.
Традиционное приветствие в Лаосе – “ноп” – сложенные “лодочкой” ладони прикладываются к голове или груди с легким поклоном в знак уважения к людям более высокого статуса или возраста. Процесс совершения «ноп» диктуется сложным кодексом и туристам не рекомендуется копировать этот жест, чтобы не обидеть лаосца. Так же здесь нельзя фотографировать местное население без разрешения.
Камбоджа
Основную часть 12-миллионного населения Камбоджи составляют кхмеры. Остаток делят вьетнамцы, китайцы, малайцы, а так же народности куй, мнонги, стиенги, лао и другие. Официальный язык – кхмерский, но распространен так же французский, английский и, конечно же, диалекты. Религия – буддизм, здесь его исповедует почти все население, небольшой процент мусульман и еще меньший народностей, поклоняющихся языческим богам. Камбоджийцы очень религиозны и преданны своему королю.
Население Камбоджи отличается сдержанным характером и любовью к праздникам. Одни и те же религиозные праздники отмечаются везде по-разному и в разное время, так что можно сказать, что в Камбодже постоянно что-то празднуют. На улицах городов проводятся костюмированные шествия, устраиваются музыкальные и световые шоу. Особой любовью пользуется кхмерский балет в сопровождении женского хора, и театр теней. Мужчины и женщины здесь носят саронги – хлопковые дома и шелковые для праздников, но в крупных городах большинство придерживается европейского стиля.
Царящий здесь культ семьи роднит Камбоджу с Лаосом. Но в последнее время старшее поколение очень переживает за младшее, берущее пример со свободных европейцев и даже с более раскрепощенных тайцев и вьетнамцев. Всеми силами они пытаются сохранить клановость и очень не любят, когда дети уезжают из семьи.
Камбоджийцы очень терпимы к проявлению незнания местных законов и традиций, но все же рекомендуется уважать страну. Местные традиции здесь характерны для всего Индокитая, но есть несколько правил, типичных только для Камбоджи. Например, здесь нельзя злиться или ругаться на людях, показывать на кого-то пальцем, вручать какие-либо вещи людям можно только правой рукой, бестактным здесь считается и поднятый вверх большой палец руки.
Национальная кухня Камбоджи объединяет в себе любовь к рису и лапше. Очень популярен здесь суп с лапшой, в который кладут все подряд от яиц до улиток. Мяса почти нет, только рыба. Широко используются маринованные овощи и фрукты и блюда из насекомых.
Вьетнам
Самая густонаселенная страна Индокитая, численность населения – 82 млн. жителей. Территорию Вьетнама заселяет более 54 различных этнических групп. Самой многочисленной из них является народность «кинхи». Именно они являются коренными вьетнамцами – темноволосыми и миниатюрными. Так же здесь проживают китайцы, кхмеры, индийцы, тямы и горные племена. Национальный язык вьетнамский, однако, у каждой народности свои диалекты. У вьетнамцев очень размеренный образ жизни. Они никуда не торопятся, почти никогда не ссорятся и не повышают голос. Городские жители ведут европейский образ жизни – они не слишком религиозны, любят ходить в бары и на дискотеки. Население очень заботится о своем здоровье, ходит в марлевых повязках вдоль трасс и занимается спортом. На взгляд европейца на вьетнамских трассах нет правил дорожного движения – машин масса, и все двигаются в хаотичном порядке.
Во Вьетнаме огромное значение придают именам. Их не спешат сообщать при знакомстве, предпочитая обращение «господин» или «госпожа». При разговоре они не смотрят в глаза собеседнику, особенно имеющему более высокий статус в обществе, женщины избегают рукопожатий. Вьетнамцы почти всегда улыбаются, но это не всегда означает, что им весело – это традиция. А еще они терпеть не могут говорить «нет», используя для отказа разные уклончивые формулировки.
Считается табу хвалить новорожденных, передавать друг другу зубочистки, прикасаться своими палочками для еды к палочкам другого человека и оставлять их в еде, пользоваться полотенцем родственников, переворачивать музыкальные инструменты, ставить на стол один прибор для еды (обязательно два, даже если за столом больше никого нет).
Основные продукты национальной кухни – рис и лапша. Способов приготовления лапши здесь сотни, на ней специализируются целые рестораны и забегаловки. Из риса же готовят закуски, горячее и сладости. Вообще на взгляд европейца вьетнамская кухня довольно странная и сочетает в себе не сочетаемые продукты, но это только на первый взгл яд.
Источники:
http://www.ice-nut.ru/vietnam/vietnam015.htm
http://www.ng.ru/printing/2008-06-04/11_indokitai.html
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43253213248