Протоиерей всеволод чаплин подверг жесткой критике патриарха кирилла. Протодиакон Андрей Кураев

Протоиерей Всеволод Чаплин подверг жёсткой критике патриарха Кирилла

В связи с нарастанием внутрицерковной критики в адрес главы РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин, бывший спикер РПЦ, обнародовал в блоге «Православие и политика» комментарий «Так еретик ли Патриарх?», в котором предрек печальный конец …

В связи с нарастанием внутрицерковной критики в адрес главы РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин, бывший спикер РПЦ, обнародовал в блоге «Православие и политика» комментарий «Так еретик ли Патриарх?», в котором предрек печальный конец патриаршеству владыки Кирилла, сообщает корреспондент портала «Религия в Украине».
Священник, проработавший с владыкой Кириллом более 20 лет, отмечает, что у последнего отсутствует развернутая система взглядов, по которой можно делать серьезные выводы. Очень многое в проповедях и заявлениях «было сказано ситуативно, чтобы понравиться аудитории, а разным аудиториям нравятся разные вещи», отметил протоиерей Всеволод.

«С письменными текстами Его Святейшества все еще сложнее, — продолжает бывший соратник Патриарха. — Сам этот человек не способен написать и пяти связных страниц. Он вообще не в состоянии держать в голове нескольких страниц письменного материала, не в состоянии понять, что вносимая им поправка или новая идея может войти в противоречие с другим элементом того же текста или вообще убить его логику. Это не возрастные особенности – так было всегда».

По словам о. Всеволода Чаплина, письменные тексты митрополиту, а затем Патриарху Кириллу «обычно писали люди с системным мышлением, со сформировавшимися взглядами». Так, концептуальные речи на Всемирном русском народном соборе в последние годы писал Александр Рудаков под руководством о. Всеволода. Богословские тексты готовила команда митрополита Илариона (Алфеева). Тексты по общественно значимым вопросам – опять же, команда о. Всеволода Чаплина.

В настоящее время многое изменилось. «Сейчас происходит все больше спонтанных выступлений по важнейшим вопросам – посмотрите на стыдливо порезанную собственной пресс-службой речь в Мосгордуме с ее «тошниловками» и раскрытием источников познаний о жизни в виде разговоров работающих на него сторожей и дворников. Абсолютная власть повлияла на нынешнего Патриарха крайне плохо – он, похоже, возомнил себя человеком, в высшей степени компетентным во всех вопросах и имеющим в них последнее слово. И это создает грандиозную опасность для него самого, для Церкви и для окормляемых ею народов», — считает протоиерей Всеволод.

Он критически высказался о попытках Патриарха лишить оппонентов трибуны. «Бешеное давление на православные и даже светские СМИ, направленное на то, чтобы убить мои программы и лишить меня права выступать, я считаю бунтом убожества, дорвавшегося до власти и желающего быть «на всех похоронах покойником». Но с этим бунтом мы справимся», — утверждает священник.

«Чтобы Патриарха не обвиняли в ереси, надо все важнейшие церковные решения и документы предварительно обсуждать всей Церковью – с возможностью доступа к процессу всех желающих и с концептуальной работой людей, которым есть что сказать. И должен быть полностью исключен псевдохаризматичсекий волюнтаризм, убивающий соборность и настоящую церковность. Он опасен и разрушителен. Он кончится большой бедой. Если он будет продолжаться, нынешнему Предстоятелю одна дорога – в Новый Иерусалим», — заключает протоиерей Всеволод Чаплин, отсылая к расколу 17 века, когда тогдашний Патриарх Никон удалился в подмосковный Новоиерусалимский монастырь, а после был извержен из сана.

«Сигналов уже очень много – даже публичных. А непубличных еще больше. Недаром одна ключевая в Церкви фигура все время гадает, когда «Святейшенька» помрет, а вторая – правда, уже попавшая под расчистку поляны для угодливых убожеств – пишет друзьям: «Бачилы очи шо выбыралы, а тепер хоч повылазить»…», — добавляет протоиерей Всеволод, намекая на одного из иерархов УПЦ (МП).

Прот. Всеволод Чаплин: У о. Андрея Кураева два пути — покаяться или покинуть Церковь

Очень некрасивая и постыдная ситуация сложилась в последние дни Рождественского поста и дни празднования Рождества Христова в связи с реакцией протодиакона Андрея Кураева на его увольнение из Московской духовной академии, где он некоторое время преподавал в качестве профессора.

Увольнения такие имели место и ранее. В свое время отцу Андрею пришлось уйти из Российского православного университета, где ему и было присвоено звание профессора. Потом ему пришлось уйти из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И в этих случаях – точно так же, как и в случае с Московской духовной академией, – и студентов, и преподавателей волновали его выступления и действия. В частности, действия, которые в решении Ученого совета МДА были названы эпатажными.

Я много раз слышал жалобы студентов и преподавателей тех учебных заведений, где преподавал отец Андрей, на то, что некоторые его высказывания противоположны тому соборному самоощущению, которое есть у нашей Церкви. Это касалось очень многих выступлений отца Андрея. Это касалось и оценки кощунства в Храме Христа Спасителя, и разговоров о том, что христиане якобы не имеют права призывать государство, чтобы оно ограничивало зло и поддерживало добро силой закона. Это касалось пренебрежительного отношения отца Андрея к святыням, периодически граничащего с кощунством. Это касалось и разговоров о том, что традиции благочестия устарели и якобы никому не нужны — а иногда они подвергались осмеянию и уничижению.

Периодически отец Андрей в ответ на критику и жалобы говорит, что в Церкви должно быть разномыслие, что не может быть соборной официальной позиции Церкви по общественно значимым вопросам. Вот это суждение очень похоже на те, которые в свое время приводили в свое оправдание лица, впоследствии ушедшие в расколы, секты и ереси.

Читать еще:  Что такое православие религия. День православия, вытеснивший ночь безверия

На самом деле у Церкви есть учение, которое связано с общественными вопросами и является частью ее предания. Это определения Соборов, в том числе Поместных и Архиерейских Соборов XX и XXI веков. Это и документы, принятые Священным Синодом нашей Церкви. Эти документы основываются не на какой-то политический конъюнктуре – они основываются на самом деле на Священном Писании, на учении многих святых. Более того, даже отдельные высказывания Святейшего Патриарха, иерархов Церкви, людей, которые работают в тех или иных сферах церковной и церковно-общественной жизни, – все эти высказывания всегда соотносятся с Евангелием Христовым, с тем, что говорили и делали многие и многие святые, с тем, как себя ощущает соборное тело Церкви, Тело Христово, с тем, как Церковь воспринимает окружающую реальность и что ожидает от нее.

Отец Андрей Кураев периодически пытался сказать, что есть некоторое различие между Евангелием и жизнью Церкви, между Писанием и Преданием. Предание Церкви – это не только то, что было сформулировано века назад, но и то, что имеет место сегодня. Традиция – это не только прошлое, это настоящее, прошлое и будущее. Говорить о том, что имеет место некоторое несоответствие и даже противоречие между Писанием и Преданием, – это значит не верить в Церковь, это значит не верить в Христа.

Подобные мысли отец Андрей высказывал много раз. С течением времени он стал высказывать их все чаще и чаще. И причина этому, скорее всего, в том, что он чувствовал и понимал, что большинство иерархов, пастырей и мирян, не приемлет того, что он говорит.

И ответом на это непонимание стало не желание покаяться, измениться, стать другим, а желание отомстить, настоять на том, что он не такой, как прочие люди, что он может рассчитывать на совершенно особое отношение, потому что у него в руках есть некие информационные возможности, он может громко бросить какие-то обвинения.

Практически открытым текстом в одном из интервью он привел примерно следующую мысль: как могли посметь меня тронуть? У меня в руках информационные возможности, я могу ответить! И он отвечает, чтобы отомстить. Так что не случайно кампания, которую сегодня показательно отец Андрей Кураев ведет в Интернете, началась примерно с середины декабря и была нацелена на то, чтобы предупредить: не смейте меня тронуть! Когда увольнение произошло, то кампания, конечно же, активизировалась. Наверное, и в этот раз людям Церкви он пытается сказать: как вы посмели тронуть человека, обладающего такими информационными ресурсами, который громко может бросать те или иные обвинения? Я не такой, как прочие. Я особый. Я требую к себе особого отношения.

Вот эта идея очень сильно присутствует в жизни отца Андрея Кураева в течение многих лет. Я хорошо помню, как отец Андрей Кураев, еще студент МДА, в то время, как остальные студенты либо учились, либо исполняли церковные послушания, проводил значительную часть времени в приемной ректора и в коридоре перед приемной, чтобы предложить какие-то проекты, предложить какие-то тексты.

Выслуживаться, показывать: я не такой, я отдельный от всех! Выслуживаться, показывая свою особость, добиваться особенного отношения – вот, что тогда, по-моему, составляло чуть ли не главную часть деятельности студента Андрея Кураева.

В 1991 году, став референтом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, отец Андрей практически сразу приступил к интригам. В августе этого года, когда окончилось неудачей деятельность Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), в момент, когда либеральная пресса и определенные политические круги практически шельмовали любого и требовали отставки любого, кто хотя бы частично, хотя бы в каких-то выражениях был заподозрен в поддержке деятельности ГКЧП, отец Андрей Кураев распространяет в среде светских журналистов популярных изданий написанный им текст, который предлагался в качестве основы для публикаций за чужой подписью. Это доказанный факт. В газете «Куранты», а затем и в интернете, Яков Кротов свидетельствовал, что Кураев предлагал ему такого рода текст.

Целью этой интриги было отстранение от должности по обвинению якобы в сотрудничестве с ГКЧП многих наших иерархов и замена их на людей, лояльных Кураеву, или на него самого. Интрига была раскрыта. Кураев был отстранен от работы референта Святейшего Патриарха. Также звучали обиды, также звучали разговоры о том, что он много знает и его нужно бояться. Правда, тогда эти разговоры не выливались в Интернет, а были кулуарными. В данном эпизоде ярко проявился характер этого человека, его горячее желание решать чужие судьбы, используя метод политического доноса.

С течением лет отец Андрей позволял себе все более и более развязные высказывания. Возможно, за этим стояла очень простая мысль: дайте мне хорошую должность, обеспечьте мне безбедное существование – иначе вы узнаете, как громко я умею ругаться. Чем дальше, тем больше эти резкие, принципиально расходящиеся с самоощущением Церкви выступления стали вызывать только усмешку и обратную реакцию. И то, что произошло с деятельностью отца Андрея в Московской духовной академии, – это очень логичное развитие событий. Это то, к чему отец Андрей шел в течение многих лет, все больше изолируясь от церковного организма, окружая себя подпевалами из числа некоторых представителей церковной и околоцерковной молодежи и теми людьми, которым он был выгоден как человек, который вроде бы изнутри Церкви выражал несогласие со многим из того, что она – как соборный организм иерархов, клира и мирян – говорит и делает.

Читать еще:  Архимандрит Савва (Мажуко): Меня огорчает та дурь, которую выдают за православную духовную жизнь. Самая крепкая дружба начинается… с драки

Теперь протодиакон Андрей Кураев посвящает чуть ли не большую часть своего времени, в том числе время Рождественского сочельника и праздника Рождества Христова, распространению интернет-сплетен. Это именно сплетни. Тексты, которые он публикует и комментирует от своего имени или от якобы чьего-то еще имени, не содержат ни доказательств вины того или иного человека, ни официально сформулированных обвинений. Он говорит о грехе мужеложства. Если действительно такой грех существует в светском обществе или церковной среде, он должен быть обличен и должен быть наказан по нравственным принципам Православной Церкви. Однако для этого, если уж по крайней мере говорить о церковной среде, нужен церковный суд, который, по слову Самого Христа, не может не руководствоваться признаниями, показаниями двух или трех людей, которые при этом никак не могут быть анонимами.

Никакого суждения не может быть вынесено на основе сплетен или слухов. На основе кампании, которая совершенно определенным образом имеет отношение к мести уволенного преподавателя духовной школы. Было бы странно и страшно представить себе какие бы то ни было церковные решения, принятые под давлением кампании, которую сегодня ведет этот человек.

Его тексты, его блог – это сегодня отравленный и нечистый источник. Этот источник ни в коей мере не может принести какой-либо пользы церковной жизни именно в силу того настроя и того отношения к Церкви, которые сегодня из этого источника льются. Из этого источника не может исходить ничего отрицательного для настоящей церковной жизни, и уж тем более – из него не может исходить ничего положительного. Не случайно те, кто сегодня поддерживают отца Андрея Кураева, по крайней мере публично, – это в основном недруги Церкви. Люди, которые, будучи неверующими или маловерующими людьми, интерпретируют христианство в далеком от Евангелия ключе и одновременно пытаются установить контроль над церковной жизнью, получить доступ к тем решениям, которые в Церкви принимаются. Люди, которые пытаются заставить принимать эти решения под влиянием общественных кампаний, под влиянием очернения той или иной личности или поддержки той или иной личности.

Сегодня это влияние пытаются построить вокруг сплетен о личной жизни духовенства и мирян. Завтра могут начать ставить политические условия. Послезавтра – богословские или псевдобогословские. Но цель одна – заставить Церковь меняться по законам мира сего, лежащего во зле. Заставить Церковь принимать любые решения под руководством хорошо срежиссированных и прекрасно организованных общественных кампаний, подобных тем, которые были предприняты много раз на Западе для того, чтобы поставить Церковь под контроль. И, к сожалению, во многих случаях это удалось. Более того, многие кампании, начавшись с разговоров о более демократичном церковном управлении, о достижении справедливости в разного рода разбирательствах — очень быстро заканчивались тем, что из Церкви попросту попытались изгнать дух Христа, заставив ее служить обществу потребления и новомодным политическим идеям, которые пытаются принести на смену христианству. Да не будет этого с нами!

Я очень рад, что тот отравленный и нечистый источник, о котором я сегодня сказал, практически игнорируется верующими людьми. Он не повлиял на самоощущение Церкви. Будем надеяться, что никогда этого и не произойдет. Этот источник сегодня питает только тех, кто испытывает к Церкви недобрые чувства и пытается реформировать ее вопреки Евангельскому слову, вопреки наследию святых отцов. Я надеюсь, что архиереи, пастыри и миряне нашей Церкви достаточно сильно укрепляемы Божией благодатью для того, чтобы не дать возможности проделать с нами, того, что проделали с некоторыми западными христианскими или уже постхристианскими сообществами.

Мы должны слушать Бога, а не блоги. Мы должны руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием Церкви, а не переменчивыми веяниями времени, мира сего, которые всегда в истории для Церкви были разрушительными. Попытка оспорить единую власть Бога и поставленной Им иерархии столь же абсурдна, как и попытка представить себе, что в Царствии Божием будут партии, будут те или иные группы влияния, будут люди, которые бросят Богу вызов. Как только ты отвергаешь Божию власть, ты быстро оказываешься во власти антихриста. И об этом нам сегодня очень четко нужно помнить.

Что же будет с самим отцом Андреем? У него два пути. Первый, очень простой, предписанный Священным Писанием, предписанный Самим Христом – покаяться, измениться, стать новым человеком. Наверное, такой шанс все еще есть, потому что в жизни отца Андрея было много вдохновляющих проповеднических, миссионерских, писательских успехов. И, может быть, не потеряна еще возможность, вспомнив свою первую любовь ко Христу, понять что Он – это Его Церковь, и в любви к ней, без мести, без шантажа, без злобы можно восстановиться духовно. Этого бы я лично – как старый знакомый отца Андрея – очень хотел.

Второй путь – это приложиться к тем, кто точно так же в свое время, объясняя свои слова и действия благими разговорами, покинул Церковь и стал ее разрушать вместе с ее исконными недругами. Мы помним имена этих людей – Денисенко, Якунин, Дзюбан… Некоторые из них еще упоминаются в СМИ, некоторые почти полностью забыты. Когда-то о них говорили как о героях, именно потому, что они разделяли Церковь, а потом о них стали говорить с пренебрежением или перестали говорить вовсе. Очень не хотелось бы, чтобы этот перечень имен пополнился именем протодиакона Андрея Кураева. Путь к изменению открыт. Будем надеяться, что он не будет отвергнут.

Читать еще:  Инсульт: к чему снится сон. К чему снится инсульт

Протоиерея Всеволода Чаплина раскритиковали его собратья по служению

Недавние высказывания руководителя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерея Всеволода Чаплина о том, что патриарху и епископам не то что не запрещено, но даже пристало принимать в подарок дорогие предметы быта, вызвали резкую критику со стороны известных представителей РПЦ – первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ, настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова и профессора и профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева.

Как отмечает 13 апреля “Новая газета”, в руководстве РПЦ, по-видимому, не исключены “чистки”. Вероятно, считает издание, Патриарх Кирилл весьма недоволен работой своих PR-структур – пресс-службы, управляющей официальным сайтом РПЦ “Патриархия.ru” (где так неумело пытались “зафотошопить” дорогие часы на руке предстоятеля), а также Информационного отдела и ОВЦО.

И по количеству публикаций, и по уровню аргументации, и по оперативности реакций церковные СМИ явно проиграли светским, и уж тем более – интернету. Среди “проколов” информационных служб РПЦ газета указывает и на неловкую “историю” с часами, и масштабное сочувствие “неправедно наказанным” участницам Pussy Riot, и историю с квартирой патриарха в “Доме на набережной”.

Активизация в последние дни Андрея Кураева и Максима Козлова, по мнению, “Новой газеты”, – явный признак начинающейся переконфигурации команды патриарха Кирилла.

Издание поясняет, почему удар прежде всего оказался направлен на Всеволода Чаплина. Можно долго перечислять скандалы, с которыми ассоциируется имя председателя ОВЦО. Среди них – заявления о том, что большевиков надо убивать, попытки ввести “дресс-код”, проповедь “православных ночных клубов”, скандирование неприличных лозунгов в клубе “О.Г.И.” под Рождество, в котором был замечен протоиерей Всеволод. В довершение всего Чаплин накануне в эфире радиостанции “Финам FM” вновь повторил свой любимый пассаж о допустимости роскоши у церковных иерархов.

Вот, что на это возразил Андрей Кураев: “Интересно, дерзнул бы такие слова сказать святитель Филарет Московский в лицо императору? А если да, то что бы император подарил ему за это? Чукотскую кафедру для вразумления?”

В своем ЖЖ протодиакон также призвал Всеволода Чаплина оставить “свою апологию стяжательства, карьеризма и должностной непогрешимости”. “Хотите жить богато – живите. Но Веру нашу не троньте и Евангелие Христово не подменяйте”, – написал Кураев.

В качестве примера святоотеческого отношения к богатству Андрей Кураев привел пространную цитату из одного из Отцов Церкви – Григория Богослова, который, кстати, занимал отнюдь не последнюю ступень в иерархии Византийской церкви: “Не знал я, что мне должно входить в состязания с консулами, правителями областей, знатнейшими из военачальников, которые не знают, куда расточить свое богатство, – что и мне, роскошествуя из достояния бедных, надобно обременять свое чрево, необходимое употреблять на излишества, изрыгать на алтари. Не знал, что и мне надобно ездить на отличных конях, блистательно выситься на колеснице, – что и мне должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны давать мне дорогу и расступаться предо мной, как перед диким зверем, как скоро даже издали увидят идущего. Если сие было для вас тяжело, то оно прошло. Простите мне сию обиду” (святитель Григорий Богослов. Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов).

Затем Кураев приводит слова из богослужения Великого Четверга, где говорится о “беззаконном Иуде”. ” Страдая сребролюбием, приобрел ты человеконенавистничество. Ведь если богатство ты любил, зачем к Учащему о нищете за наставлениями приходил?” – сказано там.

Андрей Кураев выражает надежду на то, что позиция главы ОВЦО не тождественна позиции патриархии. “Какой вывод из них должны сделать сотни новых епископов, вступающих во владение своими новыми дробно-бедными епархиями? Мол, чтобы не срамить Христа торжествующего, и мы должны обставить свой быт (а о. Всеволод тут сказал именно про предметы личного быта, а не предметы богослужения) с максимальной роскошью. Это называется – “епископы станут ближе к народу”?” – написал протодиакон.

Как иронично замечает “Новая газета”, остается надеяться, что слова Кураева не распространяются на патриарха Кирилла, который в своих проповедях на этой Страстной неделе также попытался развить апологию богатства, хотя и не такую гротескную, как Чаплин. Иначе придется рассматривать предупреждения Кураева как “тревожный звоночек”, но не из патриархии, а из более высоких сфер российской политики.

Между тем, любопытный комментарий по поводу темы “Церковь, вера, стяжательство и государство” сделал, также на страницах “Новой газеты”, писатель, художник, философ Макчим Кантор. По его словам, “претензия, вмененная обществом Храму и Патриарху, должна быть переадресована всей русской культуре, воспитанной на православии – на осмыслении этой именно Церкви. Как государство соотносится с верой, особенно если вера изначально связана с понятием славы и силы? Как домашняя вера (Наташи Ростовой, идущей в Страстную неделю в скромный храм) сочетается с грозной проповедью с амвона?”.

Когда князь Владимир выбирал монотеистическую религию на смену язычеству, пишет автор, его привлекла красота и торжественность обряда Византийского храма. Князь выбирал Церковь, которая наглядно являет могущество. При этом М. Кантор напоминает, что европейские храмы того времени были просты. Полтора века спустя аббат Сюжер способствовал смене строгого романского стиля на готический, утвердив идею того, что богатство Церкви суть отражение небесной славы. Православная же религия, по словам М. Кантора, драгоценным сиянием обряда руководствовалась изначально.

Источники:

http://russkievesti.ru/novosti/religiya/protoierej-vsevolod-chaplin-podverg-zhyostkoj-kritike-patriarxa-kirilla.html
http://www.pravmir.ru/prot-vsevolod-chaplin-u-o-andreya-kuraeva-dva-puti-pokayatsya-ili-pokinut-cerkov/
http://m.newsru.com/religy/13apr2012/kritik.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: