Протоиерей георгий митрофанов о сексуальной жизни. Цикл лекций «мир иконы»

Протоиерей георгий митрофанов о сексуальной жизни. Цикл лекций «мир иконы»

По материалам лекции « Древнерусская живопись. Разговор об иконах Третьяковской галереи», прочитанной в Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького в рамках цикла «Слово и Образ» по инициативе культурно-просветительского фонда «Преображение».

Александр Архангельский. Фото: Евгений Гурко

Говоря о древнерусской иконе, мы не будем касаться тех вещей, которые легко можно найти в интернете, в каталоге Третьяковской галереи. Мы будем говорить об образах и символах так, чтобы это пространство по возможности ожило.

«Икона» в переводе значит «образ». Человек мыслит образами, копирует образы в своём поведении. Икона не просто о чём-то рассказывает, она утверждает какие-то вещи, активно чему-то противостоит. Князь Евгений Трубецкой писал, что икона утверждает богоподобие человека в мире, где очень многие утверждают, что человек звероподобен.

Более тысячи лет назад отгремели иконоборческие споры, и Церковь утвердила почитание святых икон. Но многие ли наши современники задумываются, кого и что они видят на иконе? А когда задумываются — не получается ли ещё хуже? О том, правду ли говорят искусствоведы о Синайском Спасе — иконописец Дмитрий Марченко.

Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае — один из самых впечатляющих шедевров иконописи. Был написан, как принято считать, в Константинополе в середине VI века при императоре Юстиниане I и передан им в дар Синайскому монастырю, пользовавшемуся покровительством императора.

Какое-то время образ был забыт, его обнаружили только в XIX веке, но оценить всю художественную мощь и духовную глубину этой иконы мир смог лишь в 1962 году, когда поверхность её была очищена от поздних поновлений.

Читать еще:  Читать библию евангелия от иоанна 18 глава. Евангелие от иоанна

Изначально Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустика была самой распространенной техникой исполнения икон.

Синайский образ производит на зрителя очень сильное впечатление — в первую очередь необычной экспрессией, силой и свободой мазка. Не секрет, что современному русскому православному привычнее гладкость и зализанность иконной поверхности — «смиренное» подражание образцам позднего русского средневековья, от Рублёва до Дионисия. Другая бросающаяся в глаза особенность — ярко выраженная асимметрия и даже как бы разнохарактерность черт лика Спасителя.

Эта асимметрия синайской иконы, без упоминания которой не обходится ни один текст о ней, явилась настоящим камнем преткновения для многих современных богословствующих искусствоведов и искусствоведствующих богословов.

Признаюсь честно, мне повезло с Синайским Спасом. Я сперва увидел репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочёл о нём. Тут-то я и отдал себе отчёт в том, что знаменитой асимметрии я до знакомства с посвящённой памятнику литературой не замечал. То есть, я её, конечно, видел, но не придавал ей никакого особого, а тем более — символического значения.

На меня глядел Христос, я узнавал Его — это было главное в моём общении с иконой, и я совершенно не был расположен делать наблюдения типа «а-а-а, смотри-ка, глаза-то у Него разные!» или «а левый-то ус правого короче!»

Но есть люди, которые смотрят на образ Спасителя иначе. Им кажется, что их понимание иконы углубится оттого, что они, во-первых, сосредоточат свое внимание на «разноглазости», асимметричности образа и, во-вторых, найдут правильное объяснение этой асимметричности.

Мир иконы

Мои работы

Иконы Святой Троицы

  • Икона Святой Троицы Ветхозаветной
  • Икона Святой Троицы Новозаветной
Читать еще:  Давидова пустынь монастырь официальный. Мужской монастырь давидова пустынь

Иконы Спаса Вседержителя

  • Икона Спас Нерукотворный
  • Икона Спас Нерукотворный
  • Икона Спас Вседержитель
  • Икона Спас Вседержитель
  • Икона Спас Вседержитель
  • Икона Спас Вседержитель (В окладе ХIХ века)

Иконы Божией Матери

  • Казанская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Державная
  • Кикская икона Божией Матери
  • Владимирская икона Божией Матери
  • Корсунская икона Божией Матери
  • Владимирская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Знамение
  • Донская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Умиление злых сердец
  • Владимирская икона Божией Матери
  • Ярославская икона Божией Матери
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Тихвиская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Всецарица
  • Владимирская икона Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Донская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Воспитание
  • Икона Божией Матери Всецарица
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
  • Икона Божией Матери Умиление
  • Петровская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Одигитрия
  • Казанская икона Божией Матери
  • Корсунская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Скоропослушница
  • Донская икона Божией Матери
  • Песчанская икона Божией Матери
  • Икона Не рыдай Мене, Мати
  • Икона Божией Матери «Троеручница»
  • Игоревская икона Божией Матери
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Икона Божией Матери Прибавление ума
  • Икона Божией Матери »Помощница в родах’

Иконы Святых

  • Икона Святой Анастасии Узорешительницы
  • Икона Святой Мученицы Анисии
  • Икона Святой Великомученицы Ирины
  • Икона Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги
  • Икона Святой Мученицы Наталии
  • Икона Святой Преподобномученицы Елисаветы

Посмотреть другие новости

Источники:

http://alex-kopein.livejournal.com/tag/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://iconworld.ru/%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector