Протоиерей георгий митрофанов о сексуальной жизни. Цикл лекций «мир иконы»
Протоиерей георгий митрофанов о сексуальной жизни. Цикл лекций «мир иконы»
По материалам лекции « Древнерусская живопись. Разговор об иконах Третьяковской галереи», прочитанной в Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького в рамках цикла «Слово и Образ» по инициативе культурно-просветительского фонда «Преображение».
Александр Архангельский. Фото: Евгений Гурко
Говоря о древнерусской иконе, мы не будем касаться тех вещей, которые легко можно найти в интернете, в каталоге Третьяковской галереи. Мы будем говорить об образах и символах так, чтобы это пространство по возможности ожило.
«Икона» в переводе значит «образ». Человек мыслит образами, копирует образы в своём поведении. Икона не просто о чём-то рассказывает, она утверждает какие-то вещи, активно чему-то противостоит. Князь Евгений Трубецкой писал, что икона утверждает богоподобие человека в мире, где очень многие утверждают, что человек звероподобен.
Более тысячи лет назад отгремели иконоборческие споры, и Церковь утвердила почитание святых икон. Но многие ли наши современники задумываются, кого и что они видят на иконе? А когда задумываются — не получается ли ещё хуже? О том, правду ли говорят искусствоведы о Синайском Спасе — иконописец Дмитрий Марченко.
Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае — один из самых впечатляющих шедевров иконописи. Был написан, как принято считать, в Константинополе в середине VI века при императоре Юстиниане I и передан им в дар Синайскому монастырю, пользовавшемуся покровительством императора.
Какое-то время образ был забыт, его обнаружили только в XIX веке, но оценить всю художественную мощь и духовную глубину этой иконы мир смог лишь в 1962 году, когда поверхность её была очищена от поздних поновлений.
Изначально Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустика была самой распространенной техникой исполнения икон.
Синайский образ производит на зрителя очень сильное впечатление — в первую очередь необычной экспрессией, силой и свободой мазка. Не секрет, что современному русскому православному привычнее гладкость и зализанность иконной поверхности — «смиренное» подражание образцам позднего русского средневековья, от Рублёва до Дионисия. Другая бросающаяся в глаза особенность — ярко выраженная асимметрия и даже как бы разнохарактерность черт лика Спасителя.
Эта асимметрия синайской иконы, без упоминания которой не обходится ни один текст о ней, явилась настоящим камнем преткновения для многих современных богословствующих искусствоведов и искусствоведствующих богословов.
Признаюсь честно, мне повезло с Синайским Спасом. Я сперва увидел репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочёл о нём. Тут-то я и отдал себе отчёт в том, что знаменитой асимметрии я до знакомства с посвящённой памятнику литературой не замечал. То есть, я её, конечно, видел, но не придавал ей никакого особого, а тем более — символического значения.
На меня глядел Христос, я узнавал Его — это было главное в моём общении с иконой, и я совершенно не был расположен делать наблюдения типа «а-а-а, смотри-ка, глаза-то у Него разные!» или «а левый-то ус правого короче!»
Но есть люди, которые смотрят на образ Спасителя иначе. Им кажется, что их понимание иконы углубится оттого, что они, во-первых, сосредоточат свое внимание на «разноглазости», асимметричности образа и, во-вторых, найдут правильное объяснение этой асимметричности.
Мир иконы
Мои работы
Иконы Святой Троицы
- Икона Святой Троицы Ветхозаветной
- Икона Святой Троицы Новозаветной
Иконы Спаса Вседержителя
- Икона Спас Нерукотворный
- Икона Спас Нерукотворный
- Икона Спас Вседержитель
- Икона Спас Вседержитель
- Икона Спас Вседержитель
- Икона Спас Вседержитель (В окладе ХIХ века)
Иконы Божией Матери
- Казанская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Державная
- Кикская икона Божией Матери
- Владимирская икона Божией Матери
- Корсунская икона Божией Матери
- Владимирская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Знамение
- Донская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Умиление злых сердец
- Владимирская икона Божией Матери
- Ярославская икона Божией Матери
- Тихвинская икона Божией Матери
- Казанская икона Божией Матери
- Тихвиская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Всецарица
- Владимирская икона Божией Матери
- Казанская икона Божией Матери
- Донская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Воспитание
- Икона Божией Матери Всецарица
- Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
- Икона Божией Матери Умиление
- Петровская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Одигитрия
- Казанская икона Божией Матери
- Корсунская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Скоропослушница
- Донская икона Божией Матери
- Песчанская икона Божией Матери
- Икона Не рыдай Мене, Мати
- Икона Божией Матери «Троеручница»
- Игоревская икона Божией Матери
- Успение Пресвятой Богородицы
- Икона Божией Матери Прибавление ума
- Икона Божией Матери »Помощница в родах’
Иконы Святых
- Икона Святой Анастасии Узорешительницы
- Икона Святой Мученицы Анисии
- Икона Святой Великомученицы Ирины
- Икона Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги
- Икона Святой Мученицы Наталии
- Икона Святой Преподобномученицы Елисаветы
Посмотреть другие новости
Источники:
http://alex-kopein.livejournal.com/tag/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://iconworld.ru/%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B