Протестантизм течения и направления. Израиль

Протестантизм: история реформации

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

  1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, с помощью рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
  2. Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
  3. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
  4. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию .

Три главных Sola или принципа протестантизма:

  1. Sola Scriptura – «Только Писание» — протестанты не признают Церковного Предания и считают, что Слова Господа вполне достаточно для спасения. О богодухновенности других текстов человек судить не может, поэтому следует ориентироваться только на Священное Писание.
  2. Sola fide – «Только верой» — Спасение дается только по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека. Протестанты не отрицают, что вера без дел мертва, но с «технической» точки зрения человек спасается верой.
  3. Solus Christus – «Только Христос» — спасение для протестантов только во Христе, лютеране возносят молитвы только Богу и, не отрицая Богородицу и святых, считают, что нет необходимости в их особом «ходатайстве» перед Богом.

Существуют и другие принципы:

  1. Soli Deo gloria – «Только Богу слава» — Церковная иерархия является у протестантов формальной, а пастор это — просто человек, хорошо знающий и понимающий писание. Протестантизм не почитает иконы и святые мощи.
  2. Sola gratia – «Только благодатью» — эта доктрина говорит о том, что человек не может поспособствовать делу своего спасения и спасется лишь благодаря Божественной благодати.
  • Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде.
  • Протестанты признают авторитет лишь первых четырех Вселенских Соборов.
  • Одним из символов протестантизма является «Роза Лютера».

Протестантизм в современном мире

  • По количеству последователей в христианстве протестантизм уступает только католичеству. В 2010 году в мире было более 800 млн протестантов;
  • Протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения.
  • В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, а в 49 странах большинство населения называли себя протестантами.
  • В ряде стран протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных Церквей».

Протестантизм и православие: отличия

  • Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.
  • В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.
  • Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
  • Протестанты не молятся Богородице и святым.
  • У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.
  • Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.
Читать еще:  Гороскоп на козерог для мужчин любовный оракул. Его сексуальная жизнь

Интересный факт о протестантизме

Считается, что Мартин Лютер, лидер Реформации, первым из священнослужителей похоронил самоубийцу на городском кладбище, а не за его пределами, как это было принято. Самоубийцей был мальчик-подросток, и Лютер хотел поддержать его убитых горем родителей. Когда его упрекнули в этом, Лютер ответил: «вы думаете, что этот человек убил себя? А я считаю, что его погубил дьявол».

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

протестантизм

ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ , одно из основных направлений христианства, наряду с католицизмом (см. церковь католическая) и православием. Протестантизм утверждает, что Божественная благодать даруется людям непосредственно, без участия церкви и духовенства, а спасение достигается через личную веру человека в искупительную жертву Иисуса и по воле Бога.

Протестантизм распадается на множество течений — англиканскую церковь, лютеранство (см. М. Лютер), кальвинизм, баптизм и др. Начало протестантизма связывают с периодом Реформации в Европе (16 в.) и деятельностью ее духовных вождей М. Лютера, У. Цвингли и Ж. Кальвина, однако основные положения протестантизма были сформулированы еще в 14–15 вв. английским реформатором Дж. Уиклифом и чешским проповедником Я. Гусом, тогда же возникли и первые массовые протестантские движения — лоллардов в Англии и гуситов в Богемии и Моравии. Уходя от ортодоксального христианства, члены некоторых протестантских сект становились иудействующими. Ряд сект отрицал догмат о троице и Божественную природу Иисуса (унитарии, «польские братья»). Среди гуситов практиковался кашрут и нормы убоя ритуального. (Во время войн Контрреформации некоторые из наследников гуситов, потерпев поражение в войне с католиками, отказались принять католичество и стали еврейскими прозелитами). Среди английских (позже и американских) пуритан, особо чтивших Ветхий завет, действовали группы, требовавшие соблюдения субботы и введения иврита в литургию. Христианские протестантские течения, основанные на положениях Ветхого завета (запрет есть свинину, соблюдение субботнего отдыха), существуют поныне (например, адвентисты седьмого дня).

Тем не менее, протестантизм в целом вплоть до новейшего времени сохранял унаследованное от средневекового христианства и закрепленное лидерами Реформации враждебное отношение к евреям. От других ответвлений христианской религии его отличал лишь более глубокий интерес к Ветхому завету как теологическому источнику и к истории еврейского народа, в том числе послебиблейской. Некоторые из работ по еврейской истории, написанные протестантами, достаточно объективны, в них отсутствуют спекуляции по спорным вопросам; такова, например, «История и религия евреев от Иисуса Христа до настоящего времени» гугенота Ж. Банажа, дипломата и ученого (начало 18 в.). Книга тотчас после появления была переиздана иезуитами, которые опустили или «отредактировали» все упоминания об ответственности христиан за страдания евреев. Почти во всех университетах были открыты кафедры языка иврит, протестантские ученые активно изучали раввинистическую литературу, их занятия Талмудом постепенно устранили ложную атмосферу, созданную вокруг него христианскими богословами в средние века.

Миссионерскую деятельность, в том числе среди евреев, протестантизм развил не сразу, но уже в 17 в. появились обращенные к евреям печатные проповеди, авторами которых были главным образом выкресты. Стратегию протестантского миссионерства среди евреев разработал в начале 19 в. английский проповедник Л. Уэй. Он счел угнетенное положение евреев в христианских странах ужасающим и противоречащим морали; по его мнению, лишь полная эмансипация евреев могла бы стать предпосылкой успешной миссионерской деятельности в их среде. Протестантские миссии учредили школы и больницы, занимались благотворительной деятельностью в еврейских общинах Восточной Европы, Палестины и Северной Африки. Когда в 1910 г. был организован Международный миссионерский совет, в его состав вошел специальный комитет по обращению евреев. Заметных результатов эта деятельность не принесла. Хотя некоторые евреи, особенно в Германии и России, с конца 18 до начала 20 вв. приняли протестантизм (среди них были Д. Рикардо, И. Л. Невахович, А. Перетц, Л. Бёрне, Г. Гейне, И. Блиох, О. Мандельштам, А. Ф. Иоффе), их обращение обычно было вызвано не миссионерскими призывами, а земными заботами: стремлением к успешной карьере либо желанием вступить в брак с христианкой. Тем не менее, идеология протестантского миссионерства способствовала распространению взаимной терпимости и гуманизма в Европе и Америке.

В рамках протестантизма (преимущественно английского) сформировалась и получила развитие идея христианского сионизма. Еще в 17 в. милленаристы (см. Кальвинизм) проявляли интерес к возвращению евреев в Эрец-Исраэль как к предпосылке второго пришествия Иисуса. Дж. Толанд (см. Деисты) предрекал, что возвращение евреев на историческую родину сделает их могущественной и благоденствующей нацией. Под влиянием глубоко религиозного графа Шефтсбери влиятельный министр иностранных дел Великобритании лорд Хенри Пальмерстон, открывая в 1839 г. в Иерусалиме консульство, снабдил его специальным мандатом — покровительствовать палестинским евреям, лишенным консульской защиты других стран. Эта мера содействовала притоку евреев в страну. Идею протестантского сионизма поддержали люди, чьи имена навсегда вошли в историю еврейского заселения Эрец-Исраэль, такие как Л. Олифант и Ч. Уингейт. Приверженность этой идее некоторых членов английского кабинета сыграла определенную роль в принятии Бальфура декларации в 1917 г.

Читать еще:  Предсказания на год знаки зодиака.

Протестантские ученые 19 в., преимущественно немецкие, внесли решающий вклад в развитие библейской критики и другие разделы науки о еврействе. Так, Францу Деличу принадлежит классический труд «К истории еврейской поэзии» (1836), монографии «Еврейский ремесленный труд во времена Иисуса» (1868), «Еврейско-арабская поэзия домухаммадовой поры» (1874), и мн. др. Делич был ярым противником антисемитского движения (см. Антисемитизм) в Германии с его вариантами кровавого навета; стремясь к обращению евреев, он перевел на иврит Новый завет (совместно с И. Э. Залкинсоном, 1877). К. Г. Граф — автор капитального труда «Исторические книги Ветхого завета» (1866). Самым крупным ученым-библеистом 19 — начала 20 вв. был Ю. Вельхаузен, автор так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста, до сих пор не утратившей научного значения. Значителен был вклад в изучение послебиблейского иудаизма американца Дж. Ф. Мура, автора двухтомника «Иудаизм в первые столетия христианской эры» (1927), и английского унитария Р. Т. Херфорда, издавшего в 1912 г. монографию «Фарисейство» и в течение последующих 30 лет опубликовавшего серию книг о Талмуде.

В конце 19 в. протестантские круги Германии поддержали антисемитское движение. Пастор А. Штеккер основал Христианско-социалистический рабочий союз, требовавший введения процентной нормы и прекращения еврейской иммиграции. Значительная доля вины в Катастрофе европейского еврейства лежит на христианских, в том числе протестантских, церквях, хотя многие священнослужители и прихожане участвовали в Сопротивлении антинацистском и помогали спасать от уничтожения евреев, особенно еврейских детей. В 1933 г. один из наиболее авторитетных лютеранских теологов Германии Д. Бонхеффер в книге «Церковь перед еврейским вопросом» выразил моральную поддержку готовившимся Нюрнбергским законам, сославшись на мнение Лютера о евреях. Хотя в книге утверждалось, что страдания, возложенные на евреев Богом, имеют цель привести их к христианству (следовательно, не одобрялись ни курс на тотальное истребление, ни преследование принявших крещение), нацисты справедливо расценили позицию церкви как поощрение своей расовой политики. Вскоре после Второй мировой войны Совет евангелической церкви принял специальный документ, так называемое Штутгартское исповедание вины (19 октября 1945 г.), в котором принимается ответственность христиан за Катастрофу и декларируется недопустимость какого-либо проявлении антисемитизма.

Шок, вызванный Катастрофой, заставил ряд протестантских мыслителей поставить вопрос о пересмотре основ веры (Ф. В. Марквардт «Бытие Христа после Освенцима», 1979; Дж. Павликовский «Катастрофа и современная христология», 1986). Отмечается, что вражда к евреям отражена еще в евангелиях, следовательно, пересмотру подлежит и Новый завет (сборник «Антииудаизм в Новом завете», 1967; книга Г. Баумбаха с тем же названием, 1983).

Принципы новых взаимоотношений между христианами и евреями рассматривались на Чрезвычайной конференции евреев и христиан, состоявшейся в Зелисберге (Швейцария) в 1947 г. по инициативе протестантских теологов. На ней присутствовали 64 человека: богословы, писатели, педагоги — протестанты, католики и евреи. Конференция обсудила вопросы борьбы с антисемитизмом и новые формы диалога между религиями. На своей учредительной конференции в Амстердаме (1948) Всемирный совет церквей (организация, объединяющая большинство протестантских и православных церквей) принял резолюцию, резко осуждающую антисемитизм. На 3-й всемирной конференции этого Совета в Нью-Дели (Индия, 1961) была принята дополнительная резолюция с рекомендацией отвергнуть идею коллективной вины евреев за распятие Иисуса (в обеих резолюциях содержатся и пункты о необходимости обращения евреев в христианство). В 1964 г. декларации против антисемитизма приняли влиятельные протестантские организации: Национальный совет христианских церквей США, Всемирная федерация лютеран, Протестантская епископальная церковь США и др. Для большинства протестантских церквей с этого времени антиеврейская направленность уходит в прошлое. Определенные итоги подведены в социологическом исследовании американцев Ч. Дж. Глока и Р. Старка «Христианская церковь и антисемитизм» (1966).

Интерес к диалогу с евреями, проявляемый протестантизмом, привел к созданию специальных церковных и межцерковных организаций. Еще в 1932 г. в составе Международного миссионерского совета был сформирован Комитет христианского сотрудничества; когда в 1961 г. миссионерский совет вступил в Международный союз церквей, этот комитет стал называться Комитетом по делам церкви и еврейского народа. Подобного рода структуры были созданы также внутри протестантских церквей западноевропейских стран. Так, реформатские церкви Нидерландов создали координационный комитет «Межцерковные связи с Израилем». Евангелическая церковь Германии проводит регулярные конференции по вопросам еврейско-протестантских взаимоотношений, ведет сбор документации, публикует библиографические обзоры материалов.

Организованное протестантство США и Канады проявляет меньше инициативы в развитии отношений и взаимопонимания с евреями. Активность в этой области проявляют лишь группы «озабоченных христиан»; в их число входят богословы и пасторы, но они обычно не представляют церкви.

Диалог между евреями и христианами ведется и вне рамок церковных структур. В большинстве европейских стран, Северной Америке и Австралии а также в Израиле организованы советы из евреев и христиан для развития взаимопонимания и диалога между религиями. В 1961 г. эти советы создали Международный консультативный комитет организаций христианско-еврейского сотрудничества. Во Всемирном еврейском конгрессе, Американском еврейском комитете, Бней-Брите и Лиге борьбы с диффамацией существуют специальные отделы связи с христианами. Организации синагог реформированного (см. Реформизм в иудаизме) и консервативного иудаизма, особенно в США, придают большое значение развитию взаимопонимания с христианами и создали для этого собственные структуры.

С 1980 г. получил организационное оформление христианский сионизм, открылось Христианское посольство в Иерусалиме, представляющее друзей Израиля — в основном приверженцев различных течений протестантизма (баптисты, англикане, методисты и др.), а также католиков и православных. По утверждению представителей посольства (данные на 1990 г.), их поддерживают во всем мире 70 млн сторонников. Посольство организовывает в Иерусалиме богословские конференции и симпозиумы, паломничество, а также митинги и уличные шествия в поддержку сионизма и Израиля; ежегодно в праздник Суккот устраиваются фестивали. Посольство занимается гуманитарной деятельностью в пользу новых репатриантов — в частности, финансирует чартерные рейсы самолетов в аэропорт Лод. В 1-й половине 1980-х гг. посольство принимало активное участие в борьбе за право евреев СССР на репатриацию.

Читать еще:  Евангелие от иоанна 12. Иоанн XII: биография

В 1987 г. в Базеле (Швейцария) состоялся I Всемирный конгресс христиан-сионистов. На нем присутствовало 500 богословов, священников, руководителей церквей из США, Франции, ФРГ, Израиля, Англии, Австралии, Бразилии, Швейцарии и Нидерландов. Одна из резолюций конгресса призвала христиан оказать помощь Израилю в деле репатриации и абсорбции.

Основные направления протестантизма

Лютеранская (Евангелическая) церковь.Образовалась под влиянием идей Мартина Лютера. Лютеранство признает Никео-царьградский Символ веры, имеет свои вероучительные книги – “Аугсбургское вероисповедание” (1530 г.), катехизисы Лютера, “Книгу согласия” (1580 г.). Священной книгой почитается исключительно Библия. Основной принцип лютеранства – “оправдание верой” в искупительную жертву Иисуса Христа. Из таинств лютеранство признает только крещение и причащение. Наиболее широко лютеранство распространено в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. Сегодня в мире насчитывается около 80 млн. последователей этого протестантского направления.

Кальвинизм. Кальвинизм (реформатская и пресвитерианская церкви), как и лютеранство, является одним из самых ранних направлений протестантизма. Решающую роль в его формировании сыграла религиозная концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.).

Кальвинизм отрицает общеобязательный Символ веры. Единственной священной книгой считается Библия, но пользуются особой популярностью “Наставления в христианской вере” (1536-1559 гг.), “Церковные установления”, “Женевский катехизис” (1545 г.) и другие произведения Кальвина. В кальвинизме не признаются такие предметы культа, как иконы, свечи, крест. Крещение и причащение для кальвинистов – не более чем символические обряды. Большое значение играет в кальвинизме концепция предопределения.

По общему признанию исследователей, кальвинизм, сильно реформировав католическую веру, явился наиболее радикальным направлением в протестантизме.

Кальвинизм широко распространен во Франции, Нидерландах, Венгрии, Чехии, США, Канаде, Австралии. Из кальвинизма выделилась такая его разновидность, как конгрегационализм.

В современном мире насчитывается около 55 млн. кальвинистов.

Англиканская церковь. Образовалась путем придания государственного статуса протестантизму в английском королевстве. Символом веры англиканства является документ под названием “39 статей” (1571 г.). Как и в других направлениях протестантизма, отвергается Священное Предание, а Священное Писание почитается как первоисточник вероучения. Главой англиканской церкви считается король или королева. В противоположность лютеранству и кальвинизму в англиканстве сочетаются положения о спасении личной верой с положением о спасающей роли церкви, сохранена иерархия священнослужителей, а сами священники рассматриваются как посредники между Богом и человеком.

Англиканство более других протестантских церквей вобрало в себя католические традиции (церковная иерархия, проведение мессы).

Кроме самой Англии, это течение распространено в Шотландии, США, Индии, ЮАР, Пакистане, Канаде, Австралии, т.е. в тех странах, что входили некогда в состав Британской империи. Количество англикан в мире – около 58,5 млн. человек.

Баптизм возник в XVII веке в Англии. Основа вероучения баптизма – Библия. Вера в Иисуса Христа и его искупительную жертву считается достаточным основанием к спасению. Верит же только тот, кого избрал Бог. Особую важность в баптизме приобретает учение о “духовном возрождении”, происходящем под воздействием входящего в человека “Святого Духа”, что означает единение духа каждого верующего с Иисусом Христом.

В баптизме практикуют таинства крещения и причащения как символические обряды духовного единения с Христом. Крещение есть сознательный акт обращения к вере. Отличительной особенностью баптизма является обряд катехимента (приближения): перед крещением и вступлением в общину “приближенные” проходят годовой испытательный срок.

Обрядовая и культовая практика в баптизме отличается скромностью, ненапыщенностью. Молельный дом принципиально не отличается от своего светского аналога, отсутствуют также предметы культа.

Баптизм является одной из самых распространенных направлений протестантизма в мире. Число последователей баптизма достигает сегодня 72 млн. человек.

Адвентизм своему происхождению обязан баптизму, из которого выделился в начале 30-х годов XIX века.

Особенностью адвентизма является ожидание скорого пришествия Иисуса Христа. В рамках адвентизма разработана оригинальная эсхатологическая концепция – вера в то, что грядет скорое уничтожение мира, после которого будет создана новая земля и установится тысячелетнее царство Иисуса Христа. Человек, по учению адвентистов, умирает и телесно, и духовно. Но воскреснут лишь праведники – последователи адвентизма. По окончании царствования Христа будут воскрешены также и неправедники, но только для того, чтобы служить праведникам.

Наибольшее распространение получило направление, называемое “Адвентисты Седьмого дня”, в котором выдвинут ряд новых положений. Первое положение провозглашаетпразднование седьмого дня (субботы). Второе –”санитарную реформу”, предуготовление тела человека к воскресению. В последнем случае вводятся запреты на употребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя.

Церковь «Адвентистов Седьмого дня» укрепляет свои позиции в мире и быстро развивается в России. В настоящее время в мире насчитывается 16 млн. адвентистов.

Пятидесятничество является еще одним крупным направлением протестантизма. По Новому Завету (книга “Деяния святых апостолов”), на пятидесятый день после смерти Христа на апостолов сошел Святой Дух, после чего они получили способность пророчествовать и говорить на разных языках. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают возможность непосредственного мистического общения с Богом. Пятидесятники веруют в то, что можно получить пророческий дар, подобно апостолам, каждому члену их церкви. Число пятидесятников в мире приближается, по некоторым оценкам, к 119 млн. человек.

Рассмотренные протестантские направления являются крупнейшими. Существует еще множество течений, таких, как: меннониты, унитарии, моравские братья, квакеры, мормоны и т.д. В современном мире есть и такие (достаточно широко распространенные) ответвления протестантизма, которые в своем вероучении настолько сильно отошли от традиционного христианства, что едва ли могут считаться христианскими – это Свидетели Иеговы и т.п.

Источники:

http://www.pravmir.ru/protestantizm/
http://eleven.co.il/judaism/and-other-religions/13336/
http://bitvazaurozay.livejournal.com/24188.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: