Пророк елисей в библии. Чудеса, ставшие прообразом евангельских событий

Пророк Елисей: житие и интересные факты

Ещё в ранний период истории израильского народа из его среды стали выдвигаться те, чьими устами Господь изъявлял Свою волю и обличал всех отступивших от Его священных заветов. Одним из них является пророк Елисей, имя которого с древнееврейского языка переводится как «Бог есть спасение». Исполняя своё высокое служение на протяжении 65 лет и пережив 6 израильских царей, он всегда бесстрашно говорил им правду в лицо, обличая, если это было нужно, в идолопоклонстве и нечестии. Икона святого пророка открывает статью.

Ученик и преемник пророка Илии

Пророк Елисей, икону которого сегодня можно видеть в иконостасах большинства православных храмов, родился в IX веке до н. э. в селении Авель-Мехолы, находившемся недалеко от реки Иордан. Несмотря на то что его отец был богатым землевладельцем, сам Елисей, прежде чем посвятить себя служению Богу, трудился в поле наравне с простыми работниками. Там во время пахоты его и застал другой великий пророк израильского народа ─ Илия, ставший наставником и духовным отцом молодого землепашца.

Сделавшись ревностным последователем своего учителя, Елисей сподобился быть единственным свидетелем его вознесения на небо. В 4 Книге Царств Ветхого Завета рассказывается о том, как, устремившись ввысь на огненной колеснице, пророк Илия сбросил ученику свою мантию (милоть), символически предав этим жестом силу, которой наделил его Господь.

Сила, ниспровергавшая законы природы

Далее описывается первое из чудес пророка Елисея: призвав Бога, он ударил мантией по воде, и, расступившись, воды Иордана, позволили ему посуху перейти на другой берег, как некогда Чермное море пропустило сквозь себя Моисея и всех, кто следовал за ним, спасаясь от преследования фараона.

Из Священного Писания известно, что некоторые пророки, желая придать своим словам большую силу, сопровождали их различными видениями, другие использовали с этой целью потрясения и страдания, выпадавшие на долю израильтян за их богоотступничество. Пророк Елисей был из тех, кто творил чудеса, свидетельствовавшие об истинности его предсказаний. Почивший на нём Дух Божий позволял святому ниспровергать законы природы и таким образом возвещать людям волю их Творца.

Чудеса, ставшие прообразом евангельских событий

Достаточно вспомнить, как пророк обратил затхлую воду иерихонского источника в чистую и живительную, как по просьбе бедной вдовы умножил её запас елея и двадцатью малыми хлебами накормил сто человек. Знаком же особой, ниспосланной ему благодати был дар воскрешения мёртвых, свидетельство которого приводится в 4 Книге Царств. В ней говорится о том, как пророк вернул к жизни умершего сына одной благочестивой женщины, оказывавшей ему гостеприимство во время частых странствований. Многие богословы обращают внимание на одну любопытную деталь, связанную с воскрешением ребёнка.

Не подлежит сомнению, что для его воскрешения было бы достаточно лишь молитвы пророка Елисея, однако в описании свершённого им чуда говорится, что святой возлёг на тело умершего и, прильнув своими устами к его губам, вдохнул в него жизнь. Принято считать, что эта сцена является прообразом того, как в будущем Иисус Христос вдохнул вечную жизнь в умерщвлённый грехом род людской.

Среди чудес, свершённых пророком Елисеем, христианские богословы усматривают и ещё одно, явившее собой прообраз будущего явления людям Сына Божьего. Рассказывается, что однажды у рабочего, трудившегося на берегу Иордана, упал в реку и утонул топор. Находившийся рядом Елисей взял часть некоего древа и, помолившись, бросил его в воду, после чего топор, вопреки всем законам природы, неожиданно всплыл. Что это, по общему мнению, как не прообраз будущей силы креста Господня, возводящего из пучин греха падшую человеческую душу?

Великий дар прозорливости

Сделав своего избранника пророком, Господь наделил его всепроникающим взором, открывавшим перед ним все тайные замыслы врагов его народа. Так, он многократно предупреждал израильских царей и тех, кто становился их союзниками, о намерениях коварного ассирийского владыки. Благодаря этому каждый раз, желая застать израильтян врасплох, враг получал с их стороны должный отпор и бывал разбит.

В житии пророка Елисея описан весьма показательный случай. Однажды Самария, где он жил в те годы, длительное время находилась в осаде сирийских войск. Когда подошли к концу запасы продовольствия, среди её защитников, а также мирных жителей начался страшный голод, отчего царь пришёл в отчаяние, и с его уст готовы были сорваться богохульства.

Однако человек Божий, как принято именовать пророка Елисея, прозрев внутренним оком скорое избавление от беды, сообщил об этом царю. И действительно, на следующий день осаждавшим было некое страшное видение, из-за чего они в панике бежали, бросив все свои запасы еды и награбленные в походе ценности.

Читать еще:  К чему снится укус? Сонник: укус во сне. Толкование сна укус

Миссионерство Елисея среди язычников

Огромное значение имела также проповедническая деятельность Елисея среди язычников, которой он посвятил значительную часть своей жизни, и которая имела в себе глубокий внутренний смысл. В связи с этим уместно вспомнить совершённое им исцеление от проказы сирийского военачальника Неемана. Пророк повелел ему искупаться в Иордане, после чего тяжкий недуг в мгновение ока отступил. Данный эпизод рассматривается богословами всего христианского мира как прообраз будущего спасения язычников через принятия ими святого крещения.

Наказание лживого слуги

Известно, что Господь не раз избирал пророка Елисея Своим орудием для наказания греха. Так, описанный выше эпизод исцеления от проказы сирийского военачальника в Ветхом Завете имеет весьма поучительное продолжение. Дело в том, что Нееман в благодарность послал своему избавителю подарки, от которых тот отказался.

Воспользовавшись ситуацией и поддавшись искушению, слуга Елисея Гиезий попытался присвоить себе эти щедрые дары. Однако ложь, к которой он прибег для оправдания своего неблаговидного поступка, не укрылась от всепроникающего взгляда пророка, и обманщик был поражён проказой.

Наказание за дерзость

В 4 Книге Царств, повествующей о земной жизни пророка Елисея, имеется один эпизод, порой вызывающий недоумение многих, кто впервые открывает страницы Священного Писания. В советский период, насыщенный антирелигиозными кампаниями, его часто использовали воинствующие атеисты. Известен он как «пророк Елисей и дети». Речь в данном случае идёт о том, как однажды толпа детей зло глумилась над пророком, достигшим к тому времени преклонных лет. Преследуя его, они кричали разные оскорбления, за что и поплатились жизнями: из леса внезапно появились две медведицы и растерзали их. Подобный сюжет нередко даёт повод для вопросов о том, как описанные события увязываются с милостью Божьей и гуманизмом Его пророка.

Для правильного восприятия данного эпизода, шокирующего, на первый взгляд, вопиющей жестокостью, следует учитывать, что многие библейские тексты несут в себе сугубо иносказательный смысл, и, не являясь документальным отражением реальных событий, включены в Священное Писание исключительно в воспитательных целях. Нет сомнения, что и в данном случае смерть детей является лишь изображением нравственной гибели тех, кто попирает установленные Богом заповеди, среди которых важное место отведено почитанию старших.

Посмертное чудо Божьего избранника

Пророк Елисей завершил свой земной путь глубоким старцем. Уже на смертном одре он предсказал пришедшему проститься с ним израильскому царю Иоасу победу над сирийцами. Последнее же своё чудо человек Божий свершил, когда через несколько месяцев после его погребения напавшие на страну моавитяне бросили в его могилу тело убитого ими израильтянина. Однако, едва мертвец коснулся святых мощей, как жизнь вернулась к нему, и он восславил всемилостивого Бога.

Могила святого пророка пользовалась всеобщим почитанием ещё до явления в мир Сына Божьего Иисуса Христа. Когда же в 362 году римский император Юлиан Отступник приказал осквернить её, то мощи были тайно изъяты из неё благочестивыми людьми и перенесены в носившие его имя храмы Константинополя и Александрии.

Почитание израильского пророка на православной Руси

В нашей стране, как и во всём христианском мире, пророк Елисей пользуется всеобщим почитанием, о чём свидетельствует упомянутая выше традиция помещать его иконы в церковные иконостасы, а также в день памяти, отмечаемый ежегодно 14 июля, читать посвящённый ему акафист. В нём подробно перечисляются деяния святого и возносятся прошения о ходатайстве перед Престолом Всевышнего о благоденствии всех грядущих путём Божьих заповедей.

В 1899 году недалеко от Санкт-Петербурга, в районе посёлка Сидозеро, была построена деревянная церковь пророка Елисея. В 30-х годах на волне очередной антирелигиозной кампании её закрыли, и по сей день она стоит заброшенная и забытая (фото представлено ниже). А когда-то округу оглашал благовест её колоколов, и во время богослужений непрестанно звучали молитвы пророку Господнему.

Величал в них православный люд пророка Елисея «светильником Божьим», избавившим сынов Израилевых от нечестия и тьмы многобожия. Просили россияне утвердить их в вере живой и действенной, молили о ниспослании благодатной силы в борьбе с врагом рода человеческого, а также об озарении их сердец светом кротости, смирения и братолюбия.

За свою многовековую историю израильский народ проделал долгий и мучительный путь от идолопоклонства к признанию единого Бога ─ Творца мира и Судии всех живущих в нём. Не раз случалось ему оступаться и пожинать горькие плоды Божьего гнева. Но, по безграничной Своей милости, Господь всегда посылал им тех, кто возвращал их на путь истинный, как заблудших овец избранного Им стада. Одними из них и были великие пророки Илия и Елисей.

Читать еще:  К чему снятся кувшинки. Что значат увиденные во сне кувшинки

Пророк Божий Елисей

Время пророческого служения Илии приближалось к концу. Бог указал ему преемника в лице Елисея. Он был сыном Сафата (евр. Шофет — судия). Имя отца может указывать на высокое положение семьи в обществе. Родина его — Авел-Мехола, город в северной части долины Иордана. О состоятельности семьи говорит и то, что Елисей, когда его нашел Илия, пахал, имея двенадцать пар рабочих волов. Проходя мимо него, пророк Илия бросил на Елисея свою милоть (верхняя одежда из кожи). Это символическое действие означало принятие его в духовное общение. Пророк Илия призывал Елисея к совместному пророческому служению. Елисей с полной готовностью оставил своих волов и пошел за Илией. Так позже оставят апостолы Андрей и Иоанн сети и лодки и пойдут за Спасителем.

Пророк Елисей явился прямым продолжателем пророка Илии в борьбе против идолопоклонства в Израиле. По повелению Господа пророк Илия помазал Елисея. Через это Елисей принял пророческую благодать и право помазывать других.

Из 3-й книги Царств мы узнаём, что во времена Илии и Елисея существовали не только пророки, но и сыны пророческие. Кто они? Это — ученики пророков. В Израиле со времен пророка Самуила существовали пророческие школы под руководством известного пророка. Главной целью их была борьба за истинную религию против язычества, распространение среди народа истинного благочестия. При этом слово пророк надо понимать широко — как определенное религиозное служение, а не открытие будущего.

Зная о скором взятии из этой жизни, пророк Илия говорит Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя (4 Цар 2, 9). Елисей сказал: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. На это пророк Илия ответил: Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (4 Цар 2, 10). Чтобы правильно понять это прошение Елисея и не усомниться в смирении его, нужно знать, что он был в отношениях духовного сыновства с пророком Илией. Причем обладал духовным первородством, а по действующему закону первородный сын имеет право получить двойную часть, ибо он начаток силы (Втор 21, 17). Пророк Елисей просит святого Илию признать его первородство и из благодатного наследства своего духа пророческого и чудотворения уделить ему сугубую часть.

Взятие святого пророка Илии сопровождалось образами и символами ветхозаветных Богоявлений: вихрь, огонь, колесницы, кони. У пророка Исаии читаем: Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис 66, 15). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии; колесница же и кони обозначали триумфальное восшествие Илии в мир небожителей.

Великий пророк вознесся в теле. Изъят ли пророк Илия из общего закона телесной смертности рода человеческого? Не составляют ли праведные Енох и Илия исключение из этого закона? Вопрос разрешает Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: перед кончиной мира эти праведники будут посланы на землю: они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр 11, 3–4). Когда они кончат свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и убьет их, но после трех с половиною дней войдет в них дух жизни от Бога, и они оживут.

В песнопениях взятие святого Илии на небо Церковь воспевает как прообраз вознесения Господня: «Чудно и изумительно твое, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая, Илия возносился на четырех конях» (канон на Вознесение 2-й, песнь 5, тропарь 2).

После того как учитель скрылся в виду Елисея, тот сотворил несколько чудес: ударом милоти своего учителя разделил воды и перешел Иордан. В Иерихоне по просьбе жителей чудесно очистил и оздоровил с помощью малого количества соли воду, несшую смерть и бесплодие.

Затем пошел в Вефиль. Священный писатель 4-й книги Царств рассказывает и о других дивных чудесах Елисея: умножение елея, заполнившего все сосуды в доме, и предсказание сонамитянке рождения сына от старого мужа. Следующим великим чудом, которое сотворил Господь через Своего славного пророка, было воскрешение сына сонамитянки (см.: 4 Цар 4, 34–35).

Затем пророк чудесно насытил сто человек ячменными хлебами (см.: 4 Цар 4, 44). По мнению преподобного Нила Синайского, пророк Елисей тем, что напитал двенадцатью хлебами сто человек (и еще осталось), предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч (см.: Творения. Ч. 1. С. 128).

Читать еще:  Гадания на кольце с ниткой. Гадание на кольце — будущее в ваших руках! Гадание на кольцах и зерне

Важное прообразовательное значение имело и исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы. На это чудо указывает Спаситель: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк 4, 27). Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать прокаженных в Израиле, хотя и много их там было, так и Христос, встретив непонимание своих соотечественников, оказывал благодеяния иноплеменникам.

По принятому исчислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году. Взятие святого пророка Илии на небо было, очевидно, в 904 году, вскоре после смерти царя Охозии, в самом начале правления Иорама.

Смерть святого пророка Елисея надо отнести к 838 году. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения его обнимает шестьдесят четыре года. Это согласуется с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось шестьдесят лет.

О смерти пророка священный писатель говорит так: Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! (4 Цар 13, 14).

Вспомним, что эти же слова произнес пророк Елисей при вознесении своего учителя пророка Илии.

Через год после смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время на город напали моавитяне. Люди, несшие покойника, испугались и бросили его в ближайшую пещеру — там покоился пророк. От прикосновения к останкам святого пророка Елисея мертвый ожил и стал на ноги свои (см.: 4 Цар 13, 20–22). Это — впечатляющее свидетельство Библии о чудотворном действии мощей святых угодников.

Личности Елисея Иисус Сирах дает такую высокую оценку: Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его и во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир 48, 12–15).

Православный календарь 27 июня. Святой пророк Елисей.

Святой пророк Елисей жил в девятом веке до Рождества Христова. Елисей был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По преданию к пророческому служению его призвал святой пророк Илия. Перед тем как Илия был взят живым на небо, он спросил Елисея, чего бы тот хотел. Елисей дерзновенно попросил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Тут спустилась с небес огненная колесница и Илия взошел на неё. Елисей подобрал упавший плащ учителя, и получил силу и пророческий дар Илии. Шестьдесят пять лет длилось его пророческое служение. Шесть израильских царей видел Елисей. И никогда не заискивал он перед властью. Смело обличал он идолопоклонничество или лицемерие вельмож и самих царей. Елисей также прославился многочисленными чудесами: он сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника. По его молитве спаслись от гибели в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей. Он избавил бедную вдову от голодной смерти тем, что чудесным образом умножилось масло в сосуде. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. Проповедь его была устной, Елисей не оставил после себя книг, но его дела описаны в одной из книг Библии.

Святой пророк Елисей и его чудеса

Святой пророк Елисей жил в девятом веке до Рождества Христова. Его отец был зажиточным пахарем из селения Авелмаум, близ Иордана. По преданию, мимо Елисея, пахавшего поле, проходил однажды пророк Илия. Он выбрал юношу себе в помощники. С тех пор Елисей сопутствовал Илие, а когда тот был живым взят на небо, получил и его пророческий дар. Шестьдесят пять лет он нес пророческое служение. В это время народ Израиля частенько оставлял служение Единому Богу и начинал поклоняться идолам. Пророки, в их числе и Елисей, напоминали народу и царям об истинном Богопочитании. Особо в Библии говорится о чудесах, которые сотворил Елисей. Очень часто они становятся как бы прообразом Евангельских чудес. Так Елисей накормил несколькими ячменными хлебами сто человек. По его предсказанию у одной бесплодной женщины, тепло принявшей пророка в городе Сонаме, родился сын. Мальчик рано умер, но по горячей молитве пророка Елисея, воскрес. Именно к Елисею, и к его учителю пророку Илие относится фраза из Нового завета – «нет пророка в своем отчестве». Так как обоих лучше принимали в чужих землях, чем на родине.

Источники:

http://www.syl.ru/article/329941/prorok-elisey-jitie-i-interesnyie-faktyi
http://pravoslavie.ru/104058.html
http://radiovera.ru/pravoslavnyiy-kalendar-27-iyunya-svyatoy-prorok-elisey.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: