Проповедь на благовещение пресвятой богородицы патриарха кирилла. Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник благовещения пресвятой богородицы после литургии в благовещенском соборе московского кремляо подлинной свободе

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Божественной литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля

7 апреля 2012 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Лазареву субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!

Благовещение по-гречески — Εὐαγγελισμός, а Евангелием называется самая главная книга Нового Завета. И смысл у двух слов один — Благая весть. Божией Матери была дарована свыше Благая весть о том, что Она будет Матерью Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Празднуя этот великий день, мы и вспоминаем Благовещение о Рождении Сына Божиего и Сына Человеческого.

Но была и иная Благая весть, которую ангел открыл Деве Марии. И часто наше внимание как-то проходит мимо этой Благой вести, которая по значению своему не меньше той, что в нашем сознании непосредственно связана с воспоминанием о Благовещении. Что же это за Благая весть, равная по силе той, что свидетельствовала о рождении Сына Божиего и Сына Человеческого? «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Потому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и Царству Его не будет конца» (см. Лк. 1:31-35). Вот эти поражающие сознание слова «Царству Его не будет конца» и являются второй частью — не по значению, а чисто синтаксически — единого послания Бога роду человеческому, которое мы сегодня так торжественно вспоминаем.

Пресвятая Дева узнала, что Сын Ее будет иметь Царство, у которого нет конца. Это послание, конечно, выпадало из Ее личного опыта — оно выпадает из опыта любого человека, потому что люди не мыслят себе истории, включая свою собственную историю, свою собственную жизнь, без конца. Конец — это то, что непременно должно наступить. Для нас конец — это смерть. Конец для всей вселенной — это грозное, предвозвещенное Богом завершение человеческой истории, открытое нам в Апокалипсисе.

А что же означает «Царство, которому не будет конца»? Когда начинается это Царство? Где это Царство? Совершенно очевидно, что Царство это наступило тогда, когда родился Сын Божий. Он жил в простых человеческих условиях, в доме плотника. До 30 лет о Нем мало кто знал, и Евангелия сохранили так мало эпизодов из Его детской жизни. А затем три года, которые словно взорвали всю такую затхлую и тяжелую духовную атмосферу античного мира. Три года, которые произвели духовную и нравственную революцию в истории человечества.

Может быть, эти три года и есть то самое Царство? Но ведь им наступил конец — Спаситель вознесся, и нет Его здесь, на земле. Нет, то Царство — это иное царство, оно не связано напрямую с физическим бытием этого мира. Источником того Царства не является то, что служит источником любого явления в этом мире, будь то явление физическое, политическое, общественное. Здесь чаще всего источником является человек, человеческое общество, человеческие законы, человеческая сила — ведь именно так устрояются человеческие царства, которым всегда приходит конец. Но Царство, о котором архангел Гавриил сказал Пресвятой Богородице, иное. Его источником является Бог, потому что только вечный Бог может создать нечто, что не имеет конца. А как же опознается это Царство? Где оно? Может быть, оно в будущем, может быть, его еще нет? Оно наступило с пришествием в мир Спасителя. Это есть некий параллельный духовный мир, параллельная реальность. Ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева — Царство объемлет течение человеческой истории, и сама история развивается в духовном лоне этого Царства.

А можно ли как-нибудь его увидеть, прикоснуться к нему? Сегодняшнее повествование о воскрешении Лазаря — это и есть соприкосновение с тем Царством, которому не будет конца. Господь Иисус Христос Божественной силой воскрешает мертвеца, наводя ужас на всех присутствующих, потому что тот уже три-четыре дня пробыл в гробовой пещере — и вышел по зову Спасителя, обвитый саваном, погребальными пеленами (см. Ин. 11:1-45). От них, наверное, плохо пахло, они уже слиплись. Это было страшное зрелище, и Господь говорит: «развяжите его». Наверное, Он торопил людей — нужно было положить конец этой картине разложения и гибели человека и явить иную картину, иной образ — образ Божественного царства.

И в личности воскресшего Лазаря Царство врывается в человеческий мир, его созерцают сотни людей — ведь именно поэтому такое огромное количество людей, потрясенных воскресением Лазаря, встречали Спасителя, когда Он восходил в Иерусалим. Но, может быть, это единственный, уникальный случай соприкосновения людей, живущих в этом мире, с тем Царством, которому не будет конца? Совсем нет. И сегодня каждый из нас имеет возможность прикоснуться к этому невечернему Царству Божественной славы. Мы чувствуем присутствие этого параллельного мира, когда открываем ум свой, душу свою навстречу Богу в молитве; когда причащаемся Святых Христовых Таин и чувствуем, как благодать Божия преобразует нашу природу, дает нам силы, разум, мир, радость. Мы соприкасаемся с этим Царством всякий раз, когда встречаемся со светлыми, святыми людьми, живущими по закону Божиему. Глядя в их светлые глаза, мы видим отблеск этого Царства. Мы соприкасаемся с этим Царством, когда соприкасаемся с красотой Божиего мира, потому что грех извратил нравственную природу человеческого бытия, но не мог извратить красоту мироздания, красоту космоса, красоту Земли. Мы соприкасаемся с этим Божественным царством тогда, когда поражаемся силой, чистотой человеческого творчества; когда говорим о том или ином произведении искусства, будь то словесное или изобразительное, что художник «имел в себе искру Божию». Мы говорим, что без этой искры не было бы этого произведения, не было бы этого прозрения, не было бы этого явления гармонии; и говорим правду, потому что искра Божия, воспламеняющая талант человека, — это тоже сигнал из параллельного мира, из Божиего Царства.

Читать еще:  Голубые и карие глаза совместимость. Стоит ли верить в совместимость по цвету глаз и чем она может помочь

Мы питаемся энергией того Царства, и неизвестно, что было бы с миром, с космосом, с родом человеческим, если бы тот мир и этот не имели великой связи, которую мы именуем током Божественной благодати. Энергия того Царства переходит в энергию земной жизни. Именно та самая энергия и воскресила Лазаря. Именно та самая энергия и воспламеняет таланты человеческие. Именно та самая энергия дает людям мужество отстаивать то, что для них дорого, в первую очередь веру, не боясь никаких гонений и никаких глумлений. И мы знаем, что вся история Церкви отмечена множеством примеров мученичества и исповедничества.

Но разве без той, внеземной Божественной силы мог бы слабый человек воскреснуть, или пойти поперек общего течения, или идти на смерть ради веры своей, не боясь никаких самых страшных мучений? То самое великое Благовещение, дарованное Деве Марии, помогает нам понять, что произошло с миром и с человеком в результате того, что Она, Пречистая Дева, родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, мир стал другим. Не тот самый эмпирический мир, в котором мы живем, — полный злобы, клеветы, лжи, насилия. Он так и будет бороться сам с собою, стараясь вовлечь в эту борьбу тех, кто стремится прикоснуться к миру иному, и мы знаем, чем закончится бытие этого мира. Но для того чтобы он не поглотил нас, мы никогда не должны забывать о том, что совсем рядом, не где-то на каком-то физическом расстоянии, а пронизывая и проникая в каждого из нас, существует иной, Божественный мир, о котором получили мы откровение через Благовещение Пресвятой Девы Марии. И пусть это Благовещение, которое тогда так наполнило радостью, уверенностью чистую и святую Деву, и сегодня даст силу и уверенность всем нам, живущим великой надеждой на то, что «Царству Его не будет конца», и что каждый из нас через веру, молитву, открытость навстречу слову Божиему через Таинства Церкви, соприкасается с этим вечным миром Божественной славы. Аминь.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля

7 апреля 2015 года, во вторник Страстной седмицы, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Читать еще:  Великие и несчастные. Самые несчастливые предметы в вашем доме

Сегодня великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великим вторником, и радостное торжественное богослужение, прославляющее Божию Матерь, вплетается в ткань великопостных страстных молитв и чтений. В этом сочетании есть что-то, помогающее нам многое понять, в том числе связанное со служением Пресвятой Богородицы.

В сегодняшнем Евангельском чтении, которое посвящено Великому вторнику (Мф. 24:36-26:2), говорится о человеческих сокровищах, без которых невозможно обрести оправдание на Страшном Суде. Господь в притчах говорит нам об этих сокровищах: девы, которые наполнили светильники свои маслом и удостоились войти в Божие Царство; рабы, которые преумножили Богом данные таланты; и говорит о том, кто не преумножил таланта.

За этими образами скрывается одна и та же мысль: в Царствие Божие входит только человек богатый, но не тем богатством, к достижению которого направляются силы большинства людей. Не тем богатством, которое скрывают в сейфах или на банковских счетах, не тем, которое тратят, услаждая человеческую плоть. Но тем богатством, которое, реализуясь, открывает врата вечности, врата Божиего Царства.

Завершается Евангельское повествование перечислением тех добродетелей, без которых человек не войдет в Царствие Божие: накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, одел ли нагого, посетил ли того, кто болен или того, кто в заключении? Простые и очень конкретные дела, но совершить эти дела невозможно, если душа пуста, если нет внутреннего богатства.

Притча о талантах помогает нам понять еще что-то очень важное — каково соотношение Божиего Промысла о человеке и его свободы. Это сложный философский вопрос, над которым размышляли и философы, и богословы. И он так просто разъясняется этой притчей. Бог дает людям разные таланты. Это означает, что в каком-то смысле Он закладывает разные жизненные программы в человека. Он дает либо пять талантов, либо два таланта, либо один. И это означает, что присутствие Бога в человеческой жизни в первую очередь обуславливает возможности и способности человека, в том числе способность собирать духовное богатство.

Но ведь каждый раб по-разному распорядился этим Богом данным капиталом. Один его преумножил. Другой преумножил настолько, насколько получил этот дар. А третий отказался преумножать. И Бог не присутствовал на том этапе жизни, когда это богатство либо прирастало, либо закапывалось в землю.

Не так ли происходит и со всеми нами ? Господь каждому дает разные способности, разные возможности, поставляет человека в разную общественную, социальную среду. Он дает разные стартовые возможности людям, а затем дает нам свободу распорядиться всем тем, что Он в нас вложил. И мы либо преумножаем богатства, либо закапываем их в землю. Мы сами решаем, как поступать. Это наше право, данное нам Богом, и это результат нашего свободного выбора.

Евангелие говорит об этом. О том, как в ответ на милость Божию, на Божий дар человек должен строить свою жизнь, чтобы преумножать в первую очередь эти внутренние духовные богатства, которые, реализуясь, приносят долгожданный плод оправдания на Божием суде. Поэтому Евангелие есть свидетельство о Божием всемогуществе и о человеческой свободе.

Благовещение по-гречески Ευαγγελισμός, потому что Евангелие — это Благая весть. И Царица Небесная, получая великий дар от Бога в момент Благовещения, действует как свободный человек. Ее мысли, Ее слова, Ее дела никем не предопределены. Никакая сила Божия не внушает Ей ответов. И сам великий архангел Гавриил не внушает Ей никаких ответов. Он разговаривает с Ней как с равной, Она участвует в этом диалоге с Небесами, являя Свою Богом данную свободу. И в ответ на это свободное произволение Богоматери, дар, данный Ей Богом, расцветает в великое спасительное действие, преобразующее весь человеческий род.

На праздник Благовещения принято выпускать птиц, которые содержатся в клетке. Эта традиция связана с тем, о чем мы сейчас говорим: Евангелие говорит о Боге и о человеческой свободе. И самым ярким повествованием, сочетающим Божий замысел и человеческую свободу, является повествование о Благовещении. В память о том самом свободном ответе Богоматери мы даем свободу птицам, которые, взлетая в небеса, свидетельствуют нам своим свободным полетом о том, какую же благодать и силу принес Господь людям, даруя им и таланты, и свободу эти таланты развивать.

Да поможет всем нам Господь сочетать нашу жизнь, наши труды с сильной верой, с глубоким убеждением в том, что над всем Господь. Он влагает в нас то, что мы призваны развивать. Но без этого творческого акта не может состояться человеческая личность. И когда люди настаивают на свободе и отрицают Бога, то впадают в страшное заблуждение, и, в конце концов, теряют и свободу, и нередко — свою жизнь.

Читать еще:  Белгородские новомученики. Поколение святых

Помоги всем нам Господь молитвами Пречистой Царицы Небесной укрепляться в вере, в понимании того, что есть человеческая свобода, и раскрывать те дары, которые каждый из нас получил во славу Божию и во спасение наших душ. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля

Аудио

7 апреля 2019 года, в Неделю 4-ю Великого поста, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем день Благовещения Пресвятой Богородицы, вспоминая, как ангел провозгласил благую весть, по-гречески «евангелисмос». Почти так же называется книга, повествующая о земной жизни Господа и Спасителя. Однако название книги возникло где-то во II веке и в течение столетия все более и более утверждалось в сознании верующих людей; а в первоначальные годы христианства слово «евангелие» относилось прежде всего к благовестию, которое мир получил через пришествие Господа и Спасителя нашего. Первым таким благовестием стала весть ангела Пресвятой Богородице, и потому слова «евангелисмос», «евангелие» так тесно связаны в церковном сознании с событием Благовещения, когда Царице Небесной была передана эта великая и святая весть.

Но когда передается весть, не столь важен тот, кто ее приносит, как те, кто ее получает. Ведь весть адресована именно тем, кто ее получает, и ангел, служебный дух (см. Евр. 1:14), провозгласив благую весть, словно уступает место Пресвятой Богородице. Поэтому сегодня мы прославляем Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, а не ангелов и архангелов; не тех, кто передал Марии благую весть, но Ту, Которая эту весть приняла.

Через благовестие вера Христова распространилась по всему миру. Велик труд благовестников, но не меньше подвиг тех, кто эту весть воспринял. Ведь мы знаем, что ни эллины, ни иудеи не могли воспринять благую весть, по крайней мере в самом начале апостольской проповеди, потому что для одних она была соблазном, для других — безумием (см. 1 Кор. 1:23). Но появилось множество людей спасаемых, для которых эта весть несла Божию силу и Божию премудрость (см. 1 Кор. 1:24). Именно благовестие о Христе преобразовало души людей, несмотря на то, что многие соблазнялись и многие считали эту весть безумием. Весть о Христе распятом и воскресшем преобразовала мир, и даже сегодня, отделенные почти двумя тысячелетиями от этих событий, мы по-прежнему воспринимаем благую весть как свежую, актуальную, способную обновить наше сознание и нашу жизнь.

Евангельская весть есть подлинно Божественная весть, подлинно Божественное откровение. И как же важно это откровение услышать и принять — и сердцем, и умом! Когда во время богослужения мы открываем Священное Писание, диакон или священник провозглашает: «Святого Евангелия чтение!» И в ответ на это хор от имени всего народа отвечает словами, которые свидетельствуют о нашей готовности принять благую весть: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Мы прославляем Господа, зная, что эта весть способна преобразовать нашу жизнь, способна спасти наши души, способна изменить к лучшему мир, который нас окружает, как прекрасно говорит Апостол Павел в Послании к Римлянам. Он пишет, как весть о Христе спасает людей, обращаясь не только к римлянам, но и ко всем нам, ко всему роду человеческому.

Вспоминая Благовестие Пресвятой Богородицы, вознося благодарение Богу за то, что обрелась Дева, способная принять благую весть, мы прославляем Ее святое имя и одновременно просим Господа и Спасителя, чтобы Он сохранил наши сердца способными воспринимать эту весть, чтобы она всегда оставалась живой, свежей, бодрящей, поражающей наш ум, нашу душу. Потому что именно через эту весть нам открывается Царствие Божие.

Сегодня мы прославляем совершенно особое событие в истории спасения. Молитвами Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Которая была в центре этого события, да укрепит всех нас Господь в вере православной, в способности слышать и воспринимать Слово Божие и передавать его окружающим нас людям. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источники:

http://pravoslavie.ru/52769.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/4023642.html
http://tv-soyuz.ru/peredachi/slovo-v-prazdnik-blagovescheniya-presvyatoy-bogoroditsy-posle-liturgii-v-blagoveschenskom-sobore-moskovskogo-kremlya3

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: