Призвание апостолов. Призвание и рукоположение апостолов

Призвание и рукоположение апостолов

СОЗЕРЦАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

ГЛАВА VI- часть 1

Автор темы, Тамара Костина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Господи, благослови!

О ДОСТОЙНОМ И НЕДОСТОЙНОМ СВЯЩЕНСТВЕ

Источник : Влахос И. – «Православная психотерапия» святоотеческий курс врачевания души.

Кем же является священник в первую очередь для народа? Он является духовным врачом, лечащим человеческие немощи.

Из православного древнего предания нам известно, что монастыри в древности являлись по преимуществу врачебницами. Еще лучше было бы назвать их медицинскими школами. И все, будучи духовно больные люди имели возможность лечиться в монастырях и в дальнейшем изучать образ и приемы лечения. Вот почему из этих монастырей, служащих медицинскими школами Древняя Церковь брала в здравии священников и назначала их на пост епископа.

Кто из людей ощущает свою боль увечий, страстей и через покаяние призывает Целителя, чтобы Он, придя, исцелил изувеченное сердце и дал здоровье душе, лежащей на ложе грехов и смерти (поскольку все человечество по слову божественного Апостола, согрешило и все нуждаются в милости и благодати Божьей), такой получает от Бога исцеление. Однако, есть такие, кто из-за своего безумия совсем ничего не знает о болезни своей души, что он одержим страстями, таковому необходимы знания (школа), необходимо и лечение в больнице. Вот для таковых в древности открывались монастыри – врачебницы (больницы), духовные школы.

Таким образом, священника можно сравнить с врачом. Больной приходит к духовному врачу снедаемым страстью, со смущением во всем своем уме, а ученый лекарь человеколюбивый и сострадательный врач уже понимает немощь брата, видит воспаление страстей, видит, что больной всецело стал добычей смерти и таковому назначает курс лечения.

Какие же должны ставиться условия избрания для достойного служения священников-врачевателей?

Все, что было сказано древними отцами, служит нам подтверждением той великой истины, что священники, желающие лечить недуги людей, должны прежде сами исцелиться от этих недугов или по меньшей мере начать такое лечение и успеть уже почувствовать его ценность и силу.

Исцеление болящих христиан совершается только Духом Святым и вообще благодатью Триединого Бога. Священник – служитель этого исцеления. Вся церковная организация является богочеловеческой. Ведь благодать Божия таинственно действует через священника, и сам он по опыту знает это таинственное действие Божией благодати.

Достоинство священства велико тогда, если священнослужение совершается на земле по чиноположению небесному, когда Сам Утешитель Дух Святой учредил его.

Когда кто-либо достойно совершает «божественное, всечестное и страшное священнодействие», тот получает пользу «паче всякого другого делания и созерцания».

Достоинство священства, имеющего власть приносить в жертву «тельца упитанного», связано с тем, что оно оказывает человеку главную помощь в его пути от образа к подобию Божию, препровождая его к обожению. В сущности, это и есть исцеление человека или, лучше сказать, свидетельство его исцеления.

Отцы, сравнивая священство со множеством других дел, ставят его выше них, ибо иные человеческие власти помогают человеку разобраться с земными делами, священство же направляет его к обожению. Вот почему «священство выше самого царства», ибо оно «устраивает божественные дела, человеческие власти – земные».

Конечно, достойное священство – это, главным образом есть священство Христово. На достойного священника посылается благодать, и именно потому он имеет силу лечить человеческие души.

Призвание и рукоположение апостолов

Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были Апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им Святого Духа, чтобы они могли прощать грехи, и послал их проповедовать «всем народам» и наставлять людей. Он сделал их евангельскими рыбаками и проповедниками. Именно это избрание и миссия сделали их Апостолами.

Тем не менее, у нас есть и случай Апостола Павла, который не был учеником Христа при Его земной жизни. Однако и он был призван в апостольское звание. Сам он считает себя Апостолом Иисуса Христа: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа. ». Более того, он пишет также: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». В другом месте тот же Апостол пишет: «Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение. ». Апостол уверен, что является свидетелем воскресения Христова, поскольку видел Христа, направляясь в Дамаск. Поэтому, описывая явления воскресшего Христа, он осмеливается утверждать: «. а после всех явился и мне, как некоему извергу», причисляя себя к свидетелям воскресения. Явление Апостолу Павлу Христа и призвание его в апостольское звание стало апостольским рукоположением. И ему Христос также дал Свое священство.

«Звание учительское и священническое, будучи великим, нуждается в указании Божием, чтобы принять это звание достойному. Поэтому в древности по пророчеству избирались священники, то есть по внушению Святого Духа».

Для выдвижения кандидатов на великое звание священников и епископов требуется большая подготовка и соблюдение многих условий. Апостол Павел настаивает, чтобы, если кто непорочен, такого призывали стать пресвитером или епископом. Потому он и советует: «Не из новообращенных» Не из новообращенных, потому что, как мы увидим ниже, необходимо прежде приобрести духовный опыт, подтвердить царственное достоинство святым крещением, очиститься и потом уже приступать к рукоположению.

Достойный к священству такой человек должен обладать особым вниманием и духовной силой и происходить из пустынников. Ведь если даже пустынники, «чуждые городу, рынку и их делам», не всегда обладают безусловным дерзновением, то сколь большей силой и способностями должен обладать священник, чтобы суметь «освободить душу от всякой скверны и в целости соблюсти духовную красоту». Поэтому Св. отцы и уверяют, что от священнослужителей, живущих в миру, требуется бо́льшая чистота, нежели от монахов. Ведь как священник сможет лечить немощных и духовно больных, если прежде не исцелился сам?

Подготовка к принятию священства занимает одно из господствующих мест в творениях преподобного Симеона Нового Богослова. Тот, кто не покинул мир и не удостоился принять Духа Святого, как приняли его божественные Апостолы, кто еще не испытал очищения и озарения и не удостоился «созерцания неприступного света», «священство и о душах попечение принять или поднять да не осмелится!»

Читать еще:  Мистические поверья. Кошка и мистика: приметы и суеверия

С таким же учением мы встречаемся и в трудах преподобного Феогноста. Обращаясь к священнику, он говорит: «…если не имеешь извещения от Духа Святого, что ты благоприятный посредник между Богом и человеками, то на пагубу себе не дерзай на всесвятое и страшное священнодействие божественных тайн», то есть божественную евхаристию.

Однако были и такие Святые отцы, которые от предстоявшего им рукоположения бежали в горы, примером чему служит жизнь и учение святителя Григория Богослова. Объясняя свои поступки в слове, оправдывающем его удаление в Понт, он говорит, что человек не может взять на себя попечение над словесным стадом, если прежде «не соделался храмом Бога Живаго, живым жилищем Христовым в духе». Если «опытно и умозрительно не исследовал всех наименований и сил Христовых», «не учился уразумевать премудрость Божию, тайную, сокровенную», если он «еще младенец, питается млеком».

Разумеется, Святые отцы не оставались в неведении о том, что на деле многие принимают рукоположение, не имея подлинных дарований, не успев предварительно очиститься и исцелиться. Поэтому многие рукоположения «бывают не по божественной благодати, но по старанию людей».

Как было уже выше изложено, чтобы лечить духовные немощи больных, необходимо предварительно исцелиться самому, насколько это возможно. Как может лечить тот, кто прежде не исцелился сам и даже не вкусил начатков лечения? Те современные священники, которые погрузились в пучину своих страстей и дерзают брать в свои руки «безумных», при этом, когда они сами не узрели Жениха внутри чертога брачного, и не сделались сынами света и сынами дня, а сделались сынами тьмы, таковы, будучи сами больны, лечить больных не могут. «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; осветиться, потом освящать». Таковым рядовым священникам относиться руководство Святых отцов, что духовное чадо присуще иметь только вышестоящее духовное лицо, но ни как простой рядовой священник.

И так, если же целитель прежде не исцелился сам, то он «ничтожен». В наше время в современной церкви целителей здоровых единицы, а в основном священники прельстились миром, они больны, и прихожане поэтому очень тяжко больны, погруженные во все свои страсти. И вот таковы безумные… прилепляются к духовнику и поставляют его своим духовным отцом, возлагают на него все свои немощи, чтобы духовник все их тяготы нес на своих плечах. Таковы безумные(блудницы) исповедуются по два десятка лет у одного духовника и прилепляются к нему, как клещ к телу и начинают его любить страстной блудной любовью, все сильнее усугубляют свои страсти в особенности блудную, такие и не получают исцеления от своих духовных недугов. Слепой слепую ведет и оба в яму угождают. К этой тяжкой трагедии приводит предательство и невежество к Богу, присущее как прихожанам, так и духовнику. Таковым вожделенцам, блудницам нужно читать Святых отцов и познать следующее: Желание иметь духовного отца это желание исполняет Бог, но тогда, когда, христианин полностью предал себя в руки Божьи, отрекся от мира, встал на монашеский путь, вот таковому Бог и дарует старца.

А кто есть старец? Это лицо, прошедшее тяжелый путь самоотречения и такому Бог повелевает взять под свое руководство духовное чадо. Свою задачу старец, прежде всего видит, в руководстве и заботе о воспитании воли чада духовного, которое не имеет большого духовного опыта, а он отец духовный стремиться провести чадо через все искушения горести этой жизни. Старец тот, кто по собственной своей жизни и опыту познал о разнообразии темных путей, на которых поджидал его искуситель, и победы были преодолены. Поэтому как победителю в битве с сатаной такой и может иметь духовное чадо и руководить им, давать ему советы, чтобы уберечь от ошибок. И этим духовным чадом становится то лицо, которое предало себя полностью руководству духовному своему вождю и советнику и отказалось от своей собственной воли и под руководством старца стало проводить всю свою дальнейшую жизнь и принимает монашество. Чистосердечие и послушание и смирение и готовность к исполнению воли отца со стороны духовного чада, сердечность и справедливая строгость со стороны руководящего старца образуют содержание двухсторонних отношений озаренных божественной любовью в которой живут оба, так достигает ищущая душа сладости внутренней молитвы всепобеждающей силой любви и полной благодатности жизни в Боге с воскресшим Христом. В этом и заключается очень коротко сущность духовного отца(старца) и духовного чада .

Продолжим разговор о священстве. Духовная жизнь священства подразделяется на три стадии:очищение, просвещение и обожение. Это разделение встречаем у многих отцов, хотя названия у них могут быть использованы разные. Так, преподобный Никита Стифат пишет, что существуют три чина людей, преуспевающих в восхождении к совершенству: «очистительный, просветительный и таинственный, он же совершительный». При этом к очистительному чину принадлежат новоначальные, к просветительному – находящиеся посредине и к совершительному – совершенные. Проходя через эти три чина, христианин возрастает во Христе.

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ

Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им Святого Духа, чтобы они могли прощать грехи, и послал их проповедовать «всем народам» и наставлять людей. Он сделал их евангельскими рыбаками и проповедниками. Именно это избрание и миссия сделали их апостолами. В Священном Писании нет свидетельств о том, чтобы Господь воспользовался специальным обрядом для передачи апостолам священнического служения. Однако мы можем заметить, что «Господь, Сам будучи основателем таинств, не был связан ими, но мог осуществить ту цель, ради которой они существуют, простым изъявлением Своей воли»23. Во всяком случае, несомненно то, что призвание двенадцати апостолов Христом, явление Его им по воскресении, дар прощать грехи и нисхождение Утешителя в день Пятидесятницы сделали их пастырями народа Божия.

Читать еще:  К чему снится стол: обеденный, праздничный, новый или старый? Основные толкования разных сонников — к чему снится стол. Страница из детской книги

Тем не менее у нас есть и случай апостола Павла, который не был учеником Христа при Его земной жизни. Однако и он был призван в апостольское звание. Сам он считает себя апостолом Иисуса Христа: «Павел, апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа. » (1Тим. 1:1). Более того, он пишет также: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2Кор. 11:5). В другом месте тот же апостол пишет: «Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение. » (1Тим. 1:12). Апостол уверен, что является свидетелем воскресения Христова, поскольку видел Христа, направляясь в Дамаск. Поэтому, описывая явления воскресшего Христа, он осмеливается утверждать: «. а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор. 15:8), причисляя себя к свидетелям воскресения.

Явление апостолу Павлу Христа и призвание его в апостольское звание стало апостольским рукоположением. И ему Христос также дал Свое священство.

Профессор Иоанн Романидис пишет: “У апостола Павла приходские пророки (1Кор. 14:29) вместе с апостолами (1Кор. 15:5-8) являются людьми, достигшими об?жения, то есть лицезрения Христа в славе Святой Троицы. Павел ясно выделяет это, когда пишет о тайне Христовой, что она не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф. 3:5). В этом контексте надлежит объяснять высказывание «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26), которым вводится перечисление членов тела Христова. Ведь прославленным членом является об?женный, достигший об?жения, которого Бог сделал пророком. Поэтому, перечисляя члены тела Христова, Павел начинает с апостолов и пророков во главе и завершает имеющими разные языки (1Кор. 12:28), что было одним из видов богослужения (Еф. 5:19-20). Согласно апостолу Павлу, пророчествующий должен заниматься толкованием Ветхого Завета (Новый считался не требующим толкования) на основе опыта умной молитвы, которая зовется «разными языками», в то время как пророк – это достигший об?жения. Это в точности соответствует позднейшему различию, которое святые отцы проводили между богословствующим и богословом. Все, от апостола до пророчествующего и толкующего, имели в сердце разные языки, то есть различные виды умного служения Святого Духа, будучи поэтому богоизбранными членами тела Христова и храмами Духа Святого. В качестве богоизбранных они отделяются от простолюдинов (1Кор. 14:16), не принявших еще дара посещения Святого Духа, который бы совершал в их сердцах непрестанную молитву, и, следовательно, не сделавшихся Его храмами. По-видимому, это были люди, крещенные водою во оставление грехов, но не крещенные Духом, то есть не помазанные. Вероятно, таинство миропомазания совершалось как подтверждение нашествия на молящегося Святого Духа, почему оно и называется по-латыни confirmatio.

Во всяком случае, об?женные апостолы и пророки и просвещенные учители, имевшие силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1Кор. 12:28), по-видимому, составляли помазанный клир и царственное священство, как это явствует из последования святого мира. Простолюдинами, по свидетельству отцов, являются миряне. Слова «иных Бог поставил в Церкви» (1Кор. 12:28) ясно указывают на то, что посещение Святого Духа происходило через об?жение апостолов и пророков и просвещение прочих, а не через специальный обряд”24.

31. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна

Мф. IV, 18-22: 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Мк. I, 16-20: 16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. 18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. 19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Лк. V, 1-11: 1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. 3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. 4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. 5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. 6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

8. Призвание к Апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна

(Мф. IV, 18-22;Мк. I, 16-20; Лк. V, 1-11)

О призвании первых Апостолов рассказывают нам три Евангелиста: Матфей, Марк и Лука, причем первые два кратко, как бы констатируя лишь самый факт призвания, а св. Лука подробно, описывая предшествовавший этому призванию чудесный улов рыбы. Как повествует нам св. Евангелист Иоанн, еще на Иордане последовали за Господом намеченные Им первые ученики Его Андрей и Иоанн, затем пришли к Господу Симон, Филипп и Нафанаил. Но возвратившись с Иисусом в Галилею, они мало-помалу обратились к своим прежним занятиям — к рыбной ловле. Теперь Господь призывает их к постоянному следованию за Собой, повелевая им оставить рыбную ловлю и посвятить себя иному труду — уловляя людей для Царствия Божия.

Читать еще:  Салемские ведьмы - шокирующие факты. Салемские ведьмы

Слух о пришествии Мессии быстро распространился по Галилее, и толпы людей стекались послушать Его учение. Все теснились вокруг Него, и вот, однажды, когда Он был на берегу Геннисаретского озера, называвшегося также морем (вероятно, благодаря бывшим на нем сильным бурям), Ему пришлось сесть в лодку чтобы отплыть несколько и учить из нее народ. Окончив поучение, Господь велел Симону, которому принадлежала лодка, отплыть на глубину и закинуть сети. Опытный рыбак, трудившийся всю ночь неудачно, был уверен, что и новый лов не будет успешен, но произошел столь чудесный улов, что даже сеть прорывалась. Петр и Андрей должны были позвать на помощь своих товарищей, находившихся в другой лодке, Иакова и Иоанна, чтобы те помогли им вытащить пойманную рыбу. Рыбы оказалось столько, что наполненные ею обе лодки начали тонуть. Объятый благоговейным ужасом Петр припал к ногам Иисусовым, говоря: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». В этих словах он хотел выразить сознание своего недостоинства перед величием и могуществом Чудотворца. Словом кротости Господь успокаивает Петра и предрекает ему его будущее высокое предназначение. По свидетельству Евангелистов Матфея и Марка, Господь сказал обоим братьям Петру и Андрею: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков!», а затем призвал к такому же следованию за Собой других двух братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых. Оставив свои сети, а последние два и отца своего, они последовали за Иисусом.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Пребывание в Капернауме и избрание четырёх учеников

(Μф. 4:13-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1:11)

… Проповедь Его привлекала всегда такое множество народа, что Он иногда должен был входить в лодку и, отплывши немного от берега, с ея возвышения проповедовать народу. Так однажды Он вошёл в лодку одного из Своих последователей, Симона, и просил его отступить несколько шагов от берега, чтобы народ не теснился к Нему.

По окончании проповеди, Он предложил Симону отплыть на глубину и забросить сети в море. Рыбаки только что окончили ловлю и едва успели перемыть сети, не вытащив ничего; но вера в Повелевавшаго побудила Симона снова начать трудную работу, которая была вознаграждена необыкновенным уловом, так что Симон должен был пригласить на помощь соседних рыболовов. Объятый ужасом, он пал к ногам Иисуса и просил Его выйти из его лодки, опасаясь, что Божественная сила Чудотворца может поразить его за грехи. Но Господь успокоил его обещанием, что он отныне будет уловлять людей.

Оставив рыболовныя сети, Симон, вместе с братом своим Андреем, пошёл за Небесным Учителем учиться Его искусству уловлять души людей.

Проходя далее, Иисус призвал к этому же промыслу и других двух братьев, сынов Зеведея, которые также, вероятно, были свидетелями чудеснаго улова рыб и, подобно своим сотоварищам по ремеслу, оставив сети и отца своего с лодкой, последовали за Иисусом.

Примечания.

1. Это призвание к Апостольству отлично от описаннаго у Евангелиста Иоанна. Там, привлекаемые к Иисусу свидетельством Иоанна Предтечи, Андрей и Иоанн, приводят к Нему же Симона и Филиппа, только следуя за Иисусом и затем лишь делаются свидетелями Его чудес в Кане и Иерусалиме, слышателями Его учения в Самарии и Галилее; но не оставляя своих занятий и не думая ещё посвятить себя служению Мессии.

Пришедши в дом, к морю Галилейскому, они занялись своим промыслом. Тут-то должно было последовать окончательное решение — идти ли им за Мессией или оставаться при своих занятиях в ожидании, когда Он откроет Своё Царство на Земле и призовёт их в оное. Чудесный улов рыбы решил их судьбу.

2. О чудесном улове рыб упоминает один Лука — конечно потому, что хотел быть полнее в разсказе о призвании Апостолов. Он помещает это событие после исцеления, совершённаго Иисусом Христом в синагоге Капернаумской, а Матфей и Марк прежде. Евангелисты не всегда следуют хронологическому порядку, а повествуют сообразно своей цели. Лука, может быть, хотел выставить веру жителей Капернаума в противоположность с верою жителей Назарета, и поместил это событие сейчас после сказания о пребывании Иисуса Христа в Назарете.

3. Галилейское море, иначе Генисаретское и Тивериадское озеро, есть небольшой водоём, образуемый течением Иордана и имеющий около 5 миль (9 верст) в длину и 1,5 мили (2,5 версты) в ширину. Оно лежит в самой прекрасной местности Палестины, имеет живописные берега на Западной стороне и изобилует рыбою — особенно в своей Северной части. По берегам его расположены были многие города, от которых ныне остались одни развалины: Тивериада, Киннерет (отсюда озеро Генисаретское), Вифсаида, Капернаум и др. Жители преимущественно занимались рыбною ловлей. Озеро подвержено сильным и частым бурям, от соседства многих холмов и возвышенностей, окружающих озеро.

4. Хотя необыкновенный улов рыбы можно было считать естественным, но сопоставление его с неудачною ночною ловлею, производство его не в урочное время, которое могло быть очень хорошо известно опытным рыболовам, и наконец сила впечатления, произведённаго им на рыбаков, видавших не раз обильные уловы — показывает в нём чудесное действие.

Страх, напавший на Симона при виде такого обилия рыбы, указывает на сознание им своей греховности, не соответствующей чистоте Божественной силы, так близко коснувшейся его.

Так часто одно присутствие высокой святости поражает грешника более, чем все увещания к покаянию…

Источники:

http://poisk-ru.ru/s30474t16.html
http://religion.wikireading.ru/195596
http://blogs.pravostok.ru/katehumen/?p=1321

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: