Преподобный серафим саровский – от портрета к иконе. Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный

Любинское благочиние

Материалы о православной жизни в Любинском районе Омской области.

Цитаты преп. Серафима Саровского

Рай и ад начинаются на земле.

Суди себя сам, и Господь не осудит.

Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду еще никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.

Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.

Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!

Серафимо-Дивеевский монастырь.
Преображенский собор.

Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы сама эта келия была полна червей и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той небесной радости…

В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Душу надо снабдевать Словом Божиим, ибо Слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются уши, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением Слова Божия и, в уединении, прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения.

Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель.

Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Как на свет ангела нам грешным нельзя взглянуть, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны.

Когда в сердце умиление, то и Бог бывает с нами.

Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаенному сердца человеку: сие должно разуметь о молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с другими занятиями духа молчальничество возводит человека к благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. Ты только седи в келье своей во внимании и молчании, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: «На кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (см. Ис. 66, 2). Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает подвижника неразвлекаемым. Наконец приобретшего сие ожидает мирное состояние.

Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом.

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…

Сердце человеческое открыто единому Господу и един лишь Бог Сердцеведец: а приступит человек, и сердце глубоко.

Страсти истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми Промыслом.

Только досыта ничего не вкушай, оставь место Святому Духу.

Царствие Божие заключено в сердце человека.

Я, грешный Серафим, так и думаю, что я грешный раб Божий; что мне повелевает Господь как рабу Своему, то я и передаю требующему помощи. Первое помышление явившееся в душе моей, и говорю, не зная, что у собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывается воля Божия для его пользы. Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так я и действую, своей воли не имею, а что угодно Богу, то и передаю.

Читать еще:  Приглашение на 40 дней после смерти. Что можно и нельзя делать в течение года после смерти близкого человека

Серафим Саровский: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный»

Серафим Саровский — великий целитель и мудрейший монах, которого верующие почитают по сей день. Его житие вдохновляет, а учения помогают обрести истину. Это великий человек, о котором нужно знать и помнить.

Потому сегодня редакция «Так Просто!» рассказывает о житии Серафима Саровского и вспоминает его учение.

Преподобный Серафим Саровский

Святой Серафим родился 19 июля 1759 года в городе Курске. При крещении его нарекли Прохором. Когда ему было три года, отец мальчика умер, незадолго до трагедии взяв подряд на строительство храма преподобного Сергия. Мать Прохора взяла на себя все труды по продолжению работ.

Часто и мальчик ходил с матерью на стройку. Однажды во время осмотра он оступился и упал с высокой колокольни. Спустившись вниз, мать увидела, что сын ее здоров и невредим, в чём усмотрела божественный знак. Уже тогда было ясно, что для этого мальчика уготована особая миссия.

Старший брат Прохора занимался торговлей и со временем стал приучать к этому и мальчика. Однако душа его всегда стремилась к Богу: каждый день он посещал храм, просыпался рано утром, чтобы пойти и послушать утреню. В раннем возрасте он выучился грамоте, тогда его любимым занятием стало чтение Священного Писания и Жития святых.

В 17 лет юноша твердо решил, что оставит мирскую жизнь. Тогда он попросил благословения у матери и посвятил себя иноческой жизни. Поначалу он отправился в Киево-Печерскую лавру, где познакомился с затворником Досифеем. Именно затворник рассмотрел в Прохоре верного слугу Христова и сказал, что место юноши в Саровской пустыне.

Благодаря этому совету в 1778 году Прохор оказывается в Сарове. Там его принял старец Пахомий, который на тот момент был настоятелем в обители. Святой много молился, а в келье внимательно читал духовные книги. Его образ жизни был суровым, однако душа требовала большего.

Тогда, получив благословение старцев, избранник Божий начал уходить в лес для молитв. Братья удивлялись силе духа и святым подвигам Прохора. Святой часто болел, но всякий раз отказывался от лечения, предпочитая уповать на волю Божию. Когда состояние святого стало критическим, ему явилась Божия Матерь и исцелила его. Со временем на месте этого чуда построили храм.

В 1786 году, когда Прохору исполнилось 28 лет, он был пострижен в иноки и принял имя Серафим. В 1787 году Серафим был посвящен в сан иеродиакона. После этого 6 лет без перерыва был в служении. Он мало спал, почти не отдыхал, забывал поесть, но Бог всегда давал ему особые силы.

В 1793 году святой принял сан иеромонаха, а после ухода старца Пахомия Серафим по благословению старца Исаии оставил обитель. Он ушел жить в лес, в уединенную келью на берегу реки. Понемногу обустраивал быт: сделал рядом с кельей огород, разводил пчел. Всё остальное время проводил в молитве и за чтением святых книг.

Жизнь святого была непростой, и на пути его ждали разные испытания. Однажды на Серафима напали разбойники, требовавшие денег, которые тот якобы получил у мирян. Конечно же, у старца никаких денег не было, что разозлило грабителей. Они набросились на Серафима и сильно избили его.

Когда он пришел в сознание, то сразу поблагодарил Бога за свое страдание и помолился о прощении нападавших. Наутро он с трудом добрался до обители, где его осмотрели врачи. Он чудом выжил, ведь травмы были очень серьезными. Он долго лежал обессиленный, отказавшись даже от пищи.

В то время у Серафима случилось видение. К нему явилась Богородица и апостолы Петр и Иоан и сказали врачам: «Что вы трудитесь?», — а самому преподобному: «Сей от рода моего!». Тогда Серафим отказался от врачей и отдал свою жизнь в руки Господа. Через девять дней к нему вернулись силы и он смог встать с постели.

Однако в свою келью он вернулся только спустя 5 месяцев. Со временем люди узнали о преподобном и начали приходить за помощью. Он принимал многих, давал им советы, делился мудростью и наставлениями. Святой помог многим, уже тогда в сердцах людей зародилась искренняя любовь к Серафиму и его учениям.

Об отшельнике знали не только люди, но и дикие звери. Многие не раз видели, как Серафим кормил с рук большого медведя. Отшельник излучал любовь и веру, и даже природа отвечала ему тем же.

На три года святой принял обет молчания. Тысячу дней и ночей он стоял на камне и молился Богу. Он стойко переносил и зимнюю стужу, и летний зной, и дожди. Спускался с камня, только чтобы принять пищу.

После этого подвига святой сильно ослабел. Он уже не смог самостоятельно приходить в обитель, потому в 1810 году после 16 лет жизни в лесу он оставил пустынь и вернулся в монастырь. Там он начал новый подвиг затворничества: поначалу он никуда не выходил и ни с кем не разговаривал. Никто не видел даже то, как он брал пищу.

В его келье была лишь икона Божией Матери, лампадка перед нею и обрубок пня вместо стула. В сенях стоял дубовый гроб, возле которого старец молился, готовясь к переходу к вечной жизни. Только через 10 лет своего затворничества Серафим снова заговорил, чтобы послужить миру. Он отворил свою келью, и к нему начали приходить люди. Он давал им наставления, учил жизни и делился мудростью.

За год и десять месяцев до завершения земной жизни Серафиму снова явилась Божия Матерь. Это было предзнаменованием близкого ухода святого и его нетленной славы. В 1833 году келейник преподобного почувствовал запах гари, идущий из кельи святого Серафима. У него всегда горели свечи, он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а, когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Читать еще:  Рожденные 8 марта знак зодиака. Здоровье и болезни

Так и случилось. Когда открыли двери кельи, то увидели бездыханное тело святого Серафима Саровского, а вокруг тлеющие вещи и книги. Его уложили в подготовленный гроб и погребли около соборного алтаря. Вскоре Серафима причислили к лику святых. Еще много лет к тому месту приходили люди и молились преподобному.

Святой считал, что самый страшный грех человека — это уныние. Он призывал людей избавиться от духа отчаянья и радоваться жизни. Потому сейчас люди идут к Серафиму в трудные минуты жизни. Святой всегда помогает и утешает, если молящийся действительно нуждается в помощи.

Святой говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный». Нам всем нужно прислушаться к этому совету и начать ценить жизнь и радоваться ей!

Житие святых — один из лучших источников мудрости. Наглядный тому пример — житие Сергия Радонежского, которого и по сей день помнят и любят православные верующие.

Семь поучений преподобного Серафима Саровского

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.

Против излишней попечительности

Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам, по слову Спасителя (Мф. 6, 33).

Лучше для нас презирать то, что не наше, т. е. временное, и преходящее и желать нашего, т. е. нетления и бессмертия. Ибо, когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого Богосозерцания подобно Апостолам при Божественнейшем Преображении и приобщимся превыше умного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сынове суще (Лк. 20, 36).

О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?

Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.

О мире душевном

Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12).

Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житие на небесeх есть (Фил. 3, 20).

Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумeния ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).

Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

Читать еще:  Приснился зеленый горох. К чему снится горох

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! мир даждь нам (Ис. 26, 12).

О хранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою.

Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).

В сем случае сможем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.

А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Как относиться к родным и близким?

С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».

Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать себя самих. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и тогда перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божья: «Аще не отпускаете человекам согрешения их, то и отец ваш Небесный не отпустит согрешений ваших».

Как христианину относиться к неверующим?

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего – из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть в сохранении другим? Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.

Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению святого Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яко от хранения, паче помощи, яже от дел».

Должно быть милостиву к убогим и странным – о сем много пеклись всякие священники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосердны, яко же и Отец ваш милосерд есть». Когда же мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.

Источники:

http://l-blagochinie.cerkov.ru/k-110-let-pr-serafima-sar/kratkie-izrecheniya-serafima-sarovskogo/
http://kaprizulka.mediasole.ru/serafim_sarovskiy_nuzhno_udalyat_ot_sebya_unynie_i_staratsya_imet_radostnyy_duh_a_ne_pechalnyy
http://www.pravmir.ru/poucheniya-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: