Прекращение преследования старообрядцев. Гонения на старообрядцев

Гонения, преследования защитников древних православных обычаев начались сразу после церковной реформы.

9 октября 1652 года стала печататься первая переиначенная никоновскими справщиками книга – Псалтырь, в которой были исключены указания о двуперстном крестном знамении и о земных поклонах при великопостной молитве св. Ефрема Сирина. Книга вышла 11 февраля 1653 года, а вскоре Никоном была разослана «память» (инструкция, циркулярное письмо), в которой он единолично предписывал всей Церкви последовать новому, установленному им порядку.

Миниатюра из книги «Об отцах и страдальцах соловецких». Начало XIX века.

Спор о вере в Грановитой палате в 1682 году.

За приверженность старой вере предусматривались наказание кнутом, пытки, ссылка с конфискацией имущества и смертная казнь.

Православная вера учит христиан во всем слушаться Христа, святых церковных Соборов и поступать по правилам святых отцов.

Поэтому православные русские люди не должны были и не захотели слушаться патриарха, когда он велел всем изменить установленные обычаи по своему желанию. Надо больше бояться прогневать Бога, чем Никона, рассудили они.

Но патриарх был настроен решительно. Репрессии против несогласных не заставили себя долго ждать. 4 августа был заключен под стражу протопоп Иоанн Неронов, а через несколько дней – протопоп Аввакум вместе с единомышленниками из числа прихожан. Вскоре были схвачены и многие другие священники, смело вставшие на защиту Православия. Старая вера сразу лишилась многих наиболее активных и образованных своих приверженцев.

Портрет правительницы Софьи Алексеевны. 1682-1689.

Ворота тюрьмы суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

Фрагмент бумажной полосы с сургучными печатями; ими полвека были опечатаны Царские врата храма Рожества Христова, что на Рогожском кладбище в Москве.

В 1654 году Никон созвал Поместный собор, который должен был оправдать беззаконно начатую им церковную реформу. На нем епископ Павел Коломенский выразил несогласие с Никоном, за что был избит лично патриархом, арестован и сослан в Новгородские пределы, где его вскоре убили. Несмотря на последовавший уход Никона с патриаршества, церковная реформа продолжалась, и защитников Православия арестовывали, ссылали, подвергали различным репрессиям.

Большой Московский собор 1666-1667 годов окончательно утвердил факт церковного раскола. Его участники писали: «Аще же кто. не послушает хотя в едином чесом повелеваемых от нас, или начнет прекословити. мы таких накажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления» (то есть если же кто хотя бы в чем-нибудь одном не послушает из того, что мы повелели, или начнет нам прекословить, то мы таких накажем духовным прещением, а если и нашим духовным наказанием начнут пренебрегать, то мы к таковым добавим и телесные мучения).
И «телесные озлобления» прилагались. В XVII веке против православных христиан правительство, направляемое новообрядческими архиереями, разворачивало даже настоящие военные действия. Войска осаждали Соловецкий и Палеостровский монастыри, посылались для прочесывания лесов под Волоколамском, под Вязниками.

При царе Феодоре Алексеевиче стали издаваться специальные указы о преследовании приверженцев старой веры, предусматривавшие наказание кнутом, пытки, ссылку с конфискацией имущества и смертную казнь. В частности, казнить предписывалось того, кто, отвергнув старую веру, снова к ней возвращался, а также «окончательно упорствующих».
В 1682 году в Пустозерске были сожжены протопоп Аввакум со своими сподвижниками, казнен протопоп Никита Добрынин и многие другие.

епископ Конон Новозыбковский

архиепископ Аркадий Славский,

епископ Геннадий Пермский

7 апреля 1684 года были изданы знамени-тые «Двенадцать статей» царевны Софьи. Согласно этому Указу тех, кто подозревался в содержании старой веры, надлежало пытать, а тех, кто стоять будет в пытке упорно и не покоряться, жечь в срубе и пепел развеять. Тех же, кто перекрещивал, надлежало также сжигать, а если раскаются, то сжигать, «причастив Святых Тайн». Приютившие старообрядцев даже всего на одну ночь лишались имущества (если по неведению, то просто наказывались батогами) и ссылались. Немудрено, что огромное количество русских людей было вынуждено бежать в глухие леса и за пределы России.

В 1702 году Петр I гарантировал свободу вероисповедания иностранцам, вызываемым для службы в Россию. В манифесте говорилось: «Мы. охотно предоставляем каждому христианину пещись о блаженстве души своей».

Но к старообрядцам это не относилось. При Петре I были созданы многочисленные учреждения и должности для искоренения старообрядчества, такие как Розыскные раскольничьих дел канцелярии, мирские судьи и сыщики по раскольничьим делам из гвардейских поручиков. Все граждане были обязаны доносить на известных им старообрядцев.

До 1716 года в России последовательно проводилась политика истребления собственного русского народа по религиозному признаку.

8 февраля 1716 года было признано более полезным применить экономические меры: старообрядцам было позволено жить в селах и городах при условии двойного налогообложения.
Старообрядцев, согласившихся платить двойную дань, так и стали называть двоеданами. Однако это не означало отмены прежних гонений. Особенно отличался жестокостью и ненасытностью архиепископ Нижегородский Питирим, преследовавший и казнивший древлеправославных христиан, прятавшихся от него по глухим лесам. В книге «Пращица» Питирим писал: «Раскольников, как еретиков и мятежников, следует подвергать таким же наказаниям и смерти, каким подвергались древние еретики и раскольники. В Ветхозаветной Церкви непокорных поведено убивать, тем более в новой благодати подобает наказанию и смерти предавати непокоряющихся Восточной церкви».

И это были не просто слова, Питирим приложил немало усилий, чтобы на смертную казнь были осуждены керженские иноки, из которых самым известным был диакон Александр Керженский.
Разработанный при Петре I «Духовный регламент» предписывал: для того чтобы узнать, не является ли человек тайным старообрядцем, его рекомендовалось причастить в новообрядческой церкви. А если он откажется, то причастить следовало насильно!
Для этой цели было изобретено даже специальное приспособление: кляп, вбиваемый в рот, имеющий по середине отверстие, куда могла вставляться воронка. Этот же регламент запрещал старообрядцам занимать духовные и гражданские должности.

На старообрядцев пытались оказывать психологическое давление, унижая и превращая их в изгоев общества. В 1722 году для отличия от прочего населения царь повелел носить старообрядцам особую одежду: серые зипуны с высоким клееным «козырем» (козырьком) красного цвета, ферези и однорядку с лежачим ожерельем.

За нарушение полагалось взыскивать пошлину и штраф.

Святыни, находящиеся у старообрядцев, тоже подвергались гонениям. В XVIII веке повелева¬лось зарывать в землю мощи святых, если они находились у старообрядцев, чтобы «раскольники не могли вырыть», а Святые Дары – сжигать. Господствующая церковь боролась и с иконами старого письма. До конца XVIII в. предписывалось также отбирать у старообрядцев старопечатные книги (впоследствии отбирались лишь книги, напечатанные без разрешения властей или содержащие критику господствующей церкви).

Разрушение семейных основ русских семей тоже было методом преследования за убеждения. В то время как всем народам Российской империи была дарована свобода вступать в брак по их обрядам, в отношении старообрядцев действовали многочисленные распоряжения, по которым им запрещалось совершение таинства брака и крещения. Дети, родившиеся у старообрядцев, русских по национальности, считались незаконнорожденными.
При императрице Елизавете жесткость мер против старообрядцев смягчается; подобная политика проводится и в царствование Екатерины II. Правительство стало даже защищать старообрядцев от неправомерных действий местных светских и духовных властей. В начале 60-х годов XVIII века при духовных консисториях были учреждены так называемые «раскольнические конторы». Посылаемые этими конторами воинские команды в некоторых местах действовали столь «успешно», что уже в 1761 году Сенат издал указ, предписывающий Сибирской губернской канцелярии оказывать защиту обывателям от произвола этих команд.

С 1761 года старообрядцам, бежавшим от преследований, было разрешено вернуться из-за границы. Для их поселения были выделены места в Поволжье и в Сибири.
С 1782 года старообрядцы освобождаются от двойного налогообложения, а с 1783 года последователей старой веры стали официально именовать старообрядцами (по закону 1745 года христианам запрещалось даже называть самих себя староверцами).
Законодательство становилось все более либеральным. Стало возможным возводить старообрядческие храмы (в этот период были построены три храма Рогожского кладбища).
Однако в 1822 году это вновь стало запрещено.

Читать еще:  Как выглядит иероглиф «любовь»? Похожи ли китайский и японский иероглифы «любовь»? Благоприятные иероглифы и их значения на русском.

Николай I с самого начала своего царствования стал ограничивать льготы, даро¬ванные Екатериной II и Александром I. С 1827 года даже простая покраска часовни должна была осуществляться только по особому разрешению. При нарушении храм могли сломать, а старообрядцев арестовать. Наиболее одиозным актом насилия над староверами стала программа Особого комитета, возглавляемого министром внутренних дел графом Д.Н. Блудовым, официально объявившим, что власти видят в «раскольниках» особое общество, «имеющее потенцию» к антиправительственным действиям, в связи с чем требовалось усилить полицейские меры.

Сильнейший удар по Церкви был нанесен в 1832 году, когда прием новых «беглых» священников был полностью запрещен. На старообрядческое священство император Николай I обрушил новые жестокие гонения. Последние «дозволенные» священники вымирали, принятых вновь власти вылавливали. Произошло оскудение священства, грозившее полным его исчезновением. Староверов насильно присоединяли к синодальной церкви. Опасность по милости Божией была преодолена только после появления в России священников и епископов Белокриницкой иерархии.
Многие из них были арестованы, но Церковь Христова выжила.

Не сумев лишить Церковь священников, власть предприняла попытку уничтожить духовные центры старообрядчества. Были разорены многие скиты. В Нижегородкой губернии в уничтожении старообрядческих скитов лично участвовал известный писатель Павел Мельников (Андрей Печерский), и эти события были отражены им на последних страницах романа «На горах». 7 июня 1856 года были запечатаны алтари храмов Рогожского кладбища.
Одновременно по всей России было закрыто множество храмов и молелен.

Был предпринят удар и по экономической самостоятельности старообрядчества. С 1853 года старообрядцы смогли записываться в купечество только на временном праве, что не освобождало от рекрутской (многолетней воинской) повинности и ограничивало возможности заниматься торговлей и предпринимательством.

С шестидесятых годов начинаются некоторые послабления. В 1863 году купцам-старообрядцам выдаются постоянные свидетельства, а в 1883 году, в царствование императора Александра III, законодательство по старообрядческому вопросу становится более либеральным. Древлеправославным христианам при соблюдении определенных условий разрешается проводить общественные богослужения и даже строить новые храмы.
Епископ Конон Новозыбковский, архиепископ Аркадий Славский, епископ Геннадий Пермский – старообрядческие архиереи, исповедники; каждый из них провел более 20 лет в тюрьме суздальского Спасо-Евфимиева монастыря во второй половине XIX в. Освобождены в 1881 году.

После известного Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года старообрядцы наконец были уравнены в правах с остальным населением России. Возрождение Церкви было мощным, стремительным, но недолгим.

После Октябрьской революции 1917 года старообрядчество подверглось (на этот раз вместе со всеми остальными верующими России) гонениям от безбожной власти. Церковь Христова снова украсилась кровью мучеников.

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта – иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор – кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации – Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор – Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005

Отпечатано в филиале ОАО “ТОТ” Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон – (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.

За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

Также на богослужении вместо пения “Аллилуйя” два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры (“В Духа Святаго Господа истинного”) убрал слово “истинного”.

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за “старую веру”, против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от “древлего благочестия”, а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками “старой веры” приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников “старой веры” получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении “последнего времени”, о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Читать еще:  Джунгли: к чему снится сон. К чему снится Джунгли? Снится « Джунгли » во сне

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия “толков” и “согласий”. Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной церкви. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковь. В середине XIX века они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (ныне территория Черновицкой области, Украина). В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали “беглых” попов — перешедших к ним из православной церкви), не признала Белокриницкую иерархию.

Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром старообрядческим поселением Рогожское кладбище в Москве.

До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев “бить батогами и, поеле конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь”.

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, “соблазняющие” верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая “распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища”. На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский “Указ о веротерпимости” гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— “О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им”;

— “Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию”;

— “Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие”.

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Старообрядцы, староверы, раскольники

Староверы, старообрядцы – общепринятое название приверженцев церковного мировоззрения, традиций и культуры древней Русской православной церкви (дониконовского периода). Понятие «раскольники» появилось в 1650-1660–х годах, после проведения реформы Патриархом Никоном и произошедшего в следствии ее раскола Русской православной церкви.

Предыстория раскола Русской церкви

Христианство, завезенное на Русь из Византии, было основано на византийских традициях. Все русские тексты книг и, в том числе Священного Писания, являлись переводами.

Традиционные обряды и элементы богослужений были взяты не из книг, а передавались в устной форме между священнослужителями. В связи с чем в конце 16 века возник спор о том, сколькими же перстами необходимо креститься. Документальных письменных источников, строго определяющих традицию «крестного знамения», не имелось.

На Руси, со времен крещения, по примеру Византии было принято двоеперстие (крестились двумя перстами). В то время как в Греции в 13 веке приняли троеперстие. Были и другие отличия, которые по мере накопления сильно рознили Московскую Церковь и греческую.

Поскольку Греция считалась своеобразной преемницей и продолжательницей византийских традиций, то Русская церковь внимательно смотрела на новые веяния в греческой культуре, постепенно вводя их у себя.

Например, русское духовенство задолго до 17 века начало носить одежду, аналогичную греческим священнослужителям, следом же ввели традицию носить длинные волосы и т.д.

Церковный раскол

К середине 17 века Русская церковь пришла к пониманию необходимости церковной реформы для минимизации различия между греческий и русской традицией.

Царь Алексей Михайлович назначил на пост Патриарха Московского и Всея Руси митрополита Новгородского Никона в 1652 году, после смерти предыдущего главы церкви.

Никон, уже длительно служивший в церкви, имел свой взгляд на тексты и обряды. Патриарх считал, что необходимо максимально точно проводить церковные обряды, поскольку это имеет ключевое значение. Константинопольская церковь в этом вопросе считалась эталонной, то заняв высочайшую должность, Никон решил реализовать свои идеи и провести церковную реформу.

Читать еще:  Во сне защищаться от нападения. Нападение по соннику

Примечательно, что Патриарх Константинопольский Паисий, с которым советовался Никон, отмечал, что обряды – это несущественная часть религии, они могут толковаться и исполняться по-разному. Никон воспринял ответ по-своему. Поэтому в 1650-х годах началось реформирование русских церковных традиций при поддержке царя Алексея Михайловича Романова.

Изменения русских традиций

Работу Никон начал с тщательного изучения документов, утвердивших возникновение Московского патриаршества, и сравнения русских церковных текстов с аналогичными греческими (для перевода были приглашены специальные эксперты, знающие греческий язык).

По итогам были созданы инструкции для всех церквей, где указывались все произведенные изменения и предписывалось теперь действовать по новым правилам.

В результате церковной реформы были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг. Изменения нельзя назвать значительными. Кое-где убрали союзы в предложениях, заменили написание слов (Например, Исус стал писаться Иисус), заменили словосочетание «несть конца» на будущее время для Царствия Божьего и прочее.

Ввели новую традицию крестного знамения – тремя перстами. Отменили малые земные поклоны, кланяться теперь нужно было в пояс.

Проведение крестного хода тоже изменилось – теперь шли против солнца.

Введено троекратное произнесение «аллилуйя» при богослужении (ранее произносили два раза).

Изменили просфоры – их число и печать.

После реформы

Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги и обряды.

Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО

Однако, появилось целое движение недовольных новыми правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила, было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или отправляли в заключение или в ссылки.

Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции, они не признавали этих святых.

Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная церковь» или «староверы». Лишь к концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».

Течения и виды старообрядчества

Учитывая региональность и удаленность друг от друга недовольных новыми правилами реформы Никона, спустя несколько десятилетий появились разные течения старообрядцев. Это связано с тем, что священнослужители, вдохновлявшие раскольников и собиравшие большое число последователей, не только стремились отстоять принципы староверия, но и внедрить свои собственные идеи и убеждения.

Представители разных согласий старообрядчества не признавали друг друга, считая именно свою веру и традиции истинными.

Поповское согласие

Наиболее популярным течением старообрядчества было «поповство». Староверы этого согласия существовали и вели свою деятельность аналогично православной церкви. У них были свои священники, которые считались необходимыми для проведения обрядов и таинств. Оплот поповцев-старообрядцев находился в Нижегородской области, позднее распространился по России – в Донскую область, Чернигов, а в 19 веке главная община находилась в Москве.

Священнослужителей старообрядцы принимали из православной церкви, поскольку сами не могли рукоположить духовенство, к тому же считали, что преемственность сохраняется, не смотря на реформы.

В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия, которая и по сей день остается ведущим течением в старообрядчестве. Часть раскольников перешла в беспоповкую секту, не захотев подчиняться митрополиту Боснийскому Амвросию, перешедшего из православия в старообрядцы.

Единоверие

Единоверы, так называемые православные старообрядцы. 1800 году они перешли в подчинение Русской православной церкви, при этом сохранили все традиции старообрядчества в неизменном виде, поскольку православным митрополитом были объявлены «пункты единоверия».

На сегодняшний день продолжают существовать единоверческие общины.

Беспоповские секты

Как следует из названия это течение старообрядчества осуществляло свою деятельность без священнослужителей. После смерти попа заменить его было некому, а тех, кто следовал новым принципам и традициям в православии старообрядцы не доверяли. Поэтому оставшись без священника, староверы были вынуждены назначать мирянина на эту должность. Пришлось отказаться от элементов, которые мог проводить только духовный чин, но в целом богослужения продолжались проводиться.

Массовое место проживания беспоповских сект относится к северным районам России (наиболее распространено Даниловское Поморское и Федосеевское согласие), Карелии, Вятской губернии, Нижегородской области, но как явление они встречались повсеместно.

Помимо отказа отказа от священнослужителей, у этого течения появилось много форм. Некоторые согласия полностью отказывались от икон, считая их оскверненными, молились глядя строго на восток, для чего в стене дома проделывали дыру (от чего получили название «дырники»). Иные предпочитали бежать и скрываться от властей, не уплачивать налоги и другие повинности (таких называли бегуны или странники).

Список раскольников Даниловской беспоповской секты 1904 года Вятская губерния. Старообрядцы Орловского уезда. Источник ГАКО

Чем отличаются старообрядцы от православных

У каждого старообрядческого течения могут быть свои исключительные особенности, приобретенные в течение многих лет, но всех их объединяет особое церковное мировоззрение, основанное на «древнеправославных» традициях.

Крестятся двумя перстами.

Крест четырех конечный без Распятий, либо восьмиконечный с Распятием.

Крещение проводится с троекратным погружением.

Все буквенные и текстовые изменения в богословных книгах, принятые во время реформы Никоном отсутствуют, молитвы и тексты читают по-старому.

Пение в церкви должно быть только унисонное.

Крестный ход совершается не против солнца, как в православии, а по ходу солнца.

Особенности быта

Кроме того, образ жизни и длительное историческое преследование старообрядцев наложил на них отпечаток в поведении и особым традициям.

К чужакам относятся с недоверием. Посуда, из которой будут пить или есть чужие, будет выброшена. Старообрядцы стараются поддерживать традицию русского народного костюма.

Жениться на представителях другой веры старообрядцы не могли (требовалось перейти в их согласие)

У староверов существуют свои кладбища. Раньше, если не было возможности сделать отдельное кладбище, то раскольники отделяли себе территорию, запрещая православным ходить на свою половину. Похороны и помины практически не отличаются от православного обряда.

Иконы у старообрядцев имеют определенные сюжеты, выполнены в традициях древнерусских мастеров: Спас Благое Молчание, Мученик Христофор-Псеглавец, Никола Отвратный. Если икона выполнена из дерева, то лики темные. На иконах обычно присутствует множество надписей на полях. Иконы могут быть сделаны из металла или олова. (во время гонений приходилось скрываться от преследования, и такие иконы лучше сохранялись).

По данным переписи 1897 года в Вятской губернии проживало почти 96 тысяч старообрядцев, а к 1912 году их количество выросло на 10 тысяч. По этому показателю Вятка занимала третье место, после Пермского края и Области Войска Донского.

Многим староверам пришлось неоднократно переселяться из-за преследований властью. Некоторые перебрались в Южную Америку, где образовались огромные старообрядческие общины, продолжающие традиции своих предков.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Источники:

http://klintsy-portal.ru/?id_catalog=912
http://ria.ru/20130211/922328695.html
http://yulianovozhilova.ru/starovery/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: