Представителями протестантизма являются. Словарь «Что есть что в мировой политике»

Представителями протестантизма являются. Словарь «Что есть что в мировой политике»

Протестантизм – самое молодое направление в Христианстве, родившееся на волне широкого антикатолического движения в Европе XVI в. Его корни которого лежат в первоначальном и особенно средневековом Христианстве, где у него были знаменитые предшественники – вальденсы во Франции XII в., лолларды, гуситы (последователи чеха Яна Гуса, первыми отказавшиеся признавать верховенство папы ещё в XV в.) и англиканство (чаще именуемое полу-протестантизмом, поскольку оно практически во всём, кроме признания верховенства папы, совпадает с католицизмом). Понятие протестантизма охватывает все западные конфессии, которые не выходят за рамки Христианской традиции, но отличаются от её римо-католической версии, всех, кто вышел из повиновения папе римскому в ходе и вследствие духовного переворота на Западе, известного под именем Реформации. В ходе этого движения новая форма религии почти сразу разделилась на несколько главных ответвлений: лютеранство (по имени его основателя бывшего каноника Мартина Лютера из Германии, ныне это самая крупная протестантская деноминация в мире), реформатская церковь (более известная, как кальвинизм, от имени одного из двух её главных деятелей в Швейцарии, Жана Кальвина, или пресвитерианство), анабаптизм. Последний настаивает на буквальном соблюдении новозаветных заповедей, является предшественником меннонитов, а также, по-видимому, баптистов. В дальнейшем дробление протестантизма продолжилось, чему способствовали как вероучительные споры внутри него и претензии отдельных проповедников на получение нового откровения, так и желание верующих восполнить исчезающую при разрастании деноминации взаимоподдержку внутри общины, что приводило к основанию новых групп.

В итоге протестантизм распался на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект (в течение восемнадцатого и девятнадцатого столетий в дополнение к вышеназванным возникли, среди самых известных, баптисты, адвентисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения) и превратился в собирательную категорию, не исчерпывающуюся каким-либо одним конкретным исповеданием: для него характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. Наиболее крупные из них принято объединять в четыре ветви: Реформистские церкви – англиканство (полу-протестантизм), анабаптизм, кальвинизм и лютеранство; Пост-реформационные движения – пуританство, баптизм, пиетизм, пятидесятничество и харизматизм; «Великое пробуждение» – ривайвелизм, методизм, Евангелизм и ученики Христа; Реставрационизм – адвентизм и движение Реставрации. Начиная, с «великого пробуждения», большинство течений формировалось под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью. Сейчас в западных обществах всё большее развитие получает маргинальный протестантизм, в котором дух рационализма приводит к законченному атеизму, развившемуся преимущественно в протестантских странах, а рациональный коллективизм вырождается в человекоугодничество (обмирщение церкви): венчание, в нарушение Библейских заповедей, гомосексуалистов, отмену контроля над абортами, допущение употребления наркотиков, применение эвтаназии и др. Данные явления всё сильнее разлагают протестантскую церковную жизнь.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о триединстве Бога, бессмертии души, Аде и Рае, Откровении, спасении личной верой и делами и проч., отвергает Чистилище. В отличие от католицизма, но также, как Православие, протестанты учат, что первородный грех испортил природу человека. Поэтому люди, хоть способны к добру, не могут спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Его новшествами по сравнению с католицизмом и Православием являются отношение к Священному Преданию (исключительно Священному Писанию следуют меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов, а те, кто почитают Предание, признают его авторитетность лишь в той мере, в какой оно следует Писанию) и принцип священства всех верующих. Протестанты принимают решения только двух первых Вселенских Соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского (мормонов и свидетелей Иеговы, отказывающихся от них, остальные протестанты не считают христианами). Православные и католики отказывают протестантам в Апостольском преемстве, с этим не согласны англиканская церковь и лютеране Скандинавии. Позднейшие течения протестантизма часто имеют собственное учение, лишь отчасти соотносящееся с классической теологией. Адвентисты принимают пророчества Елены Уйат. Пятидесятники уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии), считая это признаком «Крещения Духом Святым». В настоящее время некоторые протестантские церкви (особенно харизматики) более следуют учениям своих пастырей, а не Священному Писанию. По мнению многих новых протестантов Апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием существования Церкви Божией.

Протестантизм не знает, в принципе, монашества (монастыри есть только у лютеран и англикан) и духовенства, которое было бы, как в католицизме, наделённым особой благодатью посредником между Богом и прихожанами. Каждый христианин, будучи избранным и крещёным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение. На практике, священники, пасторы и епископы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами. У одних протестантских деноминаций существует формальная иерархия (епископат), у других она присутствует неформально, для поддержания порядка. Могут существовать и монастыри в виде коммун. Безбрачие или обязательный брак для священников и пасторов не имеет единой регламентации. Из таинств протестантизм признаёт лишь крещение и причащение, лютеранская церковь уделяет причастию много внимания, для допуска к которому может требоваться конфирмация. Исповедь и отпущение грехов не являются таинством, при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Протестантское Богослужение ограничивается проповедью, молитвой и пением псалмов и гимнов на родном для верующих данного прихода языке. Протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, а часть из них – также в поклонении святым и многочисленных праздниках в их честь, иные же, наоборот, с почтением относятся к святым, как примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.

Читать еще:  Традиции язычников. Реферат: Языческие обряды у современных славянских народов

В настоящее время протестантизм имеет наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Протестантизм оказывает в них непосредственное и глубокое влияние на их внутреннюю и внешнюю политику. Классической протестантской страной считаются США. Там находятся штаб-квартиры баптистов, пятидесятников, адвентистов и некоторых других протестантских церквей и деноминаций. Хотя в Америке теперь больше католиков, среди её президентов таковых было всего двое. Как правило, президенты США относятся к баптистским или евангелическим церквям. Их религиозные убеждения находят своё выражение в принятии ими решений. Баптисты, как правило, более ориентированы на консервативные или праволиберальные ценности, прихожане новых евангелических церквей – на леволиберальные, вплоть до свободы гомосексуальных браков и экстраполяции определённых политических моделей на весь мир. Наиболее яркие примеры Клинтон и Буш-мл., являющиеся баптистами евангелического толка, и бывшие, каждый в своё время, проповедниками. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей (ВСЦ) . Протестантизм – религия, активно распространяющаяся по миру в наши дни. К нему причисляют себя уже до 20% верующих традиционно католических Бразилии и Чили, а также имеющей свою национальную языческую религию Южной Кореи. Относительно много протестантов в Японии, Китае, Индии, среди христиан Африки. По некоторым данным в постсоветское время в протестантизм перешли более 500 тыс. лиц, относящихся к семьям, исторически исповедовавших ислам, в Средней Азии и Казахстане.

В России протестантизм известен со второй половины XVI в. Тогда в Москве, Нижнем Новгороде и других городах иностранцы-лютеране образовали первые протестантские объединения. Во второй половине XVIII в. в Саратовской и Таврической губерниях среди немецких колонистов возникли общины меннонитов. Со второй половины XIX в. стал распространяться баптизм, затем появились евангельские христиане, адвентисты, а в 20-е гг. XX в. – пятидесятники, свидетели Иеговы и др. В настоящее время на территории Российской Федерации действует несколько десятков протестантских организаций. Общее число протестантов в современной России не поддаётся точному учёту. Официальные оценки дают несколько сотен тысяч сторонников. В кругах Русской Православной Церкви, с тревогой относящейся к протестантской проповеди в нашей стране, обсуждаются и более значительные цифры.

Протестантизм

Протестанти́зм (от лат. protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях — возражение, несогласие) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма.

Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Содержание

История возникновения

Протестантизм возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к Католической Церкви, в ходе движения Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.

По мнению сторонников Реформации, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.

Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Происхождение названия

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — «протестантизм».

Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого протестанта. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Читать еще:  Можно ли во время оразы принимать лекарства. Нельзя купаться и чистить зубы

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.

Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

Организация

Единого центра протестантизма не существует; организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.

Обряды и таинства

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Распространение протестантизма

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в большей или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах. По данным экспертов [каких?] на 2010 г. христианство имеет 2,2 млрд последователей, что составляет 31,5 % населения Земли. Примерно 50 % из них принадлежат к Римско-католической церкви. Протестантов оказалось 37 %, а православных — 12 % [источник?] .

В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом) [1] .

Протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20 % населения Бразилии, 15-20 % населения Чили, около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм [1] .

Внутрицерковные дискуссии и внешняя критика

Споры о протестантизме христианами других конфессий велись с самого начала его существования.

Основные моменты разногласий или критики протестантизма со стороны православных и католиков. Тезисы выделены курсивом.

Вероучение

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают отрицание той роли Священного Предания, которую оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания, по которым они были приняты [2] [3] . Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая, что канон был сформирован под руководством Духа Святого [4] .

Читать еще:  Обряд примеры из жизни. Обряды на руси, русские и древнерусские обряды

Еще в 1575-м году в Лефортово был первый лютеранский храм. Протестанты признают приоритетную роль Священного Писания (а не Священного Предания) в качестве основы для подлинной духовности человека. Предания в расчёт принимаются только с точки зрения Писания.

Учение протестантизма: душа человека спасается только лишь через веру в Иисуса Христа как своего спасителя, (лат. Sola fides ) и через благодать Божью, которая выражается в том, что Иисус умер за грехи каждого человека, а не посредством добрых дел (Библия, Иаков 2:17-20), католиками и православными отвергается.

Организация

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства [5] . Отсутствие апостольского преемства не признаётся самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путём полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, — известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви.

Протестанты не признают деяний третьего — седьмого Вселенских соборов [6] . Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому мормоны [7] и свидетели Иеговы [8] не относят себя к протестантам (по той же причине остальные протестанты не считают их христианами [9] ).

Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, не отрицаются этими конфессиями также святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Обряды

По мнению православных критиков, отсутствие Таинств, характерных для православия, делает протестантскую религию «неполноценной [10] [11] , ущербной и нестабильной» [11] , приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму [9] (развившемуся преимущественно именно в протестантских странах [12] .

Образ жизни, вопросы этики и морали

С точки зрения консервативных протестантов, например, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, представителей других протестантских конфессий, а также критиков вне протестантизма, ряд представителей протестантских деноминаций в Западной Европе демонстрирует так называемое «обмирщение Церкви», проявляющееся в либеральном отношении к гомосексуализму, абортам, наркотикам, эвтаназии, суициду и др. Так, например, Лютеранская Церковь Швеции одобряет однополые браки.

С точки зрения консервативных протестантов, подобные вещи — маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом. [источник?]

Протестантские церкви государств СНГ и Прибалтики [13] , а также протестанты в США, Азии и Латинской Америке в данных вопросах гораздо более консервативны, подобные тенденции их не коснулись.

Со стороны атеистов и иных конфессий

Также часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и прозелитизм [11] . Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей, на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Например, пастор церкви «Новое Поколение» А. С. Ледяев, формально терпимо относясь к руководству РПЦ [14] , в своих проповедях и выступлениях регулярно жёстко критикует православие, Русскую Православную Церковь [15] [16] ; также неоднократно он именовал себя «апостолом» и призывал построить общество, где каждая сфера жизни руководилась бы людьми определённой конфессии [17] ; на голосовании в лучших деятелей Латвии призывал голосовать за себя жителей других стран [18] . Такое поведение известного протестантского пастора неизбежно становится объектом контркритики [19] . Представитель другого течения протестантизма — баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство» [20] указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям.

Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды, проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном [21] [22] [23] .

Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (исследователь феномена современного сектанства).

Со стороны правозащитных организаций

Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви, запрещающие разводы, аборты, внебрачные половые связи и гомосексуализм [24] .

В массовой культуре

В современной западной массовой культуре образ верующего-протестанта часто используется как пример сильно консервативного религиозного человека, например Нед Фландерс в сериале Симпсоны [25] [26] .

Источники:

http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pl?term1304500356
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2534

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: